Использование технологии учебного проектирования в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов
статья

Линченко Лариса Николаевна

В новых образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС СПО) приоритетное внимание уделяется формированию профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную готовность выпускников колледжа. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей студента, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей. Базовой образовательной технологией, обеспечивающей компетентностный подход в образовании, является технология учебного проектирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии учебного проектирования в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов

В новых образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС СПО) приоритетное внимание уделяется формированию профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную готовность выпускников колледжа. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей студента, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей. Базовой образовательной технологией, обеспечивающей компетентностный подход в образовании, является технология учебного проектирования [2, с. 96]. Проектная деятельность студентов – совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Именно проектная деятельность способна сделать учебный процесс для студента личностно – значимым, таким, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, активность, фантазию, креативность, самостоятельность. При использовании учебного проектирования представляется возможным соединить цели образования и профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

– самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;

 – учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

– развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

 – самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников [1, с. 31-32].

При анализе технологии учебного проектирования с точки зрения компетентностного подхода можно сравнить принципы данной технологии и характеристику профессиональной компетентности.

Таблица 1

Принципы технологии учебного проектирования, формирующие содержательные аспекты профессиональной компетенции

Технология учебного проектирования

Профессиональная компетенция

Опора на опыт студента

Знание имеющегося опыта

Проблемность

Умение выбирать

Развитие образовательных потребностей

Ориентация на профессиональную успешность

Результативность

Чувство личной ответственности за результаты

Самостоятельность, системность, индивидуализация

Способность к самосовершенствованию, активность

Реализация технологии учебного проектирования с целью решения задачи формирования профессиональных компетенций начинается с определения актуальной проблемы и разработки тематики проектов. Также студентам была предложена разнообразная типология проектов: исследовательский, информационный, творческий, игровой, практико-ориентированный проекты. В результате было реализованы следующие проекты различной типологии: исследовательские проекты – «Игры наших бабушек», «Откуда пришёл мяч», «История Олимпийских игр»; информационные проекты – «Как сохранить зрение», «Пусть ребёнок растёт здоровым», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»; творческие проекты – «Путешествие в Спортландию», «Королевство волшебных мячей», «Как на Масленицу», «Путешествие в Играй – город»; игровые проекты – «Цветик – семицветик», «Космическое путешествие на Марс», «Искатели клада», «Времена года»; практико-ориентированные проекты – «По утрам зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым!», «Наша спортивная площадка».

В процессе использования технологии учебного проектирования реализовывались 3 уровня исследовательского обучения:

– педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику её решения; само решение предстоит самостоятельно найти студентам;

– педагог ставит проблему, но метод её решения студент ищет самостоятельно (на этом уровне используется коллективный поиск);

– постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки осуществляется студентами самостоятельно.

Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего выпускника к производственным условиям, что стимулирует желание достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формировании профессиональной компетенции. Выполняя проект индивидуально или в составе группы, студенты попадают в атмосферу заинтересованной творческой деятельности. Эта работа побуждает их возвращаться к проблеме, изучать специальную литературу, искать неординарные решения, расширять свой кругозор. Для формирования общих компетенций важно, чтобы главным в оценке работы студента был её качественный анализ, подчёркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков и путей их исправления.

Оптимально такое взаимодействие участников педагогического процесса, которое:

– активизирует внутренние личностные резервы студентов;

– увеличивает свободу студента при решении учебных задач;

 – формирует у участников образовательного процесса активную познавательную позицию;

 – позволяет студенту развивать необходимые для успешной работы в обществе ключевые компетенции [3, с. 31].

 Важно правильно определить критерии оценки проектной деятельности. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего – либо. При оценке успешности студента, участвующего в проекте, необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Критерии оценки проекта можно представить в виде таблицы.

Таблица 2

Критерии оценки проекта

Операционные критерии

Репрезентативные критерии (связанные с представлением продукта)

Ценностные критерии

Оригинальность идеи и способа решения проблемы. Степень участия в групповой работе и взаимопомощь участников проекта. Доказательность предлагаемых решений Подготовка презентации продукта.

Раскрытие содержания проекта на презентации продукта. Логика изложения, культура речи, владение материалом. Эстетика оформления результатов. Умение отвечать на вопросы во время презентации проекта. Эмоциональность. Соответствие содержания заявленной теме. Содержательность материалов

Новизна и актуальность информации, используемой при выполнении проекта Самооценка студента. Социальная, прикладная значимость результатов работы

Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для формирования соответствующей компетентности студента.

 Механизм проведения оценки и самооценки может быть реализован следующим образом:

 – оценивается не только уровень знаний, но и процесс, характер работы на уроке;

– оцениваются по заданным критериям, как отдельные этапы работы, так и окончательный результат деятельности на уроке;

– окончательный вариант работы оценивается по заранее определённым критериям;

– критерии готовятся преподавателем заранее на основе требований Государственных стандартов и программ и обсуждаются совместно со студентами.

Таким образом, применение технологии учебного проектирования в работе со студентами является одним из направлений модернизации современного образования. Проектная деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создаёт условия для саморазвития личности, позволяет реализовать творческий потенциал, помогает личности самоопределяться и самореализоваться, что, в конечном счёте, формирует профессиональные компетенции выпускников колледжа, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

 Список литературы

1. Гериш Т.В., Самойленко П.П. Технология учебного проектирования в обучении // Специалист. – 2012. – № 3. – С. 30-32.

2. Лушникова Д. В. Эффективное взаимодействие в образовательном процессе как условие формирования общих и профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. Приложение. – 2011. – № 6. – С. 91-96.

3. Никитина Е. М. Использование компетентностного подхода в обучении иностранному языку в системе СПО // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 11. – С. 30-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»

Цель  работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе   уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение  к...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА...

Доклад «Использование ситуационных задач в формировании профессиональных компетенций будущей медсестры»

Доклад – это вид краткого, но информативного сообщения о сути рассматриваемого вопроса, различных мнениях об изучаемом предмете....

Доклад "Учебная практика как средство формирования профессиональных компетенций будущего специалиста"

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессио...