Рабочая программа Техническая механика с основами технических измерений
рабочая программа

Беляев Виктор  Николаевич

Программа предназначена для подготовки по профессии Мастер сельскохозяйственного производства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.03_18.docx44.07 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РМ

ГБПОУ РМ « Атяшевский аграрный техникум»

                                                                                     Утверждаю

                                                                                        Директор ГБПОУ РМ

                                                                                               «Атяшевский аграрный техникум»

                                                                                      _____________ А.И.Петрушкин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП 03 «Техническая механика с основами технических измерений»

2018 г.


        Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»

 

Организация-разработчик:  ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»

Разработчики: Беляев В.Н.,  преподаватель спецдисциплин.

 

Рекомендована методической комиссией специальных дисциплин, протокол №2 от 05.09.2018 г

 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ        РАБОЧЕЙ        ПРОГРАММЫ        УЧЕБНОЙ        4
    ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ        5
    ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ     РЕАЛИЗАЦИИ     РАБОЧЕЙ     ПРОГРАММЫ        14
    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ    И    ОЦЕНКА    РЕЗУЛЬТАТОВ    ОСВОЕНИЯ        18
    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения  программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

 Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:

-в дополнительном обучении рабочим профессиям по специальности Водитель автомобиля, Слесарь по ремонту сельскохозяйственного производства, Электросварщик.

Опыт работы не требуется

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

OK 2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 3. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 4. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ПК 1.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

ПК 1.2. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.

ПК 2.1. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных.

ПК. 2.4. Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и механизированных фермах.

ПК 3.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.

ПК 3.2. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.

ПК 4.1. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 4.2. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 4.5. Работать с документацией установленной формы

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

 уметь:

- определять материалы и их свойства;

- выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов;

- соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, шабрении, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании;

- подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные виды металлических и неметаллических материалов;

- основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов;

- о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ;

- особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту;

- особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства;

- виды обработки металлов и сплавов;

- основные виды слесарных работ;

- правила техники безопасности при слесарных работах;

- правила выбора и применения инструментов;

- последовательность слесарных операций;

- приемы выполнения общеслесарных работ;

- требования к качеству обработки деталей;

- виды износа деталей и узлов;

- свойства смазочных материалов.

1.4.    Рекомендуемое    количество    часов    на    освоение    программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часов

самостоятельной работы обучающегося        27 часов

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел.1 Теоретическая механика

16

Введение

Техническая механика и ее место среди естественных и технических наук. Основные исторические этапы развития механики.

1

1

Тема 1.1 Основные понятия и аксиомы статики

Предмет статики. Основные понятия статики. Абсолютно твердое тело, сила, эквивалентная система сил, равнодействующая, уравновешенная система сил, силы внешние и внутренние. Аксиомы статики. Связи и реакции связи.

1

2

Практические занятия.

1

Определение неизвестных реакций связей с помощью геометрического и аналитического условий равновесия.

Тема 1.2 Плоская система сходящихся сил

Геометрический и аналитический способы сложения сил. Сходящиеся силы. Равнодействующая сходящихся сил. Геометрическое условие равновесия системы сходящихся сил. Аналитические условия равновесия пространственной и плоской системы сил.

1

2

Практические занятия.

1

Определение равновесия системы пар сил.

Тема 1.3 Плоская произвольная система сил

Алгебраическая величина момента силы. Вычисление главного вектора и главного момента плоской системы сил. Аналитические условия плоской системы сил, три вида условий равновесия. Условия равновесия плоской системы параллельных сил. Сосредоточенные и распределенные силы. Силы равномерно распределенные по отрезку прямой и их равнодействующая.

1

2

Практические занятия.

1

Определение равновесия системы сил для тел с идеальными связями всех видов и всеми видами нагрузок.

Тема 1.5 Пространственная система сил

Момент силы относительно оси. Зависимость между моментами силы относительно центра и относительно оси, проходящей через этот центр. Аналитические формулы для вычисления моментов силы относительно трех координатных осей. Частные случаи приведения пространственной системы сил.

1

2

Практические занятия.

1

Определение момента силы относительно оси.

Тема 1.6 Центр тяжести тел

Центр параллельных сил. Формулы для определения координат центра параллельных сил. Центр тяжести твердого тела. Координаты центров тяжести однородных тел (центр тяжести объема, площади, линии). Центр тяжести дуги окружности, треугольника и кругового сектора.

1

2

Практические занятия.

1

Определение центра тяжести объемных, плоских тел и линий.

Тема 1.7.Простейшие движения тел

Поступательное движение твердого тела, его свойства. Вращательное движение твердого тела вокруг не подвижной оси. Уравнение вращательного движения. Средняя угловая скорость в данный момент. Частота вращения. Единицы угловой скорости и частоты вращения, связь между ними. Линейные скорости и ускорение точек вращательного тела.

1

2

Тема 1.9 Сложное

Переносное, относительное и абсолютное движение точки. Теорема о сложении скоростей.

1

2


движение точки

Практические занятия.

1

Определение скоростей переносного, относительного и абсолютного движений точки.

Тема 1.10Метод кинетостатики

Понятия о свободной и несвободной точке. Понятия о силе инерции. Силы инерции при прямолинейном и криволинейном движении материальной точки. Принцип Даламбера, метод кинетостатики.

1

2

Практические занятия.

1

Определение сил инерции и величин её составляющих.

Самостоятельные работы: выполнение домашних заданий по разделу 1

10

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Основные виды связи: гладкая плоскость, поверхность и опора, гибкая нить, цилиндрический шарнир (подшипник), сферический шарнир (подпятник), невесомый стержень, реакции этих связей. Теорема о равновесии трех непараллельных сил. Статически определяемые и неопределяемые системы. Аналитические условия равновесия произвольной пространственной системы сил. Определение скорости и ускорения точки по их проекциям на координатные оси. Выражение скорости, нормального, касательного и полного ускорений вращающегося тела через его угловую скорость и угловое ускорение.

Раздел. 2 Сопротивление материалов

18

Тема 2.1 Основные положения

Основы сопротивления материалов, понятие о расчетах на прочность, жесткость, устойчивость. Классификация нагрузок. Основные гипотезы и допущения о свойствах деформируемого тела, характеристика деформации. Принцип независимости действия сил. Метод сечений. Применение метода сечений для определения внутренних силовых факторов, возникающих в поперечных сечениях бруса. Напряжения-полное, нормальное, касательное.

1

2

Практические занятия.

2

Определение продольных сил и нормальных напряжений, построение эпюр М и расчеты на прочность.

Тема 2.2 Расчета на срез и смятие

Срез: основные расчетные предпосылки, расчетные формулы. Смятие: условности расчета, расчетные формулы. Расчеты на срез и смятие соединений заклепками, болтами и т.д.

1

2

Практические занятия.

2

Построение эпюр крутящих моментов, расчеты на жесткость и прочность при кручении.

Тема 2.3 Геометрические характеристики плоских сечений

Осевой, центробежный и полярный моменты инерции. Главные оси и главные моменты инерции. Осевые моменты инерции простейших сечений: прямоугольника, круга, кольца.

1

2

Практические занятия.

2

Определение осевых, центробежных и полярных моментов инерции.

Тема 2.4 Изгиб

Основные понятия и определения. Классификация видов изгибов: прямой изгиб (чистый и поперечный). Внутренние силовые факторы при прямом изгибе-поперечная сила и изгибающий момент. Дифференциальные зависимости между изгибающим моментом, поперечной силой и интенсивностью распределенной нагрузки. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения возникающие в поперечных сечениях бруса при чистом изгибе.

1

1

Практические занятия.

1

Расчеты на прочность и жесткость при изгибе.

Тема 2.5 Растяжение и изгиб бруса

Расчет брусьев большой жесткости при совместном изгибе и растяжении (сжатии). Определение нормальных напряжений в поперечных сечениях, нахождение опасных точек и расчет на прочность.

1

3


Практические занятия.

1

Расчет бруса круглого поперечного сечения на изгиб с кручением.

Тема 2.6 Сопротивление усталости

Усталостное разрушение, его причины. Предел выносливости. Связь приделов выносливости с характеристиками статической прочности от вида нагружения бруса. Понятие о зависимости предела выносливости от асимметрии цикла. Местные напряжения и их влияния на предел выносливости.

1

1

Практические занятия.

1

Расчеты на усталость при одноосном и упрощенном напряженном состоянии и при чистом сдвиге.

Тема 2.7 Устойчивость сжатых стержней

Понятие об устойчивых и неустойчивых формах упругого равновесия. Критическая сила. Связь между критической и допускаемой нагрузками. Предельная гибкость . Расчеты сжатых стержней.

1

2

Практические занятия.

2

Определение критической силы для сжатого бруса большой гибкости.

Самостоятельные работы: выполнение домашних заданий по разделу 2

7

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Расчеты на прочность: проверка прочности, определение требуемых размеров поперечного сечения бруса. Температурные напряжения в статически не определимых системах. Основные факторы влияющие на выбор требуемого коэффициента запаса прочности Определение линейных и угловых перемещений для различных случаев нагружения статически определимых балок. Брусья переменного поперечного сечения. Линейные и угловые перемещения при прямом изгибе. Понятия о касательных напряжениях в поперечных и продольных сечениях брусьев при прямом поперечном изгибе. Гипотеза энергии формоизменения. Гипотеза наибольших касательных напряжений. Формулы для эквивалентных напряжений, их применение Влияние абсолютных размеров, шероховатости и упрочнения поверхности деталей на предел выносливости. Эмпирические формулы для критических напряжений. Рациональные формы поперечных сечений сжатых стержней. Формула Эйлера при различных случаях опорных закреплений. Гибкость

Раздел. 3 Детали машин

20

Тема 3.1 Основные положения

Основные понятия. Современные тенденции в развитии машиностроения. Требования к машинам и их деталям. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин. Выбор материалов для деталей машин. Проектный и проверочный расчеты.

1

1

Тема 3.2 Общие сведения о передачах

Вращательное движение и его роль в механизмах и машинах. Назначение передач в машинах и их классификация. Основные силовые и кинематические соотношения в передачах.

1

2

Тема 3.3 Фрикционные передачи

Общие сведения. Классификация фрикционных передач. Достоинства, недостатки и применение фрикционных передач. КПД передачи. Виды разрушения рабочих поверхностей фрикционных катков. Передаточное число. Вариаторы.

1

2

Тема 3.4 Зубчатые передачи

Общие сведения о зубчатых передачах: достоинства, недостатки, область применения. Классификация зубчатых передач. Основные теории зубчатого зацепления. Краткие сведения об изготовлении зубчатых колес. Материалы и конструкции зубчатых колес. Виды повреждения зубьев и критерии работоспособности зубчатых передач. Основные геометрические соотношения.

1

2

Тема 3.5Передача винт — гайка

Общие сведения. Разновидности винтов передач. КПД и передаточное число. Виды разрушения передачи и материалы винтовой пары. Расчет передачи винт-гайка. Допустимые напряжения. Последовательность расчета передачи винт-гайка.

1

1


Тема 3.6Ременные передачи

Ременные передачи: принцип работы, устройство, достоинства, недостатки применение. Детали ременных передач: приводные ремни, шкивы, натяжные устройства. Сравнительные характеристики передач с плоскими, клиновыми и поликлиновыми ремнями. Силы и напряжения в ветвях ремня. Силы действующие на валы и подшипники. Скольжение ремня на шкивах. Передаточное число и КПД передачи.

1

2

Практические занятия.

2

Расчет ременных передач.

Тема 3.7 Цепные передачи

Цепные передачи: принцип работы, устройство, достоинства, недостатки, область применения. Детали цепных передач: приводные цепи, звездочки, натяжные устройства. Основные геометрические соотношения в передачах. Силы действующие в цепной передаче.

1

1

Тема 3.8Редукторы. Вариаторы

Устройство, принцип действия и работа редукторов и вариаторов. Область применения, способы фиксации валов в редукторах.

2

2

Тема 3.9 Оси, валы и соединения

Валы , оси их назначение, конструкция, материалы. Расчет валов и осей на прочность и жесткость. Конструктивные и технологические способы повышения выносливости валов. Типы шпоночных соединений и их сравнительная характеристика. Расчет соединений призматическими и сегментными шпонками.

2

2

Практические занятия.

2

Проверочный и проектировочный расчеты валов.

Тема 3.10Подшипники и муфты

Подшипники скольжения: назначение, типы, область применения. Подшипники качения: устройство, сравнительная характеристика подшипников качения и скольжения. Классификация подшипников качения и обзор основных типов. Муфты, их назначение и классификация, краткие сведения о выборе и расчете муфты.

1

2

Тема 3.11 Резьбовые соединения

Общие сведения, классификация резьб. Геометрические параметры резьбы. Основные типы резьб. Способы изготовления резьб. Конструктивные формы резьбовых соединений, стандартные крепежные изделия. Способы стопорения резьбовых соединений.

2

3

Тема 3.12 Сварочные, паяные и клеевые соединения

Сварные соединения: достоинства, недостатки, область применения. Основные типы сварных швов. Расчет сварных соединений встык и внахлестку при осевом нагружении соединяемых деталей. Краткие сведения о клеевых соединениях. Краткие сведения о паянных соединениях.

2

2

Самостоятельные работы: выполнение домашних заданий по разделу 3

10

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Геометрический расчет передач. Усилие в передачах. Расчет на прочность. Силы действующие в зацеплении. Расчет зубьев на контактную усталость и изгиб, исходные положения расчета, расчетная нагрузка, формулы проверочного и проектного расчетов Выбор основных параметров, расчетных коэффициентов и допускаемых напряжений. Расчет зубьев на конструктивную усталость и изгиб. Основные геометрические соотношения в передачах. Допускаемые напряжения для сварных соединений. Материалы деталей подшипников, смазка подшипников, критерии работоспособности и условные расчеты. Проектировочный и проверочный расчеты цепной передачи. Выбор основных параметров и расчетных коэффициентов, КПД передачи.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования      к      минимальному      материально-техническому
обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Техническая механика»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебно-наглядные пособия по дисциплине «Техническая механика»;
  • комплект рабочих инструментов;
  • измерительный и разметочный инструмент.

Технические средства обучения:

-        интерактивная  доска  с  лицензионным  программным  обеспечением  и
мультимедиапроектор.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень     рекомендуемых     учебных     изданий,     Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Андреев В. И., Паушкин А.Г., Леонтьев А.Н., Техническая механика.
    М.: Высшая школа, 2010-224с.
  2. Атаров Н.М. Сопротивление материалов в примерах и задачах. М.:
    Инфра-М, 2010-262с.
  3. Варданян   Г.С.,   Андреев   В.   И.,   Атаров   Н.М.,   Горшков   А.А.,
    Сопротивление    материалов    с    основами    теории    упругости    и
    пластичности. М.: Инфра-М, 2010-193с.
  4. Варданян    Г.С.,    Атаров    Н.М.,    Горшков    А.А.    Сопротивление
    материалов с основами с основами строительной техники. М.: Инфра-
    М, 2010-124с.
  5. Лачуга Ю.Ф. Техническая механика. М.: КолосС, 2010-376с.
  6. Ксендзов В.А. Техническая механика. М.: КолосПресс, 2010-291с.

Дополнительные источники:

  1. Варданян   Г.С.,   Андреев   В.    И.,   Атаров   Н.М.,    Горшков   А.А.
    Сопротивление материалов. Учебное пособие. М.: МГСУ. 2009-127с.
  2. Паушкин А.Г Практикум по технической механике. М.: КолосС,2008-
    94с.
  1. Сельский механизатор научно-популярный журнал.
  1. Интернет- ресурс «Техническая механика». Форма доступа:
    http://edu.vgasu.vrn.ru/SiteDirectory/UOP/DocLib13/Техническая%20мех
    аника.pdf
  2. Интернет- ресурс «Техническая механика». Форма доступа:
    ru.wikipedia.org

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль  и  оценка результатов  освоения  дисциплины  осуществляется

преподавателем     в     процессе     проведения     практических    занятий     и

лабораторных работ,  тестирования,  а также  выполнения  обучающимися

индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • читать кинематические схемы;
  • проводить расчет и проектировать детали  и
    сборочные единицы общего назначения;
  • проводить сборочно - разборочные работы в
    соответствии с характером соединений деталей
    и сборочных единиц;
  • определять   напряжение   в   конструкционных
    элементах;
  • производить расчеты элементов конструкций на
    прочность, жесткость и устойчивость;

-        определять передаточное отношение.
Знания:

  • виды машин и механизмов, принципы действия,
    кинематические        и        динамические
    характеристики;
  • типы соединения деталей и машин;
  • основные сборочные единицы и детали;
  • характер   соединения   деталей   и   сборочных
    единиц;
  • принцип взаимозаменяемости;
  • виды  движений  и  преобразующие  движения
    механизмы;
  • виды   передач,   их   устройство,    назначение,
    преимущество      и      недостатки,      условные
    обозначения на схемах;
  • передаточное отношение и число;
  • методику расчета элементов  конструкций на
    прочность,   жесткость   и   устойчивость   при

        различных видах деформации.        


практические занятия практические занятия

практические занятия

практические занятия

практические занятия

практические занятия

тестирование, домашняя работа

домашняя работа

тестирование

контрольная работа, домашняя

работа

тестирование домашняя работа

практические занятия

индивидуальные задания

тестирован



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине: «Техническая механика с основами технических измерений»

Итоговая аттестация в виде экзамена Форма контроля:В результате итоговой аттестации обучающийся должен уметь:-       Производить расчет прочности несложных деталей ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика с основами технических измерений (35.01.13)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика с основами технических измирений разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего пр...

Рабочая программа ОП 02 Техническая механика с основами технических измерений 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продук...

Комплект контрольно-оценочных средств Техническая механика с основами технических измерений 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции

Контрольно-оценочные средства (КОС)  являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии среднего профессионального о...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ОП 02 Техническая механика с основами технических измерений 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции

Задачи самостоятельной работы:- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;- углубление и расширение теоретических знаний;- формирование умений исполь...

Рабочая программа (профессии) ОПД 03 Основы технической механики и слесарных работ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОПД 03 Основы технической механики и слесарных работпо профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям)Количество часов:   5...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Техническая механика с основами технических измерений"

УМК предназначен для повышения эффективности и качества подготовки путем:систематизации содержания и организации изучения учебной дисциплины с учетом достижений науки, техники и производства;улучшения...