Методическая разработка Открытого классного часа "Спасатели Вселенной"
классный час по теме

Попова Ирина Ивановна

Инсценировка по пьесе Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" ко Дню пожарной охраны России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Славянский сельскохозяйственный техникум»

ГБПОУ КК ССХТ

Методическая разработка

Открытого классного часа «Спасатели Вселенной»

Попова И.И.

г. Славянск-на-Кубани, 2017


Рассмотрено на заседании

цикловой методической комиссии

классных руководителей

протокол ____  от  __________

председатель цикловой комиссии

 __________________Занина Г.В.

В методической разработке описаны цели, мотивы, методика проведения классного часа в форме театральной постановки по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в группе 2ПБ2  специальности 20.02.04 Пожарная безопасность.

Приводится обоснование выбора данного вида воспитательной внеаудиторной деятельности, даются рекомендации  по всем этапам работы над созданием студенческого спектакля – от замысла до премьеры.

Автор рассказывает о духовно-нравственных проблемах современной молодежи,  о  способах их решения с помощью сценического искусства и обращения к классикам зарубежной литературы, видит перспективу развития.

Пособие адресовано классным руководителям ГБПОУ КК ССХТ.

Содержание

Введение

4

Основная часть

6

1. Романтик, мечтатель, защитник

6

2. Образы-символы в сказке «Маленький принц»

3. Планеты – философия жизни человека

8

10

4. Подготовка спектакля

Заключение

Список используемых источников

Приложение А Сценарий

Приложение Б Фотоочет

Приложение В Диск с видеопрезентацией спектакля и видеорепортажем

                          для сайта техникума.

13

17

19


Введение

Современная Россия характеризуется большими социальными изменениями, интенсивностью социально-экономических и социокультурных процессов, обострением проблемы формирования нравственных качеств молодого поколения. При этом моральное состояние молодежи имеет важнейшее значение для всего общества, так как определяет его нравственное здоровье и потенциальные возможности развития. Для современной молодежи характерны индивидуализм, рационализация мышления, определенная меркантильность, размытость нравственных ценностей. Навязывание бездуховности приводит к кризису нравственных идеалов молодых людей и сводит для многих смысл жизни к поиску сиюминутных удовольствий.

Одной из форм изменения состояния нашего общества и ценностных ориентаций молодых людей является воспитательный процесс, осуществляемый классными руководителями студенческих групп во время проведения классных часов. Классные часы позволяют ребятам в неформальной обстановке творить, создавать, узнавать и обсуждать. По мнению некоторых ученых, данные мероприятия выполняют несколько воспитательных функций: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую. Организации работы может иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста обучающихся, опыта классного руководителя и  условий образовательного учреждения. Это могут быть: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция, театральная постановка и т. п.

Классные часы с использованием элементов  сценического искусства оказывают огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки молодых людей. Если нравоучения и назидания, как правило, не трогают подростков, оставляют их безразличными, то яркие примеры героев постановок заставляют их задуматься и вызывают нужные эмоции. Ведь театр – это живое искусство, вот сейчас, вот тут актеры разыгрывают перед зрителями сцены из другой жизни, не такой, на первый взгляд, как настоящая. Но позже приходит понимание того, что это про тебя, про твою жизнь, про твоих близких и врагов, про твою страну, про мир вообще. О том, что надо дорожить своей любовью, своими близкими, помогать другим и быть честным.  «Хорошего театра много быть не может, да и вообще театра много быть не может, даже плохой театр лучше чего-нибудь другого хорошего». [13] 

При работе с подростками адаптацию к сцене лучше начинать с литературно-музыкальных композиций, позволяющих заниматься с обучающимися и художественным чтением, и пением, и танцем. То есть многими составляющими актерского мастерства.

Спектакль «Спасатели Вселенной» по произведению легендарного французского летчика, писателя и поэта Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как раз и является такой композицией. Эта поэтическая сказка приглашает  в захватывающее, полное приключений путешествие с маленьким мальчиком, который расскажет много важного и интересного – о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. Этот спектакль для взрослых, которые помнят, что они были детьми - и для детей, которые понимают все лучше, чем взрослые.

Цель: воспитание любви и доброго отношения к тем, кто рядом с нами.

Задачи: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя;  вывести нравственные правила поведения по отношению к себе и к окружающим.

Ожидаемые результаты:

  • формирование единой системы воспитания и обучения как важнейшего интегрирующего фактора успешной деятельности классного руководителя, ориентированной на личности обучающихся и их полноценное развитие;
  •  совершенствование структуры жизнедеятельности студенческой группы;
  • стимулирование через коллективную  творческую  деятельность познавательной активности обучающихся;
  • создание отношений сотрудничества, диалога, доброжелательности;
  • предоставление обучающимся свободы выбора видов деятельности.


Основная часть

1. Романтик, мечтатель, защитник

Для того чтобы разобраться и понять мысли, вложенные  Антуаном де Сент-Экзюпери в сказку «Маленький принц»,  необходимо изучить  биографию автора, ведь часто события, происходящие в жизни, заставляют браться за перо.

Писатель Сент-Экзюпери - поразительный пример единства творчества и собственной жизни. В своих произведениях он писал о полетах, о своей работе, о товарищах, о тех местах, где летал и работал и главное - о небе. Многие образы Сент-Экзюпери - это его друзья или просто знакомые люди. Все свои годы он писал одно-единственное произведение - его собственную жизнь. Неповторимый и загадочный Сент-Экзюпери завещал нам: «Ищите меня в том, что я пишу...». [12] 

Родился Антуан де Сент-Экзюпери 29 июня 1900 года  во французском городе Лионе, в аристократической семье провинциального дворянина.   Всё семейство души не чаяло в маленьком Тонио. Брат с сестрой прозвали его королем Солнце за облако вьющихся золотистых волос. Отец умер, когда Антуану было 4 года. Воспитанием маленького Экзюпери занималась мать.   В отличие от сверстников, был немного странным ребенком: подолгу мечтательно смотрел на звёзды, изучал различные механизмы и пытался приручать многочисленных животных, от крысы до кузнечика.  Человек необычайно яркой одарённости, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство - вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны».

Поворотным в судьбе Антуана стал 1921 год - тогда он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Год спустя Экзюпери получил удостоверение пилота. Он был назначен в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним произошла первая авиакатастрофа, Экзюпери получил черепно-мозговую травму. В марте его комиссовали. Экзюпери переселился в Париж, где и занялся литературой. [11]

Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл своё призвание - стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Вскоре его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби в городе Вилья-Бенс, на самом краю Сахары. В 1929 году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе. Здесь он написал свое первое произведение – роман «Южный почтовый».

В 1930 году Сент-Экзюпери был произведён в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга, потерпевшего аварию при перелёте через Анды. В том же году Сент-Экзюпери написал роман «Ночной полёт» и познакомился со своей будущей женой - Консуэло из Сальвадора.

У пилота и писателя Антуана было много романов, иногда он даже забывал имена своих девушек. Но ни одна не оставляла следа в его сердце. Он говорил: «Я ожидаю встретить девушку красивую и умную, и полную очарования, и весёлую, и успокаивающую, и верную, и …такую я не найду». Но его мечта сбылась. 

Экзюпери только купил своих любимых сигар и свежую газету, как началась перестрелка. Жители Буэнос-Айреса попрятались, а одна молодая женщина растеряно замерла на линии огня. Взгляды Консуэло и Антонио встретились. Он спас её. И влюбился с первого взгляда. Спустя неделю после происшествия, Антуан послал Консуэло признание в любви на девяти страницах, подписав его: «С вашего позволения, ваш супруг».

Консуэло Гомес Корилльо была не из робкого десятка. Друзья называли её «маленьким сальвадорским вулканом» за то, что она была непредсказуема. На один из светских раутов Консуэло явилась в лыжном костюме и горных ботинках, а затем и вовсе залезла под стол и провела остаток вечера там.  И в завершение, рассердившись на Антуана «за излишнее внимание к дамам», схватила стопку тарелок и принялась метать их в мужа. Гости были в шоке, но Антуан лишь улыбнулся. После того как тарелки закончились молодая парочка, как ни в чём не бывало, стала танцевать фокстрот. Антуана, любившего мечтать и смотреть на звёзды, всегда привлекало всё яркое и необычное. Поэтому он безумно любил Консуэло. Но всё хорошее быстро заканчивается. Начались серьёзные размолвки. Супруги несколько раз пытались развестись.

Антуан полностью отдавался работе. 29 декабря 1935 года на собственном самолете он предпринял попытку поставить рекорд при перелёте Париж-Сайгон, но потерпел аварию в Ливийской пустыне, вновь едва избежав гибели. Первого января Экзюпери и механик, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира.

Четвертого сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери явился по месту мобилизации и был переведён в авиачасть дальней разведки. Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном из писем в ноябре 1939 года он писал: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, - под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это». [12] 

С самого начала Второй мировой войны  Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов и был представлен к награде «Военный крест». В июне 1941 г. он переехал к сестре в неоккупированную фашистами зону, а позже переехал в США. Жил в Нью - Йорке, где в числе прочего в 1942 году написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц». В 1943 г. он вернулся в ВВС Франции и участвовал в кампании в Северной Африке.     31 июля 1944 года отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет - и не вернулся.

Антуан де Сент-Экзюпери - великолепный писатель, мыслитель-гуманист, замечательный патриот Франции, отдавший свою жизнь борьбе против фашизма. Мастер точного слова, художник, запечатлевший в своих книгах красоту земли и неба и каждодневный труд штурмующих небо людей, писатель, прославивший стремление людей к братству и воспевший теплоту человеческих связей, Сент-Экзюпери с тревогой смотрел на то, как уродует души капиталистическая цивилизация, с гневом и болью писал о чудовищных преступлениях фашизма. И не только писал. В грозный для Франции и всего мира час он, гражданский летчик и прославленный писатель, сел за штурвал боевого самолета. Боец великой антифашистской битвы, он не дожил до победы, не вернулся на базу с боевого задания. Через три недели после его гибели Франция праздновала освобождение своей земли от гитлеровских оккупантов... 

2. Образы-символы в сказке «Маленький принц»

«Маленький принц» - философская сказка, поэтому за простым сюжетом скрываются глубокие мысли. Автор затрагивает такие вечные темы, как добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть: помогают Антуану в выражении собственных мыслей такие художественные средства, как метафора, иносказание, символы и прочее. [5]

Летчик, один из главных героев сказки, рассказывает историю из детства про нарисованного удава, проглотившего слона. К сожалению, взрослые  не разглядели на рисунке всей трагедии ситуации и подумали, что изображена просто шляпа.

Люди на мир смотрят глазами поверхностно, и это приводит к вечной проблеме поколений. «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» - взрослые и дети не понимают друг друга.  Маленький принц, увидев рисунок, сразу все понял и попросил нарисовать барашка. Один за другим изображения животного  отвергались - выходили то хилыми, то большими, то старыми. И тогда летчик нарисовал ящик с условным барашком внутри. Получив свободу фантазии, Маленький принц, мгновенно одобрил рисунок.

Взаимопонимание между  взрослым и ребёнком было установлено.  Понять ребенка – это так важно!

Образы в сказке символичны. Маленький принц, Лис, Роза, пустыня, баобабы… Что они означают? Маленький принц символизирует человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. [14] В скитаниях Маленький принц встречается с людьми – сплошь эгоистами, подверженными мелочным страстям. А потому пустыня – символ духовной жажды. Она прекрасна, в ней таятся родники, найти которые человек может лишь сердцем. Сюжеты сказок, любимых с детства, развиваются в обитаемых людьми горах, лесах, побережьях морей и океанов. В сказке Сент-Экзюпери пустыня и звезды. Все знают,  что человек в экстремальной ситуации, пребывая  на волоске от смерти, заново переживает и переосмысливает свою жизнь, сурово оценивает ее, вычленяя самое ценное, настоящее и  пытается освободиться от лишнего и ненужного. Сама жизнь воспринимается по-новому: это – главное, а это – случайно. Потерпевшему среди мертвой пустыни аварию пилоту  понять жизненные истину и ложь помогает Маленький принц, пришелец с другой планеты. Значение данного образа в произведении сверхважно – ребенок помогает взрослому увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Детство с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств является основой сказки-повести. Разочаровавшийся в личных отношениях Экзюпери,  вводит в произведение образ Розы – символа любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. И только лишь после разговора с Лисом ему открылась истина – красота прекрасна, когда она наполнена  смысловым содержанием.

Антуан де Сент-Экзюпери акцентирует внимание на предпочтениях взрослых цифрам, точным расчетам в ущерб красоте. А числа, как известно, ассоциируются с бесчувственностью и сухостью.

Зло, вроде и маленькое, внутри отдельно взятых людей или жителей планет, отражает всевозможные пороки человечества. У каждого, пусть крохотная, но своя территория, отгороженная от мира. Ничего ни от кого не нужно. Важные и самодостаточные. А на самом деле – смешные, не понимающие истинной красоты, любви и дружбы.

Баобабы – символ грехов, приводящих к бедам, катаклизмам, войнам.  «Есть хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы» пишет Антуан де Сент-Экзюпери. Так и в душах людей - есть хорошие  и плохие качества. Маленький росток - грех, не вырванный вовремя - растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое. «Берегитесь баобабов!» — заклинает писатель, видевший все ужасы фашизма. Нужно взращивать добрые семена, чтобы не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что делает людей неспособными ко злу и насилию. Избавиться от массовой жестокости можно, если каждый человек будет заботиться о собственной душе.

3. Планеты – философия жизни человека

В основу композиции сказки положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча Маленького принца со «взрослыми». Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями астероидов становится уроком одиночества.

Первая планета, которую посетил Маленький принц, принадлежала Королю. [9]  Экзюпери не против власти, просто он напоминает правителям мира о том, что они должны быть мудрыми и что власть должна опираться на закон. Король маленького астероида добр и понимает, какие можно отдавать приказания, а какие нет, но всё же он выглядит смешным и быстро наскучивает Маленькому принцу. Правители должны менять мир к лучшему. Вместе с властью им даются большие возможности. А Король из «Маленького принца» ничего не делает, кроме как отдает, хоть и правильные по сути, но глупые ненужные приказания. Бесцельное правление  приводит к властолюбию, черствости, физической и душевной статике.

На второй планете Маленький принц встречает Честолюбца, который радуется, если кто-то восхищается им, хотя ничего не умеет, кроме как кланяться, если ему хлопают в ладоши. Честолюбие – порок бессмысленный, губящий душу. Люди, стремящиеся к славе и почёту, становятся самовлюблёнными. Честолюбцев не волнуют проблемы других, они никого, помимо себя не слышат и в этом проявляется их чёрствость.

Третья планета - жилище Пьяницы. Его жизнь, так же как и у Честолюбца, вовсе лишена смысла. Он просто прожигает жизнь, тратя её на бесполезное пьянство. Этот человек совершенно запутался.  Он пьёт, чтобы забыть, что ему совестно пить. Полное отсутствие смысла жизни делает обитателя планеты жалким.

Самым страшным по нравственным параметрам оказывается  представитель «бизнеса» - Деловой человек, душа которого настолько омертвела, что он не видит окружающую его красоту многочисленных звезд. Но даже как делец он глуп и смешон - всю жизнь только и делает, что считает звезды, а для чего не знает. Дело полезно лишь тогда, когда оно совершается с какой-либо благой целью. Деловому человеку некогда мечтать,  гулять, некогда даже чиркнуть спичкой, чтобы зажечь сигарету. Робот, а не человек, поэтому его душа самая чёрствая. Пусть Король и Честолюбец живут бессмысленно, но они хотя бы мечтают. Король о власти, честолюбец о славе. При всей трагичности ситуации Пьяница сохранил одно человеческое качество – стыд. У него ещё есть шанс возродиться, найти смысл жизни. У Делового человека такого шанса уже нет.

На следующей планете, которую посетил Маленький принц, жил Фонарщик. Единственный, кто делает свое дело. «...Вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе», - так рассуждает малыш. И действительно, Фонарщик, не зная ни сна, ни отдыха трудится, не предаёт своего дела. Но и он становится нелепым, потому что никто не замечает его стараний. Обитатели Вселенной слишком заняты собой. «Когда он зажигает фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Речь идет о внутренней, душевной красоте человеческих поступков и их оценке другими людьми.  Чтобы работа не превращалась в механические действия, она должна приносить пользу людям и быть по достоинству оценена.

Далее Маленький принц  попадает на планету Географа, никогда не путешествовавшего, ничего не видевшего, но при этом пишущего книгу. О чем она? Вряд ли в ней увлекательные истории экспедиций, которые можно было бы рассказать своим детям или внукам. Всю жизнь трудился не покладая рук. Но к чему привела эта работа Географа? Он не знает, есть ли горы и моря на его родной планете. В разговоре с Географом затрагивается тема недолговечности  прекрасного. Маленький принц впервые жалеет о том, что покинул свою Розу. Он понимает, что она беззащитна. Антуан де Сент-Экзюпери устами героя сказки призывает людей как можно бережнее относится друг к другу, защищать друзей и близких, не оставлять их в тяжёлые моменты жизни.

По совету Географа Маленький принц летит на Землю. «Земля планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев итого около двух миллиардов взрослых». Эта статистика выражает всю глобальность пороков человечества, а также подчёркивают отношение автора к современному миру. Для Экзюпери он мелочен и драматичен. Первой на Земле Маленький принц встречает Змею. Говорят не долго, понимая друг друга без слов. Маленький принц просит Змею указать дорогу к людям. Змея отвечает, что среди людей так же одиноко, как в пустыне. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание человеческой судьбы. Змея знает, что Маленький принц никогда не станет взрослым, что добровольно обрёк себя на одиночество в толпе и ему не найти человека, который бы понял его до конца. У Маленького принца  есть только Любовь, которая делает его тся гораздо мудрее многих взрослых. На Земле малышу придется принять самое важное решение в жизни – вернуться домой. Змея обещает помочь с помощью собственного яда.

Но перед возвращением Маленький принц пройдет через жестокое испытание – он увидит множество роз. «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза». От разочарования Маленького принца спасет Лис.

Издавна в сказках  лис является символом мудрости и  знания жизни. Благодаря беседам с Лисом Маленький принц находит то, что искал. К нему возвращаются ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить.

Сент-Экзюпери затрагивает тему нелюбви, одиночества и непонимания в космическом масштабе. Так не должно быть. От одиночества человек умирает морально. Одинок, никем не понят и сам автор сказки – потерпевший аварию пилот. Его одиночество среди людей близко одиночеству Маленького принца. Увидеть слона в удаве под силу лишь людям с открытым и чистым сердцем. Именно поэтому так легко и быстро Маленький принц обретает друга в лице автора. Они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Маленький принц не сразу, но поймет главное – то, что он ищет на разных планетах, есть  у него дома. Просто на мир нужно смотреть не только глазами, но сердцем, как советовал Лис. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.». Если бы все люди поняли эту простую истину, то можно было бы избежать и человеческого одиночества, и понять что же такое любовь и дружба, научиться видеть и ценить прекрасное, а также понять, что в жизни действительно важно, а что совершенно бесполезно.

Открыв свои сердца, летчик с Маленьким принцем находят воду. Символ  жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, дает возможность возрождения. Люди, умирающие от духовной жажды, опустошенные войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом, могут быть спасены. Маленький принц, не испытывающий жажды, тоже пьет воду, которая «… родилась из долгого пути под звёздами…как подарок сердцу». Маленький принц пьёт  воду, наполненную смыслом.

А на прощание Маленький принц дарит автору и всем нам звезды, которые будут смеяться каждый раз при взгляде на ночное небо. Это подарок, который можно увидеть лишь сердцем.

4. Подготовка спектакля

Подготовка спектакля делится на несколько этапов: от зарождения художественного замысла до его реализации в  оформлении сценической площадки  и актерской игре артистов. [1] Конечно, спектакль в рамках учебной аудитории ограничен в материально-технических возможностях, однако это не умаляет ценность его эмоционально-психологического значения для зрительской аудитории. Материально-техническая база, конечно, нужна, но гораздо важнее предварительная подготовка, осуществляемая режиссером (классным руководителем) и актерским коллективом.

 Этапы подготовки спектакля:

  1. Знакомство с драматургией литературного произведения.
  2. Составление «событийного ряда» произведения.
  3. Составление «биографии» каждого персонажа.
  4. Создание эскизов костюмов персонажей к спектаклю.
  5. Составление «постановочного плана» спектакля.
  6. Организация репетиционного процесса в аудитории.
  7. Составление «плана-схемы» освещения спектакля.
  8. Составление плана звукового оформления спектакля.
  9. Организация репетиционного процесса на сцене.

Знакомство с драматургией литературного произведения представляет собой первоначальное изучение всеми участниками будущего театрального действа литературного текста произведения. Тщательное изучение монологов и диалогов персонажей, анализ их взаимоотношений друг с другом необходимо для подготовки роли. Обучающимся, задействованным в подготовке спектакля, следует продемонстрировать профессиональную театральную постановку того произведения, которое им предстоит поставить. В целях развития артистического воображения молодых людей делать это необходимо после того, как литературный текст будет хотя бы единожды ими прочитан. Посмотрев аудио- или видеозапись, в первую очередь начинающий актер невольно будет стараться подражать увиденному и услышанному, не сформировав в сознании собственное представление о внешнем и внутреннем облике исполняемого им персонажа. Проще говоря, на суд широкой публики может явиться «шаблонная» актерская игра, а не собственное творчество подростков. Это тупиковый путь, который может дать кратковременный результат для одноразовой постановки, но не для развития актерских способностей обучающегося.

«Событийный ряд» – это набор ключевых событий в тексте литературного произведения, влияющих на его драматургию. Главная роль в создании «событийного ряда» студенческого спектакля отводится тому человеку, который берет на себя обязанность режиссера, то есть на классного руководителя. К обсуждению могут привлекаться и актеры (обучающиеся). Чем больше творческих идей относительно каждого события будет задействовано, тем выше шанс артиста найти точную реакцию своего персонажа в основных смысловых моментах сценического действа. В режиссерской практике принято характеризовать название ключевых событий наиболее краткими и емкими формулировками, способными максимально точно настроить актера на нужный эмоциональный лад и подсказать ему варианты создания элементов пластического взаимодействия (жесты, телодвижения и др.) с партнерами по мизансцене.

 Пример составления «событийного ряда» спектакля на основе текста сказки «Маленький принц».

 Действующие лица: 1) 1-ый Ведущий; 2) 2-ой Ведущий; 3) Автор; 4) Принц; 5) 1-ая Роза; 6) Король; 7) Честолюбец; 8) Пьяница; 9) Деловой человек; 10) 1-ый Чтец; 11) Фонарщик; 12) 1-ый Географ; 13) 2-ой Географ; 14) Змея; 15) 2-ая Роза; 16) Лис; 17) Исполнитель песни.

Исходное событие: поздравление офицеров Ресурсного центра «Спасатель» с наступающим профессиональным праздником.

Явление 1.

Событие № 1: Все родом из детства.

Событие № 2: Спектакль – подарок.

Событие № 3: Призыв к пониманию.

Событие № 4: Благодарность офицерам.

Явление 2.

Событие № 5: Шляпа?

Событие №6: Поломка самолета.

Явление 3.

Событие № 7: Барашек.

Событие № 8: Баобабы.

Событие № 9: Роль шипов.

Явление 4.

Событие № 10. Танец 1-ой Розы и Принца и т.д.

«Биография» каждого персонажа. Актер совместно с режиссером должен ответить на определенные вопросы, имеющие большое смысловое значение для характеристики внутреннего и внешнего облика персонажа. Так как время и место действия определено автором произведения довольно точно – пустыня Сахара, 1942 год, начало Второй мировой войны, режиссеру и актерам следует изучить данный исторический период, чтобы получить представление о жизни героев постановки. Детальный анализ поможет обучающимся найти верный художественный образ своего персонажа, осмыслить его и потом с помощью актерской игры воплотить на сцене. Пример составления «биографии» персонажа. Автор – французский летчик.

Для того чтобы понять внутренний характер данного героя сказки, необходимо понять, чем он занимается. Автор совместно с механиком в 1935 году на собственном самолете выполнял перелет Париж-Сайгон. В результате аварии в небе над Ливией самолет был вынужден совершить посадку в пустыне Сахара. Умирающие от жажды пилот  и механик были спасены бедуинами.

Автор  в детстве  из-за отсутствия понимания со взрослыми  отказался от карьеры художника  и стал летчиком. Долгое время он жил в одиночестве.

Эскизы костюмов персонажей к спектаклю. В процессе поиска внешнего облика персонажей обучающимся следует изучить изображения людей,  служащих в ВВС Франции накануне Второй Мировой Войны, отраженные на  фотографиях. Это расширит кругозор начинающих актеров и даст им вектор для размышлений в области поиска верных пластических решений мизансцен (жесты, движения и др.). На изображениях вышеуказанного исторического периода можно заметить множество деталей точно характеризующих внешний облик  французских летчиков. Важно помнить, что для студенческой постановки необязательно шить костюмы. С помощью характерных деталей можно выполнить достаточно точную стилизацию внешности персонажей. Желательно предложить студентам самим нарисовать эскизы костюмов персонажей сказки, а затем можно организовать выставку работ. По наиболее удачным эскизам создаются сценические костюмы.

В «постановочный план» спектакля обычно входит перечень декораций, костюмов и другого театрального реквизита, характеризующих атмосферу времени и действия вокруг персонажей, а также их внешний облик. Режиссеру спектакля следует назначить ответственного за реквизит в процессе репетиций в учебной аудитории и в день спектакля. Количество театрального реквизита, необходимого для проведения спектакля, напрямую зависит от материальных возможностей. Однако стоит помнить, что сценическое решение любой театральной постановки можно решить минимальными средствами. Не стоит стремиться к излишкам сценического оформления, т. к. основу театрального действа прежде всего составляет живая актерская игра, отсутствие которой невозможно скрыть за костюмами и декорациями.

Репетиционный процесс в учебной аудитории включает в себя читку ролей актерами, задействованными в спектакле и проработку ключевых мизансцен. В процессе чтения вслух роли начинающие актеры запоминают текстовый материал, привыкают к звучанию своего голоса в камерном пространстве, а также совместно с режиссером находят в творческом поиске интонации, точно характеризующие внутренний облик персонажа. После того как все участники выучат роли «на память», следует приступать к проработке ключевых мизансцен сказки. Совместно с режиссером ребята продумывают оптимальные жесты и телодвижения персонажей, необходимые для каждого сценического действия.

«План-схема» освещения спектакля. Наряду с «постановочным планом» режиссер разрабатывает «план-схему» освещения того помещения, где будет ставиться. Необходимо оптимально разместить на эскизе все имеющееся световое оборудование. На основе «событийного ряда» сказки режиссер должен прописать, как меняется освещение от действия к действию, от явления к явлению. Назначить ответственного за освещение в процессе репетиций  и в день спектакля. Пример: в распоряжении режиссера общее освещение учебной аудитории, два настольных электросветильника, рассеиватель света, создающий эффект звездного неба и светильник со свечой. Оптимальное расположение настольных электросветильников – ровно в ряд параллельно всей длине подиума учебной аудитории, рассеиватель устанавливается на противоположной сцене стороне.  Явление 1. Поздравление офицеров учебного центра. Включено общее освещение.  Явление 2. Авария самолета в Сахаре. Общее освещение и рассеиватель выключены. Настольные электросветильники включены.  Явление 3. Появление Маленького принца. Освещение без изменений. Явление 4. Дополнительно включается рассеиватель.

План звукового оформления спектакля. На основе «событийного ряда» сказки режиссер должен прописать, как меняется музыкальное и звуковое оформление спектакля (будут ли актеры, исполняющие роли, петь или танцевать) от явления к явлению, назначить человека, исполняющего обязанности звукорежиссера в процессе репетиций в учебной аудитории и в день спектакля. Также необходимо составить перечень звукового оборудования, задействованного на протяжении театрального действа (колонки-мониторы.

Репетиционный процесс на сценической площадке представляет собой завершающий этап в подготовке спектакля. Прорабатывая с актерами ключевые мизансцены, режиссер должен проверить слаженность работы всего актерского коллектива и ответственных за театральный реквизит, освещение и музыкальное оформление спектакля. Если все этапы подготовки сказки были выполнены участниками театрального действа качественно, то это приведет к положительному результату во время показа спектакля публике. Богатый сценический опыт, полученный в процессе актерской игры, пригодится обучающимся в дальнейшей жизни, даже если они не будут связывать свою профессиональную карьеру с театральным искусством. Умение выступать перед широкой аудиторией – тоже своеобразная актерская игра, и воспитать его в себе можно таким интересным творческим способом.


Заключение

 

Театральные постановки являются отличным вариантом для внеклассных занятий. Они способствуют общему развитию обучающихся, а также позволяют  максимально использовать их творческие способности. Здесь важен не конечный результат, то есть само выступление, а процесс подготовки - репетиции, моменты перевоплощения и переживания. Именно в процессе работы над конкретной ролью и образом развиваются личностные качества подростков, их символическое мышление, эмоции, а также происходит усвоение конкретных ролей социального характера.

Сцена воспитывает уважение к труду, формирует представления о честности, справедливости, доброте, позволяет молодым людям примерять несвойственные им роли, дает новые умения и навыки. В процессе репетиций и подготовки к спектаклю  ребята  совершенствовали навыки общения, умения работать в группах и парах, импровизировать и быть естественными в любой ситуации. Однокурсники лучше узнали друг друга, их отношения выстраивались на взаимодоверии и взаимопомощи, и все это способствовало большему сплочению коллектива.

Инсценировка сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»  позволила постигнуть  тонкие истины человеческого существования. Чтобы быть счастливым, не обязательно  куда-то идти и что-то искать. Достаточно просто участвовать в подготовке спектакля, приходить на репетиции, ведь счастье – это возможность находиться рядом с  друзьями, близкими, любимыми людьми.

Реализация театрализованного проекта «Спасатели Вселенной» раскрыла смысл сказки «Маленький принц»:

  • нужно думать и помнить не только о себе, но и о других, обязательно стараться понять каждого человека, прислушиваться к нему;
  • не позволять себе поддаваться порокам, задумываться над каждым своим действием, и делать лишь то, что принесёт настоящую пользу;
  • не создавать себе ложных сомнительных идеалов и увлечений;
  • заботиться о своей душе, не позволять ей омертветь и превратиться в камень;
  • бороться со злом, которое существует в этом мире, всеми силами, которыми обладаешь;
  • видеть прекрасное: не внешнюю красоту, а внутреннюю;
  • никогда не забывать о том, что на самом деле является важным: дружба и любовь.

Список используемых источников

  1. Анестратенко М.В. Постановка театра в школе: основы сценарной драматургии [Электрон.ресурс]. - Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/60166-qqe-16-m7-postanovka-spektaklya-v-shkole-osnovy-stsenarnoy-dramaturgii?ustp=W.
  2. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма / А. Буковская. - М.: Радуга, 1983.
  3. Грачев Р. Писатели Франции / Р. Грачев. - М.: Просвещение, 1964.
  4. Григорьев В.П. Антуан де Сент-Экзюпери / В.П. Григорьев. - Л.: Просвещение, 1973.
  5. Губман Б.Л. Истина для человека - это то, что делает его человеком [Предисловие] // Сент-Экзюпери А. Маленький принц и другие произведения. - М.: Высшая школа, 1992.
  6. Гурков А.Н. Театр в школе / А.Н. Гурков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
  7. «Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери [Электрон.ресурс]. - Режим доступа: http://bibliotekar.ru/09-8.htm.
  8. Моруа А. Сент-Экзюпери // Моруа А. Литературные портреты. - М.: Прогресс, 1970.
  9. Проблема изучения сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" в философском аспекте http://studbooks.net/773181/literatura/problema_izucheniya_skazki_antuana_de_sent-ekzyuperi_malenkiy_prints_v_filosofskom_aspekte.
  10. Сент-Экзюпери А. Маленький принц: Сказка /Антуан де Сент-Экзюпери. –  Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, 1982.
  11. Сент-Экзюпери, Антуан де [Электрон.ресурс]. - Режим доступа: ttps://ru.wikipedia.org/wiki/
  12. Сент-Экзюпери А. Собрание сочинений в 3 томах / Антуан де Сент-Экзюпери. – Рига: Полярис, 1997.
  13. Театральный кружок в школе: программа, план, описание и отзывы [Электрон.ресурс]. - Режим доступа:   http://fb.ru/article/223860/teatralnyiy-krujok-v-shkole-programma-plan-opisanie-i-otzyivyi.
  14. Философский смысл сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери [Электрон.ресурс]. - Режим доступа: http://freepapers.ru/9/filosofskij-smysl-skazki-malenkij-princ/241589.1630709.list1.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Отношение к природе и животным как нравственная проблема»

Целью открытого классного часа на тему:"Отношение к природе и животным как нравственная проблема" способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.- формировать негативную ...

методическая разработка открытого классного часа на тему:«Далекому прошлому верность храня»

Данная методическая разработка  предназначена для классных руководителей и призвана помочь им в подготовке и проведении воспитательного классного часа в учебной группе среднего специального...

Методическая разработка открытого классного часа Любить человечество легко, любить человека трудно

Методическая разработка  открытого  классного часа  "Любить человечество легко, любить человека трудно"  сделана по материалам окрытого классного часа в группе 2 курса по специальн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Православные традиции. Пасха».

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей всех курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – приобщение студентов к исторической вере отцов, традициям...

Методическая разработка открытого классного часа в группе 4 « М» на тему: «Завтра начинается сегодня или на пороге взрослой жизни».

Цель: создание условий для формирования у  выпускников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения....

Методическая разработка открытого классного часа "Моя профессия - лучшая"

Дорогие ребята! Классный час на тему «Моя профессия - лучшая» проводится с целью знакомства с профессией банковского работника.В данной работе дается описание структуры и специфики работы в банке...

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Как правильно дружить».

Методическая разработка классного часа.Форма проведения – беседа.Цели:1.        Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;2....