Классный час "Экстремизм и патриотизм в молодежной среде"
классный час

Смирнов Юрий Леонидович

На классном часе обсуждается, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлений экстремизма и о том, как научиться быть толерантными и терпимыми друг к другу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ekstremizm.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Вид мероприятия: Классный час

Тема мероприятия: «Экстремизм и патриотизм в молодежной среде»

Форма проведения: устный журнал

Участники: студенты  31 группы

Организатор: куратор группы Смирнов Ю.Л.

Цель: Формирование у обучающихся представления об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить обучающихся с понятиями «толерантность», «патриотизм» и «экстремизм».

Развивающая:

Развивать умение определять основные отличия действий, продиктованных патриотическими чувствами, от проявлений экстремистской направленности.

Воспитательная:

Воспитывать толерантность и уважение к людям.

Ключевые вопросы: Толерантность. Патриотизм. Экстремизм.

Оборудование: экран, слайды, ноутбук, музыкальный центр.

Литература:

Привалов А. Об экстремизме без берегов (рус.). Журнал «Эксперт» (9 июля 2007).

Привалов А. Об экстремизме без берегов-2 (рус.). Журнал «Эксперт» (3 сентября 2007).

Гришин С, Желнова Н. Экстремизм до востребования (рус.). Российская газета (1 октября 2002). Проверено 4 сентября 2009.

Бахтияров О.Г. Экстремистские ресурсы общества (рус.). Научно-практическая конференция «Психология экстремизма». сайт varvar.ru.

Бахтияров О.Г. SOS-экстремизм (рус.). журнал «Политик Hall» (март 2006).

Толерантность: дорога к миру / Сер. Толерантность: объединяем усилия. - Бонфи, 2001.

Мы - сограждане/ Сер. Толерантность: объединяем усилия. -М.: Бонфи, 2002.

Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Сер.Толерантность: объединяем усилия. - М., 2002.

Журнал ―Классный руководитель‖ №4 2006 г.

Журнал ―Классный руководитель‖ № 4, 2005;№ 3, 2007

Ход проведения:

1. Введение

Мы с вами граждане одного государства – Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди множества разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлений экстремизма и о том, как научиться быть толерантными и терпимыми друг к другу.

2. Теоретическая часть занятия

Толерантность

Обучающимся показываются фотографии, по которым они должны предположить особенности характера того или иного человека. Их ответы обсуждаются, а потом рассказываются факты, касающиеся этих людей. Несовпадения анализируются и делается вывод о том, что первое мнение о человеке может быть абсолютно неверным.

Как вы считаете, что такое толерантность? Кто из вас может попробовать дать определение этого понятия или перечислить какие-то его признаки? (ответы выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Во многих языках понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — toleranz; французское — tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

Понятие «экстремизм».

Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и в итоге может принимать поистине разрушительные масштабы.

Показ слайдов, отражающих разрушительные последствия экстремистских проявлений и их обсуждение.

Как вы считаете, что такое экстремизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».

Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.

Экстремистские акты можно определить более точно, опираясь на два основных критерия:

а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, другим людям.

Первейшая цель экстремистских актов – не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.

В целом данное течение можно расценивать как склонность человека добиваться желаемого результата в различных сферах незаконными методами и запрещенными приемами. Эти способы могут выступать: физическим и моральным насилием, пропагандой, покушением на права других граждан. Экстремисты придерживаются крайних идеологий и убеждений, основанных, как правило, на национальных или религиозных традициях. Именно из-за идейности люди-экстремисты являются самыми страшными преступниками, готовыми на все ради своей веры в собственную правоту.

Под политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных индивидов, общественных воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни.

Как правило, мотивы экстремистов разделяются на персональные и групповые.

Если потенциальный ― идейный человек находится в определенной группе крайних взглядов, то это может способствовать появлению конкретных моделей поведения и построению новых задач. Каждый участник экстремистской группы убеждает и внушает другому товарищу определенные взгляды и убеждения, из-за которых легче пойти на преступление. -Экономический экстремизм. Направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.

Националистический (национальный) экстремизм. Находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.

Экстремизм в области культуры. Ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.

Экологический экстремизм. Выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

Понятие «патриотизм».

Мы уже говорили о том, что в наше время есть люди, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.

Как вы считаете, что такое патриотизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

Патриотизм – это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм.

В чем выражается Патриотизм:

- Зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование.

- Крепкая благополучная семья, воспитание детей достойными Гражданами страны.

- Профессиональный и творческий вклад в конструктивное развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны. Качество характера и поступки, достойные всеобщего уважения, ложатся в основу патриотизма.

Таким образом, мы с вами выяснили, чем отличается патриотизм от экстремизма.

Запомните главное:

Патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям. Поэтому

настоящий патриот никогда не станет экстремистом.

3. Подведение итогов.

Каждый из вас – хозяин своей жизни, своей судьбы. Вокруг Вас существует много сил, которые хотят использовать ваши способности, вашу решительность, но выбирая за кем идти – подумайте, какую плату от вас потребуют. Экстремистские организации предлагают борьбу за свободу, свержение существующей власти, «Россию для русских» и т.д. Но все это достигается путем террора, насилия, бессмысленных, жестоких убийств.

Это путь животных, а не людей. Никогда насилие не приводило к прогрессу нации.

Это подтверждает история. Все великие военные империи – пали.

Перед вами открыты сейчас все пути – выберите путь мира, путь развития, путь создания своей жизни, а не разрушения чужой!

Мы с вами посвятили время обсуждению актуальной проблемы проявлений экстремизма в современном мире и негативных последствий этого явления. Теперь я хочу вас попросить пройти небольшое тестирование по изученной теме.

(Обучающимся раздается мини-тест для получения обратной связи).

- Имеет ли для тебя значение, какой национальности твои друзья?

___________________________

- Знал ли ты ранее об административной и уголовной ответственности за экстремистскую деятельность?

____________________________

- Расскажешь ли ты своим друзьям о том, что ты узнал сегодня?

____________________________

- Актуальны ли для тебя проблемы экстремизма и национализма?

____________________________

- Что бы ты мог еще порекомендовать для успешного осуществления деятельности по противодействию экстремизма?

______________________________________________________________

Спасибо за откровенные ответы, их результаты мы обсудим на следующей встрече по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - исследовательский проект «Формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде»

Данный социальный проект создан с намерением практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодого поколения через пропаганду зд...

Методическая разработка проведения классного часа на тему: «Экстремизм в молодежной среде»

Структура и план проведения классного часаЦели и задачи:Обучающие:·         Способствовать формированию у молодёжи активной гражданской позиции неприятия...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа «Здоровая Россия 21 века. Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде»

Цель: профилактическая работа  по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в молодежной среде.Задачи:повысить уровень информированности подростков по проблеме ВИЧ-СПИДа;сформировать толерантно...

Методическая разработка классного часа "Буллинг - в молодежной среде"

Проблема школьной травли особенно остра, практически ежедневно в СМИ транслируются новые кадры издевательств подростками над своими сверстниками, вопиющие случаи детской и подростковой жестокости по в...