Технико-тактическая подготовка в тхэквондо с использованием тренажерных устройств на этапе совершенствования спортивного мастерства
методическая разработка
Современные тенденции развития спорта высших достижений определяют ведущие направления спортивной подготовки как системы детального изучения и разработки каждого её отдельного этапа. Это позволяет представить её как взаимосвязанный процесс течения всех условий, направленных на достижение конкретной цели и задач. Стремление претендовать на передовые международные позиции должно базироваться на такой системе подготовки спортсменов, которая бы соответствовала современным тенденциям развития спорта и единоборств и имела научную обоснованность. В ряде работ достаточно убедительно доказывается необходимость научно-методического обеспечения спортивной подготовки тхэквондистов на каждом этапе, организации управления учебно-тренировочным процессом на основе объективных данных контроля и подтверждается недостаточностью обеспечения, соответствующими научно – методическими разработками. Это повышает их значимость для каждого раздела учебно-тренировочного процесса и на каждом этапе подготовки, но возникающие трудности, нерешенные вопросы открывают все новые направления в организации тренировочного процесса на каждом из этапов спортивной подготовки.
В связи с этим главным вопросом следует считать технико-тактическую подготовку. Структура технико-тактических подготовки должна включать не только обучение отдельным приемам как одиночным действия, но и логически объединяющим их комплексом действий, входящих в состав реального поединка.
На сегодняшний день известен ряд исследований, посвящённых вопросам технико-тактической подготовки в тхэквондо на этапе спортивного совершенствования, различным аспектам подготовительного, соревновательного и переходного периодов этого тренировочного макроцикла. Подготовка спортсменов на данном этапе – один из приоритетных векторов научных исследований в тхэквондо, в которых решается задача разработки основ оптимизированной организации технико-тактической подготовки с учетом особенностей спортсменов высокой квалификации. Поэтому, сложность в управлении тренировочным процессом тхэквондистов на этапе спортивного совершенствования обусловлена поиском и внедрением эффективных механизмов технико-тактической подготовки спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей анатомического, физиологического, психологического и функционального аспектов.
Современное тхэквондо характеризуется постоянными изменениями и совершенствованием правил соревнований, что требует более частого и эффективного применения сложных технико-тактических действий вообще и ударов с вращением, в частности. Как свидетельствует анализ соревновательной деятельности квалифицированных тхэквондистов, в настоящее время спортсмены, которые применяют ударные действия с вращением, имеют преимущество, отраженное в правилах соревнований дополнительными двумя баллами за сложную технику. Исследование соревновательной деятельности показывает, что применение ударных действий с вращением делает поединок более динамичным и зрелищным.
Однако исследования показали, что многие спортсмены еще недостаточно часто используют эти удары в поединках. Причиной этого, является тот факт, что многие тренеры, придерживаются методики обучения и тренировки без учета возросшей сложности динамической ситуации в схватках и изменения правил соревнований. Одним из возможных способов интенсификации этого процесса является использование в практической деятельности тренажёрно-соревновательных устройств позволяющих совершенствовать технико-тактические действия в тхэквондо условиях в максимально приближенных к соревновательным. Поэтому совершенствование технико-тактической подготовки тхэквондистов с их использованием, на сегодняшний день является важным в теории и практике спортивных единоборств.
В связи с этим все вышесказанное позволяет определить актуальность работы, которая обусловлена наличием существующих противоречий между повышением требований, предъявляемых к уровню технико-тактической подготовленности в тхэквондо и имеющимися трудностями в организации технико-тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования.
Таким образом, актуальность нашего исследования определена необходимостью разработки ряда организационно-педагогических условий использования тренажёрно-соревновательных устройств, которые бы обеспечили эффективность технико-тактической подготовки тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 151.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка тренера-преподавателя по тхэквондо Москалева А.В.
«Технико-тактическая подготовка в тхэквондо с использованием тренажерных устройств на этапе совершенствования спортивного мастерства»
введение
Актуальность. Современные тенденции развития спорта высших достижений определяют ведущие направления спортивной подготовки как системы детального изучения и разработки каждого её отдельного этапа. Это позволяет представить её как взаимосвязанный процесс течения всех условий, направленных на достижение конкретной цели и задач. Стремление претендовать на передовые международные позиции должно базироваться на такой системе подготовки спортсменов, которая бы соответствовала современным тенденциям развития спорта и единоборств и имела научную обоснованность. В ряде работ достаточно убедительно доказывается необходимость научно-методического обеспечения спортивной подготовки тхэквондистов на каждом этапе, организации управления учебно-тренировочным процессом на основе объективных данных контроля и подтверждается недостаточностью обеспечения, соответствующими научно – методическими разработками. Это повышает их значимость для каждого раздела учебно-тренировочного процесса и на каждом этапе подготовки, но возникающие трудности, нерешенные вопросы открывают все новые направления в организации тренировочного процесса на каждом из этапов спортивной подготовки.
В связи с этим главным вопросом следует считать технико-тактическую подготовку. Структура технико-тактических подготовки должна включать не только обучение отдельным приемам как одиночным действия, но и логически объединяющим их комплексом действий, входящих в состав реального поединка.
На сегодняшний день известен ряд исследований, посвящённых вопросам технико-тактической подготовки в тхэквондо на этапе спортивного совершенствования, различным аспектам подготовительного, соревновательного и переходного периодов этого тренировочного макроцикла. Подготовка спортсменов на данном этапе – один из приоритетных векторов научных исследований в тхэквондо, в которых решается задача разработки основ оптимизированной организации технико-тактической подготовки с учетом особенностей спортсменов высокой квалификации. Поэтому, сложность в управлении тренировочным процессом тхэквондистов на этапе спортивного совершенствования обусловлена поиском и внедрением эффективных механизмов технико-тактической подготовки спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей анатомического, физиологического, психологического и функционального аспектов.
Современное тхэквондо характеризуется постоянными изменениями и совершенствованием правил соревнований, что требует более частого и эффективного применения сложных технико-тактических действий вообще и ударов с вращением, в частности. Как свидетельствует анализ соревновательной деятельности квалифицированных тхэквондистов, в настоящее время спортсмены, которые применяют ударные действия с вращением, имеют преимущество, отраженное в правилах соревнований дополнительными двумя баллами за сложную технику. Исследование соревновательной деятельности показывает, что применение ударных действий с вращением делает поединок более динамичным и зрелищным.
Однако исследования показали, что многие спортсмены еще недостаточно часто используют эти удары в поединках. Причиной этого, является тот факт, что многие тренеры, придерживаются методики обучения и тренировки без учета возросшей сложности динамической ситуации в схватках и изменения правил соревнований. Одним из возможных способов интенсификации этого процесса является использование в практической деятельности тренажёрно-соревновательных устройств позволяющих совершенствовать технико-тактические действия в тхэквондо условиях в максимально приближенных к соревновательным. Поэтому совершенствование технико-тактической подготовки тхэквондистов с их использованием, на сегодняшний день является важным в теории и практике спортивных единоборств.
В связи с этим все вышесказанное позволяет определить актуальность работы, которая обусловлена наличием существующих противоречий между повышением требований, предъявляемых к уровню технико-тактической подготовленности в тхэквондо и имеющимися трудностями в организации технико-тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования.
Таким образом, актуальность нашего исследования определена необходимостью разработки ряда организационно-педагогических условий использования тренажёрно-соревновательных устройств, которые бы обеспечили эффективность технико-тактической подготовки тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Объектом исследования: технико-тактическая подготовка тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Предметом исследования – технико-тактическая подготовка тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства с применением тренажерно-соревновательного устройства Daedo (далее – «Даедо»).
Целью исследования – разработка и оценка эффективности методики технико-тактической подготовки в тхэквондо с использованием тренажерно-соревновательного устройства «Даедо» на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Задачи исследования:
- Проанализировать современное состояние развития тхэквондо.
- Проанализировать цели, задачи и особенности спортивной подготовки в тхэквондо на этапе совершенствования спортивного мастерства.
- Выявить возможности использования тренажёрно-соревновательных устройств «Даедо» в подготовке тхэквондистов.
- Разработать и обосновать эффективность методики технико-тактической подготовки в тхэквондо с использованием тренажерного устройства «Даедо» на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Гипотеза исследования: мы предположили, что решение технико-тактических задач с проблемными ситуациями с применением тренажерного устройства «Даедо» в тренировочном процессе, позволит более эффективно совершенствовать технику и тактику атакующих действий у тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистические методы.
методы и организация исследования
1. Цель и задачи исследования
Целью исследования – разработка и оценка эффективности методики технико-тактической подготовки в тхэквондо с использованием тренажерно-соревновательного устройства «Даедо» на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Задачи исследования:
- Проанализировать современное состояние развития тхэквондо.
- Проанализировать цели, задачи и особенности спортивной подготовки в тхэквондо на этапе совершенствования спортивного мастерства.
- Выявить возможности использования тренажёрно-соревновательных устройств «Даедо» в подготовке тхэквондистов.
- Разработать и обосновать эффективность методики технико-тактической подготовки в тхэквондо с использованием тренажерного устройства «Даедо» на этапе совершенствования спортивного мастерства.
2. Методы исследования
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистические методы.
Анализ научно-методической литературы проводился в направлении изучения современного состояния развития тхэквондо в мире и Российской Федерации, изменения правил соревнований, оказывающих влияние на планирование и организации процесса технико-тактической подготовки тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства. А также, в направлении возможностей использования тренжёрно-соревновательных устройств в контексте повышения эффективности технико-тактической подготовки квалифицированных тхэквондистов.
Педагогическое наблюдение. Данный метод применялся как организационное и целенаправленное мероприятие, с целью сбора первичной информации. Педагогическому анализу на начальном этапе подвергались средства и методы технико-тактической подготовки тхэквондистов.
Тестирование. Используя данный метод, мы опирались на общепринятые методы исследований. Нами были составлены общепринятые тесты физической и технико-тактической подготовленности. Данный метод использовался нами для качественного изучения повышения уровня подготовки в экспериментальной группе. На основе данного метода, мы исследовали прирост показателей уровня скоростно-силовой и технико-тактической подготовленности. Тестирование проводилось по 7 тестам (10 показателей):
- Прыжок в длину с места.
- Тройной прыжок в длину с места.
- Челночный бег 3х8 м.
- Челночный бег 30х8 м.
- Скорость выполнения удара (с вращением и без).
- Время выполнения удара (с вращением и без).
- Сила выполнения удара (с вращением и без).
Педагогический эксперимент. С октября 2021 г. по февраль 2022 г. был проведен эксперимент, в котором приняло участие 8 тхэквондистов, занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства. Каждый этап эксперимента был посвящен решению определенных задач. Исследование проводилось на базе спортивного зала ОО «Иркутская областная федерация тхэквондо».
Математико-статистические методы. Рассчитывались средние показатели для каждой из групп результатов (среднее арифметическое значение, показывающее, какое значение признака наиболее характерно для группы) и меры рассеяния (стандартное отклонение, показывающее как в среднем каждый индивидуальный результат отличается от среднего арифметического). Результаты, полученные в ходе эксперимента, изучались с помощью методов математической статистики в целях определения достоверности различий для зависимых или независимых результатов, полученных по количественным (интервальной или относительной) шкалам, использовался t-критерий Стьюдента. Различия признавались достоверными при уровне значимости (р) меньшем 0,05.
3. Организация исследования
Исследование проводилось в четыре этапа (2021–2022 г.). Всего в исследовании приняло участие 16 человек. На первом этапе на основе изучения научно-методической литература, была определена цель и задачи исследования, разработана методика использования тренажёрно-соревновательного устройства «Даедо», позволяющего интенсифицировать процесс технико-тактической подготовки квалифицированных тхэквондистов.
Исследования второго этапа велись с целью выявления основных закономерностей выполнения техники атакующих действий, соответствующие рациональной двигательной структуре, нами рассматривались тактические ситуации в тхэквондо в условиях сбивающего фактора для создания единой модели взаимодействия, атакующего в динамической системе «двух спортсменов». Были выявлены и уточнены наиболее значимые для достижения победы модельные характеристики.
На третьем этапе был проведен педагогический эксперимент. С целью проведения констатирующего эксперимента были определены две группы. Экспериментальная группа состояла из студентов (n=8), занимающихся по экспериментальной методике с использованием тренажёрно-соревновательного устройства «Даедо» и соответствующей компьютерной программы. В контрольную группу были привлечены спортсмены (n=8), которые занимались по общепринятой программе. Распределение по группам осуществлялось на основании тестирования физической и технической подготовленности. Проходил педагогический эксперимент с целью выявления эффективности и информативности разработанной методики. В процессе эксперимента выявлялась эффективность методики обучения с использованием средств корректирующей информации (обратной связи) – тренажёрного устройства «Даедо».
Четвёртый этап был посвящен статистической обработке полученных в ходе эксперимента данных, определению достоверности приростов результатов в контрольной и экспериментальной группах, формулировке выводов и оформлению результатов исследования в виде выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования и их обсуждение
1. Особенности экспериментальной методики технико-тактической подготовки в тхэквондо с использованием тренажерных устройств на этапе совершенствования спортивного мастерства
В спортивных единоборствах тактические приемы в большой степени влияют на спортивный результат. Основу спортивной тактики составляет высокое мастерство – результат регулярных тренировок. В тактическую подготовку входит изучение спортсменом всевозможных приемов, как и в каких условиях их нужно применять. Обладая знаниями различных тактических построений, спортсмены могут применять их в ходе поединка.
Тактическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Под общей понимается изучение теоретических основ спортивной тактики и практических способов их использования в разнообразных условиях, по возможности приближенных к условиям избранной спортивной деятельности. Специальная же техническая подготовка строится непосредственно на материале избранного вида спорта и направлена на углубленное совершенствование характерных для него способностей, умений, навыков. Тактическая подготовка находится в неразрывной связи с другими видами спортивной подготовки: технической, физической, психологической, морально – волевой.
В спортивных единоборствах тактика определяет поведение спортсмена в различные моменты соревнований. Спортсмен использует отвлекающие и обманные действия, чем выводит противника в заблуждение, применяет наиболее действенные приемы в решающие моменты схватки. Тактика предусматривает также умение рационально расходовать силы в ходе соревнования, выбирать наиболее подходящий стиль борьбы в каждой конкретной ситуации.
Тактика – это способность спортсмена менять ход игры или спарринга, а также уметь быстро перестраиваться под какую либо ситуацию. Под техникой соревновательных действий подразумеваются относительно эффективные способы их выполнения, являющиеся первично-цельными формами построения движений спортсмена, а под тактикой соревновательной деятельности – общие формы ее целесообразного построения в целом, последовательно объединяющие соревновательные действия в соответствии с замыслом и основными линиями поведения спортсмена на соревновании. Техника – степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта.
Технико-тактические действия – это многоходовые и достаточно сложные комбинации технических элементов, тактических и технических действий. Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризуется автоматизированным управлением движениями высокой прочностью и надежностью выполнения.
Исходя из определения двигательного навыка как «динамического стереотипа», можно сделать вывод, что задачей технико-тактической подготовки являются: С одной стороны, обеспечение автоматизации и закрепления навыка выполнения основ технических действий. С другой стороны, имеется большое количество вариантов выполнения приемов и ситуаций, в которых они применяются и которые требуют изменения второстепенных деталей двигательного действия. Изучение многообразия ситуаций, в которых, применяется техника тхэквондистов, позволяет обеспечить динамичность двигательного навыка.
В сложнокоординационных видах спорта на первый план выступают координационные задатки и качество обучения сложным движениям. В ситуационных видах спорта (игры, единоборства) ко всему перечисленному прибавляются особые требования к скорости переработки информации, поступающей извне, к способности оценивать постоянно меняющиеся события, принимать адекватные решения и быстро их реализовывать. Все это требует высоких интеллектуальных способностей, хорошей обученности и высокой помехоустойчивости всех систем организма, в особенности психологической.
Таким образом, после этапа базовой технической подготовки, в ходе которого усваивается координация технических действий, должен следовать этап обучения целесообразному использованию приобретенной техники в зависимости от особенности меняющихся кинематических и динамических ситуаций. В нашем случае имеются в виду: меняющиеся условия взаимоположений (расстояния между ударной конечностью и точкой наносимого удара); направления перемещения «мишени» и их скорость; степень контактной защищенности (блоки); скорость и вариативность ударов противника, а также постоянно меняющиеся правила соревнований и совершенствование электронных соревновательных устройств оценивающих в баллах силу и точность нанесения удара двух единоборцев. При этом противопоставляются: технические умения обоих; их физические возможности реализовывать эти умения с максимальной точностью, быстротой и длительностью; умения тактически эффективно использовать свои возможности нейтрализовать в этом противника. Многообразие ситуаций в единоборствах предопределяет увеличение времени переработки информации и «выдачи» решения, тогда как скоротечность ситуации требует его уменьшения. Кроме того, конфликтность поединка может приводить к искажениям в оценки ситуации. Чтобы уменьшить время на решение задач и повысить помехоустойчивость действий бойца, необходимо заранее моделировать наиболее вероятные тактико-техническтие ситуации и варианты их решения.
Совершенствование технических действий в единоборствах осуществляется эффективнее при использовании в процессе тренировки методов, позволяющих снизить время на поиск выбора решения альтернативы из нескольких возможных вариантов.
Спортсмену в кратчайшие промежутки времени приходится мысленно просчитать возможные варианты и выбрать из них наиболее целесообразные.
В этой связи дальнейшим путём повышения эффективности совершенствования ударов является экспериментальная оценка применения различных видов информации. Оснащение учебного процесса всеми возможными вспомогательными средствами с целью использования их в качестве простейших тренажёров.
На основании изложенного выше мы предлагаем следующие ключевые моменты методики технико-тактической подготовки тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства. Для оптимизации технико-тактической подготовки включать в тренировочный процесс следующие упражнения:
- различные беговые упражнения; – подскоки, прыжки, направленные на формирование общей и специальной скоростно-силовой подготовленности;
- соединения различных прыжков с перемещениями развивающие быстроту, мышечную силу, координацию;
- прыжки по специальной разметке со зрительным и без зрительного контроля на точность приземления;
- статические и динамические упражнения в равновесии.
2. Эффективность экспериментальной методики технико-тактической подготовки в тхэквондо с использованием тренажерных устройств на этапе совершенствования спортивного мастерства
Как известно, уровень технико-тактической подготовленности тхэквондиста тесно связан с уровнем скоростно-силовой подготовленности. Поэтому мы оценивали его по четырём тестам, рекомендованным Федеральным стандартом спортивной подготовки по тхэквондо: прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места, челночный бег 3х8 м и челночный бег 30х8 м.
Результаты в прыжке в длину с места представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности тхэквондистов по тесту «Прыжок в длину с места» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, м
До | После | р (внутри групп) | |
Контрольная | 2,23±0,16 | 2,31±0,16 | >0,05 |
р (между группами) | >0,05 | <0,05 | |
Экспериментальная | 2,29±0,14 | 2,44±0,17 | <0,05 |
Как видно из табл. 1, на начало эксперимента по результатам в прыжке в длину с места контрольная и экспериментальная группы статистически достоверно не отличались друг от друга (>0,05), что отвечает требованиям к организации сравнительного эксперимента.
В течение эксперимента мы наблюдали увеличение числового значения результатов теста как в экспериментальной, так и в контрольной группах тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства при сохранении исходной вариативности. Однако в контрольной группе это изменение не носило статистически достоверного характера (>0,05), тогда как в экспериментальной – изменения были статистически достоверными (<0,05). К тому же после эксперимента контрольная и экспериментальная группы стали статистически достоверно различаться, то есть относиться к разным генеральным совокупностям (<0,05). Это позволило нам утверждать, что применение тренажёрно-соревновательного устройства «Даедо» в учебно-тренировочном процессе тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства способствует приросту показателей их скоростно-силовых способностей, измеряемых по тесту «Прыжок в длину с места».
Графически эти данные представлены на рис. 1.
Рисунок 1 – Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности тхэквондистов по тесту «Прыжок в длину с места» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, м
Динамика показателей скоростно-силовых способностей по тесту «Тройной прыжок в длину с места» представлена в табл. 2.
Таблица 2 – Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности тхэквондистов по тесту «Тройной прыжок в длину с места» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, м
До | После | р (внутри групп) | |
Контрольная | 7,44±0,38 | 7,50±0,34 | >0,05 |
р (между группами) | >0,05 | <0,05 | |
Экспериментальная | 7,52±0,41 | 7,74±0,45 | <0,05 |
По второму тесту «Тройной прыжок в длину с места» были получены схожие результаты, что и в тесте «Прыжок в длину с места». Это подтверждает наш предыдущий вывод об эффективности предложенной нами методики в отношении развития скоростно-силовых способностей тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства. То есть, применение тренажёрно-соревновательного устройства «Даедо» можно рекомендовать дополнительно для развития скоростно-силовых способностей тхэквондистов с акцентом на координацию.
Графически результаты теста «Тройной прыжок в длину с места» представлены на рис. 2.
Рисунок 2 – Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности тхэквондистов по тесту «Тройной прыжок в длину с места» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, м
Динамика показателей скоростно-силовых способностей по тесту «Челночный бег 3х8 м» представлена в табл. 3.
Таблица 3 – Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности тхэквондистов по тесту «Челночный бег 3х8 м» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, с
До | После | р (внутри групп) | |
Контрольная | 5,81±0,18 | 5,78±0,14 | >0,05 |
р (между группами) | >0,05 | >0,05 | |
Экспериментальная | 5,82±0,13 | 5,78±0,15 | >0,05 |
В третьем тесте «Челночный бег 3х8 м» мы получили другие результаты.
Ни в экспериментальной, ни в контрольной группах статистически достоверных приростов результатов не обнаружено (>0,05). То есть, применение тренажёрно-соревновательного устройства «Даедо» в учебно-тренировочном процессе тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства не отказывает существенного влияния на результаты в тестах скоростно-силовых способностей, акцентированных на таком консервативном компоненте как скоростной.
Графически результаты в тесте «Челночный бег 3х8 м» представлены на рис. 3.
Рисунок 3 – Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности тхэквондистов по тесту «Челночный бег 3х8 м» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, с
Динамика показателей скоростно-силовых способностей по тесту «Челночный бег 30х8 м» представлена в табл. 4.
Таблица 4 – Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности тхэквондистов по тесту «Челночный бег 30х8 м» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, с
До | После | р (внутри групп) | |
Контрольная | 75,61±2,15 | 75,11±2,28 | >0,05 |
р (между группами) | >0,05 | <0,05 | |
Экспериментальная | 75,47±2,19 | 72,38±2,07 | <0,05 |
В последнем, используемом нами тесте «Челночный бег 30х8 м» были получены результаты, сходные с результатами первых двух тестов. То есть, в результате использования тренажёрно-соревновательного устройства «Даедо» статистически достоверно улучшились показатели уровня развития скоростно-силовых способностей с акцентом на выносливость в экспериментальной группе (<0,05), тогда как в контрольной – изменения не носили статистически достоверного характера (>0,05).
Графически результаты представлены на рис. 4.
Рисунок 4 – Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности тхэквондистов по тесту «Челночный бег 30х8 м» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, с
Таким образом, в ходе исследования мы наблюдали статистически достоверное улучшение результатов скоростно-силовой подготовленности тхэковндистов на этапе совершенствования спортивного мастерства по трём используемым тестам из четырёх в экспериментальной группе (<0,05), тогда как в контрольной – мы не наблюдали статистически достоверных приростов результатов ни по одному из тестов (>0,05). То есть дополнительно к основной задаче нашего исследования мы можем рекомендовать использование тренажёрно-соревновательного устройства «Даедо» для развития скоростно-силовых способностей тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Динамика показателей технико-тактической подготовленности тхэквондистов по тесту «Время выполнения удара» представлена в табл. 5.
Таблица 5 – Динамика показателей технико-тактической подготовленности тхэквондистов по тесту «Время выполнения удара» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, с
Без вращения | р (внутри групп) | С вращением | р (внутри групп) | |||
До | После | До | После | |||
Контрольная | 1,84±0,14 | 1,72±0,11 | >0,05 | 1,99±0,07 | 1,79±0,11 | >0,05 |
р (между группами) | >0,05 | <0,05 | >0,05 | <0,05 | ||
Экспериментальная | 1,89±0,12 | 1,62±0,09 | <0,05 | 1,98±0,04 | 1,69±0,12 | <0,05 |
Из табл. 5 видно, что на начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы по тесту «Время выполнения удара» статистически достоверно не отличались друг от друга (>0,05), что говорит о правильности применения специального статистического метода отбора испытуемых в группы (механический отбор или метод попарного сравнения). Это позволяет нам утверждать о репрезентативности полученных в ходе экспериментального исследования данных.
В итоге сравнительного эксперимента мы обнаружили, что в экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения результатов в обоих вариантах выполнения теста (с вращением и без него) (<0,05). В контрольной группе, несмотря на числовое изменение результатов, оно не имело статистической достоверности (>0,05). После эксперимента группы стали иметь между собой статистически достоверные различия (<0,05), что в дальнейшем потребует применения различных вариантов планирования содержания учебно-тренировочных занятий и величины нагрузки для каждой из них.
Графически результаты теста представлены на рис. 5.
Рисунок 5 – Динамика показателей технико-тактической подготовленности тхэквондистов по тесту «Время выполнения удара» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, с
Динамика показателей технико-тактической подготовленности тхэквондистов по тесту «Скорость выполнения удара» представлена в табл. 6.
Таблица 6 – Динамика показателей технико-тактической подготовленности тхэквондистов по тесту «Скорость выполнения удара» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, м/с
Без вращения | р (внутри групп) | С вращением | р (внутри групп) | |||
До | После | До | После | |||
Контрольная | 1,66±0,61 | 1,63±0,64 | >0,05 | 2,22±0,47 | 2,17±0,65 | >0,05 |
р (между группами) | >0,05 | >0,05 | >0,05 | <0,05 | ||
Экспериментальная | 1,67±0,71 | 1,62±0,70 | >0,05 | 2,16±0,58 | 2,01±0,61 | <0,05 |
По тесту «Скорость выполнения удара» в итоге эксперимента получены несколько иные данные, чем в предыдущем тесте. Так, статистически достоверные приросты результатов обнаружены в экспериментальной группе только в варианте удара с вращением (<0,05). Тогда как при ударе без вращения статистически достоверных изменений не наблюдалось (>0,05). В контрольной группе статистически достоверные приросты результатов не обнаружены ни в одном из вариантов выполнения теста (>0,05).
Графически результаты представлены на рис. 6.
Рисунок 6 – Динамика показателей технико-тактической подготовленности тхэквондистов по тесту «Скорость выполнения удара» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, м/с
Таким образом, можно утверждать, что применение тренажёрно-соревновательного устройства «Даедо» в учебно-тренировочном процессе тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства приводит к достоверному улучшению показателей скорости выполнения ударов в более сложном в координационном отношении варианте исполнения, но и более результативном в соревновательной деятельности – ударах с вращением.
Динамика показателей технико-тактической подготовленности тхэквондистов по тесту «Сила выполнения удара» представлена в табл. 7.
Таблица 7 – Динамика показателей технико-тактической подготовленности тхэквондистов по тесту «Сила выполнения удара» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, кг
Без вращения | р (внутри групп) | С вращением | р (внутри групп) | |||
До | После | До | После | |||
Контрольная | 78,5±7 | 79,9±6,3 | >0,05 | 70,7±5,2 | 72,1±4,9 | >0,05 |
р (между группами) | >0,05 | >0,05 | >0,05 | <0,05 | ||
Экспериментальная | 79±7 | 80,1±6,9 | >0,05 | 71±3 | 76,1±7,2 | <0,05 |
В последнем из используемых нами тестов – тесте «Сила выполнения удара» мы получили данные, сходные с результатами предыдущего теста. Так же в ударах с вращением показатели экспериментальной группы имели статистически достоверные приросты (<0,05) в отличие от показателей контрольной и ударов без вращения (>0,05).
Графически результаты представлены на рис. 7.
Рисунок 7 – Динамика показателей технико-тактической подготовленности тхэквондистов по тесту «Сила выполнения удара» контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента, кг
Таким образом, использование тренажёрно-соревновательного устройства «Даедо» наиболее эффективно для повышения уровня технико-тактической подготовленности тхэквондистов в области качества ударов с вращением (в двух показателях из трёх) и в одном показателе удара без вращения (времени) (р<0,05). То есть, можно утверждать, что применение тренажёрно-соревновательного устройства «Даедо» в учебно-тренировочном процессе тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства приводит к достоверному улучшению показателей скорости и силы выполнения ударов в более сложном в координационном отношении варианте исполнения, но и более результативном в соревновательной деятельности – ударах с вращением.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать об эффективности методики технико-тактической подготовки в тхэквондо с использованием тренажерных устройств на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Выводы
- На этапе спортивного совершенствования особые требования предъявляются к эффективности техническо-тактической подготовки тхэквондистов.
- Для повышения качества технико-тактической подготовки необходимо учитывать взаимосвязь всех сторон подготовки тхэквондиста на этапе спортивного совершенствования. В физической подготовке, сенситивность развития чисто физических (кондиционных) и управленческих (сенсомоторных) качеств, для достижения максимального результата необходимо развивать специальные физические качества, оказывающие значительное влияние на результативность по виду спорта тхэквондо.
- Применение тренажёрно-соревновательного устройства «Даедо» в учебно-тренировочном процессе тхэквондистов на этапе совершенствования спортивного мастерства приводит к достоверному улучшению показателей скорости и силы выполнения ударов в более сложном в координационном отношении варианте исполнения, но и более результативном в соревновательной деятельности – ударах с вращением.
- Методика технико-тактической подготовки в тхэквондо с использованием тренажерных устройств на этапе совершенствования спортивного мастерства показала свою эффективность в семи результатах из десяти в экспериментальной группе (<0,05) по сравнению с контрольной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность
Материал предствавлен в виде презентации. Предназначен для педагогических или методических совещаний. Указаны причины, побуждающие педагогов к самообразованию, направления, источники, а также результа...

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»В данной работе рассмотрены методология созда...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НАПАДАЮЩЕМУ УДАРУ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12 -13 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЁМАМВ ВОЛЕЙБОЛЕ………………………………………………………………… 5 1.1 Волейбол как вид спорта………………………………………………… 51.2...

Автор: Аристархов М. П. Методическая работа «Средства и методы восстановления спортсменов отделения фехтования этапов совершенствования спортивного мастерства»
Средства и методы восстановления спортсменов отделения фехтования этапов совершенствования спортивного мастерства...

дополнительная общеобразовательная программа "Совершенствование туристско-спортивного мастерства"
Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступна, позволяет обучить основам туристского многоборья. Основной акцент при этом отводится отработке практических нав...

Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды.
Методическая разработка занятия Тема занятия: Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды....

Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды.
Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды....
