доклад на тему " Профессиональная культура педагога глазами студентов"
материал
В рамках моей деятельности как социального педагога, важной задачей является согласование усилий педагогического коллектива для обеспечения всестороннего развития студентов. Для достижения этой цели был подготовлен и представлен доклад с визуальной презентацией на совещании кураторов.
Представленный доклад акцентирует внимание на понимание и объяснение профессиональной культуры педагогов глазами студентов. В рамках доклада был произведен разбор важности профессиональной культуры для эффективной педагогической работы, а также дана оценка ее воздействия на учебный процесс. Помимо этого, в докладе рассмотрена структура профессионально-педагогической культуры, ее ключевые компоненты и взаимосвязь с общечеловеческими ценностями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.98 КБ | |
| 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное Учреждение среднего профессионального образования Херсонской области «Херсонское профессиональное училище сервиса и дизайна» |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ХЕРСОНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
УЧИЛИЩЕ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА»
Доклад на тему:
«Профессиональная культура педагога глазами студента»
подготовила:
социальный – педагог
Шелина М.В.
Херсон - 2024г.
Первым кого встречает студент, приходя в учебное учреждение – это преподаватель. От него зависят первые шаги студента. Получение новых знаний, проведение интересных мероприятий, участие в различных познавательных конкурсах, умение дружить, желание учиться, все это зависит от преподавателя.
СЛАЙД 2 Сложность преподавательского труда в том, что нужно найти подход к каждому студенту. Создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – преподаватель должен помочь студенту осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого – осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, обществом. Педагог должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках.
СЛАЙД 3 Педагогическая культура — это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к обучающемуся, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.
Показатели педагогической культуры:
- состояние и качество образования;
- уровень образованности в обществе;
- культура организации образования в училище;
- мастерство отдельного педагога.
СЛАЙД 4 Профессиональная культура— это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач.
СЛАЙД 5 Культура педагога - Мировоззрение педагога представляет собой сложное многослойное явление, содержащее такие личные качества, как характер и общительность, а также общие знания, креативный потенциал в широком смысле и другие аспекты.
Внутренняя культура педагога — это тот стержень, та основа, которая определяет его поведение в различных жизненных ситуациях профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления.
СЛАЙД 6 Современные принципы коммуникации предполагают не только обмен информацией, приятные манеры, но и «терапевтический эффект воздействия».
Вступая в контакт с окружающими людьми, необходимо учитывать множество элементов: взгляд, зоны общения, умение вести разговор, создавая приятную и доброжелательную атмосферу.
Общение - важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности.
Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития студентов, становясь в деятельности учителя педагогическим общением. Оно осуществляется в профессионально значимых формах взаимодействия с обучающимися. Общение педагога и студентов обусловлено их социальными ролями: преподаватель воспитывает, учит, развивает, студент учится, воспитывается и т.п.
Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с обучающимися на занятии и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний студентов, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете - рождается устойчивое негативное отношение к преподавателю, а потом и к предмету.
Преподаватель не должен допускать, чтобы в его отношении с студентами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить студентов быть вежливыми и добрыми.
В настоящее время социальный статус преподавателя резко снизился в связи с падением культуры в обществе, а также с экономическим кризисом в стране. В данный момент мы наблюдаем большой наплыв псевдокультуры. Общество перестало ценить и понимать народную культуру. Это происходит из-за того, что наши телевидение, радио, пресса и кинотеатры заполнены низкокачественной продукцией.
Преподаватель – профессия образования, возникшая вследствие выделения в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Также в обязанности преподавателя входит поддержание дисциплины и организованности учащихся.
Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий.
Педагог - профессионал обязательно должен выбрать свою, так называемую, человеко - роль, чтобы не казаться детям скучным и серым. Одни выбирают роль «энергичного», другие - «хладнокровного», третьи - «волевого», четвертые - «добродушного» одинаковых педагогов не бывает!!! Все мы разные!
Профессионально-педагогическая культура — это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию.
СЛАЙД 7 Структура профессионально- педагогической культуры.
- Структура профессионально- педагогической культуры (внутренний эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий отношение: к окружающему миру к самому себе моделирующий содержание и характер выполняемой профессиональной деятельности)
-Педагогическое творчество — это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога. Педагог должен уметь: управлять своим эмоциональным психологическим состоянием и учить этому обучающихся
-Аксиологический компонент (совокупность педагогических ценностей) отношение к себе (интерес к саморазвитию, самореализации в творчестве и деятельности, к обучаемому – направленность на индивидуальную неповторимость, удовлетворение от процесса и результата деятельности
-Личностно- творческий компонент он (отражает творческое начало личности педагога. таких личностных качеств, как: инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску независимость суждений)
-Общественно- педагогические ценности они (отражают характер и содержание ценностей, функционирующих в различных социальных системах, проявляются в общественном сознании которые регламентируют воспитательную деятельность и общение в рамках своего общества)
-Технологический компонент (деятельностный компонент профессионально-педагогической культуры. Технология педагогической деятельности – это решения совокупности педагогических задач по педагогическому анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции)
-Профессионально -групповые ценности (совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих профессионально-педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов)
-Личностно- педагогические ценности (система ценностных ориентаций личности, сложное социально-психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность)
Каждый педагог, строит свою личностную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций: концепция формирования личности специалиста, концепция деятельности представления о технологии построения образовательного процесса в профессиональном образовательном учреждении, о специфике взаимодействия с обучающимися о себе как профессионале.
Педагог должен уметь: управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием и учить этому обучающихся, организовывать общение с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативу и изобретательность, создавать условия для полного творческого самовыражения и самореализации.
Преподавание в нашей современной жизни играет большую роль, поэтому в настоящее время высоко оценивается деятельность преподавателя. Актуальность темы педагогического совещания обусловлена повышением статуса преподавателя в обществе и его ответственностью в формировании у студентов умения планировать и организовывать свою деятельность.
Безусловно, оценка качества преподавания представляет собой непростую задачу. В определении качества преподавания большое значение имеют не только организованность преподавателя и его умение общаться со студентами, но и внешний вид преподавателя и культура речи.
Преподавание является многогранной деятельностью, включает педагогическую, научно-исследовательскую, методическую, организационную, управленческую, общественную сферы.
В фокусе учебно-воспитательного процесса традиционно находится обучающийся, но педагог также занимает центральное место в связи с тем, что именно на него возложены функции трансляции знаний и развития личности учащегося.
СЛАЙД 8 Вячеслав Александрович Мейдер (советский российский учёный-философ, доктор философских наук, профессор) отмечает: педагогическая практика свидетельствует о том, что любой учащийся воспринимает учителя-преподавателя в первую очередь как личность.
Личность преподавателя играет значимую роль в процессе профессионального становления специалиста. Преподаватель выступает как компонентный представитель дисциплины, одновременно привносит в процессе образования и воспитания качества своей личности. Соответственно, авторитет педагога определяется как научным авторитетом, так и личностными качествами. Формируя отношение учащихся к предмету изучения, педагог оказывает непосредственное воздействие не только на качество знаний, но и на их отношение к самому предмету изучения.
Общечеловеческие качества преподавателя в процессе воспитания и обучения важны не менее его профессиональных качеств.
СЛАЙД 9 Модели требований к личности педагога:
Требование к преподавателю как личности (доброта, ответственность, эмпатийность, эмоциональная устойчивость и т.п.).
Требование к преподавателю как специалисту (хорошее академическое образование, глубокие знания в области обучения и других областях);
Требование к преподавателю как профессионалу он должен (владеть методами и средствами обучения, методами исследования и т. п.).
СЛАЙД 10 Педагог ожидает от обучающихся проявления качеств, необходимых в учебно-воспитательном процессе (трудолюбие, активность, ответственность и т. д.), обучающиеся также имеют определенные ожидания, предъявляемые ими к личности учителя. Елена Сергеевна Романчук (кандидат педагогических наук) на основании результатов экспериментального исследования выявила характеристики личности педагога, которые учащиеся считают наиболее важными: справедливость - 82 %; честность - 75,5 %; доброта - 62,5 %; отзывчивость - 59 %; требовательность - 49,5 %; понимание - 43,5 %; современность -40 %; чувство юмора - 38,5 %; простота в общении - 21 % и т. д.
Студенты всех курсов видят в педагоге наставника, ожидают от него понимания, помощи и эмоциональной поддержки. Не получая этого, они легко утрачивают изначальный интерес к дисциплинам обучения, теряют учебную мотивацию.
Идеальный педагог – это преподаватель в возрасте от 30 до 65 лет, он должен находиться в курсе современных трендов и обладать знаниями за пределами своего предмета, притом научная деятельность помимо преподавательской для него не является обязательной. Успеваемость обучающихся во многом зависит от личности преподавателя и его черт характера, именно поэтому каждому педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы быть отзывчивым, добрым, терпеливым, общительным и понимающим, а также обладать чувством юмора и быть справедливым по отношению к студентам.
Важнейшим звеном в работе преподавателя является методика его преподавания, знание предмета также не менее значимый атрибут для создания благоприятного образовательного пространства.
Преподаватель обязан быть открыт перед детьми, перед обществом в целом перед собственной совестью, тогда и только тогда преподаватель заслуживает право быть настоящим педагогом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
качества педагога педагогическая культура профессиональная культура культура педагога
Педагогическая культура Множество ценностных подходов к обучению и студенту, которые конкретно и практически воплощаются в образовательных процессах.
Профессиональная культура уровень мастерства человека в использовании методов и подходов для решения задач в своей профессиональной деятельности.
Культура педагога характер общительность общую эрудицию
Общение ключевой профессиональный инструмент в педагогической деятельности.
Структура профессионально- педагогической культуры. Педагогическое творчество Аксиологический компонент Личностно- творческий компонент Общественно- педагогические ценности Технологический компонент Профессионально -групповые ценности Личностно- педагогические ценности
Вячеслав Александрович Мейдер Мейдер Вячеслав Александрович - доктор философских наук, профессор Волжского гуманитарного института (филиала Волгоградского государственного университета. Педагогический стаж – 60 лет. Автор свыше 200 научных и методических работ, в том числе 20 монографий и учебных пособий.
Модели требований к личности педагога: к преподавателю как личности к преподавателю как специалисту к преподавателю как профессионалу
справедливость 82% честность 75,5% доброта 65,5% отзывчивость 59% требовательность 49,5% понимание 43,5% современность 40% чувство юмора 38,5% простота в общении 21%
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностно-профессиональной культуры и компетентности студента в профессиональном образовании
В развитии личности специаиста заклчается не только в становлении профессиональных знаний и умений, но и в развитии личности будующего специалиста....

Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"
Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"...

Доклад: "Оценка уровня профессиональной компетентности педагога Лебедева Т.Н."
Оценка уровня профессиональной компетентности педагогаЛебедева Т.Н. Реформы образования, начатые в конце 20-го века, продолжают модернизацию образования. Объективная необходимость модернизации р...

Выступление / доклад на ШНП в виде презентации на тему: "Профессиональное выгорание педагогов"
Профессиональная деятельность педагога образовательного учебного заведения независимо от разновидности исполняемой работы относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоров...
Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога
Статья о роли современного педагога в образовательном процессе профессионального обучения...
Доклад на тему "Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образования"
Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образ...

