Использование технологии учебного проектирования в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов
статья
В новых образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС СПО) приоритетное внимание уделяется формированию профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную готовность выпускников колледжа. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей студента, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей. Базовой образовательной технологией, обеспечивающей компетентностный подход в образовании, является технология учебного проектирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии учебного проектирования в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов
В новых образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС СПО) приоритетное внимание уделяется формированию профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную готовность выпускников колледжа. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей студента, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей. Базовой образовательной технологией, обеспечивающей компетентностный подход в образовании, является технология учебного проектирования [2, с. 96]. Проектная деятельность студентов – совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Именно проектная деятельность способна сделать учебный процесс для студента личностно – значимым, таким, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, активность, фантазию, креативность, самостоятельность. При использовании учебного проектирования представляется возможным соединить цели образования и профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:
– самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;
– учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
– развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
– самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников [1, с. 31-32].
При анализе технологии учебного проектирования с точки зрения компетентностного подхода можно сравнить принципы данной технологии и характеристику профессиональной компетентности.
Таблица 1
Принципы технологии учебного проектирования, формирующие содержательные аспекты профессиональной компетенции
Технология учебного проектирования | Профессиональная компетенция |
Опора на опыт студента | Знание имеющегося опыта |
Проблемность | Умение выбирать |
Развитие образовательных потребностей | Ориентация на профессиональную успешность |
Результативность | Чувство личной ответственности за результаты |
Самостоятельность, системность, индивидуализация | Способность к самосовершенствованию, активность |
Реализация технологии учебного проектирования с целью решения задачи формирования профессиональных компетенций начинается с определения актуальной проблемы и разработки тематики проектов. Также студентам была предложена разнообразная типология проектов: исследовательский, информационный, творческий, игровой, практико-ориентированный проекты. В результате было реализованы следующие проекты различной типологии: исследовательские проекты – «Игры наших бабушек», «Откуда пришёл мяч», «История Олимпийских игр»; информационные проекты – «Как сохранить зрение», «Пусть ребёнок растёт здоровым», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»; творческие проекты – «Путешествие в Спортландию», «Королевство волшебных мячей», «Как на Масленицу», «Путешествие в Играй – город»; игровые проекты – «Цветик – семицветик», «Космическое путешествие на Марс», «Искатели клада», «Времена года»; практико-ориентированные проекты – «По утрам зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым!», «Наша спортивная площадка».
В процессе использования технологии учебного проектирования реализовывались 3 уровня исследовательского обучения:
– педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику её решения; само решение предстоит самостоятельно найти студентам;
– педагог ставит проблему, но метод её решения студент ищет самостоятельно (на этом уровне используется коллективный поиск);
– постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки осуществляется студентами самостоятельно.
Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего выпускника к производственным условиям, что стимулирует желание достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формировании профессиональной компетенции. Выполняя проект индивидуально или в составе группы, студенты попадают в атмосферу заинтересованной творческой деятельности. Эта работа побуждает их возвращаться к проблеме, изучать специальную литературу, искать неординарные решения, расширять свой кругозор. Для формирования общих компетенций важно, чтобы главным в оценке работы студента был её качественный анализ, подчёркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков и путей их исправления.
Оптимально такое взаимодействие участников педагогического процесса, которое:
– активизирует внутренние личностные резервы студентов;
– увеличивает свободу студента при решении учебных задач;
– формирует у участников образовательного процесса активную познавательную позицию;
– позволяет студенту развивать необходимые для успешной работы в обществе ключевые компетенции [3, с. 31].
Важно правильно определить критерии оценки проектной деятельности. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего – либо. При оценке успешности студента, участвующего в проекте, необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Критерии оценки проекта можно представить в виде таблицы.
Таблица 2
Критерии оценки проекта
Операционные критерии | Репрезентативные критерии (связанные с представлением продукта) | Ценностные критерии |
Оригинальность идеи и способа решения проблемы. Степень участия в групповой работе и взаимопомощь участников проекта. Доказательность предлагаемых решений Подготовка презентации продукта. | Раскрытие содержания проекта на презентации продукта. Логика изложения, культура речи, владение материалом. Эстетика оформления результатов. Умение отвечать на вопросы во время презентации проекта. Эмоциональность. Соответствие содержания заявленной теме. Содержательность материалов | Новизна и актуальность информации, используемой при выполнении проекта Самооценка студента. Социальная, прикладная значимость результатов работы |
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для формирования соответствующей компетентности студента.
Механизм проведения оценки и самооценки может быть реализован следующим образом:
– оценивается не только уровень знаний, но и процесс, характер работы на уроке;
– оцениваются по заданным критериям, как отдельные этапы работы, так и окончательный результат деятельности на уроке;
– окончательный вариант работы оценивается по заранее определённым критериям;
– критерии готовятся преподавателем заранее на основе требований Государственных стандартов и программ и обсуждаются совместно со студентами.
Таким образом, применение технологии учебного проектирования в работе со студентами является одним из направлений модернизации современного образования. Проектная деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создаёт условия для саморазвития личности, позволяет реализовать творческий потенциал, помогает личности самоопределяться и самореализоваться, что, в конечном счёте, формирует профессиональные компетенции выпускников колледжа, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Список литературы
1. Гериш Т.В., Самойленко П.П. Технология учебного проектирования в обучении // Специалист. – 2012. – № 3. – С. 30-32.
2. Лушникова Д. В. Эффективное взаимодействие в образовательном процессе как условие формирования общих и профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. Приложение. – 2011. – № 6. – С. 91-96.
3. Никитина Е. М. Использование компетентностного подхода в обучении иностранному языку в системе СПО // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 11. – С. 30-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»
Цель работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий на занятиях обществознания и истории как способ формирования профессиональных компетенций будущего специалиста."
Применение современных педагогических технологий в комплексе....
Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов
В настоящее время большое внимание в образовательном процессе уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение к...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА
Статья посвещена важной проблеме учебной и производственной практики....

Доклад «Использование ситуационных задач в формировании профессиональных компетенций будущей медсестры»
Доклад – это вид краткого, но информативного сообщения о сути рассматриваемого вопроса, различных мнениях об изучаемом предмете....

Доклад "Учебная практика как средство формирования профессиональных компетенций будущего специалиста"
Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессио...
