РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВаТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Химия "Оптики".
рабочая программа

Андреева Светлана Федоровна
Программа дисциплины «Химия» (базовый уровень) для  профессии 12.01.09. Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический лицей»

                                                        Рассмотрено и принято

                                                        на заседании Педагогического Совета

                                                        Санкт-Петербургского государственного

                                                        бюджетного профессионального

                                                        образовательного учреждения

                                                        «Оптико-механический лицей»

                                                        Протокол __ от «__»_____2023 г.

                                                        .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

Санкт-Петербург

2023 

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины разработана на основе Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы среднего общего образования, примерной программы дисциплины «Химия» (базовый уровень) для  профессии 12.01.09. Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем.

Организация-разработчик: СПГБПОУ «ОМЛ»

Разработчик:

С.Ф. Андреева, преподаватель химии

Рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению

Математика, ЕН и ОГСЭ дисциплины

Протокол от “_____” ___________2023г.   ____

Председатель методической комиссии

 ___________________ /_____________________

                    (подпись)                                                              

Рекомендована педагогическим советом   от ________________, протокол  ____

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины  «Химия»……        4

2.Структура и содержание общеобразовательной дисциплины        10

3.Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины        20

4.Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины «Химия»………………………        23

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:         

Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 12.01.09. Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем (технологический профиль).

1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цель и задачи общеобразовательной дисциплины

Содержание рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия» направлено на достижение следующей цели: формирование у обучающихся химической составляющей естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.

Задачи:

1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

2) развить умения проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций, планировать и интерпретировать результаты химических экспериментов,

3) сформировать навыки проведения химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием;

4) развить умения анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать информацию химического характера из различных источников;

5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов;

6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины:

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

         ПК 4.4. Обеспечивать безопасность труда и соблюдение технологической дисциплины.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).

ЛР 01. Осознание обучающимися российской гражданской идентичности.

ЛР 02. Готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению.

ЛР 03. Наличие мотивации к обучению и личностному развитию.

ЛР 04. Целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие 

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

-готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; 

-готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; 

-интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

-самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

-устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

-определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

-выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

-вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; 

-развивать креативное мышление при решении жизненных проблем 

б) базовые исследовательские действия:

-владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; 

-выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; 

-анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 

-уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

-уметь интегрировать знания из разных предметных областей; 

-выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; 

-способность их использования в познавательной и социальной практике

- владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека;

- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;

- уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;

- уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции;

- сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; 

-совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

-осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

-владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

-создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

-оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; 

-использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;  

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

- уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);

- владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);

- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

-готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

-принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

-осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека;

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

-сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

-планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; 

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 

-умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; 

-расширение опыта деятельности экологической направленности; 

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

- уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации

ПК 4.4. Обеспечивать безопасность труда и соблюдение технологической дисциплины

б) совместная деятельность:

-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

-принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

-оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

-предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

-осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретенный опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению.

- уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);

- соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

175

в т.ч. контрольных работ и зачет

7

Основное содержание

149

теоретическое обучение

61

практические занятия

56

лабораторные занятия

32

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

17

в т. ч.:

теоретическое обучение

15

практические занятия и лабораторные занятия

2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

4

Основное содержание

175

1 курс I семестр

51

Раздел 1. Основы строения вещества

16

Тема 1.1.

Строение атомов химических элементов и природа химической связи

Основное содержание

12

ОК 01

ЛР1-ЛР4

Теоретическое обучение

7

1,2. Строение атома. Классификация химических элементов. Возбужденное состояние атомов.

3, 4. Изомеры и радиоактивность. Энергетические уровни атомов (s-, p-, d-) элементов.

5. Валентность и степень окисления.

6. Типы химических связей. Электроотрицательность и способы ее образования.

7. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

8. Контрольная работа «Входной контроль».

7

1

Практические занятия

4

9, 10. П. з. 1 “Составление формул веществ с различными типами связей.”

11.12. П. з. 2 “ Решение задач на определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.”

Тема 1.2.

Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

ЛР 01-04

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

13, 14. Периодическая таблица Д. И. Менделеева и периодический закон. Физический смысл закона.

15,16. П. з.3 “Составление характеристик химических элементов.” (практико-ориентированное).

Раздел 2. Химические реакции

43

Тема 2.1. Типы химических реакций

Основное содержание

29

ОК 01

ЛР 01-04

Теоретическое обучение

11

17. Вода.

18,19. Классификация и типы химических реакций.

20,21. ОВР в природе; окислительно - восстановительные свойства металлов и неметаллов.

22,23. pH раствора. Гидролиз солей. Гидролиз в биологии.

24,25. Основные понятия в химии. Количественные величины в химии.

26,27. Законы химии.

11

Практические занятия

14

28,29. П. з. 4 «Составление уравнений реакций и формул веществ. Расчёт молекулярной массы».

30,31. П. з. 5 “Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях.”

32,33. П. з. 6 “Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.”

34,35. П. з. 7 “Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций.”

36,37. П. з. 8 “Расчёты (m, V, n) продуктов реакций, если одно из веществ имеет примеси.”

38,39. П. з. 9 “Решение задач с количественными величинами.”

40,41. П. з. 10 “Расчёты продуктов (m, V, n) продуктов реакций, если одно из веществ дано в избытке.”

Лабораторные занятия

4

 42,43. Л. р. 1 “Определение ионного произведения воды, pH растворов, исследование гидролиза солей.”

44,45. Л. р. 2 “Осуществление окислительно - восстановительных реакций.”

46. Контрольная работа 1. “Основные законы и понятия химии. Строение вещества.”

1

Тема 2.2. Электролитическая диссоциация и ионный обмен

Основное содержание

13

ОК 01

ОК 04

ЛР 01-04

Теоретическое обучение

5

47,48. Кислоты и основания. Соли и оксиды. Реакции в растворах электролитов.

49,50. Ионы. Электролиты и неэлектролиты.

51.        Кислотно - основные реакции. Задания на составление ионных реакций.

5

1 курс II семестр

48

 Практические занятия

4

52,53. П. з. 11 “Составление уравнений электролитической диссоциации.”

54,55. П. з. 12 “Типы химических реакций”.

Лабораторные занятия

4

56,57. Л. р. 3 “Устранение временной жёсткости воды.”

58,59. Л. р. 4 “Исследование свойств комплексных соединений.”

Раздел 3.

Строение и свойства неорганических веществ

37

Тема 3.1. Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ

Основное содержание

10

ОК 01

ОК 02

ПК 4.4

Теоретическое обучение

6

60. Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ.

61,62. Основные классы сложных веществ. Взаимосвязь неорганических веществ.

63,64. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решёток.

65. Физические свойства и кристаллические решётки. Многообразие веществ.

6

Практические занятия

4

66,67. П. з.13 Расчёт массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле (смеси).

68,69. П. з.  14 Классификация, номенклатура неорганических веществ.

4

Тема 3.2. Физико-химические свойства неорганических веществ

Основное содержание

21

ОК 01

ОК 02

ПК 4.4

Теоретическое обучение

9

70. Общие физические и химические свойства металлов.

71. Способы получения. Оптические свойства металлов. Металлооптика.

72. Коррозия металлов. Электролиз расплавов и растворов.

73. Германий - типичный полуметалл. Применение в оптике и электронике.

4

74. Общие физические и химические свойства неметаллов.

75. Типичные свойства неметаллов IV - VII групп. Монокристаллический кремний.

76. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговорот биогенных элементов.

3

77. Химические свойства основных классов неорганических веществ.

78. Закономерности в изменении простых и сложных веществ. Рубины в лазерах.

2

Практические занятия

12

79,80. П. з. 15 “Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта от теоретически возможного.

81,82. П. з. 16 “Расчёты массы или объёма по известному (n, V, m) одного из участвующих в реакции веществ.

83,84. П. з. 17 “Составление уравнений химических реакций неметаллов и их соединений.

85,86. П. з. 18 “Составление уравнений химических реакций металлов и их соединений.

87,88. П. з. 19 “Оксид углерода II” (практико - ориентированное с использованием компетентностно-ориентированным заданием).

89,90. П. з. 20 “Составление уравнений химических реакций неметаллов, металлов, амфотерных элементов и их соединений.”

91.Контрольная работа 2 ”Химические свойства неорганических соединений.”

12

1

Тема 3.3. Идентификация неорганических веществ

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ЛР 01-04

Лабораторные занятия

4

92.93. Л. р. 5 “Решение экспериментальных задач по неорганической химии.”

94,95. Л. р. 6 “Изучение действия растворов кислот и щелочей на растительные индикаторы.”

4

96,97. Дифференцированный зачет.

2

2 курс III семестр

34

Раздел 4.

Строение и свойства органических веществ

43

Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ

Основное содержание

8

ОК 01

ПК 4.4

ЛР 01-04

Теоретическое обучение

4

98. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Предмет органической химии.

99. Химическое строение и валентность. Теория А. М. Бутлерова.

100. Изомерия, гомологический ряд. Классификация и систематическая номенклатура.

101. Понятие об азотсодержащих соединениях, БАВ и полимерах.

4

Практические занятия

4

102, П. з. 21” Составление формул изомеров органических веществ.”

103.

104, П. з. 22” Нахождение молекулярной формулы органических веществ (алканы).»

105.

4

Тема 4.2. Свойства органических соединений 

Основное содержание

21

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК 4.4

ЛР 01-04

Теоретическое обучение

7

106. Получение алканов, химические свойства, применение.

107. Получение алкенов, химические свойства, полимеризация и применение этилена.

108. Получение алкадиенов и алкинов, химические свойства, применение.

109. Получение аренов, химические свойства.

4

110. Кислородсодержащие соединения, их практическое применение. Мыла, СМС.

1

111. Азотсодержащие соединения (амины, аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения. Решение задач по реакции.

112. Основные оптические полимеры: сополимеры метакрилатов.

Генетическая связь между классами органических соединений.

2

Практические занятия

8

113, П. з. 23 “Составление структурных формул алкенов, определение их названий.”

114.

115, П. з. 24 “Составление структурных формул аренов, определение их названий.”

116.

117, П. з. 25 “Выполнение заданий на химические свойства и генетическую связь.”

118.

119, 120 П. з. 26 “Переработка нефти. Топливо.” (практико - ориентированное с использованием  компетентностно - ориентированным заданием).

8

Лабораторные задания

6

121, Л. р. 7 “Выполнение качественного элементарного анализа органических соединений.”

122.

123, Л. р. 8 “Исследование свойств спиртов.”

124.

125, Л. р. 9 “Исследование белков.”

126.

127. Контрольная работа 3 “Углеводороды”.

6

1

Тема 4.3.

Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека

Основное содержание

12

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК 4.4

ЛР 01-04

Теоретическое обучение

4

128. Биологическая роль углеводов. Ацетатное волокно - искусственное волокно.

129. Превращение и биологические функции жиров и белков.

2

130. Использование гидролиза белка в промышленности.

131. Охрана окружающей среды. Альтернативные источники энергии. ПДК.

2

2 курс IV семестр

42

Практические занятия

2

132, П. з. 27 “Составление полипептидных цепей из аминокислот.”

133.

2

Лабораторные работы

6

134, Л. р. 10 “Исследование свойств глюкозы”

135.

136, Л. р. 11 “Изучение действия слюны на крахмал”

137.

138, Л. р. 12 “Решение экспериментальных задач на распознание органических веществ.”

139.

6

140. Контрольная работа 4. “Кислород- и азотсодержащие органические соединения.”

1

Раздел 5.

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций 

6

Скорость химических реакций.

Химическое равновесие

Оновное содержание

6

ОК 01

ОК 02

ПК 4.4

ЛР 01-04

Теоретическое обучение

2

141. Скорость и обратимость химических реакций. Принцип Ле Шателье.

142. Гомогенные и гетерогенные реакции. Катализ. Тепловые эффекты.

2 

Лабораторные занятия

4

ОК 01

ОК 02

ПК 4.4

ЛР 01-04

143, Л. р. 13 “Получение, собирание и распознавание газов.”

144.

145, Л. р. 14 “Исследование кислотных свойств уксусной кислоты; принцип Ле Шателье.

146.

4

Раздел 6.

Растворы

10

Тема 6.1. 

Понятие о растворах

Основное содержание

6

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ПК 4.4

ЛР 01-04

Теоретическое обучение

4

147. Растворимость веществ. Дисперсные системы. Золи. Гели. Растворы.

148, Решение задач на определение количественных характеристик раствора.

149. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасности с химическими веществами.

150. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны. ПДК.

4

Практические занятия

2

151,152. П. з.  28 “Качественное определение неорганических и органических веществ.” (практико - ориентированное с применением компетентностно - ориентированного задания).

2

Тема 6.2. Исследование свойств растворов

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК 4.4

ЛР 01-04

Лабораторные занятия

4

153, Л. р. 15 “Приготовление раствора заданной концентрации.”

154.

155, Л. р. 16 “Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.”

156.

4

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

Раздел 7.

Химия в быту и производственной деятельности человека

17

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 4.4

ЛР 01-04

Химия в быту и производственной деятельности человека

Основное содержание

17

Теоретическое обучение

15

157. Научные методы познания. Поиск информации.

158. Моделирование процессов и явлений. Анализ и синтез.

159. Пищевые добавки. Основы пищевой химии. Средства защиты растений.

160. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности.

161. Новейшие достижения химической науки и химической технологии.

162, 163 Создание новых материалов.

164. Спирт для очистки высокополимерной оптики.

165. Безопасное применение синтетических полимеров.

166. Органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия.

167. Роль химии в развитии медицины.

168,169. Изучение коллекций пластмасс, каучуков и волокон.

13

Лабораторные занятия  

2

170, 171. Л. р. 17 «Исследование свойств полиэтилена и полистирола.»

2

172, 173. Урок – кейс «Природный и попутный нефтяные газы. Состав нефти и её переработка.»

2

174, 175. Дифференцированный зачет.

2

Всего

175

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета учебной химической лаборатории.

Эффективность преподавания курса химии зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы шаростержневых моделей молекул, модели кристаллических решеток, коллекции простых и сложных веществ и/или коллекции полимеров; коллекция горных пород и минералов, таблица Менделеева, учебные фильмы, цифровые образовательные ресурсы.

Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, мультимедийная доска, указка-презентер для презентаций.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки, пипетки-капельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные стекла, планшеты для капельных реакций, фильтровальная бумага, промывалки, стеклянные пробирки, резиновые пробки, фонарики, набор реактивов, стеклянные палочки, штативы для пробирок; мерные цилиндры, воронки стеклянные, воронки делительные цилиндрические (50-100 мл), ступки с пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки, лабораторные штативы, спиртовые горелки, спички, прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы (50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10–20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянные палочки; конические колбы для титрования (50 и 100 мл); индикаторные полоски для определения рН и стандартная индикаторная шкала; универсальный индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100–150 мл, лабораторные и/или аналитические весы, рН-метры, сушильный шкаф, и др. лабораторное оборудование.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Для реализации программы библиотечный фонд Лицея имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.

3.2.2. Дополнительные источники:

1 Ерохин Ю.М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей, 2021.

2. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения, 2021.

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник. - М.: Изд. центр «Академия», 2016.

4. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник. - М.: Изд. центр «Академия», 2016.

5. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2016.

6. Габриелян О.С. Химия: Практикум: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2017.

7. Габриелян О.С. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2017.

8. Габриелян О.С. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2016.

9. Габриелян О.С. Химия: Практикум: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2015.

Дисциплина может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Основной платформой для взаимодействия участников образовательного процесса является система Moodle (http://oml.spb.ru). На платформе организуются:

  • изучение нового материала, в т.ч. с использованием интерактивных форм работы, реализуемых с помощью инструментов:

- «опрос»,
- «анкета»,
- «лекция» (с элементами программированного обучения),
- «семинар» (взаимопроверяемая самостоятельная работа обучающихся),
- «тест» (в обучающем режиме);

  • консультирование обучающихся при помощи инструментов «форум» и «чат»
  • организация текущего контроля и промежуточной аттестации при помощи инструментов «задание» и «тест».

Для обобщения и систематизации изучаемого материала предполагается использование программного обеспечения организации аудио- или видеоконференций (Teams).

Также используются электронные образовательные ресурсы:

  • Федеральный портал «Российское образование» – http://www.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru
  • Российский общеобразовательный портал – http://www.school.edu.ru
  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным  ресурсам» – http://window.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –  http://www.fcior.edu.ru
  • Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» – http://www.ict.edu.ru
  • Естественно-научный образовательный портал – http://www.en.edu.ru
  • Информационный сайт Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга – http://k-obr.spb.ru
  • Портал «Петербургское образование» –  https://petersburgedu.ru/
  • Фундаментальная электронная библиотека – http://www.feb-web.ru
  • Интернет проект openNet.ru – http://www.opennet.ru

В процессе преподавания дисциплины возможно использование следующих цифровых инструментов:

Цифровые технологии

Педагогические задачи, решаемые на основе цифровой технологии

Power Point

Подготовка к практическим занятиям по ОД. Для проведения занятий используются презентации

Видеофильм

Применяется как иллюстративный материал при изучении тем - на платформе Rutube

Электронная почта

Сетевой ресурс, используемый для коммуникации с обучающимися. Кроме того, применяется для осуществления контроля учебного процесса (переписка: ответы на текущие вопросы, проверка домашних заданий обучающихся)

Teams

Необходимое консультирование по желанию обучающегося в преддверии сдачи экзамена по дисциплине

«Иностранный язык»

Поисковый Яндекс

Помогает организовать самостоятельную работу обучающихся при подготовке к занятиям, обеспечивая им доступ к информационным веб-ресурсам по изучаемым темам. Также рекомендуется в качестве учебной платформы «перевернутого» обучения (дополнительный источник информации для осмысления изложенных на лекциях аспектов литературного развития обучающихся)

Файлообменник (Яндекс-диск)

Используется для обмена файлами разных форматов (текстами, презентациями) между преподавателем и обучающимися (как резервный канал связи при возникновении проблем на платформе Moodle)

Социальная сеть

Используется «Вконтакте» для коммуникации с обучающимися

Технологии электронной

идентификации личности

Используется в процессе проведения контрольных мероприятий в онлайн-режиме

Интернет вещей

Используются электронная доска для презентаций; мобильные телефоны обеспечивают интернет-доступ в систему СДО Moodle, Teams, Telegram и других сервисов

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

I

Основное содержание

1

Раздел 1. Основы строения вещества

Формулировать базовые понятия и законы химии

1.1

ОК 01

ЛР 01-04

Строение атомов химических элементов и природа химической связи

Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности

1. П. з.1 «Составление формул веществ с различными типами связей.»

2. П. з.2 «Решение задач на определение w химического элемента в сложном веществе.»

1.2

ОК 01

ОК 02

ЛР 01-04

Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева

Характеризовать химические элементы в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

1. П. з.3 «Составление характеристик химических элементов.» (практико-ориентированное)

2

Раздел 2. Химические реакции

Характеризовать типы химических реакций

Контрольная работа 1

«Основные законы и понятия химии»

2.1

ОК 01

ОК 04

ЛР 01-04

Типы химических реакций

Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительно-восстановительные реакции

1. П. з.4 «Составление уравнений реакций и формул веществ. Расчёт молекулярной массы.»

2. П. з.5 «Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях.»

3. П. з.6 «Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.»

4. П. з.7 «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.»

5. П. з.8 «Расчёты (m, V, n) продуктов реакций, если одно из веществ имеет примеси.»

6. П. з.9 «Решение задач с количественными величинами.»

7. П. з.10 «Расчёты продуктов (m, V, n) реакций, если одно из веществ дано в избытке.»

8. Л. р.1 «Определение ионного произведения воды, pH растворов, исследование гидролиза солей.»

9. Л. р.2 «Осуществление окислительно-восстановительных реакций»

2.2

Электролитическая диссоциация и ионный обмен

Составлять уравнения химических реакции ионного обмена с участием неорганических веществ

1. П. з.11 «Составление уравнений электролитической диссоциации.»

2. П. з.12 «Типы химических реакций.»

3. Л. р.3 «Устранение временной жёсткости воды.»

4. Л. р.4 «Исследование свойств комплексных соединений.»

3

Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ

Исследовать строение и свойства неорганических веществ

Контрольная работа 2

«Химические свойства неорганических веществ»

3.1

ОК 01

ПК 4.4

ЛР 01-04

Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ

Классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением

1. П. з.13 «Расчёт массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле, смеси.

2. П. з.14 «Классификация, номенклатура неорганических веществ.»

3.2

ОК 01

ОК 02

ПК 4.4

ЛР 01-04

Физико-химические свойства неорганических веществ

Устанавливать зависимость физико-химических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки

1. П. з.15 «Расчёты массовой доли или объёмной доли выхода продукта от теоретически возможного.»

2. П. з.16. «Расчёты массы и объёма по известному (n, V, m) одного из участвующих в реакции веществ.»

3. П. з.17 «Составление уравнений химических реакций неметаллов и их соединений.»

4. П. з.18 «Составление уравнений химических реакций металлов и их соединений.»

5. П. з.19 «Оксид углерода II» (практико-ориентированное с использованием компетентностно-ориентированным заданием.)

6. П. з.20 «Составление уравнений химических реакций неметаллов, металлов, амфотерных элементов и их соединений.»

3.3

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ЛР 01-04

Идентификация неорганических веществ

Исследовать качественные реакции неорганических веществ

1. Л. р.5 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии.»

2. Л. р.6 «Изучение действия растворов кислот и щелочей на растительные индикаторы.»

4

Раздел 4. Строение и свойства органических веществ

Исследовать строение и свойства органических веществ

Контрольная работа 3

«Углеводороды»

Контрольная работа 4 «Кислород- и азотсодержащие органические соединения»

4.1

ОК 01

ПК 4.4

ЛР 01-04

Классификация, строение и номенклатура органических веществ

Классифицировать органические вещества в соответствии с их строением

1. П. з.21 «Составление формул изомеров органических веществ.»

2. П. з.22 «Нахождение молекулярной формулы органических веществ (алканы).»

4.2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК 4.4

ЛР 01-04

Свойства органических соединений 

Устанавливать зависимость физико-химических свойств органических веществ от строения молекул

1. П. з.23 «Составление структурных формул алкенов, определение их названий.»

2. П. з.24 «Составление структурных формул аренов, определение их названий.»

3. П. з.25 «Выполнение заданий на химические свойства и генетическую связь.»

4. П. з.26 «Переработка нефти. Топливо.» (практико-ориентированное с использованием компетентностно-ориентированным заданием)

5. Л. р.7 «Выполнение качественного элементарного анализа органических соединений.»

6. Л. р.8 «Исследование свойств спиртов.»

7. Л. р.9 «Исследование белков.»

4.3

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК 4.4

ЛР 01-04

Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека

Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов

1. П. з.27 «Составление полипептидных цепей из аминокислот.»

2.Л. р.10 «Исследование свойств глюкозы.»

3. Л. р.11 «Изучение действия слюны на крахмал.»

4. Л. р.12 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.»

5

Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

Характеризовать влияние различных факторов на равновесие и скорость химических реакций

5

ОК 01

ОК 02

ПК 4.4

ЛР 01-04

Скорость химических реакций. Химическое равновесие

Характеризовать влияние концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций

Характеризовать влияние изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия

1. Л. р.13 «Получение, собирание и распознавание газов.»

2. Л. р.14 «Исследование кислотных свойств уксусной кислоты; принцип Ле Шателье.»

6

Раздел 6. Растворы

Исследовать истинные растворы с заданными характеристиками

6.1

ОК 01

ОК 02

ПК 4.4

ЛР 01-04

Понятие о растворах

Различать истинные растворы

1. П. з.28 «Качественное определение неорганических и органических веществ.» (практико-ориентированное с применением компетентностно-ориентированного задания)

6.2

ОК 01

ОК 04

ПК 4.4

ЛР 01-04

Исследование свойств растворов

Исследовать физико-химические свойства истинных растворов

1.Л. р.15 «Приготовление раствора заданной концентрации.»

2.Л. р.16 «Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.»

II

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

7

Раздел 7.

Химия в быту и производственной деятельности человека

Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности 

Защита кейса (с учетом будущей профессиональной деятельности)  

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 4.4

ЛР 01-04

Химия в быту и производственной деятельности человека

Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности

1.Л. р.17 «Исследование свойств полиэтилена и полистирола.»

Урок-кейс «Природный и попутный нефтяные газы. Состав нефти и её переработка.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины профильной «Информационная безопасность» для профессии 230103.02 «Мастер по цифровой обработке информации»

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины профильной «Информационная безопасность»  для профессии 230103.02 «Мастер по цифровой обработке информации»...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины Биология для специальностей СПО

Программа написана для  специальностей:35.02.07 – «Механизация сельского хозяйства»35.02.12. – «Садово-парковое и ландшафтное строительство»23.02.03 – «Техническое обслуживание и ремонт авто...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Литература". Специальности: 24.02.01 Производство летательных аппаратов

АННОТАЦИЯ к рабочей программе общеобразовательной дисциплины Литература Программа разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обр...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Родной язык". Специальность 25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники

АННОТАЦИЯ к рабочей программе общеобразовательной дисциплины «Родной язык» Программа разработана на основе: Разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта ср...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Родной язык". Специальность 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем.

АННОТАЦИЯ к рабочей программе общеобразовательной дисциплины «Родной язык» Программа разработана на основе: Разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта ср...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Русский язык". Специальность 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств в машиностроении.

АННОТАЦИЯ к рабочей программе общеобразовательной дисциплины Русский язык Программа разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего о...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Русский язык". Специальность 24.02.01 Производство летательных аппаратов

АННОТАЦИЯ к рабочей программе общеобразовательной дисциплины Русский язык Программа разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего о...