Методические рекомендации к проведению практических занятий по учебной дисциплине «ОП.17 Основы планирования карьеры педагога» для специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
методическая разработка

Анганзорова Алена Валерьевна

Методические рекомендации предназначены для проведения практических занятий по учебной дисциплине «ОП.17 Основы планирования карьеры педагога» для студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Материал направлен на формирование у будущих педагогов навыков осознанного профессионального самоопределения и планирования карьерного роста. В рекомендациях представлены ключевые вопросы для изучения, практические задания и инструкции, способствующие развитию у студентов умений анализировать собственные профессиональные цели, строить индивидуальные планы развития и эффективно управлять своей педагогической карьерой. Данный материал способствует подготовке компетентных специалистов, готовых к успешной реализации в сфере образования и постоянному профессиональному совершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_planirovaniya_karery_pedagoga.docx70.69 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

Методические рекомендации к проведению практических занятий

по учебной дисциплине «ОП.17 Основы планирования карьеры педагога»

 

для специальности

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Усолье-Сибирское

2025 г.


Утверждено научно-методическим советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

Протокол №___ от 29.09.2025

Организация-разработчик: филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» в г. Усолье-Сибирское

Разработчик:

Анганзорова Алена Валерьевна, преподаватель.

Методические рекомендации предназначены для практических занятий обучающихся вторых курсов колледжа при изучении учебной дисциплины «Основы планирования карьеры педагога»


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ        6

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ        7

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1        8

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2        9

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3        11

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4        12

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5        13

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6        15

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7        16

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8        17

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9        19

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10        20

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11        21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные методические рекомендации к практическим занятиям учебной дисциплины «ОП.17 Основы планирования карьеры педагога» является обязательной частью общепрофессионального цикла основных профессиональных образовательных программ «Профессионалитет» в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Дисциплина «ОП.17 Основы планирования карьеры педагога» входит в общепрофессиональный цикл. Согласно учебному плану на изучение дисциплины отводится 72 часа, из них 38 ч. – на практические занятия, 2 ч. – на промежуточную аттестацию. Дисциплина изучается на 2 курсе. По окончанию дисциплины студенты сдают дифференцированный зачет.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций: ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код ПК, ОК

Код умений

Умения

Код знаний

Знания

ОК 02.

Уо 02.02

определять необходимые источники информации

Зо 02.01

номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности

Уо 02.06

оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач

Зо 02.03

формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации

Уо 02.07

использовать современное программное обеспечение

Зо 02.04

порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе с использованием цифровых средств

Уо 02.08

использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач

ОК 03.

Уо 03.02

применять современную научную профессиональную терминологию

Зо 03.02

современная научная и профессиональная терминология

Уо 03.03

определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Зо 03.03

возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04.

Уо 04.01

организовывать работу коллектива и команды

Зо 04.02

основы проектной деятельности

ОК 05.

Уо 05.01

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Зо 05.02

правила оформления документов и построения устных сообщений

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тематика работы по разделам

Количество часов

Раздел 1. Современный рынок труда. Востребованные профессии и квалификации (18)

Практическое занятие 1. Анкетирование студентов: изучение готовности к построению карьеры

4

Практическое занятие 2. Сравнительная характеристика требований ФГОС СПО к квалификации выпускника СПО и требований к квалификациям на рынке труда в соответствии с профессиональным стандартом по специальности «Учитель начальных классов»

4

Практическое занятие 3. Построение модели «Учитель начальных классов» на основе требований профессионального стандарта («Аватар профессионала»)

4

Практическое занятие 4. Общероссийский и региональный рынок труда: особенности спроса и предложения по специальности «Учитель начальных классов»

2

Практическое занятие 5. Выявление и ранжирование способов поиска вакансий на рынке труда

2

Практическое занятие 6. Выявление компетенций цифровой экономики в сфере образования, определение требований к педагогическим работникам

2

Раздел 2. Проектирование профессиональной карьеры (20)

Практическое занятие 7. «Самооценка». Анализ собственных возможностей, умений, навыков, уровня профессиональной квалификации с учетом актуальных требований рынка труда и оценочных средств независимой оценки квалификаций.

4

Практическое занятие 8. Деловая игра «Модельный профессиональный экзамен: освоение алгоритма действий соискателя»

4

Практическое занятие 9. Определение параметров и способа развития карьеры. Определение целей профессионального развития

4

Практическое занятие 10. Формирование портфолио карьерного движения. Оценка цифрового следа

4

Практическое занятие 11. Деловая игра «Собеседование с работодателем»

4

Итого:

38

        

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1. Студент должен выполнить практическую работу самостоятельно (или в группе, если это предусмотрено заданием).

2. Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.

3.  Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) карандашом.

4. Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть согласно графику консультаций.

5. Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:

- работа выполнена правильно и в полном объеме;

- сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;

- студент может пояснить выполнение любого этапа работы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

«Анкетирование студентов: изучение готовности к построению карьеры»

Цель: изучить уровень готовности студентов к построению карьеры через проведение и анализ анкеты, а также развить навыки сбора и обработки социологических данных.

Формируемые ОК/ПК: ОК 02, ОК 05, Уо 02.06, Уо 02.07, Уо 05.01 Зо 02.01, Зо 02.03, Зо 05.02.

Вопросы к изучению (задачи к освоению):

  • Понять значение анкетирования как метода социологического исследования.
  • Освоить навыки разработки и проведения анкетирования.
  • Научиться анализировать и интерпретировать результаты анкетирования.
  • Оценить готовность студентов к развитию профессиональной карьеры.
  • Развить умение работать с группой респондентов и формулировать выводы на основе данных.

Инструкция по выполнению:

  1. Ознакомьтесь с целью и структурой анкеты.
  2. Разработайте анкету, включающую вопросы, отражающие различные аспекты готовности к карьере (мотивация, знания, навыки, планы).
  3. Проведите анкетирование среди группы студентов (не менее 10 человек).
  4. Соберите и систематизируйте данные.
  5. Проанализируйте результаты, выделите ключевые тенденции и проблемные зоны.
  6. Подготовьте краткий отчет с выводами и рекомендациями.

Задания:

Задание 1: Разработать анкету, включающую не менее 10 вопросов, направленных на изучение мотивации и ожиданий студентов в отношении карьеры.

Задание 2: Провести анкетирование среди одногруппников или других студентов.

Задание 3: Систематизировать полученные данные в таблицу или электронную таблицу.

Задание 4: Проанализировать данные, используя методы описательной статистики (частоты, средние значения и т.д.).

Задание 5: Выявить основные тенденции и проблемные аспекты готовности к построению карьеры.

Задание 6: Подготовить и представить письменный отчет с результатами и рекомендациями.

Критерии оценивания:

  • Полнота и качество анкеты (20%)
  • Эффективность проведения анкетирования (15%)
  • Корректность и полнота обработки данных (20%)
  • Глубина анализа и выявленные тенденции (25%)
  • Качество оформленного отчета (20%)

Самоконтроль:

  • Проверить, что анкета охватывает все важные аспекты готовности к карьере.
  • Убедиться, что все данные собраны и систематизированы.
  • Сравнить выводы с теоретическими знаниями по теме.
  • Оценить полноту и ясность отчета.

Используемая литература:

  • Федорова, Т.В. Социологические методы исследования: учебное пособие. — М.: Изд-во «Наука», 2020.
  • Смирнова, Е.А. Карьерное консультирование студентов: теория и практика. — СПб.: Питер, 2021.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по направлению подготовки «Педагогика».
  • Профессиональные стандарты в сфере образования.

Примечание:

Для успешного выполнения задания рекомендуется использовать электронные сервисы для создания и обработки анкет (Google Forms, Microsoft Forms, Excel и др.). Важно соблюдать конфиденциальность данных респондентов и этические нормы проведения исследований.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

«Сравнительная характеристика требований ФГОС СПО к квалификации выпускника СПО и требований к квалификациям на рынке труда в соответствии с профессиональным стандартом по специальности «Учитель начальных классов»

Цель: формирование у студентов умения анализировать и сравнивать официальные образовательные стандарты (ФГОС СПО) и профессиональные стандарты рынка труда, выявлять сходства и различия в требованиях к квалификации выпускника по специальности «Учитель начальных классов».

Формируемые ОК/ПК: ОК 02, ОК 05, Уо 02.06, Уо 02.07, Уо 05.01 Зо 02.01, Зо 02.03, Зо 05.02.

Вопросы к изучению (задачи к освоению):

  • Ознакомиться с содержанием ФГОС СПО по специальности «Учитель начальных классов».
  • Изучить профессиональный стандарт «Учитель начальных классов» в части квалификационных требований.
  • Сравнить и сопоставить требования ФГОС СПО и профессионального стандарта.
  • Оценить соответствие подготовки выпускника СПО требованиям рынка труда.
  • Развить навыки критического анализа нормативных документов.
  • Научиться оформлять результаты сравнительного анализа в виде структурированного отчёта.

Инструкция по выполнению:

  1. Самостоятельно ознакомиться с текстами ФГОС СПО и профессионального стандарта по специальности «Учитель начальных классов».
  2. Выполнить задания, направленные на поиск, анализ и сравнение ключевых квалификационных требований.
  3. Сформировать таблицу или схему сопоставления требований двух документов.
  4. Подготовить письменный краткий вывод о соответствии и различиях требований.
  5. Представить результаты на обсуждении в группе.

Задания:

Задание 1: Изучите разделы ФГОС СПО, касающиеся квалификационных характеристик выпускника по специальности «Учитель начальных классов». Выпишите ключевые требования по профессиональным компетенциям.

Задание 2: Изучите профессиональный стандарт «Учитель начальных классов», выделите требования к квалификации и основным профессиональным умениям.

Задание 3: Составьте таблицу, в которой обозначьте требования ФГОС СПО и профессионального стандарта по следующим направлениям: знания, умения, личностные качества.

Задание 4: Определите, какие требования совпадают, а какие различаются между ФГОС СПО и профессиональным стандартом.

Задание 5: Проанализируйте, насколько подготовка по ФГОС СПО соответствует ожиданиям работодателей, отражённым в профессиональном стандарте.

Задание 6: Подготовьте краткий аналитический отчёт (1-2 страницы) с выводами и рекомендациями по совершенствованию образовательного процесса для повышения соответствия требованиям рынка труда.

Критерии оценивания:

  • Полнота и точность выявленных требований в ФГОС СПО и профессиональном стандарте.
  • Логичность и структурированность сравнительной таблицы.
  • Глубина и обоснованность анализа совпадений и различий.
  • Качество и ясность оформленного аналитического отчёта.
  • Умение делать конструктивные выводы и предложения.
  • Активность участия в обсуждении результатов.

Самоконтроль:

  • Проверил ли я все ключевые разделы ФГОС СПО и профессионального стандарта?
  • Соответствуют ли мои записи содержанию документов?
  • Есть ли в таблице все необходимые категории сравнения?
  • Сделаны ли ясные и обоснованные выводы?
  • Провёл ли я проверку орфографии и логики в отчёте?
  • Подготовился ли к обсуждению результатов с коллегами?

Используемая литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Учитель начальных классов».
  • Профессиональный стандарт «Учитель начальных классов» (утверждённый приказом Минтруда России).
  • Методические материалы по анализу профессиональных и образовательных стандартов.
  • Дополнительные учебно-методические пособия по педагогике и профориентации.

Примечание:

Практическое занятие направлено на формирование компетенций, необходимых для современного педагога, способного ориентироваться в требованиях системы образования и рынка труда. Рекомендуется использовать электронные версии нормативных документов для удобства поиска и цитирования.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

«Построение модели «Учитель начальных классов» на основе требований профессионального стандарта («Аватар профессионала»)»

Цель: формирование у студентов навыков создания комплексной модели профессионального образа «Учитель начальных классов» на основе анализа требований профессионального стандарта, что способствует развитию профессионального самосознания и понимания современных компетенций.

Формируемые ОК/ПК: ОК 02, ОК 05, Уо 02.06, Уо 02.07, Уо 05.01 Зо 02.01, Зо 02.03, Зо 05.02.

Вопросы к изучению (задачи к освоению):

  • Ознакомление с содержанием профессионального стандарта для учителя начальных классов.
  • Анализ ключевых компетенций и требований к квалификации.
  • Формирование модели «Аватар профессионала» на основе выявленных характеристик.
  • Развитие навыков систематизации информации и презентации профессионального портрета.
  • Оценка соответствия личных и профессиональных качеств требованиям стандарта.
  • Практическое применение теоретических знаний в построении профессиональной модели.

Инструкция по выполнению:

  1. Ознакомьтесь с текстом профессионального стандарта «Учитель начальных классов».
  2. Проанализируйте основные компетенции, требования к знаниям, умениям и личностным качествам.
  3. Используя метод «Аватар профессионала», составьте визуальный и текстовый образ идеального специалиста.
  4. Учитывайте профессиональные, личностные и коммуникативные характеристики.
  5. Представьте готовую модель в виде презентации или инфографики.
  6. Обсудите результаты в группе, сравните различные модели и выделите общие черты.

Задания:

Задание 1. Изучить и выделить ключевые разделы профессионального стандарта «Учитель начальных классов», описывающие квалификационные требования.

Задание 2. Составить список обязательных профессиональных компетенций и личностных качеств, указанных в стандарте.

Задание 3. Разработать структуру «Аватара профессионала»: разделы, категории и параметры для описания учителя.

Задание 4. Создать визуальный образ (например, схему, инфографику, презентацию), отражающий модель «Учитель начальных классов».

Задание 5. Подготовить краткое описание каждого элемента модели с обоснованием его значимости.

Задание 6. Провести групповое обсуждение и анализ различных моделей, выявить сильные и слабые стороны.

Критерии оценивания:

  • Полнота и точность анализа профессионального стандарта (20%)
  • Корректность выделенных компетенций и качеств (20%)
  • Логичность и структурированность модели «Аватар профессионала» (20%)
  • Качество визуального и текстового представления (15%)
  • Аргументированность описания элементов модели (15%)
  • Активность и качество участия в групповом обсуждении (10%)

Самоконтроль:

  • Проверить, все ли ключевые компетенции стандарта включены в модель.
  • Оценить, насколько модель отражает требования профессионального стандарта.
  • Сравнить свою модель с моделями одногруппников, выделить общие и уникальные черты.
  • Самостоятельно сформулировать три сильных стороны и три направления для улучшения своей модели.

Используемая литература:

  • Профессиональный стандарт «Учитель начальных классов» (утв. Минтрудом РФ)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт СПО
  • Методические материалы по построению профессиональных моделей («Аватар профессионала»)
  • Статьи и учебные пособия по профориентации и профессиональному развитию педагогов

Примечание:

Рекомендуется использовать интерактивные инструменты для визуализации (например, Canva, MindMeister, PowerPoint), а также уделять внимание развитию коммуникативных навыков при представлении и обсуждении модели.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

«Общероссийский и региональный рынок труда: особенности спроса и предложения по специальности «Учитель начальных классов»

Цель: развить у студентов понимание специфики рынка труда для учителей начальных классов на федеральном и региональном уровнях, а также умение анализировать особенности спроса и предложения в данной профессиональной сфере.

Формируемые ОК/ПК: ОК 02, ОК 05, Уо 02.06, Уо 02.07, Уо 02.08, Зо 02.01, Зо 02.03, Зо 05.02.

Вопросы к изучению (задачи к освоению):

  • Изучить структуру и особенности общероссийского рынка труда по специальности «Учитель начальных классов».
  • Проанализировать региональные особенности рынка труда и их влияние на спрос и предложение.
  • Оценить влияние демографических и экономических факторов на потребности в кадрах.
  • Научиться собирать и интерпретировать данные о рынке труда из различных источников.

Инструкция по выполнению:

  1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом по рынку труда в образовательной сфере.
  2. Изучите статистические данные об общероссийском и региональном рынке труда для учителей начальных классов.
  3. Выполните задания, направленные на анализ и сравнение спроса и предложения.
  4. Обсудите результаты в группе или подготовьте письменный отчет.

Задания:

Задание 1. Соберите и систематизируйте данные о количестве вакансий и выпускников по специальности «Учитель начальных классов» в России за последние 3 года. Используйте официальные статистические источники (Росстат, сайты центров занятости и др.).

Задание 2. Проанализируйте особенности спроса и предложения на рынке труда в вашем регионе. Определите основные отличия от общероссийских тенденций.

Задание 3. Оцените влияние факторов (демографические изменения, миграция, бюджетное финансирование) на спрос и предложение учителей начальных классов в регионе. Подготовьте краткое обоснование.

Критерии оценивания

  • Полнота и точность собранных данных (30%)
  • Глубина анализа региональных и общероссийских особенностей (30%)
  • Аргументированность выводов о факторах влияния (20%)
  • Качество оформления отчета и логичность изложения (20%)

Самоконтроль

  • Проверить соответствие собранных данных официальным источникам.
  • Убедиться, что анализ отражает ключевые особенности рынка труда.
  • Оценить, насколько выводы подкреплены фактами и логикой.
  • Проверить структурированность и полноту отчета.

Используемая литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности «Учитель начальных классов».
  • Профессиональный стандарт «Педагог (учитель) начальных классов».
  • Официальные сайты Росстата и Министерства труда РФ.
  • Научные статьи и обзоры по рынку труда в образовании.

Примечание

Рекомендуется использовать актуальные данные не старше трех лет для повышения релевантности анализа. Также полезно привлекать региональные органы управления образованием для получения актуальной информации и комментариев.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

«Выявление и ранжирование способов поиска вакансий на рынке труда»

Цель: формирование у студентов навыков анализа и систематизации различных способов поиска вакансий, а также умение ранжировать их по эффективности и применимости в современных условиях рынка труда.

Формируемые ОК/ПК: ОК 02, ОК 05, Уо 02.06, Уо 02.07, Уо 02.08, Зо 02.01, Зо 02.03, Зо 05.02.

Вопросы к изучению (задачи к освоению):

  • Ознакомиться с основными способами поиска вакансий на рынке труда.
  • Изучить критерии оценки эффективности различных способов поиска работы.
  • Научиться ранжировать способы поиска вакансий по степени их успешности для конкретных условий.

Инструкция по выполнению:

  1. Ознакомьтесь с перечнем основных способов поиска вакансий (онлайн-платформы, кадровые агентства, социальные сети, личные контакты и т.д.).
  2. Проведите исследование доступных источников информации о востребованности каждого способа на рынке труда.
  3. Проанализируйте преимущества и недостатки каждого способа с учетом современных реалий.
  4. Ранжируйте способы поиска вакансий по выбранным критериям эффективности.

Задания:

Задание 1. Составьте список не менее 8 способов поиска вакансий, используя учебные материалы и интернет-ресурсы.

Задание 2. Определите критерии оценки эффективности каждого способа (например, скорость отклика работодателя, доступность, охват вакансий, надежность и др.).

Задание 3. Произведите ранжирование способов поиска вакансий по выбранным критериям и подготовьте краткое обоснование вашего выбора.

Критерии оценивания:

  • Полнота и разнообразие списка способов поиска вакансий (максимум 10 баллов).
  • Логичность и обоснованность выбранных критериев оценки (максимум 10 баллов).
  • Корректность и аргументированность ранжирования (максимум 15 баллов).
  • Четкость и структурированность представленного отчёта (максимум 5 баллов).

Самоконтроль:

  • Проверил(а), включает ли список не менее 8 способов поиска вакансий.
  • Убедился(лась), что критерии оценки понятны и отражают реальные условия рынка.
  • Перепроверил(а) последовательность ранжирования и убедился(лась) в обоснованности каждого шага.
  • Отредактировал(а) текст отчёта для ясности и логичности изложения.

Используемая литература:

  • Федеральный портал «Работа в России» — https://trudvsem.ru
  • Профессиональные стандарты и рекомендации по трудоустройству (Минтруд РФ)
  • Статьи и исследования по теме трудоустройства и поиска вакансий (журналы, онлайн-ресурсы)
  • Учебные материалы по управлению карьерой и трудоустройству

Примечание:

Рекомендуется активно использовать современные цифровые инструменты и онлайн-сервисы для изучения способов поиска вакансий, а также обсуждать результаты с коллегами для расширения взглядов и повышения качества анализа.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

«Выявление компетенций цифровой экономики в сфере образования, определение требований к педагогическим работникам»

Цель: формирование у студентов навыков выявления ключевых компетенций цифровой экономики в образовательной сфере и умения определять требования к педагогическим работникам на основе анализа профессиональных стандартов и современных тенденций.

Формируемые ОК/ПК: ОК 02, ОК 05, Уо 02.06, Уо 02.07, Уо 02.08, Зо 02.01, Зо 02.03, Зо 05.02.

Вопросы к изучению (задачи к освоению):

  • Понять сущность и основные направления цифровой экономики в образовании.
  • Выявить ключевые цифровые компетенции, необходимые педагогам.
  • Научиться анализировать профессиональные стандарты и требования рынка труда.
  • Определить требования к педагогическим работникам с учётом цифровизации образовательного процесса.

Инструкция по выполнению:

  1. Ознакомьтесь с материалами по цифровой экономике в сфере образования и профессиональными стандартами педагогов.
  2. Проанализируйте примеры компетенций, выделенных в нормативных документах.
  3. Выполните задания по выявлению и систематизации цифровых компетенций.
  4. Обсудите результаты в группе для выработки общих критериев и требований.

Задания:

Задание 1. Составьте список ключевых компетенций цифровой экономики, которые актуальны для педагогической деятельности. Используйте материалы профессиональных стандартов и аналитические отчёты.

Задание 2. Проанализируйте требования к педагогам в профессиональных стандартах и выделите те, которые связаны с цифровой грамотностью и использованием ИКТ.

Задание 3. Сгруппируйте выявленные компетенции по направлениям (например, технические навыки, цифровая коммуникация, управление информацией). Обоснуйте важность каждой группы для современного учителя.

Критерии оценивания:

  • Полнота и корректность списка цифровых компетенций (максимум 30 баллов).
  • Глубина анализа требований профессиональных стандартов (максимум 30 баллов).
  • Логичность и обоснованность группировки компетенций (максимум 20 баллов).
  • Активность и качество участия в групповом обсуждении (максимум 20 баллов).

Самоконтроль:

  • Проверить, все ли ключевые цифровые компетенции из стандартов и аналитики отражены в списке.
  • Оценить, насколько обоснованы выделенные группы и их значимость.
  • Сравнить свои выводы с коллегами и проанализировать различия.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) педагогического образования.
  2. Профессиональный стандарт «Педагог».
  3. Доклады и аналитика по цифровой экономике в образовании (например, Министерство просвещения РФ, Минцифры РФ).
  4. Научные статьи и учебные материалы по цифровой грамотности в педагогике.

Примечание:

Для успешного выполнения задания рекомендуется использовать доступные электронные ресурсы и нормативные базы данных. Результаты практического занятия могут стать основой для дальнейших исследований и разработки методических материалов по цифровой компетентности педагогов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

«Самооценка». Анализ собственных возможностей, умений, навыков, уровня профессиональной квалификации с учетом актуальных требований рынка труда и оценочных средств независимой оценки квалификаций.»

Цель: развить у студентов умение объективно оценивать свои профессиональные компетенции с учетом требований рынка труда и инструментов независимой оценки квалификаций для планирования карьерного роста.

Формируемые ОК/ПК: ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, Уо 02.02, Уо 04.01, Уо 05.01, Зо 02.04, Зо 04.02, Зо 05.02.

Вопросы к изучению (задачи к освоению):

  • Понять значение самооценки в профессиональном развитии.
  • Освоить методы анализа собственных умений и навыков.
  • Научиться соотносить личные компетенции с требованиями рынка труда.
  • Ознакомиться с инструментами независимой оценки квалификаций.
  • Развить навыки критического мышления и рефлексии.

Инструкция по выполнению:

Студентам предлагается провести комплексный самоанализ своих профессиональных компетенций на основе предложенных заданий. Работа выполняется индивидуально с последующим обсуждением результатов. В процессе необходимо опираться на актуальные профессиональные стандарты и данные рынка труда.

Задания:

Задание 1. Составьте список своих ключевых профессиональных умений и навыков, используя личный опыт и учебные достижения.

Задание 2. Проанализируйте требования к квалификациям по вашей специальности на рынке труда (например, из вакансий, профессиональных стандартов).

Задание 3. Сопоставьте свои умения и навыки с выявленными требованиями рынка: выделите совпадения и пробелы.

Задание 4. Ознакомьтесь с методиками и инструментами независимой оценки квалификаций (например, порталы, сертификационные программы).

Задание 5. Проведите самооценку по выбранной методике, отметьте уровень соответствия своим компетенциям.

Задание 6. Сформулируйте план профессионального развития с учетом выявленных пробелов и рекомендаций по повышению квалификации.

Критерии оценивания:

  • Полнота и точность списка умений и навыков (10 баллов).
  • Глубина анализа требований рынка труда (15 баллов).
  • Обоснованность сопоставления компетенций (15 баллов).
  • Ознакомление и применение методик независимой оценки (20 баллов).
  • Объективность и адекватность самооценки (20 баллов).
  • Реалистичность и конкретность плана развития (20 баллов).

Самоконтроль:

  • Проверить полноту списка компетенций.
  • Убедиться, что анализ требований опирается на актуальные источники.
  • Сравнить свои результаты с эталонными профилями.
  • Оценить адекватность самооценки критически и с помощью обратной связи.
  • Проверить наличие конкретных шагов в плане развития.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности.
  2. Профессиональные стандарты педагогических работников (например, для учителя начальных классов).
  3. Материалы и методики независимой оценки квалификаций (официальные порталы и руководства).
  4. Учебная литература по профессиональному развитию и карьерному консультированию.

Примечание:

Рекомендуется использовать современные цифровые ресурсы для анализа рынка труда и методик самооценки. Важно уделять внимание не только теории, но и практическим инструментам, которые помогут студентам объективно оценить и улучшить свои профессиональные качества.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

«Деловая игра «Модельный профессиональный экзамен: освоение алгоритма действий соискателя»

Цель: формирование у студентов навыков последовательного и эффективного выполнения действий при прохождении профессионального экзамена в формате деловой игры.

Формируемые ОК/ПК: ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, Уо 02.02, Уо 04.01, Уо 05.01, Зо 02.04, Зо 04.02, Зо 05.02.

Вопросы к изучению (задачи к освоению):

  • Изучение структуры и этапов профессионального экзамена.
  • Освоение алгоритма действий соискателя на экзамене.
  • Развитие навыков самопрезентации и коммуникации.
  • Формирование умений работать в стрессовой ситуации экзамена.
  • Анализ собственных ошибок и способов их исправления.

Инструкция по выполнению:

  1. Ознакомьтесь с регламентом профессионального экзамена и его требованиями.
  2. Выполняйте задания поэтапно в рамках деловой игры, следуя алгоритму действий.
  3. Активно взаимодействуйте с другими участниками, имитируя реальные ситуации экзамена.
  4. После каждого этапа проводите самоанализ и получайте обратную связь от преподавателя.
  5. В конце игры оформите отчет о своих действиях и сделанных выводах.

Задания:

Задание 1. Изучить регламент и структуру профессионального экзамена по специальности.

Задание 2. Смоделировать процесс регистрации и подготовки к экзамену (заполнение документов, проверка оборудования и материалов).

Задание 3. Провести самопрезентацию — кратко рассказать о себе, своих компетенциях и мотивации.

Задание 4. Выполнить практическое задание экзамена в условиях, приближенных к реальным.

Задание 5. Обсудить и проанализировать свои действия с одногруппниками и преподавателем.

Задание 6. Составить план улучшения личной подготовки и алгоритма действий на основе полученного опыта.

Критерии оценивания:

  • Полнота и точность выполнения каждого этапа.
  • Умение соблюдать регламент и последовательность действий.
  • Качество самопрезентации и коммуникативных навыков.
  • Способность к самоанализу и критическому мышлению.
  • Активность и конструктивность в коллективном обсуждении.

Самоконтроль:

  • Проверить соответствие каждого этапа требованиям экзамена.
  • Оценить уровень уверенности и готовности к экзамену.
  • Выявить ошибки и сформулировать пути их устранения.
  • Сравнить собственные действия с эталонным алгоритмом.

Используемая литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты.
  2. Профессиональные стандарты по специальности.
  3. Методические материалы по организации профессиональных экзаменов.
  4. Практические пособия по развитию навыков самопрезентации и коммуникации.

Примечание:

Деловая игра требует активного участия и честного самоанализа. Рекомендуется фиксировать свои впечатления и ошибки для последующей работы над собой. Преподаватель обеспечивает обратную связь и поддерживает мотивированную атмосферу обучения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9

«Определение параметров и способа развития карьеры. Определение целей профессионального развития»

Цель: формирование у студентов навыков самостоятельного определения параметров своей карьеры, выбора способов её развития и постановки конкретных целей

профессионального развития с учётом личных особенностей и требований рынка труда.

Формируемые ОК/ПК: ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, Уо 02.02, Уо 04.01, Уо 05.01, Зо 02.04, Зо 04.02, Зо 05.02.

Вопросы к изучению (задачи к освоению):

  • Понятие и параметры карьерного развития
  • Основные способы развития карьеры
  • Методы постановки целей профессионального развития
  • Анализ личных профессиональных компетенций и их соотнесение с карьерными целями
  • Разработка индивидуального плана карьерного роста

Инструкция по выполнению:

  1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом по теме карьерного развития и постановки целей.
  2. Выполните практические задания, направленные на самоанализ и планирование.
  3. Обсудите результаты с преподавателем и коллегами, при необходимости скорректируйте план.

Задания:

Задание 1. Определите основные параметры вашей карьеры (например, должность, профессиональные компетенции, уровень дохода, место работы). Запишите их.

Задание 2. Проанализируйте различные способы развития карьеры (повышение квалификации, смена работы, получение новых компетенций и др.) и выберите наиболее подходящие для себя.

Задание 3. Сформулируйте SMART-цели профессионального развития на ближайший год.

Задание 4. Проведите самооценку своих профессиональных умений и навыков с учётом выбранных целей.

Задание 5. Разработайте предварительный план действий для достижения поставленных целей (курсы, практика, проекты и др.).

Задание 6. Подготовьте презентацию или письменный отчет с результатами своего анализа и плана развития.

Критерии оценивания:

  • Полнота и реалистичность определения параметров карьеры
  • Обоснованность выбранных способов развития
  • Корректность и конкретность постановки SMART-целей
  • Адекватность самооценки профессиональных компетенций
  • Наличие детального и последовательного плана карьерного развития
  • Качество представленных материалов (презентация/отчет)

Самоконтроль:

  • Проверяю ли я, соответствуют ли мои карьерные параметры реальному состоянию?
  • Насколько выбранные способы развития отражают мои возможности и рынок труда?
  • Соответствуют ли мои цели принципам SMART?
  • Объективно ли я оценил свои умения и навыки?
  • Есть ли у меня четкий и выполнимый план действий?

Используемая литература:

  1. Иванов А.В. «Карьерное развитие: теория и практика» — М., 2022
  2. Петрова Е.С. «Постановка целей и планирование карьеры» — СПб, 2021
  3. Официальные сайты и материалы по рынку труда и профессиональным стандартам
  4. Методические пособия по самооценке и развитию профессиональных компетенций

Примечание:

Практическое занятие рекомендуется проводить с использованием интерактивных методов: групповых обсуждений, кейс-стади, презентаций, что способствует развитию коммуникативных и аналитических навыков у студентов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10

«Формирование портфолио карьерного движения. Оценка цифрового следа»

Цель: формирование у студентов навыков создания профессионального портфолио, отражающего карьерное движение, а также развитие умения оценивать свой цифровой след в контексте профессионального имиджа и востребованности на рынке труда.

Формируемые ОК/ПК: ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, Уо 02.02, Уо 04.01, Уо 05.01, Зо 02.04, Зо 04.02, Зо 05.02.

Вопросы к изучению (задачи к освоению):

  • Понятие и структура профессионального портфолио.
  • Значение цифрового следа для карьерного развития.
  • Методы сбора и систематизации материалов для портфолио.
  • Способы оценки и управления цифровым следом.
  • Влияние цифрового следа на репутацию и возможности трудоустройства.

Инструкция по выполнению:

  1. Ознакомьтесь с теоретическими материалами по формированию портфолио и цифровому следу.
  2. Проанализируйте собственные профессиональные достижения и накопленные материалы.
  3. Исследуйте свой цифровой след в интернете и социальных сетях.
  4. Создайте структуру портфолио с учетом основных разделов.
  5. Систематизируйте и оформите материалы в портфолио.
  6. Оцените и проанализируйте результаты, подготовьте план по улучшению цифрового следа.

Задания:

Задание 1: Составьте список личных профессиональных достижений и документов, которые могут быть включены в портфолио.

Задание 2: Исследуйте ваш цифровой след: проведите мониторинг упоминаний своего имени, профилей в соцсетях, публикаций и комментариев.

Задание 3: Разработайте структуру портфолио с разделами, отражающими карьерное движение и компетенции.

Задание 4: Соберите и систематизируйте материалы для портфолио (резюме, сертификаты, отзывы, проекты и др.).

Задание 5: Оформите портфолио в выбранном формате (электронном или печатном).

Задание 6: Проанализируйте свой цифровой след на предмет позитивных и негативных факторов, предложите меры по его улучшению.

Критерии оценивания:

  • Полнота и актуальность собранных материалов.
  • Логичность и структурированность портфолио.
  • Глубина анализа цифрового следа.
  • Качество оформленного портфолио.
  • Обоснованность предложений по улучшению цифрового следа.

Самоконтроль:

  • Проверяйте полноту отражения профессиональных достижений.
  • Оценивайте соответствие структуры портфолио стандартам.
  • Сравнивайте результаты анализа цифрового следа с примерами из литературы.
  • Контролируйте оформление и грамотность представленных материалов.

Используемая литература:

  1. Иванов И.И. «Профессиональное портфолио: создание и использование» – М., 2021.
  2. Петрова А.В. «Цифровой след и репутация в интернете» – СПб., 2022.
  3. Федеральный закон «О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006.
  4. Материалы официальных сайтов профессиональных сообществ и платформ для создания портфолио.

Примечание:

Рекомендуется использовать современные онлайн-сервисы для создания и хранения портфолио, а также регулярно мониторить и корректировать цифровой след в связи с изменениями в профессиональной деятельности и требованиями рынка труда.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11

«Деловая игра «Собеседование с работодателем»

Цель: формирование и развитие навыков эффективного прохождения собеседования с работодателем, умения представлять себя, свои профессиональные и личностные качества, а также анализировать и корректировать свое поведение в процессе интервью.

Формируемые ОК/ПК: ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, Уо 02.02, Уо 04.01, Уо 05.01, Зо 02.04, Зо 04.02, Зо 05.02.

Вопросы к изучению (задачи к освоению):

  • Понимание структуры и этапов собеседования.
  • Освоение техники самопрезентации и ответов на типичные вопросы работодателя.
  • Развитие навыков коммуникации и активного слушания.
  • Анализ собственного поведения и выявление зон для улучшения.
  • Формирование уверенности и стрессоустойчивости в профессиональном общении.

Инструкция по выполнению:

  1. Ознакомьтесь с теоретическими материалами по теме проведения собеседований.
  2. Разделитесь на пары или небольшие группы для проведения ролевой игры «Собеседование».
  3. Один участник выступает в роли соискателя, другой — работодателя.
  4. Используйте заранее подготовленные вопросы и сценарии.
  5. Применяйте приемы активного слушания, задавайте уточняющие вопросы.
  6. После каждого раунда — обратная связь от «работодателя» и группы, самоанализ.
  7. Повторите ролики с изменением ролей для закрепления навыков.

Задания:

Задание 1: Подготовить краткую самопрезентацию (до 2 минут), включающую ключевые профессиональные качества и достижения.

Задание 2: Ответить на 5 типичных вопросов работодателя, подготовленных преподавателем.

Задание 3: Провести ролевую игру в парах: соискатель — работодатель.

Задание 4: Проанализировать поведение и ответы соискателя, выявить сильные и слабые стороны.

Задание 5: Сформулировать рекомендации по улучшению навыков собеседования.

Задание 6: Повторить деловую игру с учетом замечаний, зафиксировать прогресс.

Критерии оценивания:

  • Полнота и четкость самопрезентации.
  • Умение структурировано отвечать на вопросы.
  • Навыки активного слушания и взаимодействия.
  • Способность к самоанализу и восприятию обратной связи.
  • Улучшение навыков в повторной игре.

Самоконтроль:

  • Оцените свою уверенность при выступлении.
  • Проверьте полноту ответов на вопросы.
  • Проанализируйте свое невербальное поведение.
  • Отметьте замечания и прогресс после повторной игры.

Используемая литература:

  1. Гаврилова Т.В. «Психология делового общения». — М.: Питер, 2021.
  2. Иванов С.А. «Эффективное собеседование: методики и техники». — СПб.: Питер, 2020.
  3. Официальные рекомендации по проведению собеседований на сайте hh.ru.

Примечание:

Для повышения эффективности занятия рекомендуется записывать прохождение деловой игры на видео с последующим разбором и анализом. Также полезно использовать реальные кейсы из практики работодателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине ОГСЭ.04 Иностранный язык в профессиональной деятельности для специальности СПО 43.02.12 «Технология эстетических услуг»

Методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.0...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности для специальности СПО 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

Методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.0...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ. 04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по специальности СПО 43.02.12. "Технология эстетических услуг"

Методические рекомендации по проведению практических занятий предназначены для обучающихся образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43. 02. 12. «Техн...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 «Иностранный язык» по специальности СПО 43. 02. 02. "Парикмахерское искусство"

Методические рекомендации по проведению практических занятий предназначены для обучающихся образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43. 02. 02. «Пари...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ по учебной дисциплине "Иностранный язык(английский)" для студентов 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах I часть

Рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курса.Рабочая тетрадь включает в себя 19 тематических циклов, в каждый из которых входят текст, лексические, фонетические и грамматические упражнения. Уче...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ по учебной дисциплине "Иностранный язык(английский)" для студентов 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах II часть

Рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курса.Рабочая тетрадь включает в себя 19 тематических циклов, в каждый из которых входят текст, лексические, фонетические и грамматические упражнен...

Методические рекомендации к проведению практических занятий по учебной дисциплине «МДК. 02.01. Основы организации внеурочной деятельности» для специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Методические рекомендации предназначены для проведения практических занятий по учебной дисциплине «МДК. 02.01. Основы организации внеучебной деятельности» для студентов специальности 44.02...