Дополнительная общеобразовательная программа "Клавишный синтезатор"
рабочая программа на тему

Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию, умения творчески и оригинально мыслить. Педагог-музыкант должен обладать соответствующим уровнем музыкальной компетентности, являющейся одной из сторон его профессионализма. В качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает клавишный синтезатор. Приобщение  детей к новому виду деятельности – электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования. Программа расчитана на 3 года обучения, занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sintezator_36_chasov.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Юность»

Дзержинского района

                                                                                                           Утверждено

педагогическим советом

                                                                       Протокол  №14

                                                                        от 07.10.2013 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Клавишный синтезатор»

Срок реализации:

3 года обучения

(возраст детей 8 – 15 лет)

                                                                        Составитель: Заморина Е.Д.,

                                                                        педагог дополнительного

                                                                        образования

Пермь, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию, умения творчески и оригинально мыслить. Педагог-музыкант должен обладать соответствующим уровнем музыкальной компетентности, являющейся одной из сторон его профессионализма. В качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает клавишный синтезатор. Приобщение  детей к новому виду деятельности – электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования.

        Направленность данной образовательной программы художественно-эстетическая — программа направлена на приобщение широкой массы детей к музыкальному искусству и выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей.

        В основе данной программы лежат образовательные программы: программы обучения Шавкунова И.Г. «Игра на синтезаторе», 2001, Красильникова И.М. «Электронные музыкальные инструменты», 2001г., Порунова А.В., Поруновой И.В. «Клавишный синтезатор-предмет по выбору для учащихся фортепианного отделения», Будкиной Е.М. «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор», «Программа фортепиано для учебных заведений культуры и искусства дополнительного образования» Министерства культуры Московской области, Москва, 2002г.

        Отличительные особенности программы обусловлены спецификой обучения в учреждении дополнительного образования. В настоящее время УДО предоставляет возможность детям с любыми музыкальными данными и способностями овладеть комплексом знаний и умений в области музыки. Данная программа реализует эту возможность: формирование исполнительских навыков и умений в обучении игре на синтезаторе у детей, не имеющих начального музыкального образования, не проходивших предварительного прослушивания и оценки музыкальных способностей при поступлении.          

        Актуальность данной образовательной программы состоит в обосновании подхода к обучению детей игре на синтезаторе, как инструменте, все более популярном в подростковой среде, с одной стороны, и, необходимостью внедрения в музыкальное образование новых информационных технологий, с другой. Обращение к синтезатору способствует преодолению разрыва между электроакустической аурой бытования музыки в реальной жизни и традиционным звуковым материалом детского музицирования. Его использование способствует обогащению музыкального кругозора детей. На основе собственной творческой практики обучающиеся приобретают возможность получить важные знания о строении музыкальных произведений, почувствовать выразительность того или иного художественного средства, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.

        Педагогическая целесообразность программы.

        Клавишный синтезатор предъявляет музыканту иные, по сравнению с традиционными механическими или электронными аналоговыми инструментами, более универсальные требования. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трех ролей: композитора, исполнителя или звукорежиссера, то сегодня, опираясь на новый инструментарий, он объединяет в своем творчестве все эти виды деятельности. Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество юного музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно – простым и продуктивным. Все это делает клавишный синтезатор чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков.

Цели и задачи программы:

        Целью данной программы является освоение навыков игры на синтезаторе, направленных на формирование всесторонне развитой, творческой личности.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

        Обучающие:

  • освоить электронный инструмент, многообразие его функциональных возможностей;
  • научить основным приемам исполнительской техники;
  • освоить приемы управления фактурой музыкального звучания, связанных с различными режимами игры и применением секвенсера;
  • овладеть базовыми навыками аранжировки;
  • изучить основные музыкально-теоретические знания;
  • применять приобретенные знания, умения и навыки в практической музыкально-творческой деятельности.

        Развивающие:

  • развить у обучающихся музыкальные способности (память, слух, чувство ритма);
  • сформировать устойчивое представление о работе синтезатора, его устройстве, основных функциях;
  • совершенствовать исполнительскую технику;
  • развить творческую деятельность – создавать самостоятельно аранжировки к музыкальным произведениям.

        Воспитательные:

  • воспитать уважение к мировой музыкальной культуре;
  • привить устойчивый интерес к музыкальному искусству, творческой деятельности;
  • воспитать интерес к творческому труду и умению работать;
  • способствовать развитию свободной, целенаправленной, социальнозначимой личности;
  • воспитать духовно-нравственные качества – любовь к Родине, доброжелательность к родителям, к пожилым людям.

Данная образовательная программа является профессионально-ориентированной и входит в комплексную образовательную программу музыкально-эстетического отдела ЦДТ «Юность».

        Основные этапы реализации программы. 

Программа рассчитана на 3 года обучения.

        Период обучения делится на три этапа:

I этап – 1- начальное обучение, освоение первоначальных навыков.

II этап – 2 год обучения – этап основного обучения.

III этап – 3 год обучения – этап музыкального совершенствования.

I этап обучения – 1 год.

Начальное обучение включает в себя введение ребёнка в мир цифровой музыки, знакомство с выразительными средствами клавишного синтезатора в доступной художественно-увлекательной форме.

II этап обучения – 2 год.

Данный этап формирует понятие особенностей музыкального языка: жанровый колорит, интонационно-ритмический рисунок, развитие основной темы, а также навыки самостоятельной работы. Совершенствуется работа обучающегося над аранжировкой, что способствует развитию музыкального воображения и мышления.

III этап обучения  -  3 год.

III этап – завершающий, и часто совпадает с  переходным возрастом обучающихся. Требования к подростку  повышаются во много раз. Основной характеристикой данного этапа  является психологическая готовность к самоопределению, стремление к самостоятельности, растущие потребности в общении и самоутверждении.

        Методы обучения, используемые на занятиях для достижения цели и реализации задач предмета:

·  словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание;

  • метод упражнений и повторений (выработка исполнительских навыков обучающегося, работа над художественно-образной сферой произведения);
  • метод показа (показ педагогом исполнительских движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог исполняет произведение обучающегося  объясняя те или иные задачи);
  • репродуктивный метод (повторение обучающимся исполнительских приемов по образцу педагога);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (обучающийся участвует в поисках решения поставленный задачи).

                Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающихся.

        Принципы обучения. 

        Постепенность и последовательность – основные принципы в обучении, непосредственно связаны с творческим подходом в развитии индивидуальности обучающихся. Педагог определяет направление своей работы по принципу целесообразности, учитывая желание и возможности детей.

        Основной принцип обучения – гибкий подход к каждому ребенку с учётом его индивидуальности, например: перед начинающими юными музыкантами нельзя ставить сразу большое количество задач. Это нарушит основной дидактический принцип доступности и последовательности в обучении и приведёт к резко отрицательным эмоциям.

        Режим занятий: Программа предусматривает проведение занятий в форме индивидуального занятия педагог-ребенок. Продолжительность занятий 45 минут,  один раз в неделю.

Количество часов:      в неделю – 1 час, в год - 36 часов.

Структура занятий.

        Структура занятий: разбор и разучивание произведения; чтение с листа; музыкально-теоретический анализ. Каждое занятие включает проверку домашнего задания,  освоение нового материала, повторение, закрепление изученного.

        Занятия состоят из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательное возрастание трудности заданий. Учитывая индивидуальные способности, знания и умения обучающихся, прилежание и желание заниматься, возраст, разный уровень подготовки - необходимо   осуществлять дифференцированный подход обучения, который выражается в составлении индивидуальных программ и планов. Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи, должен включать классическую, народную, современную музыку. Главным критерием подбора музыкальных произведений, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной культуры обучающихся, жанров и направлений, должна служить яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления обучающегося и особенностям данного клавишного синтезатора.

Решение технических задач происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Возможности клавишного синтезатора позволяют ознакомить  юных музыкантов с музыкальными произведениями различных художественных стилей, способствующих всестороннему музыкальному развитию личности, эстетического вкуса. Основными ступенями изучения художественного произведения являются:

  • выбор произведения;
  • предварительная подготовка к его изучению;
  • анализ и выбор средств выражения (Tone, Style);
  • подбор вспомогательного технического материала (Intro, Original, Fill, Ending)
  • подбор режимов игры (Split, Dual);
  • творческое, исполнительское воплощение.

        Форма занятий.

Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с обучающимся. Такая форма работы создаёт необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка.

        Основные формы работы.

        Главное в том, что синтезатор способен выполнять функцию сольного инструмента и функцию оркестра. Последнее особенно важно, так как режим автоаккомпанемента создает адекватный эффект метро-ритмического движения оркестровой ритм секции (“драйф”). Именно драйф не позволяет обучающемуся пренебрегать метром, ритмом и формой при импровизации, учит работе с инструментальной группой, совершенствует и укрепляет теоретические сведения в области гармонии, музыкальной формы, жанров, музыкальных инструментов.

        Исполнение музыкальных произведений в электронной музыке тесно связано с аранжировкой, которая представляет собой сложную творческую деятельность, включающую такие основные действия:

  • анализ текста оригинала (форма, фактура);
  • составление проекта аранжировки;
  • подбор звуковых средств;
  • исполнительские параметры;
  • звукорежиссёрская работа;
  • проверка и корректировка результата.

        Особенности методики заключаются в том, что ребенок  должен уметь не только исполнять произведения, но и делать аранжировки. Приступать к аранжировке следует только после того, как ученик получил необходимые знания основ теории музыки – гармонии, формы, фактуры.

        Приобретение исполнительского опыта происходит во время выступлений обучающегося на концертах. Присутствие публики повышает ответственность детей за качество исполнения. Праздничная, доброжелательная атмосфера настраивает обучающегося  на хороший  результат, на положительные эмоции и переживания, которые являются главным фактором, способствующим высокой эффективности воспитания и обучения.

        Содержание деятельности педагога составляют реальные творческие поступки. Они проявляются в создании им творческой ситуации на занятии, делающей невозможным обыденное отношение ребенка к музыке. Творческая ситуация на занятии включает в себя:

  • «диагностику» личностного состояния обучающегося, направленность его мотивации (его настрой, самочувствие, актуальные потребности — с чем пришел на занятие, что его волнует, в чем причина скованности и т.п.);
  • снятие или ослабление действий личностных преград;
  • придание занятию временной формы, с кульминациями и спадами в работе, с чередованием напряжения и расслабления на разных уровнях общения, игры, показов, внушения, входа и выхода из проблемных моментов.

        Творческая ситуация проявляется в установлении преимущественно диалогического общения. Диалог в педагогическом общении понимается как свободная заинтересованность педагога в мнении и инициативе обучающегося, то есть во встречном движении педагогическим указаниям и предложениям.        

Непременным условием подлинного педагогического творчества является знак ценностного отношения педагога к обучающемуся. В своей работе педагогу  необходимо обращать внимание на психологическое состояние ребенка, тем самым, обеспечивая социально - психологический комфорт на занятии.

Внеурочные формы работы.

К  внеурочным формам  работы относятся коллективные посещения концертов, музыкальных мероприятий, тематических экскурсий, участие в театрализованных представлениях, родительских собраниях.

        Особое место отводится формированию умения обучающегося самостоятельно работать над музыкальным произведением.

        Задача педагога - научить ребенка самостоятельно работать над музыкальным произведением. Умение самостоятельно работать дома формируется у ребёнка с помощью педагога под его систематическим наблюдением. В этой связи первостепенное значение приобретает доступность и выполняемость  домашнего задания.

     Для реализации этого принципа необходимо учитывать следующее:

  • объем материала;
  • срок выполнения;
  • сложность задачи и работоспособность воспитанника;
  • условия, в которых выполняется домашнее задание (наличие инструмента).

        К самообразованию – самостоятельным занятиям детей можно также отнести чтение книг, журналов о музыке и музыкантах, об искусстве; поиски в интернете информации о цифровой музыке;  самостоятельное изучение инструкции пользователя к домашнему синтезатору.

        

        Прогнозируемый результат:

        По окончании обучения по данной образовательной программе обучающийся должен уметь применить свои знания, умения и  навыки на практике, а именно владеть:

  • клавишным синтезатором, многообразием его функциональных возможностей;
  • развитыми музыкальными способностями;
  • высоким  творческим потенциалом и высокой работоспособностью;
  • основными приемами исполнительской техники, основными понятиями и терминами, характерными для данного инструмента, а также элементарными понятиями музыкальной науки и понятиями, связанные с электронной музыкой;
  • базовыми навыками аранжировки, используя  стили и тембры, характерные данной эпохе, национальному колориту, жанровым особенностям музыкального произведения;
  • и применять все полученные знания, умения и навыки в современных жизненных условиях;
  • высоконравственными духовными качествами.

        Воспитанник должен быть сформированной, дисциплинированной, всесторонне развитой, творческой  личностью,  способной в дальнейшем успешно адаптироваться в условиях современной жизни.

        

        Формы контроля.

В процессе обучения педагог  проводит ряд контрольных мероприятий с учащимся, чтобы проследить за результатом обучения и дать оценку достигнутому результату, которая определит темпы дальнейшего продвижения в учёбе. Контроль осуществляется в следующих формах:

  • опрос – дать ответ на любой вопрос по пройденным темам теории и практики обучения;
  • практическое работа – самостоятельно выполнить задание на  любую пройденную тему музицирования на синтезаторе;
  • контрольный урок – показ  практической работы педагогу;
  • технический зачет – демонстрация исполнительской техники перед педагогом и коллективом;
  • академический концерт – показ практической работы перед педагогом и коллективом;
  • концертная и конкурсная деятельность – участие в отчётных концертах коллектива для родителей, в концертах ЦДТ «Юность», в концертах для общественности, конкурсах различного уровня;

        Формой подведения итогов по каждому году обучения  являются открытые занятия для родителей, педагогов, проводимые в течении учебного года в рамках концертов Центра. выпускной экзамен -  демонстрация всех полученных знаний, умений и навыков перед педагогами, коллективом и родителями.

        Формой подведения итогов реализации данной программы является выпускной экзамен, который позволяет продемонстрировать все полученные знания, умения и навыки перед педагогами, коллективом и родителями.

Для определения оценки результативности обучения были разработаны следующие критерии:

  • высокий уровень усвоения образовательной программы: художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения и слуховой контроль собственного исполнения, корректировка игры при необходимой ситуации и свободное владение специфическими технологическими видами исполнения, уверенное техническое исполнение музыкального произведения.
  • Средний уровень усвоения образовательной программы: не точное художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения и недостаточный слуховой контроль собственного исполнения,  стабильность воспроизведения нотного текста и не достаточно уверенное техническое исполнение музыкального произведения.
  • Низкий уровень усвоения образовательной программы: формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки и слабый слуховой контроль собственного исполнения, частые «срывы» в воспроизведении нотного текста и слабые технические навыки музыкального исполнения.

        К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методы определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств:

  • Развитие профессиональных знаний, умений и навыков  - проведение диагностики освоения образовательной программы и личностного роста обучающихся, по разработанным картам (Приложение 1,2) три раза в год: начальная, текущая и итоговая;
  • Развитие музыкальных способностей обучающихся – проведение диагностики по карте (Приложение 3) два раза в год: промежуточная и итоговая;
  • Развитие музыкальной эрудиции – проведение анализа по критериям диагностической карты с построением диаграммы (Приложение 4) два раза в год: промежуточный и итоговый;
  • Изучение формирования отношения детей к музыке в деятельности вне занятий, позволяет метод анкетирования родителей, и проводится раз в год. (Приложение 5).

        

        Условия реализации программы:

Основная форма обучения – индивидуальные занятия – проводятся 2 раза  в неделю по одному академическому часу.

  1. кабинет площадью 9-15 кв.м. с возможностью естественной вентиляции, с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.

Мебель:

·  стол – 1;

·  стулья – не менее 5;

·  подставка для синтезатора – 1;

·  книжный шкаф – 1.

Оборудование и оснащение:

·  синтезатор;

·  подставки на стул и под ноги разных размеров для детей различного возраста;

·  магнитофон и проигрыватель для прослушивания музыкальных записей;

·  видео- и аудиозаписи;

·  нотная литература;

  • руководство пользователя;

·  книги по музыке, справочные издания.

Учебно-тематический план.

(Первый  год обучения)

Образова-

тельный

блок

Тема

Количество часов

 в год

Форма

занятий

Форма

 контроля

Теория

Практика

Всего

I.Вводное занятие

1.Техника безопасности.

2. Знакомство с инструментом.

3. Начальная диагностика.

1

-

1

Беседа.

Объяснение.

Практические задания.

Опрос.

II. Организация игрового аппарата.

1. Организация удобного расположения инструмента.

2. Работа над положением корпуса.

3. Работа над постановкой рук.

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1

2

1

Показ педагога, объяснение.

Наблюдение.

III. Освоение музыкальной грамоты

1.Нотная грамота.

2.Пульс, Ритм, длительности.

3.Лад, тональность.

4.Итальянские термины.

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

1,5

1,5

-

2

2

2

0,5

Объяснение.

Беседа.

Показ педагога.

Тест.

Опрос.

Практические задания.

IV. Освоение особенностей инструмента.

1. Ознакомление с банком голосов и паттернов.

2.Изучение клавиатуры.

3.Изучение панели.

0,5

0,5

1

2

0,5

2

2,5

1

3

Беседа.

Показ педагога.

Тренинг.

 

Опрос. Практические задания.

V. Работа над репертуаром. Учебно-

тренировочный материал.

1.Разбор муз. произведений.

2.Работа над техническими навыками.

3.Накопление репертуара.

4.Концертная деятельность

1,5

0,5

-

-

9,5

4

1

0,5

11

4,5

1

0,5

Беседа.

Показ.

Объяснение.

Тренинг.

Репетиция.

Зачет.

Контрольный урок.

Концерт.

VI. Итоговое занятие.

1.Анализ учебной деятельности.

-

1

1

Обсуждение.

Опрос.

Диагностика.

Итого часов:

8,5

27,5

36

Первый год обучения.

        Цели обучения – формирование познавательного интереса к  инструменту, с помощью выразительных средств клавишного синтезатора.

        Задачи:

Обучающие

  • Научить начальным приемам исполнительской техники;
  • Изучить начальные музыкально-теоретические знания;
  • Осваивать электронный инструмент, многообразие его функциональных возможностей;
  • Изучить начальные навыки аранжировки.

Развивающие

  • Формировать начальные исполнительские умения и навыки;
  • Развивать образное мышление и способность чувствовать, понимать содержание музыки;
  • Выявить и развивать музыкальные способности, творческие навыки;
  • Развивать устойчивое психологическое состояние ребенка в коллективе.

Воспитательные

  • Воспитывать самостоятельность и творческую активность;
  • Воспитывать уважение к мировой музыкальной культуре;
  • Прививать познавательный интерес к музыкальному искусству, творческой деятельности;
  • Воспитывать интерес к умению работать;
  • Прививать  духовность, нравственность.

Предполагаемый результат по окончании 1 года обучения:

  1.  Желание заниматься и музицировать на клавишном синтезаторе.
  2.  Владение начальными знаниями музыкальной грамоты и музыкальных понятий.
  3.  Владение первоначальными исполнительскими умениями и навыками.
  4.  Выразительное исполнение предлагаемого репертуара.
  5.  Проявление познавательного интереса к музыкальному искусству и  творческой деятельности, духовно-нравственных качеств.
  6. Проявление навыков самостоятельного музицирования.
  7. Уверенное выступление перед коллективом, педагогами и родителями.

Содержание учебной работы.

  1. Вводное занятие /1час/.

1)  Проведение инструктажа по технике безопасности.

2)  Введение в предмет: знакомство с инструментом.

3) Прослушивание детей. Первоначальная диагностика (музыкальные данные учащихся).

  1. Организация игрового аппарата /4 часа/.

1) Расположение инструмента. Удобное расположение ученика за инструментом.

2)  Работа над свободой движений.

3)  Формирование навыка весовой игры. Формирование навыка пальцевой игры. Подготовительные упражнения к гаммам.

  1. Освоение музыкальной грамоты /6,5 часов/.

1) Изучение нотной грамоты в скрипичном ключе. Буквенное обозначение нот и цифровое обозначение аккордов.

2) Осознание понятий пульса и ритма. Осознание высотности и длительности звука.

3) Определение лада и тональности по схеме тоника – лад.

4) Правильное прочтение итальянских терминов.

  1. Освоение особенностей инструмента /6,5 часов/.

1) Свободное владение банком голосов и паттернов;

2) Воспроизведение партии ударных клавишами Start/Stop и Sync Start. Владение клавиатурой в режимах – Split, Dual.

3) Использование автоаккомпанемента. Свободное ориентирование в панели управления.

  1. Работа над репертуаром.

Учебно-тренировочный материал. /17 часов/.

1) Разбор нотного текста -  звуковысотное строение мелодии, размер, темп, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи – non legato, legato, staccato, ладовая окраска, динамический план, Style, Tone, Intro, Fill, Ending. Формирование навыка выразительного исполнения произведений. Воспитание образного музыкального мышления. Воспитание музыкальной памяти: метроритмической, звуковысотной, инструментально-репертуарной, исполнительской.

2) Формирование технических навыков исполнения.

3) Повторение ранее выученного репертуара. Создание базы для концертных выступлений.

4) Выступление на родительских концертах в I и во II полугодии. Участие в классных часах, мероприятиях.

VI. Заключительное занятие /1 час/.

1) Подведение итогов учебного года. Проведение диагностики.

Рекомендуемый репертуар:

        Гаммы:

До и Соль мажор, Ля и Ми минор в две октавы каждой рукой отдельно.

        Этюды:

К.Черни, соч. 599, №1, № 2,№ 3

Петренко – Этюд

Шитте  - Этюд

В.Б.Пороцкий - Этюд

        Пьесы:

Контрданс, народная мелодия

Красев Ёлочка

Шаинский в. Песенка про кузнечика

Кессельман В. Маленький вальс

Латышская песня «Петушок»

Украинская песня «Ноченька темная»

Сигмейстер Э. Ковбойская песня

Бахарев С. Мелодия

Степовой Я. Гопак

Сигмейстер Э. Марш и песенка матросов

Остен Ч. Кукушкин вальс

Паулс Р. Сонная песенка

Чайковский П. Танец Феи Серебра

Чешская народная песня «Аннушка»

Градески Э. Счастливые буги

Бахарев С. Восточное техно


Учебно-тематический план.

(Второй  год обучения)

Образова-

тельный

блок

Тема

Количество часов

 в год

Форма

занятий

Форма

 контроля

Теория

Практика

Всего

I.Вводное занятие

1.Техника безопасности.

2. Знакомство с репертуаром.

1

-

1

Беседа.

Опрос.

II. Освоение музыкальной грамоты.

1.Нотная грамота.

2.Синкопы, нечетное деление длительностей.

3.Итальянские термины.

0,5

0,5

0,5

1

1

-

1,5

1,5

0,5

Объяснение.

Беседа.

Показ педагога.

Тест.

Опрос.

Практические задания.

III. Освоение особенностей инструмента.

1.Интерактивный аранжировщик.

2.Изучение панели.

0,5

0,5

2,5

1,5

2,5

2

Показ педагога.

Тренинг.

Опрос.

Практические задания.

IV. Чтение нот с листа.

1.Анализ музыкального произведения.

2. Игра по нотам.

0,5

-

-

6

0,5

6

Показ педагога.

Тренинг.

Практические задания.

Зачет.

Конкурс.

V. Формирование практических навыков музицирования.

1.Подбор мелодий по слуху.

2.Транспони-рование.

3.Гармонизация.

-

0,5

0,5

1

1,5

1

1

2

1,5

Объяснение.

Показ педагога.

Тренинг.

 

Практические задания.

Конкурс.

VI. Работа над репертуаром.   Учебно-

тренировочный материал.

1.Разбор музыкальных произведений.

2.Работа над техническими навыками. 3.Накопление репертуара.

4.Концертная деятельность.

0,5

0,5

-

-

7

4,5

1

1

7,5

5

1

1

Беседа.

Показ.

Объяснение.

Тренинг.

Репетиция.

Зачет.

Контрольный урок.

Концерт.

VII. Итоговое занятие.

1.Анализ учебной деятельности

-

1

1

Обсуждение.

Тест.

Опрос.

Диагностика.

Итого часов:

6

30

36

        Второй год обучения.        

        Цель обучения – развитие устойчивого интереса к музыкальному искусству, развитие у детей желания музицировать.

        Задачи обучения: 

Обучающие

  •  Осваивать электронный инструмент, многообразие его функциональных возможностей.
  •  Изучить основные приемы исполнительской техники, навыки аранжировки, основные музыкально-теоретические знания.
  •  Осваивать приемы управления фактурой музыкального звучания, связанных с различными режимами игры и применением секвенсера;

Развивающие

  •  Развивать комплекс музыкальных способностей: слуха, ритма, музыкальной памяти, музыкальной отзывчивости;
  •  Формировать музыкальное мышление;
  •  Развивать практические инструментальные навыки;
  •  Формировать навыки самостоятельной работы за инструментом.

Воспитательные

  •  Воспитывать уважение к мировой музыкальной культуре.
  •  Прививать устойчивый познавательный интерес к музыкальному искусству, творческой деятельности;
  •  Воспитывать интерес к умению работать;
  •  Воспитать духовно-нравственные качества – любовь к Родине, доброжелательность к родителям, к пожилым людям.

Предполагаемый результат 2 года обучения.

  1. Проявление устойчивого интереса к занятиям музыкой, творческому самовыражению.
  2. Положительная динамика в развитии всего комплекса музыкальных способностей.
  3. Владение определённым уровнем музыкально-теоретических знаний, основными  приемами исполнительской техники, навыками аранжировки.
  4. Владение приемами управления фактурой музыкального звучания, связанных с различными режимами игры и применением секвенсера.
  5. Владение навыками самостоятельной работы.
  6. Проявление уважения к музыкальному искусству, духовно-нравственных качеств.
  7. Уверенное выступление перед коллективом, педагогами, родителями, конкурсной комиссией, в незнакомой аудитории.

Содержание учебной работы.

  1. Вводное занятие /1час/.

1)  Проведение инструктажа по технике безопасности.

2)  Знакомство с репертуаром.

  1. Освоение музыкальной грамоты /3,5 часа/.

1) Изучение нотной грамоты в басовом ключе, второй и третьей октавы в скрипичном ключе.

2) Различные виды синкоп, нечётное деление длительностей.

3) Итальянское обозначение основных темпов музыки.

III. Освоение особенностей инструмента/4,5 часа/.

1) Настройки автоаккомпанемента перед исполнением - Arranger Band, Start/Stop, выбор стиля,  владение основными клавишами управления на панели в процессе исполнения.

2) Самостоятельное изменение параметров, необходимых для исполнения произведения, с использованием клавиши – Function, Family, Select.

IV. Чтение нот с листа /6,5 часа/.

1) Определение количества фраз, их сравнительный анализ. Прохлопывание ритма с ритмическими слогами. Определение тональности. Анализ строения мелодии (диапазон, направление звуков мелодии, определение устойчивых и неустойчивых ступеней). Проговаривание звуков без пения с прохлопыванием ритма.

2) Игра коротких попевок 4 такта с последующим увеличением объёма мелодий до 8 тактов. Сочетание игры с обязательным пропеванием сольфеджио и со словами.

  1. Формирование практических навыков музицирования /4,5часа/.

1) Интонационно точно спеть знакомую мелодию с показом звуковысотности рукой. Прохлопать ритм мелодии (с пением). Исполнять (с пением) по отдельным фразам и целиком.

2) Игра мелодии в данной тональности с опорой на ступени лада. Ориентация в тональности: умение найти главные ступени лада.

3) Понятие тоники, доминанты, субдоминанты. Развитие навыка подбора элементарного сопровождения к мелодии в виде выдержанных звуков в левой руке на основе слухового и теоретического анализа гармонической структуры мелодии.

  1. Работа над репертуаром.

Учебно-тренировочный материал. /14,5 часов/.

1) Анализ нотного текста, формы произведения, использование художественных возможностей синтезатора. Отработка координации движения рук, развитие пальцевой техники, осознание средств художественной выразительности, овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.

2) Подготовительные упражнения к основным техническим формулам (гаммы, арпеджио, аккорды). Упражнения – попевки в объёме пентахорда с различным направлением звуков. Воспитание у учащихся осмысленности фортепианной техники. Воспитание аппликатурной грамотности  и слухового контроля над качеством звука.

3) Все выученные пьесы в течение года сохраняются в памяти учащихся благодаря систематичности и регулярности этой работы на занятиях.

4) Развитие навыков сценического выступления, участие в концертах, мероприятиях, конкурсах. Выступления на академических концертах в I и во II полугодии.

        VII. Заключительное занятие /1 час/.        

1) Подведение итогов учебного года. Проведение диагностики.

Рекомендуемый репертуар:

Гаммы:

До мажор и Ля минор, Соль мажор и Ми минор, Фа мажор и Ре минор обеими руками, аккорды с обращениями, арпеджио в две октавы отдельными руками.

Этюды:

К.Черни, соч. 599, № 5, № 6, № 9

Л.Петренко – Этюд

Д.Кабалевский – Маленькая арфистка, соч. 89, № 24

А.Гедике – Арабеска, соч. 46, № 9

Пьесы:

Арро Э. Казачок

Гедике А. Этюд, ля минор

Александров А. Новогодняя полька

Бизе Ж. Романс Надира

Киселёва Т. Люксембургский сад

Морозов А. В горнице

Савельев Б. Песенка кота Леопольда

Киселева Т. Этюд на тему Паганини

Шаинский В. Чунга-чанга

Ферро А. Маленькая тарантелла

Русская народная песня «То не ветер»

Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц»

Ребиков В. Вальс

Моцарт В. Ария Фигаро

Гладков Г. Песенка друзей

Учебно-тематический план.

(Третий  год обучения)

Образова-

тельный

блок

Тема

Количество часов

 в год

Форма

занятий

Форма

 контроля

Теория

Практика

Всего

I.Вводное занятие

1.Техника безопасности.

2. Знакомство с репертуаром.

1

-

1

Беседа.

Опрос.

II. Освоение особенностей инструмента.

1.Настройка синтезатора.

2. Приемы аранжировки.

0,5

1

2

2,5

2,5

3,5

Показ педагога.

Тренинг.

Опрос.

Практические задания.

III. Чтение нот с листа.

1.Анализ музыкального произведения.

2. Игра по нотам.

0,5

-

-

6

0,5

6

Показ педагога.

Тренинг.

Практические задания.

Зачет.

Конкурс.

IV. Формирование практических навыков музицирования.

1.Подбор мелодий по слуху.

2.Транспони-рование.

3.Гармонизация.

0,5

0,5

0,5

1,5

1,5

2

2

2

2,5

Объяснение.

Показ педагога.

Тренинг.

 

Практические задания.

Конкурс.

V. Работа над репертуаром.   Учебно-

тренировочный материал.

1.Разбор музыкальных произведений.

2.Работа над техническими навыками. 3.Накопление репертуара.

4.Концертная деятельность.

1

0,5

-

-

6

4,5

1

2

7

5

1

2

Беседа.

Показ.

Объяснение.

Тренинг.

Репетиция.

Зачет.

Контрольный урок.

Экзамен.

Концерт.

VI. Итоговое занятие.

1.Анализ учебной деятельности

-

1

1

Обсуждение.

Тест.

Опрос.

Диагностика.

Итого часов:

6

30

36

Третий год обучения.

        Цель обучения – формирование уверенного музыканта, владеющего практическими инструментальными навыками и сформированным познавательным интересом к музыкальному искусству, к музыкальной творческой деятельности.

Задачи обучения:

Обучающие

  • Улучшать сформированный комплекс музыкальных способностей;
  • Научить применять приобретенные знания, умения и навыки в практической музыкально-творческой деятельности

Развивающие

  • Повышать качество приобретенных  практических инструментальных навыков;
  • Сформировать устойчивое представление о работе синтезатора, его устройстве, основных функциях;
  • Совершенствовать  навыки самостоятельной работы за инструментом;
  • Развивать творческую деятельность – создавать самостоятельно аранжировки к музыкальным произведениям.

Воспитательные

  • Воспитать уважение к мировой музыкальной культуре;
  • Привить устойчивый интерес к музыкальному искусству, творческой деятельности, к творческому труду и умению работать;
  • Способствовать развитию свободной, целенаправленной, социальнозначимой личности;
  • Воспитать духовно-нравственные качества – любовь к родине, доброжелательность к родителям, к пожилым людям.

Предполагаемый результат 3-го года обучения.

  1. Уверенное пользование клавишным синтезатором, многообразием его функциональных возможностей;
  2. Владение развитыми музыкальными способностями, высоким  творческим потенциалом и высокой работоспособностью.
  3. Владение основными приемами исполнительской техники, основными понятиями и терминами, характерными для данного инструмента, а также элементарными понятиями музыкальной науки и понятиями, связанные с электронной музыкой.
  4. Уметь аранжировать музыкальное произведение, используя  стили и тембры, характерные данной эпохе, национальному колориту, жанровым особенностям.
  5. Свободно применять все полученные знания, умения и навыки в современных жизненных условиях.

         

Содержание учебной работы.

  1. Вводное занятие /1час/.

1)  Проведение инструктажа по технике безопасности.

2)  Знакомство с репертуаром.

II. Освоение особенностей инструмента/6 часов/.

1) Самостоятельная настройка параметров синтезатора перед исполнением музыкального произведения Режим автоаккомпанемента, стиль, тембр, громкость, темп, деление клавиатуры Split, Dual, октавы, параметры Kb Set.

2) Освоение новых приёмов синтезаторной аранжировки: гармонизация мелодии в режиме автоаккомпанемента с применением главных трезвучий и  D7; выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки; художественно обоснованный выбор мелодического голоса, относящегося к той или иной группе струнных, духовых, клавишных инструментов.

III. Чтение нот с листа /6,5 часов/.

  1. Закрепление навыка анализа мелодий по алгоритму. Воспитание самостоятельности у учащихся при анализе музыкального текста. Устойчивое владение навыком анализа музыкального текста по определённому алгоритму.
  2. Развитие у учащихся ускоренного графического восприятия нотного текста. Развитие мгновенной двигательной реакции на нотный знак. Развитие привычки опережающего чтения музыкального текста. Сложность музыкального материала: одноголосные мелодии (в основном песенного жанра), однострочные и с простейшим аккомпанементом, объём мелодий – от 8 до 16 тактов.

IV. Формирование практических навыков музицирования /6,5 часов/.

  1.  Использование знакомых популярных мелодии, удобные для пения и доступные по сложности. Воспитание самостоятельности, закрепление навыка последовательности в данном виде работы. Поощрение желания у учащихся подбирать любимые мелодии.
  2. Использование изучаемого музыкального материала на других предметах музыкального цикла; транспонирование в тональности до 2-х, 3-х знаков (диезных и бемольных). Воспитание самостоятельности в данном виде работы. Закрепление навыка на более сложном музыкальном материале. Опора  при транспонировании на умение переключаться на другие тональности.
  3. Закрепление навыка быстрой ориентации в определении T, S, D в тональностях до 2-х знаков (диезных и бемольных). Игра аккомпанемента в виде одного басового выдержанного звука и в виде интервалов. Закрепление понятий основных гармонических функций. Формирование навыка быстрой ориентации в определении  T, S, D в разных тональностях. Сочетание данного вида работы с транспонированием мелодий.
  1. Работа над репертуаром.

Учебно-тренировочный материал. /15 часов/.

  1.  Прохождение в течение учебного года 8-10 произведений. Из них 4-5 пьес на память; 4-5 – в порядке ознакомления. Включение в репертуар произведений разнообразных жанров. Повышение сложности изучаемых произведений: разнообразие фактурного изложения музыкального материала, его ритмической структуры. 2-3 произведения в ансамбле с педагогом или другими учащимися. Анализ и самостоятельное разучивание музыкального произведения, работа над художественной интерпретацией музыкального образа. Самостоятельное определение жанра, особенностей стиля, художественная интерпретация произведений.

2) Мажорные и минорные гаммы до 2-х-3-х знаков, диезные и бемольные; игра гамм отдельно каждой рукой в диапазоне 2-х октав; звукоряд, арпеджио, аккорды; закрепление навыка аппликатурной грамотности и слухового контроля над звукоизвлечением. Изучение 2-3 этюдов или пьес технического характера, на разные виды техники. Исполнение гамм, арпеджио, аккордов в более быстром темпе.

3) Все выученные пьесы в течение года сохраняются в памяти учащихся благодаря систематичности и регулярности этой работы на занятиях. Контроль над сохранением в репертуаре учащегося ранее выученных пьес для возможности исполнения их в концертах (2-3 произведения).

4) Закрепление и совершенствование навыков сценического выступления, участие в концертах, мероприятиях, конкурсах. Участие учащихся в концертах: для родителей, на школьных праздниках и других площадках (не менее 4-5 раз в год). Выступления на зачётах академических концертах в I и во II полугодии.

VII. Заключительное занятие /1 часа/.

1) Подведение итогов учебного года. Проведение диагностики.

Рекомендуемый репертуар:

Гаммы:

Ре  мажор и Си минор, Си-бемоль мажор и Соль минор, Ля мажор и  Фа диез минор, Ми-бемоль мажор и До минор (Ля бемоль мажор и Фа минор) в прямом и расходящемся видах обеими руками, аккорды, арпеджио в три октавы.

Этюды:

А.Гедике – Этюд, соч. 6, № 5

А.Гедике – Этюд, соч. 36, № 26

О.Питерсон – Джазовый этюд ми бемоль мажор

А.Лешгорн – Этюд, соч. 65, № 8

В.Новожилов – Этюд

М.Шух – Джазовая импровизация - Этюд

Пьесы:

Р.Шуман – Весёлый крестьянин

Б.Мокроусов – Я за реченьку гляжу

Г.Пёрселл – Менуэт

И.Пахельбель – Гавот

Б.Кемпферт – Путники в ночи

А.Зацепин – Найди себе друга

А.Волохонский – Под небом голубым

Дж.Дассен – Привет

Л.Делиб – Вальс из балета «Коппелия»

Латвийская народная полька

С.Кургузов – Джазовые бусинки №2

С.Кургузов – Джазовые бусинки №3

С.Кургузов – Муха

С.Джоплин – Регтайм

С.Шевченко – Весёлый день

Украинская народная песня – Ой, летает сокол

Ш.Брукс – Однажды

Д.Г.Тюрк – Сонатина

Г.Кингстей – Воздушная кукуруза

Н.Рота – Слова любви

Дж.Мендел – Твоей улыбки тень

В.Лебедев – Голубка

В. Моцарт - Бурре

Польский танец – Краковяк

П.Чайковский – Итальянская песенка

Дж.Каччини – Амарилис

Л.Бетховен – Шуточный канон

Дж.Верди – Марш из оперы «Аида»

Список используемой литературы:

  1. Алемская А. Обучение на синтезаторе //Искусство в школе, №1, 2002.
  2. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. /Сост. Шавкунов    И. – С.-Пб, 2001.
  3. Красильников И.М.Школа игры на синтезаторе (ноты): учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ И.М. Красильников, А.А. Алемская, И.Л. Клип; под ред. И.М. Красильникова.- М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
  4. Музыкальный инструмент. Фортепиано. Программа для общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1 класс. /Сост. Мошкаров С.Г. –Пермь, ПОИПКРО, 1996.
  5. Музыкальный инструмент. Фортепиано. Программа для общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 2 класс. /Сост. Мошкаров С.Г. –Пермь, ПОИПКРО, 1997.
  6. Музыкальный инструмент. Фортепиано. Программа для общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 3 класс. /Сост. Мошкаров С.Г. –Пермь, ПОИПКРО, 1998.
  7. Музыкальный инструмент. Фортепиано. Программа для общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 4 класс. /Сост. Мошкаров С.Г. –Пермь, ПОИПКРО, 1999.
  8. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. –Саратов: Саратовский университет, 2002. -208с.
  9. Радионова Н.Ф, Катунова М.Р. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации. Пособие для педагогов, методистов, психологов, руководителей образовательных учреждений. - С-Пб.: «СПбГДТЮ»,2005.
  10. Рапецкая Л.В. Образовательная программа по предмету синтезатор.- Добрянка, 2010.
  11. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. Пособие для преподавателей, детей и родителей.- М.: РИФ «Крипто-Логос», 1992.

Приложение №1

Карта освоения образовательной программы «Клавишный синтезатор»

п/п

Фамилия,

имя

ребенка

Освоение

музыкальной

грамоты

Освоение

особенностей

инструмента

Чтение

с

листа

Практические

навыки музицирования

Работа

над

репертуаром

Работа

над

техникой

Итог

Н- низкий уровень

С – средний уровень

В – высокий уровень

Приложение №2

Карта личностного роста обучающихся предмету «Клавишный синтезатор»

п/п

Фамилия,

Имя

ребенка

Слух

Ритм

Память

Внимание

Качество

работы

на занятиях

Качество

самостоя-тельной

работы

Проявление активности

Концертная

Деятельность

Итог

Н- низкий уровень

С – средний уровень

В – высокий уровень

Приложение №3

Карта развития музыкальных способностей обучающихся в коллективе «Клавишный синтезатор»

п/п

Фамилия,

Имя

ребенка

Чувство темпа

 и метроритма

Ладовое чувство

Мелодический

и

гармонический

слух

Динамическое  чувство

Чувство

музыкальной

формы

Эмоциона-льная отзывчивость

Итог

Н- низкий уровень

С – средний уровень

В – высокий уровень

Приложение №4

Развитие музыкальной эрудиции обучающихся в коллективе «Клавишный синтезатор»

п/п

Фамилия,

Имя

ребенка

Познавательный интерес

Отношение к музыке

Творчество композиторов

Знание

различных

музыкальных инструментов

Представления

 о

жанрах музыки

Итог

Соответственно данным критериям, можно выделить 3 группы детей.

По результатам диагностики выполняется диаграмма.

Первая группа.

        Иногда проявляют интерес к знакомству со сведениями о музыке.  Отсутствует устойчивое положительное отношение к данному виду искусства. Имеют представление о том, кто такой композитор, знают одного

композитора, но знание музыкальных произведений, написанных им, отсутствует.  Узнают на слух очень ограниченное количество ранее слышанных музыкальных произведений (не более одного - двух из шести).

Узнают по звучанию несколько музыкальных инструментов, но называют их

не всегда правильно и нередко путают на картинках.  Знают об одном - двух жанрах музыки, но само понятие им, как правило, не знакомо.

Вторая группа.

        Ребенок проявляет интерес к знакомству с музыкальным искусством. Есть знания о деятельности композитора.  Может узнать и назвать несколько имен выдающихся композиторов. Узнает на слух три-четыре музыкальных произведения, слышанных ранее.  Определяет по звучанию большинство из предложенных музыкальных инструментов, правильно называет их и находит на картинке.  Имеет представление о том, что такое жанр музыки.  Знает несколько жанров, может рассказать о них.

        Третья группа. 

        Дети имеют ярко выраженный познавательный интерес к музыке, проявляют заинтересованность в беседе на тему музыки.  Имеют устойчивые знания о деятельности композитора, называют большое количество имен выдающихся композиторов, узнают на слух ее предложенные музыкальные произведения (с которыми знакомились ранее).  Определяют по звучанию предложенные музыкальные инструменты, могут их назвать и правильно показать на картинках. Знают основные жанры музыки, знакомы с самим понятием жанр музыки.

        

        Приложение №5.

Анкета  для родителей обучающихся в коллективе «Клавишный синтезатор».

Вопросы анкеты:

  1. Какое место занимает музыка в жизни Вашего ребёнка?
  2. Любит ли он её слушать? Какую музыку предпочитает?
  3. Какое самое любимое музыкальное произведение Вашего ребёнка? А Ваше?
  4. Любит ли он под неё двигаться, танцевать?
  5. Понимает ли он содержание музыки? Передаёт ли в движении содержание и характер музыки, ее ритм?
  6. Насколько эмоционально реагирует Ваш ребёнок на музыку? В чем это выражается?
  7. Стремится ли ребенок, поделиться своими впечатлениями и переживаниями с Вами? Как вы на это реагируете? Почему?
  8. Каково Ваше участие в музыкальном развитии Вашего ребенка: 

а) Есть ли дома фонотека детского репертуара? 

б) Посещаете ли Вы детские музыкальные спектакли? 

в) Организуете ли Вы совместные музыкальные праздники, конкурсы, вечера? 

г) Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете их?


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»

Программа для дополнительного образования студентов 1 курса  технических специальностей . Рассчитана на 72 часа....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной направленности по морскому делу «Гардемарины»

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной направленности по морскому делу «Гардемарины»...

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...

Тестовые задания к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне» 2021г

Тестовые заданияпо темам «Знакомство с синтезатором»,«Основы музыкальной грамоты»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Основы ансамблевой игры ...