РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» 3 класс
рабочая программа
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится68 часов. (2 ч. в неделю 34 учебные недели).
Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы начального общего образования по окружающему миру, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 306.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОЛЬШЕЕЛАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
3 класс
Учитель начальных классов
Бондарец Вера Михайловна
Программа рассмотрена на заседании ШМО
Протокол № 5 от « 17 » мая 2021 г.
Большая Елань 2021 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения Основной образовательной программы МБОУ «Большееланская СОШ», реализующей ФГОС на уровне начального общего образования. Рабочая программа включает в себя содержание, тематическое планирование, планируемые результаты обучения.
Место учебного предмета «Окружающий мир» - обязательная часть.
Уровень подготовки учащихся – базовый.
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится68 часов. (2 ч. в неделю 34 учебные недели).
Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы начального общего образования по окружающему миру, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности.
2.Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Раздел «Как устроен мир» (7 ч)
Разнообразие природы. Ценность природы для людей. Человек – часть природы. Ступеньки познания. Проект «Богатства, отданные людям». Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Что такое экология. Природа в опасности! Охрана природы.
Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Солнце, растения и мы с вами. Охрана растений. Проект «Разнообразие природы родного края».
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.
Великий круговорот жизни.
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Как правильно питаться. Проект «Школа кулинара».
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Раздел «Наша безопасность» (8 ч)
Огонь, вода и газ. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Номера телефонов экстренной помощи. Проект «Кто нас защищает».
Правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.).
Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)
Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги.
Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края».
Что такое деньги. Роль денег в экономике.
Государственный бюджет. Семейный бюджет.
Экономика и экология. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Раздел «Путешествия по городам и странам» (12 ч)
Россия на карте, государственная граница России.
Города Золотого кольца России. Проект «Музей путешествий».
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы.
По знаменитым местам мира.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир»
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения.
Учащийся получит возможность научиться:
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Учащийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц.
Учащийся получит возможность научиться:
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Учащийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Учащийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.
Учащийся получит возможность научиться:
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | |
1 | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | |
2 | Человек. Ступеньки познания. | 1 | |
3 | НАШИ ПРОЕКТЫ: « Богатства, отданные людям». | 1 | |
4 | Общество. | 1 | |
5 | Что такое экология. | 1 | |
6 | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | |
7 | Обобщение знаний по теме « Как устроен мир». Проверочная работа. | 1 | |
8 | Тело, вещества, частицы. | 1 | |
9 | Разнообразие веществ. | 1 | |
10 | Воздух и его охрана. | 1 | |
11 | Вода. | 1 | |
12 | Превращения и круговорот воды. | 1 | |
13 | Берегите воду! | 1 | |
14 | Что такое почва. | 1 | |
15 | Разнообразие растений. | 1 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | |
17 | Размножение и развитие растений. | 1 | |
18 | Охрана растений. | 1 | |
19 | Разнообразие животных. | 1 | |
20 | Кто что ест. | 1 | |
21 | НАШИ ПРОЕКТЫ « Разнообразие природы родного края». | 1 | |
22 | Размножение и развитие животных. | 1 | |
23 | Охрана животных. | 1 | |
24 | В царстве грибов. | 1 | |
25 | Великий круговорот жизни. | 1 | |
26 | Обобщение знаний по теме « Эта удивительная природа». Проверочная работа. | 1 | |
27 | Организм человека. | 1 | |
28 | Органы чувств. | 1 | |
29 | Надежная защита организма. | 1 | |
30 | Опора тела и движение. | 1 | |
31 | Наше питание. | 1 | |
32 | НАШИ ПРОЕКТЫ:«Школа кулинаров» | 1 | |
33 | Дыхание и кровообращение. | 1 | |
34 | Умей предупреждать болезни. | 1 | |
35 | Здоровый образ жизни. | 1 | |
36 | Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Проверочная работа. | 1 | |
37 | Огонь, вода и газ. | 1 | |
38 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | |
39 | Дорожные знаки | 1 | |
40 | НАШИ ПРОЕКТЫ « Кто нас защищает» | 1 | |
41 | Опасные места. | 1 | |
42 | Природа и наша безопасность. | 1 | |
43 | Экологическая безопасность. | 1 | |
44 | Обобщение знаний по теме « Наша безопасность». Проверочная работа. | 1 | |
45 | Для чего нужна экономика. | 1 | |
46 | Природные богатства и труд людей - основа экономики. | 1 | |
47 | Полезные ископаемые. | 1 | |
48 | Растениеводство. | 1 | |
49 | Животноводство. | 1 | |
50 | Какая бывает промышленность. | 1 | |
51 | НАШИ ПРОЕКТЫ«Экономика родного края» | 1 | |
52 | Что такое деньги. | 1 | |
53 | Государственный бюджет. | 1 | |
54 | Семейный бюджет. | 1 | |
55 | Экономика и экология. | 1 | |
56 | Обобщение знаний по теме « Чему учит экономика». Проверочная работа. | 1 | |
57 58 59 | Золотое кольцо России | 3 | |
60 | НАШИ ПРОЕКТЫ:«Музей путешествий» | 1 | |
61 | Наши ближайшие соседи. | 1 | |
62 | На севере Европы. | 1 | |
63 | Что такое Бенилюкс | 1 | |
64 | В центре Европы. | 1 | |
65 | По Франции и Великобритании | 1 | |
66 | На юге Европы. | 1 | |
67 | По знаменитым местам мира. | 1 | |
68 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. | 1 | |
Методические и оценочные материалы
по окружающему миру
3 класс
Тест № 1. Природа и мы
1. Подчеркни названия природных объектов:
Ромашка линейка плитка
машина горы шкаф
глина птица облака
тетрадь дерево дом
2. К неживой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы и микробы;
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
3. К живой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы и микробы;
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
4. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
в) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.
5. Животные - это:
а) птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
б) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
в) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
Тест № 2. Природа в опасности!
1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
а) прозрачные;
б) бесцветные;
в) чистые
3. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
4. Что люди делают для спасения живой природы?
а) создают заповедники, ботанические сады;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
5. Что такое заповедники?
а) заповедники - это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;
б) заповедники - это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
в) заповедники - это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
Тест № 3. Тела, вещества, частицы
1. Что называют телом?
а) все то, что сделано руками человека, называется телом;
б) любой предмет, любое живое существо называется телом;
в) любое растение, насекомое, птицу или животное называют телом.
2. В какой строчке указаны только тела?
а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
б) парта, доска, стол, стул, лампа;
в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3. В какой строчке указаны только вещества?
а) алюминий, железо, медь;
б) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
в) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4. В какой строчке указаны только газообразные вещества?
а) вода, крахмал, соль, перец;
б) кефир, ряженка, хлор, фтор;
в) азот, кислород, углекислый газ.
5. В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
а) в твердых телах;
б) в жидких телах;
в) в газообразных телах.
Тест № 4. Воздух и его охрана
1. Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
3.Какими свойствами обладает воздух?
а)Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
в)С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
а)при нагревании воздух расширяется;
б)при охлаждении воздух сжимается;
в)воздух плохо проводит тепло.
5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?
а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
Тест № 5. Берегите воду
1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а)крахмал;
б)воду;
в)соль.
2. Без чего невозможно вырастить урожай на полях?
а)без тракторов, комбайнов, топлива;
б) без минеральных удобрений, труда людей, прополки сорняков;
в)без света, воздуха, воды.
3. Какая вода нужна людям?
а) прозрачная;
б) бесцветная;
в) чистая
4. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?
а)от использования воды в быту;
б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
в)от использования воды на производстве.
5. Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
а)фильтры;
б)пластиковые трубы;
в)кислоты.
Тест № 6. Как разрушаются камни?
1. Что происходит с водой при превращении ее в лед?
а)вода, превращаясь в лед, расширяется;
б)вода, превращаясь в лед, сжимается;
в) с водой при превращении в лед ничего не происходит.
2. Что происходит с камнями при нагревании?
а)камни при нагревании расширяются;
б)камни при нагревании сжимаются;
в)с камнями при нагревании ничего не происходит,
3. За счет чего в скалах и в камнях образуются трещины?
а) за счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни;
б)за счет остывания скал, камней по ночам;
в)за счет неравномерного расширения и сжатия скал,камней.
4. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
а)животные;
б)растения;
в)грибы и микробы.
5. Что образуется при разрушении скал, камней?
а)песок и глина;
б)мрамор и гранит;
в) вода и газ
Тест № 7. Что такое почва?
1. К какой природе можно отнести почву?
а)к живой природе;
б)к неживой природе;
в)неживая и живая природа в почве соединяются.
2. Из чего состоит почва?
а)из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
б)из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, атакже микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
3. Что растения получают из почвы?
а)перегной, песок, глину;
б)воздух, воду, соли;
в)остатки растений и животных.
4. Что влияет на плодородие почвы?
а)наличие в почве перегноя;
б)наличие в почве воды;
в)наличие в почве песка и глины.
5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
а)благодаря животным, обитающим в почве;
б)благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;
в)благодаря микробам, живущим в почве.
6. Какие живые существа обитают в почве?
а)муравьи, мухи, тараканы;
б)бабочки, жуки, мыши;
в)дождевые черви, кроты, медведки.
Тест № 8. Разнообразие и жизнь растений
1. Как называется наука о растениях?
а)ботаника;
б)зоология;
в)астрономия.
2. Подчеркни названия хвойных растений одной чертой, цветковых растений - двумя чертами.
яблоня ель смородина
сосна одуванчик можжевельник
3. Что растения получают из почвы?
а)перегной, песок, глину;
б)остатки растений и животных;
в)воздух, воду, соли.
4. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?
а)наличие воды и углекислого газа;
б)наличие почвы и воздуха;
в)наличие света, воды и углекислого газа.
5. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?
а)азот;
б)углекислый газ;
в)кислород.
6. Впиши пропущенные слова
Корни растений дышат ..., который содержится в почве. Они всасывают из почвы ... и растворенные в ней…
Тест № 9. «Разнообразие и жизнь животных»
1. Как называется наука о животных?
а) ботаника;
б) зоология;
в) астрономия
2. Животные – это …
а) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;
б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;
в) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.
3. Назови животное, которое относится к рыбам:
а) дельфин;
б) бегемот;
в) карп
4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
а) коровы, бегемоты, жирафы;
б) волки, лисы, кабаны;
в) лоси, тюлени, киты
5. Какая из цепей питания указана правильно?
а) сосна → дятел → жук-короед;
б) слизни → капуста → жаба;
в) рожь → мышь → змеи → орлы
6. Что будет, если в цепи питания «рожь → мышь→ лисы», если люди уничтожат лис?
а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей
Тест № 10. « Охрана растений и животных»
1. Многие … растения применятся в медицине.
а) красивые;
б) лекарственные;
в) высокие
2. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся …
а) в заповедниках;
б) на приусадебном участке;
в) на бульварах и скверах
3. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира?
а) в парках;
б) в скверах;
в) в ботанических садах
4. Какие животные занесены в Красную книгу?
а) тигр, морж, фламинго, орел-беркут;
б) корова, лошадь, гусь, петух;
в) лось, лиса, волк
5. Некоторые животные уже спасены. Назови их.
а) белка, заяц, кабан;
б) бобр, соболь, куница;
в) лось, лиса, волк
6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
а) клесту, белке, дятлу;
б) рябчику, лосю, зайцу;
в) рыси, медведю, ястребу
Тест № 11. «Организм человека»
1. Зачем нужно знать свой организм?
а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;
б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;
в) чтобы умело использовать свои возможности
2. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
а) физиология;
б) зоология;
в) анатомия
3. Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?
а) глаза, легкие, желудок, кожа;
б) сердце, головной мозг, почки, кровь;
в) печень, селезенка, уши, желчь
4. Сколько органов чувств ты знаешь?
а) 7;
б) 6;
в) 5
5. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
а) без кишечника;
б) без головного мозга;
в) без селезенки
6. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
в) стройный, сильный, ловкий, статный
Тест № 12. «Кожа и опорно-двигательная система»
1. Как называется способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод?
а) осязанием;
б) обонянием;
в) вкусом
2. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?
а) жир делает кожу мягкой и упругой;
б) жир делает кожу крепкой и сильной;
в) жир делает кожу ловкой и стройной
3. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?
а) зубная щетка, зубная паста, жевательная резинка;
б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
в) гуталин, обувная щетка, клей
4. Какова роль скелета человека?
а) скелет защищает внутренние органы от повреждений;
б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;
в) скелет является опорой тела
5. Назови орган, расположенный внутри черепа
а) почки;
б) головной мозг;
в) селезенка
6. От чего зависит осанка человека?
а) от скелета и мышц;
б) от связок и сухожилий;
в) от хрящей и костей
Тест № 13. «Органы пищеварения. Кровеносная система»
1. Для чего человеку нужна пища?
а) с пищей человек получает питательные вещества;
б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
в) с пищей человек получает воду и витамины
2. Где начинается пищеварение?
а) во рту;
б) в желудке;
в) в кишечнике
3. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?
а) благодаря крови;
б) благодаря нервным волокнам;
в) благодаря мышцам
4. Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?
а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот
5. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?
а) в носу;
б) в бронхах;
в) в легких
6. Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?
а) через печень, кишечник, мочевой пузырь;
б) через кожу, почки, легкие;
в) через сердце, желудок, желчный пузырь
Тест № 14. «Огонь, вода и газ»
1. Соедини стрелочками номера телефонов и названий срочных служб:
01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
2. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону 01
3. Чтобы уберечься от дыма нужно:
а) дышать через мокрое полотенце;
б) спрятаться в шкаф;
в) спрятаться под кровать
4. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в доме запах газа?
а) открыть окно;
б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу – 04
в) включать электроприборы
Тест № 15. «Правила поведения на дорогах»
1. Переходя улицу, необходимо быть:
а) сильным, смелым, стройным;
б) собранным, внимательным, осторожным;
в) умным, красивым, радостным
2. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?
а) с 10 лет;
б) с 14 лет;
в) с 18 лет
3. Как выглядят запрещающие знаки?
а) знак в виде красного треугольника;
б) знак в виде красного круга;
в) знак в виде синего круга
- Знаки в виде красного треугольника, это …
а) запрещающие знаки;
б) информационно-указательные знаки;
в) предупреждающие знаки
5. Дорожный знак «Кирпич» означает:
а) «движение прямо»;
б) «место остановки автобуса»;
в) «движение запрещено»
6. Какое из утверждений верное?
а) самые важные дорожные знаки – предупреждающие, т.к. они всегда предупредят водителя о любой опасности;
б) самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится заправочная станция или больница;
в) все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах
Тест № 16. «Полезные ископаемые»
1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) врачи;
б) геологи;
в) строители
2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а) песок, глина;
б) гранит, торф;
в) каменный уголь, поваренная соль
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом;
а) оловянная и медная руды;
б) каменный уголь, природный газ;
в) графит, сера
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) мрамор, гранит;
б) природный газ, нефть;
в) золото
5. Зачем мы собираем металлолом?
а) мы сохраняем запасы руды;
б) очищаем территорию от мусора;
в) участвуем в соревновании между классами
Тест № 17. «Растениеводство»
1. Укажи строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства.
а) полеводство, овцеводство, кактусоводство;
б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
в) полеводство, овощеводство, оленеводство.
2. Укажи строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры.
а) картофель, подсолнечник, лен, земляника;
б) кабачок, патиссон, огурец, капуста;
в) овес, рожь, ячмень, пшеница
3. Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры
а) капуста, картофель, лен, овес;
б) лук, чеснок, перец, апельсин;
в) яблоня, груша, черешня, малина.
4. Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?
а) ткач, газосварщик, геолог;
б) комбайнер, овощевод, агроном;
в) инженер, механик, пекарь
5. Какое растение дает нам белый хлеб?
а) рожь;
б) овес;
в) пшеница
6. Из семян какой культуры получают масло?
а) из семян подсолнечника;
б) из семян гречихи;
в) из семян ячменя
Тест № 18. «Животноводство»
1. Что дает животноводство людям?
а) мясо, шерсть, пух, кожу;
б) фрукты, овощи, злаковые культуры;
в) хлопок, лен, кормовые травы
2. Домашние сельскохозяйственные животные – это …
а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;
б) звери, птицы, земноводные, рыбы;
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы
3. Домашние птицы – это …
а) фазаны, куропатки, страусы;
б) павлины, орлы, беркуты;
в) индейки, куры, гуси
4. Пчел разводят на …
а) ферме;
б) пасеке;
в) птицефабрике
5. Для корма домашних животных заготавливают …
а) картофель, зерно, тимофеевку;
б) арбузы, дыни, тыкву;
в) василек, подснежник, гиацинт
6. Какие отрасли животноводства особенно развиты в нашем крае?
а) птицеводство;
б) рыбоводство;
в) овцеводство
Тест № 19. «Деньги. Бюджет»
1. Что такое «бартер»?
а) так называется процесс купли-продажи товара;
б) это прямой обмен одних товаров на другие;
в) это один из видов дохода
2. Что использовалось раньше в качестве денег?
а) телевизоры и чайники;
б) морские раковины, шкурки пушных зверей;
в) рисунки на бумаге
3. Из чего складывается бюджет?
а) из зарплаты и стипендии;
б) из денег;
в) из доходов и расходов
4. Из чего складываются доходы государственного бюджета?
а) из заработной платы граждан;
б) из доходов предприятий и фирм;
в) из налогов граждан и организаций
5. Что такое «гонорар»?
а) бюджет;
б) доход;
в) расход
6. Выигрыш по лотерейному билету – это …?
а) доход;
б) расход;
в) не является ни доходом, ни расходом, так как не может быть запланирован
Тест № 20. « Итоговый тест»
1. Если в квартире возник пожар необходимо:
а) звонить 01;
б) звонить 04;
в) ждать, когда сам погаснет
2. Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:
а) предупреждающие;
б) предписывающие;
в) запрещающие
3. Опасные растения это:
а) бледная поганка;
б) белена;
в) волчье лыко
4. Нельзя собирать ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, промышлен-ных предприятий, потому что:
а) невкусные;
б) содержат опасные для здоровья человека вещества;
в) служат декоративным украшением
5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей называется:
а) услуги;
б) товары;
в) потребности
6. Шахты строят для добычи:
а) каменного угля;
б) нефти;
в) глины
7. Для разведения рыб служит:
а) ферма;
б) прудовое хозяйство;
в) пасека
8. Тепловая электростанция сокращенно называется:
а) АЭС;
б) ГЭС;
в) ТЭС
9. Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях - это:
а) стипендия;
б) зарплата;
в) пенсия
10. Ярослав Мудрый основал город:
а) Ярославль;
б) Кострому;
в) Сергиев Посад
11. Морскую границу с нашей страной имеют:
а) Норвегия и Исландия;
б) Монголия и Северная Корея;
в) США и Япония
12. Эйфелева башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся в:
а) Италии;
б) Франции;
в) Великобритании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" Автор Плешаков 1 класс
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС по программе "Школа России"...

Рабочие программы по предметам . 1 класс. Школа Росии
Разработанные рабочие программы и тематическое планирование для 1 класса по программе ФГОС "Школа России"....

Рабочие программы по предметам . 1 класс. Школа Росии
Разработанные рабочие программы и тематическое планирование для 1 класса по программе ФГОС "Школа России"....

Рабочая программа по предмету "Слесарное дело" 6 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа по предмету "Слесарное дело" 6 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Рабочая программа по предмету окружающий мир
Рабочая программа по предмету окружающий мир...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...

Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой
Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...


