Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников
методическая разработка

Ганина Юлия Сергеевна

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников

Статья

Ганина Юлия

Студентка 3 курса школьного отделения

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение

Республики Марий Эл «Оршанского многопрофильного колледжа
им. И.К. Глушкова»

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым днём в мире возрастает количество экологических проблем, но человек не задумывается об этих фактах. Данная проблема в большинстве случаев происходит от рук самого человека. Зачастую человек не понимает масштабность своих действий.

Многие учёные обращались к данной проблеме. Одним из них является Владимир Иванович Вернадский, который подчёркивал необходимость учёта глобальных экологических процессов и их взаимосвязь с социально-экономическими процессами.

Чтобы человек понимал всю ценность нашей природы, хрупкость окружающего мира, нужно ещё в младшем возрасте учить ребёнка ценить экологическое воспитание. Чем больше дети будут знать о ценности сохранения целостности природы окружающего мира, тем меньше взрослые люди будут создавать экологические проблемы.

Как считал Андрей Анатольевич Плешаков, одним, самым эффективным, методом развития экологического воспитания является экскурсия.

1. Понятие экологического воспитания младших школьников.

С одной стороны, экологическое воспитание в младших классах представляет собой педагогическую систематизированную деятельность, которая направленна на развитие экологического образования и воспитания младших школьников.

С другой стороны, экологическое воспитание представляет собой накопление экологических знаний, а также воспитание высоких нравственно-эстетических чувств.

2. Цель экологического воспитания младших школьников.

Можно выделить основную цель экологического воспитания младших школьников, а именно – формирование ответственного отношения к окружающей среде как к главному общественному достоянию.
Также целью экологического воспитания младших школьников является – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое основывается на базе экологического понимания ценности природы.

3. Задачи экологического воспитания младших школьников.

Среди всех задач экологического воспитания младших школьников можно выделить одну основную задачу, а именно – воспитание рационального и ответственного отношения к природной среде, которое основывается на базе экологического сознания.

Также одной из главных экологических задач воспитания согласно национальной стратегии является получение целостной картины взаимодействия человека, общества с природой, а также его ответственности как преобразователя (защитника) окружающей среды.

4. Функции экологического воспитания младших школьников.

- Создание условий для работы по экологическому воспитанию;

- Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы (целевые прогулки, экскурсии, работа с календарём природы, зарисовки);

- Связь с воспитательно-образовательным процессом;

- Создание фонда методического и наглядно-иллюстративного материала (выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию).

Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое воспитание является педагогической систематизированной деятельностью, направленной на развитие экологического образования и воспитания младших школьников, целью которой является формирование ответственного отношения к окружающей среде как к главному общественному достоянию.

5. Урок – экскурсия.

Экскурсия – это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с жизнью: знакомит учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, её научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой дети постоянно соприкасаются, ощущение её гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому.

Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребёнка полное и чёткое представление об окружающем мире, выявлять взаимосвязи.

При изучении курса окружающего мира в начальной школе экскурсии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они проходят через все классы в любой существующей на сегодняшний день программе по окружающему миру.

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трёх типов:

- вводная экскурсия (проводится в начале изучения новой темы);

- экскурсия по определённой теме (например, посещение какого-либо музея/зоопарка на определённую тематику);

- итоговая экскурсия (систематизирует знания по разделу или курсу).

Основными видами уроков-экскурсий являются:

- экскурсия-практикум;

- экскурсия-наблюдение (проводится на начальном этапе работы по теме).

Таким образом, урок-экскурсия – действенная форма занятия в урочной деятельности. Она помогает связать теорию с практикой, а учёбу с жизнью.      Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся.

6. Методика проведения экскурсии на уроках окружающего мира. 

I этап. Подготовка к экскурсии. Успех экскурсии во многом зависит от ее подготовки. Можно выделить следующую последовательность:

  • Составление тематического и годового плана, где определяется время и тематика экскурсии;
  • Изучение учебной и методической литературы;
  • Предварительное посещение учителем места проведения экскурсии; выбор наиболее интересных объектов, с которыми предполагается познакомиться на экскурсии; изучение и определение маршрута; выбор мест остановок для наблюдений; продумывание характера самостоятельных наблюдений, сбора материала;
  • Составление плана, конспекта проведения экскурсии, в котором должны быть отражены образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии;
  • Подбор оборудования и инвентаря: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши, а также и другое снаряжение, которое определяется тематикой и характером заданий;
  • Продумывание организации познавательной деятельности учащихся.

Подготовка к экскурсии самих детей:

– знакомство их с целью, задачами экскурсии (цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсий, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий, эмоциональный настрой экскурсии и отдельных её частей);

– постановка вопроса, который они будут решать во время экскурсии (задают вопрос для достижения определённой цели);

– информирование учащихся о правилах поведения во время экскурсии (знакомство с техникой безопасности, с правилами поведения во время экскурсии);

– распределение учащихся по группам (делятся по группам/бригадам, ставят индивидуальную для каждой группы цель).

II этап. Проведение экскурсии.

1. Вступительная беседа, главная цель которой является создание необходимого эмоционального настроя (педагог мотивирует учащихся, настраивает их на предстоящую экскурсию; проводится во время транспортировки к объекту экскурсии)

2. Коллективная работа на местности (позволяет учащимся обмениваться опытом, мыслями, идеями, переживаниями; учащиеся согласовывают свои действия и трудовые усилия для достижения общей цели)

3. Работа в группах по изучению намеченных объектов (группы согласовывают свои действия и трудовые усилия для достижения индивидуальной цели)

4. Обмен полученными сведениями между группами (группы делятся друг с другом опытом, полученным при достижении индивидуальной цели)

5. Выводы, обобщение (проводится обобщение полученного опыта каждой группы, составляется один единый вывод по работе в группах)

III этап. Подведение итогов, анализ.

1. Систематизация полученных знаний учащихся (обрабатываются записи, рисунки, собранные материалы).

2. Оценивание работы учащихся и своей работы

3. Необходимо сделать соответствующие выводы, учесть все недочеты и положительные моменты в последующих экскурсиях.

4. Использование материалов экскурсии в учебной работе.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач. В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о неживой и живой природе. Процесс формирования познавательного интереса на экскурсии будет более эффективным, если содержание материала будет разностороннем, а процесс учебной деятельности учащихся и их общение будет многообразным, что и даёт нам экскурсия – открытие мира новых явлений общественной жизни.

Методика проведения экскурсий в природу с учащимися в рамках курса «Окружающий мир» учителем начальных классов должна быть изучена досконально, поскольку значение воспитательной, развивающей, социализирующей функций экскурсии неоспоримы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное воспитание младшего школьника как педагогическая проблема.

  Интеллектуальное воспитание  младшего школьника как педагогическая проблема. Ваулина С. В....

Интеллектуальное воспитание младшего школьника как педагогическая проблема.

  Интеллектуальное воспитание  младшего школьника как педагогическая проблема. Ваулина С. В....

«Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе в рамках УМК «Школа XXI века»

Обобщение опыта по теме: «Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе в рамках УМК «Школа XXI века»...

Патриотическое воспитание младших школьников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Конспект занятия «Физическое воспитание младших школьников» по дисциплине «Теория и методика физического воспитания с практикумом»

Данный конспект содержит в себе функции и задачи, методы и принципы физического воспитания, а также информацию об организации уроков, внеклассных занятий и подвижных игр....

Экологическое воспитание младших школьников

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции обла...