Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования
методическая разработка на тему

Хаирова Арзы Наримановна

Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений среднего профессионального образования организовать самостоятельную деятельность студентов на основании деятельностого и компетентностного подходов к обучению, что соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_srs.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

А.Н. ХАИРОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИБРЕЖНОЕ, 2014

Составитель:         Хаирова А.Н. – заместитель директора по учебной работе, преподаватель высшей квалификационной категории, методист.

Рецензент:          Бобер Н.П. - преподаватель высшей квалификационной категории, методист

АНОТАЦИЯ

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  компетентностного подходов к обучению, что соответствует  требованиям  ФГОС нового поколения.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка.

2.Целевые направления  самостоятельной  работы студентов

3.Средства обучения – основа  самостоятельной работы.

4.Виды   практических заданий для самостоятельной работы студентов.

5.Приёмы самостоятельной работы студентов.

6.Инструктаж к заданиям.

7.Коррективный контроль – средство побуждения.

8.Варианты   критериев оценки самостоятельной работы студентов педагогом.

9.Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов.

10.Памятка преподавателю.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как:

  • умение осуществлять поиск,
  • анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
  • заниматься самообразованием.

 Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи,  всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания. Как же разрешить данное противоречие?

Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых  перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.

Это, в свою очередь, диктует структуру материала для самостоятельной работы, которая преследует цели:

1. Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;

2. Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения;

3. Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;

4.Строить доказательства на основе существенных признаков.

Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:

1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?

Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Определить способы логической и методической обработки материала.

3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

5. Подготовиться для решения следующих задач:

  • формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

  • формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;

  • формирование умений вычленять главное.

6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.

Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

Методы самостоятельной работы студентов:

  • наблюдение за единичными объектами (ребёнком, педагогом);

  • сравнительно-аналитические наблюдения;

  • учебное конструирование (урока, занятия);

  • решение учебных и профессиональных задач;

  • работа с различными источниками информации»

  • исследовательская деятельность.

Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.

Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность учебной дисциплине, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.

Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.

Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.

Анатоль Франс

«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому.

Возбудите только любопытство.

Открывайте  своим слушателям глаза, но не  перегружайте мозг. Достаточно заронить в  него искру.

Огонь  сам  разгорится там, где для него есть пища».

ЦЕЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.Для овладения и углубления знаний:

  • составление различных видов планов и тезисов пот тексту;
  • конспектирование текста;
  • составление тезауруса;
  • ознакомление с нормативными документами;
  • создание презентации.

2. Для закрепления  знаний:

  • работа с конспектом лекции;
  • повторная работа с учебным материалом;
  • составление плана ответа;
  • составление различных таблиц.

3. Для систематизации учебного  материала:

  • подготовка ответов на контрольные вопросы;
  • аналитическая обработка текста;
  • подготовка сообщения, доклада;
  • тестирование;
  • составление кроссворда;
  • формирование плаката;
  • составление памятки.

4 .Для формирования практических и профессиональных умений.

  • решение задач и упражнений по образцу;
  • решение ситуативных и профессиональных задач;
  • проведение анкетирования и исследования.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – ОСНОВА  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Какие средства обучения необходимы для организации самостоятельной работы?

1.Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний  (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);

2.Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудиовидеотехника);

3.Средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов ( инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).

Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к творчеству.

ВИДЫ   ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Составить опорный конспект  по теме…

2. Сформулировать вопросы…

3. Сформулировать собственное мнение…

4. Продолжить фразу…

5. Дать определения следующим терминам…

6. Составить опорный конспект своего ответа.

7. Написать реферат.

8. Составить отчёт по теме…

9. Разработать алгоритм последовательности действий…

10. Составить таблицу  с целью систематизации материала…

11. Заполнить таблицу, используя…

12. Заполнить блок-схему…

13. Составить тезаурусное поле по теме…

14. Смоделировать конспект урока по теме…

15. Смоделировать домашнее задание.

16. Сделать самоанализ практики: эффективность использования приёмов, методов и средств воспитания детей.

17. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме.

18. Составить тематический кроссворд.

19. Составить план текста, конспект.

20.Решить  ситуационные  задачи.

21.Подготовиться  к семинару, деловой игре.

ПРИЁМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

1. Работа с учебником.

Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей Студенов, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника:

  • конспектирование;
  • составление плана учебного текста;
  • тезирование;
  • аннотирование;
  • составление тематического тезауруса;
  • выделение проблемы и нахождение путей её решения;
  • самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;
  • определение алгоритма практических действий (план, схема).

2. Опорный конспект.

Зачастую педагог обучает от параграфа к параграфу, от пункта к пункту и лишь в конце темы пытается связать весь материал на обобщающем уроке. Куда целесообразнее, даже с психологической точки зрения, дать  студентам представление об изучаемой теме на первом занятии, искусно оформив её содержание как небольшой опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.И тогда студенты не будут учиться сегодня, забыв выученное вчера и не зная того, что будет завтра.

Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении.

Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт  педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.

3. Тесты

Тесты воспринимаются студентами как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля знаний студентов.

Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.

Тесты 1 уровня

Требуют выбора 1 или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.

•На проверку качества усвоения знаний и применения знаний на практике: выбрать один из перечисленных способов ________________

•На соотнесение: найдите общее и различия в   изучаемых объектах.

•На проверку рефлексии: установите соответствие_________________

Тесты 2 уровня

•Задания на подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз, формул, графических изображений, схем и т.д. предложенными недостающими или составляющими.

Определение с пропущенным словом ______________

Подтекстовые слова и фразы: _____________________

•Задания на конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы, графика, написание формулы и т.д.)

Заполнить таблицу_________________

•Задания на решение конкретной ситуации.

Требования к тестам, предъявляемым студентам

1.Задания должны быть типичными для данной дисциплины;

2.Объём задания должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время (не более часа);

3.Задание по сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения студентами на соответствующем этапе обучения;

4.Задание по содержанию  должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело только один эталон;

5.Сложность заданий в системе тестов должна повышаться по мере продвижения студентов в овладении профессией;

6.Формулировка содержания задания должна раскрывать поставленную перед учащимися задачу: что он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть

4.Семинар

Форма проведения семинара очень гибкая.

На семинарах решаются следующие задачи:

  • углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • ознакомление со спецификой работы с литературой;
  • профессиональное использование знаний в учебных условиях.

Типы проведения семинарских занятий:

- вопросно-ответный семинар;

- развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение письменных рефератов;

- заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением;

- семинар – диспут;

- теоретическая конференция;

- семинар – имитационная игра;

- комментированное чтение первоисточников.

5. Задачное обучение.

- практико-ориентированные задачи:  выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации, требующие применения умений и навыков, специфичных для профессии педагога (знания содержания предмета), ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры (организация детского коллектива, принципы организации занятий с детьми и т.п), личностно-ориентированных ситуаций (нахождение нестандартного способа решения).

- профессиональные задачи: выступают средством формирования у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления практики и формулируются в виде производственных поручений (заданий).

Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций.

ИНСТРУКТАЖ К ЗАДАНИЯМ.

Инструктаж необходим для того, чтобы помочь студентам осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.

Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.

Вводный фронтальный инструктаж  проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти студенты. В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.

Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).

Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.

Коррективный контроль – средство побуждения.

Если преподаватель внимательно наблюдает за работой студентов, он может использовать приёмы, направленные на корректирование их деятельности:

  • уточняет суть задания, добиваясь понимания его всеми, если оно является общим;
  • предупреждает о сложном моменте в процессе выполнения задания, чтобы предотвратить ошибку, допускаемую обычно большинством студентов;
  • предлагает сообщить или показать промежуточные результаты;
  • предлагает студентам самим контролировать свои действия.

Варианты критериев оценки самостоятельной работы студентов педагогом:

Вариант 1

1.Уровень усвоения студентом учебного материала;

2. Умение использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач;

3. Уровень сформированности  общеучебных умений;

4. Обоснованность и чёткость изложения материала;

5. Оформления материала в соответствии с требованиями;

6. Уровень самостоятельности при выполнении самостоятельной работы.

7. Показатели творческой деятельности:

  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;
  • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
  • видение возможных путей решения данной проблемы;
  • построение принципиально нового способа решения проблемы;

Вариант  2

Основные общеучебные умения и навыки

Должен владеть студент колледжа

Владеет ли на данный момент

1.Конспектировать, составлять план, тезировать

2.Цитировать материал.

3.Подготовить реферат, доклад, сообщение

4.Выступить в рефератом, докладом, сообщением

5.Быстро читать с различными целями(для усвоения важных деталей, для критической оценки, для долговременного запоминания).

6.Вести исследовательскую деятельность.

7.Логически осмысливать материал, выделяя в нём главное.

8.Систематизировать и классифицировать явления.

9.Соотносить, сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения.

10.Строить умозаключения, обобщения на основе анализа собранного фактического материала.

11.Наблюдать.

12.Делать обоснованные выводы.

13.Критически оценивать информацию, давать ей оценку.

14.Использовать полученные знания в действии.

15.Осуществлять самоконтроль в ходе деятельности и корректировать её.

16.Проявлять творческую инициативу по разным направлениям деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

При  анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:

  • фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;
  • задания, направленные на формирование общеучебных умений;
  • задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов;
  • формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, бригадно-групповая).

В тематическом плане должны быть обозначены только основные виды и формы организации самостоятельной работы, отражающие логическую последовательность изучения материала.

Определить место самостоятельной работы на занятии – означает рассчитать время, необходимое для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при использовании дифференцированных заданий, определяющих нагрузку, которая соответствует индивидуальным особенностям студентов.

Алгоритм разработки материала для самостоятельной работы студентов:

1. Информационно- поисковый блок:

  • структура теоретического материала;
  • содержание аспектов и логики представления каждой темы;
  • необходимые требования к осмыслению изученного;

2. Справочно-консультативный блок:

  • рекомендации и комментарии;
  • алгоритм действий;
  • памятки;
  • конкретные примеры;
  • понятийный аппарат;
  • опорные конспекты;
  • интернет-ресурсы;

3. Практико-ориентировочный блок:

  • вопросы для самопроверки изученного материала;
  • практические задания и упражнения по плану: целевая установка, содержание задания, форма представления, время отчётности, критерии оценки;

4. Контрольно-оценочный блок:

  • задания обязательные и по выбору;
  • задания для самопроверки;
  • задания для дискуссионного обсуждения и взаимооценки;
  • лист самоаттестации.

ПАМЯТКА ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

по организации самостоятельной работы студентов

1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.

2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.

3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов.

4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной.

5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам.

6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.

7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.  Общие положения

Согласно  Типовому положению об образовательном учреждении сред-него профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. №543, самостоятельная работа обучающихся (далее самостоятельная работа) является одним из видов учебных занятий.

В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП) обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, сопровождать её методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.

ФГОС СПО регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки обучающихся как по циклам дисциплин (профессиональных модулей), так и в целом по обязательной и вариативной частям ОПОП.

Самостоятельная работа проводится с целью:

•        систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

•        углубления и расширения теоретических знаний;

•        формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

•        развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности;

•        формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

•        развития исследовательских умений.

Выделяют два вида самостоятельной работы (СР):

                                                                         аудиторная,    внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная внеаудиторная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная СР представляет собой планируемую, организационно и методически направляемую преподавателем деятельность студентов по освоению учебных дисциплин и приобретению профессиональных навыков, осуществляемую за рамками аудиторной учебной работы студентов.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающегося (54 часа в неделю), он складывается из часов, отведенных на аудиторную работу обучающихся и часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Объем самостоятельной внеаудиторной работы составляет около 50% от часов аудиторной работы по каждой  дисциплине.

Объем времени, отведенный на самостоятельную внеаудиторную работу, находит отражение:

•        в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине (профессиональному модулю);

•        в рабочих программах учебных дисциплин (профессиональных модулей) с распределением ее по разделам и темам.

•        в календарно-тематических планах;

•        в журналах теоретического обучения.

1.2.  Планирование самостоятельной внеаудиторной работы.

При разработке рабочих учебных планов образовательным учреждением определяется общий объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу – 50% от часов аудиторных занятий по дисциплине и профессиональным модулям.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины (профессионального модуля), преподавателем устанавливаются содержание и объём теоретической учебной информации и виды внеаудиторной (самостоятельной) работы по разделам и темам. Формы и методы контроля её результатов отражаются в учебно-методическом обеспечении дисциплины (темы/раздела).

Распределение объема времени отведенного на самостоятельную внеаудиторную работу в режиме для обучающегося не регламентируется расписанием

При отборе содержания самостоятельной работы преподаватель ориентируется на общие и профессиональные компетенции, которые должны быть освоены при изучении учебной дисциплины, освоении профессионального модуля.

        ФГОС по дисциплине __________   предусматривает освоение следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК1 –

ОК2 –

…..

ПК1 –

ПК2 -

Распределение объёма времени, отведённого на внеаудиторную (самостоятельную) работу по разделам и темам учебной дисциплины (профессионального модуля), осуществляется преподавателем(ями). Эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного учебного задания: на основе наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат времени на решение той или иной задачи. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по ПМ и УД.

        При планировании самостоятельной работы преподаватель учи-тывает мотивацию обучающихся и уровень их подготовленности к самостоятельной работе.

Предметные (цикловые) комиссии на своих заседаниях рассматривают рабочие программы учебных дисциплин (профессиональных модулей), оценивая эффективность распределения внеаудиторной самостоятельной работы по разделам и темам с учётом сложности и объёма изучаемого материала, выбора методов её организации и проведения.

Распределение объёма времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием.

Самостоятельная работа как форма организации обучения и вид учебных занятий планируется и проектируется преподавателями программ ПМ и УД каждой ОПОП.

При формировании программы ПМ и УД в составе ОПОП СПО отбор содержания образования на стадии его проектирования происходит при работе с разделами «2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины» и «3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю».

Далее информация о самостоятельной работе располагается в календарно-тематическом плане.

Зачастую в данных разделах можно обнаружить такие формулировки как

• Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

• Подготовка к лабораторным и практическим работам

• Оформление отчетов и подготовка к их защите

• Работа над курсовым проектом

Данные виды СР сформулированы не диагностично, не связаны с каким-либо

образовательным результатом, который можно оценить. Данные виды СР указывают на процессы, а не на результаты.

Более целесообразно при планировании СР указывать не виды, а примерную тематику СР по ПМ и УД. При этом тематика должна представляться в «задачной» формулировке.

• Обоснуйте на примерах, общую и профессиональную культуру преподавателя, сущность, значение

• Оформление фрагмента технологической документации технологического процесса механической обработки по образцу

• Выполнение декоративного решения фигуры человека

• Создание композиции средствами CorelDraw

• Разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на

производственном участке

• Составление и оформление договоров: аренды и подряда

Далее необходимо рассчитать трудоемкость СР. Как правило, разработчики программ руководствуются собственным профессиональным опытом и здравым смыслом.

       Целесообразно также оценить потенциальную потребность обучающихся в консультациях, а также учесть объем времени на контрольные мероприятия по оценке результатов. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной СР и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации. Все это должно найти свое отражение в журнале учета проведения СР по ПМ и УД.

ФОРМА ЖУРНАЛА учета СР

занятия

        Дата

проведения

занятия        Темы (задания) для

самостоятельного

изучения        Количество

часов

        Форма и методы

контроля СР

                                

                                

1.3. Видами заданий для самостоятельной внеаудиторной работы

могут быть:

•        для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений;

- выполнение чертежей, схем;

- выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

- подготовка к деловым играм;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

- выполнение опытно -экспериментальной и экспериментально - конструкторской работ;

- упражнения на тренажере;

- упражнения спортивно - оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио и видеотехники. Интернета  и др.

•        для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста;

-  графическое изображение структуры текста;

-  конспектирование текста;

-  работа со словарями и справочниками;

-  работа с нормативными документами;

- учебно-исследовательская работа;

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет и др.;

•        для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции (обработка текста);

- повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- изучение нормативных материалов;

- ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.);

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов;

- составление библиографии; тестирование и др.;

     Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы,

их содержание и характер могут иметь вариантный и диффе-ренцированный характер, должны учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины (профессионального модуля), индивидуальные особенности обучающегося.          

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся, в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

При выборе видов заданий для самостоятельной работы рекомендуется использовать дифференциальный подход к обучающимся.        

Для повышения результативности внеаудиторной (самостоятельной) работы преподаватель разрабатывает учебно-методическое обеспечение, которое включает в себя средства обучения и средства контроля.

Средства обучения условно можно разделить на три группы:

•        Учебно-методические средства, использующиеся для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся — методические ре-комендации (указания): по курсу дисциплины (профессионального модуля), по отдельным темам или для выполнения отдельных видов работ, включающие в себя:

         инструкции по работе с методическими рекомендациями, в т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий;

         рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями;

         задания для самостоятельной работы;

         критерии самооценки выполненной работы;

         список основной и дополнительной литературы;

     ● Дидактические средства, которые могут быть источником са-мостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, комплекты журналов и газет, научно-популярная литература, учебные фильмы, видеозаписи, карты, таблицы, приборы, вещества, коллекции и т.п.)

●технические средства, при помощи которых предъявляется и об-рабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).

Средства контроля зависят от применяемых преподавателем форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся.

В качестве форм и методов могут быть использованы: тестирование, защита творческих работ, представление проектов и др.Кроме внешнего контроля, преподаватель должен уделять внимание развитию у обучающихся навыков самоконтроля. Использование технологии «портфолио», ориентированной на личность обучающегося, позволяет осуществлять всесторонний контроль выполнения самостоятельной работы.

При выборе видов заданий для самостоятельной работы рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. При выдаче задания для самостоятельной работы обучающегося преподаватель проводит инструктаж по его выполнению, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за счёт объёма времени, отведённого на изучение дисциплины (профессионального модуля).

Для повышения результативности внеаудиторной (самостоятельной) работы преподаватель разрабатывает учебно-методическое обеспечение, которое включает в себя средства обучения и средства контроля.

Этапы самостоятельной работы обучающегося.

Для выполнения любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:

        определение цели самостоятельной работы;

        конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

        самооценка готовности к самостоятельной работе;

        выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи;

        планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя) над заданием;

        осуществление студентом в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: слежение за ходом самой работы, самоконтроль промежуточного и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы.

      Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и самостоятельную внеаудиторную работу студентов по дисциплине; может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся могут быть:

•        уровень освоения теоретического материала;

       • умение обучающихся применять теоретические знания при выполнении практических задач; обоснованность и чёткость изложения ответа;

       • оформление продукта творческой самостоятельной деятельности обучающегося в соответствии с установленными требованиями;

•        сформированность общих и профессиональных компетенции.

Во время выполнения обучающими самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени.

1.4. Уровни самостоятельной работы студентов.

Следует выделить пять уровней самостоятельной работы обучаемых. За основу каждого уровня взято соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности студентов. Студенту предоставляется возможность работать на том уровне, который для него приемлем в настоящее время. Иными словами, создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей.

Каждый из уровней должен быть обеспечен как можно большим набором самостоятельных заданий различных форм. Это позволяет избежать монотонности в работе, делает студенческие работы оригинальными.

Первый уровень самостоятельных работ - дословное и преобразующее воспроизведение информации.

Второй уровень - самостоятельные работы по образцу. Это составление вопросов к текстам лекций по предложенным образцам. Разные по сложности, разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление студентов на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку вопросов, что является приобщением к умственному труду. Другая форма самостоятельных заданий этого уровня - составление тестовых заданий по предложенным правилам.

Третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы: преобразование текстовой информации в структурно-логические графы, составление кроссвордов, интервью, анкет, рассказов, преобразование типовых задач. Работы этого типа учат обобщать явления.

Четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы. Такие задания направлены на разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем.

Пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы: написание работы с включением в нее форм заданий второго, третьего и четвертого уровней.

1.5. Типы самостоятельной работы

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности студентов можно выделить четыре типа самостоятельной работы:

1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности обучающегося. Роль педагога в том, чтобы для каждого обучающегося определить оптимальный объем работы.

2. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию.

3. Эвристические - формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Студент сам определяет пути решения задачи и находит их.

4. Творческие - являющиеся венцом системы самостоятельной деятельности студентов.

Технология разработки заданий для организации СР

Одним из наиболее трудоемких видов деятельности при планировании и проектировании СР выступает конструирование учебно-познавательных и практических заданий

В рамках компетентностной модели  задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер.

Обучающимся в качестве домашнего задания следует предлагать не просто прочитать и пересказать учебный материал. Целесообразно, предложив новое учебное содержание как исходный материал, дать задание переработать, трансформировать его в определенного рода продукт с помощью тех или иных средств и операций, при опоре на некоторые знания и  умения.

Усвоение знаний при этом становится необходимым условием (средством) решения конкретной учебно-профессиональной задачи (проблемы).

При составлении фонда заданий можно воспользоваться «Конструктором учебно-познавательных заданий»

Конструктор познавательных заданий для СР

Назовите основные части ….

Объясните причины того, что…

Изобразите информацию о … графически

Раскройте особенности…

Предложите новый (иной) вариант…

Ранжируйте … и обоснуйте…

Сгруппируйте вместе все …

Обрисуйте в общих черта шаги, необходимые для того, чтобы….

Предложите способ, позволяющий…

Проанализируйте структуру… с точки зрения…

Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

Определите, какое из решений оптимально для ….

С точки зрения ….

Составьте список понятий, касающихся …

Покажите связи, которые на ваш взгляд, существуют между.. и …

Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает …

Составьте перечень основных свойств…, характеризующих … с точки зрения….

Найдите необычный способ, позволяющий …

Оцените значимость для ….

Расположите в определенном порядке….

Постройте прогноз развития…..

Сравните … и ….., а затем обоснуйте ….

Постройте классификацию … на основании …

Придумайте игру, которая….

Определите возможные критерии оценки …

Изложите в форме текста (реферата)…

Прокомментируйте положение о том что ….

Проведите (спланируйте) эксперимент, подтверждающий, что…

Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что …

Предложите новую (свою) классификацию …

Выскажите критические суждения о …

Вспомните и напишите…

Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что

Проведите презентацию…

Сравните точки зрения … и … на ….

Опишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития …

Оцените возможности для ….

Прочитайте самостоятельно ….

Приведите пример того, что (как, где) …

Рассчитайте на основании данных о …

Выявите принципы, лежащие в основе …

Изложите в форме … свое мнение (понимание) …

Проведите экспертизу состояния …

Как убедительно доказано в психолого-педагогических исследованиях, наибольшую дидактическую ценность имеют учебно-познавательные задания:

• с недостаточным условиями, когда часть информации необходимо найти в справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования, интервьюирования и т.д.;

• с избыточными условиями, в которых (как и в реальной жизни) много ненужной информации, и требуется отделить значимую информацию от «шума» (выбрать только то, что нужно для выполнения задания);

• с несколькими вариантами решения (оптимальный вариант выбирается по заданному или самостоятельно сформулированному обучающимся основанию / критерию).

Такие общие компетенцию как «Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач» и «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» формируются преподавателями в условиях работы с заданиями на обработку информации.

1.6. Контроль результатов самостоятельной работы

Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся мо¬жет осуществляться в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия, и проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой самостоятельной дея¬тельности обучающегося.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучаю¬щихся могут быть:

•        уровень освоения теоретического материала;

          • умение обучающихся применять теоретические знания при вы-полнении практических задач;

•        обоснованность и чёткость изложения ответа;

       •оформление продукта творческой самостоятельной деятельности обучающегося в соответствии с установленными требова¬ниями;

•        сформированность общих и профессиональных компетенций.

Вывод: Самостоятельная деятельность студентов - задача, которую решает преподавательский коллектив. Задача слож¬ная, интересная, не новая, но с новыми проблемами:

-   воспитание   культуры   самостоятельной   деятельности студентов;

-   развитие профессиональной деятельности преподавате¬ля.

Здесь важно уяснить, что самостоятельная деятельность студентов опосредована профессионализмом преподавателей. Поэтому, говоря о высоком профессионализме выпускников, необходимо одновременно решать задачи по научно-профессиональному самосовершенствованию преподавателей:

-   постоянно обновлять терминологический словарь изу¬чаемых дисциплин, осмысливать и осваивать термино¬логический аппарат и профессиональный язык общения с обучающимися;

- накапливать и обобщать индивидуальный опыт по ру¬ководству самостоятельной деятельностью студентов;

-   вести методическую работу и методический обмен с коллегами;

-  заниматься научно-педагогическим самообразованием (читать научную литературу, монографии, диссерта¬ции);

- использовать педагогику сотрудничества с обучающимися, вдумчиво и бережно относиться к их потребностям и созданию условий для их самостоятельной деятельно¬сти.

2. Рекомендации по подготовке письменных работ

Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов, докладов, проектов, эссе, контрольных и курсовых работ.

Видами самостоятельной работы при изучении любой дисциплины являются подготовка доклада, реферата или конспекта.

1) Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.

Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:

1.         Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.

2.        Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

3.        Составить план доклада.

4.         Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.

5.        Прочитать текст и отредактировать его.

6.        Оформить в соответствии с требованиями  к оформлению письменной     работы.

Примерная структура доклада:

1.   Титульный лист

2.   Текст работы

         3.   Список использованной литературы

2) Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах,  общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

1.        Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.

2.        Основной – работа над содержанием и заключением реферата.

3.        Заключительный - оформление реферата.

4.        Защита реферата  (на экзамене, студенческой конференции и пр.)

Структура реферата:

        Титульный лист

        Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.

Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы.

Объем введения составляет 2-3 страницы.

        Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.

        Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов.

Объем заключения 2-3 страницы.

При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:

•        Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать  безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».

•        При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.

•        Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.

•        Каждая глава начинается с новой страницы.

      3) Конспект - это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное.

Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения.

Опосредованное конспектирование начинают  после прочтения (желательно – перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи.

Основную часть конспекта составляют тезисы, но к ним добавляются и доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а также заметки самого читателя по поводу прочитанного.

Если конспект состоит из одних выписок, он носит название текстуальный конспект. Это самый “не развивающий” вид конспекта, так как при его составлении мысль студента практически выключается из работы, и все дело сводится к механическому переписыванию текста.

Если содержание прочитанного представлено в основном в форме изложения, пересказа — это свободный конспект. Если из прочитанного в качестве основных выделяются лишь одна или несколько проблем, относящихся к теме, но не все содержание книги — тематический конспект.

       4) Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста.

Аннотация строится по стандартной схеме:

        предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда);

        поглавная структура труда (или, то же самое, «краткое изложение оглавления»);

        подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде.

Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной темы (проблемы,объекта), цели работы и ее результаты; указывает, что нового несёт в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению (при переиздании – что отличает данное издание от предыдущего). Иногда приводятся сведения об авторе (национальная принадлежность, страна, период, к которому относится творчество

автора, литературный жанр), основные проблемы и темы произведения, место и время действия описываемых событий. В аннотации указывается читательское назначение произведения печати.

5) Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Отличительной чертой письменной контрольной работы является большая степень объективности по сравнению с устным опросом.

Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и умения.

При выполнении таких контрольных работ следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники.

Темы контрольных работ разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать теме, содержать выводы, обобщения и показывать собственное отношение к проблеме, где это уместно.

 6)  Самостоятельная работа в Интернете

Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:

• поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных,

пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;

• организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;

• создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html-

редакторов, web-браузеров, графических редакторов.

 Требования к оформлению и содержанию письменной работы

Письменная работа (реферат, доклад и т.д.) должна отвечать определенным требованиям.

       На Титульном листе необходимо указать следующие данные:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Название реферата (доклада)

Выполнил:

ФИО студента,  курс, группа

Руководитель:

ФИО преподаватель

20__ г.

       

Список  использованной литературы оформляется следующим образом:            

-    порядковый номер в списке;

-        фамилия и инициалы автора;

-        название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);

-         место и год выпуска.

Например:

1.        Бочаров, И. Н. Кипренский [Текст] / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. – 2-е изд., знач. доп. – М. : Молодая гвардия, 2001. – 390 с., [24] л. ил. ; 21 см. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. : осн. В 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1009(809). – Библиогр.: с. 385–389. – 5000 экз. – ISBN 5-235-02408-7 (в пер.).

2.        Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов ; Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64, [3] с.; 22 см. – Рез.: англ. – Библиогр.:с. 60–65. – 200экз. – ISBN 5-201-14433-0.

         При ссылке на источник в тексте приводится порядковый номер и номер страницы использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, также возможно вынесение ссылки в нижнюю левую часть листа.

Например:

Приложение А. Структура собственности при плановой экономике [13, c. 363].

Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике [13, c. 385]

Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой [9 cс. 233, 311, 536, 679; 1; 22]

Литература

………

9. Малая Энциклопедия Стран, – Харьков: Торсинг, 2000 г.,719 с.

10. Маркс К. Капитал, – М.: Государственное Издательство Политической Литературы, 1954 г. т.1– 2

……..

13. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. И др. – М.: Политиздат, 1988. – 735 с

 Оформление работы

         Письменная работа выполняется на листах А4, на одной стороне листа. Кегль – Times, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5. Рекомендуемый объем :

Доклад -   3-5 листов формата А4;

Реферат – 10-15 листов формата А4

         

 При написании письменной работы  необходимо соблюдать следующие поля:

              - сверху 2 см

              - снизу   2 см

              - слева   3 см

              - справа 1,5 см

        Абзац должен начинаться с расстояния 3,5 см.

       Все страницы работы  нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис.  и  её номера. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:

 

Рис. 1. Экспериментальные данные по упругому рассеянию

протонов и результаты расчетов по оптической модели

         Цифровой материал  оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно после текста.  Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица».  Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не должна быть менее 8 мм, например:

Таблица 1

Характеристика процесса

Наименование

процесса        Виды деятельности        Количество         Единица измерения        Примечание

                                

                                

Безусловно, при написании курсовой работы или доклада недопустимо ограничиваться одними только учебниками или пособиями. Следует изучить многие источники, что позволит полнее представить рассматриваемую проблему. Курсовые работы (проекты) следует выполнять в строгом соответствии с методическими указаниями по выполнению курсовой работы (проекта).

2. Эффективные формы организации самостоятельной работы обучающихся

Среди многообразия форм организации самостоятельной работы следует выделить научно-исследовательский  и проектный виды деятельности как наиболее эффективные для формирования и активизации познавательной творческой самостоятельности обучающихся  образовательных учреждений, реализующих программы  среднего профессионального образования.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся

В связи с возрастанием требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников колледжей особое значение приобретает научно-исследовательская деятельность обучающихся, поскольку именно она позволяет сформировать такие качества личности, как творческая самостоятельность, критичность, независимость суждений, самостоятельность и системность мышления и т.д.

При проведении в образовательных учреждениях СПО научно-исследовательских работ должны ставиться задачи:

•        применение результатов научных исследований в учебном процессе;

•        сотрудничество с образовательными учреждениями более высокого уровня;

Для проведения исследовательской работы могут быть предложены следующие формы организации: научный кружок, научно-практическая конференция, проблемная (проектная) группа, исследовательская мастерская, исследование по личному научному плану, научный (проблемный) семинар, конкурсы, научно-исследовательские общества.

Ценность научной работы обучающихся зависит от полноты и качества изучения и критического анализа научной литературы.

Исследовательская работа включает в себя этапы:

•        подготовительный;

•        разработка и организация выполнения работы;

•        составление и оформление работы;

•        презентация результатов исследования.

Подготовительный этап заключается в изучении состояния вопроса.

Для этого обучающийся осуществляет подбор литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составляет библиографическую картотеку, выбирает источники, требующие детального изучения; проводит обобщение полученных сведений, составляет раздел «Состояние вопроса». Обычно вначале изучается необходимая литература и другие источники, опубликованные в текущем году, затем по реферативным журналам — материалы за предыдущие пять и более лет, Интернет используется для выполнения информационного анализа. При такой работе рекомендуется составление электронной картотеки. На карточку в картотеке заносятся:

•        заголовок;

•        текст из литературного источника;

•        ссылка на источник (автор, название произведения, название издания (книга, журнал), год издания, номер журнала, страни¬цы текста).

В результате подготовительного этапа составляется обзор литера¬туры, который должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях. Кроме того, на этом этапе формулируются цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.

На этапе разработки и организации выполнения работы обучающиеся проводят:

•        поиск аналогов научного и/или технического решения данной

проблемы;

•        анализ особенностей объекта исследования;

•        выбор и обоснование методов исследования при решении по-ставленных задач (теоретических, экспериментальных и др.);

•        организацию и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании).

Для этого обучающиеся совместно с руководителем разрабатывают календарный план-график хода исследования. Проведённая в ходе второго этапа работа позволяет уточнить цель, задачи и гипотезу ис-следования, скорректировать ожидаемые результаты.

Этап составления и оформления работы заключается в подготовке отчёта (доклада), реферата, творческой работы, дипломной выпускной работы, проекта и т.д.

Заключительный этап представляет собой презентацию результатов исследования. Сообщение должно включать в себя информацию о задачах работы, её актуальности, полученных результатах, а также выводы и предложения.

Проектная деятельность

Технология проектной деятельности, базирующаяся на активизации и интенсификации деятельности обучающихся, способствует эффективной реализации самостоятельной внеаудиторной работы в образовательном процессе.

Учебный проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение определённой системы умений и знаний на основе конкретных требований к качеству обучения.

Метод проектов имеет актуальные преимущества перед другими методами реализации самостоятельной работы:

•        получение навыков самостоятельного поиска и обработки необ-ходимой информации;

•        повышение мотивации к учёбе и выбранной профессии/специ-альности;

•        активизация познавательных интересов обучающихся;

•        повышение самооценки;

•        предоставление участникам проекта возможности самореализации;

•        развитие творческих способностей обучающихся;

•        вовлечение обучающихся в коллективную мыслительную дея-тельность;

•        развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;

•        получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

В основе любого проекта лежит какая-то значимая проблема, которую обучающиеся должны решить. Эта работа требует от них владения определёнными знаниями и умениями: интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анали-зировать её, делать выводы); коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс).

Проектная деятельность позволяет реализовать личностно ори-ентированный подход в обучении. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, продолжительности исполнения.

Выделяются следующие типы проектов:

исследовательские, твор¬ческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные (или информационные), практико-ориентированные (прикладные), монопроекты, межпредметные, проекты с открытой, явной координацией, проекты со скрытой координацией.

По количеству участников можно выделить проекты:

•        личностные (между двумя партнёрами, находящимися в разных профессиональных учебных заведениях, регионах, странах);

•        парные (между парами участников);

•        групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно с методической точки зрения правильно организовать групповую деятельность участников как в группе своих обучающихся, так и в объединённой группе участников проекта из различных учебных заведений системы СПО, региона, стран, и т.д. Роль преподавателя в этом случае особенно важна.

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом (индивидуально или в группе), не существует.

Структура проектной деятельности представляет собой многосту-пенчатую систему взаимосвязанных этапов. Причём структура проекта не зависит от его типа и практически одинакова. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта вне зависимости от его тематики.

Основные требования к учебному проекту:

1.        Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной социально значимой, исследовательской, информационной, прак-тической проблемы.

2.        Планирование участниками проекта действий по разрешению про-блемы.

3.        Исследовательский компонент в работе.

4.        Результатом работы над проектом является продукт.

5.        Представление продукта заказчику — презентация продукта и за¬щита самого проекта.

Таким образом, проект — это «5П»: проблема — планирование (про-ектирование) — поиск — продукт — презентация

Шестое П –«портфолио» - папка, в которой собраны рабочие ма-териалы проекта.      

В состав проектной папки («портфолио» проекта) входят:

•        паспорт проекта;

•        планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долго-срочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, -ежедневные планы).

В планах указываются:

•        индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;

•        промежуточные отчёты группы;

•        вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Интернета;

•        результаты исследований и анализа;

•        записи всех идей, гипотез и решений;

•        отчёты о совещаниях группы, проведённых дискуссиях, «мозго¬вых штурмах» и т.д.;

•        краткое описание всех проблем, с которыми приходится стал¬киваться проектантам, и способов их решения;

•        эскизы, чертежи, наброски продукта;

•        материалы к презентации (сценарий);

•        другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участни¬ки группы.

Грамотно составленная проектная папка позволяет:

•        организовать работу каждого участника проектной группы;

•        создать удобную информационную базу для работы над проек¬том;

•        объективно оценить ход работы над завершённым проектом;

•        судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта;

•        сократить время поиска информации при проведении в даль¬нейшем других, близких по теме проектов.

Заключение

•        Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в по-следнее время постоянно возрастает.

•        Перед педагогическими кадрами стоят задачи формирования условий для приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы.

•        Педагогическая деятельность преподавателей и мастеров произ-водственного обучения должна обеспечивать оптимизацию форм и методов организации самостоятельной работы обучающихся на ос-нове системы контроля за качеством её выполнения и доступного учебно-методического материала.

•        Использование разработанных методических рекомендаций поз-волит повысить эффективность самостоятельной работы обучающих-ся в образовательных учреждениях СПО, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний, освоению общих и професси-ональных компетенций.

Приложение 1

Примеры методических рекомендаций по выполнению самостоятельных работ обучающимися

Английский язык (специальность 100401 Туризм)

Самостоятельная работа №2 (2ч)

Тема: Выезд за границу

Цель: понять сущность и значимость будущей профессии (ОК 1),

систематизировать понятия в лексике по теме «Путешествие по городу»

 Задание: Составить глоссарий по теме «Путешествие по городу»

Пояснения к заданию: В учебном пособии Агабекян И.П. Английский для средних специальных заведений. Ростов Н/Д: «Феникс», 2010 на стр. 81 – 82 и 198 – 199 и в учебном пособии Т.А. Гончарова Английский язык для гостиничного бизнеса: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия»,

2007 на стр. 70 – 71, 79 – 81 и 100 – 101 вы найдёте слова  и выражения по теме. Правила оформления глоссария указаны в предисловии и в правилах выполнения самостоятельной работы.

Контроль: отчет в письменной или электронной форме

Самостоятельная работа №3 (2ч)

Тема: Выезд за границу

Цель: совершенствовать умение писать сочинение на заданную тему

Задание: Написать сочинение «Моя поездка зарубеж»

Пояснения к заданию: В учебном пособии Т.А. Гончарова. Английский язык для гостиничного бизнеса:учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений – М.:

Издательский центр «Академия», 2007 на стр. 61 – 64 вы найдёте слова и выражения по теме. Правила оформления сочинения указаны в предисловии и в правилах выполнения самостоятельной работы.

Контроль: отчет в письменной форме

Самостоятельная работа №4 (2ч)

Тема: Страноведение

Цель: использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5), систематизировать понятия в  лексике по теме, совершенствовать умение составлять презентации

Задание: Подготовить презентацию Великобритании

Пояснения к заданию: В учебном пособии Школьный англо-русский страноведческий словарь Великобритания,США, Австралия/ Автор-составитель И.М. Ошуркова –М:Дрофа, 2000 на стр. 64 -68 и в учебном пособии Агабекян И.П. Английский для средних специальных заведений. Ростов н/Д: «Феникс», 2010 на стр. 18 вынайдёте текст по теме. Правила оформления презентации указаны в предисловии и в правилах выполнения самостоятельной работы

Контроль:  представит презентацию в электронной форме

Раздел 2. Бухгалтерский учёт, его объекты и задачи

Тема:  Хозяйственный учёт, его сущность и виды

Самостоятельная работа №1 (2ч)

Цель: закрепление знаний о сущности хозяйственного учёта (ПК 1.2), его видах, измерителях, применяемых в учёте.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание.  Подготовка к зачёту.

Порядок выполнения задания

На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы необходимо подготовиться к зачёту, который состоит в том, что все студенты должны хорошо подготовиться по данной теме. Преподаватель на зачёте может спросить по данной теме любые вопросы в любой последовательности. Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по всем вопросам, выносимым на зачёт. Вопросы приведены ниже.

Вопросы для самопроверки и проверки

1.        Что представляет собой хозяйственный учёт?

2.        Какие существуют виды хозяйственного учёта?

3.        В чём заключается сущность оперативного учёта?

4.        В чём заключается сущность статистического учёта?

5.        В чём заключается сущность бухгалтерского учёта?

6.        Что представляет собой учетный измеритель?

7.        В чём измеряются объем и количество продукции?

8.        Что представляет собой условные измерители?

9.        Какие измерители применяются в учете?

10.        Для чего применяются натуральные измерители?

11.        Для чего нужны трудовые измерители?

12.        Для чего необходимы денежные измерители?

Самостоятельная работа №2 (2ч)

Тема:  Правовая основа бухгалтерского учёта

Цель: закрепление знаний о нормативных документах, применяемых в бухгалтерском учёте (ОК 4), формирование умений пользования справочной литературой.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание. Конспектирование Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учёте».

Порядок выполнения практического задания

На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы  студентам необходимо поработать с  Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учёте», а также необходимо законспектировать данный вопрос в своей тетради, которую потом обязательно нужно сдать преподавателю для проверки. Студентам необходимо   охарактеризовать статьи Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учёте».

Вопросы для самопроверки и проверки

1.        Для чего предназначен Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учёте»?

2.        Что представляет собой бухгалтерский учёт?

3.        Что относится к объектам бухгалтерского учёта?

4.        Какие существуют основные задачи бухгалтерского учёта?

5.        Что понимается под руководителем, синтетическим и аналитическим учётом, планом счетов бухгалтерского учёта, бухгалтерской отчётностью?

Отчет о работе: конспект Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учёте» выполняется в тетради для самостоятельных работ.

Самостоятельная работа №3 (2ч)

Тема: Объекты бухгалтерского учёта

Цель: закрепление знаний сущности и классификации объектов бухгалтерского учёта ( ПК 1.2, ПК1.3).

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание. Выполнить индивидуальные практические задания.

Порядок выполнения  задания

На основании основной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы необходимо выполнить индивидуальные практические задания № 1,2, которые отражены в учебнике Е.А Мизиковского на стр. 67.

Вопросы для самопроверки и проверки

1.        Что представляют собой объекты бухгалтерского учёта?

2.        Почему объекты бухгалтерского учёта имеют двойственный характер?

3.        На какие классификации разделяются объекты бухгалтерского учёта?

4.        На какие группы объектов подразделяется классификация хозяйственных средств по составу и функциональной роли?

5.        На какие группы объектов подразделяется классификация хозяйственных средств по источникам формирования?

Отчет о работе: индивидуальные практические задания выполняются в тетради для самостоятельных работ.

Самостоятельная работа №4 (4ч)

Тема:  Бухгалтерский баланс

Цель: формирование умений о заполнении бухгалтерского баланса (ПК 4).

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание 1. Выполнить индивидуальное практическое задание.

 Задание 2. На основании исходных данных, представленных в таблице 2, нужно распределить их в зависимости от признака деления хозяйственных средств по составу и функциональной роли, источникам формирования имущества. А также заполнить бухгалтерский баланс на начало отчётного периода.

Таблица 2

Состав имущества и источников его формирования

кондитерской фабрики «Лето» на 01 января  20_ г.

№ п/п        Наименование имущества и источников его формирования        Сумма, руб.

1.        Нематериальные активы        120 000

2.        Основные средства        1260 000

3.        Сырье и материалы        510 000

4.        Затраты в незавершенном производстве        340 000

5.        Готовая продукция        250 000

6.        Денежные средства в кассе        19 000

7.        Задолженность покупателей         190 000

8.        Денежные средства на расчетном счете        630 000

9.        Уставный капитал        1300 000

10.        Целевые финансирования и поступления        405 000

11.        Резервный капитал        180 000

12.        Нераспределенная прибыль отчетного года        12 000

13.        Задолженность по краткосрочным кредитам        860 000

14.        Задолженность поставщикам        457 000

15.        Задолженность работникам по оплате труда        89 000

16.        Задолженность органам социального страхования и обеспечения        16 000

ИТОГО        Определить

Порядок выполнения  заданий

1. На основании основной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы нужно сделать индивидуальное практическое задание № 3, которое отражено в учебнике Е.А Мизиковского на стр. 89.

2. На основании исходных данных, представленных в таблице 2, нужно распределить их в таблице 3 в зависимости от признака деления хозяйственных средств по составу и функциональной роли, источникам формирования имущества.

Таблица 3

Распределение хозяйственных средств по составу и источникам формирования кондитерской фабрики «Лето» на 01 января 20_г.

Хозяйственные средства по составу        Хозяйственные средства по источникам формирования

наименование        сумма, руб        наименование        сумма, руб

                        

                        

                        

                        

                        

ИТОГО        Определить        ИТОГО        Определить

После распределения  хозяйственных средств в таблице 3 заполнить бухгалтерский баланс на 01 января 20_г. и внести полученные результаты в таблицу 4.

Таблица 4

Начальный бухгалтерский баланс кондитерской фабрики «Лето»

на 01 января 20_ г.

Актив        Пассив

наименование

статей        номер счета        сумма, руб.        наименование

статей        номер счета        сумма, руб.

                                        

                                        

                                        

Баланс                Баланс        

Вопросы для самопроверки и проверки

1.        Что представляет собой бухгалтерский баланс?

2.        Из каких частей состоит бухгалтерский баланс?

3.        Что отражается в активе баланса?

4.        Что отражается в пассиве баланса?

5.        Что является основным элементом бухгалтерского баланса?

6.        Какое равенство обязательно должно соблюдаться в бухгалтерском балансе?

7.        В чём заключается назначение бухгалтерского баланса?

Отчет о работе: индивидуальные практические задания выполняются в тетради для самостоятельных работ

Самостоятельная работа по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Тема   «Глобальная сеть Интернет» – 4ч.

Данная самостоятельная работа относится к 3 уровню самостоятельной работы и ко второму типу: реконструктивно - вариативная самостоятельная работа и учит  обобщать полученные теоретические знания,  анализировать события, явления, факты, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию.

Цель: сформировать умения работать  с глобальной сетью Интернет

Формирование профессиональных и  общих компетенций:

1. ПК 1.1. –организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и  ремонту автотранспорта;

2. ОК4 - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения проф. задач, профессионального и личностного развития;

3. ОК5 - использовать ИКТ в проф. деятельности

Задания

1. Подготовить доклад по теме: «Современные сетевые технологии».

2. Подготовить презентацию по теме: «История развития сети Интернет».

Пояснения к заданиям

Выбор задания – на усмотрение студента. Требования к подготовке доклада и созданию презентации изложены выше, см. стр….

1. Доклад объемом не более 5 страниц должен быть распечатан и сдан преподавателю на проверку.  Выступление с докладом -  5 -7 минут.

2. Презентация  содержит не более 10-12 слайдов, выполненных в программе Power Point. Выступление с презентацией не более 5 минут.

Критерии оценки результатов выполнения данной  самостоятельной работы

При оценке  данной самостоятельной работы преподаватель руководствуется следующими критериями для выставления отметки:

1.  Теоретический материал по данным вопросам должен быть освоен в полном объеме и при вопросах преподавателя должны прозвучать четкие и конкретные ответы.

2. Полученные теоретические знания должны быть четко, кратко, конкретно и актуально изложены  как при выступлении с докладом, так и при демонстрации презентации.

3. Оформление доклада и презентации должно быть выполнено в соответствии с вышеизложенными требованиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования.

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы студентов и основные факторы, способствующие  ее активизации. Анализируются методологические подходы к организации самостоят...

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ЕН 02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические рекомендациипо организации и выполнению внеаудиторной   самостоятельной работы   студентов по дисциплине  ЕН 02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛ...

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП. 03 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Методическое  пособие содержит:пояснительную записку;методические рекомендации по выполнению и оформлению работ;набор заданий для организации самостоятельной работы;перечень литературы, которой м...

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП 08 Основы бухгалтерского учета

Данная разработка составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и б...

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю ПМ 06 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

В работе представлены разнообразные виды внеаудиторной самостоятельной работы в зависимости от поставленной цели:2 курс (Формирование умений работать с правовыми документами и литературой, развитие по...