ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Учебно-методическое пособие по подготовке к демонстрационному экзамену для студентов педагогических учебных заведений (компетенция «Преподавание в младших классах»)
методическая разработка

Ишкова Ольга Ивановна

В учебно-методическом пособии представлен подробный анализ выполнения образца задания для демонстрационного экзамена по комплекту оценочной документации КОД 1.4 Модуль 2. Разработка паспорта проекта, включающего исследовательский этап проекта во внеурочной деятельности, рассмотрен вопрос использования цифровой лаборатории Labdisc ГЛОМИР в проектной исследовательской деятельности младших школьников.

 

Методическое пособие предназначено для студентов, преподавателей педагогических учебных заведений с целью подготовки к демонстрационному экзамену наименование компетенции «Преподавание в младших классах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_posobie_proekt.docx72.96 КБ

Предварительный просмотр:

ОБПОУ  «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Учебно-методическое пособие

по подготовке к демонстрационному экзамену

для студентов педагогических учебных заведений

(компетенция «Преподавание в младших классах»)

Исследовательская проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.  Учебно-методическое пособие по подготовке к демонстрационному экзамену для студентов педагогических учебных заведений (компетенция «Преподавание в младших классах»). – пос. Коммунар. 2022 – с.

В учебно-методическом пособии представлен подробный анализ выполнения образца задания для демонстрационного экзамена по комплекту оценочной документации КОД 1.4 Модуль 2. Разработка паспорта проекта, включающего исследовательский этап проекта во внеурочной деятельности, рассмотрен вопрос использования цифровой лаборатории Labdisc ГЛОМИР в проектной исследовательской деятельности младших школьников.

Методическое пособие предназначено для студентов, преподавателей педагогических учебных заведений с целью подготовки к демонстрационному экзамену наименование компетенции «Преподавание в младших классах»

Автор-составитель: преподаватель ОБПОУ Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова» О.И.Ишкова

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4Анализ образца задания для демонстрационного экзамена по комплекту

оценочной документации КОД 1.4…………………………………………………….5

Использования цифровой лаборатории Labdisc ГЛОМИР в проектной исследовательской деятельности младших школьников……………………………11

Критерии к разработке паспорта проекта…………………………………………….16

Список литературы ……………………………………………………………………17

Приложение…………………………………………………………………………….18

Введение

Для обеспечения новых рабочих мест квалифицированными кадрами выдвигаются задачи приведения структуры среднего профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Прохождение ГИА в форме демонстрационного экзамена согласно профессиональным стандартам позволяет формировать  у будущих специалистов в области начального образования готовность к самореализации в профессиональной деятельности, к применению знаний, умений, навыков и личностных качеств для успешной деятельности в определенной области, т.е. эффективно действовать на рынке труда.

В ФГОС НОО второго поколения включена Программа исследовательской и проектной деятельности, которая «направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий».

Выпускник по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» должен знать специфику исследовательской работы в начальной школе,  направляющую, стимулирующую и корректирующую роль учителя.

АНАЛИЗ ОБРАЗЦА ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО КОМПЛЕКТУ ОЦЕНОЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ КОД 1.4

Модуль 2. Разработка паспорта проекта, включающего исследовательский этап проекта во внеурочной деятельности

Цель: продемонстрировать умение разрабатывать паспорт проекта в начальной школе

Описание объекта: паспорт проекта.

Лимит времени на выполнение задания: 2 час 00 минут (участник использует материалы и оборудование, указанные в инфраструктурном листе).

Задание:

1. Определить тему проекта естественно-научного содержания в рамках заданной учебной темы (раздела), обосновать ее актуальность

2. Определить и сформулировать научный аппарат проекта: объект, цель, тип проекта (по содержанию, по организационной форме, по времени выполнения).

3. Определить этапы работы над проектом с указанием содержания деятельности, связанного с темой проекта.

4. Определить гипотезу, цель, методы исследования, содержание, ход и оборудование исследовательского этапа проекта.

5. Определить предполагаемый продукт проекта и его перспективы.

Внести данные в паспорт проекта

Примечание: Паспорт проекта разрабатывается без использования материалов сети Интернет.

Паспорт проекта

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

2

Тема проекта

3

Актуальность проекта

4

Объект исследования

5

Цель проекта

Для учителя:

Для ученика:

6

Тип проекта

по содержанию

по организационной форме

по времени выполнения

(согласно классификации А.И. Савенкова)

7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

8

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Гипотеза исследования

Методы исследования:

Оборудование для проведения исследования:

Ход исследования:

9

Продукт проекта

10

Перспектива проекта

Основные понятия

1. ТЕМА - отражает характерные черты проблемы, формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел.

Основные требования к теме исследовательской работы - новизна и актуальность (почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время).

Все темы исследовательских работ в начальной школе для младших школьников выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей. Главное, чтобы ребенок выбрал тему исследовательского проекта для проведения исследования по своим увлечениям и интересным направлениям деятельности. Это темы для учебных проектов о животных и птицах, о природе и растениях, цветах и семье.

Примерные темы исследовательских проектов для начальной школы естественно-научного содержания: Чудесное превращение гусеницы в бабочку, Кто предскажет нам погоду?, Выращивание кристалла из соли, Почему вода в небольших водоемах зеленая? и другие.

Главное: тема должна отвечать интересам и уровню подготовки обучающегося.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА - необходимость исследования данной темы. 

Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему необходимо решить проблему в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательского проекта. Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования. Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Формулировка актуальности проблемы может начинаться со слов:  Одной из наиболее актуальных проблем является... В настоящее время особую актуальность приобретает... Большим препятствием является... поэтому...- насущная задача Особое место занимает...  Огромную роль играет...

Главное: при определении актуальности проекта необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора его темы и проведения самого исследования.

3. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это что исследуется, это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности.

Примерные объекты исследования: магнитное поле, чипсы, Кавказские горы, организм человека, популярные газированные напитки и др.

Главное: обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

4. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - это желаемый конечный результат, который планирует достичь обучающийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта. 

Цель для учителя носит развивающий характер: развивать у обучающихся навыки учебно-исследовательской деятельности

Цель для обучающихся отражает тему проекта

Главное: умение грамотно формулировать цель исследовательского проекта позволит младшему школьнику в дальнейшем четко и в нескольких предложениях ставить перед собой различные цели и достигать их, за какое бы дело он не взялся.

5. ТИП ПРОЕКТА. В учебном процессе используются различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода (способа деятельности): исследовательские, творческие, практико- ориентируемые, информационные, игровые, учебные (согласно классификации А.И. Савенкова)

по способу деятельности

по организационной форме

по времени

выполнения

по содержанию

исследовательский

личностный

парный

групповой

краткосрочный

средней продолжи-тельности

долгосрочный

межпредметный

монопредметный

Главное: при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь обучающимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта.

6. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (ВКЛЮЧАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ), КРАТКОЕ ИХ ОПИСАНИЕ

1. Подготовительный этап – выбор темы исследования, выбор объекта и предмета изучения, определение цели, задач, выдвижение гипотезы исследования, составление плана, выбор методов.

2. Теоретический этап – сбор информации по исследуемой теме, работа с источниками информации, уточнение плана и методов исследования

3. Практический этап – мотивирование к исследовательской деятельности, актуализация опорных знаний, постановка проблемной ситуации, исследование, рефлексия деятельности.

4. Аналитический этап – обработка собранных материалов и полученных данных, изготовление продукта.

5. Презентационный этап – подготовка выступления к презентации проекта,  защита проекта.

6. Рефлексивный этап – анализ результатов работы.

На каждом этапе необходимо указать:

  • Задачи
  • Содержание деятельности обучающихся  
  • Содержание деятельности учителя
  • Результат

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учителя

Подготовительный этап

наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему исследования,

консультирует обучающихся при постановке цели, задач, гипотезы

при необходимости корректирует формулировку.

Обсуждает тему

Теоретический этап

направляет процесс поиска информации обучающимися,

предлагает обучающимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации

обучающиеся работают с различными информационными источниками,

систематизируют полученную информацию по теме исследования

Практический этап

учитель выступает в роли консультанта, наблюдает,      

контролирует соблюдение правил техники безопасности,

следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности,

отвечает на вопросы обучающихся

реализуют запланированные действия: (перечислить);

проведение эксперимента (работа с цифровой лабораторией для начальной школы Лабдиск).

Аналитический этап

выступает в роли консультанта, наблюдает,

направляет обучающихся

выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе

осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты

при необходимости консультируется с учителем

Презентационный этап

организует презентацию,

продумывает и реализует взаимодействие с родителями,

при необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации,

выступает в качестве эксперта

обучающиеся представляют результаты исследования,

отвечают на вопросы одноклассников

Рефлексивный этап

организует рефлексию обучающегося

определяют собственное продвижение в проекте

7. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА (ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ) - это основной этап для работы над исследовательским проектом. На данном этапе учитель и юный исследователь обмениваются мнениями по созданию проекта, руководитель консультирует обучающихся по выбору источника для написания работы.

  • Цель исследования: цель отражает тему проекта
  • Гипотеза исследования – предположение, требующее доказательств. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:  «если…, то…», «так…, как….», «при условии, что…», «вероятно …, так как…», «предположим, что…», «допустим, что…», то есть такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей

  • Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. На каждом уровне работы определяются используемые методы исследования.

Методы эмпирического уровня

наблюдение

интервью

анкетирование

опрос

собеседование

тестирование

фотографирование

счет

измерение

сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы

Методы экспериментально-теоретического уровня

эксперимент

лабораторный опыт

анализ

моделирование

исторический синтез

индукция

дедукция

гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия

Методы теоретического уровня

изучение и обобщение

абстрагирование

идеализация

формализация

анализ и синтез

индукция и дедукция

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения

  • Оборудование для проведения исследования: необходимо учитывать характер познавательно-исследовательской деятельности. Условно все оборудование для научных работ можно разделить на 3 группы:

1. Увеличительные приборы (необходимы для того, чтобы увеличивать в размерах даже самые мельчайшие объекты и предметы: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп и т.д.)

2. Измерительные приборы (необходимы для того, чтобы определить длину, величину, температуру: часы, весы, термометр, секундомер, тонометр и т.д.)

3. Лабораторное оборудование (необходимо для того, чтобы проводить опыты и эксперименты)

Ход исследования: практический этап по реализации исследовательского проекта проводят  с использованием современного цифрового оборудования Labdisc Гломир (подробнее в разделе «Использование цифровой лаборатории Labdisc ГЛОМИР в проектной исследовательской деятельности младших школьников»)

1. Знакомятся с инструкцией исследования

2.. Инструктаж по технике безопасности с работой цифровой лаборатории.

3. С помощью датчика ЛабДиска выполняют исследования.  

4. Переносят данные с ЛабДиска на компьютер.

5. Обозначают данные измерений в виде диаграммы.  

6. Переносят данные в проект ГлобалЛаб.

7. Делают выводы.

8. ПРОДУКТ ПРОЕКТА - это воплощение найденного автором оптимального способа решения проблемы; продукт, в конечном счёте, это то, ради чего задуман проект, это главный результат работ.

К продуктам исследовательской проектной деятельности относят:

  • Мультимедийный продукт: мультимедийная презентация; видеоклип; видеофильм; компьютерная графика; веб –сайт.
  • Научные или учебные материалы: научный доклад; научная статья; сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и т.д.; отчёт об исследовательской экспедиции; анализ данных социологического опроса; словарь; тесты; атлас, карта; учебное пособие, «Дневник исследователя»
  • Публицистические материалы: настенная газета; школьная тиражная газета; журнал; заметка, интервью, обзор и др.
  • Творческий продукт: сборник стихотворений; альбом с иллюстрациями; картина; театральная постановка
  • Мероприятие: экскурсия; праздник; соревнование; деловая игра; викторина (КВН, Что? Где? Когда? и т.п.); выставка; пресс-конференция, акция.

Как правило в исследовательском проекте продуктом является «Дневник исследователя». Цель: исследовать шумовое загрязнение школьной перемены как фактора риска  здоровью и его влияние на умственную работоспособность на уроке.

Содержание дневника исследователя: Раздел 1. Памятка юному исследователю, содержание исследовательской работы (тема, актуальность, проблема, цель, задачи, гипотеза, дата и время начала работы, ход работы), сбор информации  Раздел 2. Наблюдение, анализ литературы, выводы (анализ выполненной работы, подтверждение или опровержение гипотезы, фотоотчет о проведении исследования)

Главное: создание  «продукта» может сделать работу над проектом более увлекательной, а защиту работы – более презентабельной и убедительной.

9. ПЕРСПЕКТИВА ПРОЕКТА заключается в дальнейшей работе над темой проекта.

Перспективы развития исследовательской деятельности младших школьников заключаются в расширении теоретических знаний и практических навыков работы в области исследовательской деятельности, участие обучающихся в конкурсах исследовательской и проектной направленности.

Фразы шаблоны: перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении…, Исследования в данном направлении могут быть продолжены…., На наш взгляд было бы интересно исследовать…

Необходимо указать конкретный проект(например, участие в конференции, акция и т.д)

Главное: в перспективе развития проекта необходимо указать планы на дальнейшее изучение темы исследования, предложить варианты ее усовершенствования.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ  ABDISC ГЛОМИР В ПРОЕКТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цифровые лаборатории – это инновационное учебное оборудование для проведения большого количества демонстраций, исследований, опытов и лабораторных работ. LabDisc – полноценная беспроводная лаборатория со встроенными датчиками (до 13 в одном устройстве). C мобильной естественно-научной лабораторией процесс обучения становится легким и увлекательным, подходящим для любой ступени образования.

Для работы с данным цифровым инструментом учителю начальных классов следует учесть следующие ключевые позиции: регистратор данных Labdisc может быть использован как самостоятельный цифровой измерительный инструмент или в качестве интерфейса датчиков для передачи результатов измерения на компьютер в режиме реального времени; для работы с датчиком через компьютер должно быть предварительно установлено программное обеспечение GlobiWorld.

При подключении Labdisc ГЛОМИР к приложению GlobiWorld через компьютер можно производить настройки и управлять регистратором данных Labdisc.  Программа предлагает различные виртуальные измерительные приборы, таблицы, графики, столбчатые диаграммы. Виртуальный научный парк GlobiWorld - это мир виртуальных технопарков, создающий многофункциональную обучающую среду с красочным интерфейсом. Здесь ученики начальной школы могут проводить эксперименты, пользуясь детальными анимированными инструкциями из рабочих журналов, анализировать данные, знакомиться с биографиями всемирно известных ученых, а также с интересными научными фактами. GlobiWorld помогает понять значение величайших научных открытий.

Можно выделить три основополагающих этапа, в рамках которых организуется исследовательская практическая работа обучающихся:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический (непосредственное выполнение практической работы);

3 этап – заключительный (этап итогового контроля).

На теоретическом этапе реализации исследовательского проекта обучающиеся знакомятся с теорией по данному материалу, работают с картой, представленной в атласе, изучают материал учебника и дополнительной литературы, применявшийся в практической работе.

Непосредственно перед практическим этапом проекта проводится инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером и лабораторным оборудованием.

Инструктаж по технике безопасности

1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора - 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

3. За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

4. Работать на клавиатуре, с устройством Labdisc Гломир разрешается только сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

5. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора.

6. В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.

В ходе выполнения практического этапа работы над исследовательским проектом обучающимся предлагается задание с полным описанием выполняемых действий. По окончании выполнения заданий производится анализ полученных результатов, сравнение их с теоретическим материалом. Сделав соответствующие выводы, обучающиеся выполняют контрольные задания.

При организации исследований на уроках окружающего мира учитель может применять как привычные традиционные приборы (термометр, микроскоп, ростомер), так и современные (интерактивная доска, проектор, документ-камера, цифровые лаборатории).

«Научно-тематические парки». В каждом виртуальном парке обучающиеся могут ознакомиться с биографиями великих ученых, щелкнув на портрете. Узнать интересные факты по данной теме, щелкнув левой клавишей на монитор. В рабочем журнале в виде книги представлены эксперименты, соответствующие тематике каждого парка. Нажав кнопку Окно измерительных приборов (рисунок ЛабДиска ), откроется окно измерительных приборов, на которых отображаются показания ЛабДиска. Щелкнув по кнопкелаборатория (колба) обучающиеся получают возможность поработать в анимированных лабораториях.

  • Парк «Окружающая среда». Тематика парка: воздействие различных физических факторов на экологическую ситуацию.
  • Парк «Электричество». Понятие электричества и его роль в повседневной жизни.
  • Парк «Погода». Факты, формирующие погоду, методы измерения ее параметров – температуры, влажности, давления.
  • Парк «Движение». Понятия расстояния, скорости, силы тяжести, особое внимание уделяется устройству Солнечной системы.
  • Парк «Человек». Вопросы анатомии и физиологии человека, здоровый образ жизни, польза занятий спортом.
  • Парк «Растения». Посвящен жизни растений - рассматривает широкий круг вопросов: от внутренних обменных процессов до влияния деревьев в лесу на земную жизнь в целом.
  • Парк «Химия». Состав, поведение, строение и свойства веществ и их превращения в ходе химических реакций.

С целью обобщения знаний о полученных экспериментальных данных, учащиеся в   конце   занятия   выполняют   тестовые   задания, контрольные вопросы.

Практические исследования и формы организации деятельности обучающегося при выполнении исследовательского проекта

Учебный предмет

Раздел программы

Тема

Формы организации деятельности ученика

Математика

Величины

Площадь фигур

Практическая работа: определение длины и ширины помещения (данные измерений при ручных расчетах используются для нахождения площади помещения)

Исследование: установление зависимости между площадью фигур и проектированием

Периметр квадрата и прямоугольника

Практическая работа: определение длины и ширины помещения (данные измерений при ручных расчетах используются для нахождения периметра помещения)

Исследование: измерения размеров класса

Объём

Практическая работа: определение длины, ширины, высоты помещения (данные измерений при ручных расчетах используются для нахождения объёма)

Исследование: измерения размеров класса

 Скорость

 и расстояние

Практическая работа: измерение пройденного пути.

Исследование: установление зависимости пройденного пути от скорости и времени

Окружающий мир

Человек и природа

Погода

и климат

Практическая работа: измерение температуры окружающей среды.

Исследование: установление зависимости температуры окружающей среды от состояния погоды (солнечно/облачно, ветрено/штиль)

Светолюбивые и теневыносливые растения

Практическая работа: отражение света

Исследование: установление зависимости уровня освещенности от удаленности источника света

Согревание почвы

Практическая работа: измерение температуры почвы

Исследование: скорость нагревания глинистой, песчаной почвы и чернозема

Сезонные изменения в природе

Практическая работа: измерение температуры окружающей среды, составление графиков, ведение дневника наблюдений

Исследование: наблюдения за сезонными изменениями в природе и научиться отличать признаки каждого времени года.  

Свойства воды

Практическая работа: измерение температуры исследуемой среды (горячая и холодная вода, снег и лёд)

Исследование:

Смена дня и ночи

Практическая работа: измерение температуры окружающей среды

Исследование: измерение температуры воздуха и уровня освещенности в течении суток

План и карта

Практическая работа: установление координат места положения; обозначение маршрута на карте с использованием системы GPS

Исследование: прокладывание по карте маршрута путешествия

Строение тела человека (органы кровообращения)

Практическая работа: замеры частоты пульса до и после физической нагрузки

Исследование: влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений

Наши помощники – органы чувств

Практическая работа: измерение громкости звука от различных источников на разном удалении, измерение температуры кожных покровов.

Исследование: зависимость уровня шума от степени удаленности его источника

Шум большого города

Практическое занятие: измерение уровня шума

Исследование: установление  зависимости уровня шума от режима жизнедеятельности, времени суток, удаленности источника шума  

Охрана здоровья

Практическое занятие:

определение уровня шума, освещенности помещения, замеры частоты пульса до и после физической нагрузки, измерение температуры в классе в течение учебного дня.

Исследования: «Шумовое загрязнение в школе», «Карта освещенности класса», влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений, установление зависимости температуры в классе от интенсивности и частоты проветриваний в разное время года

Сквозняки и простуда

Практическая работа: измерение температуры окружающей среды, поверхности объекта.

Исследование: установление зависимости температуры окружающей среды от наличия и силы потоков воздуха; установление зависимости  температуры влажной поверхности объекта (ткань) от наличия сквозняка; (моделирование ситуации: опасность сквозняка для организма человека)

КРИТЕРИИ К РАЗРАБОТКЕ ПАСПОРТА ПРОЕКТА

  • Тема проекта соответствует разделу  
  • Проблема проекта соответствует теме исследования
  • Обоснование актуальности исследования
  • Гипотеза проекта соответствует проблеме исследования
  • Формулировка цели проекта для учителя носит развивающий характер
  • Формулировка цели проекта для ученика отражает тему проекта
  • Задачи проекта соответствуют поставленной  цели
  • Указан тип проекта по содержанию
  • Указан тип проекта по организационной форме
  • Указан тип проекта по времени выполнения
  • Этапы проекта представлены с указанием содержания деятельности
  • Гипотеза исследования соответствует исследовательскому этапу
  • Цель исследования соответствует исследовательскому этапу
  • Указаны методы исследования
  • Указано оборудование исследовательского этапа
  • Описан ход исследования
  • Представлено описание продуктов проекта
  • Определена перспектива проекта
  • Грамотность письменной речи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2016.- 205 с.
  3. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2015.- 251 с.
  4. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 2018.- 233 с.
  5. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 2016.- 106 с.
  6. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.- 156 с.
  7. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2010.-89 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Паспорт проекта

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Иванов Иван Иванович

Петрова Марина Леонидовна

Сиделева Арина Юрьевна

Семенов Семен Семенович

2

Тема проекта

«Грохот   школьной   перемены»

3

Актуальность проекта

Одной из наиболее актуальных проблем является зашумленность на школьных переменах. Замечено, что шум на перемене снижает слух, память, внимание, повышает давление младшего школьника.

Данный исследовательский проект будет актуален как для изучения внеурочной деятельности, где исследуется громкость шума и его влияние на умственную работоспособность обучающихся, так и  тем, что в современном начальном образовании ценным является не только овладение знаниями, но и  исследовательскими навыками

4

Объект исследования

Уровень шума в школьных помещениях

5

Цель проекта

Для учителя: развивать у обучающихся навыки учебно-исследовательской деятельности

Для ученика: изучение шумового загрязнения школьной перемены и его влияние на умственную работоспособность на уроке

6

Тип проекта

исследовательский

по содержанию: межпредметный

по организационной форме: групповой

по времени выполнения: средней продолжительности (согласно классификации А.И. Савенкова)

7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

1. Подготовительный этап

Задачи: выбор темы исследования, выбор объекта и предмета изучения, определение цели, задач, выдвижение гипотезы исследования, составление плана, выбор методов.

Содержание деятельности обучающихся: во время изучения курса «Окружающий мир» у обучающихся возникли вопросы, касающиеся шума. Особенно их интересовал вопрос, каково влияние шума на их работоспособность во время урока. Дать ответы на вопросы нам поможет работа над проектом «Грохот школьной перемены».

Содержание деятельности учителя: наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему исследования, консультирует обучающихся при постановке цели, задач, гипотезы при необходимости корректирует формулировку.

Результат: В ходе совместного обсуждения обучающиеся определили цель, задачи, гипотезу исследования, составили плана, выбрали методы исследования.

2. Теоретический этап 

Задача: сбор информации по исследуемой теме, работа с источниками информации, уточнение плана и методов исследования

Содержание деятельности обучающихся: обучающиеся работают с различными информационными источниками, систематизируют полученную информацию по теме исследования

Содержание деятельности учителя: направляет процесс поиска информации обучающимися, предлагает обучающимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации

Результат: в ходе работы с источниками обучающиеся узнали, что такое шум, допустимые нормы шума, виды шумоизмерительных приборов

3. Практический этап 

Задача: мотивирование обучающихся к исследовательской деятельности, актуализация опорных знаний обучающихся, постановка проблемной ситуации, исследование, рефлексия деятельности

Содержание деятельности обучающегося  реализуют запланированные действия: анкетирование с целью определения отношения обучающихся  и учителей к шуму на переменах и его влияния на работоспособность на уроке; проведение эксперимента (работа с цифровой лабораторией для начальной школы Лабдиск).

Содержание деятельности учителя: учитель выступает в роли консультанта, наблюдает,      контролирует соблюдение правил техники безопасности, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, отвечает на вопросы обучающихся 

Результат: обучающиеся с интересом приступили к выполнению проекта, имеющиеся знания обучающихся расширялись и дополнялись новой информацией

4. Аналитический этап

Задача: обработка собранных материалов и полученных данных, изготовление продукта

Содержание деятельности учителя: учитель выступает в роли консультанта, наблюдает, направляет обучающихся

Содержание деятельности обучающихся и результат:  выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе, осуществляют текущий самоконтроль и обсуждают его результаты, см. пункт 8

5. Презентационный этап 

Задача: подготовка выступления к презентации проекта,  защита проекта

Содержание деятельности обучающихся: обучающиеся представляют результаты исследования, отвечают на вопросы одноклассников

Содержание деятельности учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями, при необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации, выступает в качестве эксперта.

Результаты: отчитываются и представляют  результаты своей работы «Дневник исследователя»

6. Рефлексивный этап

Задача: определение ценности выполненного проекта

Содержание деятельности учителя: организует рефлексию обучающегося

Содержание деятельности обучающегося: определяют собственное продвижение в проекте

Результаты: обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта, делают выводы о проделанной работе, проводят самооценку своей деятельности

8

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изучение шумового загрязнения школьной перемены и его влияние на умственную работоспособность на уроке

Гипотеза исследования: предположим, что снижение уровня шума во время перемены, повысит у обучающихся умственную работоспособность на уроке.

Методы исследования: методы эмпирического уровня - анкетирование  с целью определения отношения обучающихся  и учителей к шуму на переменах и его влияния на работоспособность на уроке;

методы экспериментально-теоретического уровня – эксперимент;

методы теоретического уровня - изучение и обобщение

Оборудование для проведения исследования: цифровая лаборатория Labdisc ГЛОМИР

Ход исследования:

1. Знакомство с инструкцией исследования по теме проекта:

а) теоретический анализ научно-популярной литературы по теме влияния шума на организм человека

б) проведение анкетирования среди обучающихся  и учителей на вопрос отношения к шуму на переменах и его влияния на работоспособность младшего школьника на уроке (указание результатов)

2. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с цифровой лабораторией

3. С помощью датчика определения громкости звука ЛабДиска выполняют исследования:

а)    определение силы шума на переменах в коридоре (указание результатов)

б) определение силы шума на переменах в классе (указание результатов)

3. Переносят данные с ЛабДиска на компьютер (указание результатов)

4. Обозначают данные измерений в виде диаграммы (указание результатов)

5. Переносят данные в проект ГлобалЛаб (указание результатов)

6. Делают выводы:

а) активное участие обучающихся в подвижных играх на переменах негативно влияет на их работоспособность на уроке

б) ученикам шумные на перемены мешают сразу сосредоточиться на уроке

в) проведение «тихих перемен» (включение спокойной классической музыки, участие в малоподвижных играх) способствует быстрому сосредоточиванию на учебном материале

9

Продукт проекта

«Дневник исследователя»

Цель: исследовать шумовое загрязнение школьной перемены как фактора риска  здоровью и его влияние на умственную работоспособность на уроке.

Содержание дневника исследователя:

Раздел1. Памятка юному исследователю, содержание исследовательской работы (тема, актуальность, проблема, цель, задачи, гипотеза, дата и время начала работы, ход работы), сбор информации

Раздел 2. Наблюдение, анализ литературы, выводы (анализ выполненной работы, подтверждение или опровержение гипотезы, фотоотчет о проведении исследования)

10

Перспектива проекта

Конкретный проект: организация акции «#Тихаяперемена». Исследование в данном направлении может быть продолжено среди среднего и старшего звена школы. Данный учебный проект играет значительную роль в профориентации младших школьников. Данный проект может способствовать формированию интереса младших школьников  к профессиям, относящихся к изучению  естественных наук

ДЛЯ ЗАМЕТОК

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика подготовки участников к региональным чемпионатам «Молодые профессионалы (World Skills Russia) в компетенции Преподавание в младших классах в Старорусском политехническом колледже (филиале) НовГУ

Подготовка профессионалов - общее дело государства, бизнеса и образования по созданию конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицирован...

Выпускная квалификационная работа по специальности "Преподавание в младших классах"

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ  ПРИЕМОВ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ДИДАКТИКИ...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Обучение младших школьников основам техники "ГАНУТЕЛЬ" во внеурочной работе по предмету "Технология"

Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по организации и проведению внеурочных заня...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Освоение младшими школьниками техники "Лэпбук" как средства реализации учебного процесса"

Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.В пособии рассмотрены подходы к использован...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по общепрофессиональной дисциплине «Педагогика» студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка)

Целью представленных материалов является оказание методической и организационной помощи обучающимся при выполнении  самостоятельных работ при освоении содержания рабочей программы общепрофе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.01. Педагогика для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по программе углубленной подготовки

Методические рекомендации предназначены для студентов 1 – 2  курсов очной формы обучения специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по программе углубленной подготовки и содерж...