Оценка предметных результатов обучающихся начальных классов с использованием информационных технологий
статья

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idealno_sdelannaya_statyayayaya.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка предметных результатов обучающихся начальных классов с использованием информационных технологий

В связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), появляются новые требования к содержанию системы школьного образования и к результатам освоения основной образовательной программы. Всё это привело к переосмыслению и изменению подходов к системе оценивания учебных достижений младших школьников.

Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Кроме того, учитель должен своевременно оценить УУД, проанализировать их. Поэтому ситуация, сложившаяся в школьной практике требует поиска новых подходов и инструментов к оцениванию учебных достижений учащихся.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

В последние годы в России в сфере образования наблюдается стремительное усиление интереса к автоматизации различных видов учебной и административной деятельности. В процессе обучения, прежде всего это коснулось информатизации контроля и оценки результатов обучения учащихся. Самым популярным видом такого контроля является тестирование, основанное на диалоге информационной системы с пользователем.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

В теоретической и практической педагогике важное место всегда принадлежало проблеме контроля, учета и оценки предметных результатов учащихся в учебном процессе, так как они являются необходимыми компонентами последнего

Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Кстати, именно поэтому в ряде западноевропейских стран исторически сложилась шкала оценок противоположная российской. «Единица» - означает высший показатель достигнутых успехов, а соответственно «пятерка» - один из низших. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий. В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок.

Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3, 5, 8, 10 и 12-ти балльную системы оценки знаний.

На протяжении 20-х годов в советской школе вместо отметок засчитывались развернутые характеристики учителей, а также продемонстрированные учениками достижения в творчестве, общественно полезной деятельности. Это органично соответствовало букве и духу Единой трудовой школы, где акцент делался на стимулирование различных видов активности школьников, их самостоятельной деятельности.

Но без «пятерок» и «двоек» учились недолго: в 1939 году в школы вернулись словесные оценки («удовлетворительно», «неудовлетворительно», «хорошо» и «отлично»), а вслед за ними, в 1944 году и привычные баллы.

Данная шкала отметок органично вписывалась в установленный в результате реформ 30-40-хгг. В СССР тип школы, который условно называют «сталинской гимназией»: с раздельным обучением, отсутствием трудовой подготовки, преимущественно вербальным характером обучения, жесткой дисциплиной. Однако по-прежнему налицо было смешение оценки и отметки знаний. Эти понятия трактовались как синонимы, что и порождало серьезные противоречия в образовательной деятельности.

В 1990-е в различных учебных заведениях стали в опытно-экспериментальном ключе апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе от пятибалльной на много балльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговую.

В конце 90-хгг. Стали применяться подходы к оцениванию знаний распространенные в США. Такая система получила название учебное портфолио. Суть ее заключается в том, что организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от учителей, одноклассников, родителей, общественности и др.).

Место, роль и функции системы оценки достижения требований к предметным результатам, ее особенности определяются основными подходами к пониманию ФГОС.

Новый стандарт устанавливает:

  • ориентиры развития системы образования;
  • рамочные требования к содержанию и организации образовательного процесса;
  • общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников.

Образовательный стандарт устанавливает три группы предметных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные предметные результаты для каждой ступени обучения.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета.

Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом

Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, эффективность работы учителя или образовательного учреждения, эффективность системы образования в целом. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио ученика. Это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.

Таким образом, основными направлениями методической работы в области оценочной деятельности являются:

  • проектирование учебного процесса с ориентацией на «научение»;
  • использование материалов стартовой диагностики;
  • создание банка заданий и учебных ситуаций для организации познавательной деятельности учащихся, конструирование заданий;
  • формирование портфеля достижений учащихся.

Реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Главная цель внедрения ИКТ — появление новых видов учебной деятельности.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации.

Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:

  • источник информации;
  • повышают степень наглядности;
  • организуют и направляют восприятие;
  • наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;
  • создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию;
  • это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня.

Использование новых ИТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

  • повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
  • каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
  • за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
  • облегчается процесс контроля и оценки знаний;

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса.

Предметные результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

Контроль усвоения теоретического материала и практических заданий осуществляется с помощью автоматизированной системы проверки знаний (пакет прикладных программ и руководство по его использованию).

Основным средством оценки предметных результатов обучающихся с использованием компьютерных технологий в начальной школе являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме offline (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

Как показывает практика, тестирование является эффективным средством проведения процедур оценки, и этим объясняется наличие большого числа различных компьютерных тестов.

Современный рынок программного обеспечения предлагает разнообразные инструментальные средства для поддержки компьютерного тестирования. При их анализе можно выделить следующие характеристики:

  • функциональные возможности;
  • методики проверки знаний: самоконтроль (тестирование сподсказками), контроль;
  • методики оценивания знаний;
  • режимы (онлайновый, оффлайновый);
  • используемые технологии (сетевые, мультимедиа).

Идеальная тестирующая система должна быть в высокой степени интеллектуальной, чтобы в режиме диалога распознавать ответы учащегося и в зависимости от содержания ответа определять степень их правильности, выбирать дальнейшие задаваемые вопросы, касающиеся любых аспектов изучаемого курса, формулировать рекомендации по исправлению выявленных пробелов в знаниях тестируемого. Построение таких интеллектуальных систем в настоящее время не представляется возможным.

Тесты для младших школьников должны отвечать следующим требованиям:

  • тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
  • компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;
  • в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный учащемуся вопрос;
  • вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;

Задания, представленные в виде тестовых вопросов, являются наиболее распространенными, легкими в программировании и достаточно хорошо изученными. Разработка тестовых заданий менее разработана и более сложна в реализации.

В настоящее время наиболее широко распространены тестовые вопросы следующих типов:

Тип А. Наиболее простой. Предлагаются только два возможных варианта ответов: «Да» и «Нет». Один их этих ответов является истинным, другой - ложным.

Тип Б. На поставленный вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов

Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа.

Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков.

Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием.

Благодаря компьютеру учитель имеет возможность выставить в журнал не просто сухую цифру напротив имени, но дать более детальную характеристику успешности выполнения теста, в которой отражены сильные и слабые стороны работы, а специальными значками отмечен уровень решений, не соответствующий заданным критериям.

На современном этапе развития отечественного образования сложившаяся десятилетиями система оценивания не дает нужных результатов, поэтому сегодня перед учителями стоит важная задача - поиск новых подходов и инструментов в оценивании учебных достижений учащихся. По требованиям нового ФГОС НОО оценка должна отражать индивидуальное развитие учащегося, развивать навыки рефлексии и оценочной деятельности учеников, формировать у них умение учиться. А значит, оценка должна быть направлена на обеспечение качества обучения, и в этом призвано помочь формирующее оценивание.

История развития системы оценки знаний и поведения учащихся показывает, что оценка учебных успехов играет важную роль в образовательном процессе. Несмотря на критику бальной системы и изменения в подходах к оценке, ее эффективность остается неоспоримой. Современное использование компьютерных технологий в оценке знаний и умений учащихся сделало оценивание более эффективным, интересным и мотивирующим.

Практика показывает, что компьютер с полным основанием можно считать неотъемлемой частью учебного процесса. Он может приобрести немаловажное значение как средство оценки знаний и умений учащихся, и кроме того, как мера эффективности избираемых стратегий обучения. Сегодня все понимают, что оценка составляет неотъемлемую часть процесса усвоения, а не просто что-то характеризует или удовлетворяет. Именно поэтому потенциальные возможности адекватного использования компьютера в учебном процессе для диагностических целей весьма значительны.

Вывод, который делают исследователи в тех странах, где накоплен опыт компьютеризации, прежде всего в развитых странах Запада, состоит в том, что реальные достижения в этой области не дают оснований полагать, что применение ЭВМ кардинально изменит традиционную систему обучения к лучшему. Нельзя просто встроить компьютер в привычный учебный процесс и надеяться, что он осуществит революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса, в который компьютер органично вписывался бы как новое, мощное средство обучения, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Формирование валеологических занний у обучающихся начальных классов на уроках маетматики

В пособии рассмотрены вопросы по формированию физиолого-гигиенических и эколого-валеологических знаний у обучающихся 1-4 класов на уроках математики; в целях здоровья сбережения обучающихся предлагают...

Предметные результаты обучающихся МДК 02.01.03 Охрана лесов

Предметные результаты обучающихся МДК 02.01.03 Охрана лесов...

предметные результаты обучающихся

предметные результаты обучающихся...

Предметные результаты обучающихся

Предметные результаты обучающихся...