Деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательных учреждениях.
статья

Современная система образования ориентирована не только на академическое развитие обучающихся, но и на формирование социально адаптированной личности. Особенно важным становится этот аспект при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Эти обучающиеся часто оказываются в зоне социального риска, в том числе и с точки зрения возможности правонарушающего поведения. В этой связи деятельность социального педагога приобретает особую значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_9.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательных учреждениях.

Современная система образования ориентирована не только на академическое развитие обучающихся, но и на формирование социально адаптированной личности. Особенно важным становится этот аспект при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Эти обучающиеся часто оказываются в зоне социального риска, в том числе и с точки зрения возможности правонарушающего поведения. В этой связи деятельность социального педагога приобретает особую значимость.

Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью сталкиваются с рядом трудностей, включая физические ограничения, коммуникативные барьеры, эмоциональную неустойчивость и сложности в социальной адаптации. Эти факторы могут стать предпосылками к девиантному поведению, особенно в условиях социальной изоляции или отсутствия поддержки.

Социальный педагог в образовательной организации выступает посредником между ребёнком, семьёй, педагогическим коллективом и внешними структурами социальной защиты. Его ключевые функции включают:

  • Диагностика: выявление факторов риска, личностных особенностей обучающегося, семейного положения, особенностей социального окружения;
  • Профилактическая работа: организация и проведение индивидуальных и групповых занятий, направленных на формирование правосознания, развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки;
  • Социальное сопровождение: координация помощи обучающимся и их семьям, взаимодействие с психологами, дефектологами, органами опеки, комиссиями по делам несовершеннолетних;
  • Информационно-просветительская деятельность: работа с педагогами и родителями по вопросам предупреждения девиантного поведения;
  • Формирование безопасной образовательной среды: участие в разработке адаптированных образовательных программ и внедрение инклюзивных практик.

Социальный педагог использует широкий спектр методов:

  • Беседы и консультации (индивидуальные и групповые);
  • Тренинги по формированию правовой культуры;
  • Игровые технологии — деловые игры, ролевые ситуации;
  • Профилактические акции и мероприятия — в том числе с участием представителей правоохранительных органов;
  • Медиация и восстановительные практики при разрешении конфликтных ситуаций.

Особое внимание уделяется формированию доверительных отношений с обучающимися, что является основой успешной профилактики.

Эффективная профилактика невозможна без тесного взаимодействия с семьями обучающихся и социальными партнёрами: ПДН, КДН, центрами психолого-медико-педагогической помощи, службами сопровождения. Социальный педагог способствует установлению продуктивного диалога между всеми участниками воспитательного процесса.

Деятельность социального педагога в сфере профилактики правонарушений среди обучающихся с ОВЗ и инвалидностью является важнейшим направлением в обеспечении социальной безопасности образовательной среды. Своевременное выявление риска, профилактика девиантного поведения, поддержка семьи и развитие социальной компетентности детей позволяют значительно снизить уровень правонарушений и создать условия для полноценной интеграции таких обучающихся в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике правонарушений среди молодёжи в ПОУ

   Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобил...

План работы по профилактике правонарушений среди студентов ГПОУ «Ухтинский медицинский колледж»

Данный план работы содержит перечень мероприятий по профилактике правонарушений среди студентов. Будет полезен руководителям групп, преподавателям дисциплин при планировании работы по обеспечению прав...

Тренинг по профилактике правонарушений среди подростков

Данная разработка направлена на повышение правовой грамотности, культуры поведения и соблюдения порядка в общественных местах молодежью....

Организация работ по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома «Құлыншақ» «КАКИМИ ИМ БЫТЬ?» 2015-2018 г.г.

Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы обществ...

Программа деятельности социального педагога по адаптации обучающихся иностранных граждан в условиях образовательного учреждения

Программа разработана для иностранных граждан подросткового возраста, обучающихся в лицее. Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации обучающихся иностранных граждан, которая ...

Деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях.

Деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях....