Персонализированная программа наставничества
материал
Предварительный просмотр:
Содержание
Перспективный план мероприятий наставника с молодым специалистом 2023-2024 уч.год 5
Пояснительная записка
Программа наставничества – это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Основные участники программы:
наставляемый: молодой специалист Морозова Татьяна Александровна - педагог-организатор.
наставник: Строкова Ксения Сергеевна - педагог-психолог, председатель МО.
Цель системы наставничества педагогических работников в центре - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды, системы поддержки, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии; создание условий для успешной адаптации специалиста к профессиональной среде образовательного учреждения, раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации.
Задачи системы (целевой модели) наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в центре психологически комфортной образовательной среды наставничества, благоприятной атмосферы, способствующей раскрытию личностного (выстраивании отношений с коллегами), профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; создать условия для становления квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области педагога;
- сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в центре и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных связей в сфере наставничества;
- оказывать психологическую и методическую поддержку, помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности центра, ознакомление с традициями и укладом жизни центра, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- - содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессиональноэтическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- развивать творческий потенциал молодого специалиста, мотивировать на участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат: способствует плавному вхождению молодого специалиста в трудовой коллектив; выстраиванию позитивных взаимоотношений с коллегами и к рабочему процессу, формированию методической и профессиональной компетенции, снижению чувств тревожности и неуверенности в себе, молодой специалист ориентирован на саморазвитие имеет высокий уровень включенности в педагогическую деятельность, культурную жизнь образовательной организации.
Принципы проведения: доверие, искренность в общении; активность молодого специалиста; творческая позиция; диалогичность; осознанность поведения.
Формы и методы работы: консультирование, посещение занятий более опытных педагогов, участие в работе методического объединений/педагогических советов, беседы, внеклассные мероприятия; анкетирование, тестирование; участие в мероприятиях, прохождение курсов, посещение семинаров.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 45 минут (см. Приложение 1)
Общее время реализации программы – 6 месяцев с последующим сопровождением в течение учебного года.
Начало реализации программы - с 05.09.2023г. по 01.03.2024г.
Этапы реализации программы:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Оценка результатов программы и ее эффективности
Контролировать и оценивать работу наставляемого, наставника и всей программы в целом будет заместитель директора по СВ и ВР Т.В. Комлева. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемого в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала.
План мероприятий наставника с молодым специалистом 2023-2024 учебный год
Мероприятия | Цель | Деятельность наставника | Результат | Сроки исполнения |
Проведение первой организационной встречи с молодым специалистом. | Знакомство. Установление контакта между наставником и наставляемым. | Определение целей и задач, периодичности встреч. | Наставляемый мотивирован на дальнейшую работу по программе | сентябрь |
Знакомство со структурой и коллективом ОУ. Беседа: «Особенности культуры, традиции и нормы принятые в ГБПОУ СПЦ №5, традиции методического объединения» | Содействие быстрому освоению молодым специалистом норм и ценностей корпоративной культуры, развитию позитивного отношения к работе, формированию удовлетворенности результатами своего труда | Проведение ознакомительной экскурсии по ОУ. Введение наставляемого в формальные и неформальные правила и нормы деятельности сотрудников учреждения. | Соблюдение трудовой этики. Адаптация | сентябрь |
Изучение нормативно-правовой базы. | Ознакомление с основополагающими документами учреждения его целями и задачами, направлениями текущей деятельности | Знакомство с Уставом ГБПОУ СПЦ № 5, правилами внутреннего трудового распорядка требованиями к оформлению и ведению документации | Ведет работу согласно нормативным актам | сентябрь |
Помощь в составлении календарного и перспективного планирования | Создание накопительной папки практических материалов | Определены цели и задачи перспективного и календарного плана на учебный год с учетом потребности студентов и администрации ОУ | Реализация календарного и перспективного плана | сентябрь |
Участие в работе методического объединения «Обмен опытом: педагогические технологии, используемые педагогами при формировании и сплочению группового коллектива» | Повышение педагогического мастерства и совершенствование методики воспитательной работы | Консультативная | Повышение личностного и профессионального роста. Наставляемый стимулирован на социальную и профессиональную активность | сентябрь |
Консультативная помощь в работе | Обмен практическим опытом педагогической деятельности. Профессиональная адаптация | Консультативная Помощь наставника Планирование | Наставляемому оказана социально-психологическая поддержка, методическая помощь | в течение периода сопровождения |
Поддержка в оформлении документации (подготовка ежемесячных планов, конспекта занятия, учебно-тематического плана, заполнении журнала и т.д.) | Оказание помощи по организации качественной работы с документацией, подборе методического и дидактического оснащения | Консультативная Помощь наставника Планирование | Наставляемому оказана методическая помощь | сентябрь январь |
Диагностика: мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) Опросник ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина) Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической профессии | Отслеживания затруднений наставляемого и результативности программы | Анкетирование | Корректировка программы | сентябрь январь |
Посещение мероприятий и внеурочных занятий опытных коллег | Повышение профессионального уровня молодого специалиста | Обмен опытом Помощь наставника | Приняла участие в подготовке студентов к областному конкурсу https://vk.com/public217482563?w=wall-217482563_345 Приняла участие совместно с наставником в всероссийском конкурсе молодежных проектов среди физических лиц «Росмолодежь. Гранты II сезон» Провела самостоятельные мероприятия со студентами | октябрь |
Лекторий: «Профессиональная этика педагога» | Содействие развитию стремления к совершенствованию, активизация осознанных усилий, направленных на развитие своей профессиональной компетентности | Консультативная | Наставляемый умеет выстраивать с точки зрения этических норм профессиональное общение со всеми субъектами образовательного процесса, в т.ч. с учетом их пола, индивидуальных и национальных особенностей, осуществлять с позиции этики и морали выбор поведения в конкретных педагогических ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в коллективе | октябрь |
Консультация: «Особенности подросткового возраста. Способы эффективного взаимодействия» | Обучение навыкам конструктивного общения с подростками | Консультативная | Наставляемый ознакомлен с основными проблемами подросткового возраста и способами продуктивного, бесконфликтного взаимодействия | октябрь |
Консультации по организации работы с одаренными детьми | Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми | Подбор методических материалов, способствующих развитию самостоятельности, мышления, инициативности одаренных детей | Составлен план воспитательной работы с учётом реализации одарёнными детьми своих способностей Подготовила студентов к участию в областном конкурсе | октябрь |
Совместное мероприятие в общежитии центра | Совершенствование навыков методической подготовки. Знакомство со студенческим советом общежития | Подбор материалов для проведения и оформления мероприятия | Наставляемый ознакомлен с технологией проведения мероприятий в общежитии | октябрь |
Беседа: «Особенности организации воспитательной работы с обучающимися ОВЗ» | Ознакомление с особенностями осуществления воспитательной деятельности с обучающимися ОВЗ | Обмен опытом | Наставляемый ознакомлен с основными принципами организации, содержания и методик воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | ноябрь |
Посещение мероприятий молодого специалиста | Ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста | Совместный анализ мероприятия | Оказана методическая помощь | ноябрь |
Самоанализ мероприятия | Выявление проблемы и их причины в ходе мероприятия | Критерии составления самоанализа мероприятия Рефлексия | Разработано мероприятия с учетом выявленных проблем Провела мероприятие со студентами | ноябрь |
Беседа: «Профессиональные дефициты молодого педагога» | Выявления профессиональных трудностей молодого специалиста в направлении организации учебно-воспитательного процесса. | Консультативная | Корректировка программы | ноябрь |
Участие в работе методического объединения. Семинар: «Трудное поведение детей-сирот в период обучения в СПО, способы его преодоления» | Знакомство с психологией детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, эффективные методы взаимодействия | Консультативная | Наставляемый ознакомлен с психологическими особенностями детей-сирот. Может осуществлять индивидуальный подход в организации воспитательной деятельности | ноябрь |
Посещение занятий и уроков молодого специалиста | Выявлениу и предупреждениу ошибок в работе молодого специалиста | Наблюдение и диагностика | Оказана методическая помощь | декабрь |
Участие в работе методического объединения: «Современные педагогические технологии. Использование инновационных технологий при проведении уроков и мероприятий. Выбор темы самообразования | Развитие профессиональной компетентности. Изучение методической литературы по самообразованию молодым педагогом | Совместно с наставником рассмотрены и предложены темы по самообразованию | Наставляемый определился с темой по самообразованию | декабрь |
Эффективное проведение самостоятельного праздничного мероприятия: театральное представление «Новогодний утренник»» | Общие вопросы методики проведения праздничных мероприятий | Анализ возникающих проблем, интересных решений | Выработаны рекомендаций по сценарию мероприятия Провела мероприятие со студентами | декабрь |
Взаимопосещение мероприятий | Повышение профессионального уровня молодого специалиста | Анализ/ обсуждение | Самоанализ мероприятия Анализ мероприятия Корректировка | январь |
Практическое занятие: «Эмоциональная стрессоустойчивость» | Ознакомление с приемами и методами снятия эмоционального напряжения на рабочем месте и вне работы. | Анализ педагогических ситуаций | Обучена техникам снятия тревожности и стресса | январь |
Проведение совместного открытого мероприятия молодого специалиста с наставником | Совершенствование навыков методической подготовки | Подбор материалов для проведения и оформления мероприятия | Мастер класс: «Совместная деятельность наставника и молодого специалиста по разработке современного мероприятия» | февраль |
Подведение итогов программы | Анализ процесса адаптации молодого специалиста | Анкетирование по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательном учреждении | Самоанализ молодого специалиста | февраль |
Список литературы
- Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. -№ 3. - С. 4-18.
- Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: дис. ... д-ра пед. наук. - Уфа, 2014. - 428 с.
- Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7. - № 5. - С. 25-36.
- Бевз Е.В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Среднее профессиональное образование. - 2011. -№ 9. - С. 8-10.
- Сопегина В.Т. О формировании коммуникативной составляющей педагогической компетенции в процессе наставничества // Образование и наука. - 2016. - № (2). -С. 55-67.
- Ронжина Н.В. Научное наставничество в процессе формирования универсальной компетенции «системное и критическое мышление» // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург-Первоуральск, 12 марта 2020 г. ФГАОУ ВО «РГППУ». -Екатеринбург, 2020. - С. 126-130.
- Наставничество как актуальное явление в системе отечественного образования: сб. ст. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. - 107 с.
- Липатов С. Е. Наставничество как процесс развития и мотивации молодых специалистов и наставников // Национальные приоритеты России. 2014. № 2 (12). С. 31–32.
ПриложенияПриложение 1 |
График встреч
День недели | Месяц | |||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | |
Вторник | 16.00-17.00 | 16.00-17.00 | 16.00-17.00 | 16.00-17.00 | 16.00-17.00 | 16.00-17.00 |
Четверг | 16.00-17.00 | 16.00-17.00 | 16.00-17.00 | 16.00-17.00 | 16.00-17.00 | 16.00-17.00 |
Приложение 2
Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале.
ЛИСТ ОТВЕТОВ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Мотив | В очень незначительной мере | В незначительной мере | В небольшой, но и не малой мере | В большой мере | В очень большой мере |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Обработка результатов
После заполнения листа ответов подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:
ВМ = (6+7)/2
ВПМ = 1+2+5)/3 ВОМ = (3+4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Интерпретация данных
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности — соотношение между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:
ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.
Любые другие сочетания являются промежуточными с точки зрения их эффективности.
При интерпретации следует учитывать не только мотивационное соотношение, но и показатели отдельных видов мотивации.
Приложение 3
АНКЕТА
Для молодого специалиста по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательном учреждении
Укажите, удовлетворяют ли вас следующие аспекты вашей работы (поставьте галочку в соответствующем столбце).
Наименование критерия | Да | Нет |
Перешли бы вы работать в другое образовательное учреждение, если бы представилась такая возможность? |
|
|
Удовлетворены ли вы своей работой? |
|
|
Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь в последний год? |
|
|
Понимаете ли вы, что должны делать на своей работе, чтобы способствовать развитию образовательного учреждения? |
|
|
Хорошо ли планируется и координируется работа в образовательном учреждении? |
|
|
Четко ли вы понимаете, что от вас ожидают в работе? |
|
|
Понимаете ли вы, чем определяется ваша зарплата? |
|
|
Можете ли вы открыто высказывать администрации образовательного учреждения свои идеи и предложения? |
|
|
По вашему мнению, в этом образовательном учреждении вы сможете осуществить свои жизненные планы? |
|
|
Устраивает ли вас признание вас как педагога в образовательном учреждении? |
|
|
Устраивают ли вас условия труда (шум, освещенность, температура, чистота, комфорт и др.)? |
|
|
Устраивает ли вас обеспечение рабочего места всем необходимым? |
|
|
Устраивает ли вас состояние помещений (кабинетов, рекреаций, столовой, учительской и т.д.)? |
|
|
Устраивает ли вас размер заработной платы? |
|
|
Дает ли уверенность в завтрашнем дне работа в этом образовательном учреждении? |
|
|
- Что из нижеперечисленного вызывает у вас озабоченность? (отметьте галочкой)
Уровень оплаты труда |
|
Информирование коллектива |
|
Возможность доведения своего мнения до администрации |
|
Состояние трудовой дисциплины в образовательном учреждении |
|
Условия труда |
|
Взаимоотношения в педагогическом коллективе |
|
Организация питания |
|
Материально-техническое обеспечение |
|
Отношение к инициативным педагогам |
|
Система поощрения лучших учителей |
|
Качество подготовки учащихся |
|
Взаимоотношение с администрацией |
|
Возможность защиты от несправедливости |
|
График работы |
|
- Как вы оцениваете систему морального стимулирования в образовательном учреждении? (отметьте галочкой)
Морального стимулирования практически нет, никто не скажет «спасибо» за труд | |
Моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное | |
Меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования | |
Моральное стимулирование никому не нужно, платили бы деньги |
- Какие формы морального стимулирования вы считаете лучшими для вас? (отметьте галочкой)
Почетная грамота | |
Похвала руководителя | |
Благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку | |
Вынесение на доску почета | |
Возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния |
|
Более хорошие условия работы |
|
Ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации образовательного учреждения |
|
Ощущение полезности своей работы, информированность о делах, планах, перспективах развития образовательного учреждения |
|
Интересная, усложняющаяся работа, требующая роста мастерства, возрастающая ответственность |
|
- Какие из аспектов работы являются для вас самыми важными? (отметьте галочкой)
Интересная работа |
|
Высокий уровень зарплаты |
|
Благоприятные условия труда |
|
Хороший, дружный коллектив |
|
Возможность больше заработать тому, кто больше прикладывает усилий |
|
Возможность проявить инициативу и предприимчивость |
|
Недопущение чрезмерных различий между сотрудниками |
|
Учет мнения педагогического коллектива при принятии решений |
|
Возможность честным трудом заслужить доверие и уважение |
|
Доброжелательное отношение руководителей к педагогическому коллективу |
|
Приложение 4
АНКЕТА
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ И АДАПТИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Инструкция: выберите номера тех вопросов, на которые вы даете положительный ответ, и запишите их друг за другом.
1. Умеете ли Вы владеть собой в трудных или неприятных для Вас жизненных ситуациях?
2. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась в разное время суток?
3. Всегда ли Вы терпеливо и благожелательно слушаете подчиненного, о котором знаете, что он пытается Вас обмануть?
4. Любите ли Вы оживленную обстановку на корпоративах?
5. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, конференциях и т.п.?
6. Используете ли Вы в работе нетрадиционные методы и приемы?
7. Легко ли Вы привыкаете к иному распорядку дня?
8. Можете ли Вы быстро организоваться, собраться?
9. Вы никогда не опаздывали на работу?
10. Можете ли Вы выполнять работу в конце дня так же легко и свободно, как и в его начале?
11. Способны ли Вы заставить себя выполнить рискованное для Вас действие?
12. Можете ли Вы не отказаться от своих намерений, если это не нравится Вашему руководству?
13. Охотно ли Вы участвуете в конкурсах, соревнованиях и т.п.?
14. Легко ли Вы переходите в течение дня от одного вида деятельности к другой?
15. Всегда ли Вы твердо уверены, что справитесь с любым делом?
16. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства в спор, если понимаете, что лучше «не добавлять масла в огонь»?
17. Легко ли Вы восстанавливаете душевное равновесие после поражения?
18. Быстро ли Вы привыкаете к новому содержанию или новому месту работы?
19. В состоянии ли Вы долго ждать, например, в очереди?
20. Способны ли Вы к риску в своей повседневной жизни?
21. В состоянии ли Вы, допустив ошибку, быстро собраться и исправить ее?
22. Часто ли Вам удается сдержать свой гнев?
23. Всегда ли Вы следуете рекомендациям вышестоящего руководства?
24. Воздерживаетесь ли Вы от того или иного действия до момента одобрения его со стороны руководства?
25. Легко ли Вы меняете методику и ритм работы?
26. Хватает ли Вам короткого отдыха для восстановления сил?
27. Умеете ли Вы приспосабливаться к работе в неблагоприятных и сложных условиях?
28. Хотели бы Вы иметь изобретения или опубликованные работы и т.п.?
29. Всегда ли Вы прощаете людям их ошибки?
30. Умеете ли Вы, когда это требуется, приспособиться к окружающим?
31. Имеете ли Вы какие-либо изобретения или опубликованные труды?
32. В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?
33. Способны ли Вы воздержаться во время спора от эмоциональных и неконкретных аргументов?
34. Случалось ли Вам по личной инициативе вносить элементы новизны в работу?
35. Легко ли Вы приспосабливаетесь к различным стилям работы Ваших руководителей?
36. Начинаете ли Вы работать сразу и в полную силу?
37. Можете ли Вы выполнять несколько действий одновременно?
38. Можно ли Вас спровоцировать на новое неизвестное дело?
39. Вам удается преодолеть накопившуюся усталость за обеденный перерыв?
40. Легко ли Вы сходитесь с новыми коллегами по работе?
41. Можете ли Вы интенсивно работать продолжительное время?
42. Добиваетесь ли Вы высокого результата при неожиданном контроле за Вашей работой?
43. Можете ли Вы изменить уже принятое решение под влиянием мнения руководства?
44. Можно ли сказать, что Вы исполнительный работник?
45. Вы не просто присутствуете на собраниях, а чаще стремитесь выступить?
46. Трудно ли Вас вывести из равновесия?
47. Быстро ли Вы втягиваетесь в работу после некоторого перерыва (болезни, отпуска и т.п.)?
48. Легко ли Вы приспосабливаетесь к переменам в настроении руководства?
49. Удается ли Вам без особых усилий переносить длительную, монотонную работу?
50. Легко ли Вы осуществляете деятельность, требующую определенных усилий с Вашей стороны?
51. Всегда ли Вы приходите на помощь коллеге?
52. Удается ли Вам, если этого требуют обстоятельства, сдерживать свою злость или раздражение?
53. Способны ли Вы к интенсивной работе в течение дня?
54. Охотно ли Вы меняете места развлечений и отдыха?
55. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении какой-либо определенной задачи?
56. Нравится ли Вам состязаться со своими коллегами по профессии?
57. Можете ли Вы, если это нужно, быстро включиться в работу?
58. Легко ли Вы переходите к работе по новым требованиям?
59. Удается ли Вам приспособиться к контролю за Вашей работой?
60. Имеете ли Вы поощрения за свою профессиональную деятельность?
61. Умеете ли Вы проявлять терпение и такт в общении с непонятливыми людьми?
62. Можете ли Вы всегда легко общаться с людьми, которых недолюбливаете?
63. Всегда ли Вы спокойно переносите свои поражения и неудачи?
64. Способны ли Вы быстро сосредоточиться перед предстоящим трудным делом?
65. Охотно ли Вы вводите новые элементы в свою профессиональную деятельность?
66. Можете ли вы в своей работе обходиться без помощи других?
67. Легко ли Вам удается, если это необходимо, приспособиться к более медленному или более быстрому темпу работы?
68. Могут ли коллеги по работе изменить Ваше плохое настроение?
69. Легко ли Вы входите в контакт с новым коллективом?
70. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?
71. Всегда ли Вы ведете себя спокойно, когда ждете важного решения?
72. Решаетесь ли Вы выступить против общепринятого мнения, если Вам кажется, что Вы правы?
73. Быстро ли Вы привыкаете к новому коллективу?
74. Стимулирует ли Вас неудача?
75. В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
76. Способны ли Вы быстро применить новое, узнав об интересном опыте?
77. Быстро ли Вы реагируете на происходящее в коллективе?
78. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска?
79. Всегда ли Вы легко сохраняете спокойствие при долгом и утомительном ожидании чего-либо?
80. Терпеливы ли Вы при работе с более медлительными людьми?
81. Часто ли Вы бываете уверены в своих силах?
82. Любите ли Вы менять места отдыха?
83. Быстро ли Вы приступаете к работе, получив новое указание от администрации?
84. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?
85. Воздерживаетесь ли Вы от прилюдных замечаний коллегам по поводу недостатков в их работе?
86. В состоянии ли Вы быстро овладеть собой в тяжелые моменты Вашей жизни?
87. Терпеливы ли Вы при общении с «трудно управляемыми» подчиненными (студентами, учащимися)?
88. Быстро ли Вы просматриваете газеты, журналы, книги?
89. В состоянии ли Вы спокойно ждать опаздывающего на работу?
90. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?
91. Спокойно ли Вы относитесь к неожиданным изменениям в распорядке дня и т.п.?
92. Охотно ли Вы беретесь за деятельность, требующую настойчивости и упорства?
93. Умеете ли Вы и стараетесь ли отходить от шаблонных методов в работе?
94. Умеете ли Вы быстро восстановить свои силы?
КЛЮЧ
1. Способность к творчеству 6, 13, 20, 25, 28, 31, 38, 50, 60, 65,88, 93
2. Работоспособность 10, 26, 32, 36, 37, 41, 47,49, 53, 57,64, 94
3. Исполнительность 7,12, 18, 24, 34, 43, 44, 48, 58, 76, 83,91
4. Коммуникабельность 4,16, 30, 40, 68, 69, 70, 75, 80, 82, 85, 87
5. Адаптированность 2,19, 27, 35, 54, 59, 61, 67, 73, 77, 78, 89
6. Уверенность в своих силах 5,8,11,21, 45, 56, 66, 72, 74, 81, 84, 92
7. Уровень самоуправления 1,14,17, 22, 33, 42, 46, 52, 55, 71,86, 90
К - коэффициент правдивости 3, 9,15, 23, 29, 39, 51, 62, 63, 79
Здесь количество правильных ответов соответствует числу выбранных баллов
Слабо 1-4 баллов
Хорошо 5-8 баллов
Отлично 9-12 баллов
Приложение 5
ОПРОСНИК
оценки уровня реактивной и личностной тревожности
Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина)
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжённости | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбуждён, и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
№ | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
1 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я всё принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Интерпретация результатов
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
- до 30 баллов – низкая,
- 31 – 44 балла – умеренная;
- 45 и более - высокая.
Приложение 6
АНКЕТА
определения личной удовлетворённости участием в Программе наставничества
(«Педагог - педагог»).
Первый этап опроса для мониторинга Программы (до начала работы).
Анкета наставляемого
- Сталкивались ли Вы раньше с Программой наставничества? (да/нет).
- Если Ваш ответ - «да», то укажите, где _____________________________________
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 - низкий результат, а 10 - высокий результат.
3. Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Ожидаемые перемены в Вашей жизни после Программы? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Насколько для Вас важно ощущение поддержки наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Что особенно ценно для Вас в Программе?
12. Вы рады, что участвуете в Программе? (да/нет)
Приложение 7
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с Программой наставничества? (да/нет).
2. Если Ваш ответ - «да», то укажите, где_________________________________________
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 - низкий результат, а 10 - высокий результат.
3. Насколько в программе наставничества Вам важен комфорт? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в Программе? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Ожидаемая помощь с Вашей стороны наставляемому в раскрытии и оценке личного профессионального потенциала? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Ожидаемая полезность работы для Вас и Вашего наставляемого? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Что Вы ожидаете от Программы и своей роли?
12. Что особенно ценно для Вас в Программе?
Приложение 8
Второй этап опроса для мониторинга Программы (по завершении работы).
Анкета удовлетворенности наставляемого
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 - низкий результат, а 10 - высокий результат.
1. Насколько комфортным было общение с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, были личные встречи с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Насколько оправдались Ваши ожидания? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Ощущение поддержки наставника | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Помощь наставника | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Оцените ощущение безопасности при общении с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? |
|
9. Появилось ли лучшее понимание собственного профессионального будущего?
- Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в Программе? (да/нет)
Приложение 9
Анкета удовлетворенности наставника
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 - низкий результат, а 10 - высокий результат.
1. Насколько комфортно было общение с наставляемым? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2. Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Насколько были полезны/интересны личные встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько удалось спланировать работу? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Уровень удовлетворения от работы с наставляемым? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Оцените полезность Программы для Вашего наставляемого? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Оцените полезность Программы для Вас? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Что особенно ценно для Вас в Программе?
10. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в Программе? (да/нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Наставничество"
Рабочая программа по наставничеству студента по поварскому-кондитерскому делу...

Программа наставничества в ГБПОУ «СПЭТ»
Настоящая программа наставничества в ГБПОУ «Сахалинском промышленно-экономическом техникуме (далее – Программа) разработана с целью достижения результатов федеральных и региональных проект...
Программа наставничества Хасановой Г.Ф.
Рассматривается программа наставничества "Педагог-студент"...
Программа наставничества Хасановой Г.Ф.
Рассматривается программа наставничества "Педагог-студент"...

ПРОГРАММА наставничества
Программа наставничества ( форма учитель - ученик) по худоПрограмма является универсальной и подходит для всех высокомотивированных детей в возрасте 11-15 лет. Основным направлением взаимодействия нас...

Программа наставничества "Учитель - Ученик"
В работе с обучающимся целесообразно применять вид наставничества, где происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог делиться своим опытом с наставляемым, оказыв...

Персонализированный план наставничества
Формы и методы работы с наставляемым преподавателем: консультирование, беседа, открытые уроки, анкетирование, семинары.Принципы системы наставничества педагогических работников: 1) принцип научности; ...