Методическая разработка мастер - класса «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА»
методическая разработка
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».
В первую очередь, Мастер–класс– это форма демонстрации новых возможностей педагогики развития.
Мастер–класс– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАРЦЫЗСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
»ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Методическая разработка
мастер - класса
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА»
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».
В первую очередь, Мастер–класс– это форма демонстрации новых возможностей педагогики развития.
Мастер–класс– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).
Мастер–класс– это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.
Мастер-класс– это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер–класс– это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Введение
В данном мастер – классе мы задались вопросом: «Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?» Проанализировав литературу, я пришла к выводу, что на этот вопрос искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Преподаватель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Преподаватель должен создать такие условия. В которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха. Вашему вниманию я предлагаю практическое занятие по созданию ситуации успеха.
Цели и задачи
Цель проведения мастер-класса: создать условия для освоения участниками мастер-класса приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха у студентов на занятии.
Задачи:
∙ Обозначить актуальность сущности ситуации успеха;
∙ Ознакомить участников мастер –класса с проектирование позитивных программ действий и методов для создания ситуаций успеха на занятии;
∙ Провести практическую работу с участниками мастер-класса для профессиональной активности педагогов и их педагогического опыта.
∙ Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Актуальность опыта
Ведущая педагогическая идея опыта - создавать для обучащихся такие ситуации, которые способствуют достижению и переживанию успеха, и, как результат, повышению мотивации к учебной деятельности.
Концептуальная основа:
- успех в любой деятельности вдохновляет и окрыляет человека, придает ему уверенности, усиливает интерес к этой деятельности; постоянные неудачи угнетают, разочаровывают, огорчают, снижают интерес, вызывают равнодушие к деятельности или даже сразу к ней;
- успех в учебе влияет на все виды деятельности в будущей взрослой жизни, на выбор профессии, на социальный статус;
- успешность в обучении тесно связана с его гуманизацией и индивидуализацией.
План проведения
- Организационный момент
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.
Для того чтобы легко работалось, берем с собой в дорогу хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?
- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?
2. Вступительное слово.
Мастер-класс мне хочется начать с одной истории:
Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:
-Ты, не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса.
Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:
-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.
Эти слова приободрили его .Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.
Успех-значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы. Успеть взрослому понять внутренний мир ребенка и направить его в нужном направлении. Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.
Быть хорошим преподавателем сейчас –
это значит ежедневно создавать
ситуацию успеха для студентов на занятии.
- Я, хочу предложить вам поговорить о том, как создать ситуацию успеха для обучащихся.
- Что же такое успех? Что он для вас?
( Ответы участников………………………………………………………..)
3. Теоретическая часть
Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму создания ситуации
успеха, необходимо выяснить, чем успех является для студента. Обратимся к
исследованиям А. С. Белкина.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил студента,
рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С
социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно не было, всегда окружен системой, так называемых, экспектаций (ожиданий) от его поступков,действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое созвездие различных ожиданий по отношению к родным, близким членам той формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждет определенных поступков, которые удовлетворяют его надежды (опасения) и этого же ждут от него.
В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.
3.1. Психолого-педагогический аспект успеха.
С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
Педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом .
С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных
результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная.
В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать преподаватель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача преподавателя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников
возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
3.2. Ситуация успеха и ее типы.
Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха и их алгоритмам.
Вашему вниманию мы предлагаем приёмы создания ситуации успеха как на занятиях так и во внеурочной деятельности.
Прием «Эмоциональный всплеск»
Главная роль отведена преподавателю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех. (варианты обращений к обучающемуся: «Ты молодец! Отлично!» «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!)
Прием «Обмен ролями»
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей обучащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив»
Для обучающихся:
1. Если я получаю хорошую оценку - это значит, что...
2. Если я получаю плохую отметку - это значит, что...
3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...
4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...
5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...
Для преподавателей:
1. Если я ставлю хорошую оценку - это значит, что...
2. Если я ставлю плохую отметку - это значит, что...
3. Мне всегда приятно, когда ученики в школе...
4. Когда я смотрю на ученика, мне кажется, что...
5. Я чувствую себя уверенно, когда в классе...
А теперь поделитесь, какие чувства вы испытали, будучи в роли обучающихся? И всегда ли мы создаем ситуацию успеха, чтобы поддержать студента?
Прием «Холодный душ».
На занятии у способных студентов можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда ухудшается. Такие студенты очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи, оценки переживают бурно. Как правило, они пользуются симпатиями одногруппников, преподавателей. Ахиллесова пята этих школьников - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность.
Прием «Эмоциональное поглаживание».
Преподаватель с легкостью раздает комплименты. На занятии много раз говорит «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!».
Не грозит ли это девальвацией похвалы? Студенты привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать.
Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.
В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
«Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали,
и вашим последним достижением»
4. Практическая часть:
Упражнение « Общий рисунок»
-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе.
Ваша задача составить кластер к слову успех и оформить его на листах
бумаги, которые есть у вас на столах.
На выполнение задания у вас есть 3 минуты.
( Ответы участников.)
Назовите ассоциации, которые возникают при слове «успех» (Партнерство.
Имидж. Новаторство. Креативность. Взаимодействие. Уверенность.
Компетентность. Единство. Перспектива. Оптимизм. )
– Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте
посмотрим, что у вас получилось. (Каждая группа озвучивает кластер)
Последовательность действий при составлении кластера:
1. Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
- Скажите что мешало вам нарисовать картину. Достигли вы успеха в этом деле? Почему?
- Давайте разберёмся, что делать , чтобы добиться успеха.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения .
Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Прежде чем мы продолжим нашу дальнейшую работу я представлю вам отрывок стихотворения «Слова» Вадима Сергеевича Шефнера
Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Упражнение «Эврика»
Для выполнения этого упражнения необходимо разбиться 2 группы.
Чтобы у нас с вами получилось выполнить следующее упражнение, я предлагаю принять определенную памятку.
«Памятка»
• Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия.
• Откровенность и доброжелательность в общении.
• Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.
• Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек».
1 группа прошу вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ
1. Останавливаем внимание на негативном
2. Улыбка, добрый взгляд
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому
4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …)
5. Сравнение одного ребёнка с другим
6. Отмечает персональную исключительность
7. Аргументирует надобность действий
8. Учит алгоритму действий
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали
10. Учитель много говорит за детей
11. Выражает недовольство учеником, группой учеников
12. Верит в способность ученика
13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований
Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на облако – это олицетворение попутного ветра.
Задание для 2-й группы.
Уважаемые коллеги! Прошу вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха.
Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на якоря, которые не способствую созданию ситуации успеха, мешают эффективному обучению и продвижению вперёд.
(Презентация работы групп )
«Гвозди и цветы»
- Я попрошу выйти ко мне два человека. Один из вас студент, который стремится к успеху, а другой - кто избегает неудач. Вы должны слушать фразы и если это говорится о вас то, один вбивает гвоздь, а другой опускает цветок в вазу.
Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте.
Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе.
Я не смогу это сделать, никогда не справлюсь
У меня всё равно не получиться.
Всё зависит от меня, я – источник.
Я пешка от меня ничего не зависит.
Ситуация меняется, если я на неё влияю.
Кто-то определяет ситуацию, но не я.
Вот видите это всего лишь слова , но некоторые цветами расцветают в нас, а некоторые словно гвозди приколачивают и не дают сдвинуться с места.
Выводы.
Даже однократное переживание успеха способно повысить психологический комфорт, активность, уровень взаимоотношений с окружающими. Оно может дать толчок к дальнейшему росту. Через создание ситуаций успеха личность идет к достижению самого успеха. «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть» В. А. Сухомлинский
В заключении хочется отметить - ситуация успеха – это длительный и кропотливый процесс. Но, как говорится, игра стоит свеч. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Многие приёмы и методы мы с вами знаем и используем в работе. Сегодня мы их вспомнили, обобщили.
Рефлексия.
Продолжите фразы:
– Я сегодня вспомнила …
– Меня порадовало …
– Мне было трудно …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе «Учитель – Ученик»
Успех в учении–единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.(В.А. Сухомлинский)...

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся....

«Создание ситуаций успеха для несовершеннолетних в реабилитационном процессе» - практические рекомендации
Публикация материала для выступления методическом часе...
Условия создания ситуации успеха в учебной деятельности
Методическая работа...

Статья СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Статья рассказывает об опыте применения технологии создания ситуации успеха в учебной деятельности...

Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.
Выдающиеся педагоги считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...
Методическая разработка мини-тренинга для педагогов, воспитателей «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»
Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урокаЗадачи:информирование педагогов о психолого-педа...
