Детский сад – территория содействия, сотрудничества, сотворчества
статья
Обеспечение качества дошкольного образования является важнейшим направлением модернизации системы образования. К компетенции каждой дошкольной образовательной организации относится построение и функционирование внутренней системы оценки качества образования. Сегодня родители (законные представители) и педагоги определяются как равные партнеры в образовании подрастающего поколения, объединяющие усилия для успешного развития ребенка, что является принципиально важной задачей. Одним из возможных путей поддержки качества взаимодействия ДОО и семьи может является обеспечение информационной открытости, просвещение родителей (законных представителей) и привлечение их к внутренней системе оценке качества дошкольного образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад – территория содействия, сотрудничества, сотворчества
Взаимодействие детей и родителей в детском саду — это будущее дошкольного образования.
А. Г. Асмолов
Обеспечение качества дошкольного образования является важнейшим направлением модернизации системы образования. К компетенции каждой дошкольной образовательной организации (далее – ДОО, Учреждение) относится построение и функционирование внутренней системы оценки качества образования. Формирование внутренней системы оценки качества образования в ДОО является одним из ключевых приоритетов развития образования Российской Федерации. Система призвана обеспечить обучающихся, родителей (законные представители), педагогические коллективы, органы управления образования, работодателей надежной информацией о состоянии развития системы образования, качества образования в отдельной образовательной организации.
Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) - система процедур установления соответствия содержания и условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООП ДО, Программа), требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, Стандарт), диагностики индивидуального развития воспитанников.
В рамках ВСОКО оценке подлежат:
- условия реализации ООП ДО;
- образовательная деятельность ДОО;
- динамика индивидуального развития воспитанников;
- результаты освоения ООП ДОО;
- удовлетворенность родителей качеством предоставляемых образовательных услуг.
Сегодня родители (законные представители) и педагоги определяются как равные партнеры в образовании подрастающего поколения, объединяющие усилия для успешного развития ребенка, что является принципиально важной задачей. Одним из возможных путей поддержки качества взаимодействия ДОО и семьи может является обеспечение информационной открытости, просвещение родителей (законных представителей) и привлечение их к внутренней системе оценке качества дошкольного образования.
В Стандарте сформулированы требования к взаимодействию ДОО с родителями (законными представителями) - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная организация обязана:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о программе, а также информировать и всех заинтересованных лиц, вовлеченных в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.
Ежегодно в рамках ВСОКО необходимо организовать анкетирование изучения мнений родителей о качестве предоставляемых образовательных услуг в детском саду (Таблица 1), чтобы выявить сильные и слабые стороны Учреждения, принять управленческие решения.
Таблица 1.
Анкета изучения мнений родителей о качестве предоставляемых образовательных услуг в детском саду
Вопросы | Ответы | |
Да | Нет | |
При выборе детского сада для ребенка учитывались рекомендации и положительные отзывы других родителей | ||
В детском саду организована и ведется в системе работа по информированию родителей о содержании образования, планируемых результатах освоения ООП ДО | ||
Мнение родителей учитывалось при разработке ООП ДО | ||
Родителям своевременно предоставляется актуальная информация по изменениям в нормативной правовой базе дошкольного образования, изменениям в локальных нормативных актах | ||
Информацию об образовательной деятельности всегда можно получить с сайта организации | ||
Нашему/моему ребенку нравится ходить в детский сад | ||
Я уверен, что мой ребенок находится в безопасности во все время пребывания в детском саду | ||
Мы/я отмечаем развитие ребенка | ||
С нами/со мной проводят регулярные беседы о результатах освоения нашим/моим ребенком ООП ДО | ||
Нас/меня информируют в корректной форме о проблемах в развитии ребенка и учитывают наше/мое мнение при планировании коррекционной работы с ним | ||
К нашему/моему ребенку в детском саду относятся уважительно | ||
Нас/меня устраивают условия образовательной деятельности в детском саду | ||
Мы/я заинтересованы в участии групповых и общесадовских мероприятиях | ||
Мы/я будем рекомендовать детский сад коллегам по работе/соседям/друзьям | ||
Достичь высоких показателей качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей (законных представителей) и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи.
В ДОО складываются свои системы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников, направленная на повышение качества образования. Огромная роль в обеспечении родителей (законных представителей) информацией об особенностях развития ребёнка на разных этапах дошкольного детства, приоритетных направлениях его воспитания отводится ДОО.
При создании системы эффективного взаимодействия семьи и ДОО в условиях реализации ФГОС ДО позволяет внедрить несколько эффективных проектов по включению родителей (законных представителей) в образовательный процесс, создав для этого:
- нормативную базу;
- пакет диагностического и методического инструментария;
- новые формы работы с семьями воспитанников, в том числе через использование интернет-ресурсов информационно-образовательной среды ДОО.
Для выявления наиболее интересных форм взаимодействия с родителями (законными представителями), проводится опрос. В соответствии с результатами изучения мнения родителей и педагогического коллектива работа проводится по следующим направлениям:
- использование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников - детско-родительский клуб «Академия успеха»;
- популяризация современных психолого-педагогических идей, предоставление родителям (законными представителями), необходимой теоретической и практической информации, обмен образовательными инициативами, проведение анкетирования, обсуждение актуальных вопросов воспитания детей, решение организационных вопросов, касающихся дошкольного образования, экспертные оценки и многое другое посредством сетевой технологии, в нашем случае создан «Виртуальный детский сада»;
- донесение до родителей (законных представителей), интересной и полезной информации, связанной с жизнедеятельностью детей в детском саду- выпуск газеты «Рябинка»;
- индивидуальная направленность в работе с родителями (законными представителями) - совместное ведение «Портфолио воспитанника»;
- привлечение родителей (законных представителей), к управлению качеством образования с помощью механизма экспертизы, результаты которой будут частью целостной ВСОКО;
- делегирование родителям (законным представителям), некоторых функций контроля.
Более детально остановимся на самых актуальных формах взаимодействия с родителями (законными представителями), которые пользуются спросом в нашем Учреждении:
- Детско-родительский клуб «Академия успеха» (далее – Клуб)
Организация и функционирование такого структурного объединения педагогов, детей и их родителей (законных представителей), раскрывает сегодня качественно новые возможности, как для семьи, так и для ДОО. Семья дошкольника остро нуждается в компетентной помощи, а клубная работа – оптимальный вариант дифференцированного сопровождения и просвещения родителей.
Технология организации и функционирования Клуба имеет четкую структуру, включающую определенные компоненты:
- создание условий для организации Клуба;
- разработка положения о Клубе;
- распределение обязанностей специалистов ДОО;
- планирование работы Клуба;
- информирование родителей о работе Клуба;
- изучение особенностей и потребностей семей воспитанников;
- оценка эффективности Клуба.
Цель Клуба – комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами ДОО, гармонизация детско-родительских отношений.
Организация клуба осуществляется по направлениям (Таблица 2).
Таблица 2.
Направления деятельности детско-родительского клуба «Академия успеха»
Наименование направления | Содержание работы | Организационные моменты |
«Капелька здоровья» | Организация совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОО: различных видов игр, совместных досугов, походов. |
|
Организация питания в ДОО, требования к выполнению возрастных норм. Рекомендации родителям (законным представителям). Совместное приготовление блюд, выставка блюд и дегустация. Обмен семейным опытом «А я делаю так…». | ||
«БИС» | Организация музыкально-развлекательных программ, практических занятий, экскурсий в музыкальную школу. | |
«Магия творчества» | На занятиях воспитанники и родители (законные представители) в совместной деятельности создают индивидуальные или коллективные работы из различных материалов, с использованием разнообразных техник изобразительного или декоративно-прикладного творчества. |
- Издательская деятельность - газета ДОО (далее – Газета)
Газета - ежемесячное издание в электронном и печатном варианте. В составлении и оформлении номеров участвуют все заинтересованные лица: педагоги подбирают познавательный и информационный материал, а родители (законные представители) и дети - фотографии, рисунки, высказывания. Есть у нас и родители (законные представители) готовые поделиться на страницах газеты ценным опытом семейного воспитания.
Газета - цветное, оформленное фотографиями, детскими рисунками, схемами издание. Информация преподносится лаконично, чётко, без громоздких текстов.
В газете можно раскрыть четыре больших раздела: ««Шпаргалки для заботливых родителей», «Интервью с детьми», «Задания для детей от Рябинки», «Детский сад в вопросах и ответах». Кроме того, каждый номер содержит анонс событий, поздравления, заметки «Это интересно для всех!»
Содержание раздала «Шпаргалки для заботливых родителей», как правило, носит тематический характер. Здесь специалисты отвечают на вопросы родителей (законных представителей), дают небольшие консультации, предлагают тесты или анкеты.
В рубрике «Интервью с детьми» размещаются забавные детские высказывания.
«Задания для детей» очень любимы воспитанниками. Здесь они могут найти схемы построек, поделок, советы о том, как научиться что-либо рисовать, и, конечно, интересный познавательный материал.
В газете может быть ещё один немаловажный раздел, предназначенный специально для родителей (законных представителей) «Детский сад в вопросах и ответах». Публикуются ответы на самые разнообразные вопросы, поступающие от родителей на наш сайт, в анонимный почтовый ящик и непосредственно педагогам детского сада.
Организация издательской деятельности в дошкольном Учреждении оказывает положительное влияние на характер взаимоотношений педагогов с семьями воспитанников. Привлекая родителей к оформлению Газеты, детские сады вступают с ними в доверительный деловой контакт, обсуждаем интересные для обеих сторон темы, вместе стремимся сделать жизнь наших детей насыщенной.
- Виртуальный детский сад
Виртуальное общение дает возможность всегда быть на связи с родителями (законными представителями), сообщать им информацию о детях и событиях в учреждении и группе, тем самым повышая интерес семей к образовательной деятельности ДОО, а также оказывать психолого-педагогическую поддержку. Что мы включили в «Виртуальный детский сад»:
- Сайт детского сада, который отвечает требованиям к структуре и виду размещенной информации, навигации, содержанию (каждая образовательная организация должна создать и вести свой сайт в соответствии со Ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф). На сайте размещаем большой объем полезной для родителей (законных представителей), информации: текстовые и мультимедийные материалы о воспитании детей, образовательной политике ДОО, ресурсном обеспечении, результатах обучения;
- Персональные страницы педагогов. Они приобрели большую популярность среди педагогов детского сада. Педагоги размещают информацию о своей профессиональной деятельности и достижениях, а также рекомендации по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
- Чат в мессенджере – Max. Можно много отметить положительных моментов, а именно быстрый обмен информацией, передача текстовых сообщений, звуковые сигналы, изображения, фото с фрагментами занятия, видео и гиперссылки на опросы.
Образовательная организация вправе расширить возможности «Виртуального детского сада добавив новые формы: форум на сайте ДОО, блоги, группа в социальных сетях, электронная почта.
После организации и проведения колоссальной работы необходимо оценить эффективность своего труда. Основным критерием является соответствия результатов работы поставленным целям и задачам. Показателями эффективности являются:
- снижение конфликтности в работе педагогов и родителей;
- повышение посещаемости мероприятий;
- более высокая активность родителей в образовательном процессе;
- увеличение количества индивидуальных консультаций педагога-психолога и других специалистов ДОО;
- изменение характера запросов при консультировании;
- удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг.
Благодаря грамотному применению в работе с семьями интерактивных форм взаимодействия родители стали активнее включаться в жизнь ДОО, брать на себя приоритетную роль в воспитании детей. Об этом могут свидетельствовать следующие показатели: удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОО, удовлетворенность степенью информированности о ДОО в целом, деятельности группы, о ребенке, удовлетворенность характером их взаимодействия с педагогами ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.
Стили воспитания в семье, их роль в развитии индивидуальности и личности ребенка. Пути взаимодействия педагога и родителей для решения поставленной цели- воспитать всесторонне развитую личность....
Центр маркетинговых исследований и содействие трудоустройству выпускников
на сегодняшний день во всех СПО созданы подобные центры, делимся опытом о работе своего центра....

Организация профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускников в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово
Данная работа является актуальной в современном мире, профессиональная ориентация учащихся тесно связана с процессом социализации. Профессиональная ориентация - это педагогическая проблема подведения ...
Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя детского дома»
Логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успеш...

Общение, сотворчество в коллективе - путь к достижению успеха
Специфика коллективного музыкального исполнительства в том, что перед педагогом стоит задача – «подчинить» себе многообразие исполнительских индивидуальностей, темпераментов и направ...

"Диалог детского сада, родителей и колледжа: перспективы сотрудничества"
В статье представлен опыт опыт организации сотрудничества Некрасовского колледжа с детскими садами Санкт-Петербурга, родителями (законными представителями) воспитанников образовательных организаций. Р...

Педтехнологии педагогики сотрудничества или обучения в сотрудничестве
Понятия и принципы сотрудничества...



