РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» 3 класс
рабочая программа

Бондарец Вера Михайловна

 

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе  отводится68 часов. (2 ч. в неделю 34 учебные недели).

     Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы начального общего образования по окружающему миру, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕЕЛАНСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

3 класс

Учитель начальных классов

Бондарец Вера Михайловна

        

Программа рассмотрена на заседании ШМО

Протокол  № 5    от  « 17  » мая  2021 г.

Большая Елань 2021 г.

                                       1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе требований к планируемым  результатам освоения Основной образовательной программы МБОУ «Большееланская СОШ», реализующей ФГОС на уровне начального общего образования. Рабочая программа включает в себя содержание, тематическое планирование, планируемые результаты обучения.

Место учебного предмета «Окружающий мир» - обязательная часть.

                        Уровень подготовки учащихся – базовый.

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе  отводится68 часов. (2 ч. в неделю 34 учебные недели).

     Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы начального общего образования по окружающему миру, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности.

 2.Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Раздел «Как устроен мир»  (7 ч)

   Разнообразие природы. Ценность природы для людей. Человек – часть природы. Ступеньки познания.  Проект «Богатства, отданные людям». Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Что такое экология. Природа в опасности! Охрана природы.

Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч)

  Тела, вещества, частицы. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

 Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

 Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

 Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы.

 Разнообразие растений. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Солнце, растения и мы с вами. Охрана растений. Проект «Разнообразие природы родного края».

  Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. 

 Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.

 Великий круговорот жизни.

Раздел «Мы и наше здоровье»  (10 ч)

 Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Как правильно питаться.  Проект «Школа кулинара».

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Раздел «Наша безопасность» (8 ч)

 Огонь, вода и газ. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Номера телефонов экстренной помощи. Проект «Кто нас защищает».

  Правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде.

 Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.).  

 Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

 

Раздел «Чему учит экономика»  (12 ч)

 Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги.

 Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края».

 Что такое деньги. Роль денег в экономике.

 Государственный бюджет. Семейный бюджет.

 Экономика и экология. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Раздел «Путешествия по городам и странам» (12 ч)

 Россия на карте, государственная граница России.

 Города Золотого кольца России. Проект «Музей  путешествий».

 Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы.

 По знаменитым местам мира.

        

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Окружающий мир»

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я»  как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения.

Учащийся получит возможность научиться:

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Учащийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц.

Учащийся получит возможность научиться:

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Учащийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

Учащийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.

Учащийся получит возможность научиться:

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

        

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Природа. Ценность природы для людей.

1

2

Человек. Ступеньки познания.

1

3

НАШИ ПРОЕКТЫ:

« Богатства, отданные людям».

1

4

Общество.

1

5

Что такое экология.

1

6

Природа в опасности! Охрана природы.

1

7

Обобщение знаний по теме « Как устроен мир».

Проверочная работа.

1

8

Тело, вещества, частицы.

1

9

Разнообразие веществ.

1

10

Воздух и его охрана.

1

11

Вода.

1

12

Превращения и круговорот воды.

1

13

Берегите воду!

1

14

Что такое почва.

1

15

Разнообразие растений.

1

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

17

Размножение и развитие растений.

1

18

Охрана растений.

1

19

Разнообразие животных.

1

20

Кто что ест.

1

21

НАШИ ПРОЕКТЫ « Разнообразие природы родного края».

1

22

Размножение и развитие животных.

1

23

Охрана животных.

1

24

В царстве грибов.

1

25

Великий круговорот жизни.

1

26

Обобщение знаний по теме « Эта удивительная природа».

Проверочная работа.

1

27

Организм человека.

1

28

Органы чувств.

1

29

Надежная защита организма.

1

30

Опора тела и движение.

1

31

Наше питание.

1

32

НАШИ ПРОЕКТЫ:«Школа кулинаров»

1

33

Дыхание и кровообращение.

1

34

Умей предупреждать болезни.

1

35

Здоровый образ жизни.

1

36

Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Проверочная работа.

1

37

Огонь, вода и газ.

1

38

Чтобы путь был счастливым.

1

39

Дорожные знаки

1

40

НАШИ ПРОЕКТЫ

« Кто нас защищает»

1

41

Опасные места.

1

42

Природа и наша безопасность.

1

43

Экологическая безопасность.

1

44

Обобщение знаний по теме « Наша безопасность». Проверочная работа.

1

45

Для чего нужна экономика.

1

46

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

1

47

Полезные ископаемые.

1

48

Растениеводство.

1

49

Животноводство.

1

50

Какая бывает промышленность.

1

51

НАШИ ПРОЕКТЫ«Экономика родного края»

1

52

Что такое деньги.

1

53

Государственный бюджет.

1

54

Семейный бюджет.

1

55

Экономика и экология.

1

56

Обобщение знаний по теме « Чему учит экономика». Проверочная работа.

1

57

58

59

Золотое кольцо России

3

60

НАШИ ПРОЕКТЫ:«Музей путешествий»

1

61

Наши ближайшие соседи.

1

62

На севере Европы.

1

63

Что такое Бенилюкс

1

64

В центре Европы.

1

65

По Франции и Великобритании

1

66

На юге Европы.

1

67

По знаменитым местам мира.

1

68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

1

Методические и оценочные материалы

по окружающему миру

 3 класс

Тест № 1. Природа и мы

1.        Подчеркни названия природных объектов:

Ромашка        линейка        плитка

машина        горы        шкаф

глина        птица        облака

тетрадь        дерево        дом

2.        К неживой природе относятся:

а)        человек, животные, растения, грибы и микробы;

б)        Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;

в)        Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3.        К живой природе относятся:

а)        человек, животные, растения, грибы и микробы;

б)        Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;

в)        Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

4.        Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

а)        они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

б)        они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

в)        они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

5.        Животные - это:

а)        птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

б)        звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

в)        птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

Тест № 2. Природа в опасности!

1.        Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а)        из-за пожаров и стихийных бедствий;

б)        из-за изменения климата на Земле;

в)        из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

2.        Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

а)       прозрачные;

б)       бесцветные;

в)       чистые

3.        Отчего загрязняется вода в реках и озерах?

а)        от использования воды в быту;

б)        от использования воды в производстве;

в)        от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

4.        Что люди делают для спасения живой природы?

а)        создают заповедники, ботанические сады;

б)        создают бульвары и скверы;

в)        создают фермы, пасеки и птицефабрики.

5.        Что такое заповедники?

а)        заповедники - это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;

б)        заповедники - это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

в)        заповедники - это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

Тест № 3. Тела, вещества, частицы

1.        Что называют телом?

а)        все то, что сделано руками человека, называется телом;

б)        любой предмет, любое живое существо называется телом;

в)        любое растение, насекомое, птицу или животное называют телом.

2.        В какой строчке указаны только тела?

а)        кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

б)        парта, доска, стол, стул, лампа;

в)        карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

3.        В какой строчке указаны только вещества?

а)        алюминий, железо, медь;

б)        алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;

в)        кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

4.        В какой строчке указаны только газообразные вещества?

а)        вода, крахмал, соль, перец;

б)        кефир, ряженка, хлор, фтор;

в)        азот, кислород, углекислый газ.

5.        В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

а)        в твердых телах;

б)        в жидких телах;

в)        в газообразных телах.

Тест № 4. Воздух и его охрана

1.        Какие вещества входят в состав воздуха?

а)        водород, медь, цинк;

б)        кислород, азот, углекислый газ;

в)        хлор, фтор, йод.

2.        Какой газ воздуха необходим для дыхания?

а) азот;

б) кислород;

в) углекислый газ.

3.Какими свойствами обладает воздух?

   а)Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.

   б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

   в)С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

4.        В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

а)при нагревании воздух расширяется;

б)при охлаждении воздух сжимается;

в)воздух плохо проводит тепло.

5.        Как нужно охранять воздух от загрязнения?

   а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.

   б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Тест № 5. Берегите воду

1.        Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

а)крахмал;

б)воду;

в)соль.

2.        Без чего невозможно вырастить урожай на полях?

а)без тракторов, комбайнов, топлива;

   б) без минеральных удобрений, труда людей, прополки сорняков;

в)без света, воздуха, воды.

3.        Какая вода нужна людям?

а)  прозрачная;

б)  бесцветная;

в)  чистая

4.        Отчего загрязняется вода в реках и озерах?

а)от использования воды в быту;

   б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;

в)от использования воды на производстве.

5.        Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

а)фильтры;

б)пластиковые трубы;

в)кислоты.

Тест № 6. Как разрушаются камни?

1.        Что происходит с водой при превращении ее в лед?

а)вода, превращаясь в лед, расширяется;

б)вода, превращаясь в лед, сжимается;

    в) с водой при превращении в лед ничего не происходит.

2.        Что происходит с камнями при нагревании?

а)камни при нагревании расширяются;

б)камни при нагревании сжимаются;

в)с камнями при нагревании ничего не происходит,

3.        За счет чего в скалах и в камнях образуются трещины?

    а) за счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни;

б)за счет остывания скал, камней по ночам;

в)за счет неравномерного расширения и сжатия скал,камней.

4.        Какие  представители живой  природы  ускоряют разрушение скал?

а)животные;

б)растения;

в)грибы и микробы.

5.        Что образуется при разрушении скал, камней?

а)песок и глина;

б)мрамор и гранит;

в) вода и газ

Тест № 7. Что такое почва?

1.        К какой природе можно отнести почву?

а)к живой природе;

б)к неживой природе;        

в)неживая и живая природа в почве соединяются.

2.        Из чего состоит почва?

   а)из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б)из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

    в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, атакже микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

3.        Что растения получают из почвы?

а)перегной, песок, глину;

б)воздух, воду, соли;

в)остатки растений и животных.

4.        Что влияет на плодородие почвы?

а)наличие в почве перегноя;

б)наличие в почве воды;

в)наличие в почве песка и глины.

5.        Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

а)благодаря животным, обитающим в почве;

б)благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;

в)благодаря микробам, живущим в почве.

6.        Какие живые существа обитают в почве?

а)муравьи, мухи, тараканы;

б)бабочки, жуки, мыши;

в)дождевые черви, кроты, медведки.

Тест № 8. Разнообразие и жизнь растений

1.        Как называется наука о растениях?

а)ботаника;

б)зоология;

в)астрономия.

2.        Подчеркни названия хвойных растений одной чертой, цветковых растений - двумя чертами.

яблоня        ель        смородина

сосна        одуванчик        можжевельник

3.        Что растения получают из почвы?

а)перегной, песок, глину;

б)остатки растений и животных;

в)воздух, воду, соли.

4.        Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?

а)наличие воды и углекислого газа;

б)наличие почвы и воздуха;

в)наличие света, воды и углекислого газа.

5.        Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

а)азот;

б)углекислый газ;

в)кислород.

6.        Впиши пропущенные слова

   Корни растений дышат ..., который содержится в почве. Они всасывают из почвы ... и растворенные в ней…


Тест № 9. «Разнообразие и жизнь животных»

1. Как называется наука о животных?

а)   ботаника;

б)   зоология;

в)   астрономия

2. Животные – это …

а)   птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

б)   птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;

в)   человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.

3. Назови животное, которое относится к рыбам:

а)   дельфин;

б)   бегемот;

в)   карп

4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

а)   коровы, бегемоты, жирафы;

б)   волки, лисы, кабаны;

в)   лоси, тюлени, киты

5. Какая из цепей питания указана правильно?

а)   сосна → дятел → жук-короед;

б)   слизни → капуста → жаба;

в)   рожь → мышь → змеи → орлы

6. Что будет, если в цепи питания «рожь  мышь лисы», если люди уничтожат лис?

а)   станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;

б)   станет больше мышей, увеличится урожай ржи;

в)   сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей


Тест №  10. « Охрана растений и животных»

1. Многие … растения применятся в медицине.

а)  красивые;

б)  лекарственные;

в)  высокие

2. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся …

а)  в заповедниках;

б)  на приусадебном участке;

в)  на бульварах и скверах

3. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира?

а)  в парках;

б)  в скверах;

в)  в ботанических садах

4. Какие животные занесены в Красную книгу?

а)  тигр, морж, фламинго, орел-беркут;

б)  корова, лошадь, гусь, петух;

в)  лось, лиса, волк

5. Некоторые животные уже спасены. Назови их.

а)  белка, заяц, кабан;

б)  бобр, соболь, куница;

в)  лось, лиса, волк

6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?

а)  клесту, белке, дятлу;

б)  рябчику, лосю, зайцу;

в)  рыси, медведю, ястребу

Тест № 11. «Организм человека»

1. Зачем нужно знать свой организм?

а)  чтобы сохранять и укреплять здоровье;

б)  чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;

в)  чтобы умело использовать свои возможности

2. Как называется наука, изучающая строение тела человека?

а)  физиология;

б)  зоология;

в)  анатомия

3. Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?

а)  глаза, легкие, желудок, кожа;

б)  сердце, головной мозг, почки, кровь;

в)  печень, селезенка, уши, желчь

4.  Сколько органов чувств ты знаешь?

а)   7;

б)   6;

в)   5

5. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

а)  без кишечника;

б)  без головного мозга;

в)  без селезенки

6.  В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

а)   сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

б)   горбатый, бледный, хилый, низкий;

в)   стройный, сильный, ловкий, статный

Тест №  12. «Кожа и опорно-двигательная система»

1. Как называется способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод?

а)  осязанием;

б)  обонянием;

в)  вкусом

2. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

а)  жир делает кожу мягкой и упругой;

б)  жир делает кожу крепкой и сильной;

в)  жир делает кожу ловкой и стройной

3. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

а)  зубная щетка, зубная паста, жевательная резинка;

б)  мочалка, мыло, полотенце, крем;

в)  гуталин, обувная щетка, клей

4. Какова роль скелета человека?

а)  скелет защищает внутренние органы от повреждений;

б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;

в)  скелет является опорой тела

5. Назови орган, расположенный внутри черепа

а)  почки;

б)  головной мозг;

в)  селезенка

6. От чего зависит осанка человека?

а)  от скелета и мышц;

б)  от связок и сухожилий;

в)  от хрящей и костей  


Тест №  13. «Органы пищеварения. Кровеносная система»

1. Для чего человеку нужна пища?

а)   с пищей человек получает питательные вещества;

б)   с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

в)   с пищей человек получает воду и витамины

2. Где начинается пищеварение?

а)  во рту;

б)  в желудке;

в)  в кишечнике

3. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

а)  благодаря крови;

б)  благодаря нервным волокнам;

в)  благодаря мышцам

4.  Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?

а)   кислород;

б)  углекислый газ;

в)  азот

5. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?

а)  в носу;

б)  в бронхах;

в)  в легких

6. Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?

а)  через печень, кишечник, мочевой пузырь;

б)  через кожу, почки, легкие;

в) через сердце, желудок, желчный пузырь


Тест №  14. «Огонь, вода и газ»

1. Соедини стрелочками номера телефонов и названий срочных служб:

                         01                  газовая служба

                         03                  пожарная охрана

                         04                  скорая помощь

2. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а)  убежать;

б)  закричать, позвать на помощь;

в)  вызвать пожарников по телефону 01

3. Чтобы уберечься от дыма нужно:

а)  дышать через мокрое полотенце;

б)  спрятаться в шкаф;

в)  спрятаться под кровать

4. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в доме запах газа?

а)  открыть окно;

б)  сразу из квартиры позвонить в газовую службу – 04

в) включать электроприборы

Тест №  15. «Правила поведения на дорогах»

1. Переходя улицу, необходимо быть:

а)   сильным, смелым, стройным;

б)   собранным, внимательным, осторожным;

в)   умным, красивым, радостным

2. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

а)  с 10 лет;

б)  с 14 лет;

в)  с 18 лет

3. Как выглядят запрещающие знаки?

а)  знак в виде красного треугольника;

б)  знак в виде красного круга;

в)  знак в виде синего круга

  1. Знаки в виде красного треугольника, это …

а)   запрещающие знаки;

б)  информационно-указательные знаки;

в)  предупреждающие знаки

5. Дорожный знак «Кирпич» означает:

а)   «движение прямо»;

б)   «место остановки автобуса»;

в)   «движение запрещено»

6. Какое из утверждений верное?

а)   самые важные дорожные знаки – предупреждающие, т.к. они всегда предупредят водителя о любой опасности;

б)  самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится заправочная станция или больница;

в)  все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах

Тест №  16. «Полезные ископаемые»

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а)   врачи;

б)   геологи;

в)   строители

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

а)   песок, глина;

б)   гранит, торф;

в)   каменный уголь, поваренная соль

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом;

а)   оловянная и медная руды;

б)   каменный уголь, природный газ;

в)  графит, сера

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а)   мрамор, гранит;

б)  природный газ, нефть;

в)  золото

5. Зачем мы собираем металлолом?

а)   мы сохраняем запасы руды;

б)   очищаем территорию от мусора;

в)   участвуем в соревновании между классами

Тест №  17. «Растениеводство»

1. Укажи строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства.

а) полеводство, овцеводство, кактусоводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в) полеводство, овощеводство, оленеводство.

2. Укажи строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры.

а) картофель, подсолнечник, лен, земляника;

б) кабачок, патиссон, огурец, капуста;

в) овес, рожь, ячмень, пшеница

3. Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры

а) капуста, картофель, лен, овес;

б) лук, чеснок, перец, апельсин;

в) яблоня, груша, черешня, малина.

4. Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?

а) ткач, газосварщик, геолог;

б) комбайнер, овощевод, агроном;

в) инженер, механик, пекарь

5. Какое растение дает нам белый хлеб?

а) рожь;

б) овес;

в) пшеница

6. Из семян какой культуры получают масло?

а) из семян подсолнечника;

б) из семян гречихи;

в) из семян ячменя

Тест №  18. «Животноводство»

1. Что дает животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу;

б) фрукты, овощи, злаковые культуры;

в) хлопок, лен, кормовые травы

2. Домашние сельскохозяйственные животные – это …

а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

б) звери, птицы, земноводные, рыбы;

в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы

3. Домашние птицы – это …

а) фазаны, куропатки, страусы;

б) павлины, орлы, беркуты;

в) индейки, куры, гуси

4. Пчел разводят на …

а) ферме;

б) пасеке;

в) птицефабрике

5. Для корма домашних животных заготавливают …

а) картофель, зерно, тимофеевку;

б) арбузы, дыни, тыкву;

в) василек, подснежник, гиацинт

6. Какие отрасли животноводства особенно развиты в нашем крае?

а) птицеводство;

б) рыбоводство;

в) овцеводство

Тест №  19. «Деньги. Бюджет»

1. Что такое «бартер»?

а) так называется процесс купли-продажи  товара;

б) это прямой обмен одних товаров на другие;

в) это один из видов дохода

2. Что использовалось раньше  в качестве денег?

а) телевизоры и чайники;

б) морские раковины, шкурки пушных зверей;

в) рисунки на бумаге

3. Из чего складывается бюджет?

а) из зарплаты и стипендии;

б) из денег;

в) из доходов и расходов

4. Из чего складываются доходы государственного бюджета?

а) из заработной платы граждан;

б) из доходов предприятий и фирм;

в) из налогов граждан и организаций

5. Что такое «гонорар»?

а) бюджет;

б) доход;

в) расход

6. Выигрыш по лотерейному билету – это …?

а) доход;

б) расход;

в) не является ни доходом, ни расходом, так как не может быть запланирован

Тест №  20. « Итоговый тест»

1. Если в квартире возник пожар необходимо:

а) звонить 01;

б) звонить 04;

в) ждать, когда сам погаснет

2. Дорожные знаки в виде круга  с красной каймой:

а) предупреждающие;

б) предписывающие;

в) запрещающие

3. Опасные растения это:

а) бледная поганка;

б) белена;

в) волчье лыко

4. Нельзя собирать ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, промышлен-ных предприятий, потому что:

а) невкусные;

б) содержат опасные для здоровья человека вещества;

в) служат декоративным украшением

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей называется:

а) услуги;

б) товары;

в) потребности

6. Шахты строят для добычи:

а) каменного угля;

б) нефти;

в) глины

7. Для разведения рыб служит:

а) ферма;

б) прудовое хозяйство;

в) пасека

8. Тепловая электростанция сокращенно называется:

а) АЭС;

б) ГЭС;

в) ТЭС

9. Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях - это:

а) стипендия;

б) зарплата;

в) пенсия

10. Ярослав Мудрый основал город:

а) Ярославль;

б) Кострому;

в) Сергиев Посад

11. Морскую границу с нашей страной имеют:

а) Норвегия и Исландия;

б) Монголия и Северная Корея;

в) США и Япония

12. Эйфелева башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся в:

а) Италии;

б) Франции;

в) Великобритании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" Автор Плешаков 1 класс

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС по программе "Школа России"...

Рабочие программы по предметам . 1 класс. Школа Росии

Разработанные рабочие программы и тематическое планирование для 1  класса по программе ФГОС "Школа России"....

Рабочие программы по предметам . 1 класс. Школа Росии

Разработанные рабочие программы и тематическое планирование для 1  класса по программе ФГОС "Школа России"....

Рабочая программа по предмету "Слесарное дело" 6 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа по предмету "Слесарное дело" 6 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Рабочая программа по предмету окружающий мир

Рабочая программа по предмету окружающий мир...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой

Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...