Человек и его характер
методическая разработка

Архипова Елена Валентиновна

Среди множества проблем специальной педагогики и психологии  проблема умственной отсталости занимает основное место. Если раньше ребенок с нарушением интеллекта мог вызвать лишь сочувствие, то теперь его считают равноправным гражданином. Если раньше его рассматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь – как независимого, но нуждающегося в сопровождении и поддержке.

Современный темп жизни, экономические  и социальные стрессы, а также экологические факторы среды обитания являются факторами, формирующие неблагоприятную, противоречивую среду жизнедеятельности самых незащищенных представителей общества – детей и подростков, что часто приводит к их социальной дезадаптации.

Переход от детства к взрослости сложен даже для лиц с нормальным развитием – и тем более для людей с нарушением интеллекта. Нарушение общественного поведения особенно ярко проявляется в кризисный подростковый период, когда происходит внедрение человека в систему социального общения, самореализацию и самоутверждение личности.

  В этом система помощи  обучающимся  с умственной отсталостью должна включать в себя ряд аспектов: социальную адаптацию (личную адаптацию и интеграцию в общество, межличностное взаимодействие, организация досуга); профессиональную подготовку; развитие самооценки и само понимания, проявление себя вне привычных домашних или школьных условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Человек и его характер99.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Сявская  коррекционная  школа – интернат»

Лучшая педагогическая практика профилактического

мероприятия для обучающихся 5- 9 классов

«Человек и его характер»

https://danceon.ru/wp-content/uploads/1/3/5/1359d6efd9a59f59da6d04a784c5bca1.png 

 Подготовили и провели группа воспитателей

 «Сявская  коррекционная  школа – интернат»

Архипова Елена Валентиновна- учитель-дефектолог                                                              Т:89103983988, стаж 29 лет

                                                 Груздева Светлана Геннадьевна-воспитатель

                                                             т:89049158251, стаж 30 лет

                                                               Ермилова Марина Сергеевна-воспитатель

                                                             т:89527670618 , стаж 30 лет

                                                 Осиновская Наталия Юрьевна - воспитатель

                                                             т:89026841438, стаж 29 лет

                                                 Вихарева Любовь Николаевна - воспитатель

                                                           т:89087295666, стаж 39 лет

                                                  Чащина Наталья Александровна- воспитатель

                                                            т:89527766436 , стаж 2 года

р.п. Сява

                                                            2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Пояснительная записка

2.  Основная часть

3.  Заключение

4.  Список использованной литературы

5.  Приложения

Кто-то, когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

   (С. Давидович)

Пояснительная записка

Среди множества проблем специальной педагогики и психологии  проблема умственной отсталости занимает основное место. Если раньше ребенок с нарушением интеллекта мог вызвать лишь сочувствие, то теперь его считают равноправным гражданином. Если раньше его рассматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь – как независимого, но нуждающегося в сопровождении и поддержке.

Современный темп жизни, экономические  и социальные стрессы, а также экологические факторы среды обитания являются факторами, формирующие неблагоприятную, противоречивую среду жизнедеятельности самых незащищенных представителей общества – детей и подростков, что часто приводит к их социальной дезадаптации.

Переход от детства к взрослости сложен даже для лиц с нормальным развитием – и тем более для людей с нарушением интеллекта. Нарушение общественного поведения особенно ярко проявляется в кризисный подростковый период, когда происходит внедрение человека в систему социального общения, самореализацию и самоутверждение личности.

         В этом система помощи  обучающимся  с умственной отсталостью должна включать в себя ряд аспектов: социальную адаптацию (личную адаптацию и интеграцию в общество, межличностное взаимодействие, организация досуга); профессиональную подготовку; развитие самооценки и само понимания, проявление себя вне привычных домашних или школьных условий.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, школьники с нарушением интеллекта должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим общественным нормам. Среди различных видов социальных норм (право, мораль, политические, эстетические, религиозные, организационные нормы, обычаи, традиции) наибольшее значение для регуляции общественно адекватного поведения личности имеют мораль и право. Главные различия между ними заключаются в том, что моральная норма несет в основном оценочную нагрузку (хорошо-плохо, благородно-неблагородно). Ее соблюдение обеспечивается авторитетом общественного мнения, а несоблюдение вызывает санкцию в виде общественного осуждения, тогда как правовая норма жестко регламентирует поведение личности, будучи отраженной, в четких и однозначных текстуальных формулировках закона, ее соблюдение обеспечивается авторитетом закона, государственной власти, а несоблюдение предполагает ясно обозначенные юридические санкции (административные, уголовные и т.д.).

Полноценная социальная адаптация подростка с интеллектуальной недостаточностью невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, которая осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности.

Нарушения познавательного развития умственно отсталых значительно затрудняет правильное самостоятельное обобщение подростком тех поведенческих действий, которые должны трансформироваться в общие идеи – убеждения, регулирующие поведение. Так как у них нарушен процесс умозаключения и обобщения, то неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого человека – является причиной нарушенного поведения у подростков, что влечет за собой правонарушение.

С каждым годом все больше происходит обострений во взаимоотношениях подростков со своими семьями. Негативное воздействие на подростков оказывает кризис и распад семейных отношений. Данная ситуация провоцирует отклоняющееся поведение подростков, результатом которого может стать совершение противоправных, уголовно наказуемых действий.

Все это обуславливает необходимость осуществлять разработку новых приемов и методик и их внедрение в коррекционно-профилактическое воспитание.

В школе выстроена система профилактических мероприятий и пропаганды здорового образа жизни.

Представленный нами материал  - разработка внеклассного занятия - является возможной формой моделирования эффективного социального поведения.

Цели внеклассного занятия:-выработка позитивных жизненных установок, предупреждение потребности  в самоутверждении  посредством демонстративного отклоняющегося поведения, развитие  эмпатии,  саморегуляции .

Задачи:

- формировать у учащихся представление о характере;

- способствовать осознанию детьми черт своего характера;

- побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и взаимодействию с окружающими людьми.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ресурсы:

Музыка «Голоса леса», притча «Плохой мальчик», «Сосна или яблоня».

Ход мероприятия

 Психологический настрой. Упражнение «Комплимент».

Участники говорят друг другу что-нибудь приятное. (По цепочке начиная с учителя).  

Обязательные условия «Комплимента»:

1.Обращение по имени.

2.Сказанное должно быть приятно.

3.Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.

-Как вы думаете, почему мы с вами наше общение начинаем с комплимента? (Чтобы у всех в начале занятия было хорошее настроение).

- Что вы чувствуете, когда у вас хорошее настроение?

- С каким цветом ассоциируется хорошее настроение?

- Если бы вам предложили потрогать хорошее настроение, какое бы оно было на ощупь? (Ответы детей)

- Ребята, я желаю, что бы сегодня у всех нас было хорошее и замечательное  настроение, которое мы пронесем  через всё наше занятие.

Посмотрите на картинку. Что вы увидели первым?

Итак, всмотритесь в картинку.

C:\Users\Светлана\OneDrive\Desktop\y7T-koCvLoI.jpg

Лицо  - вы чувствительны и добры, любите избегать любых конфликтов и обладаете феноменальной интуицией.

Птицы  - вы добросердечны и веселы у вас отличные навыки общения с людьми. Вы хороший друг и умеете слушать.

        - Сегодня мы попробуем разобраться в себе. Сейчас каждый из вас мысленно поставит перед собой вопрос (вопрос представлен на доске)  и попытается на него ответить.

    - Кто я? (дети отвечают: человек…)

    - Все мы? (дети отвечают: люди…)

    - Какой я? Охарактеризуй себя одним словом. (дети дают разные варианты ответов).

   - Ребята, вы ничего не заметили, отвечая на вопросы?  Вы все ответили – “ по-разному. О чём это говорит? (дети отвечают: что все мы разные).

        

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

Всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее их нет на свете.

Все вроде разные на вид,

Но почему - вопрос:

У каждого руки, и ноги, и рот,

Два уха, два глаза и нос?

- Мы все разные, но в тоже время у нас много общего. Очень легко отличить человеческие существа от животных или каких-либо других предметов. В самом деле, вы никогда не перепутаете ребёнка с котом или мячом. Похожи люди друг на друга формой своего тела. Мы похожи друг на друга, но не одинаковые.      

        - Чем же мы отличаемся? (ответы детей).

        - У нас есть как внешние отличия (рост, вес, цвет глаз, волос и т.д.), так и “внутренние”.

        - Что это за “внутренние” отличия?  Почему один человек добрый, а другой – не очень; один жадный, а другой щедрый? (ответы детей).

        

- Это происходит потому, что у каждого из нас свой характер.

                                   

Слово учителя:
-
 Человек, живя в обществе и занимаясь деятельностью, проявляет себя как личность, выражая свое отношение к окружающему миру, к самому себе.
Особенности личности каждого проявляются в его характере.
- Давайте подумаем, что такое 
характер"? 

Ответы детей

Характер - это свойства человека, которые проявляются в его отношении к людям, к себе, к вещам.
У каждого человека есть свой характер. Нет двух людей с абсолютно одинаковыми характерами. Бывают у разных людей одинаковые черты характера, но все равно каждый будет проявлять их по-разному.
- Хорошо ли мы знаем друг друга?

Игра «Словесный портрет»
   Дать словесный портрет одного ученика из своего класса и предложить отгадать, кто это. В характеристике отразить физические данные, внешность, положительные черты характера, увлечения, привычки, выразительность поведения. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

Света – добрая, аккуратная , бескорыстная, отзывчивая.
Катя – жизнерадостная, артистичная, добрая.
Ваня – терпеливый, усидчивый, настойчивый.
Олег – щедрый, трудолюбивый, весёлый.

 Все перечисленные качества можно назвать добродетелями, так как они помогают делать добро. В слове добродетель спрятаны два слова – добро и делать. Добродетелей очень много, вот некоторые из них:
Добродетели
Любовь
Уважение
Доброта
Жизнерадостность
Бескорыстие
Честность
Терпение
Вера
Трудолюбие
- Мы видим, что здесь нет ни одного отрицательного качества. От них человек может освободиться, если поставит перед собой цель – воспитывать волю.
Воля обозначает способность человека держать себя в руках, способность осуществлять свои желания и достигать свои цели.

- Сейчас, пока ещё у вас не сформирован, не окреп характер, идёт неравный бой: плохие и глупые поступки совершаются сами по себе. А хорошие – требуют усилий. Надо воспитывать в себе лучшие качества личности. И смотря, какие черты будут преобладать в вашем характере, о вас будут говорить ‘хороший человек’ или “плохой человек”.
Идеальных людей не бывает, но нужно стараться, чтобы плохие черты характера не мешали ни вам самим, ни другим людям.

Каков твой характер?

Индивидуальное задание:

Задание 1-Подумайте и отметьте каждый для себя:

-Какие из перечисленных сегодня на занятии свойств характера ты отмечаешь у себя? 

Задание 2

-Напиши, какие черты характера тебе мешают, а какие помогают.

Мои хорошие черты характера

Мои плохие черты характера

Трудолюбие, уважение, активность, тактичность, мужество, самостоятельность, аккуратность, доброта


Лень, высокомерие, трусость, грубость, неаккуратность, несамостоятельность

Какой столбик оказался больше?

- На самом деле, разделение людей на плохих и хороших бывает только в сказках. Все люди имеют в себе прямо противоположные качества. Они не просто живут рядом. Эти качества сражаются. Например, честность и ложь; жадность и щедрость; лень и трудолюбие; зависть и доброжелательность.

Согласны? (Пример – иногда очень лень прочитать книгу, а в другой раз так затягивает, что мы читаем всю ночь).

Но самое главное, что все черты характера каждый человек может воспитывать в себе сам.
Изменить свой характер - это значит, что человек смог освободиться от отрицательных качеств, не совершает плохих поступков, это очень тяжелый труд. Для этого человек должен поставить перед собой цель - воспитывать волю.

Притча. Плохой мальчик.

А какими качествами должен обладать человек? Подумаем об этом. Хочу в подарок подарить вам притчу.

Жил-был очень вспыльчивый и не сдержанный молодой человек. Когда он обижался, он не успокаивался до тех пор, пока не причинял боль или не обижал кого-нибудь другого. Однажды, в очередной раз, излив свою злобу капризами и отвратительным поведением, мальчик загрустил. Увидев это, отец протянул ему мешочек с гвоздями и посоветовал ему забивать гвозди в изгородь сада, когда почувствует гнев. На следующий день мальчик забил в изгородь тридцать семь гвоздей, но с каждым днем число забитых гвоздей уменьшалось. Через некоторое время он понял, что сдерживать свой гнев легче, чем идти в сад и забивать в забор гвозди. Так мальчик стал сдерживать свой гнев. Он радостно сообщил об этом отцу. Тогда отец посоветовал ему вынимать по одному гвоздю в тот день, когда он смог сдержать свой гнев. Прошли дни и месяцы, прежде чем мальчик пришел к отцу с новостью о том, что все гвозди вынуты. Тогда отец сказал ему: "Молодец, мой мальчик, вот теперь ты смог овладеть своим нравом", - и, взяв сына за руку, он подошел к изгороди. Посмотрев на следы от гвоздей, и указав на них, он обратился к сыну: "Но посмотри на эти следы! Эта изгородь никогда не станет прежней", - и добавил, - "Когда ты злишься и в гневе словами или действиями своими обижаешь людей, обиды, словно эти гвозди, вбиваются в их сердца и оставляют вот такие следы. Даже если ты будешь сожалеть о содеянном и попросишь прощения, следы могут остаться навсегда. Поэтому не утешай себя, что исправишь содеянное извинением, старайся не делать тех поступков, из-за которых придется просить прощения".

Вопросы к беседе:

Понравилась ли вам притча? Какие чувства она пробудила у вас?

Ребята как вы поняли эту притчу?

Почему отец посоветовал сыну вбивать гвозди в садовую ограду?

Что понял мальчик, когда стал сдерживать себя?

Почему отец предложил мальчику вытаскивать вбитые гвозди?

Какой совет дал отец сыну?

Да, каждый человек делает свой выбор. Каким будет его путь. Каким он будет человеком. Хорошим или плохим. Трудолюбивым или ленивым. Добрым или злым.

Почему данная притча так называется? Какая основная проблема в ней содержится?

Основная мысль - Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Что вы узнали нового?

Задумайтесь, сколько гвоздей вы уже вбили в сердца своих близких и родных, знакомых.

Раны, возможно, затянулись уже, но шрамы остаются, как сказано в притче.

Вспыльчивость ни к чему хорошему не приводит. Гнев - плохой помощник человеку. Притча учит  контролировать своё поведение, воспитывать самообладание, волю.

Выводы: Рана словесная так же причиняет боль и оставляет след, как и физическая.

Какие моральные проблемы, может быть, были подняты в притче?

Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: « Нравственные ценности для человека в целостности души, её чистоте и незапятнанности, вправе жить,

не опуская глаз».

От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей,

наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем

добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем

получать хорошее отношение.

Притча о недовольстве,  которая заставляет задуматься «Сосна или яблоня»

Однажды к Мудрецу пришёл один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него: не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умён. Да к тому же много чего не умеет делать. Долго мудрец слушал его стенания. А потом взял его за руку и вывел в сад:

— Посмотри, — сказал он. — Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?

— Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.

— Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.

        

Вопросы:

-Что вы можете сказать о каждом дереве?

Представьте себе, что деревья это две разных человека.

-Что вы можете сказать о каждом из них?

Ответы детей: В природе нет бесполезных растений, каждое дерево приносит свою пользу. Яблоня потчует своими плодами людей и животных. А сосна радует глаз своими зелеными ветвями круглый год. Хвоя сосны- дар природы человеку. Особенно полезен сосновый воздух.

Главная мысль притчи: Каждый индивидуален и у каждого есть свойственные ему черты характера. Все мы уникальные и неповторимые!

Талант есть у каждого. Узнайте свои таланты, раскройте, реализуйте себя и отдайте людям. И всегда помните, что ключ к успеху лежит в вашей индивидуальности!

Вывод: Человек - это сад, а воля - его садовник. Наш сад - это то, какие мы есть, со своим характером, привычками и особенностями.

Если его запустить, не ухаживать, не принимать усилия, ежедневно пропалывая грядки, поливая цветы, обрезая ветки, он зарастет сорняками, бурьяном, превратится в заросли и перестанет радовать глаз, сердце, перестанет вдохновлять. Однако все это зависит от нашей воли - садовника. При отсутствии силы воли появляются или усиливаются вредные привычки, отрицательные черты характера. Таким образом, воля - садовник является регулятором наших привычек, поведения, характера - сада.

Как садовник ухаживает за садом, так и человек, если хочет взрастить добродетели в своей душе, должен приложить усилия и волю, иначе душа зарастёт травой эгоизма.

Рефлексия

Творческое задание «Цветок моих достоинств»

 

Нарисовать  цветок  с  семью  лепестками.  На  каждом  лепестке  напишите

качество  характера,  которым  вы  обладаете.  Оторвите  лепесток  и  подарите тому, с кем вы хотите поделиться этим качеством.

 Я рада, что вы написали положительные качества и дарите их друг другу. А от отрицательных качеств характера мы будем избавляться вместе, общими усилиями.

Надеюсь, мы сможем исправить дурные черты и становиться только лучше. Я уверена, что каждый, работая над своим характером, сможет добиться больших перемен и сделать себя и мир лучше.

Список использованной литературы:

  1. Волченкова, Е. В. Профилактика девиантного поведения [Текст]: учебное пособие /

Е. В. Волченкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. – 122 с.

  1. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. перераб. и доп. М., Просвещение, 2007
  2. 3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников М., Просвещение, 2015
  3. Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения.

           http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/964/

  1. Собранье пестрых глав. Методический материал для работы с детьми. – Н.Е.Щуркова. – М.: «Новая школа». – 1994
  2. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. – Е.Щ.Галицких. – С.-П.: «ПАРИТЕТ». – 2003
  3. Справочник классного руководителя. Универсальное методическое руководство для классных руководителей 10-11 классов. – Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко, И.С.Артюхова. – М.: «ВАКО». – 2003
  4. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. – Под редакцией И.В.Дубровиной. – Н.-Н.: Нижегородский гуманитарный центр. – 1995

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акцентуация характера у подростков

Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживания. Именно в подростковом возрасте чаще всего появляется а...

Формирование характера в младшем школьном возрасте.

Актуальность работы состоит в том, что необходимым условием становления характера является формирование общественно ценных черт характера, то есть такая организация игровой, учебной, трудовой де...

Формы организации и характер деятельности хореографического коллектива

От того, как организована деятельность коллектива и в какой форме, зависит успех Не только в достижении творческих результатов, но и воспитании участников, В формировании гармонически развитой л...

Урок литературы на тему: "Обломов – это сущность, характер, судьба."

Целью данного занятия является:  определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным ...

Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.

1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...

Образовательный проект "Почерк и характер человека"

Хочешь узнать характер интересующего тебя человека – присмотрись к его почерку. Существует такая занимательная наука, как графология.  Как гласит словарь иностранных слов - это учение о поч...