Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде
статья на тему

Чижик Людмила Алексеевна

Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_pav-chizhik.doc44.13 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А.Чижик

Преподаватель специальных дисциплин высшей категории

СПб ГБПОУ

« Академия индустрии

красоты «ЛОКОН»

г.Санкт-Петербург

Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде

Вы говорите:
- Дети нас утомляют.

                                                                                                          Вы правы.

Вы поясняете:

- Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться,

сжиматься.

Ошибаетесь.

Не от этого мы устаём. А оттого,

что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки,

тянуться.

Чтобы не обидеть.

Я. Корчак

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, общественных и природных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

Человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Но это развитие происходит под чьим-то непосредственным руководством. Таким руководителем является педагог. Он работает над формированием и внедрением передовых технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса.

Поэтому можно считать, что педагоги - это люди особые. И здесь не имеется в виду «урокодатель», приходящий в аудиторию с определенным запасом знаний и умений, необходимых для проведения урока, а за дверями учебного заведения забывающий об учениках и проблемах учебного заведения.

Педагог - это состояние души. Он учит детей всему, что сам знает и умеет, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя студенческую жизнь своих воспитанников, закладывает интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны. Он делает все это потому, что обучен профессионально, компетентно осуществлять педагогическую деятельность, т.е. решать многочисленные и сложные педагогические задачи.

На современном этапе развития общества от педагогов требуется наличие определённых личностных качеств. Главное из них – неравнодушие. Студент  нового поколения  не может быть равнодушным (пусть и добросовестным!!!) исполнителем, а всегда творчески относиться к  своей профессии, к порученному делу как самому важному в своей жизни.

     Радости или, увы, разочарования, которые станут реальностью для студента-подростка, поступившего в образовательное учреждение, будут связаны, прежде всего с группой, в коллектив в который он вольется.

     От успешности самых первых контактов педагога со своими студентами, от того как будут выстраиваться межличностные отношения педагога с ними и каждого из них друг с другом, часто зависят и темп овладения специальностью и психологический климат в группе на довольно большой временной период.

Свойство мудрого человека состоит в

трёх вещах: первое – делать самому то,

что он советует делать другим, второе –

                                           никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей,

 окружающих его.

Л.Н. Толстой

     Педагогическая деятельность отличается исключительной сложностью и многообразием приёмов воздействия. Педагог постоянно соприкасается с духовным миром своих студентов, поэтому он должен быть особенно уважителен по отношению к личности каждого конкретного учащегося – точными и уважительными должны быть все предпринимаемые им действия. Достичь этого совсем не просто. Здесь многое (если не все!) зависит от мудрости педагога, его умения выстраивать отношения, его авторитета. За годы обучения педагог, передавая секреты профессии и воспитывая, формирует из плохо ориентирующегося в происходящем подростка взрослого человека, подготовленного к будущей самостоятельной трудовой деятельности и жизни.

      Именно  педагог  всегда считается  центральной фигурой в системе среднего профессионального образования, его роли в воспитании студентов придается решающее значение.

     В качестве критериев для оценки социально педагогической ситуации развития ребенка нами приняты следующие параметры:

  • характер воспитательного окружения студента
  • характер воспитательно-образовательной работы со студентами
  • характер внутренней позиции студента

     Действия педагога способствуют  предупреждению употребления наркотических веществ своих студентов.  Справедливо было бы назвать работу педагога постоянной и целенаправленной, которая ведет на  систематизацию данных, получаемых при наблюдении, тестировании. Имея богатый опыт и внутренне чувство, даже можно назвать любовь к своим студентам,  опыт  затем анализируются, чтобы в итоге принять единственно верное решение. Это совсем непростая задача для педагога – безошибочно выявить сущность натуры студента. Народная мудрость издревле определяла: «Чужая душа – потёмки». Тем не менее, используя наработки, рекомендации и методики учёных, педагогов-новаторов, психологов, а также свои собственные наблюдения, педагог имеет возможность весьма продуктивно изучать  и предупреждать употребление наркотических веществ  каждого из студента  в своей группе.

     Ян Амос Каменский утверждал, что учение должно быть кратким, приятным и основательным, а взаимодействие со студентом комфортным и успешным для сотрудничества и овладения совей профессией в совершенстве.  Если срок обучения в академии  определен государственным образовательным стандартом на профессию и, изменить его педагог  не может, то необходимо не только наблюдать, выявлять употребление наркотических веществ, но и способствовать его предупреждению, что зависит не только от студента, но от личности педагога. Когда приятно? Когда нескучно, интересно. А основательную подготовку может дать лишь профессионал лишь в своём деле. Однако наилучшие результаты в обучении возможны только при соблюдении одного важного условия: студент должен сам захотеть учиться.

    Побудить к учению убеждением и своим авторитетом педагог может, но для достижения реального результата важно, чтобы его авторитет был истинным, а не ложным. Именно этот фактор прямо или косвенно сказывается на поведении студента, и именно он объективно свидетельствует об умении педагога плодотворно общаться и работать со своими питомцами или, увы, о его неумении, которое является синонимом непрофессионализма.

   В педагогике вопросы методики общения педагога со своими студентами достаточно глубоко изучены. Выработано единодушное мнение: ложный авторитет педагога – это всегда авторитаризм, который, как правило, основывается на насилии, в каком бы виде (даже неприкрытом или завуалированном), оно не проявлялось, «неизбежно убивает всякое творческое начало в труде» и не только у педагога, но и у студента. Таким способом педагог  может добиться временного успеха («группа  притихла, заморожена суровым взглядом»), но при этом создаются предпосылки для возникновения противоречий и конфликтов в будущем. Самое интересное во взаимоотношениях педагога  и студента  заключается в том, что рано или поздно они  безошибочно «расшифровывают» все попытки сыграть в искренность, когда её нет.

     На современном этапе развития общества  выделяется  ряд внешних и внутренних причин и факторов, толкающих студентов к потреблению наркотических веществ.

     К причинам, способствующим развитию наркомании можно отнести некоторые личностные особенности студентов: слабость волевой деятельности, переживание чувства собственной неполноценности, неумение устанавливать межличностные отношения и многое другое. Склонность к подражательству, повышенная внушаемость, подчинение групповому поведению, желание испытать на себе новые чувства, противоречия, эффект того или иного вещества толкают молодых людей к употреблению ПАВ.

     Большое значение в развитии наркомании у студентов придается влиянию группы, подражательству и любопытству, свойственным подростковому возрасту. Чрезмерные дозы даже однократно вводимого вещества могут приводить к смертельным исходам, в других случаях - к тяжким последствиям, с грубыми необратимыми повреждениями головного мозга. Употребление наркотических веществ одно из проявлений ухода, изоляции студента  от общества. Этот уход  студента осуществляется все же вместе с группой, внутри группы.

      Необходимо педагогу заниматься профилактикой употребления ПАВ в системе образования , однако  работать в одиночку он не может, необходимо включение всего персонала академии, родителей, самих студентов в  процесс профилактики употребления наркотических веществ.

  • включение в процесс профилактики всех участников

 образовательного процесса;

  • подключение различных государственных и общественных

организаций (после соответствующего анализа их возможностей и профессионализма);

  • осуществление работы со всеми психическими сферами учеников.

    Успешность мероприятия предупреждения употребления наркотических веществ студентами  определяется личностью педагога, насколько  ему удается  подготовить родителей и студентов,  вовлечь  их в учебу, а также все свободное время не проводить на улице, в подворотне, где так ловко орудуют и психологически воздействуют распространители наркотических веществ.

    Если студенты  будут заняты какой-то интересной деятельностью, то у них не будет ни времени, ни желания употреблять ПАВ. Студентам  предоставляется широкая возможность заниматься спортом, наукой, искусством, посещать различные кружки. Необходимо понимать, что занятия студентов спортом и искусством,  и те  требования (или ожидания) со стороны взрослых достижения больших результатов могут способствовать употреблению ПАВ, необходимо предусматривать развитие соответствующих качеств личности, а потом достижение результатов. Многие студенты , не имея ориентиров в жизни (или имея искаженные ориентиры), выбирает для себя средство ухода от действительности, жизнь в мире иллюзий.

      Повышение коммуникативной культуры педагогов может способствовать снижению употребления ПАВ среди студентов. Содержание урока может использоваться в профилактике употребления ПАВ. Однако здесь необходима еще большая работа по определению не только содержания, но и технологий подачи материала, а также определение процедуры, позволяющей педагогам заниматься профилактикой.

Имеется много педагогических технологий, которые позволяют включать студентов  в интересную, неконфликтную, не соревновательную кооперативную работу на уроке: различные технологии пар сменного состава, работа в малых группах и т.п. Введение эффективных технологий, при которых каждый студент  будет успешным.  Особое внимание необходимо уделить технологиям оценивания.  Многие технологии оценивания являются, неточными и ненадежными.   Требуется большая работа педагогов  для того, чтобы у студентов  складывалось мнение о справедливости оценки. Это поможет в некоторых случаях не провоцировать детей употреблять ПАВ. В настоящее время многие студенты  испытывают перегрузку домашними заданиями. В то же время имеются лазейки, позволяющие не систематически готовить домашние задания, что приводит к формированию бездельников.

    Работа педагога одновременно классным руководителем решает многие проблемы в определении студентов группы риска, создание в группе благоприятной (антинаркотической) ситуации,   отношения   к  студентам, основанного    на    любви,    уважении,    на    оптимальной требовательности, справедливости.   Классные часы могут быть использованы как психотерапевтическая процедура. На уровне группы  работает система самоуправления, в которой у каждого студента  будет своя  роль.

Система самоуправления может быть запушена на уровне всей школы, что  позволяет включить студентов  в интересную и значимую для них деятельность учебы и свободного времяпровождения.

        Все это можно сказать про педагога-творца, подвижника, живущим своим творчеством, как живут им люди настоящего искусства. Для настоящего творца не важно, какие социальные катаклизмы происходят в обществе. Для него важен сам процесс творения, создания произведения, отражающего его сущность, мысли, видение мира.

Поэтому и является актуальностью на данном этапе развития общества то, что педагог не только организатор образования, но и воспитания социально-значимой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как методологическое направление в работе по предупреждению употребления психоактивных веществ

Н. В. АверинаСанкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Академии индустрии красоты «Локон»...

Лекционный материал для проведения родительского собрания по профилактике употребления наркотических средств обучающимися

Цель лекции: профилактика употребления наркотиков и ПАВ подростками, информирование родителей о причинах, признаках и лечении наркозависимости у подростков...

«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного медицинского осмотра обучающихся на употребление наркотических средств»

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическая безопасность, добровольное тестирование на употребление ПАВ, нормативная база, принципы, подходы и организация тестирования в профес...

Предупреждение употребления психоактивных веществ несовершеннолетними

Уважаемые родители! Еще вчера ваш ребёнок был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя пом...

Классный час «Ответственность за употребление наркотических и психоактивных веществ»

Цели:- дать студентам информацию об ответственности за употребление наркотических и психоактивных веществ;- воспитывать чувство ответственности за свою судьбу;- помочь студентам определить свое отноше...