Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения по ОП 03 Метрология, стандартизация и сертификация специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (2023 г.)
учебно-методическое пособие

В методических указаниях для студентов заочной формы обучения рекомендована последовательность изучения дисциплины (ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам; изучение программного материала по рекомендуемой литературе; составление ответов на вопросы самоконтроля, приведенные после каждой темы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические указания106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «КУРСКИЙ  МОНТАЖНЫЙ  ТЕХНИКУМ»

ОП.03   Метрология, стандартизация, сертификация.

программа  подготовки специалистов среднего звена по специальности

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Методические указания для

заочной формы обучения

КУРСК

Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование,  утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 823.

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых практических занятий и лабораторных работ определяется учебным заведением исходя из профиля подготовки выпускников, контингента студентов (работающих и не работающих по избранной специальности) и соответствующего учебного плана.

На установочных занятиях студентов знакомят с программой дисциплины, методикой работы над учебным материалом и выполнения контрольной работы.

Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы. Проведение практических занятий предусматривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических умений по программе учебной дисциплины.

Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:

  • ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам;
  • изучение программного материала по рекомендуемой литературе;
  • составление ответов на вопросы самоконтроля, приведенные после каждой темы.

        

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;

- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

- формы подтверждения качества

В результате освоения учебной дисциплины формируются общие и профессиональные компетенции:

Код ОК

Наименование  общих компетенций

ОК 1. 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. 

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. 

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. 

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. 

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. 

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. 

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Код ПК

Наименование ПК

ПК 1.1.

Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования  и систем тепло- и  топливоснабжения.

ПК 1.2.

 Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.3.

Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 2.2.

Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к строительству и монтажу

ПК 3.1.

Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 3.2.

Составлять отчётную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 4.1.

Планировать и организовывать работу трудового коллектива

ПК 4.2.

Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности трудового коллектива

ПК 4.3.

Обеспечивать выполнение требований правил охраны труда и произвоственной безопасности

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

12

в том числе:

лекций

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52

Итоговая аттестация в форме                                                                 экзамена

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные источники:

  1. Метрология, стандартизация и  сертификация в машиностроении [Текст]:  учебник.  Рекомендовано  ФГАУ  "ФИРО" /[С.А.Зайцев, А.Н.Толстов, Д.Д.Грибанов, А.Д.Куранов].-М.: Академия, 2019. - 288 с. -(Профессиональное  образование)
  2. Метрология, стандартизация и  сертификация в машиностроении  [Электронный ресурс]: учебник.Рекомендовано ФГАУ "ФИРО"/ [С.А.Зайцев, А.Н.Толстов, Д.Д.Грибанов, А.Д.Куранов. -Электрон.текстовые дан. - М.: Академия, 2020. - 288 с. -(Профессиональное  образование)
  3. Хрусталева, З.А. Метрология, стандартизация и  сертификация [Электронный ресурс]:  практикум ; PDF-копия книги для СПО/ З.А. Хрусталева. - М.: КНОРУС ,2015. - 1  электрон.опт.диск  (CD-R) . -(Электронные издания)

Дополнительный источник.

Никифоров А.Д. «Взаимозаменяемость стандартизация и технические измерения». -М.: Высшая школа, 2007 ».

Интернет-ресурсы: www.standartizac.ru/certifcation/osnovnie 3.html

                                        www.qumer.info/bibliotek/Buks/sciene/biruk.01.php

                                    http://nqjit.narod.ru/predmet:/metroloqia/1.doc

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Тема 1. Качество. Показатели и оценка.

Тема 2. Объекты, цели, функции и методы стандартизации.

Тема 3. Общее понятие взаимозаменяемости.

Тема 4.  Общие сведения о метрологии.

Тема 5.  Сущность и принципы сертификации.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Тема 2. Объекты, цели, функции и методы стандартизации.

     Данная тема является вводной и должна дать понятие качества, его показателей и необходимости разрабатывать показатели при создании нормативных документов.

    Качество — степень соответствия присущих характеристик объекта требованиям к нему. Показатель качества продукции — количественная характеристика основных свойств продукции, обеспечивающих ее качество.

Показатели качества закладываются в нормативные документы в виде определенных требований. Показатели качества: требования назначения, совместимость и взаимозаменяемость, требования эргономики, ресурсосбережения, безопасности, надежности, экологичности, технологичности, эстетические требования

     На современном этапе принята СК, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000 международной организацией по стандартизации разработана серия стандартов серии 9000 (ISO 9001 — ISO 9004), распространяющихся на системы качества предприятий и организаций.

    Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку норм и правил, которые обеспечивают права потребителя на получение качественного товара. Цель стандартизации — выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения.

    Найденное решение дает возможность достичь упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо,  чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов.

     Объект стандартизации — продукция, работа, процесс и услуги, для которых разрабатываются требования в стандартах.

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции:  упорядочения ,охранная, ресурсосберегающая , коммуникативная, цивилизующая ,информационная функция.

  1. Понятие качества.
  2. Привести примеры объекта качества, его характеристик, требований.
  3. Перечислить показатели качества.
  4. Что такое взаимозаменяемость?
  5. Перечислить показатели качества для пластинчатого теплообменника.
  1. Как  оценить качество продукции.
  2. Документация систем качества в теплоэнергетике.
  3. Виды инструкций на предприятии.
  4. Понятие и главное назначение стандартизации.
  5. Цели стандартизации.
  6. Функции стандартизации.
  7. Если область стандартизации – теплоэнергетика, то что является объектами стандартизации?
  8. Принципы стандартизации
  9. Понятие нормативных документов.
  10. Перечислить нормативные документы.
  11. Сравнить (найти общее и различное) технический регламент и стандарт.
  12. Виды стандартов по назначению (для чего каждый)
  13. Виды стандартов по категориям.
  14. Какие документы входят в состав системы стандартизации РФ?
  15. Структура управления и подчинения в системе стандартизации РФ.
  16. Функции федерального агентства , технических комитетов по стандартизации.

Тема 3,4 . Общее понятие взаимозаменяемости. Общие сведения о метрологии.

    В этой теме студенты должны изучить  назначение и виды взаимозаменяемости.  Основное назначение взаимозаменяемости заключается в обеспечении производства изделий необходимого качества с минимальными затратами. Взаимозаменяемость как принцип конструирования и производства изделий включает в себя свойства собираемости изделий и выполнения ими своих функций.

   Взаимозаменяемость деталей и сборочных единиц достигается изготовлением их элементов по всем геометрическим в определенных заранее нормируемых пределах — допусках – это погрешность размера, при которой сохраняется работоспособность изделий.

   В данной теме нужно разобраться в  понятиям о номинальном, действительном и предельном размерах, предельных отклонениях, допусках и посадках.

    Метрология наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Предмет метрологии — измерения, их единство и точность.

Метрология включает в себя методы выполнения практически всех измерительных работ на производстве, а также их правовые и теоретические основы.

   Правовые основы (законодательная метрология) обеспечивают единообразие средств и единство измерений посредством установленных государством правил. Теоретическая (фундаментальная) метрология разрабатывает фундаментальные основы данной науки. Прикладная (практическая) метрология освещает вопросы практического применения разработок теоретической и положений законодательной метрологии.

   Метрологическая деятельность в России основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как установление единиц физических величин, эталонов и связанных с ними других метрологических основ.

    В рамках обеспечения конституционной нормы были приняты законы «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации» и «О техническом регулировании», детализирующие основы метрологической деятельности.

  1. Факторы, обеспечивающие взаимозаменяемость.
  2. Что такое допуск на размер?
  3. Номинальный, действительный, предельный размер?
  4. Примеры применения различных посадок в механизмах.
  5. Назвать три составные части метрологии и их назначение.
  6. Погрешность измерения, виды погрешностей.
  7. Перечислить виды измерений.
  8. Методы измерений.
  9. Классификация средств измерений.
  10. Отличие измерительных прибора и преобразователя.
  11. Разновидности мер.
  12. Государственная метрологическая служба РФ.
  13. Порядок поверки.
  14. Отличие поверки от калибровки.
  15. Метрологические характеристики средств измерений.

Тема 5.  Сущность и принципы сертификации.

    Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям, т.е.  сертификация – это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.

Цели и задачи сертификации. Основные цели российской системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг».

    Сертификация направлена на достижение следующих целей:  создание условий для деятельности предприятий, учреждений, предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

 защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);  контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;  содействие потребителям в компонентном выборе продукции;  содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;  подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

    Система сертификации продукции третьей стороны создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям научно-технического документа (НТД). Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории.

  1. Сущность сертификации.
  2. Принципы подтверждения соответствия.
  3. Цели сертификации.
  4. Состав Системы сертификации
  5. Почему знак соответствия получить сложнее, чем сертификат?
  6. Понятие обязательной сертификации.
  7. Какие товары должны подвергаться  обязательной сертификации.
  8. Понятие добровольной сертификации.
  9. Причины, которые заставляют производителя добровольно обращаться для сертификации.

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ – ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 (экзамен)

Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов выполнение заданий экзаменационного билета.

Текст задания  (экзаменационный билет).

Экзаменационный билет состоит из теоретического и практического задания.

Задание 1: 

Подготовить письменный ответ на вопросы экзаменационных билетов.

  1. Главное назначение стандартизации. Сравнить технический регламент и стандарт.
  2. Перечислить виды стандартов, указать назначение каждого.
  3. Привести примеры международных организаций по стандартизации, порядок  утверждения стандартов.
  4. Структура Государственной системы стандартизации РФ.
  5. Штангенинструменты. Виды. Конструкция. Правила измерения.
  6. Измерения. Погрешность измерений. Причины возникновения погрешностей. Точность измерений. Поверка.
  7. Перечислить три раздела метрологии и их назначение.
  8. Понятие сертификации. Цели сертификации. Где проводится сертификация продукции.
  9. Два вида сертификации в РФ. Где проводятся. Какие объекты охватывают.
  10. Понятие сертификации. Этапы сертификации продукции

Задание 2: 

Выполнить практическое задание.

Если размер вала по чертежу 13-0,1+0,5, определить наибольший и наименьший предельный размер. Дать характеристику выполненных действительных размеров: 13,7;  13,3; 12,7 (годен, брак исправимый, брак неисправимый).

        Оценка «отлично»   выставляется обучающемуся, если  он творчески  подошел кответу,  свободно ориентируется в теоретическом материале, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, верно выполнил практическое задание

- оценка «хорошо»: выставляется обучающемуся, если  ответ на вопрос в целом правильный, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании , при выполнение практического задания допущены ошибки в схематических изображениях,

- оценка «удовлетворительно»: выставляется обучающемуся, ответ на вопрос дан недостаточно полный, непоследовательный, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием, практическое задание не выполнено.

- оценка «неудовлетворительно»: выставляется обучающемуся, если  ответ на вопрос дан с грубыми ошибками, без теоретического обоснования, практическое задание не выполнено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) по специальности СПО 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.  ПМ 02. «Организация и выполне...

ОП 08. СМЕТЫ Методические рекомендации и контрольные задания для заочной формы обучения

Учебная дисциплина «Сметы» предусматривает изучение организации проектирования и ценообразования в строительстве для дальнейшего составления сметной документации при определении стоимости строительств...

Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения

Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения(ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. МДК 01.01 Устройство автомобилей) 2015 г.Учебный материал в методических ...

СТАТИСТИКА Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения

СТАТИСТИКА  Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения...

ФИНАНСЫ Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения

ФИНАНСЫ Методические указания и контрольные  задания для заочной формы обучения...

Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения по ОП 05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (2024г.)

 В методических указаниях для студентов заочной формы обучения  рекомендована оследовательность изучения дисциплины (ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по т...

Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения по МДК 03.01. Наладка и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (2023 г.)

В методических указаниях для студентов заочной формы обучения  рекомендована последовательность изучения дисциплины (ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам; изучен...