Воспитание младших школьников средствами фольклора
статья
В статье анализируется роль фольклора в процессе формирования личности младших школьников. Необходимость изучения этой тематики проистекает из текущих изменений в общественных ценностях и воздействия иностранных культур, что может оказывать негативное влияние на личностное развитие детей. Целью исследования является определение эффективности использования фольклора в народной педагогике. Результаты показывают, что период обучения в начальной школе является ключевым для социального и личностного развития ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание младших школьников средствами фольклора
Аннотация: В статье анализируется роль фольклора в процессе формирования личности младших школьников. Необходимость изучения этой тематики проистекает из текущих изменений в общественных ценностях и воздействия иностранных культур, что может оказывать негативное влияние на личностное развитие детей. Целью исследования является определение эффективности использования фольклора в народной педагогике. Результаты показывают, что период обучения в начальной школе является ключевым для социального и личностного развития ребёнка.
В исследовании подчеркивается значимость разнообразных форм и жанров фольклора для развития личности учащихся младших классов, поскольку их осмысленное применение способствует формированию таких важных аспектов как мировоззрение, патриотизм и гражданская позиция. Помимо этого, акцентируется внимание на роли фольклора в укреплении этнической идентичности и приобщении к народной культуре.
Ключевые слова: фольклор, фольклорные произведения, фольклорный массив, личностное развитие, младшие школьники, младший возраст, воспитание, формирование личности.
В последнее время педагогическая сфера испытывает возрастающий интерес к фольклору, который рассматривается как богатый источник культурных и народных традиций, ключевой для воспитательных процессов. К.П. Стожко подчеркивает [8, с. 387], что фольклор, насыщенный народной мудростью и духовностью, играет важную роль в донесении до молодежи ценностей национальной культуры. Этот жанр не только укрепляет осознание красоты и уникальности национального наследия, но и способствует возникновению ощущения связи и солидарности с родной страной у подрастающего поколения.
Значимость эстетического воспитания в становлении личности на разных этапах жизни подчеркивалась многими педагогами. Они указывали на необходимость такого подхода для достижения гармонии и целостности в развитии. Современность подтверждает важность этих аспектов, как и отмечалось Н.В. Ягненковой, которая говорила о том, что стремление к красоте и порядку является одной из ключевых потребностей человека в его непрерывном поиске гармонии [7, с.45] .
Фольклор остаётся ценным источником для воспитания младших школьников, несмотря на то, что вопросы его применения кажутся хорошо изученными. Он постоянно открывает новые аспекты своего влияния. Г.С. Виноградов, известный своими исследованиями в области детского фольклора, утверждал, что фольклор уникально сочетает понятность и увлекательность, успешно вмещая в себя отражение народных традиций, обычаев и повседневной жизни.
Цель статьи – показать воспитательные возможности фольклора в развитии младших подростков, выявить функции фольклора.
Основные задачи статьи:
1) рассмотреть педагогический потенциал фольклора в воспитании подростков, в познавательном и личностном развитии;
2) дать характеристику функций фольклора (воспитательная, эстетическая, познавательная).
Научная новизна статьи определяется современным взглядом на фольклор, его использование в воспитании младших подростков, развитии познавательных интересов и личностных качеств обучающихся. Теоретическая значимость статьи:
1) обоснован выбор фольклора в воспитании младших подростков, опирающийся на возрастные психологические, социальные особенности младших подростков;
2) представлена характеристика фольклора как средства воспитания и личностного развития обучающихся;
3) раскрыты функции фольклора в познавательном и личностном развитии.
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы, синтез понятий и определений, обобщение, структурирование материала.
Фольклор, как ключевой элемент культурного наследия, оказывает неоценимое влияние на формирование личностных качеств младших школьников. А.Д. Любшина подчеркивает, что взаимодействие с образами и сюжетами фольклора позволяет детям интегрировать эти знания в свой внутренний мир, способствуя духовному обогащению и самоопределению. Опираясь на уникальные черты каждого ребенка, народная педагогика способствует развитию его социальных навыков через погружение в традиционные культурные практики [3, с. 149].
Т.В. Ткаченко подчеркивает значимость фольклора в процессе культивирования национальной идентичности у учеников начальных классов. Особо выделяется роль музыкального и сказочного фольклора, а также современных интерпретаций фольклорных творений, включая музыку и танцы. По мнению автора, взаимодействие с фольклорным искусством способствует углублению этических ощущений у подростков [9, с. 141].
Фольклор, наследие многовековое, является не только бесценным достоянием народа, но и фундаментом его художественной культуры. С первых лет жизни дети погружаются в мир искусства через знакомство с народными песнями, сказками и играми, которые сопровождают их на протяжении всей жизни. Практикующие педагоги и ученые подчеркивают, что народное устное творчество несет в себе значительную педагогическую стоимость благодаря его образовательным, воспитательным и эстетическим аспектам, которые тесно переплетены между собой [4, с.71]. Фольклорные произведения обладают важным эстетическим значением, поскольку они представляют собой высокое искусство слова, проявляющееся в мастерстве создания структуры, образов и использовании языка. Эти тексты демонстрируют поэтическое мастерство и изящество формы, которые на протяжении веков совершенствовались благодаря усилиям многочисленных мастеров народного творчества. Фольклор активно использует фантастику, символику и аллегорические средства для отображения и поэтизации различных явлений, что способствует развитию чувства прекрасного как в природе, так и в человеке. Именно через такие произведения народ выражает свои художественные предпочтения и видение мира [1,с.126].
Фольклор, проявляющийся в многообразных формах художественного выражения, переходит из поколения в поколение, удерживая в себе вечные эстетические ценности, которые остаются релевантными, несмотря на изменения в социально-историческом контексте. Особенно это заметно в традиционном фольклоре, который является хранителем универсализма и временной ценности моральных и этических идеалов.
В свою очередь, современный фольклор касается актуальных вопросов народного творчества и интегрирует современные художественные тенденции, эстетику и социальные проблемы, при этом оставаясь верным своим корням безписьменной культуры. Часто его носителями становятся наиболее обособленные от основного течения общества группы.
Неофольклор, выступая как заметное явление в сегодняшней культуре, представляет собой неформальное творчество, проявляющееся в повседневной жизни. Он сочетает элементы народного творчества, массовой культуры и профессионального искусства, а также художественной самодеятельности. Характеризуется стилевым разнообразием и жанровой нестабильностью, неофольклор служит современной "второй волной" фольклорной традиции, принося новые измерения в его понимание и восприятие [10, с.6].
Развитие творческого потенциала младших школьников через привлечение элементов народного творчества и основ русской культуры превращается в ключевую задачу. Опыт показывает, что многие элементы фольклора естественным образом встречаются в повседневной жизни детей. Это позволяет использовать фольклор как средство для погружения детей в национальную культуру, что способствует не только эмоциональному развитию, но и усиливает их способности к творчеству, а также способствует формированию когнитивных способностей, умений и навыков. Важно определить и активно использовать те аспекты народной культуры, которые дети могут адаптировать в своих действиях и переживаниях.
Обучение младших школьников должно включать осознанное восприятие и оценку народного искусства, включая древние традиции. Однако, бескритичное внедрение фольклорных элементов и стремление к этнографическим восстановлениям в современной жизни могут привести к непредвиденным последствиям. Когда усвоение фольклора происходит через поверхностное имитирование без искреннего, личностного принятия, это может обернуться созданием бездушной копии.
Развитие эстетических чувств начинается уже в детстве. Б.Г. Лихачев подчеркивает, что ранние годы – это ключевой этап для эстетического воспитания, который заложит основу для формирования духовных и нравственных ценностей человека. Особенно важно уделять внимание эстетическому развитию в период дошкольного и начального школьного обучения, чтобы в будущем взрослые были способны ценить красоту и имели развитый художественный вкус. Создание и воспитание эстетических идеалов в раннем возрасте способствует развитию гармоничной личности.
Использование фольклора в процессе воспитания начальной школьной возрастной группы способствует глубокой закладке эстетических и нравственных качеств, которые предполагается сохранять на протяжении всей жизни. Автор указывает на значимость данного периода, поскольку в эти годы происходит интенсивное и значимое формирование взглядов ребенка на окружающий мир, которые со временем укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами его личности.
Воспитание младших школьников через фольклор включает несколько ключевых аспектов. Прежде всего, необходимо стремиться к формированию у учащихся базовых эстетических познаний и впечатлений, что является основой для развития интереса к культурным и художественным объектам. Эта стадия предполагает обогащение учеников различными звуковыми, цветочными и формообразующими восприятиями.
Затем, на основе этих начальных знаний, следует задача культивирования социально-психологических атрибутов, которые позволяют детям эмоционально взаимодействовать с художественными произведениями, оценивать их и получать удовольствие от эстетического опыта. Это направление в образовании способствует всестороннему развитию способностей ребенка к художественному восприятию и эстетической оценке.
Формирование эстетических способностей у детей начальной школы можно вести через интеграцию их активного участия в творческих процессах. Спектр этого воспитания охватывает не только способность глубоко осмысливать и ценить красоту в произведениях искусства и повседневной жизни, но и развивает их способность самостоятельно создавать прекрасное через искусство, труд, и личные взаимоотношения. Важность такого подхода состоит в развитии обширного эстетического восприятия у детей, подкрепленного способностью к эмоциональному переживанию и анализу. Это не просто обучение техникам, это приобщение к культурной традиции и формирование творческой личности.
Интеграция фольклора в процесс воспитания младших школьников может сыграть ключевую роль в формировании качеств как доверие, доброта и мужество. Личные качества, такие как уверенность в себе и способность к сочувствию, начинают закладываться с детства. Если ребенок не научится в раннем возрасте открываться миру и проявлять сочувствие, потом ему будет сложно демонстрировать эти качества во взрослой жизни. Также, если юноша или девушка не привыкают с детства к честности и открытости, во взрослой жизни им сложно будет доверять окружающим. Фольклор, с его богатыми традициями передачи мудрости через поколения, может оказаться весьма ценным инструментом для раннего внедрения этих важных жизненных уроков и навыков.
Фольклор в музыкальном воспитании младших школьников занимает ключевое место благодаря его тесной связи с детской психологией, эмоциональной насыщенностью и символичностью образов. Такие произведения не только способствуют развитию умственных способностей детей, но и играют важную роль в формировании их эстетических и моральных ценностей.
Фольклор помогает в формировании эстетического восприятия мира, вкуса, искусственно-творческих навыков у детей, а также воспитывает у них уважение к русской культуре, гражданскую идентичность и толерантное отношение к различиям между людьми. Реализация этих задач происходит через различные индивидуальные и коллективные образовательные и воспитательные мероприятия.
Воспитание младших школьников может быть значительно обогащено за счет введения их в мир русского фольклора, включая песни, танцы и музыкальное исполнение. Это способствует не только эстетическому развитию учащихся, но и позволяет углубленно изучать и хранить духовные и культурные традиции России. Обучение в рамках дополнительных образовательных учреждений предоставляет детям уникальную возможность погружения в исторически сложившиеся и современные образовательные ценности, которые взаимно обогащаются и способствуют разностороннему формированию личности. Процесс обучения строится на принципах преемственности и постепенности, что позволяет детям последовательно осваивать различные аспекты фольклора и тем самым эффективно усваивать навыки и знания, необходимые для полноценного восприятия культурного наследия.
Воспитательный процесс в области русской народной хореографии для детей начальной школы строится вокруг трех ключевых этапов. На начальном «игровом» уровне, ребята в возрасте от 5 до 7 лет знакомятся с основами танцевального искусства через различные игровые активности, включая пение и использование музыкальных инструментов, а также осваивают простые танцевальные движения. Продвигаясь ко второму, «техническому» этапу, дети углубляют свои умения, изучая классические упражнения, которые служат фундаментом как для физического, так и для ритмического развития. Также продолжается обучение и исполнение народных танцев. Завершающий «мастерский» этап предусматривает специализированные занятия для тех учеников, которые проявили склонности и таланты в танцевальном искусстве.
Использование фольклора в развитии эстетических чувств младших школьников тесно связано с изменениями в их когнитивных процессах.
Использование фольклора в образовании младших школьников позволяет гармонично влиять на формирование их эстетических взглядов. Это продолжительный процесс, требующий внимания к возрастным характеристикам детей. Как указывал Б.Т. Лихачев, важно создавать прочные и позитивные представления о мире и взаимоотношениях между людьми уже с ранних лет. В процессе взросления ребенка его идеалы могут эволюционировать под воздействием различных факторов, включая влияние со стороны сверстников, взрослых, культурных произведений и личных переживаний. Таким образом, образовательный процесс должен предоставлять динамичный и привлекательный подход к воспитанию, чтобы адаптироваться к меняющимся потребностям растущего человека [6,с.55].
Воспитательный процесс младших школьников часто использует элементы детской литературы, а также кинематографа и мультфильмов. Персонажи этих произведений, будь то животные или выдуманные существа с человеческими чертами, часто олицетворяют такие понятия как зло и добро, жестокость и милосердие, честность и обман. Через эти образы дети учатся различать положительные и отрицательные качества, интуитивно выбирая сторону добра и справедливости, отталкиваясь от своего восприятия персонажей, которые борются против несправедливости и зла.
Применение фольклора в воспитании начальной школы способствует тому, что дети не только узнают о героях, но и стремятся воплощать подобные идеалы в своей повседневной жизни. Желательно, чтобы младшие школьники не ограничивались простым запоминанием и повторением образцов, а активно демонстрировали свои стремления через различные формы творчества, включая рисование, пение и сочинение стихов. Эффективно прививать детям доброту и справедливость начинается с того, что они начинают проявлять эти качества в поведении, на что взрослые должны поощрять их каждым возможным способом. Важно, чтобы идеалы, представленные в форме фольклора, были восприняты детьми не только как истории, но как реальные образцы для подражания [5,с.56].
Д.Б. Лихачев в своих исследованиях указывает на то, что уже в младших классах школьники начинают осознанно относиться к искусству и красоте окружающего мира, при этом мотивация к познанию дополняется стремлением к эстетическому восприятию. Ребята на этом этапе развития начинают находить удовольствие в таких действиях, как чтение литературы, прослушивание музыки, занятия рисованием или просмотр фильмов, хотя могут и не осознавать, что это формирует у них эстетическое отношение к миру. Так, без явного осознания, у них вырабатывается потребность в духовном взаимодействии с искусством, которое со временем становится не просто интересом, а необходимостью.
Некоторые дети взаимодействуют с искусством не на уровне глубокого эстетического восприятия. Подходя к арт-объектам с прагматичной точки зрения, они часто ознакамливаются с книгами или фильмами по рекомендации, стремясь скорее получить общее представление о произведении, чем исследовать его суть [5,с.164]. Фольклор может играть ключевую роль в воспитании детей начальной школы, расширяя их восприятие красоты мира вокруг. В младшем возрасте дети особенно чувствительны к окружающей их природе, людям и предметам, что способствует формированию у них живых эмоций и пробуждает стремление к познанию. Эти глубокие эмоциональные переживания зачастую оставляют долговременный след в памяти, становясь базой для формирования поведенческих убеждений, навыков и привычек.
Обращая внимание на подлинные причины интереса детей к искусству, педагог может эффективнее направлять их на развитие истинно эстетической чувствительности, отходя от поверхностных мотивов, таких как стремление к престижу. Осознание и использование этих знаний позволяет сфокусироваться на культивировании долгосрочного интереса к творчеству и природе, что активизирует мышление, внимание и память ребёнка.
Н.И. Киященко в своей работе уделяет значительное внимание эффективности использования эмоциональных восприятий детей в педагогических целях. Профессионал подчеркивает ключевую роль эмоций в процессе формирования детской психики: расширении, углублении и укреплении её структур, а также в развитии и конструировании новых знаний. При этом особое внимание уделяется тому, что эмоциональные ответы детей служат не только показателем их непосредственной реакции, но и отображают уровень развития их личностных качеств, таких как чувства, вкус, мировоззрение и убеждения [2,с.28].
Изучение фольклора в школьном возрасте не только укрепляет познавательный интерес, но также значительно влияет на формирование личности учащихся. Фольклорные элементы, включая музыку, танцы, пение и народные ремесла, обеспечивают всестороннее развитие детей, поддерживают их творческую и академическую активность. Организация воспитательных процессов через применение фольклора, как в классе, так и в дополнительных занятиях, способствует гармоничной интеграции различных видов искусств, что, несомненно, позитивно влияет на развитие младших школьников, их культурное понимание и умение творчески выражать себя.
Вовлечение младших школьников в активности, связанные с народным творчеством, такие как участие, в народных празднествах и фольклорных представлениях, способствует их гармоничному развитию. Эти мероприятия не только укрепляют патриотические чувства и национальную гордость, но и формируют мировоззрение и ценностные ориентации у подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственное, патриотическое развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной сис...

Игровые технологии в содержании процесса воспитания младших школьников средствами музыки
В статье рассматриваются аспекты процесса воспитания младших школьников средствами музыки с включением игрового компонента...
Воспитание ответственности у младших школьников средствами физического воспитания
В статье рассматривается проблема необходимости воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания. Анализируется деятельность учителей младших классов и физической куль...

Конспект занятия «Физическое воспитание младших школьников» по дисциплине «Теория и методика физического воспитания с практикумом»
Данный конспект содержит в себе функции и задачи, методы и принципы физического воспитания, а также информацию об организации уроков, внеклассных занятий и подвижных игр....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами кинопедагогики во внеклассной деятельности
Материал предназначен для изучения основ духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста...

Дипломная работа на тему "Народные традиции как средство эстетического воспитания младших школьников"
Дипломная работа на тему "Народные традиции как средство эстетического воспитания младших школьников"...