Статья: "Компетентностный подход в образовательном процессе среднего профессионального образования"
статья
Современное производство товаров и услуг разного рода, предъявляет новые требования к трудовой деятельности персонала. Вследствие этого в научных исследованиях и практических преобразованиях трудовой сферы все чаще используется компетентностный подход. Он реализуется в системах профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов, ориентирующихся на формирование и развитие способностей к работе в постоянно изменяющихся экономических и социальных условиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Компетентностный подход в образовательном процессе среднего профессионального образования
Копеина Ольга Александровна
преподаватель
ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»
Компетентностный подход впервые начал разрабатываться в Англии. Это был подход, который порождался и осмысливался не внутри образования, а был ответом на конкретный заказ профессиональной сферы.
Современное производство товаров и услуг разного рода, предъявляет новые требования к трудовой деятельности персонала. Вследствие этого в научных исследованиях и практических преобразованиях трудовой сферы все чаще используется компетентностный подход. Он реализуется в системах профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов, ориентирующихся на формирование и развитие способностей к работе в постоянно изменяющихся экономических и социальных условиях.
Распространение и популярность компетентностного подхода обусловлены рядом объективных причин, главной из которых является изменение производственной сферы.
Компетентностный подход опирается на ключевые компетенций и основывается на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности личности, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе и на современном этапе развития выбранной профессиональной сферы.
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт профессиональной деятельности в совокупности с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственной основой жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам студент овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Студент должен уметь оформлять документы государственного образца, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
-Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Студент овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
В компетентностном подходе перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны академического сообщества и широкого общественного обсуждения на основе серьезных социологических исследований. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса профессионального обучения.
Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта показал, что обучающиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции - универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников, освоивших основную образовательную программу по специальности, стандартом описываются с учётом особенностей профессий.
Именно компетентность выпускника является основой конкурентоспособности работника. В связи с этим основной тенденцией развития среднего профессионального образования на сегодняшний день является реализация компетентностного подхода, направленного на развитие общих и профессиональных компетенций студентов колледжа.
Традиционный технологический инструментарий образовательного процесса включает в себя лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы, самостоятельную работу студента, практики (учебные и производственные), квалификационные работы.
Содержание лекций в значительной степени теряет функцию прямой передачи информации, если рассматривать их в контексте технологии формирования таких инструментальных компетенций, как базовые общие знания, базовые знания по профессии. Функция прямой передачи информации должна трансформироваться в функцию организации самостоятельной работы студента с целью формирования указанных выше инструментальных компетенций.
Наряду с этим в содержании лекций важное значение приобретает формирование таких специальных компетенций профессионального образования, как умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между дисциплинами, способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий, способность правильно использовать методы и приемы дисциплины, способность оценить качество исследований в данной предметной области, способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий.
Психологической основой формирования компетенций являются мыслительные операции, которые реализуются в учебных заданиях различных видов. Мыслительные операции представляют собой приемы мысленного преобразования объекта (материального и нематериального) в многообразии его свойств и связей с окружающим миром. Именно из их реализации складывается технология самого процесса мышления. Педагогическая психология выделяет следующие основные общепринятые мыслительные операции познавательной деятельности человека: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение и конкретизацию.
Естественно, вышеперечисленные мыслительные операции в «чистом» виде реализуются в учебных (текстовых) задачах крайне редко, в то же время можно сформулировать учебные задачи, при решении которых вклад тех или иных мыслительных операций является доминирующим. Проверкой выходного качества семинарских и практических занятий могут служить комбинированные задачи, т. е. задачи, требующие в ходе решения реализации нескольких мыслительных операций и имеющие однозначное решение. Иным важным инструментом формирования качества подготовки является выполнение лабораторных работ, содержание которых направлено на экспериментальную проверку тех или иных законов и закономерностей предметной области знания.
Новые задачи реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании предполагают обязательное внедрение инновационных методов и технологий обучения, организации и управления учебным процессом. Особое внимание образовательная политика Министерства образования и науки обращает на использование инновационных методов преподавания.
Инновационные методы и технологии обучения должны быть ориентированы не на знаниевый, а на деятельностный подход, они предполагают внесение целенаправленных изменений в организацию учебного процесса и преподавание дисциплин. Образовательная (педагогическая) технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает возможность целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью достижения результатов.
Такие инновационные методы и технологии, как проблемноориентированный междисциплинарный подход; методы, основанные на изучении практики; проектно-организованные технологии обучения работе в команде над комплексным решением практических задач; применение предпринимательских идей в содержании курсов - направлены на развитие моральных и коммуникативных качеств обучаемых и способствуют индивидуально-личностной ориентации учебного процесса, а также формированию у обучаемых необходимых квалификационных компетенций.
Среди активных методов обучения выделяются:
-не имитационные методы (проблемная лекция, круглый стол, лекция-конференция, программированное обучение, выездные занятия с тематической дискуссией, олимпиада, эвристическая беседа, практические групповые и индивидуальные упражнения);
-не игровые имитационные методы (ситуационные решения, решения отдельных задач, обсуждение разработанных вариантов, конкурс практических работ с обсуждением, кейс-метод, моделирование производственных процессов, обсуждение специальных видеозаписей);
-игровые имитационные методы (мозговой штурм, деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование, круглый стол, дискуссия).
В учебном процессе в качестве инновационных методов обучения используется: электронные и мультимедийные учебники и учебные пособия, лекционные презентации, компьютерные обучающие и расчетные программы, ресурсы Internet, локальная информационная сеть Moodle с целью организации учебного процесса на расстоянии, консультации с использованием электронной почты и Web-портала, активные методы обучения.
Реализация компетентностного подхода в обучении невозможна без повышения роли самостоятельной работы студентов и усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, воспитание их творческой активности и инициативы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.
Цель: подведение итогов работы по теме : «Творчество Н.В.Гоголя». Задачи: Обучающие: 1) ознакомление с особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произве...

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования".
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования&quo...

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин»
Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
В статье представлены направления практико-ориентированного подхода в обучении. Дано определение технологического проектирования в строительстве и методы обучения студентов среднего профессионального ...

Создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования
В статье рассмотрены вопросы применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, а также использования интерактивных электронных образовательных ресур...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА общеобразовательного цикла ОУДБ.02 Литература образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техн
Рабочая программа учебного предмета ОУДБ.02 Литература является частью общеобразовательного цикла образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специали...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по образовательной программе среднего профессионального образования – программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, до
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по образовательной программе среднего профессионального образования – программе подготовки специалистов среднего звенапо специальности23.02.04....
