Адаптация обучающихся первого курса в учреждении среднего профессионального образования
статья

Копеина Ольга Александровна

      Поступление в колледж - новая глава в жизни сотен юношей и девушек. Это событие для них является радостным, но в тоже время вызывает тревогу: что ждет впереди?

      Первый курс обучения является наиболее трудным, когда обучающийся  остро нуждается в помощи и поддержке. Переход из школы в колледж часто сопряжен с рядом трудностей: меняется образ жизни, требования к обучению, меняется окружение и даже место жительства.  Адаптация – это процесс внутренней перестройки, позволяющий выстраивать эффективное взаимодействие с окружающей средой. Чтобы снизить стресс и избежать перегрузки, формируются устойчивые механизмы, помогающие действовать в изменившихся условиях без значительных потерь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

     Статья

Адаптация обучающихся первого курса  в учреждении среднего профессионального образования

Копеина Ольга Александровна

преподаватель

ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»

      Перемены – неотъемлемая часть жизни. Человек непрерывно сталкивается с переменами: переезд, новая работа, социальные контакты, кризисы. В одном случае изменения воспринимаются легко, в другом вызывают напряжение, тревогу или даже стойкий стресс. Это не просто случайность, а закономерность, связанная с адаптационными механизмами, которые определяют успешность приспособления индивида к новым условиям.

    Адаптация – это процесс внутренней перестройки, позволяющий выстраивать эффективное взаимодействие с окружающей средой. Чтобы снизить стресс и избежать перегрузки, формируются устойчивые механизмы, помогающие действовать в изменившихся условиях без значительных потерь.

      Приспособление индивида к изменяющейся реальности происходит не мгновенно. Это постепенный процесс, включающий поиск наиболее эффективных решений, пробу разных стратегий, выработку устойчивых моделей поведения. Чем выше уровень гибкости и стрессоустойчивости, тем легче человек адаптируется к новым условиям, снижая негативные последствия перемен.

      Поступление в колледж - новая глава в жизни сотен юношей и девушек. Это событие для них является радостным, но в тоже время вызывает тревогу: что ждет впереди?

      Первый курс обучения является наиболее трудным, когда обучающийся  остро нуждается в помощи и поддержке. Переход из школы в колледж часто сопряжен с рядом трудностей: меняется образ жизни, требования к обучению, меняется окружение и даже место жительства ( для иногородних обучающихся). В это время в  личности и характере первокурсника происходят серьезные изменения. Ведь часто - это вчерашний школьник, еще не совсем расставшийся с детством.

      Серьезным испытанием организма является переход к новой образовательной системе, а также информационная перегрузка студентов, которая возникает при  изучении многочисленных учебных дисциплин и увеличении их информационного  объема. Успешное начало обучения может помочь обучающемуся в его дальнейшей учебе, позитивно повлиять на процесс построения отношений с преподавателями и одногруппниками, сформировать стойкий интерес к будущей профессии и способствовать развитию профессионализма.

      Процесс адаптации в колледже включает ряд аспектов:

1. Психолого-педагогический (приспособление обучающегося к новой дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школы);

2.   Социально-психологический ( усвоение обучающимся  социальных норм, установление и поддержание социального статуса в новом коллективе);

3.   Мотивационно-личностный (формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств);

4. Психофизический (приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).

       У значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, не сформированностью профессионального самоопределения.

        По уровню адаптации в зависимости от степени сформированности, развитости, устойчивости функционирования когнитивных, мотивационноволевых, социально-коммуникативных связей обучающихся в образовательной среде колледжа  можно разделить на:

-неадаптированные (низкий уровень), характеризуются несформированностью связи хотя бы в одном из выделенных направлений и неустойчивостью функционирования связей;

 -среднеадаптированные (средний уровень), для которых характерна сформированность всех типов связей при отсутствии их устойчивости или наличие хотя бы одной устойчивой связи, в то время как другие связи могут быть еще даже не сформированы;

 -адаптированные (высокий уровень), отличаются  сформированностью всех связей, и при этом хотя бы в одном направлении наблюдается устойчивое функционирование связи.

        Адаптация  обучающихся  первого курса заслуживает особого внимания со стороны всего педагогического коллектива, но роль классного руководителя группы имеет особое значение. По его руководством группа постепенно должна стать единым, сплоченным коллективом, где каждый член имеет свою уникальную ценность.

        Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы.  Первая встреча с группой начинается со знакомства с  колледжем, Обучающимся рассказывают историю колледжа, возможности посещения различных кружков, знакомят с кабинетами. Это  даёт возможность первокурсникам почувствовать себя комфортно в учебном заведении. В этот же день проводится беседа о соблюдении правил внутреннего распорядка, о правилах поведения  на территории колледжа.  В течение года необходимо уделять много внимания посещаемости занятий,  успеваемости. Выявлять и корректировать возможное деструктивное поведение.  Мотивировать к обучению, информировать о проводимых в колледже мероприятиях, посещать общежитие.

      Классные часы являются важной частью  в работе классного руководителя. Именно на них, во время обсуждений насущных проблем, обучающиеся  лучше узнают друг друга и раскрываются сами. Проводятся регулярно «Разговоры о важном». Они направлены на формирование у обучающихся патриотизма, гражданской ответственности и духовно-нравственных ценностей. На классных часах также раскрывается суть и важность выбранной профессии.

     Классный руководитель помогает обучающимся успешно развиваться и обучаться в условиях  новой реальности. Также он может определить уровень адаптированности каждого члена в своей группе, зная признаки адаптированного обучающегося

    Низкий уровень адаптации:

 ∙студент равнодушно или отрицательно относится к колледжу;

∙нередки жалобы на здоровье;

∙преобладает подавленное настроение;

∙наблюдаются нарушения дисциплины;

∙учебный материал усваивается фрагментарно;

∙затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;

∙домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, классного руководителя или родителей;

∙для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;

∙общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;

∙близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

   Средний уровень адаптации:

∙ студент положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;

∙ понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;

∙ усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;

∙ сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;

∙ бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;

∙ почти всегда выполняет домашние задания;

∙ общественные поручения выполняет добросовестно;

∙ дружит со многими одногруппниками.

   Высокий уровень адаптации: 

∙ студент положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;

∙ учебный материал усваивает легко;

∙ глубоко и полно овладевает программным материалом;

∙ решает усложненные задачи;

∙ прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;

∙ выполняет поручения без внешнего контроля;

∙ проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;

∙ общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

∙ занимает в группе благоприятное статусное положение.

      Требования учебного процесса, изменение сферы общения, новые социальные роли требуют умения быстро ориентироваться, осваивать новые виды деятельности, проявлять гибкость по отношению к иным ценностям, нормам и правилам поведения.

      Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у классного руководителя, но и у обучающегося, то есть должна быть совместная деятельность. Обучающийся должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а классный руководитель – создавать для этого условия.

    Адаптационный процесс протекает на различных уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции.

       Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и мотивацию  к высоким достижениям для общества. Поэтому  педагогическая деятельность основана на организации взаимодействия студентов и педагогов,  при котором создаются оптимальные условия для развития способностей к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации каждого студента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по немецкому языку для студентов 1 курса учреждений среднего профессионального образования «Teste deine Grammatik»!

В условиях современного развития общества и медиатехнологий  процесс обучения иностранного языка невозможен без тестирования. Важно четко представлять задачи, возможности и его цели.Качественное ...

ТЕСТ №2 ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «TESTE DEINE GRAMMATIK»!

Для знания иностранного языка и контроля успеваемости обучающихся крайне необходимо проводить тестовые работы....

ТЕСТ №3 ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «TESTE DEINE GRAMMATIK»!

Тест на знание иностранного языка поможет вам определить свой уровень знания грамматики. Это - также один из способов применения ваших знаний на практике....

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин»

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин...

Методический материал. Курс лекций по Истории 2 половины ХХ века для студентов 1-2 курсов учреждений среднего профессионального образования.

Методический материал.Курс лекций по истории 2 половины ХХ века для студентов 1-2 курсов учреждений среднего профессионального образования....

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....

Доклад на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "Оптимизация процесса адаптации обучающихся первого курса в коллективе колледжа"

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающихся к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении....