Методическая разработка "Основные этапы работы по ВДОП технической направленности «Юный водитель» в составе рабочей группы для реализации творческого проекта «Открытая педагогическая мастерская»,
методическая разработка
Вашему вниманию представлены основные этапы работы по внесению вариативных компонентов в дополнительную образовательную программу технической направленности «Юный водитель» для обучающихся 14-18 летнего возраста, построенная на основе индивидуализации образовательных траекторий, обновления технологий и содержания образовательного процесса и разработанная педагогом дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района ИУЦ «Автоград» Славной А.Я. в процессе работы в составе рабочей группы для реализации творческого проекта «Открытая педагогическая мастерская», в рамках сетевого взаимодействия с Федеральной инновационной площадкой Государственного бюджетное учреждения дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района.
В работе представлены основные этапы работы по проектированию ВДОП в формате ЧЕК-ЛИСТа по проектированию вариативной ДОП.
Целю программы «Юный водитель» является, как
Получение основ теоретических знаний и практических умений по обслуживанию и управлению автомобилем;
В качестве вариативного компонента программы выбрана ее ориентация на выявление и поддержку детей с выдающимися способностями в сфере автотранспортных технологий.
Для максимального раскрытия их потенциала реализуется дифференцированный подход, включающий разработку индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Вашему вниманию представлена вариативная дополнительная образовательная программа технической направленности «Юный водитель» для обучающихся 14-18 летнего возраста, построенная на основе индивидуализации образовательных траекторий, обновления технологий и содержания образовательного процесса и разработанная педагогом дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района ИУЦ «Автоград» Славной А.Я. в процессе работы в составе рабочей группы для реализации творческого проекта «Открытая педагогическая мастерская», в рамках сетевого взаимодействия с Федеральной инновационной площадкой Государственного бюджетное учреждения дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района.
Рассмотрим основные этапы работы по проектированию ВДОП, представленные в формате ЧЕК-ЛИСТа по проектированию вариативной ДОП:
- Выбор программы для проектирования вариативной части (Юный водитель» с ИОМ для обучающихся с особыми образовательными потребностями);
- Выстраивание ИОМ с учетом категорий детей и их интересов (работа с одаренными детьми; использование практик наставничества).
- Определение "ТОЧЕК РОСТА" для модернизации программы в ее содержании и форме (основание вариативности: многолетняя практика работы с одаренными детьми; использования практик наставничества; фиксирование причин внесения изменений в ДОП: требование организации особого обучения, развития и воспитания обучающихся с более высокими образовательными возможностями, чем у остальных учащихся.
- Анализ потребностей и интересов целевой группы ВДОП (мониторинг запроса и потребностей детей и родителей на реализацию ВДОП).
- Формулировка актуальности и условий реализации ВДОП (корректировка пояснительной записки);
- Определение (корректировка) целей, задач, планируемых результатов программы (выявление технически одаренных детей для создания мотивации к последующему применению при освоении общепрофессиональных и специальных знаний и умений);
- Построение ИОМ (для одаренных детей предложен ИОМ с постепенным усложнением и углублением изучаемых тем, а также разработка проектно-исследовательского проекта по тематике «Основ автодела»);
- Коррекция методических материалов ВДОП (УМК) с учетом вариативности (выбор разделов программы для усложнения изучаемого материала с учетом выбора самого обучающегося, его индивидуальных возможностей и способностей);
- Размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в сети «Интернет» (с сохранением авторского права разработчика);
- Организация сбора и учёта мнений участников образовательного процесса
(итоговое анкетирования среди детей и родителей об удовлетворенности результативностью освоения ВДОП);
- Анализ и корректировка ВДОП с учетом мнений получателей о реализации
ВДОП (по итогам мониторинга);
- Организация взаимодействия с другими организациями и специалистами для
расширения возможностей реализации ВДОП (с возможностью привлечения новых партнеров).
Целю программы «Юный водитель» является, как
- получение основ теоретических знаний и практических умений по обслуживанию и управлению автомобилем;
- так и выявление технически одаренных детей для создания мотивации к дальнейшему обучению по направлению «автодело» и последующему их применению при освоении общепрофессиональных и специальных знаний и умений.
В качестве вариативного компонента программы выбрана ее ориентация на выявление и поддержку детей с выдающимися способностями в сфере автотранспортных технологий.
Для максимального раскрытия их потенциала реализуется дифференцированный подход, включающий разработку индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
Такая стратегия позволяет создать оптимальные условия для:
- профессионального самоопределения обучающихся,
- развития их ключевых компетенций
- и углубленного освоения программы.
Программа предусматривает вариативность учебных планов для обучающихся с разным уровнем мотивации и способностей.
Одаренным детям предоставляется возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал в развивающей образовательной среде.
В рамках программы активно используются современные формы работы:
- проектно-исследовательская деятельность,
- система наставничества "педагог-обучающийся",
- участие в профильных конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях.
- Проектно-исследовательская деятельность.
Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к автоделу, организована углублённая проектно-исследовательская работа, которая способствует:
- развитию творческого потенциала,
- самостоятельности
- и навыков решения нестандартных задач.
В рамках этой деятельности обучающиеся выполняют индивидуальные проекты, связанные с изучением современных технологий, материалов и методов работы в области автодела.
Это позволяет им:
- применить теоретические знания на практике,
- развить инженерное мышление, исследовательские компетенции,
- удовлетворить потребности в самообразовании и получении дополнительных знаний, умений, навыков по изучаемой программе
- и получить поддержку в профессиональном самоопределении в сфере автотранспортных технологий.
- Работа в системе наставничества "педагог-обучающийся".
В ИУЦ «Автоград» работа с одаренными обучающимися ведется рамках программы по наставничеству и осуществляется в соответствии с Положением о системе работы с одаренными детьми в ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб.
Применяется форма наставничества: «Педагог – обучающийся», которая помогает талантливым амбициозным обучающимся развивать соответствующие навыки и компетенции, планировать свою карьеру.
Условия работы по проектной деятельности в рамках ИОМ: Реализация проектно-исследовательской деятельности в рамках данной программы предполагает четкую структуру взаимодействия педагога и обучающихся, направленную на выявление и развитие потенциала каждого ребенка.
Работа строится на основе следующих этапов:
1. Организационный этап
- Принятие решения об участии:
В начале обучения педагог предлагает обучающимся принять решение о своем участии в проектно-исследовательской деятельности. Это позволяет учитывать личные интересы и готовность детей к такому формату работы.
- Оценка уровня мотивации:
В случае положительного решения обучающиеся проходят опросник для оценки уровня мотивации к исследовательской деятельности (Методика Реана) и заполняют мотивационную анкету. Эти материалы позволяют педагогу оценить степень заинтересованности учеников и их готовность к выполнению проектных задач.
2. Диагностический этап:
- Выявление учащихся с высокими образовательными возможностями:
В ходе реализации ДОП педагог проводит наблюдение за обучающимися, выявляя тех, кто демонстрирует более высокие образовательные способности, чем остальные. Для этого используется индивидуальная диагностика каждого ребенка (Дж.Рензулли и соавторы (1977) в адаптации Л.В.Поповой).
- Целевое предложение занятий по ИОМ:
На основе результатов диагностики педагог предлагает таким детям участие в занятиях по ИОМ), где они могут углубить свои знания и навыки.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
ФИО ребенка:
Возраст ребенка:
Образовательная программа и год обучения | «Юный водитель», 1 год обучения |
Цель: | Подтверждение основ теоретических знаний и практических умений по обслуживанию и управлению велосипедом, мотоциклом и автомобилем для последующего применения при освоении общепрофессиональных и специальных знаний и умений |
Задачи: | 1.Закрепление системы знаний по обеспечению безопасности дорожного движения; 2. Углубление знаний по устройству автомобиля и его техническому обслуживанию. 3. Изучение Правил дорожного движения РФ. 4.Развитие творческого мышления на основе включения учащихся в различные виды деятельности. 5.Воспитание культуры поведения и бесконфликтного поведения на дороге и в обществе. |
Учебный год | |
Ф.И.О. педагога | |
Дата составления ИОМ и подпись педагога | |
ФИО родителя/ опекуна | |
Дата согласования ИОМ и подпись родителя/опекуна | |
Дата согласования ИОМ и подпись заместителя директора по УВР |
3. Планирование индивидуальной траектории развития
- Составление плана достижений: Для каждого обучающегося разрабатывается План достижений, который включает цели, задачи, сроки и критерии оценки результатов проектной деятельности.
План достижений на 202_-202_ г.
ФИО обучающегося:
Год обучения:
№ | Конкурс/выставка/ олимпиада/соревнование и др. | Уровень | Сроки | Ожидаемый результат | Фактический результат |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
- Формирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Педагог составляет Индивидуальный план образовательного маршрута, учитывающий дополнительные знания по изучаемой программе, участие в конкурсах, фестивалях, проектах и акциях. Этот маршрут способствует развитию познавательного и творческого потенциала обучающихся, формированию компетенций и освоению новых навыков.
Индивидуальный план образовательного маршрута на 202…- 202… г.
ФИО обучающегося:
Год обучения:
№ | Наименование | Усложнение материала | Количество часов | Дата | Освоение* | Примечание** |
Итого |
*1 балл – не освоил, 2 балла – освоил частично; 3 балла – освоил полностью
**В графе «Примечание» делают пометки о причине неосвоения учебного материала и планируют пути их преодоления
4. Реализация проектной деятельности
- Тематика проектов: Темы подбираются с учетом интересов, способностей и уровня подготовки учащихся.
- Поддержка и сопровождение: Педагог оказывает методическую и консультационную помощь на всех этапах выполнения проекта, от формулирования проблемы до представления итоговых результатов.
5. Итоговый этап
- Групповая диагностика: По итогам года педагог проводит групповую диагностику обучающихся для составления Карты отслеживания одаренных и способных детей спортивно-технической направленности. Это позволяет систематизировать данные о развитии учащихся и планировать дальнейшую работу с ними.
Карта отслеживания одаренных и способных детей спортивно-технической направленности
Группа №:
Педагог:
Дата проведения:
ФИО Показатели | |||||||
1. | Творческая одаренность | ||||||
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения. | |||||||
Не боится пробовать что-то новое, делает несколько попыток при неудаче. | |||||||
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов | |||||||
Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие. | |||||||
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. | |||||||
2. | Интеллектуальная одаренность | ||||||
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. | |||||||
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. | |||||||
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. | |||||||
Наблюдателен, любит анализировать события и явления. | |||||||
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. | |||||||
Сумма |
1– качество не выражено; 2 – качество слабо выражено; 3 – качество выражено в умеренной степени; 4 – качество выражено в сильной степени
35-40 баллов – высокий уровень способностей; 25-35 баллов - средний уровень; ниже 20 баллов – уровень способностей ниже среднего.
- Презентация результатов: Обучающиеся представляют результаты своей проектной деятельности на Региональном конкурсе проектов по безопасности дорожного движения и пожарной безопасности «Молодое поколение за безопасное будущее», Региональном Конкурсе проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения» и др., что способствует повышению их уверенности и мотивации.
Таким образом, работа по проектной деятельности в рамках ИОМ обеспечивает комплексный подход к развитию обучающихся, учитывая их индивидуальные особенности, интересы и образовательные потребности.
Такая система работы с одаренными обучающимися и обучающимися с особыми образовательными потребностями способствует:
- углублению знаний и навыков,
- формированию лидерских качеств,
- развитию социальной адаптации,
- развитию мотивации,
- интеллектуально-творческого потенциала обучающихся с особыми образовательными потребностями,
- и профессиональной ориентации обучающихся.
В заключении своего выступления хочу отметить, что несмотря на многолетнюю выработанную и апробированную систему работы с одаренными обучающимися, реализуемую по программам «Юный водитель» и «Юный мотоциклист», участие в составе рабочей группы для реализации творческого проекта «Открытая педагогическая мастерская», позволило мне в процессе проведения работы по корректировке ВДОП с учетом вариативности, заново переосмыслить и скорректировать алгоритм действий системы работы по выявлению и поддержки детей с выдающимися способностями в сфере автотранспортных технологий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные этапы работы по проектированию ВДОП. ЧЕК-ЛИСТ по проектированию вариативной ДОП Выбор программы для проектирования вариативной части ; Выстраивание ИОМ с учетом категорий детей и их интересов; Определение "ТОЧЕК РОСТА" для модернизации программы; Анализ потребностей и интересов целевой группы ВДОП; Формулировка актуальности и условий реализации ВДОП; Определение (корректировка) целей, задач, планируемых результатов ВДОП; Построение ИОМ; Коррекция методических материалов ВДОП (УМК ); Размещение методических и дидактических материалов на электронных ресурсах; Организация сбора и учёта мнений участников образовательного процесса; Анализ и корректировка ВДОП с учетом мнений получателей о реализации ВДОП; Организация взаимодействия для расширения возможностей реализации.
Получение основ теоретических знаний и практических умений по обслуживанию и управлению автомобилем. Вариативный компонент программы: Цель ДОП «Юный водитель»: Выявление технически одаренных детей для создания мотивации к дальнейшему обучению по направлению «автодело» и последующему их применению при освоении общепрофессиональных и специальных знаний и умений. Программа предусматривает вариативность учебных планов для обучающихся с разным уровнем мотивации и способностей.
Позволяет создать оптимальные условия для: профессионального самоопределения обучающихся, развития их ключевых компетенций, реализации их творческого и интеллектуального потенциала в развивающей образовательной среде, углубленного освоения программы. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) Основные формы работы: проектно-исследовательская деятельность, система наставничества "педагог-обучающийся", участие в профильных конкурсах, олимпиадах и др. мероприятиях.
I . Проектно-исследовательская деятельность Углублённая проектно-исследовательская работа способствует: развитию творческого потенциала, с амостоятельности, навыков решения нестандартных задач.
индивидуальные проекты применение теоретических знаний на практике, развитие инженерного мышления, исследовательских компетенций, удовлетворение потребностей в самообразовании и получении дополнительных знаний, умений, навыков по изучаемой программе, поддержка в профессиональном самоопределении в сфере автотранспортных технологий. ( изучение современных технологий, материалов и методов работы в области автодела)
II. Работа в системе наставничества "педагог-обучающийся " это практики наставничества без отрыва от учебы для дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанные с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций. Помогает талантливым амбициозным обучающимся развивать соответствующие навыки и компетенции, планировать свою карьеру. в соответствии с Положением о системе работы с одаренными детьми в ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга .
Условия работы по проектной деятельности в рамках ИОМ предполагает четкую структуру взаимодействия педагога и обучающихся, направленную на выявление и развитие потенциала каждого ребенка. Этапы проектно-исследовательской деятельности: Организационный этап Диагностический этап Планирование индивидуальной траектории развития
1. Организационный этап Принятие решения об участии в проектно-исследовательской деятельности Оценка уровня мотивации Опросник ( Методика Реана ) Мотивационная анкета
2. диагностический этап Выявление учащихся с высокими образовательными возможностями ( индивидуальная диагностика Дж.Рензулли ) Целевое предложение занятий по ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
3 . Планирование индивидуальной траектории развития Составление плана достижений ( включает цели, задачи, сроки и критерии оценки результатов проектной деятельности) Формирование индивидуального образовательного маршрута ( ИОМ) (учитывает дополнительные знания по программе , участие в конкурсах, фестивалях, проектах и акциях )
План достижений
Индивидуальный план образовательного маршрута
4. Реализация проектной деятельности Тематика проектов (темы подбираются с учетом интересов, способностей и уровня подготовки учащихся) Поддержка и сопровождение (педагог оказывает методическую и консультационную помощь на всех этапах выполнения проекта, от формулирования проблемы до представления итоговых результатов)
5. Итоговый этап Групповая диагностика (для составления Карты отслеживания одаренных и способных детей спортивно-технической направленности) Презентация результатов проектной деятельности (Региональные конкурсы: проектов по БДД « Молодое поколение за безопасное будущее», проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения» и др.)
Карта отслеживания одаренных детей Спортивно-технической направленности
Работа по индивидуальному плану в системе наставничества, проектно-исследовательская деятельность Обучающиеся объединений «Юный мотоциклист», «Юный водитель»
система работы с одаренными обучающимися и обучающимися с особыми образовательными потребностями способствует: углублению знаний и навыков, формированию лидерских качеств, развитию социальной адаптации , мотивации, интеллектуально-творческого потенциала обучающихся с особыми образовательными потребностями, профессиональной ориентации обучающихся.
заключение Участие в составе рабочей группы для реализации творческого проекта «Открытая педагогическая мастерская», позволило мне в процессе проведения работы по корректировке ВДОП с учетом вариативности, заново переосмыслить и скорректировать алгоритм действий системы работы по выявлению и поддержки детей с выдающимися способностями в сфере автотранспортных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по реализации творческого проекта «Интеллектуал» в рамках месячника общеобразовательных дисциплин в техникуме
Данные методические рекомендации посвящены методике организации конкурса «Интеллектуал» в рамках месячника общеобразовательных дисциплин в образовательном учреждении среднего профессионального образо...

Участие в составе рабочих групп по подготовке материалов для проведения процедуры профессионально-общественной аккредитации
Приказ 55-ОД от 21 февраля 2018г. "О создании рабочих групп"...

Участие в составе рабочих групп по подготовке материалов для проведения процедуры профессиональной общественной аккредитации
Приказ № 55-ОД от21.02.2018 "О создании групп .."...

Система работы с одаренными обучающимися объединения "Юный водитель" на 2022-2023 учебный год ИУЦ "Автоград" ДДЮТ Московского района СПб.
В работе представлена система работы с одаренными обучающимися объединения "Юный волитель" на 2022-2023 учебный год ИУЦ "Автоград" ДДЮТ Московского района СПб....

Методическая разработка: "Вариативная дополнительная образовательная программа технической направленности «Юный водитель»
Вашему вниманию представлена вариативная дополнительная образовательная программа технической направленности «Юный водитель» для обучающихся 14-18 летнего возраста, разработанная ПДО ГБУ Д...

Календарно-тематический план на 2021-2022 уч. год по дисциплине ОГСЭ.05 История медицины для специальности 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования. В составе рабочей группы ГБПОУ ДЗМ «МК №2». 2021 г.
Календарно-тематический план на 2021-2022 уч. год по дисциплине ОГСЭ.05 История медицины для специальности 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования. В составе рабочей группы ГБПО...

Календарно-тематический план на 2021-2022 уч. год по дисциплине ОГСЭ.05 История медицины для специальности 34.02.01 Сестринское дело на базе среднего общего образования. В составе рабочей группы ГБПОУ ДЗМ «МК №2». 2021 г.
Календарно-тематический план на 2021-2022 уч. год по дисциплине ОГСЭ.05 История медицины для специальности 34.02.01 Сестринское дело на базе среднего общего образования. В составе рабочей группы ГБПОУ...
