Методическая разработка
методическая разработка по теме

Романов Алексей Николаевич

Личностно-ориентированное обучение  через организацию самостоятельной работы на уроках производственного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_2010.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №  100»

 

 

Личностно-ориентированное обучение

 через организацию

самостоятельной работы на уроках п/о

 

 

                                         

 

 

 

 

Выполнил:

Романов А.Н.

 

г. Урень

 2010 год.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                             стр

1. Введение....................................................................................        2

2. Личностно-ориентированное обучение через организацию                    

самостоятельной работы на уроках п/о                                               4

4 Заключение................................................................                         8

6. Список использованной литературы                                               9

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Учение без размышления бесполезно,

но и размышление без учения опасно.

Конфуций.

Педагогика взаимодействия по-новому осмысливает вечные проблемы обучения. Что означает 'быть активным в учебном процессе'? Какова роль личности в организации процесса познания? Что дает обучение в плане самоактуализации самореализации индивида? Каково соотношение духовного и материального начал в образовании? Как должны измениться содержание и формы обучающих технологий?

Изменить привычную модель педагогических взаимодействий делай, как я сказать не просто, потому что сейчас, как и прежде, формально позиции учителя и ученика в учебном процессе неравны: учитель организует, управляет, корректирует содержание и форму учебной работы.

Однако имеет смысл уточнить, что учитель и ученик в процессе взаимодействия являются субъектами; один - субъект процесса обучения, другой - субъект процесса учения. Обучение и учение взаимообусловлены, поэтому субъективные позиции учителя и ученика оказываются тесно связаны между собой: один пришел за тем, чтобы научиться (он еще не знает!); а другой - чтобы поделиться своими знаниями (а не только поучать) и сделать этот процесс интересным для всех участников педагогического взаимодействия.

При этом у обеих сторон остаются автономны сферы, которые признаются и учитываются при встречах, поэтому каждый участник образовательного процесса должен восприниматься окружающими как уникальная и значимая личность.

Сегодня же требования личностно-ориентированного обучения открывают широкие возможности для реализации субъективных позиций участников педагогической деятельности.

Самое же главное заключается в том, что и учитель и обучающийся ощущают себя носителями активного начала, организаторами и преобразователями процесса совместного познания.

Таким образом, урок можно определить так: Это целеустремленная, целостно - динамическая система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов и функций, выражающих цели, содержание, диалектику управления и самоуправления познавательной деятельностью обучающихся, средств и условий ее организации.

1

В настоящей работе особое внимание уделяется организации такого эффективного вида деятельности, как самостоятельная работа обучающихся на уроках, лабораторно-практических занятиях и  во внеурочное время, прилагаются разработки различных типов уроков по преподаванию предмета Тракторы и автомобили и их самоанализ, дается методика работы над проектом Учебно-тренажерный комплекс.

В данной разработке мною предлагается  технологическая сторона подготовки специалистов для АПК, написанная в полном соответствии с учебным планом и программой подготовки специалистов ' Мастер сельскохозяйственного производства 37.6 .

Личностно-ориентированное обучение через организацию самостоятельной работы обучающихся на уроках п/о.

 Урок, урочно - предметное обучение, которое является основным, превалирующим в системе обучения учащихся, в традиционном понимании, к сожалению, характеризуется такими отрицательными эмоциями, как скука и страх. Несвобода, отсутствие активной самостоятельности не способствуют, конечно же, развитию стремления к достижению успеха. Если, к тому же, отсутствует еще и мотивация к учению. Вся деятельность обучающегося направляется и контролируется преподавателем, так что у детей постепенно пропадает желание самостоятельно учиться и самим контролировать результаты учебы, А ведь установлено, что чувство успеха, равно как и неудачи, переживается человеком только тогда, когда он видит причину в самом себе. А поскольку он - ведомый, зависимый, то стремления к достижениям у него нет. Правильно организованный учебный процесс, а также самостоятельная работа могут в какой-то степени сформировать у обучающегося позитивное отношение к учению, и поможет ему в дальнейшем чётче определить свою судьбу, своё место в жизни.

Что мы имеем в виду, когда говорим о самостоятельной работе учащихся? Когда и зачем ее нужно организовывать? Как и какими методами? На каких уроках? Какой тип самостоятельной работы следует выбрать и задействовать на каждом этапе? Ответив на эти вопросы, мы поймем и сможем организовать самостоятельную работу учащихся.

Главное, что требуется от преподавателя:

- знание психолого-педагогической специфики содержания прямых и косвенных методов управления познавательной деятельностью обучающихся;

2

- умение своевременно  и главное правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры, ценностные установки на учебную деятельность;

-умение преподавателя реализовывать требование своевременного и последовательного включения самостоятельной работы в процесс усвоения знаний.

Предлагать обучающимся самостоятельную работу имеет смысл только после достижения ими знания учебного материала. А процесс усвоения знаний имеет, как мы знаем из педагогики и дидактики, свою последовательность. И, следовательно, преподаватель не может и не должен организовывать и проводить самостоятельную работу обучающихся, требующую применения знаний высокого уровня, если до этого не были организованы и последовательно проведены самостоятельные работы более низких уровней. Иными словами, самостоятельная работа на каждом уровне усвоения знаний должна быть адекватной формируемому уровню знаний, т.е. иметь свою частно - дидактическую цель.

В современной дидактике под самостоятельностью мы понимаем систему навыков сознательной самоорганизации, под самостоятельной работой мы понимаем вид учебного труда, готовящего к самостоятельной деятельности, которая является деятельностью обучаемого, которую он совершает без помощи и указаний преподавателя.

Из всего этого следует, что самостоятельная работа не может эффективно проходить без помощи и указания извне. Другое дело, что помощь и указания предоставляются не лично, а косвенно, через специальным образом построенные структуру и содержание учебных заданий,

Методика организации и проведения самостоятельной работы должна обязательно учитывать необходимость постепенного, строго регламентированного изменения вышеупомянутых частно-дидактических целей, типов предъявляемых познавательных задач, степени их трудности и сложности.

На сегодняшний день существует множество различных классификаций самостоятельной работы. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие - по характеру учебных задач, третьи берут за основу характер учебной деятельности, четвертые делают попытку создать такую классификацию, которая бы учитывала наиболее обобщенные основания. Наиболее удачными мне представляется следующая, основанием которой являются современные трактовки частно-дидактических целей.

3

К первому типу самостоятельной работы отнесены те, цель которых - формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условиях задания (т.е. формирование знаний и деятельности первого уровня). Познавательная деятельность обучаемых при этом должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или повторных действиях с ними.

Частно-дидактическая цель самостоятельных работ второго типа заключается в формировании знаний и деятельности, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи (т.е. формирование знаний и деятельности второго уровня). Познавательная деятельность обучаемых в этом случае заключается в четком воспроизведении или частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной  ранее информации. Это предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, различные пути выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующие друг за другом способы решения.

Частно-дидактической целью самостоятельной работы третьего типа является формирование у обучаемых знаний и деятельности, лежащих в основе решения нетиповых задач (т.е. формирование знаний и деятельности третьего уровня). Познавательная деятельность обучаемых при выполнении самостоятельной работы третьего типа заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта на базе усвоенного ранее формализованного опыта путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Такая деятельность сводится к поиску, формулированию и реализации способа решения. Это-то и требует выхода за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления заставляет обучаемых варьировать условия задачи и усвоенную ранее информацию, рассматривать их. под новым углом зрения.

Частно-дидактическая цель самостоятельной работы четвертого типа -создание предпосылок для творческой деятельности (четвертого уровня знаний и деятельности). Познавательная деятельность обучаемых здесь заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении связи и отношений, необходимых дли нахождения новых связей и отношений, неизвестных ранее идей, и принципов решений,

4

генерирования новой информации. Это требует того, чтобы на каждом этапе работы задумываться над сущностью новых действий, над характером той информации, которую следует создавать.

Знание в учет показанных характерных особенностей самостоятельной работы каждого типа должны лежать в основе своевременного и последовательного включения их в учебный процесс. Если такое включение организуется и с учетом дидактических целей этапов обучения, то тогда можно говорить о том, что самостоятельная работа обучаемых реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания. Главное здесь - не превратить самостоятельную работу в продление традиционного урока или в занятия с отстающими. В ходе самостоятельной работы должна создаваться деловая, демократичная и доброжелательная обстановка, что способствует развитию сильнейшей мотивации у обучающихся.

Нужно добавить, что правильная организация самостоятельной работы -это не панацея, а всего лишь одна из попыток настроить ребёнка на нужную учебную волну. В США, например, с середины 80-х годов прошлого века начались интенсивные поиски новых альтернативных форм обучения и контроля. Одной из них, на мой взгляд, интересной, стали учебные портфолио, смысл которых, в конечном итоге, показать всё, на что обучающийся способен. И, главное тут, думается, то, что педагогический акцент переносится с оценки на самооценку. Оценивается работа самого обучающегося, как классная самостоятельная, так и домашняя. Во многом благодаря удачно организованной самостоятельной работе уровень портфолио может быть очень высоким, так как обучающийся сам отбирает в оценочное портфолио свои работы, сам их оценивает.

В конечном итоге правильно организованная самостоятельная работа и оценочное портфолио, которое органично вписывается в самостоятельную работу обучающегося, формируется не только качественный учебно-воспитательный процесс, но и новое понимание самого процесса обучения.

Практическое обучение я думаю должно быть построено следующим образом. Весь урок разбивается на несколько этапов. Первый - объяснение нового материала. Второй - самостоятельная работа с учебником и ведение опорного конспекта. Третий - используя интерактивный метод обучения группа разбивается на звенья по четыре человека, которым выдается индивидуальное задание по изучаемой теме для практического освоения материала с использованием: узлов и агрегатов, объемных макетов, изготовленных их предшественниками.

5

 Четвертый - защита заданий каждым: звеном в группе. Пятый – рефлексия, совместное с обучающимися обобщение ответов, отметка положительных, моментов, выявление узких мест в освоении материала. Шестой - рекомендации по самостоятельному изучению данного материала дома. Седьмой: - объявление оценок каждому звену с их краткими комментариями.

В лицее можно внедрить систему концентрированного обучения. Это положительно отразится на получении знаний во время проведения лабораторно-практических занятий. ЛПЗ проводятся по недельным циклам по 6 часов в день и преследуют своей целью улучшенное закрепление знаний, полученных на теоретических занятиях. Учебный процесс здесь будет построен следующим образом: группа разбивается на звенья, которым выдается задание, по завершению которого составляется отчет о работе, даются ответы на поставленные вопросы и после того, как обучающийся справился с заданием, переходит к выполнению следующего согласно графика чередования звеньев.

Неотъемлемой частью личностно-ориентированного урока является использование компьютерных технологий. Современный обучающийся - человек весьма прагматичный. Понимая, что за компьютерами будущее, обучающийся изначально дает себе установку извлечь максимум пользы из урока, на которых используются современные компьютерные технологии, что позволяет разнообразить формы деятельности на уроке и осуществить связь между теорией и практикой в обучении. На сегодняшний день материальная база ПЛ-100 не позволяет проводить данные уроки в полном объеме: для этого недостаточно кабинетов, оборудованными компьютерами, электронных учебников. На данных уроках появилась бы возможность включать в работу всех обучающихся без исключения, проводить закрепление изученного материала дифференцированно в режиме контроля и самоконтроля, повышается мотивация обучения. Особо данный метод будет эффективен при подготовке обучающихся к контрольным работам и экзаменам, когда обучающийся может самостоятельно повторить изученный материал и произвести самоконтроль освоенности знаний.  

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:

- обучение в сотрудничестве;

- проектная деятельность;

- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

6

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Это касается не только академических успехов обучающихся, их интеллектуального развития, но и нравственного. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Она также отражает личностно-ориентированный подход. Главная идея обучения в сотрудничестве  - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. В основе технологии обучения в сотрудничестве лежат групповые, парные и коллективные формы обучения 'Помогая другим, учимся сами!'- таков девиз обучения в сотрудничестве.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Данный метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.

Проектная деятельность как новая форма внеклассных объединений, возникла на основе педагогики С. Френе. Обучающиеся, увлеченные общей идеей, сплачиваются в творческие группы, совместно реализуют свои замыслы.

Согласно учебного плана обучающиеся ПЛ-100 во время производственной практики, а это весенне - летний и осенний период, закрепляют свои полученные знания в сельскохозяйственных кооперативах района. Здесь под руководством опытных наставников самостоятельно выполняют весь перечень работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом тракторов и сельскохозяйственной техники. Положительным моментом в этом служит и то, что подавляющее большинство обучающихся успешно справляются с обязанностями будущей профессии. а некоторые из них за этот короткий период опережают опытных механизаторов сельхозкооперативов и занимают призовые места, и отзывы руководителей  сельхозпредприятий в адрес ПЛ-100 в основном только положительные. В практике известны различные пути решения проблемы личностно - ориентировочного обучения. Для сельского профессионального ПЛ-100 - это прежде всего, партнерство педагога и обучающегося,  взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.

7

Заключение.

Не отказываясь от традиционной технологии организации урока, я проектирую учебную деятельность так, чтобы материал подавался на повышенном уровне сложности, углубленно, содержал элементы развивающего обучения. Считаю, целесообразное использование в своей практике инновационных методов обучения повышают мотивацию обучающихся. Я не натаскиваю обучающегося на знания, я учу его учиться.

Я убежден, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Для обучающегося естественно быть исследователем, искать ответы на свои почему?. Для меня это значит, что обучающийся достиг высшего интереса - интереса познания.

Задачи преподавателя, в какое время бы мы не жили, остаются неизменными, это:

- дать обучающимся прочные и глубокие знания по предмету;

- содействовать творческому развитию каждого обучающегося, как на уроке, так и вне урока;

- вызвать у обучающегося интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

- воспитывать у обучающихся самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;

- стать им другом, раскрыть богатство их души.

Мастерство преподавателя - не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный раздумьями, открытиями и неудачами. И, естественно, успешные выступления  ребят становятся и моими успехами. Так, в 2003 году обучающийся Смирнов А. на Областном конкурсе пахарей в г. Шахунья, отстаивая честь ПЛ- 100, разделил 5-6 место. Учащиеся моей группы ежегодно становятся призёрами конкурса «Лучший по профессии».

 

8

Литература

1. Евдокимов Е.А. Проектная модель гражданского воспитания школьников., Ж-л «Директор школы», №6, 2005 год.

2. Карпушин Н.Я. Проект управления информационными ресурсами, Ж-л «Заместитель директора по воспитательной работе», №4, 2005 год.

3. Коротаева Е.В. Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия, Библиотека журнала «Директор школы» № 5, 2000 год.

4. Мальчевская И.В. Проектная технология программы «'Здоровье»., Ж-л «Директор школы» №8, 2005 год

5. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования., Ж-л «Педагогика», № 4, 2000 г.

6. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции., Ж-л «Педагогика», № 5, 1997.

7. Муравьев Е.М. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности, Ж-л «Завуч». №5, 2004 год.

8. Плеханова И.Н. Проектная методика в средних профессиональных учебных заведениях., Ж-л «Методист», №5, 2005 год.

9. Файн Т.А. Выявление, изучение и представление педагогического опыта., Ж-л «Методическая работа» №5, 2005 год.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...