Методические рекомендации по подготовке и выполнению социальных проектов по обществознанию
методическая разработка
Обществознание как учебная дисциплина в системе СПО выполняет важную функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (история, литература, география) и с реализуемой в образовательном учреждении программой воспитания обучающихся.
Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы способствует педагогически грамотный отбор и применение на уроках обществознания, а также во внеурочное время продуктивных форм, методов, средств и способов организации учебной деятельности студентов. Так, одним из актуальных направлений деятельности является проектная деятельность. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.
Социальный проект — это совокупность действий и мероприятий, направленных на решение социальной проблемы определенной целевой группы за конкретный период времени. У любого проекта есть два ключевых признака:
- ограниченность временных рамок, территории реализации, состава команды и бюджета;
- наличие заранее запланированного измеримого результата.
Процесс создания социального проекта можно разделить на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Гуковский строительный техникум»
ДОКЛАД
Методические рекомендации по подготовке и выполнению
социальных проектов по обществознанию
Преподаватель:
Енгоян Эрнест Юрьевич
2025 г.
Обществознание как учебная дисциплина в системе СПО выполняет важную функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (история, литература, география) и с реализуемой в образовательном учреждении программой воспитания обучающихся.
Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы способствует педагогически грамотный отбор и применение на уроках обществознания, а также во внеурочное время продуктивных форм, методов, средств и способов организации учебной деятельности студентов. Так, одним из актуальных направлений деятельности является проектная деятельность. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.
Социальный проект — это совокупность действий и мероприятий, направленных на решение социальной проблемы определенной целевой группы за конкретный период времени. У любого проекта есть два ключевых признака:
- ограниченность временных рамок, территории реализации, состава команды и бюджета;
- наличие заранее запланированного измеримого результата.
Процесс создания социального проекта можно разделить на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассмотрим каждый из них.
Этап 1. Изучение проблемы
Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой.
Шаг 1. Определите целевую группу своего проекта: категорию людей, на решение или смягчение проблемы которой направлена деятельность в рамках проекта. В результате реализации проекта эти люди должны будут ощутить положительные изменения своей ситуации.
Целевой аудиторией могут быть как отдельные личности, так и целые организации, трудовые коллективы. Это могут быть социальные институты, но чаще отдельные группы людей, такие как люди с ограничениями, страдающие различными заболеваниями, пенсионеры, меньшинства, школьники или студенты. Социальный проект может быть рассчитан на сообщества по интересам или активные движения и инициативы.
Шаг 2. Определите территорию проекта, на которой возможно решение выбранной социальной проблемы – район города, весь город, целая область.
Шаг 3. Внимательно изучите проблему целевой группы и причины её возникновения на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта. Актуальность проблемы подтверждается ссылками на авторитетных экспертов или официальные источники информации.
Результатом первого этапа должно стать чёткое представление где, почему и для кого будет реализован проект. После получения ответов на эти вопросы можно приступать к поиску способов решения проблемы.
Этап 2. Разработка механизмов решения проблемы
Шаг 1. Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Цель должна быть достижимой, конкретной, измеримой, реалистичной и ограниченной во времени.
Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: в настоящее время - «то, что есть сейчас» - негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, и в будущем времени - «то, что должно быть» - позитивная ситуация, в которой окажется целевая группа после реализации всех мероприятий. Достижение этого положительного изменения и является целью вашего социального проекта.
Цель формулирует в одном предложении общий итог проекта.
Шаг 2. Продумайте результаты, которых вы хотели бы добиться по завершении проекта.
Количественные результаты – это числовое отражение показателей его реализации: проведённых мероприятий и представителей целевой группы, которые примут участие в этих мероприятиях.
Качественные результаты — это конкретные позитивные изменения в ситуации выбранной целевой группы, которых вы сможете достичь.
Если целевых групп несколько, ожидаемые результаты должны быть запланированы для каждой из них.
Шаг 3. Ключевой этап социального проектирования — определение задач и мероприятий проекта.
Задача — это та составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Задачи содержат конкретные частные результаты проекта, в проекте обычно от 3 до 5 задач. Цель и задачи должны отвечать на вопрос: «Что изменится в состоянии проблемы в итоге выполнения данного проекта?».
Мероприятия — это действия, которые вы предпримете для решения конкретной задачи. Как правило, для решения одной задачи нужен комплекс мероприятий, поэтому понятие «задача» всегда шире, чем понятие «мероприятие». Мероприятия, направленные на реализацию проекта, как правило, оформляются в виде таблицы, в которой указываются: наименование, организационная форма, сроки проведения, социальные партнеры, конкретные результаты мероприятия.
Этап 3. Обеспечение проекта ресурсами
Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.
Чтобы составить бюджет проекта, вам необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- какие финансовые ресурсы понадобятся,
- какие из этих ресурсов у вас уже есть,
- каких ресурсов вам не хватает для достижения результата,
- какие расходы вам придется понести в ходе реализации проекта.
Шаг 1. Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована (то есть, связана с мероприятиями проекта) и реалистична (то есть, связана с реальными ценами). Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.
Шаг 2. Выделите в бюджете проекта средства гранта (если он будет запрашиваться) и софинансирования — собственного вклада вашей организации и вклада партнёров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже имеются у организации, и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнёров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.
Команда проекта включает руководителя проекта и группу лиц, которые действуют вместе при исполнении работ проекта для достижения его цели. Она состоит из специалистов, обладающих знаниями в определённой предметной области или набором конкретных навыков. Структура команды проекта может быть различной, но неизменной остаётся роль руководителя проекта как лидера команды.
Команда проекта может располагаться в одном месте или быть виртуальной, взаимодействуя благодаря коммуникационным технологиям. Это самая простая структура для руководителя проекта, так как члены команды могут полностью фокусироваться на задачах проекта.
Действия по созданию команды проекта:
Шаг 1. Обозначьте основные роли команды проекта (руководитель, бухгалтер и т.д.) и лиц, которые будут действовать в качестве указанных членов команды.
Шаг 2. Определитесь, какие специалисты вам потребуются, кто уже готов работать с вами над проектом, а кого необходимо будет пригласить.
Шаг 3. Определите степень и сроки задействования каждого члена команды в проекте (занятость в проекте постоянная, периодическая, разовая).
Шаг 4. Продумайте механизмы стимулирования участия членов команды в проекте (они могут быть как материальные, так и нематериальные).
После прохождения всех этапов создания проекта необходимо ещё раз проверить, как согласуются между собой все его пункты: актуальность, задачи, мероприятия, бюджет, результаты. Желательно вернуться к поставленной цели и удостовериться, что она будет достигнута в ходе реализации проекта по задуманному плану.
Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.
Презентация результатов проекта – это важный этап представления работы обучающихся. На этом этапе оформляются различные демонстрационные материалы в виде презентации, стендовых материалов, раздаточных материалов (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта). Необходима подготовка устной презентации проекта (изложение проблемы, сути ее решения, применяя наглядные средства – слайды, видеофильмы и другие технические средства).
Защита проектных работ заканчивается их экспертизой и оцениванием. Чёткая система экспертизы проектов позволяет оценить качество работы автора проекта с возможностью мониторинга удачных и неудачных элементов в ходе реализации проекта.
Критерии оценки социального проекта могут быть созданы педагогом совместно с обучающимися. Студенты должны заранее знать критерии оценивания выполнения проекта/задания. При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны быть однозначным, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого; быть понятным не только педагогу, но и обучающимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ и быть конкретными – без таких абстрактных формулировок, как, например, «хорошо понимает», или «успешно освоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности студента.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение социального проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Наиболее удачными примерами продуктов социальной проектной деятельности в рамках изучения обществознания можно назвать листовку, буклет, web-сайт, журнал (брошюру), публикации, анализ социологического опроса, презентации.
Форма итогового продукта | Содержание продукта |
Презентация | Духовные ценности российских семей |
Буклет | Способы защиты прав потребителей: «Знай свои права!» |
Социальная модель | Модель организации студенческого самоуправления в колледже |
Деловая игра | «Наш семейный бюджет: как грамотно распределить средства» |
Проект закона | Проект изменения/создания закона, «Моя законотворческая инициатива» |
Статистика | Результаты социологического опроса на тему «Воздействие интернета на сознание подростков» |
Плакат | Социальная реклама здорового образа жизни |
Мини-фильм | Социальные видео-ролики (отражающие социальные проблемы) |
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов.
Обязательным элементом подведения итогов по проекту является обсуждение результатов с участниками исследовательской работы. Организуя процесс обсуждения, педагог должен затронуть различные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитивные и негативные моменты, объективную оценку продукта и субъективную удовлетворённость участников.
Вопросы для обсуждения могут быть сформулированы следующим образом:
- Достигнута ли цель проекта?
- Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?
- В чем заключались личные мотивы каждого участника группы?
- Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чём изменились?
- Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?
- Возникало ли у вас в ходе проектной недели желание что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий на занятиях обществознания и истории как способ формирования профессиональных компетенций будущего специалиста."
Применение современных педагогических технологий в комплексе....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Обществознание
Данный сборник практических работ по обществознанию составлен в соответствии с рабочей программой и представляет собой руководство по выполнению практических работ по дисциплине. Основное...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Обществознание"
Материалы содержат пояснительную записку, перечень самостоятельных работ, задания и рекомендации по выполнению каждой работы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке, выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) для обучающихся по специальности 42.02.01 Реклама
Методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности 42.02.01 Реклама и представляют собой совокупность требований к организации, выполнению и защите выпускных квалификационных ра...
Методические рекомендации по подготовке и оформлению индивидуального проекта по дисциплине "Математика" для студентов первых курсов
для студентов 1 курсов НПО И СПО...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и защите выпускных квалификационных работ (дипломных проектов) по специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям)
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) разработаны в соответствии с письмом Минобрнаук...
