Волонтерское движение- один из путей профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде
статья на тему

Профилактика употребления ПАВ среди молодежи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volonterskoe_dvizhenie.doc982 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтерское движение - один из путей профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде.

Резкие изменения социально-политической и экономической ситуации, происходившие в стране с прошлого столетия, привели к разнообразным нарушениям социальной адаптации у населения, которые отозвались ростом потребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодежной среде.

Прогноз распространения наркомании среди подростков, по мнению экспертов, на ближайшие годы неблагоприятен. Положение дел осложняется отсутствием системы взаимодействия заинтересованных организаций и ведомств, малочисленностью специализированных служб первичной профилактики, низким уровнем организации альтернативной, досуговой и социальной активности детей, молодежи и другими факторами.

На фоне относительного благополучия в ситуации, связанной со злоупотреблением наркотиков подростками, произошла замена средств зависимости, и на первый план вышли злоупотребление пивом и слабоалкогольными коктейлями, отмечается факт снижения возрастной границы употребления ПАВ в школьной среде. Сегодня употребление ПАВ среди подростков стало социально приемлемой формой поведения. Это, в свою очередь приводит к очередному “витку” количественных показателей. Выявление отношения к курению у подростков данной группы также имеет тенденцию к повышению.

Динамика роста употребления ПАВ среди молодежи заставляет пересматривать как содержательную часть профилактических программ, так и организационную структуру их реализации в образовательных учреждениях.

Смещение акцентов профилактики актуально не только из-за сопоставимости вредных последствий употребления ПАВ, но и потому, что подростки, допускающие злоупотребление алкоголем и табакокурением, значительно чаще имеют отклонения в поведении.

Подростковый период характеризуется стремлением подростков к увеличению своей свободы и независимости от взрослых, с одной стороны и стремление к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно в это время группа становиться для подростков местом реализации основных потребностей этого периода- потребности в общении, самореализации и уважения.

Нынешние подростки оказались включенными в кризис общества, связанной с переменой власти, ведущей за собой разрушение всего уклада жизни общества. Разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Постоянный рост латентных негативных процессов в молодежной среде (безвыходность, суицидальность, конфликты, шантаж, ВИЧ/СПИД, наркомания, алкоголизм, табакокурение, столкновение  с криминальными структурами и пр.), связанных с отсутствием своевременной помощи в трудных ситуациях. Слабая информативность молодежи о возможной помощи и поддержке в таких ситуациях и значительным недоверием к официальным «взрослым» структурам, в том числе, правоохранительным органам ведет к проникновению наркомафии, вербовке в экстремистские организации, секты и пр. в молодежную среду, в том числе и в образовательных учреждениях. Жизнь сложна и противоречива, но то, что для взрослого существует как противоречие, для подростка превращается в непреодолимый личностный кризис, порождающий экзистенциальное отчаяние. Сохранить целостность личности всегда помогала семья и традиционная культура. Семья сегодня оказалась в глубоком кризисе: родители не всегда имеют возможность показать позитивный пример своим детям. Попытки создать заново или заняться «реставрацией» моральных и семейных ценностей до настоящего момента не только звучат лишь на словах, но, скорее всего, не могут быть в большинстве случаев выполнены по причине некомпетентности ответственных лиц.

Не существует панацеи от наркотиков, так как наркомания, как и всякая зависимость, имеет множество причин. Но к профилактике наркотической зависимости совершенно определенно относится право на естественное развитие в детские годы. Потребляя наркотики, подросток по-своему пытается пережить задним числом то, что не пережил в детстве: доверие к жизни, ко времени, к окружающим людям, пережить тепло отношений и радость жизни. По сути, он уходит от проблем в основном социально-психологического характера. Поэтому субъектами профилактической работы,  являются волонтеры. Волонтер (от франц. volontaire "доброволец») – человек, который сознательно и бескорыстно посвящает свое время работе на благо любой сферы общественной жизни.

Сегодня есть смысл рассказать только об одном, но очень важном направлении деятельности Профессионального училища №70, о волонтерском движении, где мы ведем активную профилактику зависимости ПАВ.  

Цель - формирование у учащихся негативной установки на употребление ПАВ, как способа решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные ценности через вовлечение учащихся в работу по профилактике наркомании.

Задачи:
1. Мониторинг уровня и качества информированности учащихся о проблемах, связанных с распространением наркотиков, эффективности работы волонтеров.
2. Формирование в ученической среде ценностей молодежной культуры, направленных на неприятие социально опасных привычек.
3. Организация мероприятий, способствующих ориентации молодежи на здоровый образ жизни.
4. Формирование у молодежи способности преодолевать жизненные проблемы без употребления ПАВ.
5. Привлечение к профилактической работе родителей, учеников, педагогов.
6. Разъяснение необходимости анонимного лечения от наркомании на ранних стадиях болезни.

Одним из признанных на сегодняшний день в качестве наиболее эффективных направлений работы с подростками по профилактике употребления ПАВ является  работа в своей среде лидеров-подростков. В молодежных профилактических программах работают разные специалисты: врачи, учителя, социальные работники, психологи и другие. Вместе с тем, к работе с подростками часто привлекаются их ровесники, схожие по возрастным, социальным, языковым, поведенческим характеристикам с тем, кого они обучают.

Волонтеры, взаимодействуя со сверстниками и проводя с ними профилактическую работу, могут ответить на все вопросы, заданные им. В дальнейшем они сами проводят занятия, беседы, тренинги, мастер классы.
Одним из наиболее важных направлений деятельности волонтерского движения  является «вербовка», в хорошем смысле этого слова, новых членов движения, т.е. расширение границ волонтерского движения. Этот раздел работы доверяется опытным волонтерам, прошедшим все ступени обучения и подготовки.

В работе  волонтеров   по профилактике ПАВ используются самые разнообразные методы работы  с молодежью с учетом  современных технологий, направленные на оздоровление молодежной среды и профилактику наркотической зависимости:

  1. проведение лекций, бесед по антинаркотической тематике, последствиях употребления ПАВ;
  1. проведение "круглых столов" с привлечением специалистов;
  2. оказание консультативной помощи, психологической поддержки;
  3. организация, проведение и участие в городских акциях и месячниках;
  4. конкурсы плакатов, рисунков, презентаций;
  5.  тематические выступления команд КВН, агитационных бригад;
  6. проведение тренингов, мастер-классов и деловых игр, направленных на усиление личностных ресурсов;
  7. организация клубов общения;
  8. выступление волонтёров на тематических конференциях;
  9.  подготовка и выпуск тематической печатной продукции, распространение листовок;
  10. проведение профилактической работы в  детских дошкольных учреждениях и реабилитационных центрах;
  11. работа с трудными подростками, включая посещение Советов профилактики и Комиссии по делам несовершеннолетних;
  12. проведение социологического исследования отношения молодежи к употреблению ПАВ;

Не менее важным разделом профилактической работы является мониторинговые исследования. Мониторинг среди учащихся позволяет выявить, насколько актуальна проблема распространенности употребления ПАВ в исследуемой среде, а также изучить динамику ситуации, определить приоритетные пути профилактики (предупреждение курения, алкоголизации, употребления наркотических веществ).
После проведения мониторинговых исследований, анализа ситуации осуществляются:
- планирование и организация профилактических мероприятий,
- апробации модели ВД в проблемной среде,
- подготовка и выпуск методических рекомендаций и другой антинаркотической литературы.

Так, если в обследуемой популяции на первое место выходят курение или употребление алкогольных напитков с той или иной степенью интенсивности, то основные усилия волонтеров должны быть направлены на профилактику употребления именно этих ПАВ.

Например, каждый год у нас традиционно проходит марафон «Шаг навстречу»- по профилактике ПАВ. Вначале и в конце марафона мы проводим соцопрос, таким образом можно увидеть положительную динамику проведенных волонтерами  мероприятий направленных на профилактику в течение всего месяца.

Список литературы

  1. Ведишева М.,. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ М. Ведишева Л. Рыбакова М. Цейтлин //Воспитание школьников.-1997. -№4. - С. 50-54.
  2. Дементьева И.Г. Подростки и наркотики[Текст]/ И. Г.Дементьева. - М., 1997. -28 с.
  3. Дилтс Р. Убеждения- путь к здоровью [Текст]/Р.Дилтс. - М., 2000. -22 с.
  4. Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики [Текст]: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И.Клейберг. -Тверь, 1997. -64 с.
  5. Захарова А.А. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.А.Захаров. - СПб., 1999. -22 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как методологическое направление в работе по предупреждению употребления психоактивных веществ

Н. В. АверинаСанкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Академии индустрии красоты «Локон»...

Безопасность обучающихся. Профилактика употребления психоактивных веществ.

В представленном материале раскрывается тема безопасности обучающихся. Даны рекомендации родителям об оказании помощи своим детям в случае приема психоактивных веществ, а также рассмотрены методы проф...

Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде

Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде...

Предупреждение употребления психоактивных веществ несовершеннолетними

Уважаемые родители! Еще вчера ваш ребёнок был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя пом...

Классный час «Ответственность за употребление наркотических и психоактивных веществ»

Цели:- дать студентам информацию об ответственности за употребление наркотических и психоактивных веществ;- воспитывать чувство ответственности за свою судьбу;- помочь студентам определить свое отноше...

Методическая разработка. Деловая игра "Что скажет Х?" по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде

Сценарий деловой игры "Что скажет Х?"Цель: создание установок по неприятию идеологии экстремизма  среди молодежи.В основе разработки профилактического мероприятия положена деловая игра,...