игра "Морской бой"
презентация к уроку на тему

Сидорович Елена Валерьевна

материал предназначен для контроля знаний по теме "Электрическое поле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskoy_boy.docx62.56 КБ

Предварительный просмотр:

«МОРСКОЙ БОЙ»

по теме 3.1.

«Электрическое поле»

        Игра «Морской бой» теме 3.1. «Электрическое поле»

Цель: проверить у учащихся знания о эл.заряде и эл.поле, основных его свойствах, законе Кулона и умения  решать задачи и изображать эл.поле

Игра напоминает  игру «Морской бой», но

  • все корабли загаданы преподавателем                                                                                                                  
  • студенты,  работая на уроке в парах или индивидуально, по очереди, называют координаты и, если они обнаруживают корабль, получают вопрос.  Верный и полный ответ на вопрос оценивается двумя жетонами (неполный ответ – одним жетоном, а второй отдаётся паре, которая дополнила ответ)
  • игровое поле разделено на 3 части: в 1-ой  -  3-ей строчках поля находятся вопросы по теме: «Электрический заряд», в 4-ой и 5-ой строчках – вопросы по теме: «Электрическое поле», в 5-ой, 6-ой и 7-ой – вопросы по теме: «Проводники и диэлектрики в эл.поле» (т.е. студенты могут называть координаты в тех строчках, где прячутся вопросы из наиболее лёгкой для них темы)
  • если студенты «попали в шторм» - назвали координаты особого однопалубного корабля – вся группа делает остановку на 10-15 минут для решения задач, правильное  решение одной оценивается в 1 жетон

         В конце игры подводятся итоги: по количеству набранных за урок жетонов распределяются места и выставляются оценки:

за 1, 2 место – «5»,

за 3 и 4 место – «4»,

остальным – «3»,

но если  нет ни одного жетона – «2».

        Для игры  необходимо нарисовать на листе ватмана игровое поле и прикрепить его на доске, на нём учитель мелом будет отмечать координаты, названные учениками по ходу игры и можно раздать маленькие копии этого игрового поля с четвертинку тетрадного листа на каждую парту:

        А  Б  В   Г   Д  Е  Ж

                  А  Б   В   Г    Д    Е    

                                                                                                                                                     

Всего загадано 10 кораблей:              

   - 1 корабль

        - 2 корабля

        - 2 корабля

        -  5 кораблей , включая «шторм»

Студенты по очереди  по одному или партой называют координаты, отвечают на вопросы и получают жетоны за правильный ответ

                                          Вопросы и задания:

Электрический заряд

1.Как называется раздел физики, изучающий взаимодействие зарядов , находящихся в покое?

2.Фундаментальное понятие электродинамики

3. Скалярная физ.величина, характеризующая интенсивность электромагнитного взаимодействия

4. Чем протон отличается от электрона?

5. Как получить электрически заряженное тело?

6. написать формулу основного закона электростатики

7. Перечислить свойства электрического заряда

Электрическое поле

1.. Кто впервые ввел представления о эл.поле?

2. Какие заряды взаимодействуют с помощью эл.поля?

3. Назовите основную силовую характеристику эл.поля

4. Изобразите силовые линии эл.поля

5. В чем особенность линий напряженности  эл.поля?

Проводники и диэлектрики в эл.поле. Конденсаторы

  1. Этот термин ввел М.Фарадей.

Эти вещества используют для изоляции эл.цепей

К ним относят воздух, янтарь, фарфор

Эти вещества не проводят эл.ток

  1. Вещества, проводящие эл.ток
  2. Электрическая характеристика любого проводника
  3. Как называется система 2х проводников, разделенных слоем диэлектрика?

5. В каких единицах измеряется электроемкость?

6. Моно ли конденсатором заменить аккумулятор? Почему?                           

             «Шторм» - решение задач

  1. Определить силу взаимодействия 2х точечных зарядов  по 1*10-5 Кл каждый, находящихся на расстоянии 0,05м друг от друга в вакууме
  2. Два одинаковых металлических шарика зарядили одноименными зарядами +q и +4q, привели в соприкосновение, а потом развели. Чему стал равен заряд каждого шарика?
  3. Определить напряженность эл.поля, если на заряд 0,5*10-5 Кл действует сила 6,5 *10-5 Н
  4. Незаряженному проводнику сообщили заряд 2*10-8 Кл, при этом его потенциал стал равен 10В. Рассчитайте электроемкость проводника.

Когда все корабли обнаружены - игровое поле имеет такой вид:

А

Б

В

Г

Д

Е

ж

З

1

2

 3

4

5

6

7

8

        ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

        ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

ПРОВОДНИКИ И ДИЭЛЕКТРИКИ

Может оказаться на уроке и такая ситуация:

какой-то паре ни разу не повезет – студенты ни разу не угадают координаты кораблей, а изученный материал знают. Конечно, они смогут получить жетоны за решение задач. Но можно еще воспользоваться блиц-опросом (учитель читает вопросы, а ученики пишут ответы или работают устно,

затем все это проверяется и выдаются жетоны).

Блиц – опрос:

  • Вспомните происхождение термина “электрический заряд”.
  • Какие 2 рода электрических зарядов существует в природе?
  • Какое явление называется электризацией?
  • Каков характер взаимодействия зарядов?
  • Что такое электродинамика?
  • Каково строение атома?
  • Дайте формулировку определения электрического поля
  • Дайте буквенное обозначение заряда
  • Назовите единицу  измерения заряда
  • Чему равен элементарный заряд и какая частица имеет такой заряд?
  • Если ножовкой распилить лист какого-нибудь полимера, то опилки прилипнут к ножовке, к столу, на котором укреплена обрабатываемая деталь, и к другим предметам. Чем это объяснить?