Игровые технологии в содержании процесса воспитания младших школьников средствами музыки
статья

Корзо Елизавета Геннадьевна

В статье рассматриваются аспекты  процесса воспитания младших школьников средствами музыки  с включением игрового компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzyka.docx15.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Корзо Елизавета Геннадьевна

Игровые технологии в содержании процесса воспитания младших школьников средствами музыки

С раннего возраста необходимо приобщать детей к ценностям современного искусства. Это дает возможность целостного представления о художественной культуре своего времени. Восприятие музыки – процесс трудоемкий, который содержит в себе не только само восприятие, но и психологическую готовность детей к нему. Детям требуется определенный период времени для накопления музыкального опыта, который пройдет более эффективно в процессе активной музыкальной деятельности: пения, слушания, пластического интонирования, инструментального музицирования.

Вступление в силу новых федеральных государственных образовательных стандартов диктует нам применение более гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, равноправного общения педагога и ребенка.

Центральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный отклик на нее, переживание ее содержания. Для этого музыкальному руководителю необходимо сделать так, чтобы музыка воспринималась через все виды музыкально-практической деятельности детей, и перекликалась с произведениями других видов искусства. Музыкальное произведение, выбранное для ребенка должно иметь художественную значимость, воспитательную направленность, соответствовать возрасту, быть педагогически целесообразной и востребованной в жизни современного ребенка. На сегодняшний день появились куда более интересные способы разобраться в музыке, почувствовать и понять ее. Давайте поговорим о технологиях.

Технологий великое множество, но и тут необходимо выбрать ту, которая позволит раскрыть музыку с какой-то неведомой стороны, поможет разобраться в стилях, расширить представление о ней, достигнуть воспитательного эффекта. Основные требования, которые предъявляются к современным педагогическим технологиям – это концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость. «Игровая технология», включенная в обучение, придает учебной задаче конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентирует их на решение поставленных задач. С помощью этой технологии педагог приобщает детей к музыкальной культуре, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкально-сенсорные способности, активизирует слуховое восприятие детей, формирует знание о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука.

Гуманистическая концепция воспитания, декларирующая новую характеристику содержательной стороны воспитательного процесса, актуализирует поиск адекватных педагогических технологий, позволяющих реализовывать стратегию построения различных обучающих и воспитывающих сред, создавать условия для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных возможностей личности, способствовать формированию субъектных отношений участников воспитательного процесса. Деятельностный личностно ориентированный подход к сущности содержания воспитания предполагает, что развитие природных, социальных и культурных начал воспитанника осуществляется в контексте общечеловеческихи этнокультурных ценностей и обеспечивает возможности его самореализации в культурнообразовательном пространстве.

Отношением к ребёнку как субъекту жизнедеятельности и педагогического взаимодействия обусловлено понимание методов воспитания как способов взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. При этом именно понимание движущих сил, мотивов воспитания влияет на выбор методов и правильность их применения.

По мнению М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой, «движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Эти противоречия становятся источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития детей и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого». В решении этих задач незаменим потенциал игры. На основе анализа игры как специфического вида человеческой деятельности
Л.С. Выготским было выдвинуто положение о «создании для ребёнка в игре зоны ближайшего развития. В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения», - отмечал исследователь.

По мнению В.С. Кукушина, «индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».
А.С. Белкин считает непременным требованием к организации любого вида деятельности создание условий обязательного переживания воспитанником положительных эмоций, чувства удовлетворённости собой и веры в свои силы и возможности.

 Включение игрового компонента в содержание процесса воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора во многом определяет характер содержания процесса воспитания и отвечает возрастным задачам социально-психологического ряда в пространстве адаптации детей к новым социально-педагогическим условиям и их самореализации во всех значимых сферах жизнедеятельности. В контексте обозначенной проблемы, «игровой компонент» рассматривается как оптимизационная составная часть метода, приёма, формы, средства, содержания процесса воспитания, прямо или косвенно отражающая закономерности игры и реализующая её мотивационную, стимулирующую, развивающую функции. Включение игрового компонента в содержание процесса воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора мы понимаем как деятельность по проектированию и моделированию соответствующих методов и форм, направленных на оптимизацию процесса воспитания данным воспитательным средством. Соответственно, игровой компонент можно рассматривать как функциональный и структурный контекст данного воспитательного средства

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию с использованием современных информационных технологий. Показ информации на экране вызывает у детей огромный интерес. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание, стимулируют познавательную активность, предоставляют возможность индивидуализации обучения.

Таким образом, включение игрового компонента в интегрированную деятельность, организованную посредством контекстуального анализа и прочтения музыкального фольклора субъектами воспитательного процесса, позволило предоставить значительные возможности для интенсификации воспитательного процесса и решения ключевых воспитательных задач. В процессе организации деятельности с использованием музыкального фольклора и выявления многообразных контекстуальных связей его содержания расширяются, на наш взгляд, возможности применения данного воспитательного средства, что позволяет рассматривать музыкальный фольклор как средство воспитания в контексте различных культурных систем и областей знания, как в широком педагогическом смысле, так и узком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства логопедической ритмики для снятия умственного напряжения в процессе обучения младших школьников

Упражнения на развитие общей моторики. Детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжен...

Интеллектуальное воспитание младшего школьника как педагогическая проблема.

  Интеллектуальное воспитание  младшего школьника как педагогическая проблема. Ваулина С. В....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное,  патриотическое  развитие  и  воспитание  обучающихся  является  первостепенной  задачей  современной  образовательной  сис...

3 Выпускная квалификационная работа студента "Формирование навыка продуктивного чтения младших школьников средствами технологии критического мышления"

Необходимым условием успешности обучения чтению и литературного образования детей в начальной школе является обязательность собственной читательской и учебной деятельности ученика, при которой обучающ...

Развитие лингвистической компетенции у младших школьников средствами современных образовательных технологий

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает как инте...

Воспитание ответственности у младших школьников средствами физического воспитания

В статье рассматривается проблема необходимости воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания. Анализируется деятельность учителей младших классов и физической куль...