Психологическая игра "Волшебная мандала"
методическая разработка

Уварова Наталья Николаевна

Психологическое занятие с педагогами с элементами арт-терапии «Волшебная мандала»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_igra_mandala.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие с педагогами с элементами арт-терапии

«Волшебная мандала»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный педагог, работающий в условиях возрастающих требований к его личности со стороны общества, нуждается в психологической поддержке, так как по мере увеличения профессионального стажа нередко возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий, связанных с разрывом между уровнем предъявляемых требований и наличием внутренних энергоресурсов. Все это инициирует негативные личностные изменения педагога - такие, как эмоциональное выгорание, депрессия и т.п., отрицательно сказывается как на общем состоянии педагога, так и на эффективности его профессиональной деятельности.

Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить.

Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи тренинга:

  • формировать благоприятный психологический климат;
  • улучшить эмоциональное состояние педагогов;
  • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
  • находить сходства и различия у участников группы для улучшения взаимодействия;
  • развивать умение работать в команде;
  • повысить коммуникативные навыки педагогов;
  • снять эмоциональное напряжение.

Участники тренинга: педагогический коллектив.

Время проведения: 30 минут.

Структура тренинга:

  1. Введение: создание благоприятной атмосферы и чувство безопасности.
  2. Основная часть: отработка навыков взаимодействия и взаимопонимания, создание условий для проявления интеллектуального и эмоционального потенциала.
  3. Заключительная часть: рефлексия.

Методы и технологии: психогимнастические упражнения, арт-терапия, цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование, игровая терапия, сотрудничество, личностно-ориентированная технология, технология рефлексивный круг.

Материал: мольберт, магнитики, лист ватмана, фигурки из цветной бумаги, клей ПВА, мяч,  цветные ручки, картинки с изображение мандалы, стулья по количеству участников.

Техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, спокойная  музыка для релаксации.

Ход занятия

Уважаемые коллеги! Сегодня я Вас пригласила для того, чтобы Вы могли отдохнуть от трудовых будней, расслабиться и объединится.

Упражнение № 1.«Какие мы разные, чем мы отличаемся друг от друга», «Чем мы похожи?». Участники тренинга рассаживаются в полукруг. В руках у ведущего мяч, который нужно передавать от одного к другому и при этом отмечать, чем рядом сидящие участники отличаются друг от друга. Затем пустить мяч по обратному полукругу и отметить, чем они похожи

Упражнение  № 2.«Коллаж из фигур».Сейчас вам будут розданы фигуры разных цветов. Выберите любую из них, какая Вам нравится. (Три коробки пускаются по рядам.) Если передумали, можно взять другую.  Итак, перед вами фигурка, которая нравится. Нарисуйте на ней ручкой с любым стержнем что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор: растительный, геометрический, символический. Уголок природы, деревья, цветы, небо, птицы, рыбы или что-то еще, близкое Вам. (Рисование.)

Нравится? Вы согласны с тем, что в этом рисунке отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно для себя ответить:

какая это часть души, что она выражает?.. А теперь позвольте собрать ваши рисунки для следующего действия.

(Пауза 15—20 минут, которая заполняется музыкой, звуками природы. За это время психолог выкладывает на листе ватмана композицию в виде мандалы, чередуя разные цвета и фигурки.

А теперь посмотрим, что же у нас получилось.(Ватман разворачивается и прикрепляется на доску. Пауза для рассматривания.)Красиво. Словно радуга... Здесь лебедь, звезды, березка, солнце. Удивительно! Эти рисунки можно разглядывать часами.

Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что форма в виде цветка, звезды - они назвали ее мандалой - выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий. На Руси -в украшении изб, прялок, орнаменте вышивок. Открыл тайну мандалы известный австрийский психолог XX века Карл Юнг. Он же открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью.

Наша мандала -это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас и все мы вместе (психолог обводит рукой круг мандалы). Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите глазами свой...

Обратите внимание, как каждый из нас близко находится ко многим другим. И если вдруг кто- то делает больно одному, то и другим, тем, кто рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом, на других. Закономерно, что все возвращается к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга, по спирали. Вот такой удивительный образ получился. (Пауза, после которой с мест раздаются вопросы.) Спасибо.

Упражнение №3.«Комплимент».Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Упражнение  № 4. Рефлексия. «Что я понял(ла)? Что я почувствовал(ла)?

Обсуждение в общем круге, отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

Всем спасибо за активное участие!!!

Список источников

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Издательство «Ось-89», 2003.-224 с.
  2. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.
  3. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. - 176 с.
  4. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. - 256 с.
  5. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. - 205 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник психологических рекомендаций для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Данный сборник может быть полезен классным руководителям, педагогам - предметникам, психологам по выстраиванию конструктивных отношений педагог-обучающийся, с учетом индивидуальных психологических осо...

Арт-терапевтическое занятие " Мандала", как метод изучения коллектива.

Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Занятие способствует  психологическому  единению коллектива, открывает  уникальность красоты д...

1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганды культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)

Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы...

Программа психологического тренинга "Счастливый билет" (психологическая подготовка к экзаменам)

Программа психологичекого тренинга для студентов колледжа "Счастливый билет". Психологическая подготовка к экзаменам....

Психологическое здоровье. Способы укрепления психологического здоровья.

Психологическое здоровье является важным компонентом счастливой и успешной жизни. И чтобы поддерживать его на высоком уровне, необходимо следить за ним так же, как и за физическим здоровьем....

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психология и выбор профессии. Психологическая подготовка к ЕГЭ" для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 10-11

При разработке курса использовались программы: Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями», Шрагина Е.Ю. «Формула успеха»,...