Доклад на тему "Формы работы и методы обучения на уроках ОПК и ОДНКНР"
методическая разработка

Алексенцева Анна Николаевна

 "Формы работы и методы обучения на уроках ОПК и ОДНКНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Формы работы и методы обучения на уроках

ОПК и ОДНКНР

Формы работы и методы обучения на уроках

ОПК и ОДНКНР

   Современный учитель, планируя, организуя и осуществляя образовательный процесс по духовно-нравственному воспитанию, должен опираться на религиозно-национальное богатство культуры во всем ее многообразии, постоянно пополняя и расширяя свой педагогический опыт.

   Учитель сам выбирает программу, логику изложения, методы и приемы обучения с учетом особенностей класса, уровня подготовленности учащихся.

   Высокая познавательная активность возможна только на увлекательном для ученика уроке, тогда ему будет интересен предмет изучения.

   Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.

   В практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:

- урок-практикум;
- урок-путешествие;
- урок-экскурсия;
- урок-ролевая, деловая игра;
- урок-презентация;
- кино-урок;
- урок в форме вопросов и ответов;
- интегрированный урок, круглый стол, различные викторины, конкурсы и т.д.

Урок-путешествие (Данная форма урока носит контрольно-обобщающий характер. Его рекомендуется проводить после изучения какой-либо темы).

Урок-погружение (Предусматривает полное перевоплощение учеников и их погружение в изучаемую эпоху. Данную методику можно использовать как на контрольно-обобщающих уроках, так и на уроках изучения нового материала).

Урок-презентация (Данная форма урока предполагает, что учащиеся самостоятельно изучают предложенную тему, отбирают необходимый, на их взгляд, материал и представляют его в интересной форме. Может готовиться от недели до двух месяцев. Также подобная форма может быть использована без предварительной подготовки. Класс делится на группы , группа использует дополнительные источники, наглядный материал, предоставленный учителем, и в течение 10-15 мин. готовит презентацию примерно на 5 мин.).

Урок-исследование (Готовится подборка материалов, анализ которых ведет к ответу на вопрос. Инструменты исследования: тексты (или отрывки) художественной и др. литературы, сочинения по данной теме, интервью, личный опыт и т.д.).

Урок в форме «вопросов и ответов» (Как правило, обобщающий по теме. Учащиеся формулируют вопросы к учителю, священнослужителю, одноклассникам. Вопросы пишутся обычно заранее по прохождении темы. Учитель дифференцирует эти вопросы: культурологические, нравственные, общечеловеческие и прочие… На часть вопросов отвечает учитель, на большую – сами ученики. На занятие приглашается священнослужитель.

    Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной деятельности на уроке. Существует три вида организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Методы обучения

   Метод обучения – это способ взаимодействия педагога и учащегося, в ходе которого происходит передача новых знаний, умений и навыков. Прием – это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным умением или навыком. А метод – процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Кейс-метод – это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов)

Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Метод обучения – процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов:

- дидактические игры;

- действия по инструкции;

- выработка коллективных решений;

- доказательства и аргументация точек зрения;

- работа с иллюстративным материалом;

- практические работы;

- разработка проектов;

- тематические дискуссии;

- работа с притчами и т.д.

Методы и приемы работы с притчами.

   Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. Работа над притчей помогает размышлять, приводить свою точку зрения.

    Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались.

Анализ притчи.

 План: а) символы притчи; б) ценности, которые утверждает притча; в) основная мысль.

1.Обсуждение основной идеи, смысла истории.

2.Анализ названия притчи (придумать новое название притчи)

3.Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться)

4.Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

5.Выделение ключевых понятий.

6.Инсценировка притчи.

7.Сравнение нескольких притч.

Интернет-ресурсы:

Сайт «Клевер Лаборатории»

На сайте «Клевер Лаборатории» можно найти полезную информацию и прочитать нравственные статьи. Очень много интересной и познавательной информации, которую можно рассказать ребятам. 

Здесь вы найдете поясняющие и методические материалы для уроков учебника «Основы православной культуры» под редакцией О. Ю. Васильевой (модуль ОПК курса ОРКСЭ), а также материалы по Основам духовно-нравственной культуры народов России.

На каждую тему есть:

---Понятие (короткая статья для учителя, объясняющая тему) или учебный текст (который учитель может использовать для чтения с детьми на уроке в качестве дополнительного материала).

---Дополнительные материалы (фото, видео для учителя и ученика, цитаты, стихи, иллюстрации).

---Практические задания к уроку на развитие креативности, критического мышления, коммуникативных качеств, творческого потенциала (все это учитель может использовать на уроке, а также для выполнения детьми домашнего задания).

   Также к некоторым урокам ОПК есть видео с рекомендациями опытных учителей, как лучше объяснить тему ученикам.

Сайт «Кино-уроки в школах России»

(начальная, основная, средняя школа).

   При регистрации на этот сайт вы получаете доступ не только к скачиванию короткометражного фильма, который раскрывает нравственные качества человека, но и к методическому пособию.

   Предлагаются такие материалы: рассматриваемое качество, дается определение, цитата, антипод (противоположность)

   Пример: начальная школа. Тема: патриотизм

    Группа школьников решает создать отряд специального назначения «Новые тимуровцы» для помощи хорошим людям, оказавшимся в трудной ситуации. Их первым делом становится помощь мальчику в поисках нагрудного знака «Отличный шофер», которым был награжден его дедушка, сейчас тяжело больной. В ходе поисков ребята знакомятся с директором музея ретро-автомобилей, который рассказывает им о героическом подвиге людей, получивших такие награды, спасающих город от голода порой ценой своей жизни, и о том, что награды хранятся в сердцах тех, кто об этом подвиге помнит. Фильм повествует о том, что быть наследником Победы — это значит помнить, гордиться и никогда не забывать подвиг наших солдат в Великой Отечественной войне, гордиться подвигом своих дедов и прадедов.

Для проведения кино-урока предлагаем следующие материалы: 

Рассматриваемое качество: патриотизм

Определение: Патриотизм – это любовь к родине. Проявляется в готовности пожертвовать своими интересами ради нее; в уважительном отношении к языку, культурному достоянию, народам ее населяющим.

Антипод: предательство, шовинизм 

Цитата:

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней
(А. Н. Толстой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"

"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...

Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.

quot;Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы."              ...

Доклад на тему "Использование кейс-метода как нестандартного метода обучения на занятиях "

В современном образовании в практике профессионального обучения стал более широко использоваться кейс-метод – метод анализа конкретной ситуации. Этот метод я практикую на своих занятиях учебной ...

Дипломная работа "Групповые методы обучения и воспитания"

В данной работе раскрыто понятие обучения, рассмотрены различные виды групповых методов обучения, с примерами и классификацией.Указаны преимущества и недостатки групповых методов обучения.Также затрон...

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...

Доклад на ЦМК - Применение интерактивных методов обучения при изучении клинических дисциплин

Интерактивное обучение – это специальная форма организациипознавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в формесовместной деятельности студентов, при которой все участники взаимод...