Инновационная деятельность
статья

Жанчиков Михаил Цыденович

Предварительный просмотр:

Жанчиков М.Ц

преподаватель

Тема: Результативность применения современных образовательных технологий 

Для реализации познавательной и творческой активности обучающегося в учебном процессе использую элементы современных образовательных технологий, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

Технология

Как применяю

Результат

Дифференцированное обучение

Выявляю и стараюсь максимально развивать способности каждого обучающегося: при подготовке к уроку учитываю уровень умственного развития, психологические особенности обучающихся, абстрактно-логический тип мышления; с другой стороны во внимание принимаю индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

происходит личностное развитие обучающихся

Научно-исследовательская деятельность

Построение образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого обучающегося, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности обучающимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Развитие самостоятельности обучающихся, коммуникативных умений (работа в группах), исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Технология проблемного обучения

Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности, развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка. Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности

Овладение новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Положительная динамика общей успеваемости и качества знаний, рост уровня мотивации

Обучение в сотрудничестве

Использую обучение в парах, группах.

У обучающихся развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти; актуализируются полученные опыт и знания; повышается ответственность за результат коллективной работы; совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Метод проектов

Организую проектную деятельность, вовлекаю обучающихся в сетевые проекты

Развиваются познавательные навыки обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое и творческое мышление.

Игровые технологии

Использую на уроках игровые приёмы и ситуации, провожу уроки в нестандартной форме

Активизируется познавательная деятельность обучающихся.

Информационно-коммуникационные технологии

Разрабатываю интерактивные сопровождения к урокам, применяю электронные образовательные ресурсы. Даю задания детям по созданию мультимедийных презентаций. Использую социальные сервисы для организации проектной деятельности, творческой работы обучающихся. Использую возможности сети Интернет для работы с родителями: провожу анкетирование, своевременно решаю возникшие вопросы. Веду регулярную работу с электронным журналом.

Активизируется познавательная деятельность, раскрывается творческий потенциал обучающихся, расширяется кругозор. Активное участие и поддержка родителей в учебно-воспитательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии

Выполняю санитарно-гигиенические требования при проведении занятий в кабинетах. Создаю на уроке положительный эмоциональный настрой, провожу на уроках гимнастику для глаз, физкультминутки, регулирую смену видов деятельности, включаю в урок игровые моменты, подачу материала осуществляю наиболее рациональными способами. Как куратор группы- уточняю представление обучающихся об элементарных правилах здоровьесбережения, добиваюсь сознательного выполнения этих правил, вовлекаю детей в участие в оздоровительных мероприятиях. Провожу информационно-обучающую работу с родителями по вопросам, касающихся здоровья; вовлекаю их в спортивно-оздоровительную деятельностьгруппы и филиала.

В кабинете царит рабочая атмосфера. На уроке создаётся ситуация успеха. У обучающихся поддерживается интерес, работоспособность; снимается напряжение органов, утомляемость. Во внеклассной работе - мои воспитанники занимают активную гражданскую позицию. Обучающиеся ведут здоровый образ жизни. Сохраняется и укрепляется физическое и психическое здоровье всех участников образовательного процесса.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность мне продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности  обучающихся.

Результатом использования современных образовательных технологий также является:

- Стабильное  качество знаний по предмету (65- 88%), 100%-ный уровень обученности учащихся.



Предварительный просмотр:

Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога

Ценность цифровой образовательной среды в том, что она способствует формированию у обучающихся многих важнейших качеств и умений, востребованных обществом XXI века и определяющих личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика.

Использование современных интернет технологий дает педагогу возможность провести любое занятие на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией. Воспитанники более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.

Применение информационных технологий в образовательном процессе это не только разработка педагогических программных средств различного назначения: обучающие, диагностирующие, контролирующие, моделирующие, тренажеры, игровые и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями, и многое другое.

На сегодняшний день педагог должен уметь хорошо ориентироваться и в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение предметом в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество работы с детьми.

Формами деятельности педагогов должны стать:

  1. Формирование представлений о дидактических возможностях современных цифровых технологий, анализ своих затруднений и потребностей.
  2. Повышение цифровой грамотности.
  3. Повышение профессионального уровня через изучение технологии проектной деятельности, разработку и реализацию сетевого проекта.
  4. Участие в обучающих вебинарах, интернет - мероприятиях, педагогических конкурсах, в работе сетевых профессиональных сообществ.
  5. Представление своего опыта на конференциях.
  6. Разработка авторских электронных образовательных ресурсов.

Проводился опрос преподавателей и мастеров производственного обучения с использованием метода анкетирования. Всего были опрошены 17педагогических работника Кижингинского филиала колледжа.

Представим результаты по наиболее репрезентативным позициям.

На вопрос: «Как давно Вы используете цифровые технологии в своей профессиональной деятельности?» ответы респондентов распределились следующим образом: до 5 лет – 21,9%, 5–10 лет – 15,9%, более 10 лет – 23,5%. 

На вопрос: «Легко ли мне работать на компьютере и на других цифровых устройствах» 20,9% опрошенных ответили,  

что полностью согласны с этим утверждением, «Я активно использую Интернет» – 22,2%, 

«Я интересуюсь новыми приложениями, программами, ресурсами» – 19,7%

и «Я активно пользуюсь социальными сетями» – 20,3%.

Согласны с утверждением: «Я могу уверенно назвать наиболее распространенные сегодня мессенджеры и социальные сети» 77,5%.

Одним из затруднений оказались недостаточные навыки работы с компьютерной техникой (в том числе специализированными программами), которые испытывает практически каждый третий опрошенный (18,9%). Здесь речь идет не о базовых навыках работы с офисными пакетами программ, а скорее о работе с программами и компьютерными технологиями, которые оказались востребованными в период перехода на дистанционный формат организации образовательного процесса. Как оказалось, пришлось не только знакомиться с программами удаленной работы (zoom, google teams и др.), но и осваивать в том числе специализированные программы для визуализации моделей, подготовки чертежей, организации групповых работ и даже элементарной обратной связи со студентами. Вопросы организации проектной деятельности, методического сопровождения обучения и разработки самостоятельной работы студентов и ранее вызывали сложности у педагогов, но они стали особенно ощутимы при работе в цифровой образовательной среде. Конечно, далеко не все дисциплины предполагают активное использование специализированного программного обеспечения. Но те, которые предполагают это, вероятно, также актуализируют проблему приобретения лицензионного программного обеспечения, поскольку бесплатные демоверсии вряд ли позволят преподавателю и студенту освоить все возможности ПО.

В условиях цифровой среды обучения у студентов формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные обществом XXI века и определяющие личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика.

Использование современных интернет технологий дает преподавателю возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией, помогают быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Обучающиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.

Применение на уроках инструментов цифровой образовательной среды позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, что:

- способствует достижению более высоких качественных результатов обучения;

- усиливает практическую направленность уроков;

- активизирует познавательную, творческую деятельность обучающихся;

- формирует у учеников компетенции, необходимые для продолжения образования.

Особую роль в этом процессе играют цифровые технологии, по причине того, что их применение способствует повышению мотивации обучения студентов, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала. Задача современного преподавателя разнообразить формы работы, как на уроке, так и во внеурочное время.

Основные педагогические цели цифровых информационных технологий на занятиях состоят в:

- развитии личности обучающегося, включающее в себя: развитие творческого, конструктивно-поискового мышления, развитие коммуникативных способностей;

- развитии умения принимать неординарные решения в сложных ролевых ситуациях;

- совершенствовании навыков исследовательской деятельности.

Применения информационных технологий в образовательном процессе это не только разработка педагогических программных средств различного назначения: обучающие, диагностирующие, контролирующие, моделирующие, тренажеры, игровые, а также и разработка web-сайтов учебного назначения, разработка методических и дидактических материалов, осуществление управления реальными объектами, организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями, и многое другое.

К сожалению, в силу современных реалий, мы периодически сталкиваемся с дистанционным обучением и видим, что преподаватели по разному восприняли новость о переходе на дистанционное обучение: кто-то спокойно и уверенно в своих силах, кто-то с сомнениями и тревогой как проводить занятия, давать материал, проводить опрос. Многие ведут полноценный урок, другие встречаются с огромными проблемами и трудностями. Это и связано со сформированностью ИКТ-компетенций у педагогов.

Профессиональная ИКТ-компетентность педагога основана на Рекомендациях ЮНЕСКО. Структура ИКТ-компетентности преподавателей, присутствует во всех компонентах профессионального стандарта педагога и определена как квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно и тогда, когда нужно.

Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:

- наличие действующего Федерального государственного образовательного стандарта

- наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в учебном заведении;

- наличие потребности у преподавателя и установки администрации образовательной организации на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательной организации в ИС;

- освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения;

- самообразование преподавателя в области ИКТ-компетентности.

Профессиональное поведение IT-преподавателя составляет основу для порождения новых практических знаний и компетенций, так как зарождаются ценностные ориентиры профессионального сотрудничества в педагогическом сообществе:

нацеленность на профессиональное развитие;

совместное решение схожих профессиональных проблем;

участие в инновационной педагогической деятельности.

Таким образом, информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения и влияние его местонахождения на состав обучающихся; резкое увеличение объема доступных информационных ресурсов. Информационные и телекоммуникационные технологии, в свою очередь, позволяют модифицировать характер развития, приобретения и распространения знаний; открыть возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания; расширить доступ к общему и профессиональному образованию; не умаляя потребности в преподавателях, изменить их роль в учебном процессе (постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).

В информационно-образовательной среде уроки (занятия) приобретают свои особенности: изменяется позиция преподавателя на уроке, учебный процесс индивидуализируется, в связи с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познавательной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока, но и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, использование баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ, а движущийся вперед научно – технический прогресс побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.

Одним из основных трендов современного образования являются сетевые активности, использование социальных сетей в качестве образовательных ресурсов. Характерными особенностями цифрового образования с использованием сетевых технологий являются гибкость, мобильность, технологичность, диалогичность и интерактивность, ориентация на восприятие медиапотоков.

Используя ресурсы цифровой образовательной среды, современный преподаватель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития; повышает качество образования.

Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности преподавателя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности.

На сегодняшний день преподаватель должен уметь хорошо ориентироваться и в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение предметом в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Формами деятельности педагогов будут:

Формирование представлений о дидактических возможностях современных цифровых технологий, анализ своих затруднений и потребностей.

Повышение цифровой грамотности через участие с обучающимися в сетевых проектах.

Участие в обучающих вебинарах, интернет-мероприятиях, педагогических конкурсах, в работе сетевых профессиональных сообществ.

Представление своего опыта на конференциях.

Разработка электронных образовательных ресурсов.

Результатом деятельности педагога в рамках использования цифровой образовательной среды будут навыки и компетенции, которые невозможно сформировать в рамках формального обучения:

Определение цели своего профессионального развития в области использования цифровых технологий.

Навыки использования электронных ресурсов и сервисов для организации образовательной деятельности.

Высокий уровень предметно-педагогической ИКТ-компетентности.

Навыки публичного представления своего опыта работы в цифровой среде.
Опыт разработки электронно-образовательных ресурсов, использования дидактических возможностей коллективной работы в сети Интернет.

Активное включение в деятельность педагогического сообщества.

Знакомство с опытом педагогов по профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.

Опыт обобщения и представления результатов своей профессиональной деятельности.

В настоящее время появилось очень много интерактивных платформ, которые помогают преподавателю сделать урок более интересными познавательным и современным.

В наше время преподаватель должен владеть компьютерной техникой и информационными технологиями.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет преподавателю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу студентов.

Переходя к онлайн и дистанционному обучению и преподаванию, можно работать на различных платформах.

Платформы, про которые я хочу вам рассказать, дают возможность передавать знания, вовлекать и расширять возможности студентов.

Платформы, такие как: https://learningapps.org - портал для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Это сайт, на котором есть множество упражнений для любого урока. Сервис предлагает большой выбор готовых шаблонов. Также можно создавать тесты на различные темы.

https://moodle.org/ - Moodle — система управления знаниями, позволяющая организовать процесс электронного обучения от разработки онлайн курса до его реализации.

СДО Moodle решает следующие задачи:

Проведение обучающих курсов.

Проведение тестирований во время обучения.

Обратная связь с администратором курса.

Возможность мобильного обучения.

Ведение статистики обучения.

Анкетирование обучающихся и фидбэк.

Ведение аналитики.

https://your-study.ru Ё-Стади обладает дружественным интерфейсом, большинство страниц интуитивно понятны, в системе отсутствуют сложные настройки или операции, требующие предварительного обучения. Основные операции описаны в инструкциях.

Возможности платформы:

Курс с последовательными уроками.

Три типа практических заданий: тест, загрузка файла, форум.

Три вида отчета и журнал.

Личный кабинет с персональной лентой событий.

Администрирование организации.

Управление группами.

Мобильная версия

Заключение

Меняется система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда - новая виртуальная реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде.

Главным условием успеха в освоении инновационных технологий в образовании – понимание их значимости, самообразование, взаимопомощь, взаимоподдержка между коллегами, исследовательская работа и достижение конечного результата командой.

В завершении следует отметить, что цифровая образовательная среда - явление сложное, поэтому существует значительное разнообразие мнений о ее сущности, в которых можно видеть их отражение. Безусловно ее развитие способствует совершенствованию содержанию профессиональной деятельности педагога. Современные информационные технологии функционируют в тесном взаимодействии с информационной образовательной средой, а технические средства считаются ее ключевым компонентом.

Список литературы

  1. Богдановская И.М., Зайченко Т.П., Проект Ю.Л. «Информационные технологии в педагогике и психологии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 304с.
  2. Иванова Е.О. «Теория обучения в информационном обществе/ Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская.

– М.: Просвещение, 2011. – 190с.

  1. Стариченко Б.Е. «Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога»// Педагогическое Образование В России, 2015, № 7, С.6-15. 4.http://iacis.ru/pressroom/news/sovet_mpa_sng/informatsiya_o_deyatelnosti_mezhparlamentskoy_assamblei_gosudarstv_uchastnikov_sng_v_2013_godu/

5. Профстандарт педагога. РФ

6.Гурова, О.В. Использование цифровых образовательных онлайн-платформ в образовательном процессе: возможности и перспективы/ Гурова О.В/ Южно-Сахалинск.- 2021.-с. 78-81.

7.Дурноглазов, Е.Е. Методическое пособие Цифровая образовательная среда электронного обучения. / Курск, 2019. – с.64.

8.Лебедева, М.Б. Применение цифровых образовательных ресурсов на современном уроке/Лебедева М.Б./ Санкт-Петербург-2019.- с.128.

9.Леонов, А.Г. Методы интеграции цифровых образовательных средств в цифровую образовательную платформу Мирера/Леонов А.Г./ Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований РАНМГУ им. М.В.Ломоносова- 2021.-С.59-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Изучение и анализ опыта инновационной деятельности в системе образованиям

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные руководителями колледжа в течение 2008-2011 учебного года по результатам командировок, и сод...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в системе образования

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные преподавателями  в ходе проведения исследовательской работы в рамках экспериментальной ...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в Северной и Южной Америки

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран Северной и Южной Америки, собранные преподавателями  в ходе проведения исследовательской работы в ...

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности...

Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе  по  активизации инновационной деятельности педагогов....

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Методическая и психологическая служба образовательног...