Статья "Авторские подходы к разработке дидактического и оценочного материала для обучающихся 8го вида по программам профессиональной подготовки"
опыты и эксперименты

Лунева Анастасия Игоревна

Статья об особенностях работы и оценивания обучающихся, относящихся к категории детей VIII вида. Обучение ведется по адаптированной образовательной программе 18103 «Садовник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_s_popravkami.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Авторские подходы к разработке дидактического и оценочного материала для обучающихся 8го вида по программам профессиональной подготовки».

Преподаватель ГБПОУ КК «Анапский сельскохозяйственный техникум» Лунева Анастасия Игоревна.

На современном этапе развития новейшего общества остро встал вопрос социализации «особенных» детей. После обучения в школе-интернате или находясь на домашнем обучении подростку трудно войти в общество, получить профессиональную подготовку и найти работу. Это связано с тем, что -  во-первых, общество не готово принять «особенных» людей; во-вторых, отсутствуют специализированные профессиональные образовательные организаций, а следствие этого – отсутствие  квалифицированных кадров.

С целью решения данной проблемы предусмотрена реализация адаптированных образовательных программ на базе техникумов и колледжей. На базе Анапского сельскохозяйственного техникума проходит обучение по адаптированной образовательной программе 18103 «Садовник», срок обучения 10 месяцев. По данной программе обучаются подростки, имеющие различные ограничения, относящиеся к категории обучающихся 8 вида с необратимым отклонением в развитии - умственной отсталостью (с нарушением интеллекта). В группе 12 человек, их них 6 мальчиков и 6 девочек. Один обучающийся проходит на занятия второй год по просьбе родителей, так как это единственное место социализации подростка.

Целью создания специальных учебных групп на базе профессиональных образовательных организаций является создание условий для коррекции отклонений в развитии, а также социально-психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. Увы, такие подростки не смогут догнать в развитии своих сверстников, но наша цель сократить эту разницу.

При входе учебную группу «особых»  обучающихся нужно понимать, что это мы для них особенные, а они норма. Во время подготовки и проведения занятий необходимо учитывать также ряд особенностей студентов, а именно что обучающиеся испытывают огромные трудности при чтении, написании текста, проблемы с устной и письменной речью, быстро утомляются, имеют рассеянное внимание, кратковременную память и высокую подвижность. Проблемы усугубляется отсутствием в образовательной организации логопеда, дефектолога, медицинского работника, а, следовательно, педагогу специальных дисциплин необходимо самостоятельно диагностировать эмоциональное состояние обучающихся перед началом занятия и в течение всего урока. Основное правило в данной ситуации забыть все, что умел и начать учится заново, вместе с «особыми»  детьми, а это значит быть принятым в их сообщество, что является залогом успеха в освоении учебной дисциплины.

Использование большого разнообразия методических и дидактических приемов не гарантирует освоение учебного материала, изложение материала должно сопровождаться от общего к частному с применением визуального ряда. Подобранный материал должен быть кратким, логичным, понятным, структурированным и практичным. При изучении нового содержания, осуществляется рассказ/пересказ учебного материала, запись на доске основных содержательных линий, запись в рабочую тетрадь, проговаривание материала совместно с педагогом. При закреплении обучающимся предлагается раскрасить отдельные части растения, дорисовать недостающие структурные элементы, используя учебник/раздаточный материал, определить составные части на гербарном растении, комнатном растении и т.д. Далее вводятся элементы самостоятельной работу с учебником: обучающимся задается вопрос, который должен быть визуально представлен, с указанием номера страницы, где необходимо найти ответ в учебнике.

Каждая тема изучается подобным образом с незначительными корректировками, связанными со спецификой содержания учебного материала. Если на каждом занятии вводить новые методические приемы, то «особый» студент неспособен усвоить данный вид деятельности, не говоря о его содержании.

Подходы к оцениванию результатов обучения по учебной дисциплине и критерии оценивания также требуют нового осмысления в педагогической практике. Особенному студенту не всегда необходима отметка, но очень важна похвала и поощрение. Учебное занятие – это конкретный результат, продукт деятельности обучающегося, который нельзя отложить на потом, так как особый обучающиеся должен увидеть сегодня. Данное правило необходимо учитывать, а, следовательно, и задания должны быть понятны, адаптированы и обязательно оценены педагогом формальными или неформальными отметками.

При разработке контрольно-измерительных материалов для обучающихся 8го вида необходимо учитывать, что предметные результаты и общие компетенции должны быть интегрированы в жизненный опыт. Задания, используемые при оценке результатов обучения должны носить практический характер и основаны на использование приобретённого опыта в рамках учебной дисциплины. Например, после изучения типов плодов обучающимся предложено собрать плоды в саду или парке и затем коллективно определить  тип того или иного плода. При формировании заданий, корректно использовать только те плоды, которые обучающиеся принесли на учебное занятие для совместной работы в группе.

Основные принципы, которые необходимо учитывать при работе с обучающимися с особыми возможностями здоровья, а именно критериальность, гибкость, вариативность и самооценка.

Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими, но они будут зависеть от формы выполнения: задания, индивидуально, в паре или группе; от количества правильно выполненных заданий на узнавание, на достоверность воспроизводства учебного материала; объема и достоверности переписанного или перерисованного материала и т.д.

Самооценка обучающего должна предшествовать оценке педагога. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок: в начале учебного занятия и в конце.

Разработка дидактических и оценочных материалов очень сложный педагогический процесс, требует от педагога высокой мобильности и ответственности, но важно понимать, что основная цель сформировать у особенного обучающегося жизненные компетенции, которые позволять ему социализироваться в современном обществе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения итоговой аттестации профессионального обучения по адаптированной программе профессиональной подготовки по профессии: 19601 Швея (VIII вида)

Общие положенияРезультатом освоения профессионального обучения по адаптированной программе профессиональной подготовки является готовность обучающего к самостоятельному выполнению работ и к профессион...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по учебной дисциплине ОП.04. БОТАНИКА по программе профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник (VIII вида)

В работе представлены задания для проведения зачетной работы по дисциплине ОП 04. Ботаника по программе профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник  (VIII вида)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 03 профессионального модуля 03 Озеленение и благоустройство различных территорий профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства 18103 Садовник

Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 250109.01 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» форма обучения: очная ПМ 01. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различного материала: МДК.01.01 Технология обработки т

Адаптированная рабочая профессионального модуля по программе профессиональной подготовки «ПМ 01. Выполнение работ по обработке  текстильных изделий из различного материала: МДК.01.01 Технол...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» форма обучения: очная ПМ 01. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различного материала: МДК.01.01 Технология обработки т

Адаптированная рабочая профессионального модуля по программе профессиональной подготовки «ПМ 01. Выполнение работ по обработке  текстильных изделий из различного материала: МДК.01.01 Технол...

Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств

Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств...