ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ
статья

Виктория Александровна Рудева

АНОТАЦИЯ

Проблема эффективного управления деятельностью педагогов в профессиональном образовании, особенно в контексте его стремительной цифровизации, является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день.  Повышение качества подготовки специалистов напрямую зависит от того, насколько эффективно организован процесс обучения и насколько адекватно используется потенциал современных технологий.  Неэффективное управление приводит к снижению мотивации педагогов, недостаточному использованию инновационных методик и, как следствие, к снижению качества образования.  В последние годы наблюдается активное внедрение новых методологий управления, основанных на принципах цифровизации.  Эти методологии предполагают не только использование цифровых инструментов, таких как электронные журналы, системы дистанционного обучения и платформы для онлайн-взаимодействия, но и коренное изменение подходов к планированию, контролю и анализу образовательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ

Рудева Виктория Александровна студентка группы 13ЭПО-маг (преподаватель спец. дисциплин ОГАПОУ Белгородского строительного колледжа)

Руководитель: Гордиенко Ирина Владимировна к.п.н., доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин

АНОТАЦИЯ

Проблема эффективного управления деятельностью педагогов в профессиональном образовании, особенно в контексте его стремительной цифровизации, является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день.  Повышение качества подготовки специалистов напрямую зависит от того, насколько эффективно организован процесс обучения и насколько адекватно используется потенциал современных технологий.  Неэффективное управление приводит к снижению мотивации педагогов, недостаточному использованию инновационных методик и, как следствие, к снижению качества образования.  В последние годы наблюдается активное внедрение новых методологий управления, основанных на принципах цифровизации.  Эти методологии предполагают не только использование цифровых инструментов, таких как электронные журналы, системы дистанционного обучения и платформы для онлайн-взаимодействия, но и коренное изменение подходов к планированию, контролю и анализу образовательного процесса.

Ключевые слова: управление деятельностью педагогов, цифровизация профессионального образования, эффективность обучения, современные технологии, цифровая среда управления, цифровая грамотность, психолого-педагогические аспекты, оценка эффективности, Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», информационная инфраструктура, электронный документооборот, система онлайн-обучения, адаптивное обучение, информационные технологии в педагогике.

Созданная на основе принципов цифровизации новая база данных, содержащая информацию о результатах обучения, позволяет осуществлять мониторинг эффективности работы педагогов, выявлять проблемные области и корректировать образовательные траектории.  Однако, простое внедрение новых технологий не гарантирует успеха.  Критическим фактором является формирование в образовательной организации полноценной цифровой среды управления, которая охватывает все аспекты деятельности педагогов – от планирования уроков и разработки учебных материалов до оценки результатов обучения и профессионального развития.  Эта среда должна быть интегрированной, удобной в использовании и обеспечивать бесшовный переход между различными цифровыми инструментами.

Многие исследователи, включая таких авторитетных специалистов, как В.П. Беспалько, Г.А. Бордовский, Е.А. Гнатышина, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Н. Майоров, В.М. Монахов, А.К. Маркова, Г.Н. Сериков, Т.И. Шамова и Е.В. Яковлев, уделяли значительное внимание проблемам управления в образовании.  Их работы освещают различные аспекты управления образовательными организациями, от стратегического планирования до организации учебного процесса на уровне отдельного педагога.  Однако, цифровизация существенно меняет контекст этих исследований, требуя переосмысления традиционных подходов и разработки новых моделей управления, учитывающих специфику цифровых технологий.[1]

Например, в условиях цифровизации особую актуальность приобретает проблема обеспечения цифровой грамотности педагогов.  Недостаточная компьютерная грамотность и отсутствие навыков работы с современными цифровыми инструментами могут стать серьезным препятствием для эффективного внедрения инновационных технологий.  Поэтому, необходимо предоставлять педагогам доступ к профессиональному развитию в области цифровых технологий, организовывать специализированные курсы и тренинги, создавать специальные сообщества для обмена опытом и поддержки коллег.

Кроме того, важно учитывать психолого-педагогические аспекты внедрения цифровых технологий.  Необходимо обеспечить комфортную и безопасную цифровую среду, которая не приведет к перегрузке педагогов и не снизит качество их работы.  Необходимо также учитывать индивидуальные особенности педагогов, их стиль работы и предпочтения при выборе цифровых инструментов.

Еще одним важным аспектом является разработка системы оценки эффективности использования цифровых технологий в образовательном процессе.  Эта система должна быть объективной, прозрачной и позволять оценивать, как эффективность использования конкретных инструментов, так и влияние цифровизации на качество обучения в целом.  Необходимо разрабатывать специальные индикаторы, позволяющие измерить уровень цифровой компетентности педагогов, качество разработанных ими учебных материалов, и уровень достижения обучающимися планируемых результатов.

Эффективное управление деятельностью педагогов в условиях цифровизации профессионального образования требует комплексного подхода, охватывающего все аспекты образовательного процесса.  Это включает в себя разработку и внедрение новых методологий управления, формирование цифровой среды управления, обеспечение цифровой грамотности педагогов, учет психолого-педагогических аспектов и разработку системы оценки эффективности.  Только интегрированный подход позволит достичь целей цифровизации и повысить качество подготовки специалистов в системе профессионального образования.  Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку конкретных моделей управления, адаптированных к специфике различных образовательных организаций и учебных дисциплин.  Также важно учитывать индивидуальные нужды и возможности педагогов, чтобы обеспечит их активное участие в процессе цифровизации и предотвратить возникновение сопротивления нововведениям.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» – это масштабная государственная программа, призванная коренным образом трансформировать российскую систему образования, сделав её более доступной, эффективной и привлекательной для всех участников образовательного процесса. Начавшись с постепенного внедрения компьютеров в школы в 90-х годах и появления первых электронных дневников и прототипов образовательных платформ в 2000-х, цифровизация образования сегодня выходит на принципиально новый уровень. [2]

 Проект «Цифровая образовательная среда» – это не просто обновление технической базы, а комплексная стратегия, направленная на интеграцию цифровых технологий во все аспекты обучения и управления образовательными учреждениями.

Ключевая цель проекта – обеспечение качественного образования для каждого ученика, независимо от места проживания. Это означает устранение цифрового неравенства между городскими и сельскими школами, обеспечение доступа к высокоскоростному интернету и современным информационным ресурсам даже в самых удалённых уголках страны.

Для достижения этой цели планируется не только оснащение школ и вузов современным оборудованием (компьютерами, интерактивными досками, проекторами, высокоскоростным интернетом), но и создание единой цифровой инфраструктуры, связывающей все образовательные учреждения в единую сеть. Эта сеть будет включать в себя не только платформы для онлайн-обучения, но и систему межведомственного взаимодействия, обеспечивающую обмен данными между школами, вузами, органами управления образованием и другими заинтересованными сторонами.

Проект предполагает внедрение современных электронных образовательных ресурсов, таких как электронные учебники, интерактивные тренажеры, виртуальные лаборатории и библиотеки. Особое внимание уделяется разработке и внедрению персонализированных образовательных траекторий, учитывающих индивидуальные особенности каждого ученика. Это позволит оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность и мотивацию учащихся. Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс также рассматривается как перспективное направление, позволяющее автоматизировать рутинные задачи, обеспечивать обратную связь и адаптивное обучение. Система автоматического оценивания знаний с применением AI позволит учителям сфокусироваться на индивидуальной работе со студентами. Однако, техническое оснащение – лишь часть задачи.

Проект «Цифровая образовательная среда» включает в себя масштабную программу повышения квалификации педагогических кадров. Учителя будут проходить обучение по использованию новых цифровых инструментов, разработке электронных курсов и реализации инновационных методик преподавания. Будут созданы специальные центры профессиональной переподготовки, онлайн-курсы и методические пособия, помогающие педагогам освоить новые технологии и эффективно использовать их в своей работе. Особое внимание будет уделено формированию у учителей цифровой грамотности и навыков работы с современными образовательными платформами. Кроме того, проект предполагает развитие системы электронного документооборота, автоматизацию отчетности, создание единых баз, данных об образовательных ресурсах и достижениях учащихся. Это позволит упростить административную работу образовательных учреждений, повысить прозрачность и эффективность управления образовательным процессом.

Внедрение системы электронных журналов и дневников обеспечит родителям оперативный доступ к информации об успеваемости своих детей. Все эти меры направлены на создание удобной и эффективной образовательной среды, которая будет способствовать повышению качества образования и конкурентоспособности российской системы образования на мировом уровне. [3]

К 2026 году планируется обеспечить доступ к современным цифровым технологиям в более чем 30 000 школах и вузах по всей стране, однако, проект рассчитан на долгосрочную перспективу и предполагает постоянное развитие и совершенствование цифровой инфраструктуры и образовательных ресурсов. Внедрение проекта также должно сопровождаться регулярным мониторингом эффективности и внесением корректировок в стратегию развития в соответствии с изменяющимися потребностями общества и достижениями в области информационных технологий.

Что должно быть в учреждении

Какие проблемы решает

Официальный сайт

Позволяет публиковать электронные учебники, рассказывать о предстоящих мероприятиях, достижениях или важных изменениях в работе.

Электронный журнал

Помогает отслеживать результаты учеников и просматривать домашние задания с любого устройства.

Система электронного документооборота

Оптимизирует сбор, хранение и обработку документов.

Система онлайн-обучения (LMS)

Позволяет учиться дистанционно, если ученик не может посещать занятия.

Можно следить, какие темы даются ученикам легче, а какие — сложнее. Система будет автоматически собирать отчёт об изученных курсах и отправлять их преподавателю

Программа для создания курсов и контента

Даёт возможность создавать задания и тесты в электронном виде и пере вводить учебные материалы в онлайн-формат.

Корпоративный портал

Помогает составлять учебные планы, расписание уроков.

На портале можно создать библиотеку учебных материалов для преподавателей.

Эти компоненты помогут разгрузить преподавателей, а также увеличить вовлеченность в обучение, дополнив задания доступными и интересными курсами.

В Российской Федерации в настоящее время активно внедряются разнообразные проекты, призванные создать благоприятную почву для прогресса цифровой экономики. Это, в свою очередь, укрепляет позиции страны на мировой арене, улучшает качество жизни населения, стимулирует экономический рост и укрепляет национальную независимость. Ключевым документом является «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Приоритетным является проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», реализуемый в рамках государственной программы «Развитие образования». Целью проекта является обеспечение доступности качественного образования для граждан всех возрастов и социальных слоев с использованием передовых информационных технологий. [4]

Технологии, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни, стали неотъемлемой частью современного общества. Информатизация общества влечет за собой значительные изменения в педагогике, требуя адаптации содержания и методов обучения. Новые подходы должны соответствовать техническим возможностям и способствовать гармоничной интеграции человека в информационное пространство.

Применение современных информационных технологий является необходимым условием для разработки более эффективных образовательных методик. Информационные технологии играют ключевую роль, поскольку они повышают мотивацию учащихся, экономят время и обеспечивают наглядность, что облегчает понимание и усвоение учебного материала.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Беликов, В.А. Цифровизация управления профессиональным образованием в современных социально-экономических условиях / В.А. Беликов, П.Ю. Романов, С.Р. Худайбердина, Г.В. Токмазов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3(35). — С. 56–65.

2. Гнатышина, Е.А. Организация образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях цифровой экономики / Е.А. Гнатышина, О.Ю. Леушканова // Экономика образования. — 2021. — № 1(122). — С. 48–56.

3. Кузьменко, Н.И. Инклюзивное профессиональное образование в условиях его цифровизации // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4(28). — С. 138–140. 83.

4. Мавлютова, Г.А. Цифровизация в высшем учебном заведении / Г.А. Мавлютова // Экономическая безопасность и качество. — 2018. — № 3(32). — С. 5–7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие цифровой образовательной среды и экономики знаний

Электронное обучение влилось в состав цифровой коалиции и представляется  одним из системообразующих звеньев. В статье показаны формулировки и представление о цифровой образовательной среде в Рос...

Презентация: Методы и технологии организации цифровой образовательной среды

В условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение остро встал вопрос о переносе преподаваемых дисциплин в форму онлайн-курса. Необходима была такая организация и построение курса, чтобы интер...

Цифровая образовательная среда (ЦОС)

ПЛАН- Цели глобальной модернизации в системе образования- Характеристика одной из моделей информатизации образования - СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ- Заключение...

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...

«Применение инструментов цифровой образовательной среды на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

В презентации представлен опыт использования инструментов цифровой образовательной среды на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности....

Создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования

В статье рассмотрены вопросы  применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, а также  использования интерактивных электронных образовательных ресур...

Современная цифровая образовательная среда - новые возможности для современного учителя

Сегодня качественное образование включает в себя гармоничное сочетание традиционного обучения с применением передовых технологий. Использование новых цифровых ресурсов в преподавании является одним из...