Литературная игра «Волшебные часы Х. К. Андерсена»
презентация к уроку

Алексеева Елена Владиславовна

Литературная игра «Волшебные часы Х. К. Андерсена»

Цель: систематизировать знания, полученные из прочитанных произведений Х. К. Андерсена.

Задачи: вызвать интерес к творчеству писателя; научить анализировать прочитанное, делать выводы и давать оценку литературным произведениям; развить навыки вдумчивого чтения, внимание, речь, память и воображение; расширить словарный запас.

Читательское назначение: для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Литературная игра «Волшебные часы Х. К. Андерсена»

Цель: систематизировать знания, полученные из прочитанных произведений Х. К. Андерсена.

Задачи: вызвать интерес к творчеству писателя; научить анализировать прочитанное, делать выводы и давать оценку литературным произведениям; развить навыки вдумчивого чтения, внимание, речь, память и воображение; расширить словарный запас.

Предварительная работа:

Дети самостоятельно с родителями или педагогами читают любые сказки писателя.

Читательское назначение: для детей школьного возраста.

Музыкальное оформление:

Аудиозапись сказок «Гадкий утенок», «Огниво», «Свинопас», «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Пастушка и трубочист», бой часов.

Оформление и наглядность: оформлена выставка книг писателя и выставка рисунков читателей.

Оборудование и технические средства: любые технические средства для просмотра презентации и воспроизведения аудио.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята, сегодня в нашей библиотеке на большом экране появились странные часы и портрет человека. (Слайд 1)

- А вы знаете, чей это портрет? (ответы детей)

- Ханс Кристиан Андерсен- датский писатель, автор сказок для детей и взрослых. Родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн, Дания. Умер 4 августа 1875 года в Копенгагене.  Андерсен писал рассказы, романы и пьесы. По- настоящему известным он стал благодаря сказкам, которые учат маленьких читателей справедливости и добру.

-Какие сказки вы читали? («Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева», «Русалочка» и другие.)

Андерсен написал 3342 произведения, его работы переведены примерно на 125 языков. Андерсена умел одушевлять предметы и явления природы.  

По мотивам многих произведений Андерсена сняты кинофильмы и мультфильмы, по сказке «Гадкий утёнок» даже написана опера.  

С 1967 года в день рождения Андерсена весь мир отмечает Международный день детской книги.

2. Основная часть:

-Вы слышите бой часов? Посмотрите на циферблат, для какой сказки Х. К. Андерсена наступило время? (слайд 2) (Ответы детей)

(Ребята слушают отрывок сказки «Огниво») (слайд 3)

-Что помогало солдату в беде? (Находчивость и смекалка выручают в трудных ситуациях.  Главный герой не отчаивался, боролся за свою цель и получил желанную награду. ) (слайд 5)

- Почему новые друзья бросили солдата? (Друзья познаются в беде. Многие люди любят богатство и будут рядом только в период благополучия и безбедной жизни, а в трудный момент просто забудут.)

- Чему учит сказка? (Сила и могущество могут быть приобретены неожиданным образом, но использовать их нужно мудро и справедливо.)

Словарная работа: (слайд 4) Что такое «огниво»?  Огниво — кусок камня, железа или стали для высекания огня из кремня.

- Слышен бой часов. (слайд 6) Посмотрите на циферблат, для какой сказки наступило время?  (Ответы детей)

(Ребята слушают отрывок сказки «Свинопас») (слайд 7)

- Почему в сказке автор наказывает принцессу? (Истинные ценности и качества человека важнее внешнего блеска и материальных богатств. Принцесса, которая не оценила искренние и ценные дары принца, оказалась неспособной распознать подлинную ценность.)

Словарная работа: Фрейлина — историческое придворное звание помощницы при императрице, королеве, царице, принцессе.

- Слышен бой часов. (слайд 8) Посмотрите на циферблат, для какой сказки наступило время?  (Ответы детей)

(Ребята слушают отрывок сказки «Гадкий утенок») (слайд 9)

- Чему учит сказка? (Внешность не важна.  Даже если тебя считают некрасивым и гадким, даже если ты не похож на других, главное- это оставаться собой, и тогда ты непременно превратишься в прекрасного лебедя и обязательно найдёшь свою «стаю».) (слайд 10)

- Слышен бой часов. (слайд 11) Посмотрите на циферблат, для какой сказки наступило время?  (Ответы детей)

(Ребята слушают отрывок сказки «Пастушка и трубочист») (слайд 12)

Почему Пастушка отправилась в путешествие вместе с трубочистом? (Настоящая дружба способна преодолеть любые препятствия.)

- Почему трубочист вернулся с пастушкой? (Он пожалел подружку, не хотел ее огорчать. Надо беречь близких друзей.)

Словарная работа:

 Пастушка — это женщина или девушка, присматривающая за животными на выпасе.

Трубочист — специалист по проверке и очистке печных труб, каминов, печей и котлов, а также систем вентиляции.

-Слышен бой часов. (слайд 13) Посмотрите на циферблат, для какой сказки наступило время?  (Ответы детей)

(Ребята слушают отрывок сказки «Русалочка») (слайд 14)

Примечание: используется текст пересказа сказки адаптированного для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

- Почему Русалочка превратилась в морскую пену? (Принц не узнал Русалочку- свою спасительницу. Русалочка и принц из разных миров, они не могут жить вместе. И она возвращается в воду морской пеной.)

- Писатель жалеет глупую Русалочку и за доброе сердце превращает ее из морской пены в фею- дитя воздуха. (слушают конец сказки)

-Слышен бой часов. (слайд 15) Посмотрите на циферблат, для какой сказки наступило время?  (Ответы детей) 

(Ребята слушают отрывок сказки «Оле- Лукойе») (слайд 16)

-Чему учит сказка? (Сказка «Оле-Лукойе» Ганса Христиана Андерсена учит добру и вере в чудо. Она также учит детей быть послушными, любить родителей, прилежно учиться, не грубить и никого не обижать.)

Словарная работа: Грифель и доска- это палочки и доска для письма, которые раньше использовали ученики в школе вместо тетрадей и ручек.

-Слышен бой часов. (слайд 17) Посмотрите на циферблат, для какой сказки наступило время?  (Ответы детей)

(Ребята слушают отрывок сказки «Дюймовочка») (слайд 18)

- В чём заключается доброта Дюймовочки?

- Опишите, как она ухаживала за ласточкой.

- Как ласточка отблагодарила Дюймовочку? (Перенесла ее в теплые края и помогла найти настоящих друзей) (слайд 19)

-Слышен бой часов. (слайд 20) Посмотрите на циферблат, для какой сказки наступило время?  (Ответы детей)

(Ребята слушают отрывок сказки «Снежная королева») (слайд 18)

- Кто помогал Герде найти Кая? (ответы детей)

- Почему Герда победила Снежную королеву? (Она была очень доброй и согрела Кая теплом своего сердца.)

-Слышен бой часов. (слайд 21) Посмотрите на циферблат, для какой сказки наступило время?  (Ответы детей)

(Ребята слушают отрывок сказки «Стойкий оловянный солдатик») (слайд 22)

- Почему автор называет солдатика «стойким»? (В сказке у слова «стойкий» двойной смысл. Первый: стойкость- это умение уверенно стоять на одной ноге. Второй смысл: стойкость -  это сила духа. Герой пережил много трудностей: выпадал из окна, плыл по ручью, попадал в огонь, влюблялся в танцовщицу и потерял её. Все эти жизненные сложности он переносил стойко, не падал духом, держался смело и гордо, твёрдо стоял на ногах.)

3. Завершение. Заключительное слово.

- Какие сказки Х. К. Андерсена вы узнали сегодня?

-Какая сказка писателя вам нравится больше других?

-На кого из героев вы хотите быть похожими?

- Наступило время прощаться.

В сказочном мире его чудеса,

Андерсен- добрый рассказчик.

Умных историй цветной хоровод

Для всей малышни дарит праздник.

Оловянный солдатик стоит на часах,

Королева снегов убежала.

Дюймовочка спряталась в лепестках,

Русалочка с грустью о чуде мечтала.

Сказки Андерсена - словно сны,

В них добро побеждает всегда.

И в памяти нашей, как огоньки,

Сохранятся на все времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по сказкамА.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"(5 класс)

данный материал публикуется в виде презентации,поэтому может быть испольщзован как обобщающий урок по теме "Сказки А.С.Пушкина"...

Литературная игра по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Урок литературы  проводится в виде командной игры. Целями урока являются:·         Проверка знания текста романа;·...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.Задачи:Обручающие:- формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и...

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...

Психологическая игра "Волшебная мандала"

Психологическое занятие с педагогами с элементами арт-терапии «Волшебная мандала»...

Консультация для родителей Игра - волшебный мир детства

Игра – волшебный мир детства: как игровая деятельность развивает ребенка 4-5 лет Детство – это время, когда игра становится не просто развлечением, а важнейшим инструментом познания м...