Методическая разработка "Основные этапы работы по ВДОП технической направленности «Юный водитель» в составе рабочей группы для реализации творческого проекта «Открытая педагогическая мастерская»,
методическая разработка

Славная Алина Яковлевна

Вашему вниманию представлены основные этапы работы по внесению вариативных компонентов в  дополнительную образовательную программу технической направленности «Юный водитель» для обучающихся 14-18 летнего возраста, построенная на основе индивидуализации образовательных траекторий, обновления технологий и содержания образовательного процесса и разработанная педагогом дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района ИУЦ «Автоград» Славной А.Я. в процессе работы в составе рабочей группы для реализации творческого проекта «Открытая педагогическая мастерская», в рамках сетевого взаимодействия с Федеральной инновационной площадкой Государственного бюджетное учреждения дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района.

В работе представлены  основные этапы работы по проектированию ВДОП в формате ЧЕК-ЛИСТа по проектированию вариативной ДОП.

Целю программы «Юный водитель» является, как

Получение основ теоретических знаний и практических умений по обслуживанию и управлению автомобилем;

В качестве вариативного компонента программы выбрана ее ориентация на выявление и поддержку детей с выдающимися способностями в сфере автотранспортных технологий.  

Для максимального раскрытия их потенциала реализуется дифференцированный подход, включающий разработку индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Вашему вниманию представлена вариативная дополнительная образовательная программа технической направленности «Юный водитель» для обучающихся 14-18 летнего возраста, построенная на основе индивидуализации образовательных траекторий, обновления технологий и содержания образовательного процесса и разработанная педагогом дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района ИУЦ «Автоград» Славной А.Я. в процессе работы в составе рабочей группы для реализации творческого проекта «Открытая педагогическая мастерская», в рамках сетевого взаимодействия с Федеральной инновационной площадкой Государственного бюджетное учреждения дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района.

Рассмотрим основные этапы работы по проектированию ВДОП, представленные в формате ЧЕК-ЛИСТа по проектированию вариативной ДОП:

  1. Выбор программы для проектирования вариативной части (Юный водитель» с ИОМ для обучающихся с особыми образовательными потребностями);

  1. Выстраивание ИОМ с учетом категорий детей и их интересов (работа с одаренными детьми; использование практик наставничества).

  1. Определение "ТОЧЕК РОСТА" для модернизации программы в ее содержании и форме (основание вариативности: многолетняя практика работы с одаренными детьми; использования практик наставничества; фиксирование причин внесения изменений в ДОП: требование организации особого обучения, развития и воспитания обучающихся с более высокими образовательными возможностями, чем у остальных учащихся.

  1. Анализ потребностей и интересов целевой группы ВДОП (мониторинг запроса и потребностей детей и родителей на реализацию ВДОП).

  1. Формулировка актуальности и условий реализации ВДОП (корректировка пояснительной записки);

  1. Определение (корректировка) целей, задач, планируемых результатов программы (выявление технически одаренных детей для создания мотивации к последующему применению при освоении общепрофессиональных и специальных знаний и умений);

  1. Построение ИОМ (для одаренных детей предложен ИОМ с постепенным усложнением и углублением изучаемых тем, а также разработка проектно-исследовательского проекта по тематике «Основ автодела»);

  1. Коррекция методических материалов ВДОП (УМК) с учетом вариативности (выбор разделов программы для усложнения изучаемого материала с учетом выбора самого обучающегося, его индивидуальных возможностей и способностей);

  1. Размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в сети «Интернет» (с сохранением авторского права разработчика);

  1. Организация сбора и учёта мнений участников образовательного процесса

(итоговое анкетирования среди детей и родителей об удовлетворенности результативностью освоения ВДОП);

  1. Анализ и корректировка ВДОП с учетом мнений получателей о реализации

ВДОП (по итогам мониторинга);

  1. Организация взаимодействия с другими организациями и специалистами для

расширения возможностей реализации ВДОП (с возможностью привлечения новых партнеров).

Целю программы «Юный водитель» является, как

  • получение основ теоретических знаний и практических умений по обслуживанию и управлению автомобилем;
  • так и выявление технически одаренных детей для создания мотивации к дальнейшему обучению по направлению «автодело» и последующему их применению при освоении общепрофессиональных и специальных знаний и умений.

В качестве вариативного компонента программы выбрана ее ориентация на выявление и поддержку детей с выдающимися способностями в сфере автотранспортных технологий.  

Для максимального раскрытия их потенциала реализуется дифференцированный подход, включающий разработку индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).

Такая стратегия позволяет создать оптимальные условия для:

  • профессионального самоопределения обучающихся,
  • развития их ключевых компетенций
  • и углубленного освоения программы.

Программа предусматривает вариативность учебных планов для обучающихся с разным уровнем мотивации и способностей.

Одаренным детям предоставляется возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал в развивающей образовательной среде.

В рамках программы активно используются современные формы работы:

  • проектно-исследовательская деятельность,
  • система наставничества "педагог-обучающийся",
  • участие в профильных конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях.
  1. Проектно-исследовательская деятельность.

Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к автоделу, организована углублённая проектно-исследовательская работа, которая способствует:

  • развитию творческого потенциала,
  • самостоятельности
  • и навыков решения нестандартных задач.

В рамках этой деятельности обучающиеся выполняют индивидуальные проекты, связанные с изучением современных технологий, материалов и методов работы в области автодела.

Это позволяет им:

  • применить теоретические знания на практике,  
  • развить инженерное мышление, исследовательские компетенции,
  • удовлетворить потребности в самообразовании и получении дополнительных знаний, умений, навыков по изучаемой программе
  • и получить поддержку в профессиональном самоопределении в сфере автотранспортных технологий.

  1. Работа в системе наставничества "педагог-обучающийся".

В ИУЦ «Автоград» работа с одаренными обучающимися ведется рамках программы по наставничеству и осуществляется в соответствии с Положением о системе работы с одаренными детьми в ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб.
         Применяется форма наставничества: «Педагог – обучающийся», которая помогает талантливым амбициозным обучающимся развивать соответствующие навыки и компетенции, планировать свою карьеру.

         Условия работы по проектной деятельности в рамках ИОМ: Реализация проектно-исследовательской деятельности в рамках данной программы предполагает четкую структуру взаимодействия педагога и обучающихся, направленную на выявление и развитие потенциала каждого ребенка.

Работа строится на основе следующих этапов:

1. Организационный этап

  • Принятие решения об участии: 

В начале обучения педагог предлагает обучающимся принять решение о своем участии в проектно-исследовательской деятельности. Это позволяет учитывать личные интересы и готовность детей к такому формату работы.

  • Оценка уровня мотивации:

 В случае положительного решения обучающиеся проходят опросник для оценки уровня мотивации к исследовательской деятельности (Методика Реана) и заполняют мотивационную анкету.  Эти материалы позволяют педагогу оценить степень заинтересованности учеников и их готовность к выполнению проектных задач.

2. Диагностический этап:

  • Выявление учащихся с высокими образовательными возможностями:

В ходе реализации ДОП педагог проводит наблюдение за обучающимися, выявляя тех, кто демонстрирует более высокие образовательные способности, чем остальные. Для этого используется индивидуальная диагностика каждого ребенка (Дж.Рензулли и соавторы (1977) в адаптации Л.В.Поповой).

  • Целевое предложение занятий по ИОМ:

На основе результатов диагностики педагог предлагает таким детям участие в занятиях по ИОМ), где они могут углубить свои знания и навыки.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Образовательная программа и год обучения

«Юный водитель», 1 год обучения

Цель:

Подтверждение основ теоретических знаний и практических умений по обслуживанию и управлению велосипедом, мотоциклом и автомобилем для последующего применения при освоении общепрофессиональных и специальных знаний и умений

Задачи:

1.Закрепление системы знаний по обеспечению безопасности дорожного движения;

2. Углубление знаний по устройству автомобиля и его техническому обслуживанию.

3. Изучение Правил дорожного движения РФ.

4.Развитие творческого мышления на основе включения учащихся в различные виды деятельности.

5.Воспитание культуры поведения  и бесконфликтного поведения на дороге и в обществе.

Учебный год

Ф.И.О. педагога

Дата составления ИОМ и подпись педагога

ФИО родителя/ опекуна

Дата согласования ИОМ и подпись родителя/опекуна

Дата согласования ИОМ и подпись заместителя директора по УВР

3. Планирование индивидуальной траектории развития

  • Составление плана достижений: Для каждого обучающегося разрабатывается План достижений, который включает цели, задачи, сроки и критерии оценки результатов проектной деятельности.

План достижений на 202_-202_ г.

ФИО обучающегося:

Год обучения:

Конкурс/выставка/

олимпиада/соревнование и др.

Уровень

Сроки

Ожидаемый результат

Фактический результат

1

2

3

3

4

5

  • Формирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): 

Педагог составляет Индивидуальный план образовательного маршрута, учитывающий дополнительные знания по изучаемой программе, участие в конкурсах, фестивалях, проектах и акциях. Этот маршрут способствует развитию познавательного и творческого потенциала обучающихся, формированию компетенций и освоению новых навыков.

Индивидуальный план образовательного маршрута на 202…- 202… г.

ФИО обучающегося:

Год обучения:

Наименование
разделов и тем

Усложнение материала

Количество часов

Дата

Освоение*

Примечание**

Итого

*1 балл – не освоил, 2 балла – освоил частично; 3 балла – освоил полностью

**В графе «Примечание» делают пометки о причине неосвоения учебного материала и планируют пути их преодоления

4. Реализация проектной деятельности

  • Тематика проектов: Темы подбираются с учетом интересов, способностей и уровня подготовки учащихся.
  • Поддержка и сопровождение: Педагог оказывает методическую и консультационную помощь на всех этапах выполнения проекта, от формулирования проблемы до представления итоговых результатов.

5. Итоговый этап

  • Групповая диагностика: По итогам года педагог проводит групповую диагностику обучающихся для составления Карты отслеживания одаренных и способных детей спортивно-технической направленности. Это позволяет систематизировать данные о развитии учащихся и планировать дальнейшую работу с ними.

Карта отслеживания одаренных и способных детей спортивно-технической направленности

Группа №:
Педагог:

 Дата проведения:

ФИО

Показатели

1.

Творческая одаренность

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

Не боится пробовать что-то новое, делает несколько попыток при неудаче.

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов

Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

2.

Интеллектуальная одаренность

Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

Сумма

1– качество не выражено; 2 – качество слабо выражено; 3 – качество выражено в умеренной степени; 4 – качество выражено в сильной степени

35-40 баллов – высокий уровень способностей; 25-35 баллов - средний уровень; ниже 20 баллов – уровень способностей ниже среднего. 

  • Презентация результатов: Обучающиеся представляют результаты своей проектной деятельности на Региональном конкурсе проектов по безопасности дорожного движения и пожарной безопасности «Молодое поколение за безопасное будущее», Региональном Конкурсе проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения» и др., что способствует повышению их уверенности и мотивации.

Таким образом, работа по проектной деятельности в рамках ИОМ обеспечивает комплексный подход к развитию обучающихся, учитывая их индивидуальные особенности, интересы и образовательные потребности.

Такая система работы с одаренными обучающимися и обучающимися с особыми образовательными потребностями способствует:

  • углублению знаний и навыков,
  •  формированию лидерских качеств,
  • развитию социальной адаптации,
  • развитию мотивации,
  • интеллектуально-творческого потенциала обучающихся с особыми образовательными потребностями,
  • и профессиональной ориентации обучающихся.

В заключении своего выступления хочу отметить, что несмотря на многолетнюю выработанную и апробированную систему работы с одаренными обучающимися, реализуемую по программам «Юный водитель» и «Юный мотоциклист», участие в составе рабочей группы для реализации творческого проекта «Открытая педагогическая мастерская», позволило мне в процессе проведения работы по корректировке ВДОП с учетом вариативности, заново переосмыслить и скорректировать алгоритм действий системы работы по выявлению и поддержки детей с выдающимися способностями в сфере автотранспортных технологий.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

разработка и апробация вариативной образовательной программы «Юный водитель» в рамках участиЯ в реализации творческого проекта «Открытая педагогическая мастерская» Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб Славная Алина Яковлевна

Слайд 2

Основные этапы работы по проектированию ВДОП. ЧЕК-ЛИСТ по проектированию вариативной ДОП Выбор программы для проектирования вариативной части ; Выстраивание ИОМ с учетом категорий детей и их интересов; Определение "ТОЧЕК РОСТА" для модернизации программы; Анализ потребностей и интересов целевой группы ВДОП; Формулировка актуальности и условий реализации ВДОП; Определение (корректировка) целей, задач, планируемых результатов ВДОП; Построение ИОМ; Коррекция методических материалов ВДОП (УМК ); Размещение методических и дидактических материалов на электронных ресурсах; Организация сбора и учёта мнений участников образовательного процесса; Анализ и корректировка ВДОП с учетом мнений получателей о реализации ВДОП; Организация взаимодействия для расширения возможностей реализации.

Слайд 3

Получение основ теоретических знаний и практических умений по обслуживанию и управлению автомобилем. Вариативный компонент программы: Цель ДОП «Юный водитель»: Выявление технически одаренных детей для создания мотивации к дальнейшему обучению по направлению «автодело» и последующему их применению при освоении общепрофессиональных и специальных знаний и умений. Программа предусматривает вариативность учебных планов для обучающихся с разным уровнем мотивации и способностей.

Слайд 4

Позволяет создать оптимальные условия для: профессионального самоопределения обучающихся, развития их ключевых компетенций, реализации их творческого и интеллектуального потенциала в развивающей образовательной среде, углубленного освоения программы. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) Основные формы работы: проектно-исследовательская деятельность, система наставничества "педагог-обучающийся", участие в профильных конкурсах, олимпиадах и др. мероприятиях.

Слайд 5

I . Проектно-исследовательская деятельность Углублённая проектно-исследовательская работа способствует: развитию творческого потенциала, с амостоятельности, навыков решения нестандартных задач.

Слайд 6

индивидуальные проекты применение теоретических знаний на практике, развитие инженерного мышления, исследовательских компетенций, удовлетворение потребностей в самообразовании и получении дополнительных знаний, умений, навыков по изучаемой программе, поддержка в профессиональном самоопределении в сфере автотранспортных технологий. ( изучение современных технологий, материалов и методов работы в области автодела)

Слайд 7

II. Работа в системе наставничества "педагог-обучающийся " это практики наставничества без отрыва от учебы для дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанные с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций. Помогает талантливым амбициозным обучающимся развивать соответствующие навыки и компетенции, планировать свою карьеру. в соответствии с Положением о системе работы с одаренными детьми в ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга .

Слайд 8

Условия работы по проектной деятельности в рамках ИОМ предполагает четкую структуру взаимодействия педагога и обучающихся, направленную на выявление и развитие потенциала каждого ребенка. Этапы проектно-исследовательской деятельности: Организационный этап Диагностический этап Планирование индивидуальной траектории развития

Слайд 9

1. Организационный этап Принятие решения об участии в проектно-исследовательской деятельности Оценка уровня мотивации Опросник ( Методика Реана ) Мотивационная анкета

Слайд 10

2. диагностический этап Выявление учащихся с высокими образовательными возможностями ( индивидуальная диагностика Дж.Рензулли ) Целевое предложение занятий по ИОМ

Слайд 11

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Слайд 12

3 . Планирование индивидуальной траектории развития Составление плана достижений ( включает цели, задачи, сроки и критерии оценки результатов проектной деятельности) Формирование индивидуального образовательного маршрута ( ИОМ) (учитывает дополнительные знания по программе , участие в конкурсах, фестивалях, проектах и акциях )

Слайд 13

План достижений

Слайд 14

Индивидуальный план образовательного маршрута

Слайд 15

4. Реализация проектной деятельности Тематика проектов (темы подбираются с учетом интересов, способностей и уровня подготовки учащихся) Поддержка и сопровождение (педагог оказывает методическую и консультационную помощь на всех этапах выполнения проекта, от формулирования проблемы до представления итоговых результатов)

Слайд 16

5. Итоговый этап Групповая диагностика (для составления Карты отслеживания одаренных и способных детей спортивно-технической направленности) Презентация результатов проектной деятельности (Региональные конкурсы: проектов по БДД « Молодое поколение за безопасное будущее», проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения» и др.)

Слайд 17

Карта отслеживания одаренных детей Спортивно-технической направленности

Слайд 18

Работа по индивидуальному плану в системе наставничества, проектно-исследовательская деятельность Обучающиеся объединений «Юный мотоциклист», «Юный водитель»

Слайд 19

система работы с одаренными обучающимися и обучающимися с особыми образовательными потребностями способствует: углублению знаний и навыков, формированию лидерских качеств, развитию социальной адаптации , мотивации, интеллектуально-творческого потенциала обучающихся с особыми образовательными потребностями, профессиональной ориентации обучающихся.

Слайд 20

заключение Участие в составе рабочей группы для реализации творческого проекта «Открытая педагогическая мастерская», позволило мне в процессе проведения работы по корректировке ВДОП с учетом вариативности, заново переосмыслить и скорректировать алгоритм действий системы работы по выявлению и поддержки детей с выдающимися способностями в сфере автотранспортных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по реализации творческого проекта «Интеллектуал» в рамках месячника общеобразовательных дисциплин в техникуме

Данные методические рекомендации посвящены методике организации конкурса «Интеллектуал» в рамках месячника общеобразовательных дисциплин в образовательном учреждении среднего профессионального образо...

Система работы с одаренными обучающимися объединения "Юный водитель" на 2022-2023 учебный год ИУЦ "Автоград" ДДЮТ Московского района СПб.

В работе представлена система работы с одаренными обучающимися объединения "Юный волитель" на  2022-2023 учебный год ИУЦ "Автоград" ДДЮТ Московского района СПб....

Методическая разработка: "Вариативная дополнительная образовательная программа технической направленности «Юный водитель»

Вашему вниманию представлена вариативная дополнительная образовательная программа технической направленности «Юный водитель» для обучающихся 14-18 летнего возраста, разработанная ПДО ГБУ Д...

Календарно-тематический план на 2021-2022 уч. год по дисциплине ОГСЭ.05 История медицины для специальности 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования. В составе рабочей группы ГБПОУ ДЗМ «МК №2». 2021 г.

Календарно-тематический план на 2021-2022 уч. год по дисциплине ОГСЭ.05 История медицины для специальности 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования. В составе рабочей группы ГБПО...

Календарно-тематический план на 2021-2022 уч. год по дисциплине ОГСЭ.05 История медицины для специальности 34.02.01 Сестринское дело на базе среднего общего образования. В составе рабочей группы ГБПОУ ДЗМ «МК №2». 2021 г.

Календарно-тематический план на 2021-2022 уч. год по дисциплине ОГСЭ.05 История медицины для специальности 34.02.01 Сестринское дело на базе среднего общего образования. В составе рабочей группы ГБПОУ...