Методическая разработка на тему: «Воспитание силовых способностей у юношей 18-19 лет занимающихся пауэрлифтингом»
методическая разработка
Методическая разработка на тему "Воспитание силовых способностей у юношей 18-19 лет занимающихся пауэрлифтингом"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 138.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Тренера по пауэрлифтингу МБУ ДО «СШ №1»
Г. Усинск
Байбаровой Людмилы Анатольевны
на тему: «Воспитание силовых способностей у юношей 18-19 лет занимающихся пауэрлифтингом»
2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. | 3 |
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЮНОШЕЙ 18-19 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАУЭРЛИФТИНГОМ…………………………. | 6 |
Характеристика силовых способностей …………………………… | 6 |
Средства и методы воспитания силовых способностей в пауэрлифтинге……………………………………………………………. | 11 |
Возрастные особенности юношей 18-19 лет ……………………… Выводы по 1 главе……………………………………………………….. | 18 23 |
ГЛАВА 2МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……….. #1054;рганизация и методика исследования …………………………… Разработка комплекса упражнений для развития силовых способностей у юношей 18-19 лет……………………………………… Выводы по 2 главе……………………………………………………….. ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ …….. Анализ результатов………………………………………………… Практические рекомендации……………………………………… Выводы по 3 главе……………………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… | 25 25 31 37 38 38 43 45 46 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... | 48 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… | 51 |
ВВЕДЕНИЕ
Благодаря возросшей популярности пауэрлифтинга среди молодежи и взрослого населения, этим силовым видом спорта начинает заниматься все большее количество людей. Популярность пауэрлифтинга объясняется доступностью этого вида спорта. Пауэрлифтинг способствуют увеличению мышечной силы, воспитывают волю, уверенность в своих силах, повышают работоспособность всего организма.
В последние годы пауэрлифтинг приобрёл большую популярность. Проводятся самые разнообразные турниры: чемпионаты мира, Европы, стран, регионов, городов, вузов и т.п., не только по классическому варианту (силовое троеборье) но и в отдельных упражнениях (например, в жиме штанги лёжа). В соревнованиях участвуют люди различного возраста: от подростков до ветеранов, мужчины и женщины, а также люди с нарушениями в состоянии здоровья. Что не удивительно, поскольку силовые способности имеют важное значение в социальной жизни человека, в его профессиональной деятельности.
Следует отметить, что для успеха в данном виде спорта, необходима индивидуально подобранные техника и методика тренировок, учитывающие возраст, анатомические, биомеханические, психологические особенности спортсмена, его физическую подготовленность.
Поэтому исследования, направленные на поиск целенаправленно воздействующих на воспитание силовых способностей тренировочных программ являются актуальными.
Таким образом, актуальным является поиск методов и средств для увеличения силовых способностей юношей 18-19 лет. Так, в структуре физической подготовленности юношей на занятиях пауэрлифтингом, силовая подготовка является одним из ведущих направлений, обеспечивающих возможность эффективного решения педагогических задач, обусловленных разнообразием двигательной деятельности.
Цель исследования: выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для развития силовых способностей у юношей 18-19 лет.
Объект исследования: тренировочный процесс юношей 18-19 лет, занимающихся пауэрлифтингом.
Предмет исследования: развитие силовых способностей у юношей 18-19 лет в пауэрлифтинге.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанный комплекс упражнений будет эффективен для юношей 18-19 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений для развития силовых способностей у юношей 18-19 лет.
3. Определить эффективность разработанного комплекса упражнений по развитию силовых способностей у юношей 18-19 лет.
4. Разработать практические рекомендации по организации занятий пауэрлифтингом для юношей 18-19 лет.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы
2. Педагогическое наблюдение
3. Педагогический эксперимент
4. Тестирование
5. Математико-статистический метод.
Этапы исследования:
1 этап - подготовительный:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Теоретическое обоснование дипломной работы.
3. Разработка научного аппарата исследования.
4. Подбор типов на определение уровня развития силовых способностей у юношей 18-19 лет.
5. Определение базы исследования.
2 этап - исполнительный:
1. Проведение констатирующего исследования.
2. Обработка полученных результатов.
3 этап - итоговый:
1. Составление выводов и рекомендаций.
2. Оформление дипломной работы.
База исследования: исследование проходило на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа №1» г. Усинска, к исследованию были привлечены 16 юношей 18-19 лет, занимающиеся пауэрлифтингом.
Практическая значимость: заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе занятий пауэрлифтингом.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, 7 параграфов, заключения, списка литературы, приложения, работа проиллюстрирована таблицами и рисунками.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЮНОШЕЙ 18-19 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАУЭРЛИФТИНГОМ
- Характеристика силовых способностей
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений) [17].
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека [17].
Среди них выделяют:
- Собственно мышечные
- Центрально-нервные
- Лично-психические
- Биомеханические
- Биохимические
- Физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации [10].
Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции [2].
От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений [16].
Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы [6].
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).
Собственно силовые способности проявляются:
1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);
2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы) [1].
В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата [8].
Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления:
1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила);
2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).
Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на:
- развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.);
- общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг) [1].
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.
К скоростно-силовым способностям относят [10]:
1) быструю силу;
2) взрывную силу.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно-силовым индексом / в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму [4].
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила— это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.
Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20—50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость [17].
В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу.
Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно — она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия [17].
Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа[14].
Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13–14 до 17–18 лет, а у девочек и девушек – от 11–12 до 15–16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10– 11 годам она составляет примерно 23%, к 14–15 годам – 33%, а к 17–18 годам – 45%). Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма [17].
Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы [17].
- Средства и методы воспитания силовых способностей в пауэрлифтинге
Пауэрлифтинг – силовой вид спорта, задача которого заключается в преодолении веса максимального отягощения. В отличие от бодибилдинга, основной целью пауэрлифтинга является не эстетическая красота тела, а развитие физической силы [9].
Понятие пауэрлифтинга произошло от двух английских слов - «power» (сила) и «lift» (поднимать). Данный вид спорта иначе называют силовым троеборьем: это связано с тем, что в него в качестве соревновательных дисциплин входят три основных упражнения:
- Приседания со штангой, расположенной на верхней части лопаток;
- Жим штанги, лежа на скамье;
- Тяга штанги [19].
Данные упражнения являются базовыми и рекомендуются начинающим спортсменам для развития силы и набора мышечной массы. Совместные результаты пауэрлифтинга по трем дисциплинам во время соревнований определяют квалификацию спортсмена. Оценка показателей происходит по суммарному весу во всех трех упражнениях. В случае одинаковых результатов победа присуждается спортсмену с меньшим весом. Если есть необходимость сравнения спортсменов с различными весовыми категориями, применяются формулы Глоссбреннера и Уилкса.
Пауэрлифтинг, как вид спорта, не включен в состав Олимпийских игр, однако он является частью Мировых игр, проходящих под началом Международного олимпийского комитета [19].
Силовое троеборье имеет большую популярность во всем мире, рождением его можно назвать первый чемпионат США по пауэрлифтингу в 1964 г.
В России юноши и девушки, мужчины и женщины, ветераны спорта - активно тренируются и довольно успешно выступают на соревнованиях различного масштаба и занимают одну из высоких ступеней на пьедестале почета в мире.
Данный вид спорта включает в себя выполнение трех основных упражнений:
Приседания со штангой на плечах.
Исходное положение - гриф находится на трапециевидных мышцах спины, ноги на ширине плеч, вес штанги равномерно распределен на обе конечности. Делаем глубокий вдох и, задержав дыхание, плавно опускаемся вниз. При этом колени сгибаются, а ягодицы «уходят» вниз и назад. Как только бедра станут параллельны полу, необходимо напрячь мышцы и вернуться в исходное положение;
Жим лежа на скамье.
Исходное положение - штанга удерживается на вытянутых над грудью руках. Затем штанга опускается на грудь, выжимается из этого положения на вытянутые руки. После выполнения упражнения штанга возвращается на упоры;
Тяга штанги.
Исходное положение - торс наклонен вперед, немного согнут в пояснице. Гриф штанги находится перед голенями. Делаем вдох, задерживаем дыхание и подтягиваем штангу к животу. При этом локти двигаются вверх и строго назад. Необходимо стремиться поднять локти как можно выше. Подтянув снаряд к поясу, сделайте выдох и плавно опустите его на пол [5].
Основываясь на многолетнем опыте, специалисты рекомендуют:
- разделять тренировки по пауэрлифтингу на жимовые, приседовые и тяговые (такой метод оставляет спортсмену силы на выполнение вспомогательных упражнений);
- варьировать интенсивность нагрузки, разделяя тренировки на легкие, средние и тяжелые [18; 19].
Под интенсивностью нагрузки понимается количество подъемов штанги, отнесенные к ее среднему весу (в процентах). Вспомогательные упражнения, о которых говорилось выше, обладают определенной ценностью: они используются для повышения уровня общей физической подготовки спортсмена.
Также способствуют формированию таких качеств пауэрлифтера, как сила, выносливость, быстрота, гибкость, а также развитию отдельных групп мышц тела, оказывая влияние на полученные на соревнованиях результаты по пауэрлифтингу. К ним относятся тренировки с гирями, штангой, гантелями, тренажерами, амортизаторами, упражнения гимнастического и акробатического характера.
Ведущим физическим качеством для спортсменов, занимающихся силовым троеборьем, является сила. Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц. Мышечная сила определяется большим числом факторов. Данные факторы обычно разделяют на три группы [2]:
- мышечные (периферические),
- нервные (центральные)
- энергетические.
К периферическим относятся соотношение (композиция) различных типов мышечных волокон в мышце, величина физиологического поперечника, температура и длина мышцы, особенности прикрепления сухожилия.
К центральным относятся частота нервных импульсов, поступающих к мышце, число мышечных волокон, участвующих в сократительном процессе, синхронность их сокращений, взаимодействие с другими мышцами. Иными словами, внутримышечная и межмышечная координация.
Энергетические характеризуются емкостью и эффективностью метаболических процессов, протекающих при сокращении мышц [4].
Наличие множества факторов, определяющих мышечную силу человека, обуславливает большое число и разнообразие средств и методов, направленных на воспитание этого физического качества. В настоящее время накоплен богатый фактический материал, на основе которого строится современная методика силовой подготовки спортсменов.
Основным средством силовой подготовки спортсменов считаются физические упражнения. При этом под физическими упражнениями подразумевается совокупность непрерывно связанных друг с другом двигательных действий (движений), направленных на достижение определенной педагогической цели.
Разнообразные физические упражнения классифицируются по таким характеристикам, как структура двигательных действий, объем активной мышечной массы, сила, скорость и мощность мышечных сокращений, режимы сокращения мышц, механизмы обеспечения энергией и т.д. Для рационального использования средств физического воспитания, в том числе и физических упражнений, необходимо, прежде всего, решить вопрос о наличии тренирующего эффекта [4].
В настоящее время считается, что тренирующий эффект - это мера воздействия на организм, который выражается в величине, качестве и стойкости его приспособительных (адаптивных) перестроек. Тренировочный процесс приводит к успеху, если средства, составляющие его, обладают достаточным тренирующим эффектом, т.е. способны вызвать в организме значимые приспособительные реакции [4].
Особое значение данное обстоятельство имеет для начинающих спортсменов, поскольку их организм не обладает эффективными приспособительными механизмами к напряженной физической работе любой направленности, в том числе и силовой. Поэтому важным представляется поиск средств и методов силовой подготовки, которые были бы адекватными для спортсменов в силовом троеборье с учетом возрастных особенностей, уровня развития физических качеств и функциональной подготовленности.
Основным средством воспитания силы мышц являются различные силовые упражнения. По характеру взаимодействия с окружающими предметами можно выделить три их основных вида [4]:
- упражнения с внешним сопротивлением,
- упражнения с преодолением веса собственного тела,
- изометрические упражнения.
Еще один важный фактор, который лежит в основе классификации силовых физических упражнений, - это соответствие соревновательным упражнениям. Исходя из подобных представлений, все упражнения, применяемые в силовом троеборье, делятся на три основные группы:
- соревновательные (в силовом троеборье - приседания со штангой на плечах, жим лежа на горизонтальной скамье и становая тяга),
- специально-подготовительные (в значительной степени близкие по координации движений и проявлению физических качеств к соревновательным упражнениям)
- дополнительные развивающие (по параметрам могут значительно отличаться от структуры соревновательных упражнений) упражнения.
Дополнительные развивающие упражнения - обширная группа упражнений, которые могут выполняться не только со штангой, но и с использованием гирь, гантелей, других отягощений, а также с применением разнообразных тренажёров [12].
В спортивной практике для развития силовых способностей применяется несколько методов, которые получили специфические названия: метод максимальных усилий, метод повторных усилий, метод предельных усилий («до отказа»), метод динамических усилий [15].
Метод максимальных усилий связан с применением предельных отягощений (до 100% от максимально возможных), малым количеством повторений, низкой скоростью сокращения мышц и произвольным темпом выполнения упражнения. Данный метод направлен на воспитание способности спортсмена вовлекать в сократительный процесс возможно большее число мышечных волокон, синхронизировать их работу и расслаблять мышцы-антагонисты, однако не оказывает существенного воздействия на пластический обмен и метаболические процессы в мышцах [4].
Метод максимальных усилий является одним из ведущих в подготовке квалифицированных спортсменов в силовом троеборье, а также рекомендуется для тренировки менее подготовленных спортсменов.
Метод повторных усилий часто используется для одновременного развития силы и увеличения массы мышц. Он заключается в применении таких отягощений, с которыми спортсмен способен выполнить от 6-8 до 10-12 повторений в одном подходе, средней скоростью сокращения мышц и средним темпом выполнения упражнения. Притом, количество повторений при использовании метода повторного максимума достаточно для активизации белкового синтеза [15].
Метод повторных усилий широко применяется в силовом троеборье для подготовки спортсменов различной квалификации. В отдельных работах метод повторных усилий рекомендуют включать в программу подготовки даже на начальном этапе, только применение этого метода оговаривается необходимостью учета индивидуальных особенностей занимающихся. Определенное место в силовой подготовке спортсменов занимает метод динамических усилий. Суть данного метода заключается в выполнении быстрых движений при относительно небольшом внешнем сопротивлении. Метод направлен на воспитание способности спортсмена синхронизировать работу большого числа мышечных волокон и расслаблять мышцы-антагонисты, но не оказывает существенного воздействия на пластический обмен и метаболические процессы в мышцах [4].
Метод динамических усилий не получил широкого применения в практике подготовки спортсменов в силовом троеборье, однако может способствовать заметному росту силы [15].
Соревновательные упражнения силового троеборья требуют проявления преимущественно силы, повышение силовой выносливости также важно, так как спортсменам приходится многократно проявлять большие мышечные усилия во время длительных тренировок.
Для развития силовой выносливости применяются метод повторных усилий и метод предельных усилий («до отказа»). При использовании метода повторных усилий меняются, по сравнению с развитием силы, параметры упражнений. В частности, уменьшается вес отягощений (30-60% от максимального), повышаются количество повторений, скорость движений и темп выполнения упражнения [15].
Метод предельных усилий («до отказа») за счет изменения параметров упражнения позволяет совершенствовать силовую выносливость в смешанных зонах. Как один из вариантов метода максимальных усилий применяют работу в уступающем режиме с отягощениями выше максимального уровня силы. В такой тренировке могут использоваться отягощения, превышающие величину максимальной статической силы спортсмена на 30-40%. Время опускания отягощения составляет 4-6 с, время поднятия (с помощью 22 партнеров или механического устройства) равно 3-4 с. Количество повторений в одном подходе может достигать 6-8. Выполнение силовых упражнений в подобном режиме способствует увеличению числа участвующих в сокращениях двигательных единиц. Кроме того, длительность таких напряжений способствует рекрутированию новых единиц по ходу упражнения. В настоящее время для развития силы применяются разнообразные устройства и инвентарь [4].
Возрастные особенности юношей 18-19 лет
Рациональное планирование тренировочного процесса, правильное использование средств и методов спортивной тренировки на всем протяжении подготовки спортсменов возможно лишь с учетом анатомо-физиологических изменений организма.
Период 18-19 лет — время как умственной, так и нравственной зрелости. Ведущая деятельность: профессиональная учеба, труд, любовь.
Отличительные особенности [12]:
- центральный период становления характера и интеллекта;
- пик интеллектуальных возможностей, индивидуального структурирования интеллекта;
- стабилизация характера;
- убежденность, сложившееся мировоззрение;
- чувство нового;
- смелость, решительность;
- способность к увлечению;
- оптимизм;
- самостоятельность;
- прямолинейность;
- критичность и самокритичность (самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью);
- пора самоанализа и самооценок;
- скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и порядкам в учебном заведении;
- период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств;
- усиление сознательных мотивов поведения, но способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере (нередко он идет на немотивированный риск, не умеет предвидеть последствия своих поступков);
- сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;
- неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
- кризис идентичности.
Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности.
Медико-биологическими исследованиями установлено, что у юношей, при завершение роста тела в длину, продолжается морфофункциональное развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружностей и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности. В этот период биологического развития, период завершения становления организма молодого человека, его организм обладает достаточно высокой пластичностей, адаптацией к физическим нагрузкам [17].
Формирование скелета заканчивается в основном к 18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 18 годам заканчивается формирование стопы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в целом.
У юношей рост заканчивается в 23 - 25лет. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной системы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста.
С возрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес мышечной массы к весу тела у юношей 18 лет - 44,2% [3].
К 18 - 21 годам в основном заканчивается функциональное развитие отделов центральной нервной системы и вегетативных систем. Нервные процессы отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает над тормозными процессами [13].
В возрасте 18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линейный размер сердца к 17-18 годам увеличивается в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Если за 7 лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30-35%, то за четыре года (от 14-18) - на 60-70%. Увеличение емкости полости сердца опережает увеличение общих размеров тела. В возрасте 18-20 лет у 10-15% юношей отмечается относительно «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки. Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в минуту, а в возрасте 18-20 лет - у юношей 65-70 [14].
Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность занятий физическими упражнениями.
С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе, с ростом тела потребность в кислороде увеличивается, и органы дыхания работают более напряженно. Так, минутный объем дыхания у 14-летнего подростка составляет на 1 кг веса 110-130 мл, у 19-летних же всего лишь 80-100 мл. Функциональные возможности аппарата дыхания ещё недостаточно совершенны.
Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в 16 лет - 45 л., в 18-20 лет - 61 л. в минуту [14].
Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Необходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные возрастные периоды представляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспечения нормального протекания процесса физического развития и повышения функциональных способностей организма [13].
Уровень развития физических качеств и степень приспособляемости организма к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гибкость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и более. Упражнения на выносливость в возрасте 18 лет необходимо строго дозировать [3].
В возрасте 18 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с юношами этого возраста следует воздержаться от силовых упражнений с пределами нагрузки, так как условия развития для развития силы создают несколько позднее в 19-20 лет.
Об особенностях психического развития судят на основании трех групп психических явлений [7]:
- психические процессы (ощущения, восприятие, представления, память, мышление - познавательные; эмоции - эмоциональные; воля - волевые);
- психические свойства личности (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы);
- психические состояния (монотония, утомление, стресс, напряженность).
При характеристике особенностей психического развития юношеского возраста по возможности будем придерживаться указанной последовательности. В 18-19 лет у юношей заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности, в характере умственной работы [7].
У 18-19 летних юношей повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Осмысление восприятия, возможность выполнять упражнения на основе только словесных указаний педагога, умение самостоятельно разделить сложное движение на фазы и элементы, более высокая способность сосредоточению - эти и другие психические процессы позволяют юношам глубоко анализировать технику изучаемых двигательных действий, определять ошибки, как собственные, так и своих товарищей. В ходе обучения и воспитания преподавателю целесообразно опираться на эти психологические особенности [13].
Они могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Их отличает высокая целеустремленность, у них усиленно формируется моральный компонент воли (осуществление поступков в соответствии с нормами общества и окружающей среды).
Выводы по 1 главе
На основании изученной научно-методической литературы, можно сделать выводы:
- Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий. Силовые способности - комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.
- Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Они условно подразделяются на основные и дополнительные. В школьной практике используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей.
Наиболее распространенные из них: метод максимальных усилий, метод непредельных усилий, метод динамических усилий, «ударный» метод, метод статических (изометрических) усилий, статодинамический метод, метод круговой тренировки, игровой метод.
- Возрастные особенности периода 18-19 лет характеризуется:
1) С биологической, где проявляются врожденные качества человека как индивида: телосложение, рост, тип высшей нервной деятельности, рефлексы, физическая выносливость организма, и которые под влиянием внешних факторов видоизменяются.
2) С психологической - это период ориентирован на профессиональное становление личности как основного психического новообразования, проявляющегося в учебно-воспитательном процессе образовательного пространства.
3) С социальной - личность в юношеском возрасте является представителем определенной социальной группы, который активно включается в социальные отношения и активно усваивает социальные роли в процессе взаимодействия в обществе.
В возрасте 18 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ЮНОШЕЙ 18-19 ЛЕТ
Организация и методика исследования
Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа №1» г. Усинска. В исследовании приняли участие юноши 18-19 лет, занимающиеся пауэрлифтингом в количестве 16 человек, которые составили 8 человек контрольную группу и 8 –экспериментальную группу.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап - отбор контингента и выбор соответствующих методов исследования.
Второй этап-подготовка и проведение педагогического исследования.
Третий этап - обработка данных, полученных в ходе тестирования.
Цель исследования: Исследование развития силовых способностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обосновать выбор методов исследования;
- подобрать и обосновать тестовые задания для оценки уровня силовых способностей.
Для решения этой задачи были использованы следующие методы:
- метод педагогического наблюдения;
- контрольные испытания.
Педагогическое наблюдение, как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом. Используется для наблюдения за испытуемыми во время занятий. Педагогическое наблюдение позволило выявить положительное отношение юношей к введению комплекса упражнений в тренировочный процесс, и оценивать их влияние на физическую подготовку.
На основании педагогического наблюдения была подобрана исследуемая группа по следующим критериям: все проявляли интерес к занятию, занимались и проходили по возрасту для участия в данном исследовании. Данный метод использовался также при наблюдении за испытуемыми, в тот момент, когда они выполняли.
Контрольные испытания, проводятся для контроля качества способностей контролируемых объектов. Испытания этого вида составляют наиболее многочисленную группу испытаний.
Педагогический эксперимент — это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.
В педагогическом эксперименте были использованы тесты для измерения силовых качеств: Тест № 1 «Подтягивание на высокой перекладине», Тест № 2 «Рывок гири», Тест № 3 «Поднимание туловища из положения лежа на спине», Тест № 4 «Приседание со штангой на плечах», Тест № 5 «Жим штанги лежа».
Тест № 1. «Подтягивание на высокой перекладине»
Описание теста: выполняется из исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Из виса на прямых руках хватом сверху необходимо подтянуться так, чтобы подбородок оказался выше перекладины, опуститься в вис до полного выпрямления рук, зафиксировать это положение в течение 1 с. Испытание выполняется на большее количество раз. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.
Ошибки, в результате которых испытание (подтягивание) не засчитывается:
- подбородок тестируемого оказался ниже уровня грифа перекладины;
- подтягивание осуществляется рывками или махами ног (туловища);
- широкий хват при выполнении исходного положения;
- отсутствие фиксации менее 1 с исходного положения;
- совершение «маятниковых» движений с остановкой;
- при принятии исходного положения руки тестируемого согнуты в локтевых суставах;
- участник при выполнении испытания раскрыл ладонь (судья увидел лицевую сторону ладони);
- при движении вверх у тестируемого ноги согнуты в коленных суставах;
- явно видимое поочередное (неравномерное) сгибание рук.
Тест № 2 «Рывок гири»
Описание теста: Для выполнения испытания используются гири весом 16 кг. Контрольное время выполнения упражнения - 4 мин. Засчитывается суммарное количество правильно выполненных подъемов гири правой и левой рукой. Техника выполнения испытания. За 2 минуты до начала тестирования участник приглашается на помост. За 5 секунд до старта производится обратный отчет времени 5; 4; 3; 2; 1 и подается команда судьи «Старт!», после чего выполняется рывок гири.
Рывок гири выполняется в один приём, сначала одной рукой, затем без перерыва другой. Участник должен непрерывным движением поднимать гирю вверх до полного выпрямления руки и зафиксировать её. Работающая рука, ноги и туловище при этом должны быть выпрямлены. Переход к выполнению упражнения другой рукой может быть сделан только один раз. Для смены рук разрешено использовать дополнительные замахи.
Участник может начинать испытание с любой руки и переходить к выполнению испытания второй рукой в любое время, отдыхать, держа гирю в верхнем либо нижнем положении не более 5 с.
Во время выполнения испытания судья на помосте засчитывает каждый правильно выполненный рывок гири после фиксации не менее чем на 0,5 с.
Засчитывается количество правильно выполненных рывков гири правой и левой рукой.
Если участник оторвет гирю до команды «Старт!», судья останавливает выполнение командой «Стоп!» после чего гиря устанавливается в первоначальное положение. Для начала тестирования судья вновь подает команду «Старт!». При нарушении правил техники рывка судья на помосте подает команды: «Не считать!».
Команда «Стоп!» подается за многократное нарушение правил (техническую неподготовленность) или при уходе участника с помоста.
Ошибки в выполнении испытания, при которых попытка не засчитывается:
- дожим гири;
- касание свободной рукой ног, туловища, гири, работающей руки;
- изгиб и скручивание туловища, сгибание в тазобедренном суставе в момент фиксации гири.
Запрещено (испытание прекращается):
- использовать какие-либо приспособления, облегчающие подъем гири, в том числе гимнастические накладки;
- использовать канифоли для подготовки ладоней;
- постановка гири на голову, плечо, грудь, ногу или помост;
- выход за пределы помоста.
Тест № 3 «Поднимание туловища из положения лежа на спине»
Описание теста: выполняется из исходного положения: лежа на спине, на гимнастическом мате, руки за головой «в замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу. Участник выполняет максимальное количество подниманий туловища, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в исходное положение. Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища.
Испытание (теста) выполняется парно. Поочередно один из партнеров выполняет испытание (тест), другой удерживает его ноги за ступни и (или) голени.
Ошибки, при которых выполнение не засчитывается:
- отсутствие касания локтями бедер (коленей);
- отсутствие касания лопатками мата;
- размыкание пальцев рук «из замка»;
- смещение таза (поднимание таза)
- изменение прямого угла согнутых ног.
Тест № 4 «Приседание со штангой на плечах»
Описание теста: Спортсмен снимает штангу со стоек. Отходит назад и принимает вертикальное положение с полностью выпрямленными ногами. По команде «присесть» спортсмен приседает до положения, пока поверхность над тазобедренным суставом не опустится ниже, чем поверхность над коленным суставом, и возвращается в исходное положение.
Ассистенты на помосте могут оказать помощь атлету в снятии штанги.
Результат может быть не засчитан по следующим причинам:
- несоблюдение сигналов старшего судьи при выполнении или завершении движения;
- двойное подпрыгивание или более одной попытки подняться из нижнего положения; неспособность принять прямое положение с выпрямленными коленями, а так же при завершении упражнения;
- любое перемещение ног в сторону, назад или вперед во время выполнения движения;
- неспособность согнуть колени и опускать тело до тех пор, пока поверхность ног в тазобедренном суставе не будет ниже верха колен;
- изменение положения штанги на плечах после начала выполнения движения;
- контакт локтей или верхней части рук с ногами;
- любая попытка бросить или опрокинуть штангу.
Тест № 5 «Жим штанги лежа»
Описание теста: Спортсмен располагается на горизонтальной скамье, лопатками и ягодицами касаясь скамьи. Ступни всей поверхностью касаются пола. Снимает штангу со стоек и принимает исходное положение с полностью выпрямленными руками. По команде «старт» опускает штангу на грудь до касания. По команде «жим» возвращает ее в исходное положение.
Во время выполнения жима на помосте должно находиться не более пяти и не менее двух страхующих(ассистентов).
Причины, по которым поднятый в жиме лежа на скамье вес не засчитывается:
1. Ошибка в соблюдении сигналов старшего судьи в начале, во время или при завершении упражнения.
2. Любое изменение в исходном положении во время выполнения упражнения, т.е. любой подъем (отрыв) головы, плеч или ягодиц от скамьи или передвижение рук по грифу.
3. Поднятие или вдавливание в грудь или живот штанги после того, как она была зафиксирована в неподвижном положении, таким образом, что это помогает атлету.
4. Любое движение всей штанги вниз во время выполнения жима.
5. Не способность опустить штангу до касания груди или области живота. Или соприкосновение штанги с ремнем.
6. Отсутствие выжимания штанги на полностью выпрямленные руки при завершении упражнения.
7. Касание штанги или спортсмена страхующими (ассистентами) между сигналами Старшего судьи для облегчения подъема штанги.
8. Любое касание ногами спортсмена скамьи или ее опор. Отрыв стоп от помоста или блоков не допускается. Движение стоп по помосту или блокам допускается, при условии постоянного контакта всей подошвы с их поверхностью.
9. Умышленное касание грифом или штангой стоек при выполнении жима, которое облегчает подъем штанги.
10. Не способность опустить нижнюю сторону локтевых суставов на один уровень или ниже верхней поверхности каждого соответствующего плечевого сустава.
11. Несоблюдение любого из требований, содержащихся в описании правил выполнения жима штанги лежа на скамье.
Методы математической статистики. В данной работе использовалось вычисление среднеарифметической величины ( для определения средне групповых показателей по каждому тесту по следующей формуле:
=
где ∑-знак суммирования;
-значение отдельного измерения;
n- Общее число измерений в группе.
Разработка комплекса упражнений для развития силовых способностей у юношей 18-19 лет
Для занятий с экспериментальной группой были подобраны упражнения силового характера общей физической подготовки и специальной физической подготовки, помогающие увеличить результат юношей, и добавлены в значительном объеме в процесс тренировки.
В ходе тренировок необходимо [11]:
1. Технически правильно выполнять физические упражнения.
2. Постепенно добавлять повторения в подходах с собственным весом.
3. Ставить перед юношами конкретную задачу в заданном упражнении.
В планы тренировочных занятий включена методика развития силовых способностей юношей 18-19 лет посредством применения модифицированных комплексов упражнений.
Комплексы упражнений в экспериментальной группе для повышения показателей физической подготовленности:
1 УТЗ
1. И.П. — упор лежа, прямые руки на ширине плеч, ноги опираются на носки, спина выпрямлена (сгибание и разгибание рук в упоре лежа). 15-20 повторений, 3 серии, 30 сек отдых. Темп средний.
2. И.П. — в упоре лежа (перенос тяжести попеременно на левую и правую руку). 15-20 повторений, 3 серии, 30 сек отдых. Темп средний.
3. И.П. — в упоре лежа, ноги как можно шире, прогнуться в пояснице (сгибание и разгибание тела в тазобедренных суставах («прокачка»)). 15-20 повторений, 3 серии, 30 сек отдых. Темп средний.
4. И.П. — в упоре лежа (отжимаясь на одной руке, затем на другой). По 8-10 повторений, 3 серии, 30 сек отдых. Темп медленный.
5. Жим штанги лёжа на горизонтальной скамье широким хватом, с весом штанги 40—50 процентов. По 8-10 повторений, 3 серии, 30 сек отдых. Темп медленный.
6. Тяга становая средним хватом, с весом штанги 70—80 процентов. 5 подходов по 5 раз.
7. Наклоны стоя со штангой на плечах, с весом 20—25 процентов от максимального результата в тяге. 3 подхода по 10 раз.
#1059;ТЗ
1. Отжимание от стенки, стоя лицом к ней, руки на уровне груди. 15-20 повторений, 3 серии, 30 сек отдых. Темп средний.
2. Отжимание от стенки, стоя спиной к ней, с поворотом то влево, то вправо. 15-20 повторений, 3 серии, 30 сек отдых. Темп средний.
3. Отжимание от стенки, стоя лицом к ней, с последующим хлопком в ладоши. 15-20 повторений, 3 серии, 30 сек отдых. Темп средний.
4. Разведение рук на наклонной скамье с гантелями. 8-10 раз 5—6 подходов. Темп средний.
5. Жим штанги лёжа узким хватом, с весом штанги 30—40 процентов.
6. Тяга до колен, с весом штанги до 80—90 процентов от максимального веса. 5-6 раз 3 подхода. Темп средний.
7. Тяга с помоста. 1х3 (30%), 1х3 (40%), 1х3(45%), 5х3 (50%) Темп средний.
3 УТЗ.
1. Отжимания от пола в упоре лежа, правая рука опирается на набивной мяч. 8-10 х 3 серии. Темп средний.
2. Отжимания от пола в упоре лежа, левая рука опирается на набивной мяч. 8-10 х 3 серии. Темп средний.
3. Отжимания от пола в упоре лежа, обе руки опираются на набивной мяч. 8-10 х 3 серии. Темп средний.
4. Гиперэкстензии. 5х5 Темп средний.
5. Тяга пирамиды. 2х5 (20%), 6х6 (30%) Темп средний.
6. Наклоны с выпрыгиванием. 5х4 Темп средний.
7. Наклоны на «козле. 2—3 подхода по 5-6 раз.
4 УТЗ
1. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади на скамейке. 5 подходов по 12 раз.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади на скамейке на двух параллельных скамейках. 5 подходов по 12 раз.
3. И.п. – упор лежа боком на правой руке, левая рука на поясе, ноги на скамейке. 5 подходов по 12 раз.
4. И.п. – упор лежа, ноги на скамейке. 1 – согнуть руки, левую назад, 2 – И.п. 3 - согнуть руки, правую назад, 4 – И.п. 5 подходов по 10 раз.
5. Лежа, хват шире плеч, проекция грифа на плечевые суставы. На вдохе – опустить штангу до касания средней части груди, на выдохе - жим ви.п.
6. Вертикальная тяга в наклоне. 2х5 (30%), 2х6 (40%) Темп средний.
7. Присед со штангой на спине. 2х6 (20%), 3х6 (30%) Темп средний.
8. Румынская тяга 2х5 (20%), 3х6 (30%) Темп средний.
5 УТЗ
1. Сведение – разведение рук сидя. 2—3 подхода по 5-6 раз. Темп средний.
2. Разгибание рук на блоке с канатом. 2—3 подхода по 5-6 раз. Темп средний.
3. Тяга блока к груди сидя. 2—3 подхода по 5-6 раз. Темп средний.
4. Сгибание рук на блоке с канатом. 2—3 подхода по 5-6 раз. Темп средний.
5. Разгибание руки назад на блоке. 2—3 подхода по 5-6 раз. Темп средний
6. Разгибание руки на блоке. 2—3 подхода по 5-6 раз. Темп средний.
7. Тяга с помоста. 1х4 (40%), 1х4 (50%)Темп средний.
8. Тяга с плинтов (гриф на уровне колен). 1х3 (50%), 1х3 (60%).Темп средний.
6 УТЗ
1. И.П. – упор сзади на скамейке.
1 – разгибание рук.
2 – И.П.
3 – 4 то же самое; 5 подходов по 8 раз. Темп средний.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади на скамейке на двух параллельных скамейках. 5 подходов по 8 раз. Темп средний.
3. И.п. – упор лежа боком на правой руке, левая рука на поясе, ноги на скамейке.
1 – наклон влево
2 – И.п.
То же повторить в другую сторону. 5 подходов по 8 раз. Темп средний.
4. И.п. – упор лежа, ноги на скамейке.
1 – сгибание рук, левую ногу назад,
2 – И.п.
3 - сгибание рук, правую ногу назад,
4 – И.п. 5 подходов по 8 раз. Темп средний.
5. Тяга, стоя на возвышении (10 см 1х4х (40%), 1х4 (50%). Темп средний.
6. Тяга с плинтов (гриф на уровне колен). 1х4 (40%), 1х4 (50%).
7. Тяга штанги в наклоне, угол 90 бедро-корпус, хват на ширине плеч, взгляд направлен вперед. На выдохе выполнить тягу к поясу, на вдохе - вернуться в и.п. 1х4 (40%), 1х4 (50%).
УТЗ 7
1. Подъём туловища по сокращённой амплитуде из положения лёжа. 5-6 раз 3 подхода. Темп средний.
2. Скручивание. Левым локтем коснуться правого колена, а правым локтем левого колена. 5-6 раз 3 подхода. Темп средний.
3. Напрячь мышцы живота и поднять ноги, а затем оторвать таз от пола и поднять как можно выше. 5-6 раз 3 подхода. Темп средний.
4. Ноги согнуты в коленях под углом 45 градусов. Поднимать голову и ноги и одновременно навстречу друг другу. 5-6 раз 3 подхода. Темп средний.
5. Жим штанги лёжа 2х6 (40-45%), 2х6 (50-55%) Темп средний.
6. Жим штанги на скамье с обратным наклоном, хват шире плеч, проекция грифа на плечевые суставы. На вдохе - опустить штангу к нижней части груди до касания, на выдохе – жим в и.п. 2х6 (40-45%), 2х6 (50-55%) Темп средний.
7. Тяга пирамиды 2х6 (30-35%).
УТЗ 8.
1. Вис на согнутых руках хватом снизу. 1 мин, 30 сек отдых, 3 серии
2. Из виса на согнутых руках, отпустив одну руку, медленное опускание в вис на одной руке. 1 мин, 30 сек отдых, 3 серии.
3. Подтягивание хватом шире плеч до касания грифа перекладины шеей. 1 мин, 30 сек отдых, 3 серии.
4. Подтягивание до касания грифа грудью.
5. Подтягивание в медленном темпе.
6. Тяга «т-грифа» с упором. Стоя в тренажере, упор грудью, взгляд вперед. На выдохе выполнить тягу до угла 90 в л/с, на вдохе – вернуться в и.п. 2х6 (30-35%).
7. Тяга гантели в наклоне в упоре на колене на горизонтальной скамье, другая нога отставлена в сторону. Работающая рука перпендикулярна полу, взгляд вперед. На выдохе выполнить тягу гантели до положения плеча параллельно полу и угла 90 в л/с, на вдохе – вернуться в и.п. По 8-10 раз. Темп медленный.
Выводы по 2 главе
Во второй главе работы нами были разработаны и поставлены цели, задачи и методы организации экспериментального исследования. После анализа учебно-методической и научной литературы были выявлены сведения, которые позволили определить рабочую гипотезу, выделить тесты для определения силовой подготовки у юношей, а также подготовить специальные комплексы упражнений для воспитания силовых способностей у юношей 18-19 лет занимающихся пауэрлифтингом. В педагогическом эксперименте выбраны 2 группы спортсменов, сходных по возрасту и уровню физической подготовки. Педагогический эксперимент состоял из трех этапов: подготовительного, формирующего и заключительного.
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ
Анализ результатов
В рамках педагогического эксперимента тестирование проводилось дважды в контрольной и экспериментальной группах.
Первичное тестирование проводилось в начале эксперимента с целью определения уровня физической подготовленности юношей контрольной и экспериментальной групп перед началом эксперимента.
Вторичное тестирование проводилось в конце эксперимента в начальной и контрольной группах с целью определения эффективности разработанного комплекса упражнений.
Условия тестирования были одинаковыми для всех юношей: проводилось в один день, в одно и тоже время, в одном помещении.
Результаты, полученные при первичном тестировании, представлены в Приложении А и Приложении Б.
Сравнительные показатели силовых способностей у юношей 18-19 лет, занимающихся пауэрлифтингом представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная таблица показателей силовых способностей у юношей 18-19 лет, занимающихся пауэрлифтингом
Показатели развития физических качеств | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
до | после | прирост | до | после | прирост | |
Тест № 1 «Подтягивание на высокой перекладине» (максимальное количество раз) | 11,3 | 17 | 5,7 | 9,6 | 11 | 1,4 |
Тест № 2 «Рывок гири» (максимально количество раз) | 33,3 | 39,8 | 6,5 | 32 | 32,4 | |
Тест №3 «Поднимание туловища из положения, лежа на спине»(максимально количество раз) | 49,1 | 54,8 | 5,5 | 47, 8 | 49,3 | 1,5 |
Тест №4 «Приседание со штангой на плечах»(максимально количество раз) | 8,1 | 9,9 | 1,8 | 7,6 | 8,6 | 1 |
Тест № 5 «Жим штанги лежа»(максимально количество раз) | 7,9 | 10 | 2,1 | 7,4 | 8,4 | 1 |
Проанализировав данные первичного и вторичного тестирования, получили, что в процессе занятий в период эксперимента средние групповые значения показателей силовых качеств во всех тестах изменились, причём, в экспериментальной группе изменения произошли значительные.
Результат измерения Теста № 1 в экспериментальной группе улучшился на раз, а в контрольной группе на раза. Результаты изменений в Тесте № 1 группах представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты Теста № 1 «Подтягивание на высокой перекладине»
В результатах измерения Теста № 2 значительное изменение значений показателей в экспериментальной группе. До начало эксперимента показатели в группах были почти одинаковы. После вторичного исследования результатов в рывке гири в контрольной группе улучшился на 0,4 раза, а в экспериментальной группе улучшился результат на 6,5 раз. Это свидетельствует о росте уровня силовых способностей, что подтверждает эффективность применения разработанного нами комплекса упражнений.
Результаты изменений в Тесте № 2 в контрольной и экспериментальной группах представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты Теста № 2«Рывок гири»
Тест №3 «Поднимание туловища из положения, лежа на спине» на начало эксперимента среднее значение в экспериментальной группе равно 49,1 раз на конец эксперимента 54,8раз, прирост составил 5,5 раз.
В контрольной группе на начало эксперимента среднее значение составило 47,8раз, на конец эксперимента 49,3раз, прирост составил 1,5 раз. При тестировании скоростно-силовых способностей юношей у экспериментальной группе на много лучше, чем в контрольной.
Результаты изменений в Тесте № 3 в контрольной и экспериментальной группах представлены на Рисунке 3.
Рисунок 3 - Результаты исследования теста №3 «Поднимание туловища, лежа на спине»
В Тесте № 4 «Приседание со штангой на плечах» на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе среднее значение равно 7,6 раз на конец эксперимента 8,6раз, прирост составил1 раз.
В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 8,1 раз, на конец эксперимента 9,9 раз, результат улучшился на 1,8раз.
Результаты изменений в Тесте № 4 в контрольной и экспериментальной группах представлены на Рисунке 4.
Рисунок 4 - Результаты исследования Теста №4 «Приседание со штангой на плечах»
В Тесте № 5 «Жим штанги лежа» в контрольной группе среднее значение равно 7,4 раза, на конец эксперимента 8,4 раза, прирост улучшился на 1 раз.
В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 7,9 раз, на конец эксперимента 10 раз, результат улучшился на 2,1 раза.
Результаты изменений в Тесте № 5 в контрольной и экспериментальной группах представлены на Рисунке 5.
Таким образом, на основе полученных данных можно сказать, что в экспериментальной группе показатели силовых способностей значительно улучшились по сравнению с контрольной группой.
Анализируя эти показатели, можно сделать вывод: проведенный эксперимент и его анализ исходных и итоговых средне-групповых результатов показал рост тестовых показателей силовой подготовленности наиболее значимых для пауэрлифтинга мышц в обеих изучаемых группах, однако более существенных изменений данных показателей за время исследования достигли юноши 18–19 лет экспериментальной группы (ЭГ) за счёт разработанного нами комплекса упражнений.
Практические рекомендации
Результаты проведённого исследования позволяют определить следующие практические рекомендации по использованию экспериментальных данных:
1. В ходе тренировок воспитания силовых способностей юношей 18-19 лет занимающихся пауэрлифтингом необходимо:
а. Технически правильно выполнять физические упражнения.
б. Постепенно добавлять повторения в подходах с собственным весом.
в. Ставить перед юношами конкретную задачу в заданном упражнении.
2. Применять метод с использованием многоповторных усилий. Этот метод тренировок основан не на использовании тяжелых грузов, а на числе повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным сопротивлением.
3. Принцип повторного максимума должен быть определяющим (последний подъём в подходе должен выполняться с околопредельным усилием независимо от количества повторений в подходе).
4. После основных соревновательных упражнений необходимо выполнять вспомогательные локальные упражнения, направленные на увеличение мышечной массы и трофики мышц.
5. Использовать нагрузки, составляющие 30-60% от максимального уровня, при этом увеличивая количество повторений.
6. При выборе нагрузок, скорости, продолжительности выполнения упражнений и отдыха, необходимо учитывать физиологические особенности каждого упражнения, так как их направленность изменяется по мере приспособления к ним.
7. Для более эффективного прироста максимальной силы упражнения с отягощениями необходимо выполнять в среднем и медленном темпе.
8. Для повышения эффективности тренировки необходимо поэтапное увеличение максимальной силы.
9. На любом этапе подготовки спортсмен должен выполнять такое количество подходов, которое позволило бы ему сохранить технику упражнения, темп, количество повторений, вес отягощений и интервалы отдыха.
10. Обязательно надо соблюдать вариативность упражнений, как внутри недели, так и в месячном цикле.
Выводы по 3 главе
В 3 главе было раскрыто содержание завершающего этапа эксперимента, а также проведено тестирование, направленное на выявление динамики развития силовых способностей у юношей 18-19 лет, занимающихся пауэрлифтингом. В ходе экспериментальной части исследования, мы апробировали модифицированные комплексы упражнений для развития силы. В них большое внимание уделяется необходимости формировать мотивацию к улучшению результатов каждого отдельного спортсмена, в соответствии с его индивидуальными особенностями развития и мотивацией на результат.
Также нами представлен анализ результативности эксперимента, в таблицах и диаграммах. Проанализировав результаты, мы выявили, что в экспериментальной группе были изменения по всем показателям и динамика в развитии силовых качеств значительно выросла. Данные диагностики говорят, что включение модифицированных комплексов упражнений на развитие силовых способностей, эффективно, что подтвердило гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раскрытие темы выпускной дипломной работы стало возможным через решение задач, способствующих достижению поставленной цели. В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. Проведён анализ научно-методической литературы по исследуемому вопросу. Мы выяснили, что главной проблемой тренировки пауэрлифтеров является выбор наиболее эффективной методики занятий. Наряду с оптимальными тренировочными нагрузками, правильной организацией и повторением занятий, немаловажное значение имеет выбор комплексов упражнений для развития силовых способностей.
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость). Силовые способности довольно быстро возрастают в процессе целенаправленной тренировки. Этот факт отмечают в своих работах такие ученые как О. В. Бартош, Ю. В. Верхошанский и др. Согласимся, что именно этими факторами объясняется повышенный интерес тренеров и спортсменов к силовой подготовке.
Изучены средства и методы, применяемые для развития силовых способностей юношей 18-19 лет в пауэрлифтинге. Они различаются по воздействию на организм и количеству задействованных двигательных единиц (мышечные группы, суставы) и подразделяются на: основные упражнения (в работе задействовано несколько мышечных групп и суставов) и изолирующие (одна мышца, один сустав).
Основными методами являются: метод максимальных усилий, метод повторных усилий, метод воспитания силовой выносливости с использованием непредельных отягощений.
Основная итоговая цель тренировок – показать наилучший результат в максимальном усилии на 1 повторение в приседаниях со штангой, жиме штанги лежа, становой тяге.
Мы решили рассмотреть методику комплексной силовой подготовки, которая предполагает развитие как собственно-силовых способностей, так и скоростно-силовых способностей и силовой выносливости.
2. Разработаны комплексы упражнений для развития силовых способностей у юношей 18-19 лет. На тренировочных занятиях спортсмены совершенствовали технику выполнения соревновательных упражнений, так же отдельных элементов на силовые качества в общей физической подготовке и применяли специализированное развитие мышц, с помощью вспомогательных упражнений.
3. Определена эффективность комплексов, смоделированных для развития силовых способностей юношей 18-19 лет в пауэрлифтинге. Выявлены исходные показатели силовых способностей юношей18-19 лет в 2 группах. Учитывая, что данный возраст характеризуется высоким природным ростом силовых способностей и хорошим временем для их дополнительной тренировки, то обе группы, занимаясь по разным методикам занятий пауэрлифтингом принесли положительные результаты, и могут применяться для развития силовых способностей. Однако экспериментальная группа получила ярко выраженный прирост в показателях.
4. Разработаны практические рекомендации по организации занятий пауэрлифтингом для юношей 18-19 лет.
Таким образом, гипотеза подтверждена, цель и задачи работы выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ашмарин, Б. А. Теория и методики физического воспитания: [Для фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. "Физ. культура" / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.]; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2015. – 286 с.
- Бартош, О. В. Сила и основы методики её воспитания / О. В. Бартош. - Владивосток: Мос. гос. ун-т. - 2019 – 47 с.
- Бугаков, А. И. Педагогические условия адаптации студентов факультета физической культуры к образовательной деятельности в вузе [Текст]: монография / А. И. Бугаков; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежский гос. пед. ун-т». - Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2016. – 142 с.
- Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Советский спорт, 2021. — 332 с.
- Волков, Н. П. Статистические характеристики техники жима штанги / Н. П. Волков, М. В. Филипов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 11. - С. 48-50.
- Зациорский, В.М.. Физические качества спортсмена: Научно-популярное издание / В.М. Зациорский — Москва: Спорт, 2019. — 200 с.
- Коренберг, В. Б. Спортивная метрология: Слов.справ.: Учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры / В. Б. Коренберг. - М.: Изд-во Совет.спорт, 2014. - 339 с.
- Кузнецов, В. В. Специальная силовая подготовка спортсмена [Текст]. - Москва: Сов. Россия, 2017. – 192 с.
- Лубшев, М. А. Атлетическая гимнастика как оздоровительно-развивающий вид занятий гимнастическими упражнениями / М.А. Лубшев, А.В. Менхин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - с. 57-59.
- Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
- Петров, В. К. Как стать сильным / В. К. Петров. - Москва: Сов.спорт, 2019. – 47 с.
- Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031000- педагогика и психология / К.Н. Поливанова. - Москва: Academia, 2020. – 180 с.
- Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2019. - 432 с.
- Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. [Текст]: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва: Советский спорт, 2012. - 618 с.
- Теория и методика физической культуры: Учеб.для студентов вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 "Физ. культура" и специальности 022300 - "Физ. культура и спорт" / [Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.]; Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - Москва: Совет.спорт, 2013 - 463 с.
- Туманян, Г.С. Теория, методика, организация тренировочной и соревновательной деятельности [Текст] / Г.С. Туманян, В.В. Гожин. Часть 3. Система упражнений. – Москва. Советский спорт, 2019. – 80 с.
- Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 12-е изд., испр. - М.: Издательский цент «Академия», 2014. - 480 с.
- Черногоров Д.Н. Особенности методики развития силовых способностей юношей 15-17 лет на занятиях по силовой подготовке / Д.Н. Черногоров, Ю.Л. Тушер // Вестн. спортив. науки. - 2015. - N 2. - С. 61-63 с.
- Шейко, Б. И. Пауэрлифтинг: Настольнольная книга пауэрлифтера / Б.И. Шейко. - [Москва]: Исслед. отд. ЗАО ЕАМ спорт сервис, 2014 - 543 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Результаты первичного и вторичного тестирования контрольной группы
Занимающийся | Показатель физической подготовленности | |||||||||
Тест №1 | Тест №2 | Тест №3 | Тест №4 | Тест №5 | ||||||
первичное | вторичное | первичное | вторичное | первичное | вторичное | первичное | вторичное | первичное | вторичное | |
1 | 9 | 11 | 33 | 34 | 48 | 50 | 8 | 9 | 7 | 8 |
2 | 10 | 11 | 34 | 36 | 49 | 51 | 8 | 9 | 7 | 8 |
3 | 8 | 10 | 32 | 33 | 46 | 47 | 7 | 8 | 7 | 8 |
4 | 9 | 10 | 31 | 32 | 47 | 48 | 7 | 8 | 7 | 8 |
5 | 11 | 13 | 33 | 34 | 49 | 50 | 8 | 9 | 8 | 9 |
6 | 11 | 12 | 33 | 34 | 49 | 51 | 8 | 9 | 8 | 9 |
7 | 10 | 11 | 30 | 32 | 48 | 50 | 8 | 9 | 8 | 9 |
8 | 9 | 10 | 30 | 31 | 46 | 47 | 7 | 8 | 7 | 8 |
Средне групповой показатель | 9,6 | 11 | 32 | 33,3 | 47,8 | 49,3 | 7,6 | 8,6 | 7,4 | 8,4 |
Приложение Б
Результаты первичного и вторичного тестирования экспериментальной группы
Занимающийся | Показатель физической подготовленности | |||||||||
Тест №1 | Тест №2 | Тест №3 | Тест №4 | Тест №5 | ||||||
первичное | вторичное | первичное | вторичное | первичное | вторичное | первичное | вторичное | первичное | вторичное | |
1 | 10 | 14 | 31 | 38 | 50 | 54 | 8 | 10 | 8 | 10 |
2 | 11 | 16 | 32 | 39 | 50 | 54 | 8 | 10 | 8 | 10 |
3 | 13 | 17 | 32 | 40 | 51 | 55 | 8 | 10 | 8 | 10 |
4 | 11 | 18 | 30 | 39 | 48 | 53 | 8 | 10 | 7 | 9 |
5 | 12 | 16 | 32 | 38 | 46 | 52 | 7 | 8 | 7 | 9 |
6 | 10 | 17 | 33 | 40 | 48 | 54 | 8 | 9 | 8 | 10 |
7 | 11 | 18 | 34 | 41 | 50 | 57 | 9 | 11 | 8 | 11 |
8 | 13 | 20 | 35 | 43 | 50 | 59 | 9 | 11 | 8 | 11 |
Средне групповой показатель | 11,3 | 17 | 32,4 | 39,8 | 49,1 | 54,8 | 8,1 | 9,9 | 7,9 | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"
Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....
Занятие Тема: «Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение»
Цель: помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков.Задачи: · отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;· расширение возможностей использования навыков невербальн...

Методика развития скоростно-силовых способностей в студенческой команде по мини-футболу.
В контексте освоения студентами игры в мини-футбол важное место занимают вопросы организации из разной степени и уровня подготовленности игроков временных и постоянных команд как формы социального раз...

Методическая разработка урока атлетической гимнастики. Совершенствование техники выполнения упражнений атлетической гимнастики, ориентированных на развитие силовых способностей.
методическая разработка урока по атлетической гимнастики...

Особенности развития силы и скоростно-силовых способностей волейболистов
Процесс силовой подготовки в современном спорте направлен на развитие различных силовых качеств, увеличения активной мышечной массы, укрепление соединительной и костной ткани, улучшение строения тела ...
Средства и методы развития силовых способностей юных пловцов на суше и в воде
Данная методическая разработка посвящена развитию способностей обучающихся-пловцов на суше и в воде с целью повышения эффективности спортивной деятельности и повышения уровня достигаемых результ...
Методическая разработка «Средства и методы воспитания скоростных способностей.»
Средства и методы воспитания скоростных способностей....
