Доклад "Применение практикоориентированных методов обучения при подготовке по профессии "Оператор связи"
статья на тему

Карпунина Вера Николаевна

 Прохождении производственной практики обучающихся в почтамте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карпунина Вера Николаевна,

ГБПОУ РМ «Краснослободский промышленный техникум»,

преподаватель спецдисциплин

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПО ПРОФЕССИИ «ОПЕРАТОР СВЯЗИ»

В нашем техникуме осуществляется подготовка обучающихся по специальностям СПО и профессиям НПО. Сегодня основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Современная педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными  в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от педагогов применения новых методов, приемов и форм работы.

Одним из таких методов является практико-ориентированное обучение. Работодатели хотят, чтобы будущий специалист обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде. В новых федеральных стандартах представлены не только знания, дидактические единицы, но и  умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции.

Переход на стандарты нового поколения предопределяет необходимость совершенствования материально-технической базы учебного заведения для формирования опыта практической деятельности. Большая работа в этом направлении проводится и в нашем техникуме. Так, для обучения по профессии «Оператор связи» в почтовой лаборатории на машины ККМ установлены новые почтовые программы для изучения и отработки  профессиональных модулей. Обучение обучающихся в почтовой лаборатории приближена к производству. Во время учебной практики обучающиеся отрабатывают приемы и навыки по каждому  профессиональному модулю. Ведь если при обучении в техникуме обучающиеся  своими руками научатся выполнять все необходимые трудовые операции, с которыми они встретятся в своей профессиональной деятельности, то при возникновении нестандартной ситуации на работе будет более легче их устранять.

Производственная практика у обучающихся по профессии «Оператор связи» проходит на штатных местах базового предприятия Краснослободский почтамт. Производственная практика является важнейшим этапом в подготовке квалифицированных специалистов. Только при обучении на производстве обучающимся предоставляется возможность изучить технологию современного производства, осознать себя членами трудового коллектива. У обучающихся воспитывается сознание общественного долга, уважение к традициям коллектива..

Наше базовое предприятие – Краснослободский почтамт. Рабочие места здесь оборудованы современными техническими средствами и электронной техникой. С каждым годом повышаются требования к почтовой связи по обеспечению пересылки и доставки всех видов почтовых отправлений. Эти задачи решаются на основе развития и совершенствования материально - технической базы почтовой связи, широкого внедрения новой техники и технологий.

Начиная с первого курса обучающиеся имеют возможность проходить производственную практику на рабочих местах Краснослободского почтамта. Вначале они знакомятся с рабочими местами, должностными обязанностями операторов связи, техникой безопасности на рабочем месте. В организационную структуру Краснослободского почтамта входят: операционный зал; страховой участок; отдел почтальонов; отдел подписки. Расстановка обучающихся по рабочим местам ведется с учетом отработки профессионального модуля.

Самый ответственный участок  для обучающихся является операционный зал. Ведь  обучающимся предстоит возможность работать с клиентами  Обучающийся должен знать, что с клиентом надо  вести себя корректно,  вежливо, спокойно. Оказывать пожилым людям помощь в оформлении почтовых отправлений, оплате платежей за газ, свет и т.д. Одновременно обучающиеся закрепляют те приемы работы, которые изучались теоретически и осваивались практически в учебной лаборатории. Все работы обучающиеся выполняют с интересом и ответственностью. При обучении на предприятии создаются благоприятные условия для развития у обучающихся профессиональной самостоятельности.

 Предприятие - заказчик не остается в стороне от педагогического процесса, а принимает деятельное в нем участие. С социальным партнером  Краснослободский почтамт регулярно проводятся совместные заседания,  на котором координируется план производственной практики под нужды предприятия.        Если на учебной практике рассматривались вопросы, связанные с отработкой умений и получением первичного практического опыта, то на производственную практику выносились вопросы, связанные с приобретение практического опыта по конкретному виду деятельности. В ходе прохождения производственной практики на каждого обучающегося заполняется аттестационный лист, с указанием оценки, подтверждающей приобретение практического опыта по выполнению определенного вида работ. Обучающимися составляется отчет по производственной практике по каждому профессиональному модулю. Анализ производственных ситуаций проводится как на практических занятиях, так и  на уроках закрепления учебного материала и в ходе проведения практик.

Практическая направленность обучения отслеживается и при проведении квалификационных  экзаменов.   Результат  экзаменов показал, что все обучающиеся освоили определенный вид деятельности. После сдачи квалификационных экзаменов обучающиеся более вдумчиво относятся к выполнению работ на практике, они понимают, что при сдаче экзамена каждый из них должен предъявить результат, который докажет, что данный вид профессиональной деятельности освоен. Практическая направленность обучения позволит выпускать  специалистов, более подготовленных к работе на предприятиях города и востребованных на рынке труда области.

 Социальное партнерство в системе образования - явление  актуальное и перспективное.  Плодотворное сотрудничество с предприятием-работодателем будет продолжаться. Оно полезно всем: выпускнику, техникуму, предприятию, заинтересованному в получении качественно подготовленных специалистов. Возникают еще такие формы взаимодействия, как стажировка преподавателей спецдисциплин, выпускные письменные квалификационные работы обучающихся, приближенные к реальным производственным условиям. Приобретение обучающимися практического опыта и накопление информационных контактов в сфере производства облегчает в конечном счете проблему трудоустройства по окончании учебного заведения.      

Литература

  1. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская - Питер, 2001 
  2. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Метод проектов как один из методов обучения»

В работе представлен план -конспект семинара для педагогов, проведенного в рамках цикловой методической комиссии математических и естественно-научных дисциплин в колледже. В конспекте содержится весь ...

10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...

Доклад на тему "Использование кейс-метода как нестандартного метода обучения на занятиях "

В современном образовании в практике профессионального обучения стал более широко использоваться кейс-метод – метод анализа конкретной ситуации. Этот метод я практикую на своих занятиях учебной ...

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...

Технологическая карта занятия по дисциплине Педагогика "Понятие о методах и приёмах обучения. Классификация методов обучения"

Технологическая карта открытого занятия по дисциплине Педагогика на тему "Методы воспитания. Условия эффективности методов стимулирования деятельности" предназначена для студентов 2 кур...