МДК.02.06 Рабочая программа "Психологические основы профессиональной деятельности" (2013)
рабочая программа по теме

Штыкова Светлана Анатольевна

Для специальности 200105

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\ОБОИ\logo.png

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

МДК.02.06. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 200105 АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И КОМПЛЕКСЫ

(базовая подготовка)

2013

ОДОБРЕНА

на заседании предметной (цикловой)

комиссии «Авиационные приборы и комплексы»

протокол №_______

от _____________________ 2013г.

Председатель ___________ /Кулеш С.А./

                                            (подпись)                     (Ф.И.О.)

СОСТАВЛЕНА

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка)

Зам. директора по УР ____________ /Михайлова Т.Н/

                                                                 (подпись)                       (Ф.И.О.)

УТВЕРЖДЕНА

Методическим Советом колледжа

Председатель ________________ /Шамина М.А./

(подпись)                             (Ф.И.О.)

Протокол № ___ от ________________ 2013г.

Составитель:

Кулеш Светлана Анатольевна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий», высшая квалификационная категория.

Рецензент:

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

4

  1. Структура и содержание профессионального модуля

7

  1. Условия реализации рабочей программы профессионального модуля

13

  1. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02 Организация и управление работой структурного подразделения

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД): настройка и испытание авиационных приборов, пилотажно-навигационных систем и комплексов; организация производства в промышленных организациях различных организационно-правовых форм, в научно-исследовательских и конструкторских организациях и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Организация и управление работой структурного подразделения

ПК 2.1. Составлять календарные планы и организовывать работу первичного трудового коллектива (бригады, участка).

ПК 2.2 Обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества.

ПК 2.3. Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке.

ПК 2.4. Проводить и разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции и услуг.

ПК 2.5. Эффективно использовать вычислительную технику в сфере управления.

 

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке экологов при наличии среднего (полного) общего образования и соответствующих профессиональных компетенций. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • планирования мероприятий и организации деятельности функционального подразделения по настройке и испытанию авиационных приборов, пилотажно-навигационных систем и комплексов;
  • проведения мероприятий по обеспечению внедрения и эффективного использования систем качества.

уметь:

  • разрабатывать и осуществлять технологические процессы изготовления, сборки и испытаний авиационных приборов;
  • организовывать работу структурного подразделения;
  • разрабатывать конструкции типовых деталей и узлов авиационных приборов;
  • организовывать и проводить испытания и тестирование авиационных приборов и комплексов;
  •  организовывать деятельность функционального подразделения по  настройке и испытанию авиационных приборов, пилотажно-навигационных систем и комплексов;
  •  обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества.
  •  проводить мероприятия по   снижению себестоимости продукции и услуг.

знать:

  • цели и задачи  промышленных организаций различных правовых форм, научно-исследовательских и конструкторских организаций;
  •  типы высокотехнологичного производственного оборудования и приборы контроля, автоматизированные системы управления производством, технологическими процессами, требования к ним и области применения;

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы раздела профессионального модуля:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося –  72 часа, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, из них практических занятий 20 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – 24 часа;

 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности организация производства в промышленных организациях различных организационно-правовых форм, в научно-исследовательских и конструкторских организациях, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.2

Обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества.

ПК 2.3

Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке

ПК 2.4  

Проводить и разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости  

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план раздела профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности), часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

5 семестр

6 семестр

ПК 1-2

МДК.02.06. Психологические основы профессиональной деятельности

72

48

20

-

24

-

--

-

-

Производственная практика (по профилю специальности)

-------------------

ВСЕГО:

72

48

20

-

24

-

--

-

-


3.2. Содержание обучения по разделу профессионального модуля

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

ПМ 02. Организация и управление работой структурного подразделения

МДК 02.06. Психологические основы профессиональной деятельности

Тема 1.1.   Основы психологических процессов

Содержание

26

1.

Проблемы психологии инженерного труда. История развития инновационных процессов. Связь инженерной психологии, автоматики и системотехники. Научные труды и достижения отечественных и зарубежных ученых в области инженерной психологии.

2

1

2.

Понятие о восприятии информации человеком. Способность человеческого организма к восприятию и преобразованию информации. Восприятие  зрительной информации, распознавание образов. Особенности и свойства слухового восприятия информации человеком, организация слуховой информации. Адаптивное поведение и ориентировка человека в различных ситуациях. Проблема «фигуры и фона».

2

1

3

Память как непосредственный отпечаток сенсорной информации. Основные особенности и механизмы памяти человека. Кратковременная память, долговременная  память. Накопление информации. Основные психологические и физиологические теории памяти. Ассоциации и запоминания. Биохимические теории памяти. Виды памяти: эмоциональная, образная, словесно-логическая, двигательная

4

1

Практические занятия

10

2

Тест «Непроизвольная память»

Тест «Объем кратковременной памяти»

Тест «Различие между узнаванием и воспроизведением»

Тест «Оперативная память»

Тест «Долговременная память»

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

 Самостоятельная работа.

2

Подготовка  конспекта на тему: "Зрительные, слуховые и другие ассоциации"

8

Тема 1.2. Эргономика и психология. Построение систем управления

Содержание

12

1.

Распределение функций между человеком и машиной. Разрыв между исследовательской и прикладной работой и способы его преодоления.

Детерминированные и  недетерминированные системы.   Игровая ситуация, основные понятия и определения. Понятие информационной модели. Моделирование работы проектируемой системы управления. Требования к информационной модели как к элементу системы управления. Эффективность работы оператора в зависимости от качества модели.

2

1

2.

Основные элементы и понятия теории решений. Поведение человека в процессе принятия решений. Основные задачи в теории принятия решений. Оптимальность решения. Оценка полезности решения. Степень психической и физической нагрузки на человека  в процессе принятия решения. Принятие решений в рискованной ситуации.

2

1

3

 Ограниченность органов чувств человека. Обеспечение работающего необходимой информацией. Понятие об элементах систем управления. Естественный и искусственный дисплеи. Конструирование дисплеев. Проблемы кодирования информации на дисплее. Качественный и количественный дисплеи. Двойственность и переделка некоторых органов управления системой. Целесообразность улучшения органов управления с точки зрения: стоимости, удобства восприятия информации, количества допускаемых ошибок, полезной работоспособности.

2

1

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

4

Взаимосвязь эргономики и психологии. Основные понятия и определения эргономики. Обеспечение человеческого организма энергией. Реакции организма на стрессы.  Зависимость работоспособности человека от веса, возраста, пола, квалификации и мотивации. Методы измерения физической работы.

Влияние продолжительности рабочего дня, сменной работы на производительность труда человека. Зависимость физической работоспособности человека от возраста и пола.

 Проблема безопасности производственных процессов: ошибка работника и несчастные случаи. Эффективность работы исполнителя. Принцип конструирования работы. Комфорт и дискомфорт.

2

 

Практические занятия.

4

 

2

Изучение видов дисплеев и выбор типа дисплея для решения конкретной задачи

Тема 1.3. Наука и искусство проектирования

Содержание

24

1.

Особенности творчества и творческой личности. Отыскание полезных вариантов решения задачи. Творческое воображение и внутренняя дисциплина.

Метод генерирования идей. «Мозговой штурм» и его особенности.  Этапы творческого процесса. Создание творческой обстановки для сотрудников и преодоление препятствий личного и организационного порядка.

2

1

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

2

Понятие инновационного процесса. Принципы проектирования: эволюционное изменение и создание нового. Зависимость эффективности проектирования от грамотности, мастерства, заинтересованности, внутренней дисциплины.

2

1

Самостоятельная работа.

6

2

Подготовка к деловой игре "Мозговой штурм" - генерирование идей" (конспект с различными вариантами предложений и проблем для создания игровой ситуации)

 

Тема 1.4. Практика психологии управления

Содержание

1.

Искусство управления коллективом. Особенности руководителя нового типа. Познание руководителем самого себя: умение найти свое призвание, труд по душе, выявление способностей.

Тесты на устойчивость внимания, организаторские способности, продуктивность внимания, на определение "коэффициента интеллектуальности".

2

1

2

Самосовершенствование  руководителя. Стремление человека к цели.

Самообучение  руководителя. Способы получения максимума информации. Умение четко и стройно излагать мысли, отстаивать свое мнение, убеждать аудиторию в правоте своих взглядов, овладение основами ораторского искусства.

2

3

Качества личности организатора и требования к ней: практичность ума, общительность, активность, инициативность, самообладание, работоспособность, наблюдательность, организованность.

Специфические организаторские свойства личности: "организаторское чутье", эмоционально-волевая действенность, склонность к организаторской деятельности

2

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

4

Особенности личности человека-манипулятора. Четыре манипулятивных типа: активный, пассивный, соревнующийся, безразличный. Философия человека-манипулятора.

Манипулятор и актуализатор, их сходства и различия. Самоактуализирующаяся личность, ее достоинства и недостатки. Способы располагать к себе людей. Четыре правила похвалы подчиненных. Правильная и неправильная похвала. Формы критики подчиненного: созидательная, конструктивная, недоброжелательная

2

Практические занятия.

6

2

Тест «Определение социотипа личности»

Тест на исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации

Тест на определение уровня коммуникативного контроля в общении.

Тесты «Стили руководства» и «Жесткий ли вы руководитель?»

Тест «Управленческая ситуация и направленность руководителя»

Самостоятельная работа.

10

2

Подготовка реферата на тему «Игра как возможность самовыражения»

 ИТОГО:

72


4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов, лабораторий авиационных приборов и комплексов.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: столы, стулья, доска, интерактивная доска

Технические средства обучения: компьютер, телевидеоаппаратура, интерактивная доска

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: по количеству обучающихся лабораторные столы и стулья

На лабораторию:

  • авиагоризонт;
  • датчики угловых скоростей;
  • гировертикали;
  • указатели режимов полета.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

  1. Грачев Н.Н. "Психология инженерного труда", М.: Высшая школа, 2009

  1. Душков Б.А. и др.  "Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности", М.: Высшая школа, 2009

  1. Зигерт Р. и др. "Руководитель без конфликтов", М.: М.: Высшая школа,1990.

  1. Столяренко Л.Д. «Основы психологии. Практикум», Ростов-на Дону, 2012

  1. Ниренберг Д.И. "Искусство творческого мышления", Минск, 2002.

  1. Панов Д.К.  др. "Инженерная психология", М.: 1964.

  1. Синглтон В.Т. "Введение в эргономику", М.: 1974.

  1. Фрилинг Г. и др. "Человек - цвет - пространство", М.: 1973.

  1. Шадриков В.Д. "Деятельность и способности", М.: 1994.

Дополнительная литература

  1. Ильенкова С.Д. и др. "Инновационный менеджмент", М.: Высшая школа, 2007.

  1. Карнеги Д. "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", М.: 1989.

  1. Лебедев В.И. "Психология и управление", М.: 1990.

  1. Сомов Ю.С. "Композиция в технике", М.: 1977.

  1. Тутушкина М.К. и др. "Практическая психология для менеджеров", М.: 1996.

  1. Швальбе Б. и др. "Личность, карьера, успех", М.: 1993.

 

4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения)

Коды формируемых профессиональных компетенций

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Планировать и организовывать деятельность первичного трудового коллектива. Проводить мероприятия по внедрению и эффективному использованию систем качества.

ПК 2.1 – ПК 2.5

Изложение принципов планирования мероприятий и организации деятельности функционального подразделения по проектированию и конструированию авиационных приборов и комплексов;  обоснование проведения мероприятий по  внедрению и эффективному использованию систем качества;

 проводить и разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции.

Выполнение практических и самостоятельных работ, выполнение и защита рефератов,

 Решение ситуационных задач

Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

наблюдение и оценка выполнения практических действий;

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения)

Коды формируемых общих компетенций

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 1

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области авиационного приборостроения;

оценка эффективности и качества выполнения;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 2

Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов изготовления деталей приборов и комплексов

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 3

Эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников, включая электронные

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 4

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 5

Самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 6

анализ инноваций в области авиационного приборостроения


[1]* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО "Парикмахер"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 "Основы реабилитологии" Специальность: 31.02.02 Акушерское дело

ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 11 «Основы реабилитологии» Специальность:  31.02.02 Акушерское  делоПрограмма учебной дисциплины «Основы реабилитологии» разработана на основе ФГОС СПО по...

Организационные основы профессиональной деятельности. Основы управления здравоохранением Рабочая тетрадь для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 4 курса специальности 31.02.01 Лечебное дело

В системе подготовки высококвалифицированных медицинских работников со средним профессиональным образованием приоритетным направлением является самостоятельное освоение обучающимися учебного материала...

Достижения, образовательная деятельность 2013 - 2014

Благодарности, грамоты, дипломы, сертификаты, образовательная деятельность 2013 - 2014...

Достижения, социально-значимая деятельность 2013 - 2014

Благодарности, дипломы, сертификаты, социально-значимая деятельность 2013 - 2014...

Рабочая программа "Основы профессиональной деятельности"

Программа составлена для специольности  43.02.15 Поварское и кондитерское дело....