«Воспитываем будущего патриота»
методическая разработка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс среди воспитателей и педагогов ДОУ на
лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Патриотическое воспитание и формирование
российской идентичности
Тематическое направление
«Воспитываем будущего патриота»
Тема методической разработки
«Диалог поколений»
номинация
Автор: Крыштоп Юлия Владимировна,
старший воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Мальвина» с. Самбек
Пояснительная записка
1.1 Тематическое направление
Как говорил Лев Толстой: "Любить родину – значит желать ей блага; а желать блага можно, только зная истину; а истина одна."
Патриотизм, основанный на правде и справедливости, – вот что по-настоящему ценно.
Данная методическая разработка посвящена деликатному вопросу воспитания патриотизма у дошкольников – той благодатной почвы, на которой произрастают любовь к Отечеству и гордость за свой народ.
Что же есть патриотизм? Патриотизм – это не просто чувство, это глубокая связь, родство души с Родиной, со своим народом. Патриот – человек, чьё сердце бьётся в унисон с сердцем Отчизны.
Это, прежде всего, любовь к своей семье, к родному краю, то самое трепетное чувство гордости и ответственности за свою страну, неудержимое желание быть частью её великой истории.
Ребёнок не рождается патриотом – он становится им, впитывая любовь к Родине с молоком матери, с колыбельными песнями, со сказками бабушки.
Значение воспитания патриотизма
- Эмоциональная связь с Родиной: воспитание патриотизма формирует эмоциональную привязанность к родной земле, её культуре и традициям.
- Осознание своей идентичности: патриотизм позволяет детям почувствовать себя неотъемлемой частью великих исторических и культурных событий.
- Ответственность и активность: формирование у детей чувства ответственности за свою страну, стремление участвовать в её жизни и развитии.
1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность)
Тема воспитательного мероприятия: «Воспитываем будущего патриота» – не просто слова, а эхо, отзывающееся в сердцах каждого, кто верит в будущее нашей страны. Ведь в единстве – не только сила, но и та неповторимая красота, что расцветает под мирным небом Родины.
Воспитание патриотизма – это нежный росток, требующий заботы и внимания садовника. На формирование этого чувства влияет каждый луч света, каждое дуновение ветра: слова и поступки близких, окружающая обстановка, истории, проникающие в детское сознание с самых ранних лет. К сожалению, не все родители осознают глубину и важность знакомства малыша с богатым наследием страны, с героизмом предков, считая это непосильной ношей для неокрепшего ума. Именно поэтому роль дошкольного образования в этом тонком процессе – неоценима. Ведь именно в золотой период детства закладывается фундамент нравственности, формируется картина мира, распускаются первые бутоны любви к Отчизне.
В стенах детского сада воспитание патриотических чувств – не просто пункт программы, а трепетное прикосновение к сердцу ребёнка. Мы стремимся пробудить в юных душах трепетную любовь к Родине, взрастить гордость за её свершения, привить уважение к её вековой истории и богатейшей культуре.
1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
Данная методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста, 5-7 лет.
1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Формирование представления о патриотизме как о важнейшей жизненной ценности – вот цель воспитательного мероприятия «Воспитываем будущего патриота». Оно играет ключевую роль в системе работы воспитателя, являясь важным звеном в цепи патриотического воспитания. Детям необходимо знать и изучать историю, культуру своих предков, чтобы в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чтобы воспитание было эффективным, оно должно быть систематичным и взаимосвязанным. Патриотическое мероприятие, такое как «Воспитываем будущего патриота» , тесно связано с другими аспектами образовательной программы:
- Образовательная деятельность: включение элементов патриотического воспитания в повседневную образовательную работу, будь то изучение истории, культуры или географии родного края.
- Экологические проекты: участие в экологических акциях и проектах, направленных на сохранение окружающей среды, помогает развивать у детей заботу о природе, которая также является частью патриотического воспитания.
- Культурно-массовые мероприятия: проведение праздников, концертов и выставок, посвященных памятным датам и культурным событиям, способствует формированию у детей интереса к культуре и традициям своего народа.
- Социальные проекты: сотрудничество с местными организациями, такими как библиотека и школа - расширяет кругозор детей и даёт возможность взаимодействовать с представителями разных поколений.
Для достижения устойчивого результата важно обеспечить преемственность между различными этапами воспитательной работы. Это означает, что темы и подходы, начатые в одном мероприятии, продолжают развиваться и углубляться в последующих занятиях и проектах. Например, после мероприятия «Воспитываем будущего патриота» организовываем серию занятий, посвящённых изучению конкретных исторических событий или выдающихся личностей.
Таким образом, патриотическое воспитание становится неотъемлемой частью целостной системы образования, направленной на всестороннее развитие личности ребенка. Воспитательное мероприятие «Воспитываем будущего патриота» занимает центральное место в этой системе, обеспечивая интеграцию различных образовательных областей и создавая условия для формирования устойчивых ценностных ориентиров.
1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия «Воспитываем будущего патриота».
Цель: формирование у дошкольников базовых патриотических чувств и любви к своей Родине. Эта цель направлена на создание фундамента для дальнейшего нравственного и гражданского воспитания, что будет способствовать развитию осознанного отношения к своей стране, её культуре и истории.
Задачи:
-закрепление двигательных умений дошкольников — одна из ключевых задач, так как физическая активность способствует гармоничному развитию личности. Она формирует уверенность в своих силах и укрепляет здоровье.
-создание эмоционально положительного настроя — важна для поддержания психологически комфортной атмосферы, способствующей лучшему восприятию материала и вовлеченности детей в процесс.
-расширение представлений о государственных праздниках — способствует осознанию ребёнком значимости и важности общественных и культурных событий, таких как День Победы, День народного единства и др.
-формирование гражданско-патриотических отношений — задача направлена на пробуждение у детей чувства сопричастности к своему дому, селу, природе и обществу в целом. Это помогает ребёнку ощутить себя частью большого целого.
-воспитание любви к семье и Отечеству — основная идея, связанная с формированием привязанности к своим корням, семейным традициям и стране.
-закрепление знаний о военных профессиях и боевой технике — важная составляющая, позволяющая детям понимать значимость службы и защиты Родины, а также видеть в мужчинах-защитниках образец мужества и стойкости.
-пропаганда здорового образа жизни — включает в себя вовлечение всей семьи в физическую активность и спорт, что создаёт предпосылки для укрепления здоровья и формирования позитивного отношения к физической культуре.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
- уважение традиций — дети начинают проявлять интерес и уважение к обычаям и традициям своего народа, что способствует сохранению культурного наследия.
- гордость за свою страну и народ — формируются основы национальной идентичности, что делает ребёнка более уверенным и ответственным членом общества.
- развитые коммуникативные качества — умение общаться, договариваться и сотрудничать с окружающими развивается благодаря совместной деятельности.
- любознательность, решительность, инициативность и уверенность в себе — эти личностные черты помогают ребёнку успешно адаптироваться в обществе и добиваться поставленных целей.
- самостоятельность и творческая активность — Способствуют развитию креативного мышления и способности принимать решения самостоятельно.
- активное участие в различных видах деятельности — включённость в разнообразные виды активности помогает ребёнку раскрыть свои таланты и интересы.
1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Физкультурно-музыкальное мероприятие.
Выбор физкультурно-музыкального мероприятия обоснован его многогранностью и способностью комплексно воздействовать на различные аспекты развития ребенка — от физического до эмоционального и социального.
1.7 Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Для достижения запланированных результатов воспитательного мероприятия «Воспитываем будущего патриота» используются следующие педагогические технологии, методы и приёмы:
1. Педагогические технологии
- Технология личностно-ориентированного подхода: индивидуальная работа с каждым ребенком, учитывающая его особенности, интересы и уровень развития.
- Игровая технология: использование игровых ситуаций для освоения новой информации и формирования практических навыков.
- Проектная технология: реализация мини-проектов, связанных с изучением родной культуры, истории и природы.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): применение мультимедийных ресурсов для наглядного представления материалов и интерактивного взаимодействия.
2. Методы воспитания
- Наглядный метод: демонстрация изображений, предметов, видеоматериалов, связанных с темой патриотизма.
- Практический метод: выполнение творческих заданий, участие в конкурсах и играх, направленные на закрепление полученных знаний.
- Словесный метод: рассказы педагогов о значимых событиях и людях, обсуждение прочитанных произведений, беседы о семейных традициях.
- Метод проблемного обучения: создание ситуаций, требующих самостоятельного поиска решений, что стимулирует познавательную активность.
3. Приемы воспитания
- Сюжетно-ролевые игры: игры, в которых дети принимают на себя роли героев, защитников Отечества, что помогает глубже понять значение патриотизма.
- Использование народной мудрости: знакомство с пословицами, поговорками, сказаниями, которые передают ценности и традиции народа.
- Эмоциональное воздействие: создание эмоционально насыщенной атмосферы через музыку, стихи, песни, посвященные Родине.
- Взаимодействие с родителями: организация совместных мероприятий, где родители участвуют вместе с детьми, что укрепляет семейные связи и способствует передаче традиций.
Примеры реализации
- Конкурс рисунков "Моя Родина": дети создают рисунки, отображающие природу, достопримечательности или символы своей страны.
- Викторина "Знатоки истории": вопросы и задания, проверяющие знание фактов из истории страны.
- Семейный праздник "День защитника Отечества": мероприятие, где дети совместно с родителями участвуют в конкурсах, играх и готовят подарки для ветеранов.
Эти методы и приемы направлены на формирование у детей любви к Родине, уважения к её истории и культуре, а также на развитие личных качеств, необходимых для становления гражданина своей страны.
1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия «Воспитываем будущего патриота».
Для успешного проведения мероприятия важны четыре основные категории ресурсов: кадровые, методические, материально-технические и информационные.
1. Кадровые ресурсы
Педагоги-воспитатели: основные организаторы мероприятия, которые разрабатывают сценарий, проводят занятия и координируют участников.
Помощники: могут включать старших воспитанников, родителей, помогающих в подготовке и проведении отдельных этапов мероприятия.
Специалисты: возможно привлечение узкопрофильного специалиста, такого как музыкальный руководитель, для повышения эффективности мероприятия.
2. Методические ресурсы
Подборка методической литературы: важна для обеспечения качественного содержания мероприятия. Необходимо заранее изучить литературу, посвящённую патриотическому воспитанию, народным традициям, военной службе и другим темам, связанным с концепцией мероприятия.
Материалы для творческой деятельности: подготовка сценария для театрализованного выступления, стихов, рассказов, загадок и другой литературы, связанной с патриотизмом.
3. Материально-технические ресурсы
- Проектор или экран для показа мультфильмов и презентаций о Великой Отечественной войне.
– Музыкальная колонка для воспроизведения патриотических песен и стихов.
- Мягкие игрушки или куклы, представляющие солдат и героев, для ролевых игр.
4. Информационные ресурсы
Интернет-ресурсы: используются для поиска дополнительной информации, разработки сценария, подбора музыкального сопровождения, а также для обмена опытом с коллегами.
Все перечисленные ресурсы обеспечивают основу для успешной реализации мероприятия. Их грамотное сочетание и продуманное применение позволят достичь поставленной цели и задач, а именно сформировать у детей патриотические чувства, уважение к истории и культуре своей страны, а также развить важные личностные качества, такие как ответственность, уверенность в себе и стремление к активной гражданской позиции.
Используемая литература:
1. Книги и рассказы о Великой Отечественной войне:
- "Сказки о войне" (сборник детских рассказов о героях войны).
- "Дедушка, расскажи мне о войне" (книга для детей, в которой простым языком рассказывается о событиях войны и подвигах солдат).
- "Победа" (иллюстрированная книга о празднике 9 мая и его значении).
– Патриотический альбом «Нет в России семьи такой, гдеб не памятен был свой герой» (альбом с фотографиями и историями участников ВОВ, СВО), который был сделан в ходе проекта. к 80-летию Победы, совместными усилиями воспитателей и родителей.
2. Стихи и песни:
- Стихи о войне и мире, адаптированные для детей ( произведения Юрия Дружкова, Сергея Михалкова).
- Патриотические песни в детских версиях ( "День Победы", "Катюша").
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов ДОУ
Данную методическую разработку могут использовать воспитатели и музыкальные руководители в работе с детьми старшего дошкольного возраста
2. Основная часть
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия «Воспитываем будущего патриота».
Подготовка воспитательного мероприятия требует тщательной проработки каждого этапа.
Этапы подготовки мероприятия
1. Выбор темы
Тема мероприятия должна соответствовать целям патриотического воспитания и быть понятной для детей данного возраста. В данном случае тема мероприятия связана с патриотизмом, любовью к Родине и уважительному отношению к прошлому.
2. Подбор материала
Подготовьте материалы, соответствующие возрасту детей: картинки, фотографии, книги, аудиозаписи, видеоролики. Используйте красочные иллюстрации, чтобы привлечь внимание детей и вызвать интерес к теме.
3. Разработка заданий и вопросов
Задания должны быть интересными и разнообразными: викторины, загадки, творческие задания. Вопросы должны быть простыми и понятными, чтобы дети могли легко на них ответить.
4. Проведение бесед с детьми
Темы бесед:
- «Дни боевой славы» — рассказ о значимых битвах и событиях (воспитатель).
- «Героями не рождаются, героями становятся». (встреча с участником СВО).
- «Наши бабушки и дедушки» — воспоминания о пожилых членах семьи и их вкладе в историю, беседа с родственниками, которые могут рассказать о Великой Отечественной Войне.
- «Наша Родина — Россия» — обсуждение природных красот, культурных особенностей и достижений страны, беседа с воспитателем.
5. Чтение стихотворений и рассказов
Подберите произведения, которые расскажут детям о подвигах, героизме и любви к Родине. Можно использовать стихи и рассказы отечественных авторов, таких как Сергей Михалков, Агния Барто, Лев Кассиль.
6. Организация игр
Игра-путешествие «Широка страна моя родная». Поможет детям узнать больше о географическом разнообразии России. Другие игры могут включать элементы соревновательности и сотрудничества, что способствует развитию командного духа.
7. Экскурсии и посещения
Визиты в Самбекскую сельскую библиотеку позволяют расширить кругозор детей и познакомить их с литературой о Родине. Экскурсия «Люби и знай родной свой край» поможет детям лучше понять и полюбить окружающую среду.
8. Работа с родителями
Круглый стол «Воспитать патриота и гражданина» объединит усилия педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания.
9. Оформление помещения
Спортивный зал украшается тематическими декорациями, флагами, плакатами. Выставляются детские рисунки и поделки на тему мира и против войны.
Затем происходит проведение самого мероприятия, в котором активно участвуют дети, воспитатель, а также родители.
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта, карта мероприятия и др.)
Ход мероприятия:
1. Введение
- Воспитатель собирает детей в круг и рассказывает о значении праздника 80-летия Победы. Используются простые и доступные для понимания слова. Например: "Сегодня мы будем говорить о том, как наши деды и бабушки защищали нашу страну, чтобы мы могли жить в мире и радости."
2. Игровая разминка "Герои войны".
- Дети делятся на группы и получают карточки с изображениями известных героев войны (например, маршал Жуков, летчик Покрышкин). Каждая группа рассказывает о своем герое, используя простые факты. Воспитатель помогает с информацией и задает вопросы, чтобы дети могли лучше понять значение этих людей.
3. Творческая мастерская "Наши символы".
- Дети создают поделки, символизирующие Победу: звезды, георгиевские ленточки, рисунки с изображением солдат. Воспитатель объясняет, что эти символы напоминают нам о мужестве и героизме. Работы можно выставить на стенд в группе.
4. Физминутка «Победа!»
Мы празднуем Победу! (Шагают на месте)
Салют! Салют! Салют! (Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем)
Кругом цветы весенние (Руки на пояс, повороты туловища)
Цветут, цветут, цветут! (Руки развести в стороны)
Все люди пляшут, празднуют, (Приседания с выставлением ног вперёд)
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные (Вдох, круговое движение руками, изображая
Живут, живут, живут! земной шар)
5. Игра "Патриотические песни".
- Воспитатель включает детские версии известных патриотических песен (таких как "День Победы" или "Катюша"). Дети поют вместе, а воспитатель объясняет, о чем эти песни и почему они важны для нашей страны. Это поможет детям почувствовать связь с историей и понять, как музыка может передавать чувства и эмоции.
6. Заключительная часть "Память о героях".
- Воспитатель собирает детей снова в круг и предлагает каждому поделиться, что они узнали нового о своих героях и какие символы они сделали. Это время для обсуждения, где каждый может высказать свои мысли и чувства. Воспитатель подчеркивает, что память о героях важна, и что мы должны всегда помнить о тех, кто защищал нашу страну.
7. Завершение мероприятия.
- Воспитатель благодарит детей за участие и предлагает им подумать о том, как они могут проявлять патриотизм в повседневной жизни, например, уважая старших, помогая другим и заботясь о своей стране.
Воспитатель предлагает детям после мероприятия сделать рисунки или вымышленные письма к тем, о ком они узнали, или к своим собственным дедушкам и бабушкам, которые участвовали в войне, участникам СВО. Дети могут украсить свои письма наклейками, чтобы сделать их более личными и выразительными.
Воспитатель подчеркивает, что такие письма помогают нам не только помнить о прошлом, но и передавать эту память будущим поколениям. Таким образом, мероприятие «Воспитываем будущего патриота» не только познакомит детей с историей и героями Великой Отечественной войны, но и поможет развивать у них чувство ответственности за свою страну и уважение к ее истории. Важно, чтобы дети не только узнали о героях, но и осознали, что каждый из них может внести свой вклад в будущее своей Родины.
Воспитательное мероприятие «Воспитываем будущего патриота» направлено на формирование у детей чувства гордости за свою страну и уважения к истории. В ходе мероприятия дети узнают о героях Великой Отечественной войны, создают символические поделки и поют патриотические песни.
Воспитатель подчеркивает, что патриотизм проявляется в повседневных действиях и уважении к традициям.
Мероприятие способствует развитию ответственности за будущее Родины!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад Оркестр учит и воспитывает
Размышления о работе с детским оркестром русских народных инструментов...
Родительское собрание "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"
Данную разработку можно тспользовать на родительском собрании в начальных классах....
Что воспитывает детский сад
Понятно, что основы социального поведения закладываются в родительском доме. При встречах с другими, в детском саду или в спортивной школе, к ним добавляется новое качество: дети учатся вливаться в гр...

Статья 8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского Великий советский педагог — о том, как учить и воспитывать детей.
Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал ог...

Нужно ли воспитывать взрослых людей?
Статья посвещена необходимости воспитания взрослых. Обосновывается важность этого процесса. Даны ссылки на соответствующие труды....

«Готовим профессионала - воспитываем патриота»
Статья "Гтовим профессионала, воспитываем патриота" - о патриотическом воспитании студентов колледжа (из опыта работы)...

