Программа по адаптации первоклассников к школьному обучению
методическая разработка
Адаптация первоклассников к школе — это процесс привыкания ребёнка к новым условиям: физическим, психологическим и социальным. Он учится жить по расписанию, находить общий язык с одноклассниками и выстраивать отношения с учителями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Полевского муниципального округа
Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Программа коррекционно-развивающей работы
с первоклассниками в адаптационный период
«Я хочу и могу учиться!»
Составитель: Строителева Оксана Павловна
педагог-психолог
ВКК
г. Полевской, 2025
Вид программы. Программа коррекционно-развивающей работы с первоклассниками в адаптационный период «Я хочу и могу учиться!» направлена на создание благоприятных условий для успешной адаптации детей к ситуации школьного инклюзивного обучения, что соответствует профилактическим и развивающим видам психолого-педагогических программ.
Проблемная ситуация глобальна, только комплексный подход всех субъектов образовательного пространства и действия в достижении единой цели, приведет к стабилизации нормопатичного развития подрастающего поколения и вхождения обучающихся в социум с адекватной самооценкой и высокой адаптированностью к изменяющемуся обществу. Проблемные ситуации, рассматриваемые в данной программе: большое количество неблагополучных семей, которые мало внимания уделяют воспитанию, развитию и обучению детей, а также отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка; низкий уровень общей культуры детей «группы риска» в микро и макросоциуме; защита прав и интересов ребенка из неблагополучной семьи, оказание комплексной помощи; сохранении физического, психического и духовного здоровья, как основа для полноценного и гармоничного развития личности.
Актуальность внедрения практики обоснована тем, что часто меняющееся и развивающееся общество, приводит к тому, что дети вынуждено и неумело адаптируются к данным условиям. Дезадаптация к жизненным условиям, не умение выживать в социуме, правильно расставить приоритеты, приводит к нежеланию учиться, к демонстративному и вызывающему поведению, проявлению жестокости, агрессивности, различные разновидности нарушения поведения отрицательно влияют на формирование личности ребёнка, его социализацию и адаптацию в социуме. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния. Младший школьный возраст является особым периодом в жизни каждого ребёнка. Актуальность рабочей программы психолога в адаптационный период в контексте инклюзии связана с необходимостью обеспечения успешной социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семей.
Целью программы является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации младшего школьника в рамках инклюзивного образования.
В соответствии с целью ставятся и решаются задачи:
- Содействовать осознанию позиции школьника.
- Способствовать формированию дружеских отношений в классе. Развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия с одноклассниками.
- Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.
- Обучить учащихся распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
- Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.
Новизна программы заключается в том, что включение в процесс инклюзии не только детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и учащихся без особенностей здоровья, что способствует формированию инклюзивной культуры образовательного учреждения, а также использование инновационных методов обучения таки как, когнитивные тренинги и арт-терапия, комплекс нейропсихологических упражнений. Такие методы способствуют развитию познавательных и социальных навыков, а также повышают мотивацию обучающихся
Участниками программы являются нормопатичные обучающиеся и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Возраст целевой аудитории – 7-8 лет, обучающиеся 1 классов. Младший школьный возраст является особым периодом в жизни каждого ребёнка. С приходом ребёнка в начальную школу происходит перестройка всей системы отношений ученика с действительностью. В школе, возникает новая структура отношений между детьми и между учителем. Новая социальная ситуация вводит ребенка в мир строго нормативных отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности; она значительно ужесточает условия жизни ребенка. Л.И. Божович отмечает, что младший школьный возраст - это период рождения социального «Я» ребенка [Божович, 2008]. В связи с этим, данная целевая аудитория нуждается ранней в помощи специалистов.
Научно-методические и нормативно-правовые основания программы. При составлении компелятивной коррекуионно-развивающий программы работы с первоклассниками в адаптационный период «Я хочу и могу учиться!», направлена на создание благоприятных условий для успешной адаптации детей к ситуации школьного инклюзивного обучения через развитие интеллектуально-личностного потенциала, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья) педагог-психолог опиралась на следующие нормативно-правовые документы.
Законодательные правовые акты, регламентирующие деятельность педагога-психолога
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 05.12.2022 г.)
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
ФГОС
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Иные нормативные правовые акты и документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого- медико-педагогической комиссии»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об обеспечении успешной адаптации обучающегося при переходе со ступени начального общего образования – на основную» от 21.05.2004 №14-51-140/13
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва)
Локальные нормативно-правовые акты образовательной организации
- Должностная инструкция педагога-психолога
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк) с приложением (приказ о создании ППк, приказ о составе ППк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ППк и др.).
- Годовой план работы педагога-психолога, скоординированный с планом работы ОО.
Срок реализации программы – 6 месяцев, рассчитана на 26 часов внеурочного времени работы с детьми, с педагогами – 2-3 часа, с родителями – 2-4 часа. Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю группами по 10-15 человек. Продолжительность занятий – 30-40 минут. Реализация проходит в 3 этапа: подготовительный, прогностический; практический; аналитический.
1-ый этап – подготовительный, прогностический (1месяц – сентябрь). Предварительно, перед началом работы организуется систематическое наблюдение за учащимися первых классов, в ходе которого фиксируются различные формы поведения, индивидуальные особенности. Проводится диагностика для определения детей, которые испытывают трудности в процессе адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. На основе данных наблюдений и диагностик, составляется индивидуальный маршрут детей, испытывающих трудности в период адаптации. Также по результатам диагностики определяются индивидуальные траектории развития школьников и разрабатываются рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации и в рамках инклюзивного образования.
2-ой этап – практический (4 месяца: октябрь-январь)
Практический этап включает в себя групповые коррекционно-развивающие занятия.
Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению с инклюзивным образованием.
Каждое занятие имеет единую структуру, что позволяет младшему школьнику действовать четко спланированным действиям.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия (упражнения на эмоциональный настрой, развитие эмоционального интеллекта)
- Основная часть (коррекционно-развивающие игры, упражнения, терапия)
- Рефлексия занятия (тренинги «Я беру с собой», «У меня сегодня», «Знаю, умею, пробую» и др.)
- Ритуал прощания (эмоциональный настрой, прощание в круг)
Формы занятий: тренинги, беседы, арт-терапия, развивающие и дидактические игры, нейропсихологические упражнения,
3-ий этап – аналитический (1 месяц: февраль).
Подведение итогов реализации программы, постановка задач на дальнейшую групповую и индивидуальную работу с дезадаптированными детьми и детьми с ОВЗ и педагогами, работающими с детьми в инклюзивном классе, а также с родителями.
Работа с родителями
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы, создание условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста в условиях инклюзии, через повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Работа строится по запросу, по необходимости в течение года.
Лектории:
Психологическое развитие ребенка 7 лет.
Как научить ребенка осознавать свои эмоции и управлять ими.
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка.
Семейные конфликты: их значение и позитивные функции, эффективные
способы их разрешения.
Индивидуально-групповые консультации:
Инклюзивное образование – что и как?
Техники эффективного общения.
Мой ребенок не понимает и слышит меня.
Ребенок не хочет учиться и ему не интересно.
Дисциплина и режим дня
Тренинги: Совместное проведение свободного времени (игры и досуг).
Личный пример родителей.
Вредные привычки и последствия.
Индивидуальные консультации по запросу родителей.
Работа с педагогами
Цель: формирование и развитие профессиональной компетентности по вопросам инклюзивного обучения в период адаптации младшего школьника, через развитие эмоциональной устойчивости и актуализации навыков работы в инклюзивном классе.
Работа строится по запросу, по необходимости в течение года.
Семинар «Индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ и условной нормой».
Тренинг «Создание школьного коллектива в классе с инклюзивным обучением».
Индивидуальные консультации по запросу.
Работа с обучающимися
Цель: создание условий для успешной адаптации нормопатичных детей и детей с ОВЗ; развитие саморегуляции; способности планирования поступков, и приобщение к здоровому образу жизни.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1-ый этап – подготовительный, прогностический (сентябрь) | ||
1 | Диагностика Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению. Н.И. Гуткина, Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи). Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина). Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В. Тарабриной). Графическая методика «Кактус». М.А. Панфилова. Социометрия. Цветовой тест Люшера. | 4 |
2 | Составление плана, списка | 2 |
2–ой этап – практический (4 месяца: октябрь-январь) | ||
1 | Давайте познакомимся | 1 |
2 | Я и Друг | 1 |
3 | Я и мир вокруг | 1 |
4 | Учимся говорить «да и нет» | 1 |
5 | Если я не такой, как все | 1 |
6 | Тайна моего Я | 1 |
7 | Делаю приятное | 1 |
8 | Мои интересы и увлечения | 1 |
9 | Кто Я? Какой Я? | 1 |
10 | Я среди людей, люди вокруг меня | 1 |
11 | Каждый приятен по-своему | 1 |
12 | Друг познаётся в беде | 1 |
13 | Жить в мире с собой и с другими | 1 |
14 | Язык общения | 1 |
15 | Мы разные-мы вместе | 1 |
16 | Правила дружбы | 1 |
3-ий этап – аналитический (февраль) | ||
1 | Методика школьной мотивации Н.Г.Лускановой Социометрия Методика «Что мне нравится в школе?» | 3 |
2 | Планирование деятельности, заполнение индивидуальных карт | 1 |
Результаты апробации практики. Эффективность реализации программы оценивается по показателям, принятыми в школе с учетом организационно-педагогических особенностей пространства школы и социума. Основным качественным показателем планируемым результатом являются: снижение количества учеников, относящихся к дезадаптированным, эмоциональный комфорт всех участников образовательного процесса; социально-психологическая адаптация учащихся к условиям обучения; включение учащихся в различные виды деятельности (познавательную, социальную, эстетическую, трудовую, спортивную); повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Приведем пример количественного и качественного показателя определения уровня школьной мотивации первоклассников вначале учебного года (сентябрь, 2025) и после внедрения программы коррекционно-развивающей работы с первоклассниками в адаптационный период «Я хочу и могу учиться!». В выборку взяли детей, которые принимали участие в апробации программы один год (126 детей).
Месяц, год | Высокий уровень мотивации | Хорошая мотивация | Положительное отношение к школе | Низкая мотивация | Негативное отношение к школе |
Сентябрь,2025 | 11 – 9% | 34 – 27 % | 62 – 49% | 9 – 7% | 10 – 8% |
Февраль, 2025 | 28 – 22% | 26 – 21 % | 59 – 47% | 8 – 6% | 5 – 4% |
Интерпретируя полученные данные можно сделать вывод, применяя данную программу получаем повышение количества обучающихся с высокой, хорошей мотивацией, положительного отношения к школьному обучению, снижения количества обучающихся с низкой мотивацией и негативным отношением к школе, что свидетельствует об эффективности применения данной программы. Остается 8 человек с низкой мотивацией и 5 человек с негативным отношением к школе, данные обучающиеся нормапатичные дети, с высокой тревожностью, по медицинским показателям у детей СДВГ, имеется социальное низкое развитие, низкий уровень развития коммуникативной, эмоционально-волевой сферы.
Ресурсы, необходимые для реализации практики. Требования к специалистам, реализующим программу: специалист должен иметь: высшее психологическое образование, навыки групповой работы, опыт личного участия в тренингах, навык работы со следующими категориями детей: обучающиеся С ОВЗ, и склонные к аддиктивным формам поведения, имеющие эмоциональные, поведенческие расстройства. Реализация программы предполагает наличие у специалиста определенных качеств: эмпатийности, открытости, уверенности, гибкости, рефлексии, готовности делиться своими идеями или придумывать новое, уверенности в успехе, позитивном настрое, навыками поддерживающего поведения. Задача специалиста - создать рабочую, доброжелательную обстановку в группе.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы: пакет диагностического инструментария; стимульный материал к диагностическим методикам; картотека игр и упражнений; сюжетные картинки; раздаточный материал к занятиям; печатные пособия.
Требования к материально-технической оснащённости организации для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.): обязательным требованием при проведении программы является наличие помещения для тренинговых занятий, позволяющее активно перемещаться при выполнении психогимнастических упражнений. Необходимо наличие стульев по количеству участников, доски, набора маркеров, бумаги для участников и другого инструментария, необходимого для проведения конкретного занятия (мяча, наборов карандашей, красок, ручек и т.д.).
Требования к информационной обеспеченности организации для реализации программы (библиотека, Интернет и т.д.): для реализации программы в учреждении необходим выход в Интернет, библиотека психолого-педагогической литературы.
Ожидаемые результаты реализации программы. Реализация намеченных мероприятий по программе существенно приведет к принятию и соблюдению школьных правил; положительному отношению к школе, обучению и педагогу, формированию устойчивой адекватной самооценки; снижению уровня школьной тревожности; развитию доброжелательного отношения к сверстникам; проявлению взаимопомощи и умению договориться в совместной работе; а значит к развитию эмоционального интеллекта и овладению приёмами эмоциональной регуляции поведения. Кроме того, ожидается, что ученик с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет начинать и заканчивать работу на уроке вместе со всеми детьми. Эффективная реализация программы адаптации первоклассников в рамках инклюзивного обучения позволяет смягчить и ускорить процесс овладения ребёнком новым видом деятельности и социальной ролью.
Библиографический список
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. М., 2014.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - М.: «Генезис», 2014.
Прихожан А.М. Программа для детей, поступивших в школу. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб., 2009.
Прихожан А.М. Программа по развитию уверенности в себе и способности к самопознанию как личностных образований, препятствующих возникновению тревожности у подростков. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб, 2009.
Шелест Е.С. Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию межличностных отношений у детей младшего подросткового возраста посредством игротерапии.
Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Под общей редакцией Ж.М. Глозман. М.: Генезис, 2016.
Фопель К. Групповая сплоченность. - М., 2011.
Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М.:2015.
Сайт школьных служб примирения www.школьные-службы-примирения.рф
Методические рекомендации по организации обследования детей с тяжелыми и легкими поведенческими нарушениями и созданию для них специальных образовательных условий. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 113 с. URL:http://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2018/01/Metodich.-rekomend.-PMPK-s-oblozhkoj.pdf.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокалотерапия как средство адаптации первоклассников к школьному обучению
Реферат «Вокалотерапия как средство адаптации первоклассников к школьному обучению»посвящен важной, актуальной проблеме современной педагогической теории и практики в обучении и воспитании первоклассн...

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе»
Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе»...

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ
Презентация для родительского собрания. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе"....

Адаптация первоклассников к школе и пути их решения с родителями
Адаптация- это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям...
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающа...


