Способы организации внеклассной работы по дисциплине «География»
статья
В условиях современного развития системы СПО и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения на уроке в аудитории, но и от организации внеклассной работы по дисциплине.
Внеклассная работа по географии имеет без преувеличения великое значение. Географическая любознательность студентов из-за ограниченного времени (даже при большом мастерстве преподавателя) не может быть удовлетворена на уроках. За пределами круга знаний, определенного учебной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Поэтому для многих обучающихся, проявляющих повышенный интерес к географии, внеклассная работа является дополнением к учебным занятиям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Гуковский строительный техникум»
ДОКЛАД
Способы организации внеклассной работы
по дисциплине «География»
Преподаватель:
Енгоян Эрнест Юрьевич
2025 г.
В условиях современного развития системы СПО и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения на уроке в аудитории, но и от организации внеклассной работы по дисциплине.
Внеклассная работа по географии имеет без преувеличения великое значение. Географическая любознательность студентов из-за ограниченного времени (даже при большом мастерстве преподавателя) не может быть удовлетворена на уроках. За пределами круга знаний, определенного учебной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Поэтому для многих обучающихся, проявляющих повышенный интерес к географии, внеклассная работа является дополнением к учебным занятиям.
Главной особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными учебными дисциплинами, а именно: биология, история, физика, химия, литература и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции, которая позволяет формировать у обучающихся обобщенные мировоззренческие идеи.
При этом доля самостоятельной работы обучающихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но для того, чтобы внеклассная работа не была похожа на урок, нужно использовать разнообразные формы и методы организации этих занятий.
Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:
- повышение качества географических знаний и умений студентов;
- интеллектуальный и эмоциональный настрой студентов, направленный на повышение интереса к занятиям в аудитории и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
- рост самостоятельности студентов во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение общего уровня культуры студентов.
Анализ и обобщение богатого педагогического опыта показывает, что наиболее востребованными формами внеурочной деятельности по географии являются:
1. Мероприятия соревновательного характера, в том числе в Интернет-конкурсах.
2. Конференции.
3. Неделя географии.
4. Экскурсионно-туристическая работа.
При этом каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Например, конкурсы на знатока географии « Гео-графы и гео-графини», лучшую стенную газету, символ географии, чтеца на географическую тематику «Литературная география», мини-проектов, экскурсионных проектов.
Среди мероприятий соревновательного характера важно отметить Дни здоровья, когда проходят состязания между учебными группами по туристической технике (установка и сбор палатки, разжигание костра, переход по «кочкам», «маятник» и т.д.), ориентированию на местности (поиск контрольных пунктов в окрестностях учебного учреждения с помощью карты местности, ответы на вопросы на каждом контрольном пункте), эколого-краеведческая викторина, конкурс туристических песен, газет, укладка рюкзака.
Основой учебно-исследовательской деятельности обучающихся являются конференции. Данная форма работы позволяет в большей степени индивидуализировать работу студента, придать ей личностный характер, усилить самостоятельное проявление способностей и интересов. В процессе её подготовки обучающиеся на основе широкого круга источников готовят доклады, сообщения, презентации. Так, например, презентации «Агропромышленный комплекс Ростовской области», «Традиции и обычаи народов Донского края», «Экология Дона» и другие.
Особенностью данного способа внеклассной работы является то, что она ставит преподавателей и обучающихся в положение исследователей. Поэтому обязательной частью является сотворчество преподавателя и студента. Исследовательская работа выводит обучающихся за рамки урока, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к жизни, формирует социальную позицию «Я – исследователь».
Весьма популярной массовой формой внеурочной деятельностью является Неделя географии: так как предполагает участие в ней широкого контингента обучающихся. Преподаватель планирует игры, конкурсы, выставки викторины и другие мероприятия, их тематику, выбирает учебные группы, которые будут в них принимать участия, время и место проведения. За несколько недель на одном из уроков географии сообщается студентам о времени проведения Недели географии в учебном заведении и о тех мероприятиях, в которых они могут принять участие или прийти посмотреть. Заранее рассказывается о правилах игры и учебным группам даётся задание, чтобы обучающиеся могли готовиться к конкурсам.
Для проведения Недели географии создается организационная группа: ведущие игр, конкурсов, помощники ведущего, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие, которые сначала помогут учителю в подготовке, а затем и в проведении недели географии. Они готовят все необходимое: оборудование, реквизит и многое другое.
Заблаговременно, до начала мероприятия, вывешивается план проведения Недели географии, чтобы классные руководители ознакомились с мероприятиями, а по возможности могли привести свою учебну. на игру
Одна из форм проведения внеурочной работы может быть экскурсионно-туристическая работа. Под экскурсией подразумевается любой выход в природу с учебной целью, независимо от того, на какое расстояние придётся идти, на какое время и когда. Поэтому экскурсией в природу одинаково будет являться и выход за город на геологический памятник природы, и в ближайший сквер к гранитному постаменту памятника, и на улицы города (наблюдение за каменным убранством домов и т.д.).
Во время экскурсий происходит накопление у студентов образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения.
С развитием компьютерных технологий обучающиеся имеют возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в Интернет, а также сравнить результаты своих наблюдений полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проекты на компьютере.
География — единственная учебная дисциплина, формирующая у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящая их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Именно поэтому, для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как её содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать внеурочную деятельность в самых разнообразных формах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогообложение
Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогобложение для специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

Методические материалы для организации внеклассной работы по немецкому языку в системе СПО
Методические материалы для организации внеклассной работы по немецкому языку в системе СПО позволяют совершенствовать умения и навыки иноязычной речи студентов в более свободной от обязательной учебно...

Сборник для самостоятельной работы по дисциплине "География"
Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения...
Организация внеклассной работы в техникуме на примере музейной деятельности
На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки граж...

Сербия: учебно-исследовательская работа по дисциплине "География", студентка группы 617-А Бурмак Яна
Сербия: учебно-исследовательская работа по дисциплине "География", студентка группы 617-А Бурмак Янаруководитель Смирнов А.В., кандидат психологических наукГАПОУ "Бугульминский машиностроиттельный тех...

Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство формирования коммуникативной компетенции
Статья на тему "Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство формирования коммуникативной компетенции"...
