Кейс-метод, как интерактивный метод обучения в профессиональной подготовке парикмахеров
статья

Милованова Екатерина Станиславовна

В статье представлен опыт работы с кейс-ситуациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые члены жюри и коллеги. Я хочу вам представить свой опыт работы по теме:

Кейс-метод, как интерактивный метод обучения в профессиональной подготовке парикмахеров

В настоящее время система профессионального обучения, находится в поиске новых эффективных методов обучения, что обусловлено его ориентацией на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста.

Однако в настоящее время обучение парикмахеров в основном ориентировано на технологический процесс: мастер производственного обучения показывает и рассказывает о стрижке, окраске, прическе своим студентам. Однако, работая в системе салонного бизнеса, я поняла, что сущность самой профессия гораздо шире. Она предполагает взаимодействие парикмахера и клиента, понимание мастером его образа и личности. Поэтому целью своей работы я поставила: поиск эффективных технологий, способствующих развитию профессиональных и общих компетенций. Процесс профессиональной подготовки парикмахеров должен иметь целостный, комплексный подход к работе с клиентом. Но его невозможно реализовывать с помощью только традиционных подходов, где обучающийся играет нередко пассивную роль. Наиболее полно современным задачам подготовки парикмахера - профессионала отвечают активные методы обучения и, прежде всего, — кейс-метод, который очень редко используется в подготовке парикмахеров.

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.

Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая мастера п/о.

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Сегодня я хочу остановиться на использовании элементов кейс –технологии на уроках учебной практики по профессии «Парикмахер».

Так, на уроке учебной практики, по теме «Окрашивание волос красителями 2 группы», я предложила следующую кейс-ситуацию:

   Женщина среднего возраста пришла в парикмахерскую «Люкс» на стрижку и окрашивание  волос, решено было сделать стрижку «Каскад» и окрашивание в тон под номером 5 (темный шатен). Парикмахер, сделала стрижку и окрашивание, но по окончанию процедуры выяснилось, что клиент не доволен цветом волос, т. к. он получился гораздо светлее (на 2 уровня), и седина не закрасилась.  

Клиентка недовольна. Создается конфликтная ситуация.

Обучающимся было дано задание:

  1. Проанализировать описанную ситуацию.
  2. Выявить моменты, когда парикмахер показал некомпетентность в своей работе?
  3. Уточнить,  какие факторы повлияли на получение не желаемого цвета волос клиента?
  4. Предложить выход из данной ситуации.

В следствии этого, мы выходим на тему нашего урока, и студенты учатся выполнять окрашивание волос по инструкционно-технологическим картам. Обучающиеся глубоко вникли в проблему и, с большим интересом, преступили к выполнению работы. Т. е. данный кейс смотивировал их, а так же актуализировал знания по междисциплинарному курсу «Окрашивание волос».

Каждый кейс – это комплект учебно-методических материалов: задачи, разработанные на основе производственных ситуаций, задания к ним, формирующие у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения проблемы,  технологические карты, опросники и тесты. Например,  такие кейсы-комплекты  разработаны по некоторым темам модулей: Выполнение химической завивки, Выполнение окрашивания волос, Оформление причесок.

Результаты выполненной работы «осязаемы». Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

КЕЙС – МЕТОДов достаточно много видов (метод ситуационного анализа, метод инцидента, метод ситуационно-ролевых игр, метод разбора деловой корреспонденции , игровое проектирование, метод дискуссии), однако я использую пока только метод ситуационного анализа и метод дискуссии.

ДЛЯ СОЗДАНИЯ КЕЙСА я использую в качестве материалов:

• Проблемные реальные ситуации, которые возникали в моей профессиональной деятельности (например, клиент кардинально хочет превратиться из брюнетки в холодную блондинку, как это сделать более щадящим способом.)

• Интересные исторические факты (например, факт того, что в Древней Греции гречанки предпочитали носить длинные волосы, поэтому парикмахерам той эпохи приходилось выдумывать всевозможные виды укладок для локонов. На основе этого факта строилась кейс-ситуация по теме «Выполнение укладок»)

ЭТАПЫ РАБОТЫ С КЕЙСОМ

1 этап. Знакомство с ситуацией, ее  особенностями.

2 этап. Выделение основной проблемы.

3 этап. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

4 этап. Принятие решения.

5 этап. Презентация решения.

Кейсовая  технология  (метод)  обучения  —  это обучение  действием.  Усвоение  знаний  и формирование  умений  есть  результат  активной самостоятельной  деятельности  студентов  по разрешению  противоречий,  благодаря  чему  и происходит  творческое  овладение профессиональными  знаниями,  навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

        Применение в практике кейс-метода имеет ряд преимуществ перед традиционным обучением:

Назову три самых главных:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой.
  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (softskills), которые связаны с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами. Этим навыкам не учат на уроках, но они оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.

Применение интерактивных форм работы и правильное сочетание различных методов обучения дают положительные результаты. Обучающиеся активно принимают участие в районных и областных профессиональных конкурсах.

Так, Борщева Ю. В., Саушкина Э. В., Криворучко О. Е. участвовали в Региональном чемпионате Worldskills Russia, в компетенции «Парикмахерское искусство». Калашникова  К. В. приняла участие в Отборочном чемпионате Worldskills Russia, в г. Тюмень. Сама я являюсь экспертом демонстрационного экзамена в компетенции «Парикмахерское искусство», а так же – главным экспертом Регионального Чемпионата Worldskills Russia в компетенции «Эстетическая косметология».

О моей полной качественной и результативной работе, как мастера производственного обучения, можно сказать или сделать вывод после трех, пяти и более лет, когда у выпускников сформируется достаточный жизненный и трудовой опыт. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "нов...

Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»

Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»...

10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...

статья на тему Использование игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Использование различных форм и видов игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ....

Презентация "Возможности использования каталога свадебных причесок в профессиональной подготовке парикмахеров"

Презентация представляет собой иллюстрационный материал выступления на методическом объединении...