Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения по ОП 05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (2024г.)
учебно-методическое пособие

   В методических указаниях для студентов заочной формы обучения  рекомендована оследовательность изучения дисциплины (ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам;изучение программного материала по рекомендуемой литературе;составление ответов на вопросы самоконтроля, приведенные после каждой темы). А также приведены варианты контрольной работы и пример для ее выполнения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические указания85.84 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Уважаемые студенты, вам предстоит освоить учебную дисциплину

 ОП 05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ.   Дисциплина объемная, однако, обзорных лекций немного, всего 5.

     В конце изучения вам предстоит выполнить контрольную работу (перед заданиями по вариантам прошу ознакомиться с методическими указаниями) и задания  из экзаменационного билета.

            При затруднениях при изучении дисциплины или выполнении контрольной работы можно обратиться к преподавателю с просьбой дать консультацию (письменную или устную) по неясным вопросам. Телефон____  или по электронному адресу _____

        Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы. Проведение практических занятий предусматривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических умений по программе учебной дисциплины.

         Выполнение контрольной работы определяет степень усвоения студентами изученного материала и умения применять полученные знания при решении практических задач.

Варианты домашней контрольной работы составлены применительно к действующей рабочей программе по дисциплине.

Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:

ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам;

изучение программного материала по рекомендуемой литературе;

составление ответов на вопросы самоконтроля, приведенные после каждой темы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

90

в том числе:

теоретическое обучение

10

Самостоятельная работа

80

Промежуточная аттестация      экзамен

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. КАЧЕСТВО-ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ 

Тема 1.1.   Качество. Показатели качества. Оценка качества. Система качества  

ИСО-9000, 9001  

     Данная тема является вводной и должна дать понятие качества, его показателей и необходимости разрабатывать показатели при создании нормативных документов.

    Качество — степень соответствия присущих характеристик объекта требованиям к нему.

Показатель качества продукции — количественная характеристика основных свойств продукции, обеспечивающих ее качество.

Показатели качества закладываются в нормативные документы в виде определенных требований.

Показатели качества: требования назначения, совместимость и взаимозаменяемость, требования эргономики, ресурсосбережения, безопасности, надежности, экологичности, технологичности, эстетические требования

     На современном этапе принята СК, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000 международной организацией по стандартизации разработана серия стандартов серии 9000 (ISO 9001 — ISO 9004), распространяющихся на системы качества предприятий и организаций.

 Вопросы для самоконтроля:

1.        Понятие качества. Объект, характеристики, требования

2.        Перечислить показатели качества.

3.        Как  оценить качество продукции.

4.        Перечислить виды контроля качества продукции.

5.        Перечислить совокупность мер для технологического обеспечения качества.

6.          Система управления качеством ИСО 9000.

7.          Перечислить процессы жизненного цикла продукции.

8.          Технический и административный подходы к управлению качеством

Тема 1.2.  Надежность автомобиля –главный показатель его качества.

По стандарту ГОСТ 27.002-89 основными свойствами, определяющими качество автомобиля и его ремонта, являются следующие: эксплуатационные и потребительские свойства:

• надежность и долговечность;

• технологичность;

• эстетические и эргономические показатели;

• степень стандартизации и унификации узлов автомобиля.

  Наиболее важным свойством качества является надежность. Характеризуется надежность рядом признаков, свойств, основными из них являются работоспособность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность.

ГОСТ 27.002—89 предусматривается несколько методов повышения надежности машин, из которых применительно к ремонту автомобилей рекомендуются три: замена ненадежных элементов на более надежные; создание нагруженного резерва в системе; повышение долговечности деталей за счет использования более современных технологий ремонта.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислить свойства автомобиля, которые определяют его качество.
  2. Признаки надежности автомобиля.
  3. Сравнить изнашивание и износ.
  4. Охарактеризовать периоды изменения износа автомобиля во времени
  5. Что такое безотказность и ремонтопригодность?
  6. Что такое долговечность автомобиля, от чего она зависит?
  7. Как повысить надежность автомобиля?

Тема 1.3.  Управление качеством ТОА и ремонта. Качество в системе автосервиса

    В данной теме студент определяет для себя: что значит управлять качеством? кто должен этим заниматься  в системе автосервиса?

    Раннее было определено, что все показатели качества продукции зафиксированы в нормативных документах, значит во-первых их нужно иметь  и изучать для работы.Руководитель предприятия должен не только изучать документы сам, он должен довести основные положения  до работников в виде инструкций, плана действий, распределения ответственности, т.е. создать документацию для своего предприятия.

    Виды документации предприятия: стандарты предприятия, регламенты ( документы, описывающие конкретный процесс), инструкции (описывают конкретную операцию), положения о подразделениях – документы, похожие на должностные инструкции, но описывающие права, обязанности и взаимодействие подразделений, записи (журналы, отчеты, протоколы, рабочие тетради,  внешняя документация , руководство по качеству.

    Для обеспечения хорошего качества работы СТОА необходимо учитывать ряд требований:

обеспечение удобства места, времени и процедуры обслуживания;        учет требований клиентов относительно удовлетворения их спроса; минимизация затрат времени клиентов и продолжительности пребывания автомобиля в техническом обслуживании и ремонте; низкие цены;

удобное расположение СТО; максимально широкая номенклатура услуг; максимальная номенклатура форм предоставления услуг; комплексность услуг и обслуживания.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие виды документации необходимо иметь руководителю автотранспортного предприятия для управления качеством?
  2. Назвать основные виды нормативных документов для обеспечения работоспособности механизмов.
  3. Виды документации на авто предприятии.
  4. Из каких элементов состоит документ.
  5. Назвать причины, которые заставляют авто предприятие улучшать качество услуг.
  6. Перечислить факторы (7), обеспечивающие качество услуг по ТО и ремонту автомобиля.
  7. Какие требования предъявляются к персоналу СТОА.
  8. Понятие «клиентский сервис».
  9. Виды технического контроля и кто его проводит.
  10. Какие требования обеспечивают хорошее качество работы СТОА.

Раздел 2.   ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ        

Тема 2.1.  Объекты, цели,  функции и методы стандартизации

  Эффективно работающий мировой рынок — это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если государства будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и технических барьеров. Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных стандартов.

    Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку норм и правил, которые обеспечивают права потребителя на получение качественного товара. Цель стандартизации — выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения.

    Найденное решение дает возможность достичь упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо,  чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов.

     Объект стандартизации — продукция, работа, процесс и услуги, для которых разрабатываются требования в стандартах.

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции:  упорядочения ,охранная, ресурсосберегающая , коммуникативная, цивилизующая ,информационная функция.

Вопросы для самопроверки:

  1. Понятие и главное назначение стандартизации.
  2. Итог реформы технического регулирования в 2003 году.
  3. Принципы стандартизации.
  4. Сравнить объект и область стандартизации
  5. Если область стандартизации – автомобилестроение, то, что является объектами стандартизации?
  6. Методы стандартизации.
  7. Привести примеры симплификации и параметризации.
  8. Привести примеры унификации и агрегатирования.
  9. Цели стандартизации.

Тема 2.2.  Нормативные документы.

   Нормативный документ (НД) — документ, устанавливающий пра¬вила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Виды нормативных документов: технические регламенты,стандарты;правила,рекомендации, нормы;  общероссийские классификаторы;технические условия

   Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного  использования устанавливаются характеристики продукции и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарты различаются по статусу или категории, а также по видам, в зависимости от назначения и содержания.

Вопросы для самопроверки:

  1. Сравнить (найти общее и различное) технический регламент и стандарт.
  2. Перечислить нормативные документы.
  3. Пояснить  привести примеры ОСТа, СТО, СТП.
  4. Виды стандартов по назначению (для чего каждый)
  5. Виды стандартов по категориям.
  6. Перечислить комплексы межотраслевых стандартов.
  7. СНиП, как пример норм и правил.
  8. Технические условия, их отличие от стандарта.

Тема 2.3.  Структура и работа организаций по стандартизации 

Государственная система стандартизации Российской Федерации — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

 Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Как отмечалось выше, государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), выполняющий функции национального органа по стандартизации.

К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), число которых на 1 территории РФ равно 99 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, в других центрах экономических районов: в Нижнем Новгороде — Верхневолжский ЦСМ, в Екатеринбурге — Уральский ЦСМ, в Курске тоже есть).

Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации). Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ). При изучении темы нужно понять структуру международных организаций по стандартизации и порядок разработки и принятия стандарта.

Вопросы для самопроверки:

  1. Понятие Государственной системы стандартизации Российской Федерации.
  2. Функции территориальных органов по стандартизации.
  3. Примеры региональных организаций по стандартизации.
  4. Как утверждают стандарты.
  5. Примеры международных организаций по стандартизации, как утверждают стандарты.
  6. Что такое принять стандарт «методом обложки».
  7. Структура Государственной системы стандартизации РФ.
  8. Описать организации по стандартизации ЕС и МГС.

Раздел 3.  СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НОРМ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ.

Тема 3.1.   Общее понятие взаимозаменяемости. Стандартизация точности  соединений.

    В этой теме студенты должны изучить  назначение и виды взаимозаменяемости.  Основное назначение взаимозаменяемости заключается в обеспечении производства изделий необходимого качества с минимальными затратами. Взаимозаменяемость как принцип конструирования и производства изделий включает в себя свойства собираемости изделий и выполнения ими своих функций.

   Взаимозаменяемость деталей и сборочных единиц достигается изготовлением их элементов по всем геометрическим в определенных заранее нормируемых пределах — допусках – это погрешность размера, при которой сохраняется работоспособность изделий.

   В данной теме нужно разобраться в  понятиям о номинальном, действительном и предельном размерах, предельных отклонениях, допусках и посадках.

Вопросы для самопроверки:

  1. Назначение взаимозаменяемости.
  2. Понятие  и примеры полной и неполной взаимозаменяемости
  3. Как охарактеризовать уровень взаимозаменяемости производства.
  4. Пути обеспечения взаимозаменяемости.
  5.  Дать определения предельных отклонений размера.
  6. Выполнить графическое изображение поля допуска.
  7. Дать понятие годной детали.
  8. Виды посадок и примеры их применения в автомобилестроении.
  9. Указать правила определения допуска размера по буквенному обозначению основного отклонения и квалитету.

Тема 3.2.     Допуск форм и расположения поверхностей. Шероховатость

    Получить идеальную форму деталей в процессе изготовления невозможно из-за погрешности станка, деформаций станка, инструмента и обрабатываемой детали, неравно-мерности припуска на обработку, неоднородности материала и т.д.   Искажения формы элемента детали, влияние ее на эксплуатационные свойства, технологический процесс и погрешность измерения делают необходимым ввести отдельное нормирование на допускаемые искажения формы. Этот параметр получил название отклонения формы.

   Шероховатость поверхности — совокупность неровностей поверхности с относительно малыми шагами на базовой длине. Измеряется в микрометрах (мкм). Шероховатость является следствием технологической обработки поверхности материала.

    Шероховатость в подвижных соединениях вызывает неравномерность зазоров, увеличение удельного давления, вырывание частиц металла. Эти частицы, попадая в смазку,   вызывают усиленное изнашивание деталей. Шероховатость уменьшает герметичность соединений.

Вопросы для самопроверки:

  1. Причины возникновения отклонений формы.
  2.  Перечислить виды отклонений формы.
  3.  Перечислить виды отклонений расположения.
  4. Правила обозначения на чертеже отклонений формы и расположения.
  5.  Что такое шероховатость, отчего возникает и чем вредит соединению
  6.  Как шероховатость определить количественно.

Тема 3.3.     Допуски и посадки различных соединений

    Подшипники качения самые распространенные стандартные сборочные единицы, обладающие полной взаимозаменяемостью. Допуски на них по ГОСТ 3325-85.

    При проектировании подшипниковых узлов принципиальное значение имеет сопряжение (посадка) внутренних колец с валом и наружных с корпусом. Поскольку подшипники являются стандартными узлами, то валы и корпуса следует приспосабливать к ним. Внутренние кольца сажают на вал по системе отверстия, а наружные в корпус по системе вала.

    С учетом условий эксплуатации в стандартах на допуски для зубчатых и червячных передач  по ГОСТ 1643-81 установлены нормы точности: кинематическая погрешность,. плавность работы, полнота контакта зубьев, величина бокового зазора.

   Поля допусков болтов и гаек установлены в трех классах точности: точном, среднем и грубом. Точный класс применяют для посадок с малым колебанием зазоров в ответственных статически нагруженных резьбовых соединениях. Наиболее распространен средний класс, при котором обеспечивается статическая и динамическая прочность резьбовых соединений.

    Посадки шпоночных соединений получают изменением поля допуска пазов. При неизменном поле допуска шпонки по ширине применяют посадки в системе вала (т.е. шпонка – это вал, а отверстия в валу и в втулке).

Вопросы для самопроверки:

  1. Особенность посадок подшипников качения на вал и в корпус.
  2. Как по посадке подшипника определить что вращается вал или корпус?
  3. Назвать основные параметры метрической резьбы.
  4. Какие посадки и в каких случаях применяются для резьбовых соединений?
  5. От чего зависит точность зубчатых соединений?
  6. Виды зубчатых передач по эксплуатационному назначению.
  7. На какие части шпоночных соединений устанавливают нормы точности?
  8. По каким параметрам центрируются прямобочные цилиндрические соединения?

Тема 3.4.     Износ деталей автомобиля

      Для автомобилей, как для изделий, подвергаемых плановым ремонтам с установленной периодичностью, а также элементам изделий, состояние которых контролируется с определенной периодичностью, кроме предельного износа должен быть установлен допускаемый износ, при котором возможно безопасное использование изделия в течение последующего ремонтного цикла или межконтрольного интервала.

     Предельный износ - износ, соответствующий предельному состоянию изнашиваемого изделия или его составной части.  Предельный износ по параметрам безопасности должен быть установлен в государственных стандартах и (или) конструкторских документах на размеры или сопряжения элементов изделия.

   Допускаемый износ - максимальный износ элемента (сопряжения) изделия, при котором возможно его безопасное использование в течение последующего ремонтного цикла.

Допустимый износ - износ, при котором изделие соответствует нормативным требованиям безопасности.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое износ автомобиля и его предельное состояние?
  2. Определение и примеры предельного износа.
  3. Определение и примеры допускаемого износа.
  4.  Как определить износ детали?
  5.  Перечислить методы определения величины износа.
  6.  В каких случаях проводится дефектация автомобиля? Каков её порядок?

Раздел 4.  ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ.

Тема 4.1.    Общие сведения о метрологии. Государственная метрологическая служба.

    Метрология наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Предмет метрологии — измерения, их единство и точность.

Метрология включает в себя методы выполнения практически всех измерительных работ на производстве, а также их правовые и теоретические основы.

   Правовые основы (законодательная метрология) обеспечивают единообразие средств и единство измерений посредством установленных государством правил. Теоретическая (фундаментальная) метрология разрабатывает фундаментальные основы данной науки.Прикладная (практическая) метрология освещает вопросы практического применения разработок теоретической и положений законодательной метрологии.

   Метрологическая деятельность в России основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как установление единиц физических величин, эталонов и связанных с ними других метрологических основ.

    В рамках обеспечения конституционной нормы были приняты законы «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации» и «О техническом регулировании», детализирующие основы метрологической деятельности.

Вопросы для самопроверки:

  1. Задачи метрологии.
  2. Перечислить три раздела метрологии и их назначение.
  3. Метрологические характеристики приборов, их назначение.
  4. Измерение, погрешность измерения, виды погрешностей.
  5. Порядок поверки измерительного средства.
  6. Международная система единиц СИ.
  7. Государственная метрологическая служба РФ.
  8. Перечислить основные положения закона «О единстве измерений».

Тема 4.1.    Методы и средства измерений

   Средства измерений, утвержденные Госстандартом России, регистрируются в государственном Реестре средств измерений, удостоверяются сертификатами соответствия и только после этого допускаются для применения на территории Российской Федерации.

Перечень средств измерений разбит по видам измерений на 13 групп в соответствии с «Кодификатором групп средств измерений МИ 2314-00»

    Стандартом принята следующая структура описания средств измерений: регистрационный номер, наименование, номер и срок действия сертификата об утверждении типа средства измерения, местонахождение изготовителя и основные метрологические характеристики. Последние оценивают пригодность средств измерений к измерениям в известном диапазоне с известной точностью.

   Все измерения классифицируются на два основных вида: прямые и косвенные.

Прямыми называются измерения, при которых искомое значение величины находят непосредственно из опытных данных (например, измерение массы на весах, температуры — термометром, длины — с помощью линейных мер), Косвенными называются измерения, при которых искомое значение величины находят на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, которые подвергаются прямым измерениям

Вопросы для самопроверки:

  1. Виды измерений.
  2. Порядок описания средства измерения
  3.  Понятие – средство измерений.
  4.  Классификация средств с примерами.
  5. Сравнить измерительные прибор и преобразователь.
  6. Привести примеры прямых и косвенных измерений.

Тема 4.2.    Концевые меры. Приборы для абсолютных и относительных измерений.

    Мера  - это средство измерений, предназначенное для воспроизведения величины одного или нескольких размеров с необходимой точностью. Различают однозначные, многозначные меры и набор мер. Плоскопараллельные концевые меры(ГОСТ 9038—73)  длины выпускают в виде прямоугольных параллелепипедов-плиток, длина которых определяется кратчайшим расстоянием между измерительными поверхностями.

    К наиболее распространенным инструментам для абсолютных измерений относятся штан-генинструменты и микрометрические измерительные инструменты. Штангенинструменты всех видов снабжены штангой и  специальным устройством — нониусом, по которому отсчитывают дробные доли делений основной шкалы. Микрометрические инструменты  служат для измерения линейных размеров и основаны на использовании микровинтовой пары и преобразовании вращательного движения в поступательное.

    Приборы для относительных измерений служат для определения малых линейных размеров, не выходящих за пределы показаний шкалы измерительной головки. Эти приборы основаны на преобразовании малых перемещений измерительного стержня в большие перемещения указателя. В зависимости от устройства механизма они разделяются с зубчатой, рычажно-зубчатой, рычажно-винтовой, рычажно- пружинной передачей.

Вопросы для самопроверки:

  1. Разновидности мер.
  2. Гладкие калибры, их разновидности и назначение.
  3.  Приборы для абсолютных и относительных измерений, примеры.
  4.  Штангениструменты, виды, назначение.
  5.  Как произвести измерение с помощью штангенциркуля.
  6.  Микрометрические инструменты, виды, назначение.
  7.  Как произвести измерение с помощью микрометра.
  8.  Принцип работы индикатора часового типа.
  9.  Принцип работы индикаторного нутромера.
  10.  Принцип работы рычажного микрометра.
  11.  Принцип работы микрокатора.

  Тема 4.3.    Сущность и принципы сертификации. Проведение сертификации в РФ

    Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям, т.е.  сертификация – это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.

Цели и задачи сертификации. Основные цели российской системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг».

    Сертификация направлена на достижение следующих целей:  создание условий для деятельности предприятий, учреждений, предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

 защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);  контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;  содействие потребителям в компонентном выборе продукции;  содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;  подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

    Система сертификации продукции третьей стороны создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям научно-технического документа (НТД). Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории.

Вопросы для самопроверки:

  1. Понятие и цели сертификации.
  2. Порядок проведения сертификации
  3. Где проводят сертификацию, структура этой системы.
  4. Обязательная сертификация, где проводится, каких изделий касается.
  5. Итог сертификации.
  6. Схемы сертификации.
  7. Аккредитация испытательной лаборатории.
  8. Добровольная сертификация, где проводится, каких изделий касается.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Каждый студент выполняет вариант контрольной работы в соответствии с последней цифрой присвоенного ему шифра или по номеру, установленному преподавателем.

  1. Каждый вопрос или задачу начинать с нового листа, обязательно вписывая контрольный вопрос, условия задачи и исходные данные в полном объеме непосредственно перед ответом на вопрос или решением задачи.
  2.  Ответы на контрольные вопросы необходимо давать сжато, конкретно, по существу заданного вопроса.
  3.  Решение задач необходимо сопровождать краткими пояснениями, в которых указывать, какая величина определяется, по какой формуле (привести эту формулу в общем виде), какие величины подставляются в формулу.
  1.  Расчеты выполнять в системе единиц СИ. При всех исходных и вычисленных величинах обязательно должны указываться единицы измерения (размерности).
  2.  В конце контрольной работы следует указать список использованной литературы с полным названием, автором и годом издания.
  3. Затем подписанный файл (желательно Word) отправить в программу и ожидать оценки преподавателя там же.

           9. При затруднениях в выполнении контрольной работы можно обратиться к преподавателю с просьбой дать консультацию (письменную или устную) по неясным вопросам. Телефон  ___или по электронному адресу ___

Критерии оценки домашней контрольной работы

Домашняя контрольная работа, признанная рецензентом удовлетворительной, оценивается словом «зачтено». В зачтённой работе допускаются следующие недочеты:

  • незначительные ошибки, описки;
  • арифметические ошибки в расчетах;
  • неправильное оформление титульного листа, списка используемой литературы, отсутствие подписи студента и даты окончания работы.

Домашняя контрольная работа признается рецензентом неудовлетворительной и оценивается словом «не зачтено». Основания для незачета домашней контрольной работы:

  • несоответствие варианта домашней контрольной работы шифру студента или заданию преподавателя;
  • отсутствие вопросов перед ответами;
  • неправильные, неточные и неконкретные ответы на поставленные вопросы;
  • несамостоятельный характер выполнения домашней контрольной работы;
  • описательный характер ответа на сравнительно-аналитические вопросы, отсутствие необходимых объяснений и ответов;
  • фактические ошибки, допущенные при ответе на вопросы;
  • неправильное, небрежное оформление работы, наличие значительного количества грамматических ошибок.

  1. ЗАДАНИЯ  ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ВАРИАНТ 1

Контрольные вопросы

1. Качество. Показатели качества. Взаимозаменяемость

2. Допуски и посадки на зубчатые соединения

3. Штангенинструменты. Виды. Конструкция. Правила измерения.

Контрольная задача (см. вариант 10).

ВАРИАНТ 2

Контрольные вопросы

1. Оценка качества продукции. Технологическое обеспечение показателей качества деталей машин.

2. Посадки подшипников на вал и в корпус

3. Микрометры. Виды. Конструкция. Правила измерения.

Контрольная задача (см. вариант 10).

ВАРИАНТ 3

Контрольные вопросы

1. Свойства автомобиля, определяющие его качество и ремонт.

2. Размерные цепи. Виды и расчет.

3. Индикатор часового типа. Схема, принцип работы.

Контрольная задача (см. вариант 10).

ВАРИАНТ 4

Контрольные вопросы

1. Нормальный, аварийный и моральный износ автомобиля.

2. Допуски и посадки метрических резьб.

3. Индикаторный нутромер. Схема, принцип работы.

Контрольная задача (см. вариант 10).

ВАРИАНТ 5

Контрольные вопросы

1. Долговечность автомобиля. Методы повышения надежности.

2. Допуски  посадки шпоночных соединений

3. Рычажно-зубчатая измерительная головка. Схема, принцип работы.

Контрольная задача (см. вариант 10).

        

ВАРИАНТ 6

Контрольные вопросы

1.Управление качеством по ТО и ремонте автомобиля.

2. Допуски  и посадки шлицевых соединений.

3. Рычажные микрометры. Схема, принцип работы.

 Контрольная задача (см. вариант 10).

ВАРИАНТ 7

Контрольные вопросы

1. Обеспечение качества в системе автосервиса.

2. Шероховатость. Высотные параметры. Шероховатость в зависимости от вида обработки поверхности.

3. Микрокаторы, микаторы и миникаторы. Схема, принцип работы.

 Контрольная задача (см. вариант 10).

ВАРИАНТ 8

Контрольные вопросы

1. Виды взаимозаменяемости. Условия для обеспечения взаимозаменяемости в автомобилестроении.

2. Признаки износа. Методы определения  его величины.

3. Измерительные приборы для абсолютных и относительных измерений.

Контрольная задача (см. вариант 10).

ВАРИАНТ 9

Контрольные вопросы

1. Предельные отклонения, допуск на размер детали. Понятие об основной детали. Система вала и отверстия.

2. Однозначные, многозначные меры и набор мер.

3. Автоматизация измерений. Пневматические датчики.

Контрольная задача (см. вариант 10).

ВАРИАНТ 10  

Контрольные вопросы

1. Виды посадок. Применение различных посадок в узлах автомобиля.

2. Гладкие калибры. Измерительные щупы.

3. Автоматизация измерений. Электрические датчики.

        Контрольная задача

КОНТРОЛЬНАЯ  ЗАДАЧА.  Сделать вывод о виде посадки для двух заданных размеров.

Исходные данные для вариантов.

Вариант

Ном. размер сопряжения

Ном. размер сопряжения

Вариант

Ном. размер сопряжения

Ном. размер сопряжения

1

6

50

32

2

7

14

18

3

30

8

6

250

4

90

50

9

15

150

5

120

13

10

10

38

Номинальный размер сопряжения, мм

Система посадки

Размер детали из данного сопряжения

Квалитет

Верхнее предельное отклонение

Нижнее предельное отклонение

Графическое изображение поля допуска посадки

Условное обозначение поля допуска детали

Вид посадки

Методические указания  к решению задачи:

Решение задачи происходит в последовательном заполнении строк приведенной таблицы.

  Пример: размер сопряжения  d= 200

1. Номинальный размер сопряжения 200 мм.

2. Система посадки - система отверстия.

3. Размер отверстия в сопряжении  200Н9, квалитет - 9.

4. Размер вала в сопряжении  200f 7, квалитет - 7.

5. Выполнение графического поля допуска

                   для отверстия                           для вала

6. По изображению поля допуска определяем верхнее и нижнее предельное отклонение по справочным таблицам «Допуски », «Основные отклонения » и записываем условное обозначение поля допуска детали:

отверстие 200-0,115;         вал 200-0,050-0,096

7. Определяем вид посадки - с зазором

  1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.

     

  1. Средство измерений. Виды.
  2. Что такое стандартизация? Её  принципы.
  3. Государственный метрологический контроль и надзор.
  4. Что такое стандартизация? Её  задачи.
  5. Метрологическое обеспечение.
  6. Государственная система стандартизации РФ.
  7. Требования безопасности продукции.
  8. Виды нормативных документов.
  9. Метрологические характеристики средств измерений
  10. Виды стандартов по статусу.
  11. Понятие сертификации. Система сертификации.
  12. Виды стандартов по  назначению.
  13. Сертификат, знак и подтверждение соответствия.
  14. Международная и региональная стандартизация
  15. Виды сертификации.
  16. Показатели качества. Оценка качества продукции.
  17. Международные метрологические организации.
  18. Система контроля качества ИСО 9000. Технический и административный подходы.
  19. Обязательная сертификация.
  20. История измерений. Система СИ.
  21. Добровольная сертификация.
  22. Понятие метрологии и единства измерений.
  23. Виды контроля качества продукции.
  24. Государственный контроль и надзор в стандартизации.
  25. Участники сертификации и их функции
  26. Фундаментальная метрология.
  27. Порядок проведения сертификации.
  28. Измерение, средство измерения, точность измерений.
  29. Технический регламент. Для чего введен.
  30. Виды погрешности измерения. Порядок поверки измерительного прибора.
  31. Понятие посадки. Виды посадок.
  32. Прикладная метрология.
  33. Как оценить качество продукции.
  34. Законодательная метрология.
  35. Понятие качества. Объект, характеристики, требования
  36. Виды измерений
  37. Схемы сертификации
  38. Методы измерений.
  39. Понятие основной детали и основного отклонения.
  40. Функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
  41. Общероссийский классификатор продукции.
  42. Что такое стандартизация? Её  методы.

     

  1.  ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ.

  Печатные издания

  1. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте [Электронный ресурс]: учебник. Рекомендован ФГАУ «ФИРО»/ [И.А.Иванов, С.В.Урушев, А.А.Воробьев, Д.П.Кононов]. – Электрон.текстовые дан. -  М.: Академия, 2020. – 352 с. – (Профессиональное образование)
  2. Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: учебное пособие/ А.Д. Никифоров. - М.: Высшая школа, 2017. – 509 с.

  Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. www.gumer.info
  2. www.labstend.ru
  3. www.iglib.ru

Дополнительные источники:

  1. Ганевский Г.М. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении/ Г.М. Ганевский,  И.И. Гольдин.  – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 288 с.
  2. Исаев Л.К. Метрология и стандартизация в сертификации/ Л.К. Исаев, В.Д. Маклинский.  – ИПК Изд-во стандартов, 2021. – 169 с.
  3. Никифоров А.Д. Процессы управления объектами машиностроения/ А.Д. Никифоров А.Н. Ковшов, Ю.Ф.  Назаров. – М.: Высшая школа, 2016. – 455 с.
  4. Палий М.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении/ М.А. Палий, В.А. Брагинский. – М.: Машиностроение, 2017. – 199 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания «итогового контрольного среза» по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский). Специальность: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (ВТОРОЙ курс)

Задания предназначены для проведения «итогового контрольного среза» по дисциплине  ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский).Специальность: 23.02.07 Технич...

Контрольная работа по дисциплине Материаловедение ( раздел 2) для обучающихся по специальности 23.02.07«Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Контрольная работа по дисциплине МатериаловедениеРАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯдля обучающихся по специальности23.02.07«Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомо...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" для обучающихся по специальности: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Методические указания по выполнению  практических работ обеспечивают реализацию  рабочей программы по Безопасности жизнедеятельности.   Реализация программы обеспечит компетентност...

Контрольно-измерительный материал учебной практики УП 01.04 (монтажная) ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» специальность: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации в рамках программы подготовки специалистов среднего звена учебной практики УП 01.04 (монтажная) ПМ. 01 «Техническое обсл...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УП 01.03 (СТАНОЧНАЯ) ПО РАЗДЕЛАМ1-4, ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 23.02.07 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО  УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УП 01.03 (СТАНОЧНАЯ) "ОБРАБОТКА РЕЗАНИЕМ, МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ И СТАНКИ"ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:23.02.07 «Т...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УП 01.03 (СТАНОЧНАЯ) ПО РАЗДЕЛАМ 5-8, ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 23.02.07 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО  УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УП 01.03 (СТАНОЧНАЯ)«ОБРАБОТКА РЕЗАНИЕМ, МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ И СТАНКИ»ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 23.02.07 ...

Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения по ОП 03 Метрология, стандартизация и сертификация специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (2023 г.)

В методических указаниях для студентов заочной формы обучения рекомендована последовательность изучения дисциплины (ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам; изучение про...