Организация проектной деятельности по математике для 6 классов по теме Математика древних миров
учебно-методический материал

Прокофьева Юлия Викторовна

Описание организации проектной деятельности по математике

Для обучающихся 6х классов

по теме "Математика Древних миров"

с описанием этапов деятельности для учителя и учеников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:

Прокофьева Юлия Викторовна, учитель математики ГБОУ школа №487 Выборского района Санкт-Петербург

Название проекта: Математика Древних миров.

1. Проект предназначен учащимся 6 классов.

2. Актуальность проекта: Формирование знаний о математике древнего мира, понимание важности математики, стимулирование интереса к науке. Развитие проектных умений (планирование, сбор, анализ информации, коммуникация, презентация), творческих способностей, самостоятельности.

3. Цели:

  • организация поиска новых знаний, формирование умений использовать эти знания при создании продукта проектной деятельности;
  • развитие учебно-познавательной мотивации и познавательного интереса учащихся;
  • формирование умений преобразования практической задачи в познавательную и наоборот;
  • формирование умений самоорганизации, саморегуляции, контроля и управления временем, эмоционально-волевыми усилиями;
  • формирование умений по организации сотрудничества в группе, распределение функций в совместной деятельности, осуществление взаимного контроля;
  • создание условий для формирования познавательной рефлексии;
  • формирование умений осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • формирование коммуникативных умений составления текстов различных типов в устной и письменной форме;
  • овладение различными формами устных публичных выступлений.

4. Местоположение проекта

  • школьные дисциплины: Математика, история;

5. Вид проекта

A. По предметно-содержательной области: межпредметный проект, на стыке различных областей.

В. По количеству участников проекта: групповой (до 15 человек).

С. По характеру доминирующей в проекте деятельности: 

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения.

6. Продолжительность работы над проектом: четверть.

7. Проблемная ситуация: мультфильм "Коля, Оля и Архимед".

8. Формулировка проектного задания для учащихся: Изучить развитие математики в древности, наглядно предоставить полную информацию по этой теме.

9. Возможный продукт проекта: Выставка, Стенгазета, Доклад, Сценарий, Экскурсия (виртуальная или реальная), Видеоролик.

10. Список литературы / источников, рекомендуемых учащимся по теме проекта:

  1. Березкина Э. И. Древнекитайская математика. - М.: Наука, 1980. - Точка доступа - https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nauki/berezkina_eh_i_matematika_drevnego_kitaja_1980/51-1-0-1107
  2. Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. - М.: ГИФМЛ, 1959. Точка доступа - https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nauki/b_l_van_der_varden_probuzhdajushhajasja_nauka_matematika_drevnego_egipta_vavilona_i_grecii_perev_s_golland_i_n_veselovskogo/51-1-0-358
  3. Википедия. Свободная энциклопедия. Точка доступа - https://ru.wikipedia.org 
  4. Глейзер Г.И. История математики в школе. М., Просвещение, 1964. Точка доступа - http://ilib.mccme.ru/djvu/istoria/school.htm
  5. Гнеденко Б. В. Очерки по истории математики в России. - М.: КомКнига, 2005.
  6. Матье М.Э. День египетского мальчика. - М., 1975 - Точка доступа - http://www.rodon.org/mme/dem/
  7. Просветов Г. История математики. Учебно-практическое пособие. Учебно-практическое пособие обложка книги. - М.: Альфа-Пресс, 2018.
  8. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. - М.: Наука, 1984 - Точка доступа - https://edu-lib.com/matematika-2/dlya-studentov/stroyk-d-ya-kratkiy-ocherk-istorii-matem
  9. Хармац А. Математика Древнего мира на уроках в школе: книга об истории развития математики. - М.: Прометей, 2019.
  10. Цикл видео-лекций BBC: The Story of Maths (История математики). Точка доступа - https://www.youtube.com/watch?v=7RI748nJYu0
  11. Юшкевич А.П. История математики. - М.: Наука, 1970 - Точка доступа: http://ilib.mccme.ru/djvu/istoria/istmat1.htm 

11. Необходимые ресурсы для выполнения проектного задания:

  • Материально-технические: Компьютер, принтер, бумага, листы ватмана, кисти, краски, карандаши, одежда, реквизит.
  • Информационные: Литература, интернет, Youtube


12. Организация проектной деятельности.

Основные этапы работы над проектом, содержание проектной деятельности

Деятельность учащихся на данном этапе

Деятельность учителя на данном этапе

Используемые технологии и методики

Сроки выполнения, средства промежут. контроля

1. Ориентирование

Просмотр м/ф "Коля, Оля и Архимед", ответы на вопросы, обсуждение, выявление значимости, формулирование проблемы, вариантов тем.

Объединение в группы по разным направлениям.

Ответы на вопросы анкеты, составление дидактических синквейнов

Показ м/ф "Коля, Оля и Архимед", наводящие на тему вопросы после просмотра.

- Почему Коля и Оля заинтересовались личностью Архимеда?

- Как нам узнать чем продолжилась история Архимеда?

- Опишите, что Коле помогло в работе над докладом?

- Что было бы интересно узнать больше о математике в древности?

- Зачем нам знания о том, что изучали люди в прошлом? Мотивирование учащихся к деятельности.
Ориентирование учащихся в предстоящей проектной деятельности, предоставление методических материалов.
Помощь в объединении учеников в группы, возможные варианты - Древняя Греция, Древний Египет, Древний Китай, Древняя Русь, Арабский мир.  Проведение первого анкетирования

Демонстрация видео, беседа, наблюдение, анкетирование, дидактический синквейн

1-2 академических часа

2. Планирование

Распределение обязанностей между участниками, ответственные:

- за поиск, сбор информации по темам (сыщики),

- за рисование газеты (художники),

- за подготовку костюмов и декораций (декораторы),

- за чтение доклада и информации на презентации (ораторы).

Обсуждение и выбор предстоящего продукта. Начало сбора портфолио, ведение дневника наблюдений

Консультации по возникающим вопросам. Предоставление литературных источников по запросу.

Возможно, озвучивание аспектов темы, важных для структуры работы:

  • Представление чисел
  • Единицы измерения
  • Примеры задач
  • Имена ученых

Методы поиска и анализа информации — поиск в библиотеке, поиск в интернете.
Консультирование с экспертом (куратором проекта, учителями)

1-2

недели

3. Реализация

Подготовка докладов каждой группой и утверждение их текстов у учителя. Конструирование макетов стенгазет, подготовка сценок, сьемки клипа. Возможные варианты — на компьютере, на листах ватмана, в виде сценки.
Группировка материалов — демонстрационных, документальных и усных и наполнение портфолио (информация, записи наблюдений, наброски продукта, описание деятельности во время подготовки продукта), ведение дневника наблюдений

Консультирование по возникающим вопросам. Утверждение текстов докладов.

Просмотр предоставленных учащимися материалов

Сбор, анализ информации.
В зависимости от выбранного продукта — рисование, видеосъемка, перфоманс.
Консультирование с экспертом (куратором проекта, учителями)

Месяц

4. Подготовка и защита

Репетиции выступления, тренировка ответов на вопросы.
Выступление на внеклассном мероприятии с презентацией темы своей группы, участие в дискуссии

Консультирование по возникающим вопросам, поддержка/помощь во время репетиций представления, управление группами в ходе защиты

Выбранные группами методы презентации продукта.
Дискуссия

Две недели
Внеурочное мероприятие

5. Анализ и оценка

Заполнение анкет по диагностике, самооценка своей деятельности, участие в беседе

Проведение диагностики, в том числе групповой, анализ полученных результатов, стимулирование учащихся к рефлексии, рефлексия собственной деятельности. Проведение занятия с обсуждением итогов.

Анкетирование, методика неоконченных предложений, совместное обсуждение

1 академический час

13. Оценка результативности проектной деятельности. (Заполняется самостоятельно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. ГОД РОССИЙСКОГО КИНО - 2016. Математика 5 класс. По теме: "Натуральные числа"

Открытый урок. ГОД РОССИЙСКОГО КИНО - 2016. Математика 5 класс. По теме: "Натуральные числа"...

Открытый урок по математике 5 класс по теме Сложение и вычитание десятичных дробей

Открытый урок по математике 5 класс по теме Сложение и вычитание десятичных дробей...

Контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира"

Контрольная работа, которая построена по принципу "Продолжите фразу" или "Дайте односложный ответ"....

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...

Роль учителей начальных классов в организации проектной деятельности обучающихся

В данной работе я предлагают отчет, как учителя начальных классов в течение года роботали над проектной деятельностью....