методическая разработка
учебно-методическое пособие

Южакова Татьяна Ивановна

методическая разработка на тему: Практико - ориентированное обучение студентов как основа формирования профессиональных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razr.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Практико-ориентированное обучение студентов как основа формирования профессиональных компетенций».

        Исполнитель:

        Мастер п/о

        Т.И. Южакова

2024г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СПО…….5

1.1.Развитие практико - ориентированного обучения…………………………….5

1.2. Деятельностно-компетентностный подход в практико- ориентированном обучении……………………………………………………………………………………..7

2. ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЕР - КАССИР»

       2.1.  Участие в образовательном процессе работодателей……………………9

       2.2. Организация практико - ориентированного обучения на учебной и                                          

       производственной практиках…………………………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..18

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России усугубляются проблемы обеспечения отраслевых и региональных рынков услуг квалифицированными кадрами. Это обусловлено неспособностью молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения теоретических основ. В связи с этим современные учреждения СПО вынуждены задуматься над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики. На это нацелены и новые стандарты СПО, в которых задаются соотношения дисциплин и практико - ориентирования программ: 40% -теоретическая подготовка, 60% - практическая подготовка. Поэтому, в процессе профессиональной подготовки специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико -ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения.

Высокая конкуренция на рынке труда подняла требования работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов, в том числе и специалистов среднего звена, к их профессиональной компетентности и мобильности, к уровню формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций, к их готовности выполнять те или иные виды функции профессиональной деятельности. Работодатели выражают недовольство большими сроками психологической и трудовой адаптации молодых специалистов — выпускников колледжей и вузов (которая составляет от одного до полутора лет у техников), их неготовности выполнять специфические для конкретных производств виды функции профессиональной деятельности (проектно-конструкторской, организационно-управленческой, эксплуатационно-сервисной и т. п.), незнанием корпоративной культуры предприятия, их внутрифирменными миграциями или миграциями на другие предприятия из-за неудовлетворенности видом функцией предложенной им работы. К тому же поиск предприятия на свободном рынке труда «нужных» ему специалистов (обладающих требуемыми уровнями квалификации, готовности к выполнению конкретных видов профессиональной деятельности) связан с большими рисками и трудозатратами.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Поэтому практико-ориентированное обучение предполагает:

– освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время;

– практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе. Происходит изменение роли преподавателя от субъекта, предоставляемого знания к позиции руководителя, менеджера, которому необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций. Это и отражено в стандартах 4-го поколения, в которых есть изменения в методике работы и роли преподавателя. Главный принцип — ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности. Педагог теперь выступает в роли консультанта и контактного лица для обсуждения профессиональных и личных вопросов. Его основная задача — структурирование, подготовка и анализ учебного процесса. Там, где это возможно, в процессе обучения должны использоваться реальные производственные задания. На начальной стадии обучения используются простые задания, которые постепенно усложняются. Проблемы для перехода на стандарты 4-го поколения — это отсутствие средств на приобретение современного оборудования для учебных заведений, отсутствие производственной базы, трудности с производственной практикой при распределении студентов. Эти трудности преодолимы, если смогут подключиться работодатели. Не очень ясна роль преподавателей - что такое контактное лицо для личных вопросов, в чём его анализ учебного процесса.

Объект исследования - процесс организации учебной и производственной практик по профессии «Продавец, контролер-кассир».

Предмет исследования – организация практико-ориентированного обучения в рамках реализации образовательной программы по профессии «Продавец, контролер-кассир».

Цель: повышение профессиональных компетенций студентов через организацию практико-ориентированного обучения.

Задачи:

  1. Рассмотреть практико-ориентированное обучение в системе СПО;
  2. Проанализировать организацию практико-ориентированного обучения при реализации ОПОП «Продавец, контролер-кассир»

  1. ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СПО

1.1 Развитие практико - ориентированного обучения

Внедрение ФГОС 3-го поколения требует использования практико-ориентированных методов обучения, основанных на самостоятельной деятельности и проектной работе. Практические занятия относятся к урокам выработки и закрепления умений, развития практического опыта и формирования компетенций. Мастер производственного обучения в данном аспекте становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ обучающимися, используя при этом современные технологии обучения.

Своеобразие практико-ориентированных методов обучения состоит в характере задач, организации деятельности мастера производственного обучения и обучающихся, направленных на формирование у последних аналитических, проектировочных, конструктивных и других практических умений, опыта и компетенций.

При использовании практико-ориентированных методов обучения как средства повышения качества образования мастер производственного обучения руководствуется несколькими установками.

К основным практико-ориентированным формам относятся: лабораторно-практические занятия; деловые и ролевые игры (производственные игры); урок-тренинг; самостоятельная работа обучающихся; учебная практика; производственная практика; практикумы, групповая дискуссия, контрольные работы, зачеты и т.д.

В практике профессионального обучения дидактические игры получили широкое распространение с 80-х гг. прошлого столетия. Повышение гибкости в организации учебного процесса, расширение свободы действий мастера производственного обучения и обучающихся, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры привлекли к ним большое внимание.

Дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. Состязательность, смена видов занятий при проведении дидактических игр оживляют восприятие, интерес, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают мастеру производственного обучения чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление обучающихся.

В исследованиях психологов игровой деятельности отводится особое место. Если при учебной деятельности процесс протекает внешне не заметно, а при трудовой – на виду, то при игре происходит одновременно и то, и другое. Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Если игру назвать дидактической, то, значит, на ведущее место поставить учебную цель, а на второй план отодвинуть процесс игры. Обучающая игра на первый план выдвигает процесс игры, а на второй – учебную цель, которая достигается обучающимися в игре. Именно такой подход к понятию производственная деловая игра позволяет однозначно определить, что имеют право на жизнь производственные ролевые и управленческие игры, когда обучающиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами. Такие игры характеризуются значительным эмоциональным воздействием на участников, способствуют формированию и развитию умений общения, норм поведения, развивают привычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как своеобразная школа морали в действии. Сохранение игровой атмосферы во многом зависит от уровня общения мастера производственного обучения с играющими. Во время игры следует стремиться к сохранению игровой семантики, которая определяется самой игрой.

Деловые игры в значительной степени повышают познавательную активность обучающихся. Участвуя в деловой игре, обучающиеся получают и усваивают значительно больше прикладной информации, чем при традиционном освоении учебного материала. Свойственный деловой игре азарт, возможность рисковать позволяют участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя. Игра способствует также формированию у обучающихся способностей к самооценке, делая ее более объективной, ибо все основные действия и их результаты целиком зависят от самих играющих, поскольку все они, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях. Решая поставленную задачу, студенты анализируют ситуацию, выбирают оптимальный вариант, доказывают правильность своих суждений. Все это активирует их познавательную деятельность, приучает к самостоятельности, развивает инициативность, умение оперативно принимать решения и т.д.

В основу разработки игры должно быть положено проблемное задание, требующее раскрытия причинно-следственных связей во взаимодействии всех параметров в схемах, сопоставлении их с признаками, характеризующими главные и второстепенные причины различных неполадок и определения методов их устранения.

1.2. Деятельностно - компетентностный подход в практико - ориентированном обучении

Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня, конкурентоспособного на рынке труда,  конечной целью формирование его общих и профессиональных компетенций. Выпускник, который будет жить и работать в 21 веке, должен обладать определенными качествами: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;  критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; быть способным генерировать новые и профессиональные идеи; грамотно работать с информацией; самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта.

В процессе образовательной и  воспитательной деятельности  использовать современные технологии. Одной из таких технологий является  информационно-коммуникационная технология далее - (ИКТ).

ИКТ в практическом обучении основывается на:

  • педагогических программных средствах;
  • умении педагога управлять программными средствами и информационно-технологическим обеспечением;
  • более высокой мотивации и активности студентов, вызванной интерактивными свойствами компьютерной техники.

Проведение занятий по учебной практике требует применения ИКТ, в процессе обучения. С помощью компьютера можем просмотреть видео на  такие темы как, например,  ассортимент и классификация различных групп товара,  порядок работы на контрольно – кассовой технике. А также видео на те группы товаров, образцов которых нет в наличии в учебном магазине такие темы как «Приемка, подготовка, размещение и выкладка овчинно – шубных товаров». Просматриваем презентации по различным темам. Работаем с документами. На компьютере в программе  эксель составляем товарно – денежный отчет по буфету ТЛК.

 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности предусматривает усиление  практического характера обучения, адекватность его современным требованиям торговли, науки и общественной жизни. В связи с этим предполагается  обращение к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов. Создание практико-ориентированной образовательной среды в профессиональной образовательной организации требует применения, в том числе и ИКТ как составной ее части.

В основе практико-ориентированного образования лежит сочетание фундаментального образования и профессионально - прикладной подготовки. Существует несколько подходов к практико-ориентированному обучению. На мой взгляд, в наибольшей степени отвечает современным требованиям деятельностно - компетентностный подход  Такой подход предусматривает приобретение,  кроме знаний, навыков и умений, еще и опыта практической деятельности. Овладение профессиональными компетенциями в полной мере невозможно без приобретения опыта. Компетенции формируются в процессе деятельности и для будущей профессиональной деятельности опыт деятельности приобретает статус дидактической единицы, это означает, что  традиционное: ЗНАНИЯ-НАВЫКИ-УМЕНИЯ дополняются инновационным ОПЫТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  

Первоначально в процессе обучения студент овладевает теоретическими  знаниями, (в этом ему в значительной мере помогают ИКТ). Далее он приобретает опыт смоделированной преподавателем профессиональной деятельности. Смоделировать профессиональную деятельность помогают активные формы такие, как: деловая игра, выполнение практических задач, имеющих непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности. Трансформация деятельности завершается приобретением опыта в ходе учебной и производственной практики. Как следствие - формирование у студента соответствующей компетенции. Понятие «компетенция» на мой взгляд  можно охарактеризовать словосочетанием «знаю как», отражающим теоретические знания в профессиональном  действии. А значит, компетентность студента можно рассматривать как оценку качества его профессионального образования. Я как мастер производственного обучения   имею способы и критерии оценки компетентности студента. Если качество усвоения дисциплин можно оценить в ходе устных экзаменов, с использованием тестовых заданий, то оценка компетентности требует разработки специальных контрольно-оценочных средств далее (КОС). КОС разрабатывается на основе изученных теоретических вопросов и освоенных на данном этапе обучения практических навыков профессиональной деятельности. Оценка компетентности  проводиться в  форме  экзамена квалификационного, итогом которого является ответ на вопрос: компетентен студент  или нет. Система оценивания  прозрачна и иметь четко обозначенные критерии известные, в том числе и студенту. Система оценивания  включает в себя помимо оценки мастера п/о самооценку студента, как составную часть общей оценки компетентности.

Деятельностно - компетентностный подход к практико-ориентированному образованию служит эффективным средством формирования профессиональных компетенций у студентов.

2. ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЕР - КАССИР»

2.1.  Участие в образовательном процессе работодателей

Основной проблемой учебных заведений системы среднего профессионального образования на сегодняшний день является трудоустройство выпускников по своей специальности. Решением данной проблемы может стать внедрение дуальной системы обучения. Целью дуального обучения является совершенствование модели подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения рынка труда в Свердловской области.
В советский период нашей истории принцип сотрудничества образовательных организаций с общественными и трудовыми коллективами, шефство предприятий над образовательными учреждениями, развитие системы наставничества на производстве, поддержка молодых специалистов определялись законодательно.
Одним из элементов дуальной системы является привлечение работодателей к участию в образовательном процессе, разработке профессиональных образовательных программ и оценке качества подготовки обучающихся к профессиональной деятельности

В нашем образовательном учреждении работодатель также играет важную роль. Участвует в образовательном процессе профессиональной подготовки по профессии «Продавец, контролер-кассир»: утверждает рабочие программы по профессиональным модулям (МДК, УП, ПП).

Является председателем экзаменационных комиссий. Присутствует и на государственной итоговой аттестации при выполнении выпускной практической квалификационной работы и защите письменной экзаменационной работы.

В соответствии с запросами работодателей формируются предложения по включению в образовательную программу дополнительных профессиональных компетенций, осваиваемых обучающимися в ходе прохождения практики.

Наши работодатели:

ИП Уткина Светлана Ивановна
магазин «Светлана» (смешанные товары);
ИП Гарайшина Светлана Леонидовна,
магазин «Универмаг» (мебель);
ИП Испирян Тигран Мелькович магазин «Мамин хлеб».
Среди основных конкурентных преимуществ Колледжа можно отметить следующие:
- многолетние традиции и эффективный опыт в подготовке кадров;
- подготовка специалистов  осуществляется в соответствии с потребностями

рынка труда;


- создание условий, направленных на удовлетворение потребностей личности в получении качественного образования, с возможностью построения индивидуальной образовательной траектории;
- высокая квалификация и профессионализм педагогического коллектива, его нацеленность на совершенствование содержания и технологий профессиональной подготовки студентов(90% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 10% педагогов имеют первую квалификационнуюкатегорию);
- налаженная система социальной защиты студентов: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и детей с ограниченными возможностямиздоровья.
Проблема большей части выпускников, по мнению современного работодателя, – отдаленность знаний, получаемых в образовательной организации, от практики, проявляющаяся в неумении обращаться с современным высокотехнологичным оборудованием, в психологической неподготовленности к реальной работе, к руководству подчиненными, к нормам поведения в производственной среде.      
Данная проблема возникает из-за отсутствия учебного магазина, отсутствия современного оборудования.

Среди наиболее распространенных направлений совместной деятельности колледжа и работодателей выделяются:
- экспертиза основной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО и профессионального стандарта.
-включение в образовательный процесс дисциплин по рекомендациям работодателя для формирования интегративных свойств и качеств личности, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;
-организация учебной и производственной практик обучающихся на реальных рабочих местах производственного предприятия;
- разработка и рецензирование учебно-программной документации;
-участие работодателей в государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям образовательной программы;
-стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
-участие работодателей в научно-практических конференциях, учебных проектах, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства;
- трудоустройство выпускников и т.д.

2.2. Организация практико - ориентированного обучения на учебной и

производственной практиках

Особое место в профессиональном обучении занимает учебная и производственная практики, призванные обеспечить: комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по профессии СПО, формирование у них общих и профессиональных компетенций, приобретение ими опыта практической работы по профессии.

Современный урок производственного обучения в профессиональном образовательном учреждении – это занятие, дающее высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование – это собственно и есть развитие человека.
Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность обучающихся, где присутствует их учебная и производственная деятельность, где функция мастера производственного обучения не сводится к информационно - иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения обучающихся, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества.
           Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов на практических занятиях использую активные и интерактивные формы и методы обучения

Метод проблемно- ориентированного обучения

Проблемная ситуация — основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность обучающихся, активизируется мышление.

Цель:

- достижение высокого уровня развития обучающихся, развития способности к самообучению, самообразованию

- активизация мышления обучающихся

- формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности обучающихся

СУТЬ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ :

- Создание (организация) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и мастера при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

Основные функции технологии проблемных ситуаций .

Общие функции: -    усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; -    развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся; -    формирование мышления как основы их мировоззрения. Специальные функции: -    воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); -    развитие навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; -    формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения

Основные этапы урока

1) Постановка проблемы. Под постановкой подразумевается понимание сути проблемы и ее формирование.

2) Выдвижение гипотез. Обучающиеся пытаются найти выход из затруднения, вспоминая сходные ситуации. ( мастер управляет поисковой деятельностью, обучающийся осуществляет самостоятельный поиск )

3) Разработка способов проверки гипотезы.

4) Вывод.

На уроке УП 03. при выполнении задания «Произвести расчет полным чеком» добавляем проблемные ситуации: один из товаров занесен в другой отдел, или при расчете покупатель отказался от определенного товара, либо от всей покупки, у покупателя недостаточно средств для совершения покупки и т.д.

На своих уроках применяю технологию педагогического сотрудничества

Основной идеей педагогики сотрудничества является обучение без принуждения. В процессе данного взаимодействия упор делается на вовлечение обучаемого в учебный процесс, совместную работу студента и педагога в коллективе и индивидуальный процесс овладения новыми навыками.

Суть метода заключается в том, что он основан не на классическом принципе «делай, как я говорю» и «делай, как я», а на принципе «давай подумаем вместе, как это можно сделать». Именно такой подход позволяет привить учащемуся ответственность и настроить на процесс активного обучения.

Например, при оформлении ветрены в буфете колледжа я как мастер предлагаю планограмму по размещению и выкладке и интересуюсь мнением студентов. Прошу разработать свои. Совместным решением выбираем наиболее интересный вариант планограммы и оформляем по нему.

Технология коллективного взаимообучения

Для подготовки высококвалифицированных  рабочих  по профессии «Продавец, контролер-кассир», как мастер производственного обучения руководствуюсь потребностями работодателя, которые в первую очередь хотят видеть  сформированные профессиональные компетенции   в  подготовке выпускников, с  умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Для этого  каждого  обучающегося я  должна заинтересовать  в активной познавательной и творческой деятельности, сформировать прочные и глубокие профессиональные знания и умения. Используя современные педагогические технологии, можно добиться необходимых результатов  для активной деятельности обучающихся, основанные на взаимопонимании, сотрудничестве. Осуществляю  общее руководство деятельности обучающихся, создаю необходимые условия, обеспечивающие работу каждого обучающегося в доступном ему темпе. Поэтому приходится не только объяснять новый учебный материал, показывать технологические приемы, но и помогать обучающимся приспособиться к новой для них форме работы. Для лучшего усвоения материала на  своих  уроках учебной практики  использую  технологию коллективного взаимообучения, которая  решает следующие задачи:

1. Стимулирует мотивацию к обучению.

2. Повышает  интерес к профессии.

3. Развивает творческие способности.

4. Формирует навыки исследовательской деятельности.

      Каждый  обучающийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. В связи с этим повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

В результате этого формируется адекватная самооценка своих возможностей и способностей, достоинств и недостатков.

Обсуждение одной информации с несколькими группами обеспечивает более прочное усвоение знаний.

Уроки коллективного взаимообучения проводятся по следующим пунктам:

1.Проверка по журналу явки обучающихся,  наличия спецодежды, внешнего вида и санитарного состояния.

2.Инструктаж по т/б.

3.Сообщение тему урока, объяснения характера  и назначение предстоящих учебных  работ,  форме проведения урока.

4. Показ правильной организации рабочего места в соответствии с правилами т/б.

5.Демонстрация  последовательности работы на контрольно кассовом аппарате, порядок обслуживания и консультирования покупателя о пищевой ценности, вкусовых особенностях и т.д.

 Группа  делится на два, три звена в каждом звене выбирают своего командира. Каждое звено получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством командира звена. Задания в звеньях распределяются командиром и  выполняются трудовыми приемами,  которые мастер показал при демонстративном показе работы на ККМ  что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена звена. Командир звена проверяет организацию рабочих мест в соответствии с правилами т\б, правильность выполнения рабочих приемов и операций,  осуществления самоконтроля, межоперационный контроль качества выполнения УПР, исправление и предупреждения ошибок, правильность технических и технологических условий в работе.

Командир  принимает, оценивает и  анализирует работу  своего звена, сообщает оценку каждого обучающегося.

Процесс осуществляется непосредственно под наблюдением мастера.

Мастер и командиры звеньев совместно подводят итоги УПР.

Технология проблемного обучения

Проблемная ситуация – это ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия (проблемная ситуация активизирует учебную деятельность).

Проблемная ситуация наиболее целесообразная форма организации проблемного метода на занятиях учебной практики.

Целенаправленное применение проблемных ситуаций постепенно вырабатывает у учащихся именно такие качества, как способность работать в коллективе, к управлению и организации, к творчеству и общественной деятельности.

Пути создания проблемных ситуаций разнообразны. Они зависят от характера обрабатываемого учебного материала, степени подготовленности учащихся к их разрешению, педагогического мастерства мастера.

В содержании производственного обучения много таких моментов и ситуаций, обладающих «естественной проблемностью», которые широко могут быть использованы при организации проблемного построения учебного процесса.

Проблемную ситуацию можно создать, поставив учащихся перед необходимостью выбрать правильное решение из ряда возможных, известных им.

В процессе обучения проблемные ситуации можно создать, поставив учащегося в условия, требующие практического использования имеющихся у них знаний, умений в новых непривычных условиях, что не только повышает мобильность их мышления, но зачастую служит средством приобретения новых знаний и умений.

Проблемная ситуация возникает и в тех случаях, когда имеется противоречие между теоретически возможным правильным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием у учащихся на данном этапе возможности его теоретически обосновать.

Из других способов создания проблемных ситуаций следует отметить и такие, как:

  • Предложение обучающихся рассмотреть явление с различных позиций;
  • Постановка вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждений и т.п.;
  • Постановка несложной исследовательской задачи с заранее предлагаемыми условиями решения;
  • Предложение обучающимися задач с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными и т.п.

Применение методических приемов проблемного обучения может дать ожидаемый эффект только при умелом руководстве учебным процессом со стороны мастера. Он «создает» проблемную ситуацию или отбирает материал, имеющий «естественную проблемность», формирует вопрос или познавательную задачу, путем наводящих вопросов и уточнений, помогает учащемуся самостоятельно понять и сформулировать искомую закономерность, найти способ или условие действия, сделать необходимый вывод.

По мере усвоения основных принципов разрешения проблемных ситуаций и решения осознанных учащимися проблем степень участия мастера в этом процессе сужается. Он ставит меньше наводящих вопросов и «подсказок», дает возможность учащимся все более самостоятельно пройти весь путь решения – от определения исходных данных до получения окончательных результатов.

Важный вопрос о соотношении проблемного обучения и эвристической беседы, в ходе которой мастер тоже подводит учащихся к определенным выводам. Проблемное обучение практически осуществляется с применением всех методов обучения, прежде всего эвристической беседы. Поэтому проблемное обучение и эвристическую беседу следует рассматривать как целое и часть.

Общение обучающихся в условиях проблемных ситуаций, в процессе которого студент обучаются мыслить, рассуждать, делать выводы, в конечном итоге способствует гораздо большему, чем сознательнее освоение конкретного учебного материала. Такая педагогическая технология помогает формированию активного, творчески думающего человека.

При выполнении практического задания на тему «Принять товар по количеству и  по качеству» создаем различные проблемные ситуации, например, при приемке товарно – материальных ценностей было расхождение в количестве фактического наличия товара с данными по сопроводительным документам. Обучающему нужно найти выход для решения данной проблемной ситуации.

           На своих уроках применяю информационные технологии. Для этого в кабинете имеется компьютер, но нет интерактивной доски.

Проводим интегрированные уроки.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

  Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета.

Проводим интегрированные уроки совместно с преподавателем спец.дисциплин   по различным профессиональным модулям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практико-ориентированность позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Выпускники колледжа должны иметь такую степень квалификации, которая позволила бы им с первых дней практической работы выполнять и самостоятельно решать производственные задачи, производить настройку и регулировку оборудования, уметь выявлять и устранять возможные неисправности, проводить техническое обслуживание. Этому способствуют практические занятия, позволяющие расширить и углубить теоретические знания, приобрести первоначальные умения и навыки. Они обеспечивают необходимую связь между теоретическим и производственным обучением, активизируют учебный процесс, развивают самостоятельность и техническое мышление студентов, воспитывают аккуратность и дисциплину труда.

Но прежде чем говорить о формировании практико - ориентированных  результатах  хотелось бы выделить несколько важных проблем по формированию практико оринтированной формы работы:

1.  предприятия редко сотрудничают с учебным заведением при планировании и разработке учебно-методической документации, где должны быть отражены все нюансы эффективного обучения специалиста.

2. недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов спец.дисциплин при изучении конкретных профессиональных модулей, на основании изучения которых строятся этапы практического обучения,

3. расхождение содержания учебных программ с реальными условиями применения их на практике в настоящее время тех или иных технических узлов, машин, автоматизированных систем и т.д.

ОТСЮДА  ВЫВОДЫ:

1.ограниченный доступ к сложным техническим средствам и технологиям работы;

2 невозможность решать ситуационные задачи в реальных условиях и на реальных объектах.

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Профессиональное развитие отнимает еще как минимум 2-3 года после завершения обучения в учреждения профессионального образования и требует ряда дополнительных мер от непосредственно самих молодых выпускников, а также финансовых издержек на переквалификацию от предприятий, в которых они планируют вести трудовую деятельность. Этот факт основывается в первую очередь на быстрых темпах развития железнодорожной отрасли (например)

Чтобы разрешить выявленные проблемы нужно переосмыслить подходы, способы и процедуры разработки программ профессионального образования, при этом соотнести образовательные стандарты подготовки специалистов с профессиональными стандартами конкретной, рассматриваемой сферы деятельности, причем  такую корректировку необходимо вносить ежегодно при рассмотрении и согласовании учебного плана выбранной специальности или профессии или рабочей программы.

 Именно способность ПОО изменять профиль учебного заведения, ориентированного на современные запросы работодателей, организовывать целенаправленное обучения педагогов современным практико-ориентированным технологиям, изменять профиль педагога через дополнительное профессиональное обучение  это и есть залог положительных результатов при формировании практико ориентированного характера деятельности любого учебного учреждения, позволяющая  достичь нового качества СПО, востребованного государством, работодателями, обучающимися.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

.

  1. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. – 4-е изд., стер.  – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 272.
  2. Справочник мастера производственного обучения: Учебное пособие / Ю.А. Якуба, А.В. Елистратов, О.Ю. Куракса, С.В. Куракса; Под ред. Ю.А. Якубы. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.  – 352 с.
  3. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2021 – 336 с.: ил. – (профессиональное образование).
  4. Ермоленко В.А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. М., 2021.
  5. Макарова В.Л. Использование деловых игр при повышении квалификации работников профессионального образования. М., 2022.
  6. Романцев Г.М., Хаматуров Ф.Т. Теоретические основы и организация педагогического процесса в современном профессиональном образовании, 2022.
  7. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения. Екатеринбург, 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...