Кружковая работа "Наши руки не для скуки"
календарно-тематическое планирование
Работа с бросовым материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Изготовление игрушек и поделок - труд кропотливый, увлекательный и очень интересный.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая работа
в средней группе «Звёздочки».
Работа с природным материалом
«Наши руки не для скуки»
Воспитатель:
Татаринцева Инна Владимировна
2024 – 2025 учебный год.
1.Пояснительная записка
Средний дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с игрушками, сделанными именно своими руками. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться). Природный и бросовый материалы интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, мелкую моторику.
Работа с бросовым материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, поделок – труд кропотливый, увлекательный и очень интересный. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из бросового и природного материала. Рука ребенка приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
При правильной организации воспитательно-образовательного процесса, работа с природным и бросовым материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Направленность работы
Программа направлена на формирование навыков работы с природными и бросовыми материалами детей младшего дошкольного возраста в свободное время, более широкое приобщение воспитанников к искусству.
Программа кружка ставит перед собой задачи не только формировать эстетический и художественный вкус; обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами, но и развивать образное мышление, творческие способности, творческую активность и воображение у воспитанников. Педагогическая целесообразность обусловлена оптимальным сочетанием традиционных и инновационных подходов к обучению детей, стимулирующих потенциальные возможности детской фантазии.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- Вариативность обучения с учетом возраста;
- Использование заданий развивающего характера;
- Возможность реализовать себя детям разных способностей.
1.2 Актуальность
Актуальностью данной темы является разностороннее развитие ребёнка через реализацию его потенциальных возможностей.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с природным и бросовым материалом помогает развивать фантазию, воображение, прививает любовь к прекрасному, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Занимаясь конструированием из природного и бросового материала, ребёнок ближе знакомится с растительным миром, вовлекается в наблюдение за природными явлениями, учиться бережно относится к предметам, сделанным своими руками. Занимательность работы по изготовлению поделок (игрушек) способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия. Труд по изготовлению поделок (игрушек) из природного и бросового материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Постепенно у него формируются такие качества как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
1.3 Цель и задачи программы кружка
Цель: Развитие творческих способностей детей через использование природного и бросового материала в продуктивной деятельности.
Задачи:
- Обучающие:
1.Обучать способам конструирования из природного и бросового материала,
поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2.Обучать умению ориентироваться на листе бумаги, картона;
3.Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом.
- Развивающие:
1.Развивать умение создавать конструкцию по образцу, словесной инструкции.
2.Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, эстетический вкус.
3.Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
4.Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
- Воспитательные:
1.Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.
2.Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
3.Воспитывать умение доводить начатое дело до завершения.
Теоретическая значимость кружка.
- Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках темы, а также в обосновании того, что использование природного и бросового материала в продуктивной деятельности имеет большое значение для развития предпосылок творческого развития детей.
- Практическая значимость результатов кружка заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по формированию художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования природного и бросового материала в продуктивной деятельности.
1.4 Срок и режим реализации плана работы
Количество занятий в год - 18
Режим проведения занятий - 2 раза в месяц
Продолжительность занятия – 20 минут
Время проведения занятий – среда 16:00ч.
Образовательная область:
- «Познание»
- «Художественно-эстетическое развитие»
2. Структура организации образовательных мероприятий
Работа над планом кружка строится в три этапа:
1 этап – подготовительный
- Постановка цели и задач, содержания кружка.
-Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации программы кружка.
- Организация игрового взаимодействия.
-Подбор диагностического инструментария для выявления способностей детей выявление интереса и уровня знаний детей по теме кружка.
- Согласование с родителями.
2 этап - практический
Выполнение задач кружка через практическую деятельность детей и родителей.
3 этап – заключительный
Обобщение результатов работы, их анализ, на основе мониторинга полученных знаний, умений, навыков. Формулировка выводов.
2.1 При организации кружковой деятельности планируется использовать следующие методы:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
2.2 Структура построения занятия.
Вводная часть.
– знакомство детей с разнообразием природного материала и его сбором.
Основная часть.
1. Теоретический раздел:
–Рассказ о технике и особенности декоративно – прикладного искусства;
–история происхождения видов искусства;
–показ иллюстраций и объяснение педагога.
2. Практический раздел:
–Показ образца поделки педагогом;
–изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога.
3.Заключительная часть.
–Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.
Работа с родителями.
При организации взаимодействия с семьями воспитанников планируется использовать следующие формы работы:
- Консультация для родителей
1. «Как развить творческие способности у детей 3-4лет»,
2.«Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом»,
3.«Мастерим вместе с детьми».
- Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.
- Организация выставки детских и семейных работ на тему: «Мы умеем мастерить».
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы кружка его участники смогут:
- Дети
Повысить уровень:
- познавательной заинтересованности,
- художественно - творческого развития;
- формирующиеся задатки творческих способностей.
Расширить представления о некоторых природных и бросовых материалах и их свойствах;
Научиться взаимодействовать в продуктивных видах деятельности с взрослыми (родители, педагоги).
- Родители
- Повысить компетентность в вопросах использования природного и бросового материала в продуктивной деятельности с детьми;
- Проявить готовность к творческому сотрудничеству с ДОУ, через эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения
2.3 Формы подведения итогов по реализации плана работы
В ходе реализации программы кружка планируются следующие практические выходы:
- Ознакомление родителей с содержанием программы кружка в дистанционном режиме.
- Выставки детских поделок в группе.
- Участие в конкурсах ДОУ, интернет ресурсах.
- Мастер-класс для педагогов детского сада по реализации кружка.
- Отчет педагога о реализации программы кружка.
Планирование работы с детьми.
Месяц | Тема | Материал |
Сентябрь | «Осенний лес» Цель: учить детей прикреплять к пластилиновой основе в виде кроны дерева листья. Создавать образ осеннего дерева. «Грибная полянка» Цель: учить создавать объемную картину с изображением грибной поляны, используя в работе фисташки и пластилин. | Пластилин, листья, картон зеленого цвета Пластилин, фисташки, картон черного цвета |
Октябрь | «Мышка» Цель: закрепить основные приемы лепки при изготовлении поделки с использованием природного материала. «Кустик» Цель: учить изображать веточки с помощью пластилина, катать шарики между ладонями и сплющивать их. | Целый грецкий орех, серый пластилин Картон, веточки, пластилин |
Ноябрь | «Ёжик» Цель: формировать умение создавать образ ежика конструктивным способом лепки с использованием природного материала.Продолжать совершенствовать технику работы с пластилином. «Дерево» Цель: учить вылепливать ствол из пластилина, сотавлять из веточек целое дерево. | Пластилин, картон, шишки Картон, пластилин, веточки |
Декабрь | «Дерево в снегу» Цель: формировать практический навык работы с разнообразным природным материалом. способствовать систематизации и обогащению представлений детей о деревьях зимой. Учить аккуратно приклеивать вату (снежок), воспитывать старательность и усидчивость. «Новогодняя елка» Цель: учить лепить дерево, вылепливать веточки, украшать бусинками. | Пластилин, картон, веточки, вата Пластилин, бусинки |
Январь | «Рыбка» Цель: учить создавать фигуру рыбки из пластилина, при помощи природного материала. «Бабочка» Цель: учить лепить симметричное туловище бабочки, дополняя его природным материалом. | Шишки, перья, пластилин, крылатки Пластилин, листья, крылатки |
Февраль | «Зайка» Цель: учить детей лепить зайца, соблюдая пропорции тела, использовать в работе природный материал. «Вертолёт, самолет» Цель: учить детей лепить воздушный транспорт конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. | Пластилин, крылатки, желуди Крылатки, пластилин, грецкий орех |
Март | «Сердечко» Цель: учить украшать сердечко пластилином, дополнять природным материалом. «Цветок» Цель: учить создавать цветок из пластилина и крылаток ясеня по инструкции воспитателя, отрабатывать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. | Картон, пластилин, шишки ели Пластилин, крылатки |
Апрель | «Сова» Цель: учить создавать образ совы, взяв за основу шишку, дополняя ее пластилином. «Лебедь» Цель: учить создавать образ лебедя взяв за основу природный материал, дополняя детали пластилином. | Шишки, пластилин Гульянц стр.105 Голубой картон, грецкий орех, пластилин, желудь Гульянц стр.107 |
Май | «Озеро» Цель: учить детей создавать композицию на картоне из пластилина, развивать чувство формы и композиции. «Одуванчик» Цель: учить создавать образ растения в нетрадиционной технике исполнения. | Пластилин, голубой картон, веточки Зеленый картон, пластилин, крылатки |
Сентябрь:
- Проведение мониторинга (выявления развития мелкой моторики рук, уровня конструктивных навыков детей)
- Сбор природного и бросового материала (обогащение развивающей среды)
Май:
- Проведение мониторинга (выявление уровня освоения приёмов использования природного и бросового материалов в продуктивной деятельности, развития мелкой моторики, координации движений рук.
Список литературы
- Гульянц Э. К., Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 2004г.;
- Дмитриева Н.Ю. Поделки из природных материалов/Н.Ю. Дмитриева.-РИПОЛ классик, 2010г.
- Зайцев В.Б. Поделки из шишек/В.Б. Зайцев.- РИПОЛ классик, 2011г.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры - Ярославль: Академия развития, 2007г.
- Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 1990 г.
- Брыкина Е. К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план кружковой работы "Ладушки,ладушки"
Маленькие дети - это наша радость. И мы взрослые должны помочь детям проводить их досуг очень интересно. Преобщать детей к нашей культуре....

Спецкурс "Основы цветоведения" с программой кружковых занятий "Волшебные краски" для профессиональной переподготовки учителей начальных классов
Здесь представлены материалы по цветоведению, основы цветовой грамотности, растяжки тона, смешения, спектральный анализ, нюансные и контрастные упражнения, использование колористики при выполнении пей...

Занятие по авторской программе «Наши руки не для скуки» Поделки из коктейльных трубочек "Подарок для папы"
Подарок для папы из коктельных трубочек...

Занятие по авторской программе «Наши руки не для скуки» с использование нетрадиционных техник рисования ладошками «Ангелы счастья»
Конспект занятия с использование нетрадиционных техник рисования ладошками «Ангелы счастья»...

Занятие по авторской программе «Наши руки не для скуки» Аппликация из круп.
Занятие по авторской программе «Наши руки не для скуки» Аппликация из круп....
Рабочая программа кружковой работы «Умелые руки»
Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному»....
