дополнительная общеобразовательная программа "Совершенствование туристско-спортивного мастерства"
календарно-тематическое планирование на тему

Дешевых Татьяна Николаевна

Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступна, позволяет обучить основам туристского многоборья. Основной акцент при этом отводится отработке практических навыков, так же подготовке к соревнованиям различного уровня (городского и областного). Для подростков чрезвычайно  привлекательна деятельность, связанная с риском, с самоутверждением через преодоление трудностей, поэтому обучающиеся объединения «Туристическое многоборье» активно принимают участие в соревнованиях «Юный спасатель» и «Школа безопасности». В подростковом возрасте ведущим становиться интерес к общению, к взаимоотношениям в коллективе. К этому времени уже достаточно сформирована волевая саморегуляция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_turistskoe_mnogobore_dlya_odarenyh_detey.docx53.97 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города ЮргиМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Совершенствование туристско-спортивного  мастерства»                            

(для учащихся 15– 18 лет, срок реализации 1 год

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

протокол от «__»______2018 г. №__

Педагогическим советом

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

протокол от «___»______2018г. №

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

 МБОУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

от «___» __________2018 г. №____

Автор-составитель:

Дешевых Татьяна Николаевна

Педагог дополнительного образования

Юрга 2018

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………3
  2. Учебно-тематический план……………………………………..7
  3. Содержание курса ………………………………………………8
  4. Методическое  обеспечение программы………………………14.
  5. Тематическое планирование……………………………………14
  6. Список литературы………………………………………………17

Пояснительная записка

Направленность

Образовательная программа «Туристическое многоборье. Совершенствование спортивного мастерства» является модифицированной, углубленного уровня и имеет туристско-краеведческую направленность. Она направлена на совершенствование умений и навыков по ориентированию и спортивному туризму, а также создает условия для развития качеств личности подростка, таких как выносливость, целеустремленность, способность превозмогать трудности и т.п.

Программа  разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Миноборнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна и актуальность

Спортивный туризм (СТ) - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

«Туристское многоборье» - спортивная дисциплина, поэтому подготовка осуществляется по принципу постепенного наращивания объема знаний, умений и навыков, а также объемов физических тренировок..

Основной составляющей подготовки юных туристов является совершенствование основных навыков выполнения технических приемов, закрепление основных знаний и умений полевой (походной) жизни.

В плане физической подготовки основной акцент делается на совершенствование скоростных качеств, выносливости организма, ловкости. В техническом плане основное внимание уделяется скоростному выполнению технических элементов. В плане морально-волевой подготовки основное внимание обращается на укрепление командного духа, общекомандной и личной дисциплины, собранности и целеустремленности.

Не менее важным элементом подготовки является внедрение в сознание детей чувства ответственности за свои поступки, чувства товарищества, взаимовыручки, настойчивости в достижении своей цели.

Туристическое многоборье является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие обучающихся, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем.

Туризм и краеведение - два взаимодополняющих способа постижения учащихся природных и культурных особенностей своей страны и края.

Педагогическая целесообразность 

Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступна, позволяет обучить основам туристского многоборья. Основной акцент при этом отводится отработке практических навыков, так же подготовке к соревнованиям различного уровня (городского и областного). Для подростков чрезвычайно  привлекательна деятельность, связанная с риском, с самоутверждением через преодоление трудностей, поэтому обучающиеся объединения «Туристическое многоборье» активно принимают участие в соревнованиях «Юный спасатель» и «Школа безопасности». В подростковом возрасте ведущим становиться интерес к общению, к взаимоотношениям в коллективе. К этому времени уже достаточно сформирована волевая саморегуляция.

Цель обучения – воспитание морально-волевых и нравственных качеств личности через совершенствование знаний, умений и навыков по спортивному туризму и  ориентированию.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствование комплекса специальных теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;
  • обучение учащихся умению правильно оценивать свои силы и возможности в любой нестандартной ситуации (на дистанции);
  • формирование навыков судейства на соревнованиях по туристическому многоборью;
  • обучение работе со специальным оборудованием спасателей;
  • совершенствование умения быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, принимать самостоятельные решения;
  • обучение правильному применению специальных приемов спортивного ориентирования на местности.
  • совершенствование технико-тактической подготовки;

.

Развивающие:

  • совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение спортивных результатов;
  • развитие внимания и концентрации внимания в стрессовых для организма ситуациях (старты на соревнованиях);
  • развитие зрительной памяти;
  • развитие моторики.

Воспитательные:

  • совершенствование волевых качеств;
  • формирование силы воли и дисциплинированности;
  • воспитание ответственности, самостоятельности и самоконтроль;
  • прививать чувство сплоченности и коллективизма

Отличительная особенность.

Занятия по программе «Туристское многоборье. Совершенствование спортивного мастерства» проводятся с обучающимися, прошедшими подготовку по программе «Туристическое многоборье» и принявшие участие в соревнованиях различного уровня (городских и областных). Отличительная особенность данной программы проявляется в плане технической подготовки, а именно – дальнейшее совершенствование соревновательных элементов, доведение до автоматизма, приемов исполнения технических элементов. При этом особое внимание уделяется тактической подготовке. Изучается курс базовой подготовки – «Судейская подготовка». Ребята подходят подготовку по спасательным работам и участвуют в соревнованиях «Юный спасатель», «Школа безопасности»

Возраст обучающихся: 15-18 лет

Сроки реализации программы: 1 год

Формы и режим занятий

Так как данная программа является программой углубленного уровня, количество обучаемых составляет 6 человек.

Режим занятий – 9 часов  в неделю 324 часа в год

Основной формой проведения является групповое учебное занятие. Занятие проводится с постоянной сменой деятельности, через каждые 45 минут предусмотрен 10 минутный перерыв. В заключительной части проводятся упражнения на расслабление и восстановление.

        На занятия принимаются обучающиеся со справкой от врача,  которая позволяет им заниматься данным видом деятельности.

Программа рассчитана преимущественно на учащихся, прошедших подготовку по программе «Туристическое многоборье. Спортивная подготовка» или иную подготовку по данному направлению.

Основной формой проведения является групповое учебное занятие.

Прогнозируемые результаты

Процесс обучения можно считать успешным в том случае, если выполнена поставленная цель и реализованы все задачи. 

В результате занятий учащиеся совершенствуют свои двигательные качества и повышают возможности функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение высоких спортивных результатов. Развиваются качества, способствующие умению работать в команде при высокой эмоциональной нагрузке и нестандартных ситуациях, так же чувство ответственности перед собой и командой за каждый личный старт и адекватной оценке собственных сил. В процессе непрерывной подготовки к спортивным соревнованиям  развиваются морально-волевые качества, целеустремленность и упорство. За счет активного участия в спортивных соревнованиях высокого уровня воспитывается стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях. Серьезные спортивные старты требуют не только хорошей физической и технико-тактической подготовленности, а так же внимательности и дисциплинированности, которые воспитываются на протяжении учебного процесса. Во время выездов на крупные соревнования развивается кругозор и общая культура.

По итогам деятельности, большая часть учащиеся получает спортивные разряды.

В результате обучающиеся

освоят комплекс специальных теоретических знаний и приобретут практический опыт, необходимый для успешной тренировочной, соревновательной деятельности;

познакомятся с более сложными правилами поведения в критических ситуациях;

получат судейскую  практику на соревнованиях по туристическому многоборью;

научатся работать со специальным оборудованием спасателей;

совершенствуют умения быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, принимать самостоятельные решения;

совершенствуют применение приемов спортивного ориентирования на местности;

умеют самостоятельно прорабатывать тактику и отрабатывать технические элементы дистанции.

Способы проверки результативности программы

Оценка знаний, умений и навыков производится в  процессе контрольных зачетов по технической и физической подготовках. При этом учитывается:

физические данные: выносливость, скорость бега, гибкость, сила.

техническая подготовка: личная техника на различных элементах, действия в составе команды при выполнении технических приемов, работа в связках.

Вводный контроль углубленных знаний осуществляется в виде зачетов или практических выполнений заданий, для выявления уровня знаний и корректировки распределения учебных часов в курсе (см. Приложение 1).

Текущий контроль осуществляется в ходе тренировок по итогам выполнения индивидуальных, парных (работав связках) командных заданий (см. Приложение 2).

Итоговый контроль осуществляется по сравнительным результатам индивидуальных и командных заданий, проводимых в начале и конце учебного года (см. Приложение 2). В зависимости от своей подготовки и показанных на тренировках результатов  принимают участие в соревнованиях разного уровня.

.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1

Техническая подготовка

114

29

85

2

Ориентирование на местности

75

18

57

3

Первая доврачебная помощь

42

15

27

4

Судейская подготовка

39

12

27

5

Общая и специальная физическая подготовка

33

9

24

6

Закрепление пройденного. Диагностика по разделу

18

18

7

Подведение итогов

3

3

Итого за учебный год:

324

83

241

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Туризм как вид спорта (6 часов)

Вводный инструктаж. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях в учебном кабинете, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу, на слетах и соревнованиях по туристскому многоборью и спортивному ориентированию. Техника безопасности при проведении туристских походов. Охрана природы.

Соблюдение правил дорожного движения; поведения при переездах группы на транспорте; пожарной безопасности; поведения на воде. Требования техники безопасности при работе с личным и групповым снаряжением. Меры личной безопасности в нестандартных ситуациях.

Постановка целей и задач на учебный год.

Практические занятия. Подготовка и проведение активом объединения бесед о традициях, названии клуба, лучших спортсменах, их достижениях, взаимоотношениях и требованиях к новичкам. Знакомство детей с условиями проведения учебных занятий. Просмотр фото- и видеоматериалов о спортивном туризме.

Техническая подготовка (108 часов)

Переправы. Отработка приемов самонаведения.

Теоритическая часть: объяснение последовательности действий и правильности их выполнения при наведении переправ различных типов, при их прохождении, при организации страховки на переправах.

Практическая часть: наведение переправ различных типов (через «сухой лог», через «воду») и их прохождение (самостоятельное и командное). Переправа первого участника: организация страховки, действия участника на «финишном» берегу. Организация полиспаста. Снятие переправы. Переправа по бревну. Переправа первого участника: «на усах», «маятником», «верхом на бревне». Параллельные перила. Отработка до автоматизма приемов работы на переправах. Скоростная работа на этапах. Разбор основных ошибок и их исправление.

Траверс. Отработка приемов самонаведения.

Теоритическая часть: объяснение последовательности действий и правильности их выполнения при наведении траверса различных типов, при его прохождении, при организации страховки на переправах.

Практическая часть: организация страховки и самостраховки на траверсах (горизонтальный, косой). Действие первого участника. Наведение траверса. Снятие траверса. Прохождение участниками траверса. Скоростная работа на траверсе. Разбор основных ошибок и их исправление.

 Спуск-подъем. Отработка приемов самонаведения.

Теоритическая часть: объяснение последовательности действий и правильности их выполнения при спусках и подъеме, при их прохождении, при организации страховки.

Практическая часть: спуск с самостраховкой, спортивный спуск, дюльфер. Командные действия на этапе. Снятие веревок: сдергиванием, выведение «последнего» с нижней командной страховкой. Отработка приемов. Подъемы: с самостраховкой, с нижней командной страховкой. Промежуточные точки страховки. Порядок командных действий.

Скоростная работа на этапе. Отработка приемов. Разбор основных ошибок и их исправление.

Связки этапов. Прохождение комбинированных дистанций

Теоритическая часть: объяснение необходимости непрерывности страховки и способов ее реализации.

Практическая часть: непрерывность страховки. Составление тактических схем прохождения связок этапов. Скоростная работа на этапе. Отработка приемов. Разбор основных ошибок и их исправление.

Бревно. Укладка и организация переправы.

Теоритическая часть: объяснение правил способов укладки бревна, разницы при страховке первого участника через «сухой» и «мокрый» лог.

Практическая часть: страховка первого участника («сухой» и «мокрый» лог) и сопровождение остальных. Правила и способы укладки бревна. Распределение обязанностей в команде при укладке бревна.

Скоростная работа на этапе. Отработка приемов. Разбор основных ошибок и их исправление.

Преодоление болот: кочки, жерди.

Теоритическая часть: объяснение последовательности действий и правильности их выполнения при преодолении болот по средствам кочек и жердей.

Практическая часть:  преодоление болота по кочкам и жердям. Командные действия. Скоростная работа на этапе. Отработка приемов. Разбор основных ошибок и их исправление.

Страховка и самостраховка. Отработка приемов.

Теоритическая часть: объяснение последовательности действий и правильности их выполнения при выполнении технических этапов с использованием страховки, самостраховки. Отличие нижней и верхней команднойстраховки.

Практическая часть: отработка технических приемов с разными командными страховками. Отработка технических приемов с разными видами самостраховки («усы», длинная самостраховка, динамическая самостраховка «прусик»). Использование самостраховки в «опасной» зоне, в «безопасной» зоне. Нижняя и верхняя командные страховки. Правила работы на страховке. Отработка приемов применения динамической страховки при срыве участника. Разбор основных ошибок и их исправление.

Ориентирование на местности.

Теоритическая часть: действия при работе с картой, при «потере на карте», возвращение, если заблудились

Практическая часть: повторение навыков работы с картой. Соревновательная тактика. Подход и уход с КП. Отработка навыков движения по азимуту. Виды соревнований спортивного ориентирования: «в заданном» направлении, «по выбору». Разбор основных ошибок и их исправление.

Поисково-спасательные работы.

Теоритическая часть: объяснение последовательности действий и правильности их выполнения при выполнении технических этапов: переправа «пострадавшего» по навесной переправе, переправа «пострадавшего» по бревну на «несущем», спуск и подъем «пострадавшего» на «несущем», при поиске пострадавшего в завале.

Практическая часть: отработка технических приемов ПСР. Технические этапы: переправа «пострадавшего» по навесной переправе, переправа «пострадавшего» по бревну на «несущем», спуск и подъем «пострадавшего» на «несущем». Поиск пострадавшего в завале, в лавине, на местности. Разбор основных ошибок на этапах и их исправление.

Преодоление снежно-ледовых склонов.

Теоритическая часть: правила обращения с «кошками», ледорубом и способы их применения.

Практическая часть: движение в связках. Движение в «кошках». Использование ледоруба: как точки страховки, как точки опоры, для рубки ступеней, для самозадержания при срыве.  Движение на три такта. Рубка ступеней. «Австрийский шаг». Организация точек страховки и самостраховки: ледоруб, ледобур, снежный якорь, ледовая проушина. Отработка приемов работы на снежно-ледовых склонах. Разбор основных ошибок и их исправление.

Спуски-подъемы на лыжах.

Теоритическая часть: правила  при движении на лыжах, при спусках и торможениях.

Практическая часть: спуск на лыжах по склону с торможением: «плугом», «полуплугом», падением на бок. Спуск серпантином. Спуск по крутому склону. Подъем на лыжах: серпантином, в лоб: «лесенкой», «елочкой». Тропление лыжни Отработка навыков движения на лыжах по пересеченной местности. Разбор основных ошибок и их исправление

Ориентирование на местности(75 часа)

Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Охрана природы (3 часа). Теория (2,5 часа). Планирование деятельности объединения в учебном году. Ориентирование – средство физического воспитания, оздоровления, закаливания.  Поведение на улице во время движения к месту занятий и на учебно- тренировочном занятии. Техника безопасности при проведении занятий на местности и соревнований. Контрольное время на тренировках и соревнованиях. Обеспечение безопасности участников (аварийный азимут, ограничивающие ориентиры, умение выходить из леса при потере ориентировки). Меры по обеспечению сохранению природы в местах проведения тренировок и соревнований. Практика (0,5 часов). Проведение с воспитанниками правила эвакуации из здания учреждения в случае ЧС во время занятий.

Топография, условные знаки. Спортивная карта (39 часов). Теория (18 часов). Основы топографии. Способ изображения земной поверхности. Топографические карты. Масштаб карты. Зрительное знакомство с объектами местности. Особенности топографической подготовки ориентировщиков. Спортивная карта, условные знаки, цвета карты. Измерение расстояний на карте и на местности. Изучение планов и схем (школьного двора и т.п.). Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту. Практика . Условные знаки топографических карт. Рисовка топознаков. Виды масштабов, упражнения с масштабами топокарт. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояний до недоступных предметов. Контрольные упражнения, нормативы и соревнования, походы. Практика, сдача практических умений навыков по спортивному ориентированию, легкой атлетике.

Планируемые результаты

Знать топографические знаки спортивной карты, стороны горизонта и правила спортивного ориентирования; уметь пользоваться компасом и ориентироваться на местности.

уметь использовать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях и уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Первая доврачебная помощь(42 часа)

Подготовка медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Перечень и назначение лекарственных препаратов.

Правовые основы оказания доврачебной помощи. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Тепловой и солнечный удары, ожоги. Помощь утопающему. Простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления.

Транспортировка пострадавшего.

Практические занятия. Соблюдение гигиенических требований в походе. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса.

Формирование походной медицинской аптечки.

Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Оказание помощи при ранениях, переломах, при тепловом и солнечном ударах, ожогах. Помощь утопающему. Действия при простудных заболеваниях, при пищевых отравлениях, укусах насекомых и пресмыкающихся.

Способы транспортировки пострадавшего.

Судейская подготовка(39 часов)

Правила туристских соревнований.

Теоретическая часть: «Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации» – основной руководящий документ при проведении туристских слетов и соревнований. Правила соревнований по туристскому многоборью, по спортивному ориентированию.

Классификация туристских соревнований. Права и обязанности участников, представителей, тренеров.

Меры по обеспечению безопасности при проведении туристских слетов, соревнований.

Образцы документации. Протоколы.

Практическая часть: изучение документа «Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации».

Организация и проведение туристских слетов и соревнований

Теоретическая часть: организация, проводящая соревнования. Состав оргкомитета, план его работы.

Практическая часть:  помощь в проведении соревнований 

Подсчет результатов соревнований. Порядок обработки результатов, публикация предварительных результатов..

Подведение итогов соревнований, утверждение результатов. Подготовка награждения, составление отчета о соревнованиях.

Выбор района соревнований, предварительное планирование дистанций. Подготовка картографического материала на район соревнований.

определяющие техническую сложность дистанции. Планирование дистанции, ее установка на местности.

Порядок информирования участников о допущенных нарушениях и полученном штрафе.

Судейство на этапах во время сборов и подготовки к соревнованиям.

Организация и судейство вида «Ориентирование»

Теоретическая часть: ориентирование в программе туристских слетов и соревнований: соревнования в выполнении отдельных заданий по элементам ориентирования и топографии; соревнования по отдельным видам ориентирования.

Организация и судейство отдельных заданий по ориентированию: азимутальный маршрут, движение по легенде, по обозначенному маршруту, глазомерная оценка расстояния, прокладывание азимутального маршрута, поиск объектов по заданным азимутам и с помощью карты.

Особенности проведения соревнований в ориентировании по выбору.

Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Требования к местности и дистанциям соревнований. Длина дистанции, ее обозначение на карте и оборудование на местности. Карта соревнований. Контрольное время прохождения дистанции, определение результатов соревнований. Особенности судейства различных видов.

Обеспечение безопасности в соревнованиях по ориентированию: район соревнований, его ограничения, наличие опасных мест на дистанции. Информирование участников о действиях в случае потери ориентировки. Организация поисковых работ.

Практическая часть: разбор полученных теоритических знаний на примере соревнований городского и областного значения.

Организация и судейство вид «Туристская техника»

Теоретическая часть: виды и характер соревнований по туристской технике. Соревнования по отдельным заданиям (этапам0 туристской техники. Командные и личные соревнования, эстафета, их особенности. Примерные элементы полосы препятствий. Оборудование этапов. Требования к месту старта и финиша, к местам расположения участников и зрителей. Организация ознакомления участников и капитанов команд с дистанцией, способами прохождения этапов Описание отдельных технических этапов и специальных зданий. Соответствие этапов опыту участников. Таблицы штрафов за ошибки и нарушения.

Практическая часть: разбор полученных теоритических знаний на примере соревнований городского значения. Помощь в судействе на городских соревнованиях.

Общая и специальная физическая подготовка(33 часа)

ОФП. Организация тренировочного процесса. Взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок. Разминка, заминка, их значение и содержание.

Практические занятия

 Ходьба (на пятках, на носках, спортивная, на внешней и внутренней стороне стопы, высоко поднимая колени.) Бег (вперед, назад, галопом влево, вправо, на носках, с изменением направления движения). Упражнения для рук и плечевого пояса (сгибание, разгибания, вращения, махи, отведение и привидение, рывки, движение рук в сочетании с ходьбой и бегом). Упражнения для мышц ног (приседания, махи, прыжки, выпады). Упражнения для шеи и туловища (наклоны туловища, головы). Гимнастические упражнения с предметами: скакалками, мячами, палками, обручами, гантелями. Акробатика (стойки, кувырки, перекаты, перевороты). Упражнения на гимнастических снарядах: канат, скамейка, бревно, перекладина, гимнастическая стенка). Легкая атлетика (бег на короткие, средние дистанции, из различных исходных положений, бег по пересеченной местности). Спортивные и подвижные игры: игры на внимание, сообразительность, координацию. Туризм: походы, туристская полоса препятствий.

 Специальная физическая подготовка

 Характер и методика развития физических и специальных качеств, выносливости, быстроты, ловкости, силы, гибкости.

Практические занятия

Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая, максимальная. Развитие специальных качеств, необходимых многоборцу. Упражнения на развитие выносливости: бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, открытой, закрытой, бег в гору, специальные беговые упражнения. Упражнения на развитие быстроты: бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе. Упражнения на развитие гибкости: упражнения на растяжку, упражнения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами. Упражнения на развитие ловкости и прыгучести: прыжки (в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры. Упражнения на развитие силы: сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением

Закрепление пройденного. Диагностика по разделу (18 часов)

                                  Подведение итогов (3 часа)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Тематическое планирование

Тема учебного плана

Тема занятия

Кол-во часов

1.Техническая подготовка

(114 часов)

Введение. Т/б на занятиях

3

Туризм как вид спорта

3

Переправы.

3

Траверс

3

подъем

3

Бревно

3

Преодоление болот: кочки, жерди

3

Навесная переправа

3

Маятник

3

Спуск

3

Самонаведение перил

3

Траверс. Отработка приемов самонаведения.

3

Навесная переправа. Отработка приемов самонаведения.

3

Спуск. Отработка приемов самонаведения.

3

Организация самостраховки

3

Бревно.  Отработка приемов самонаведения

3

Подъем организация  приемов самонаведения

3

Наклонная навесная переправа

3

Связки этапов

3

Спуск-подъем

3

Спуск-подъем. Отработка приемов самонаведения.

3

Связки этапов. Прохождение комбинированных дистанций.

3

Страховка и самостраховка. Отработка приемов.

3

Поисково-спасательные работы.

3

Организация самостраховки на вертикальных перилах

3

Командная работа специальным туристским снаряжением

3

Организация сопровождения

3

Техника выполнения туристских узлов

3

Отработка приемов транспортировки «пострадавшего

3

Прохождение дистанции в связке

3

Прохождение дистанции в группе

3

Отработка прохождение дистанции в группе

3

Командное наведение  навесной переправы

3

Наведение перил переправы «Бревно» группа

3

Подъем пострадавшего на волокуше

3

Спуск пострадавшего на волокуши

3

Подъем пострадавшего на сопровождающем

3

Спуск пострадавшего по навесной переправе

3

2. Ориентирование на местности

(75 часов)

Закрепление пройденного.

3

Ориентирование – вид спорта

3

Топографическая и спортивная карта

3

Виды ориентирования

3

Компас

3

Топографические знаки

3

Легенды

3

Как определить азимут

3

Работа  с компасом

3

Ориентирование с проколами

3

Ориентирование по компасу

3

Маркированная трасса

3

Электронные чипы и как они работают

3

компостер

3

Условные знаки

3

Условные знаки легенд КП

3

Виды дистанций

3

Дистанция «Спринт»

3

Дистанция «Классика»

3

Дистанция «Выбор»

3

Дистанция «многодневный кросс»

3

Масштаб спортивной карты

3

Зимнее ориентирование

3

Отличие  спортивных карт

3

Спортивное снаряжение ориентировщика

3

Участие в  соревнованиях по ориентированию

3

Закрепление пройденного.

3

3.Первая доврачебная помощь

(42 часа)

Что такое первая доврачебная помощь

3

Действие в чрезвычайной ситуации

3

Реанимация

3

шок

3

Кровотечение и раны

3

повязки

3

Травмы отдельных участков тела

3

Укусы

3

Ожоги

3

Холодные и тепловые поражения

3

Травма костей, суставов, мышц

3

Наложение шин

3

отравления

3

транспортировка

3

Закрепление пройденного.

3

4.Судейская подготовка

 (39 часов)

Правила туристских соревнований

3

Организация и проведение туристских слетов и соревнований

3

Судейская коллегия

3

Подготовка дистанций соревнований

3

Обеспечение безопасности туристских соревнований.

3

Правила вида спорта спортивное ориентирование

3

Регламент проведений соревнований дистанция пешеходная

3

Регламент проведения соревнований спортивное ориентирование

3

Разрядные требования по виду спорта  спортивный туризм

3

Регламент проведения соревнований дистанция лыжная

3

Руководство для судей и участников соревнований

3

Разрядные требования «Спортивное ориентирование»

3

Права и обязанностей участников  соревнований

3

Закрепление пройденного.

3

5.Общая и специальная физическая подготовка

 (33 часа)

Общая физическая подготовка (ОФП)

3

ТБ на занятиях по (ОФП)

3

Упражнения на укрепления мышц рук

3

Упражнения на укрепления мышц спины

3

Упражнения на укрепление мышц ног

3

Легкая атлетика

3

Упражнения  с сопротивлением

3

Прыжки в длину и в высоту

3

Беговые упражнения на скорость

3

ТБ на занятиях по (СФП)

3

Спортивные игры

3

Закрепление пройденного.

3

Список литературы

1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М., ФиС, 1983;

2. Алешин В.М., Калиткин Н.Н. Соревнования по спортивному ориентированию. Карты и дистанции. М., ФиС, 1974;

3. Глаголева О.П. Школа ориентирования. Журнал "Азимут" №№ 4, 5, 1999;

4. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. М., ФиС, 1981;

5. Иванов Е.И. С компасом и картой. М., ДОСААФ, 1971;

6. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков - разрядников. М., ФиС, 1984;

7. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. М., ФиС, 1980;

8. Спортивное ориентирование. Правила соревнований. М., ФиС, 1986;

9. Методическое пособие для подготовки к конкурсу «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ» на областных соревнованиях «Школа безопасности», «Юный спасатель» Данное пособие составлено на основе справочника «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ», под общей редакцией заслуженного врача Российской Федерации профессора Ю.Ю. Бонитенко (Санкт-Петербург, «Норинт», 2004г.) и методического пособия по первой помощи для преподавателей ОБЖ, опубликованной на сайте - http://zhurnal.lib.ru/k/kruz_a/kkruz_anight_shift_metodika.shtml69. Составители: заведующий методическим отделом Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Кемеровский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий» (ГАУДО КОЦДЮТЭ) Тараканов А.В., методисты ГАУДО КОЦДТЭ Пашегорова Е.М. и Леготина Е.О. Главный консультант: преподаватель отделения дополнительного образования ГБПОУ «Кемеровский областной медицинский колледж» Осокина Н.Н.

10. Алешин,  В.Н. Карта в спортивном ориентировании [Текст]/ В.Н. Алешин  - М.: ФиС, 1983. - 202с.

11.Аппенянский, А.И. Физическая подготовка туристов [Текст]/  А.И. Аппенянский – М.: ЦРИБ «Турист», 1985. - 82 с.

12.Регламент проведения  спортивных соревнований по спортивному туризму, Москва 2014

13. ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ» Минспорта России

от “22” июля 2013 г. №  571

14. Волков, Б.Н., Волков, Н.Н. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристкой группы [Текст]: Методическое пособие /Б.Н. Волков, Н.Н Волков. - М.: ЦРИБ “Турист”, 1981. – 115 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Клавишный синтезатор"

Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»

Программа для дополнительного образования студентов 1 курса  технических специальностей . Рассчитана на 72 часа....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной направленности по морскому делу «Гардемарины»

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной направленности по морскому делу «Гардемарины»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая програма социальной поддержки «Клуб добрых сердец»

Во время реализации добровольческих проектов студенты взаимодействуют с людьми, имеющими различные отклонения здоровья, которые в обыденной жизни им не известны, сталкиваются с мифами в обществе о дон...

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...