Роль методиста и методического сопровождения самообразования педагогов.
статья
Очень важно заниматься самообразованием. Статья для педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль методиста и методического сопровождения
самообразования педагогов
На современное образование невозможно без возможности педагога самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.
Однако практика показывает, что не все педагоги, учителя способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности.
Педагоги часто задаются вопросами о том, что обеспечивает успех педагогической деятельности, что влияет на результат этой деятельности. Вопрос: «Какова цель педагогического труда? Каков результат? Как его измерить?» поднимается в кругах администраторов, методистов, педагогов-новаторов многие годы. Реализуя те или иные инновационные проекты методистами анализируются благоприятные и неблагоприятные риски внедрения тех или иных инновационных технологий, рассматриваются вопросы: «Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень?».
Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждениях образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.
Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методисту методической службе. При этом надо понимать, что в сельской местности не все учреждения иметь такую службу. Чаще всего в учреждении работает 1 или 2 методиста, которые курируют все направления методической работы образовательного учреждения. Одним из таких направлений и является организация самообразования педагога.
Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.
Для диагностики педагогического мастерства в МБОУ ДО «ДТТ» п. Пурпе используются следующие методики:
- Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества, Кухарев Н.В.
- Анкетирование «Способность к саморазвитию», И.В. Зверева и другие.
Практика показывает, что имеются типичные недостатки в организации и осуществлении самообразовательной деятельности педагогов:
отсутствует системный подход к самообразованию;
неактуальность выбранной или предложенной темы по самообразованию;
формальное ведение дополнительной отчетной документации;
несоблюдение этапов работы;
нет глубокого анализа результатов и апробирования их на практике;
не ведется отчетность.
Причины выявленных недостатков следующие:
- Невысокий уровень анализа своей деятельности участниками образовательного процесса, а именно преобладают констатирующие факты, отсутствуют проблемные стороны и коррекция (изучение деятельности, самоанализ урока, самоанализ работы учебного кабинета, самоанализ работы по самообразованию и т.д.).
- Ослаблено руководство самообразовательной деятельностью.
- Ценностью данного процесса продолжают оставаться обезличенные знания, умения и навыки, а не развитие и саморазвитие личности, востребованное современной ситуацией.
- Преобладающей остается «просвещенческая» модель образования взрослых, основанное на передаче и воспроизводстве информации, в то время как условиями общества востребованная модель, «запускающая» процессы самоорганизации, саморазвития.
- Отсутствуют единые требования к организации методического дня.
Формы и методы руководства самообразованием педагогов со стороны администрации ОО:
- Вынесение на педагогические советы, заседания методических объединений вопросы, связанные с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений педагогов по вопросам обмена опытом.
- Индивидуальные беседы руководителей ОО с педагогами об основных направлениях самообразования.
- Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности учебных занятий.
- Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных учителей к научно-исследовательской работе.
- Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
- Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.
- Систематическое подведение итогов самообразовательной деятельности педагогов (собеседование, отчеты на педсоветах, заседаниях МО, обобщение опыта, презентация перед педагогическим коллективом и т.д.), определение задач и содержания на новый учебный год.
Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственные отношения к своему профессиональному росту и самообразованию. Это важно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.
Самообразование педагогов будет продуктивным если:
- в процессе реализуется потребность педагога к собственному развития и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает, как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений;
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получение теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой-самодиагностикой, диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;
- программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
- педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Литература
- Белова, Г. А. Перспективное планирование профессионального самообразования педагогов / Г. А. Белова // Методист. – 2009. № 3. – С. 25.
- Бондаренко, Е. Н. Пути самореализации и самоактуализации педагогических кадров в системах повышения квалификации развитых стран / Е. Н. Бондаренко // Акмеология. – 2009. №1. – С.1518.
- Гинько, Н. В. Организация самообразовательной деятельности педколлектива / Н. В. Гинько // Образование Минщины. – 2009. № 3 (20). – С. 8992.
- Гречихо, Е. В. Механизм включения педагогов в систему непрерывного образования / Е. В. Гречихо // Народная асвета. – 2009. № 1. – С. 4349.
- Гужавина, Н. А. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения / Н. А. Гужавина // Управление современной школой. Завуч. – 2008. №3. – С.2432.
- Ковалева, Т. А. План самообразования / Т. А. Ковалева // Научно-методический журнал заместителя директора по ВР. – 2009. № 2. – С.5556.
- Кожуховская, Л. С. Рефлексивный тренинг для педагогов / Л.С.Кожуховская, И.В.Позняк // Народная асвета. – 2009. № 9. – С. 2225.
- Лазовская, Л. А. Педагог и самообразование / Л. А. Лазовская // Образование Минщины. – 2009. № 5 (22). – С. 7983.
Приложение.
АНКЕТА
для выявления способности учителя к саморазвитию
Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению: 5 - да: 4 — скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для своего развития.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно отношусь к продвижению по службе.
16. Я выписываю газеты.
17. Я выписываю методическую литературу.
Препятствующие факторы
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие информации о себе.
6. Состояние здоровья.
7. Недостаток времени.
8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы
1. Школьная методическая работа.
2. Обучение на курсах.
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Организация труда в школе.
6. Внимание к моей проблеме руководителей,
7. Доверие.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
9. Занятие самообразованием.
10. Интерес к работе.
11 Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.
Индивидуальный план по самообразованию на _______ год
Педагог ______________________________________________________________
Категория ______________________________________________________________
Учреждение ____________________________________________________________
Образование (когда, какое учреждение закончил) ___________________
______________________________________________________________
Обучение на курсах ______________________________________________________________
Когда по какой теме ______________________________________________________________
Индивидуальная тема по самообразованию (допускается разработка плана от 1 до 3 лет)
______________________________________________________________
Цели и задачи самообразования по теме ______________________________________________________________
Когда начата работа над темой, срок ее завершения ______________________________________________________________
Предполагаемый опыт изучения
______________________________________________________________
Изучение передового опыта коллег (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий)______________________________________
______________________________________________________________
Практическая реализация работы по теме самообразования (открытые уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, участие в конференциях и мероприятиях _________________________________________________________________________
Практические выходы (планы – конспекты уроков, мероприятий, доклады, рефераты) ______________________________________________________________
Когда и где выступал с сообщением о личном педагогическом опыте ______________________________________________________________
Изучаемая литература по теме
_______________________________________________________________________ по окончании срока темы самообразования
_________________________________________________________________________________
АНКЕТА
для учителей по самооценке своей деятельности
1. Связываете ли Вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические вопросы детской психологии?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
2. Возможно, Ваши затруднения связаны с тем, что Вы овладели не всеми способами, методами, приемами активизации учащихся в обучении?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
3. Представляет ли для Вас трудность формулировать вопросы проблемного характера, создавать проблемные ситуации в обучении?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
4. Часто ли Вам удается на лабораторных и практических занятиях организовать работу учащихся так, чтобы она проходила в форме небольшого исследования?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
5. Часто ли удается Вам на уроках использовать научные факты так, чтобы они способствовали развитию мышления учащихся?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
6. Представляет ли для Вас трудность осуществлять дискуссию на уроках?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
7. Владеете ли Вы умениями рассматривать явления, факты, события в ходе объяснения нового материала с позиций междисциплинарного подхода (показать всеобщность законов природы и общества, вводить элементы системного видения явлений и объектов и т.п.)?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
8. Всегда ли и во всех классах удается Вам составить задания различной степени сложности для учащихся?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
9. Часто ли Вы можете определить, какой вид заданий будет трудным для учащихся?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
10. Удается ли Вам определить степень осознанности владения учащимися мировоззренческим понятиями?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
11. Представляет ли для Вас трудность изложение теоретических и дидактических вопросов по Вашему предмету?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
12. Трудно ли Вам анализировать учебный материал с точки зрения современных достижений науки, движения научного знания?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
13. Всегда ли Вам удается выбрать соответствующий метод или методический прием для реализации целей урока?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
14. Можете ли Вы оценить свои удачи на уроке, определить то, что удалось Вам больше всего?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
15. Можете ли Вы определить и оценить, что не получилось на том или ином уроке, какие были затруднения?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
16. Всегда ли удается Вам увидеть недостатки тех уроков, которые Вы посещаете (уроки Ваших коллег)?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогич...
Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы
Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...

Программа организации методического сопровождения педагогов МБОУ ДО Починковской ДЮСШ в межаттестационный период «ПРОФЕССИОНАЛ» на 2016-2019 гг.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЧИНКОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА Принята на заседаниипедагогического советапротокол ...

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
самообразование педагога как показатель профессиональной компетентности и культурного уровня...

Организационно-методическое сопровождение деятельности педагогов
Ведение целостной, системно организованной деятельности, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетент...

Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "
Краткая аннотация проекта Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...

Методическое пособие на тему: «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении в рамках самообразования педагога»
Методическое пособие «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении в рамках самообразования педагога»,составлена в соответствии Федеральным государственным образов...

