Современные технологии работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературного чтения
статья
Главным приоритетом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника.
Для детей с ОВЗ школа является главным этапом социализации - процесса получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Почти у всех детей данной категории отмечаются затруднения в изучении и усвоении программного материала, это может быть связано с нарушением развития речи, с дефектами речи, особенностями развития психической мыслительной деятельности и т.д.
Однако, помимо задач по развитию обучающихся с ОВЗ и процесса их социализации, необходимо решать и такие задачи, как освоение обучающимися умений полноценного чтения. Полноценное чтение предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и другие межпредметные задачи.
Для достижения продуктивных результатов в усвоении учебного материала по литературному чтению в своей работе я использую современные технологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные технологии работы с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья на уроках литературного чтения»
Смирнова Екатерина Романовна, город Мончегорск,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5
имени О.И. Семёнова – Тян-Шанского»,
учитель начальных классов,
Главным приоритетом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника.
Для детей с ОВЗ школа является главным этапом социализации - процесса получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Почти у всех детей данной категории отмечаются затруднения в изучении и усвоении программного материала, это может быть связано с нарушением развития речи, с дефектами речи, особенностями развития психической мыслительной деятельности и т.д.
Однако, помимо задач по развитию обучающихся с ОВЗ и процесса их социализации, необходимо решать и такие задачи, как освоение обучающимися умений полноценного чтения. Полноценное чтение предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и другие межпредметные задачи.
Трудности освоения навыка чтения у обучающихся с ОВЗ:
• отсутствует целостное восприятие о произведении;
• их внимание сосредоточено на отдельных событиях;
• не обобщают прочитанное;
• они не могут установить связь между эпизодами;
• не всегда могут определить мотивы поведения персонажа;
• не пытаются определить авторскую позицию;
• отвечая на вопросы педагога, школьники не обращаются к тексту произведения;
• воображение развито слабо;
• быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность.
Для достижения продуктивных результатов в усвоении учебного материала по литературному чтению в своей работе я использую современные технологии.
1. Технология критического мышления. Технология относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой является базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. В своей работе я использую следующие приемы:
- Приём «Чтение с остановками». На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
- Приём «Толстые и тонкие вопросы». Этот приём используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Требует лишь знания текста. «Толстый» вопрос предполагает ответ развернутый. Требует размышления и анализа.
- Приём «Групповая дискуссия». Дискуссия - это вид спора, в рамках которого обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого решения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова (обмен первичной информацией, выявление противоречий), так и на стадии рефлексии (возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями).
- Приём «Кластер». Это способ графической систематизации материала. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. В итоге получается структура, которая графически отображает общие размышления, определяет информационное поле данной темы.
2. Информационно – коммуникативная технология. ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры.
- Приём «Словарики». При первичном чтении текста обучающиеся выделяют слова, значения которых им незнакомы. Затем ищут значения этих слов в словаре, компьютере.
- Презентации, видеоролики, аудиозаписи
- Викторины по сказкам
- Выполнение домашних заданий с помощью интернет-ресурсов, интернет-платформ
3. Игровая технология. Использую игровые элементы в обучении, что содействует повышению мотивации и вовлечённости детей:
- дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала;
- кроссворды, головоломки, ребусы;
- игры – путешествия;
- инсценирование диалогов, состоящих из двух реплик;
- игра «Правда или ложь».
4. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Я применяю:
- поэтапное разъяснение заданий (ученики выполняют их последовательно, при необходимости им повторяю инструкцию);
- использование алгоритмов и опорных схем;
- использование индивидуальной шкалы и системы оценок (ченики получают оценки в соответствии с успехами и затраченными усилиями).
5. Технология проблемного обучения. На уроках во время беседы я ставлю перед детьми проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи. Проблемную задачу ставлю разными способами:
• одновременное предъявление противоречивых фактов;
• «столкновение» разных мнений детей с помощью вопроса или задания;
• решение проблемной ситуации между житейскими представлениями обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявление научного факта посредством сообщения, эксперимента или наглядности.
Данные технологии и приёмы работы в рамках этих технологий, различные формы работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, способствуют эффективной организации деятельности на уроках литературного чтения и обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения.
игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при закреплении ...

Технологии работы с текстом художественного произведения на уроках литературного чтения.
Три этапа работы с текстом....
Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".
Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».
Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры. В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...

Статья Уровневые задания как средство формирования познавательных УУД у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
Средством формирования познавательных УУД у обучающихся на уроках литературного чтения являются уровневые задания, которые смогут обеспечить успешное освоение младшими школьниками контента предмета &l...

